Конспект урока русского языка в 5 классе c элементами ФГОС
"Имя прилагательное как часть речи"
выполнил: Магамедов З.Н.
учитель русского языка и литературы
С. Ассаб, 2018 г.
Имя прилагательное как часть речи
Цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, их синтаксическую роль в предложении, правильно употреблять прилагательные в речи.
Задачи урока:
Планируемые образовательные результаты:
предметные: добиться от учащихся осмысления понятия «признак» применительно к имени прилагательному, определять синтаксическую роль имени прилагательного.
метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.
Оборудование: конспект урока, дидактический материал, учебник ( Русский язык: учебник для 5 кл. образовательных учреждений / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2012).
Оценочные листы.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие.
Мы
пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно Записываем дату.
Мотивация.
Наш урок- первый в самом начале большой темы. И я предлагаю вам немного побыть следователями, детективами.
Целеполагание и постановка учебных задач.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит расследовать дело об исчезновении. Уважаемые коллеги! Наше агентство получило срочное секретное сообщение: в стране Морфологии случилось ужасное ЧП – пропала важная часть речи. Наша задача – отыскать и вернуть ее, иначе жизнь в стране станет серой и безрадостной.
Вот приметы пропавшей части речи:
С
существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?..(имя прилагательное). (слайд № 2)
Запишите тему урока: «Имя прилагательное как часть речи»
Какая орфограмма встретилась вам в названии части речи?
Чередование гласных в корне слова.
Как вы понимаете смысл названия части речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, я приглашу вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи
Правдин: Митрофанушка, что ты знаешь из грамматики?
Митрофанушка: Много. Существительна да прилагательна.
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофанушка: Дверь? Котора дверь?
Правдин: Вот эта!
Митрофанушка: Эта? Прилагательна!
Правдин: Почему же?
Митрофанушка: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешана: так покамест существительна.
Правдин: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофанушка: И ведомо!
–
Правильно ли ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет)
– Что не знает Митрофан? Помогите ему. (Он не знает что обозначает имя
прилагательное и на какие вопросы отвечает)
– Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины. Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (Прилагается, приложена)
Как вы понимаете смысл названия части речи?
Приложенное, добавленное к чему-нибудь.
К чему же «приложено» прилагательное?
К имени существительному.
– Почему с именами существительными? (Существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета)
– Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой»
Актуализация знаний, умений.
Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из иностранных языков. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное.»
Учитель: Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту.
С. Есенин
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?
Дети: Потому что поэт использовал прилагательные.
Учитель: Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебряным? Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит?
Дети: Потому что озеро похоже на серебро, блестело, было очень красивым.
Учитель: Понравилось вам стихотворение?
Дети: Да!
Учитель: Молодцы, ребята!
Учитель: Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?
Дети: Использование эпитетов.
Слово учителя:
Ребята, мы нашли первые улики в деле о пропавшей особе (ее происхождение) – Имени Прилагательном. Для того чтобы дальше продолжить расследование, необходимо определить цель всей нашей деятельности. Для этого вспомним:
- Какой раздел науки о языке изучает прилагательное?
Морфология
Итак, юные сыщики, какая цель стоит сегодня перед нами?
Сейчас вы проверите себя. Умеете ли вы ставить цель? Кто озвучит цель урока? Поближе познакомиться с именем прилагательным. Совершенно верно. Ведь это только первый урок большой темы «Имя прилагательное».
Но как же нам поближе познакомиться с именем прилагательным, чтоб ничего не напутать? Можно составить план работы на уроке. Посмотрите на слайд. Я предлагаю вам расставить цифры- в какой последовательности, по-вашему, стоит рассматривать учебный материал.
План урока
Роль прилагательного в речи.
Общее значение имени прилагательного
Морфологические признаки имени прилагательного
Синтаксическая роль
ИМЯ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
– Что нам нужно вспомнить об имени прилагательном? (1. Общее значение, 2.
Морфологические признаки, 3. Синтаксическая роль)
– А зачем нам нужно это знать? (Чтобы уметь отличать прилагательные от
других частей речи, правильно употреблять имена прилагательные, чтобы речь была
красивая, точная…)
–
По опорным фразам сформулируйте цель урока:
Опорные фразы:
Повторить изученное об … (имени прилагательном)
Учиться … речи (использовать прилагательные в устной и письменной речи)
Определить … в предложении. (синтаксическую функцию прилагательных)
Сделали? А теперь проверим. Внимание на слайд.
Справились? Молодцы!
Каждый сыщик, приступая к делу, изучает досье, уже имеющиеся материалы.
Что мы знаем о прилагательном из начальной школы?
Дети: Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
Учитель: Запомните имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета. И это является значением прилагательного.
Учитель: Давайте хором повторим, имя прилагательное- обозначает признак предмета.
Анализ изученного содержания.
По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов, по частоте употребления – 5 место.
Когда же чаще всего мы используем прилагательные? (при описании картин природы, характера человека, его чувств, настроений, душевных переживаний, при названии морей и рек, цветов, в загадках).
А может и не нужно нам сегодня разыскивать прилагательное.
Зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?
Дети: Чтобы наша речь была красивой, красочной, яркой.
Перед вами 2 варианта текста. Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
Учитель: Все слова вам понятны?
Учитель: Скажите, почему дятла называют лесным лекарем?
Дети: Потому что он лечит деревья от насекомых
Учитель: Да, у него много достоинств. И о них мы узнаем больше из второго текста.
Учитель: Сравните по объему. Где больше слов.? Где описание дятла более точное?
Дети: Во втором.
Учитель: Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное.
Дети: Глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.
(показывается слайд с выделенными прилагательными)
Учитель: К какой части речи относятся выделенные слова?
Дети: К прилагательному
Учитель: К какому выводу вы пришли, для чего в речи используются прилагательные?
Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, выразительным.
Прилагательные создают яркое зримое представление о предмете, явлении.
На какой вопрос они отвечают?
Прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? чей?
Прилагательные не только дарят признаки, но и сами имеют свои характеристики отличительные свойства.
Учитель: Посмотрите, ребята на экран. Выполните следующее задание:
Вставьте окончания в имена прилагательные, определите род, число и падеж.
Глух.., ритмичн.. стук (м.р., ед.ч., И.п.), лесн... царь (м.р., ед.ч., И.п.), лесн... птица (ж.р., ед.ч., И.п), длинн... клюв(м.р., ед.ч., И.п.), голуб... небо (ср.р., ед.ч., И.п.), ярк , красн (какие?) перышки (мн.ч., И.п.), вредн (какие?) (мн.ч., И.п.) насекомые, больн (какие?) (мн.ч., И.п.) деревья.
-Какой это признак прилагательного. Посмотрите, можем ли мы сказать лесная царь или лесной птица?
Дети: Нет
Учитель: А почему?
Дети: Потому что слово птица стоит в ж.р. и прилагательное должно стоять в ж.р.
Учитель: Какой это признак прилагательного?
Дети : Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ.
Учитель: Молодцы, ребята! Правильно! Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и ещё в падеже. Например: Глухой, ритмичный стук-Стук- определяемое существительное - какой? Сущ. Стук стоит в м.р. , т.к. имеет нулевое окончание, в ед. ч, им п., значит прил. тоже должно стоят в м.р, им.п, ед. числе.
А какая форма прилагательного считается начальной (И.п., ед.ч, м.р)
Выделение главного в изученном.
Вывод: Прилагательное - самостоятельная часть речи, Которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей7
Прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе – по родам.
Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.
Мы сейчас сформулировали морфологические признаки имени прилагательного.
Физкультминутка. Для детектива важна хорошая физическая форма. Сейчас нам необходимо собрать улики. Я буду называть слова, а вы будете выбирать из этих слов не только имена прилагательные, но и оставшиеся слова: глаголы и существительные. Все слова аккуратно разложим по своим коробкам. Итак, правила: Видим прилагательное – присесть, глагол – подпрыгнуть, существительное – хлопнем в ладоши. Начали:
Слова: Белый, краснота, белизна, белеть, синеть, синь, славные, хороша, синева, зелень, молодую, веселых, деревянное, красивым, красить.
Улики отобраны. Молодцы, ребята!
Слово учителя.
Расследование продолжается, оно близко к завершению. Но вот еще один важный свидетель, который видел прилагательное по дороге в страну Синтаксиса. Нам нужно определить синтаксическую роль прилагательных в предложении.
Работа со взаимопроверкой.
Внимательно посмотрите на предложения.
Распустился красивый цветок.
Цветок красив.
-Спишите.
-Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Найдите прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут являться.
Вывод: имена прилагательные в предложении являются определением или сказуемым.
Систематизация и обобщение.
-Итак, ребята, какую часть речи мы с вами открыли?
- Какое значение имеет прилагательное?
- На какие вопросы отвечает прилагательное?
-Какие морфологические признаки у прилагательного?
-Каким членом предложения является прилагательное?
-Сформулируйте определение: что такое имя прилагательное?
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает……………………..
и отвечает на вопросы………………………
Изменяется по……………и ….…………
В единственном числе по…………………
Имена прилагательные ...........................с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.
В предложении является …………………и…………………
Ну вот и подошел к концу наш урок. Ребята, скажите, что мы сегодня с вами повторяли? Вы убедились, что важно учиться в жизни и не останавливаться на достигнутом, чтобы не быть похожим на Митрофанушку.
Ну что ж ребята, по крупицам мы собрали сведения об имени прилагательном. Самое время обобщить собранную информацию. Каждому сыщику предстоит для этого выполнить тест.
1. Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?
А) Имя существительное;
Б) Имя прилагательное;
В) Глагол.
2. Имя прилагательное обозначает:
А) признак предмета;
Б) признак признака;
В) признак действия.
3. Какое слово называет признак предмета?
Среди тишины послышался тихий говор.
А)первое;
Б) третье;
В)четвертое.
4. Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:
А) смышленый (ребенок);
Б) о книжной (полке);
В) отцовского (участка).
5. Имя прилагательное не изменяется:
А) по падежам;
Б) по спряжению;
В) по числам.
6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?
А) весенний лес;
Б) дружелюбный от природы.
Ключ к тесту.
1. Б
2. А «5» - 0 ошибок
3. В «4» - 1 ошибка
4. А «3» – 2 ошибки
5. Б «2» – 3 ошибки
6. Б
Выполняют тест. Самопроверка. Выставление оценок.
Установление межпредметных и внутрипредметных связей.
А теперь вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы ее? Давайте наметим, что еще хотелось бы узнать об имени прилагательном?
Да, наш урок только открывает тему «Имя прилагательное». Вам многое ещё предстоит узнать: разряды прилагательных, степени сравнения, правописание имен прилагательных. Так что , будет ещё чем заняться на следующих уроках.
Домашнее задание: правило на стр. 85 выучить. Упр. на выбор 567, 572 или 575.
Рефлексия: Слово учителя.
Итак, юные сыщики, оказывается, Прилагательное спряталось, так как обиделось на людей. Ему кажется, что они пренебрежительно относятся к нему в своей речи. Решило посмотреть, что будет без него.
- Ребята! Изменится ли что- либо в нашей жизни без прилагательного? Обоснуйте свой ответ.
Итак, ребята, наше расследование подходит к концу. Мы создали морфологический «портрет» прилагательного и отыскали среди других частей речи. Выскажете свое впечатление об уроке, используя только прилагательные.
Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали _______________________ответы.
На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я ______________.
И сейчас у меня ____________ настроение.
- Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Удачи всем. Спасибо!
Учитель: Молодцы! Теперь давайте разделимся на 3 команды для выполнения следующего задания. Но оно посложней, ребята! При его выполнении вам необходима внимательность и смекалка.
(Групповая работа. Раздаются разные тексты, ученики должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.)
Образец: 1 команда. (1 ряд)
1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…) воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.
2. Летним утром приятно побродить по лесу, подышать свежим воздухом. 2. С раннего утра и до поздней ночи слышится чудесное пение птиц.
Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.
Образец: 2 команда. (2 ряд)
1.Наступило (…)лето. 2. Только в (…) лесу сквозь (…) деревья пробивались (…) лучи.
2.Наступило жаркое, знойное лето. 2. Только в зеленом лесу сквозь высокие, могучие деревья пробивались редкие, солнечные лучи.
Прилагательные:, знойный, зеленый, высокий, солнечный.
Образец: 3 команда. (3 ряд)
1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2. Сквозь (…) облака неожиданно появились (…) тучи.
Маленькая птичка сидела на верхушке зеленой ели. 2.Сквозь голубые облака неожиданно появились мрачные тучи.
Прилагательные: маленький, зеленой, голубой, мрачный.
(Каждая команда читает свои тексты, правильные варианты текстов будут показаны на слайде.)
Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с этим заданием.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
2. Ларионов Л.Л /Сборник упражнений по орфографии: 5 класс. Пособие для учителя. – М,: Просвещение, 2001.
3. Аксенова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык, 5 класс. Учеб. дляобщеобразоват. учреждений» – М,: Издательство «Экзамен», 2014.
4. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Под ред. Л.П. Крысина. – М,: Просвещение, 1995.
5. Богданова Г.А. Русский язык без репетитора: учеб. Пос. В 2-х ч. – Ч.1. Орфография. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2012.
Ссылки на источники:
1. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
2. http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html Основные правила грамматики русского языка
3. Интернет-ресурсы по ФГОС http:// mon. gov. ru - сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС. http:// www. mcko. ru - сайт Московского центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной образовательной программы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации ФГОС.
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.