Имя существительное. Обобщение

  • Занимательные материалы
  • Работа в классе
  • docx
  • 20.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации по изучаемой теме. Задачи: • Образовательная: обобщение и закрепление знаний учащихся об имени существительном. • Развивающие: o развитие саморегуляции, умение правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать. o развитие у обучающихся навыков работы в паре. o систематизировать материал в кластер. • Воспитательная: воспитывать желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и их практически применять. Цель-результат для учащихся: ученики должны знать об имени существительном как о части речи, об изменении по числам, определять род, склонение и падеж, применять полученные знания на практике.
Иконка файла материала Имясуществительное.Обобщение.3 класс.docx
Тема: Имя существительное. Обобщение. 3 класс. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. УМК: «Перспектива» Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»,  ИКТ. Цель урока: приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации  по изучаемой теме. Задачи:  Образовательная: обобщение и закрепление  знаний учащихся об имени существительном.    Развивающие:  o развитие саморегуляции, умение правильно  обобщать данные и делать выводы,  сравнивать.   o развитие у обучающихся навыков работы в  паре.   o систематизировать материал в кластер.  Воспитательная: воспитывать желание  переосмыслить собственные знания по изучаемой  теме и их практически применять. Цель­результат для учащихся: ученики должны знать об имени существительном как о  части речи, об изменении по числам, определять род, склонение и падеж, применять  полученные знания на практике.  Оборудование: медиапроектор, индивидуальные карты учащихся с информационным  текстом и кластером. I. Вызов ХОД УРОКА – Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной  творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя,  зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой  соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. (Ребята выполняют  задание учителя).  – Спасибо!– Послушайте имена существительные и скажите,  к каким  профессиям они относятся: поиск, слежка, наблюдение, расследование, преследование, размышление. (К профессиям:  детектив, следопыт, следователь, дознаватель, сыщик). – Какими качествами характера нужно владеть людям этих профессий? (Быть смелыми,  ловкими, умными) – Я предлагаю вам сегодня попробовать свои силы в этой профессии и открыть  собственное детективное агентство класса «Сыщики». <Приложение> –  Ребята, какой бы девиз работы нашего агентства вы предложили. (Предлагают  варианты девиза работы на урок). Давайте прочитаем девиз нашей работы со слайда.  <Презентация> – В наше агентство обратились маленькие воробушки. Да, да, самые обыкновенные  воробушки! Они уверены, что кто­то похитил капель, поэтому весна не начинается. Хотите помочь воробышкам и ускорить приближение весны?  – Кто выполнит все задания без ошибок, тот сможет увидеть весеннюю капель  и получит  звание детектива. – Предлагаю вам встретиться с одной очень важной частью речи. С какой – догадайтесь  сами. Послушайте внимательно стихотворение и закончите правильно последнюю строчку:  Вещи, люди и цветы,  Носороги и коты,  Джинсы, майки и конфеты  Шубы, шапки и зонты,  Гвозди, гайки и винты,  Сёла, города, планеты –  Это тоже всё …  (предметы) – Ещё раз послушайте стихотворение и установите объект нашего расследования. (Это  имя существительное).  – Работа в тетрадях, каллиграфическая минутка. Откройте тетради, запишите число,  классная работа, пропишите буквы Сс Щщ Тт Вв Лл Нн Физминутка – А сейчас поиграем в игру и немного отдохнем. Встали. Имя существительное – очень удивительное {шагом}  На вопросы кто? и что? отвечать оно должно  {хлопаем}  Если слово отвечает на вопрос кто?– поднимаем  руки.  Если на вопрос что? – руки вперед.  Если другая часть речи – присесть. (Люстра, мальчик, бегать, медведь, окно, зеленый, гроза).II. Осмысление “Я знаю…”/ «Я не знаю…»  Имя существительное – самостоятельная  часть  речи   Отвечает на вопросы: кто? что?  Обозначает предмет  Начальная форма имени существительного –  форма ед.ч., И.п.  Имена существительные изменяются  по числам и  падежам  Имена существительные бывают    … и…., ….и…...  Имена существительные относятся к …., ….., и ….  роду. В предложении имя существительное  обычно бывает подлежащим  и согласуется со  сказуемым. (Ответы детей – одобрение группы – выход к доске (клик по триггеру,  совпадение ответов – «Знаю», не совпадение – «Не знаю»). На все вопросы был дан ответ? Определение темы урока  – Как вы думаете какова тема нашего урока? (Тема урока – обобщение и закрепление  знаний об имени существительном). Постановка цели урока – Заполните тему и цели в листах работы на уроке. (Обобщение и закрепление знаний об  имени существительном.  умение правильно обобщать полученные  данные и делать  выводы, сравнивать). Физминутка. Игра­тренировка «Что? Кто?» Играют 2 команды (мальчики и девочки).  Девочки хлопают в ладоши, если слышат  имена существительные, отвечающие на вопрос  «что », мальчики – хлопают в ладоши, если слышат имена  существительные, отвечающие  на вопрос «Кто?». (Слова появляются на слайде: Мороз, шуба, дети, собака, окно, солнце, мама, снег,  школьник,  подруга,  природа, синица, сосулька, буран, снегирь, иней, медведь, облако,   лисица, серебро).  – Молодцы! Какой вывод можно сделать?  – А сейчас проверим вас в деле.  Смысловая стадияРасследование № 1 1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная  информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и  отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью  специальных знаков: Информация представляется учителем, а детьми сопоставляется “ ! ” — Я это знал. “ + ” — Новое для меня. “ ? “ — Вызывает у меня сомнения и вопросы. Информационный текст Сопоставление новой информации и необходимой информации.  1. Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает  предмет и отвечает на вопросы кто? что? 2. Значение предмета, выражаемое именами существительными, объединяет в себе  названия самых различных предметов и явлений, а именно: 1) названия конкретных  предметов (дом, дерево, тетрадь, книга, портфель, кровать, лампа); 2) названия живых  существ (человек, инженер, девочка, юноша, олень, комар); 3) названия различных  веществ (кислород, бензин, свинец, сахар, соль); 4) названия различных явлений природы и  общественной жизни (буря, мороз, дождь, праздник, война); 5) названия отвлечённых  свойств и признаков, действий и состояний (свежесть, белизна, синева, болезнь,  ожидание, убийство). 3. Начальная форма имени существительного — именительный падеж единственного  числа. 4. Имена существительные бывают: собственными (Москва, Русь, «Спутник») и  нарицательными (страна, мечта, ночь), одушевлёнными (конь, лось, брат) и  неодушевлёнными (стол, поле, дача). 5. Имена существительные относятся к мужскому (друг, юноша,  олень), женскому (подруга, трава, сушь) и среднему (окно, море, поле) роду. 6. Имена существительные изменяются по падежам и числам, то есть склоняются. 7. В предложении имена существительные обычно выступают в качестве подлежащего  или дополнения, но могут быть и любыми другими членами предложения.  8. Собственные имена существительные — это названия отдельных лиц, единичных  предметов. К собственным именам существительным относятся: 1) имена, фамилии, про­ звища, клички (Пётр, Иванов, Шарик); 2) географические названия (Кавказ, Сибирь,  Средняя Азия); 3) астрономические названия(Юпитер, Венера, Сатурн); 4) названия  праздников (Новый год, День учителя, День защитника Отечества); 5) названия газет,журналов, художественных произведений, предприятий (газета «Труд», роман  «Воскресение», издательство «Просвещение») и др. Все имена собственные пишутся с большой буквы (Москва, Арктика), некоторые также  берутся в кавычки (кинотеатр «Космос», газета «Вечерняя Москва»). Кроме различий в значении и написании собственные имена существительные  не  употребляются во множественном числе (кроме случаев обозначения разных предметов и  лиц, называющихся одинаково: У нас в классе две Иры и три Оли.) 9. Нарицательные имена существительные называют однородные предметы, которые  имеют что­то общее, одинаковое, какое­то сходство (человек, птица, мебель). Достаточная ли полная информация содержится в этом тексте? На какие вопросы не  получены ответы? Продолжаем расследование.  (Ребята читают информационный  текст и производят маркировку с помощью специальных знаков). – Предлагаю поработать в парах,  составить кластер по теме «Имя существительное»,  используя выполненные на уроке задания. (Дети заполняют кластер). – Кто хочет представить свой вариант кластера? (Желающие отвечают). – Проверим кластер, составленный на слайде. Расследование № 2 Дальше нам помогут разобраться фразеологизмы – устойчивые обороты речи.  Замените фразеологизмы именами существительными в начальной форме.  Определите их род и число. Как селёдка  в бочке – теснота Мурашки по коже – страх Выеденное яйцо – пустяк Держать язык за зубами – молчание Замок из песка– иллюзия – Определите число имён существительных. Все ли данные существительные могут  изменяться по числам? (Ответы детей). – Какой вывод можно сделать? (Не все имена существительные в русском языке могут  изменяться по числам). Расследование № 3 Работа детей в группах. Распределите данные имена существительные в 3 столбика. Гриб,  мёд, облака, шахматы, молоко, животные, санки, белка, железо, соль, щипцы, каникулы,  торт, ловкость, сутки. 1 ряд выписывает неизменяемые имена существительные единственного числа. 2 ряд – неизменяемые имена существительные множественного числа. 3 ряд – имена существительные, которые изменяются по числам Представление работы в группах. (Проверка фронтальная)  – Назовите неизменяемые имена существительные единственного числа. – Назовите неизменяемые имена существительные множественного  числа.– Назовите имена существительные, которые изменяются по числам. – Какой вывод можно сделать? Вывод: Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об  одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов.  Некоторые имена существительные употребляются лишь только в единственном, или  только во множественном числе.  Удачи вам. Последнее расследование 4. Расследование № 4 Отгадайте загадку. Только за окошком Попустил мороз, Потекли сосульки Бусинками слез. Ну, а ты, дружочек, Отвечай теперь – Под моим окошком Что звенит? … (Капель) – Выполните морфологический разбор слова – отгадки по алгоритму, данному в учебнике  с. 15. (Капель – сущ., нач. форма – капель, нарицат., неодуш., ж. р., ед.ч., И.п.) – Проверьте свою работу по слайду. (Самопроверка).  – МОЛОДЦЫ! Вот и появилась весенняя капель (на сайте), а значит, достигли и цели  урока.  Поздравьте друг друга. Каждый из вас получает медаль «Лучший сыщик» III. Итоговая рефлексия – Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какие открытия вы для себя сделали?  Какие вопросы остались? Попробуйте составить синквейн к сегодняшнему уроку. (Дети отвечают на  поставленные вопросы). – Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная.  Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше  эмоциональное настроение именно сейчас. (Выполняют задание учителя). Спасибо! – Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных  заинтересованных детей. Желаю вам дальнейших успехов! Спасибо за работу! – Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных  заинтересованных детей. Желаю вам дальнейших успехов! Спасибо за работу!