Имя у России - женское/уроки доброты
Оценка 4.7

Имя у России - женское/уроки доброты

Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
pptx
Междисциплинарный 7
4 кл—7 кл
23.04.2019
Имя у России - женское/уроки доброты
Мультимедийная презентация о русских женщинах, оставивших глубокий след в отечественной истории своим духовным подвигом\подвижничеством. Чистота их мыслей и образа жизни могли бы стать для нынешнего юного поколения страны ярким примером для подражания. Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни. Для того чтобы общество могло сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Традиционная культура, основанная на ценностях православия, – это не пережиток прошлого и не антинаучный вымысел, а условие выживания нации. Невозможно привить любовь к Родине, не зная ее истории, не зная национальных корней.
Имя у России - женское.pptx

ИМЯ У РОССИИ-ЖЕНСКОЕ! Автор работы: зав

ИМЯ У РОССИИ-ЖЕНСКОЕ! Автор работы: зав

ИМЯ У РОССИИ-ЖЕНСКОЕ!

Автор работы: зав.библиотекой
МАОУ СОШ № 7 г.Балаково Саратовской области ХАЧПАНОВА М.В.
Балаково, 2019 г.

УРОКИ ДОБРОТЫ «Моя семья - мой мир, оплот и гавань»

УРОКИ ДОБРОТЫ «Моя семья - мой мир, оплот и гавань»

УРОКИ ДОБРОТЫ «Моя семья - мой мир, оплот и гавань»

Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни. В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены факультативные курсы Введение в Народоведение, Введение в историю, Основы православной культуры и др., на базе некоторых общеобразовательных школ работают воскресные школы. Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Выступая с докладом на ХVI  Международных Рождественских образовательных чтениях (2007 г.), Президент Российской Академии образования Н. Д. Никандров сказал: «Думая о том, что положить в основу воспитания, нельзя не придти к выводу, что искать эти ценности надо не где-то на стороне, а в истории нашей Родины, в истории тысячелетней православной России». Говоря о православии, надо понимать, что речь идет о воспитании и образовании духовно-нравственной личности, идентичной национальной культуре, сыгравшей ключевую роль в возникновении и развитии государства Российского. Традиционная культура, основанная на ценностях православия, – это не пережиток прошлого и не антинаучный вымысел, а условие выживания нации. Невозможно привить любовь к Родине, не зная ее истории, не зная национальных корней.

Праведная княжна Анна-Янка Праведная

Праведная княжна Анна-Янка Праведная

Праведная княжна Анна-Янка

Праведная Анна по прозвищу Янка родилась в 1055 году в семье великого князя Киевского Всеволода Ярославича и была сестрою великого князя Владимира Мономаха. С детства обнаружив стремление к монашеской жизни, Янка отказалась от брака и стала насельницей, а с 1086 года настоятельницей основанного отцом девичьего Андреевского монастыря в Киеве, который по имени игумении стали называть «Янчиным» монастырем. 26 лет провела игумения Анна в богомыслии, посте и молитве. При монастыре было устроено училище. Здесь святая сама обучала девиц наукам и богословию. Совершив паломничество в Константинополь, она скончалась в 1112 году. Как местночтимая святая игумения Анна была канонизирована в XVII в. Преподобная княжна Анна является основоположницей женского княжеского монашества на Руси. Разделяя идеалы девства и иночества, за ней последовала младшая сестра ее Евпраксия, а затем преподобная Евфросиния Полоцкая и целая плеяда подвижниц благочестия из высшего общества устроительниц Святой Руси. Со временем вошло в обычай всем вдовам княжеского сословия принимать монашество и даже схиму. Прославились благочестием, к примеру: Иулиания, вдова князя Иоанна I Калиты; Александра–Мария, вдова великого князя Симеона Гордого; преподобная Евдокия – Евфросиния, вдова святого благоверного князя Димитрия Донского; София Витовна, вдова великого князя Василия I Дмитриевича; Мария, супруга великого князя Василия II Темного и другие.
Память праведной княжны Анны – 31мая (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Елена Ольгердовна, княгиня Серпуховская

Елена Ольгердовна, княгиня Серпуховская

Елена Ольгердовна, княгиня Серпуховская

Дочь великого князя Литовского Елена вышла в 1371 году замуж за серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, героя Куликовской битвы. В браке она родила шестерых сыновей ставших удельными князьками. Овдовев в 1410 году, она жила в Москве, проводя жизнь в молитве и заботах о многочисленных потомках. Во всеобщем уважении она скончалась в 1437 году.
Память Елены Ольгердовны – 3 июня (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Царевна Елена Шереметева Елена

Царевна Елена Шереметева Елена

Царевна Елена Шереметева

Елена Ивановна дочь боярина И.В.Шереметева Меньшого с 1579 года была третьей женой царевича Ивана Ивановича. По причине случившегося у нее выкидыша в 1581 году царевич вступил в конфликт с царем Иваном Васильевичем Грозным и погиб, а царевна Елена была пострижена в инокини Новодевичьего монастыря в 1583 году, где и закончила свои дни неизвестно когда.
Память царевны Елены – 3 июня (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Блаженная Елена страдалица Чепельская

Блаженная Елена страдалица Чепельская

Блаженная Елена страдалица Чепельская

Елена Ивановна Павлова родилась в благочестивой дворянский семье в Харьковской губернии. Набожный ее отец научил своих детей любви к Церкви, к богослужению православному, к пению и чтению на клиросе. В 17 лет Елена вышла замуж за поручика Павлова, но брачная жизнь не сложилась: единственный ребенок умер во младенчестве, муж кутил, проматывал имения и даже избивал жену, поступая во многом неблагородно. Но Бог прибрал его еще в молодости, что стоило Елене нервно-припадочной болезни, слепоте и частичной глухоте. Заботу о ней взяла на себя старшая на 10 лет сестра ее Антонина Ивановна, поселившая несчастную в своем имении в с. Чепель там же на Харьковщине. В болезненном положении своем  Елена не отчаивалась, но проводила жизнь высокодуховную, в молитве и воздержании, чтении Священного писания и участия в Таинствах Святой Церкви. Елене однажды явились чудотворцы-целители Кир, Иоанн, и Пантелеимон, укрепили ее в вере  и на время ослабили страдания больной. Являлся ей под видом старца-иеромонаха святитель Митрофаний Воронежский, когда она приезжала на поклонение мощам святителя. Частично Елена исцелилась от болезни глаз при целовании мощей святой великомученицы Варвары при паломничестве в Киев. Принял участие в укреплении духа болящей отдаленный сродник ее по матери святитель Иоасаф Белгородский, которого Елена Ивановна очень любила и почитала. Болящая пережила всех своих ближних и служащих ей. 90-летняя старица-страдалица, маленькая, худенькая с тусклыми невидящими глазками возлежала на своем одре как святая и потоку людей, посещавших ее, она неизменно несла доброе слово утешения и прозорливого советования. Дух Божий крепко держался в истерзанном болезнью теле блаженной старицы Елены в подтверждение слова апостольского, что «сила Божия в немощи совершается». Скончалась старица в 1885 году и была погребена при Покровской церкви с. Чепель.
Память блаженной Елены – 3 июня (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Благоверные княгини Мария и Анна

Благоверные княгини Мария и Анна

Благоверные княгини Мария и Анна Ярославские

Благоверные княгини Мария (+1284) и Анна (+1289) были женами благоверного князя Ярославского и Смоленского Феодора Чермного (+1299), обе они отличались личным благочестием и потому почитались народом по своей кончине. Первая жена стала матерью рано умершего благоверного князя Михаила, вторая – златоордынская ханша Анна, в иночестве Анастасия, была матерью благоверных князей Ярославских Давида и Константина, чьи чудотворные мощи хранятся ныне в Феодоровском соборе города Ярославля.
Память святых благоверных княгинь Марии и Анны – 5 июня (по новому стилю)
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Преподобная Евфросиния игумения

Преподобная Евфросиния игумения

Преподобная Евфросиния игумения Полоцкая

Святая Евфросиния, в миру Предислава, дочь князя Георгия Всеславича Полоцкого, с детских лет  отличалась любовью к молитве и книжному учению. Отвергнув предложения о браке, Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен каменный собор, сохранившийся до нашего времени. Незадолго до смерти преподобная Евфросиния отправилась в паломничество по Святым Местам. Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в Русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил принять ее мирную кончину 23 мая 1173 года. Не позднее 1187 года тело святой перенесено было в Киево-Печерский монастырь, с 1910 года ее мощи находятся в Полоцке в основанном ею монастыре. Преподобная Евфросиния является покровительницей русского женского монашества.
Память преподобной Евфросинии Полоцкой – 5 июня (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Преподобная Елена Дивеевская Святая

Преподобная Елена Дивеевская Святая

Преподобная Елена Дивеевская

Святая Елена Васильевна Мантурова родилась в богатой дворянской семье и получила светское воспитание. В 17 лет она чудным образом была обращена к духовной жизни через видение страшного змия, собиравшегося ее поглотить. Когда она закричала: «Царица Небесная, спаси, даю Тебе клятву замуж не выходить и уйти в монастырь!», и змий тотчас исчез. Преподобный Серафим, у которого Елена стала окормляться, благословил ее поступить в Дивеевскую Казанскую обитель мельничных сестер. Она трудилась на послушаниях наряду со всеми. По заповеди, данной ей Батюшкой, она много молилась и мало говорила. Она была со временем пострижена в рясофор и назначена церковницей и ризничей. Когда брат Елены Васильевны Михаил тяжело заболел, и Батюшка просил за послушание вместо брата умереть ей. «Что нам с тобой бояться смерти, радость моя! Для нас ведь будет лишь вечная радость» – говорил Преподобный,  и Елена смиренно согласилась. В тот же день она заболела и спустя несколько дней умерла, сподобившись видений ей Царицы Небесной.
Память преподобной Елены – 10 июня (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Преподобная Александра Дивеевская

Преподобная Александра Дивеевская

Преподобная Александра Дивеевская

Преподобная Александра, в миру Агафья Семеновна Мельгунова, происходила из рязанского старинного дворянского рода. Рано овдовев, она осталась с малолетней дочерью, которая умерла в детстве. Монашество с именем Александра она приняла в Киеве, во Флоровской обители. В Киеве Божия Матерь возвестила ей быть основательницей монастыря в с. Дивеево близ г. Сарова и назвала то место Своим Четвертым Уделом на земле, в котором спасутся монашествующие и миряне в час Страшного Суда. Преподобная Александра поселилась в Дивееве в 1765 года. Свои доходы она употребила на строительство 12 храмов в округе. В 1780 году в Дивееве был закончен Казанский храм, близ которого начали селиться монашествующие сестры. В 1789 году около 60-ти лет от роду преподобная Александра преставилась. Первоначальницу великой в будущем обители соборно отпевали старцы Саровские Пахомий, Исаия и иеродиакон Серафим, похоронив ее у алтаря, построенной ею Казанской церкви.
Память преподобной Александры – 26 июня (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Игумения Надежда Чигиринская Будущая игумения

Игумения Надежда Чигиринская Будущая игумения

Игумения Надежда Чигиринская

Будущая игумения Надежда происходила из рода дворян Курбатовых, в миру носила имя Евгения, родилась при императрице Елизавете Петровне, в Москве. С юности она избрала путь служения Богу и несла послушание в ряде московских монастырей. В 1800 году она с группой паломников посетила Святую Землю и в Иерусалиме приняла монашеский постриг с именем Надежда. После того она обосновалась в Киевском  Флоровском Вознесенском монастыре, из которого с группой монахинь вышла в пустынное лесное место под Киевом, постом и молитвой спасаясь при выстроенной там часовне. В 1825 году несмотря на преклонный возраст, матушка Надежда была назначена настоятельницей Чигиринского Троицкого монастыря, пришедшего в упадок. Подняв монастырь и заново отстроив его, престарелая игумения Надежда ушла на покой за год до своей мирной кончины в столетнем возрасте в 1847 году.
Память игумении Надежды – 11 июня (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Игумения Емилия Верхне-Харьковская

Игумения Емилия Верхне-Харьковская

Игумения Емилия Верхне-Харьковская

Елисавета Ивановна Степанова была из среды харьковских помещиков. Родилась она в 1800 году Воспитанная матерью в благочестии, девушкой она отказалась от брака, объявив, что избирает в жизни путь монашеский. До 27 лет боролись с ней родители, и, наконец, отпустили Елисавету в Тихвинский Борисовский монастырь, находившийся поблизости, но продолжали преследовать дочь и в монастыре через игумению и некоторых сестер. В 1833 году, тем не менее, Елисавета Степанова была пострижена в инокини с именем Емилия, в честь матери святителя Василия Великого. В 1845 году в одном из родовых имений на средства братьев Степановых в с. Стрельчем Харьковской губернии был заложен Верхо-Харьковский женский монастырь, а матущка Емилия была пострижена в мантию, поставлена его начальницей с возведением в сан игумении. М. Емилия по себе оставила добрую молитвенную память как строительница Никольской обители и великая подвижница, как искусная и душевная управительница ее насельниц. Скончалась игумения Емилия 29 мая 1873 году.
Память игумении Емилии – 11 июня (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Монахиня Дорофея Сухотинская Надежда

Монахиня Дорофея Сухотинская Надежда

Монахиня Дорофея Сухотинская

Надежда Васильевна Высаинкова, дочь харьковского помещика, родилась в 1810 году, в свое время училась в Харьковском институте благородных девиц, вышла замуж за капитана Шульгина и в бездетном браке овдовела, 25 лет затем она состояла приживалкой, воспитывая детей своей богатой подруги-помещицы. Будучи у святынь Киево-Печерской лавры, она от известного старца Парфения Киевского услышала предсказание: «ты скоро будешь в монастыре». В 1864 году в возрасте 54 лет Надежда Васильевна поступила в Сухотинский Знаменский монастырь с послушанием быть ризничной и письмоводителем и, вскоре, несмотря на непривычные для нее трудности монастырской жизни, она стала примерной подвижницей. Спустя 3 года она была пострижена в монахини с именем Дорофея. Перед кончиною своею, благочестивая монахиня, обозревая свою жизнь в свете святоотеческих преданий, стала сомневаться в своем спасении, видя себя обреченной на муки адские, посетили ее тоска и уныние. Чтение Акафиста иконе Божией Матери Троеручице наполнило сердце отходящей из мира монахини пасхальной радостию и благодарением о Господе. Блаженная кончина ее последовала 29 мая 1885 года.
Память монахини Дорофеи – 11 июня (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Благоверная княгиня Мария Заозерская

Благоверная княгиня Мария Заозерская

Благоверная княгиня Мария Заозерская

Благоверная княгиня Мария была супругой благоверного князя Димитрия Заозерского из князей Ярославских, владевшего землями вокруг Кубенского озера на севере Вологодчины. Благочестивая княжеская чета жила в конце XIV – начале XV столетия в с. Чиркове (ныне Устье), где ими был основан Лысогорский Богородице-Рождественский монастырь. В нем они были погребены, а мощи находились под спудом при храме великомученика Димитрия Солунского. С середины XIX века на том месте была построена церковь во имя святого Афанасия Александрийского, существующая и поныне.
Память святой благоверной княгини Марии – 14 июня (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Великая княжна страстотерпица Анастасия

Великая княжна страстотерпица Анастасия

Великая княжна страстотерпица Анастасия Николаевна

Святая Великая Княжна Анастасия Николаевна Романова, младшая дочь Императора Российского, державного страстотерпца святого Николая II, родилась 5/18 июня 1901 года. Вместе с семьей Царственных страстотерпцев она приняла мученическую кончину в Екатеринбурге 4 июля 1918 года в возрасте 17 лет. Близкие к царской семье так описывают ее образ: «Великая Княжна Анастасия Николаевна была еще совершенно юной девочкой, а потому трудно определить ее характер и душевный облик. Она, как оранжерейный цветочек, только еще распускалась, а неумолимая судьба не дала возможности ей расцвести. Она росла полненьким, пухленьким ребенком, весело резвясь, не предвидя грядущего испытания. Она росла резвее своих сестер, в то же время имела хорошие способности, временами полениваясь в учении. Это обычное явление у способных детей. Наружным видом она больше походила на своего отца и бабушку – Императрицу Марию Федоровну. Замечалось, что в ее детской душе таились добрые задатки искренности и откровенности. Анастасия Николаевна своей искренностью утешала своих родителей, которым мало приходилось видеть эти благородные качества в окружающих людях». «Дорогой Анастасии минуло 17 лет», – занес в свой дневник в 1918 году Царь-мученик в Екатеринбурге. Это был последний в земной жизни день рождения Княжны Анастасии.
Память святой страстотерпицы Княжны Анастасии – 18 июня (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Великая Княжна страстотерпица Мария

Великая Княжна страстотерпица Мария

Великая Княжна страстотерпица Мария Николаевна

Святая Великая Княжна Мария Николаевна, дочь Императора Российского, державного страстотерпца Николая II, родилась 14/27 июня 1899 года. Вместе с семьей Царственных страстотерпцев она приняла мученическую кончину в Екатеринбурге 4 июля 1918 года в возрасте 19 лет. Близкие к Царской семье так описывают ее образ: «Великая княжна Мария Николаевна унаследовала во всех отношениях, как внешних, так и внутренних, все качества своего деда, Императора Александра III. Крепость телосложения была у нее мужественная при совокупности редкой красоты. Она обладала большой силой, так что когда Цесаревич Алексей Николаевич был болен и нуждался в передвижении, то Мария Николаевна носила его как маленького ребенка. Характер этой девочки был весьма любвеобильный, сострадательный и миролюбивый. Никого она за все время не оскорбляла, а старалась всегда всех мирить. Это была юная миротворица. Простота ее была необыкновенная, и вела себя просто, как простая русская девушка, видя в каждом человеке брата и сестру. Своим веселым видом и остроумным шутливым разговором Мария Николаевна всех приводила из мрачного настроения в веселое. Она умела копировать поступки и выходки других и передавать их когда нужно было при разговоре, дабы унылого собеседника развеселить. С этой Царственной девочкой не было скучно и своим, и чужим. Она умела развлечь и развеселить скорбящего и унылого, за что все ее любили и уважали. Хозяйством хотя она не увлекалась, но помогала своей сестре Татьяне Николаевне, оказывая ей полное послушание. Дворовая прислуга больше всех детей любила Марию Николаевну за ее искреннюю простоту и любовь ко всем. Эта юная Царевна была для всех светлым ангелом любви. Перед ее просьбами было трудно устоять не только любвеобильному Царю, но и Царице с ее адамантовой силой воли… Своими делами и поступками она напоминала не только своего дедушку Царя-Миротворца, но и прабабушку Императрицу Марию Александровну, отличавшуюся добротой и сострадательностью к страждущим и обремененным судьбой». Последний день рождения Великой Княжны Марии был отмечен в Екатеринбурге в 1918 года: «Нашей дорогой Марии минуло 19 лет» (дневник Государя).
Память святой страстотерпицы Княжны Марии – 27 июня (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Королева-монахиня Мария Владимировна

Королева-монахиня Мария Владимировна

Королева-монахиня Мария Владимировна Старицкая

Мария Владимировна, Старицкая княжна была дочерью казненного царем Иваном Грозным удельного Старицкого князя Владимира Андреевича и племянницей царя. В 1573 году она была выдана дядей замуж за Ливонского короля и принца Датского Магнуса. В 1583 году королева Мария овдовела и была вызвана в Москву с двухлетней дочерью. Здесь она, во избежание ее претензий на престол, всевластным боярином Борисом Годуновым была заключена в монастырь и пострижена в монахини с именем Марфа. Вскоре скончалась ее дочь, а 20 лет спустя в 1613 году в страданиях скончалась и она сама. Королева-монахиня Марфа была последней представительницей династии Рюриковичей.
Память королевы Марии – 19 июня (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Великая княгиня Агриппина Рязанская

Великая княгиня Агриппина Рязанская

Великая княгиня Агриппина Рязанская

Великая княгиня Агриппина Ростиславна вместе со всей женской половиной рязанского княжеского семейства претерпела смерть через усечение мечом во время взятия Рязани войсками хана Батыя 21 декабря 1237 года. Погребена она в Успенском соборе города Рязани.
Память княгини Агриппины – 23 июня (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Княгиня Евпраксия страстотерпица

Княгиня Евпраксия страстотерпица

Княгиня Евпраксия страстотерпица Зарайская

Княгиня Евпраксия была супругой молодого князя Рязанского Федора Юрьевича который в юности сподобился явления ему в 1225 году святителя Николая Чудотворца, сказавшего  ему: «Князь, иди встречать чудотворный образ мой Корсунский. Ибо хочу здесь пребывать и чудеса творить. Я умолю Христа Сына Божия да дарует тебе венец Царствия Небесного и жене твоей и сыну твоему». Спустя несколько лет после достойной встречи образа святителя Николая и построения на том месте церкви князь Федор женился на княжне Евпраксии и у них родился сын Иоанн. Венцы Царствия Небесного они получили в 1237 году при нашествии орд хана Батыя на Русь. Батый потребовал у плененного князя Федора  отдать ему в наложницы красавицу-жену. Услышав оскорбительный ответ, Батый приказал убить князя и доставить ему вдовую княгиню. Узнав о гибели мужа и во избежание поругания себя, княгиня Евпраксия с грудным сыном Иоанном при приближении татар бросились из окна высокого терема вниз и разбились насмерть «зараз», отчего город получил название сначала Заразск, а потом Зарайск, а местный чудотворный образ святителя Николы стал называться Зарайским.
Память княгини Евпраксии – 23 июня (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Великая княгиня Евфросиния Рязанская

Великая княгиня Евфросиния Рязанская

Великая княгиня Евфросиния Рязанская


Княгиня Евфросиния была супругой великого князя Рязанского Олега Ивановича (1338–1402), выдающегося военноначальника и объединителя рязанских земель в большое сильное княжество. Христолюбивая княгиня всегда была рядом с мужем, воспитала нескольких дочерей в верности и благочестии, много жертвовала на строительство церквей в крае. Вместе с мужем в 1390 году они основали Солотчинский Рождества Богородицы монастырь, в котором в схиме почил князь Олег, и с ним рядом была погребена почившая в 1405 году княгиня Евфросиния, в монашестве Евпраксия.
Память княгини Евфросинии – 23 июня (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Игумения Агния Псковская Будущая игумения родилась в 1777 году в

Игумения Агния Псковская Будущая игумения родилась в 1777 году в

Игумения Агния Псковская

Будущая игумения родилась в 1777 году в Санкт-Петербурге в семье титулярного советника Д.М. Ушакова. Воспитанная в благочестии, Ирина на 21 году жизни поступила в девичий Великолукский Вознесенский монастырь, где была пострижена в 1792 году в монахини с именем Агния и проходила первые духовные искусы. В 1810 году она была переведена в Псковский Вознесенский монастырь, в котором спустя 13 лет стала настоятельницей в сане игумении. Матушка Агния ввела в обители общежительный устав, благодаря чему сестры были освобождены от единоличных забот о питании, одеянии и отоплении, ради молитвенного предстояния. Сестры много трудились, выполняя заказы по пошиву одежды и белья. На вырученные средства монастырь был значительно обустроен и благоукрашен. После вечерни сестры обычно собирались вокруг игумении на «семейный чай» для бесед на духовно-нравственные темы. Игумения Агния была доброй, милосердной и сострадательной к ближним, за время ее 38-летнего правления монастырь стал образцовым на Псковской земле. За советом к игумении обращались многие миряне и лица духовного звания, ценившие ее мудрость и духовный опыт. В 1853 году она была удостоена правом ношения наперсного креста.  Скончалась матушка Агния 20 июня 1860 года на 83 году жизни, проведя в ангельском чине 62 года.
Память игумении Агнии Псковской – 3 июля (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Благоверная княгиня Ирина Муромская

Благоверная княгиня Ирина Муромская

Благоверная княгиня Ирина Муромская

Святая Ирина жила в XI–XII веках. Являясь супругою благоверного князя Ярослава, в крещении Константина Святославича Муромского, она делила с ним заботы и труды по духовному и нравственному просвещению края, населенного язычниками. В вооруженной борьбе погиб сын их благоверный князь мученик Михаил, но усилия князей увенчались крещением Мурома и местной мордвы в водах реки Оки. В 1129 году скончавшийся князь Константин был погребен в церкви Благовещения, построенной на месте убиения князя Михаила подле ранее умерших святых князя Феодора и святой княгини Ирины. Память святой благоверной княгини Ирины – 6июля (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Благоверная великая княгиня Мария

Благоверная великая княгиня Мария

Благоверная великая княгиня Мария Владимирская и с нею погребенные благоверные великие княгиня Феодосия и княжна Евдокия

Святая Мария в девичестве носила фамилию Шварнова, ибо происходила из семьи князя Чешского. Ее взял в жены Великий князь Владимирский Всеволод «Большое гнездо» (1174–1212). Она прославилась благочестием при жизни, являя собою образ святости. В благочестии христианском она воспитала своих сыновей и дочерей. В лике святых прославлены ее потомки-сыновья князья Георгий, Феодор, Святослав и Константин Всеволодовичи, внуки Александр Невский и Феодор Ярославичи, Василько Константинович и др. В 1200 году великая княгиня Мария основала Княгинин Успенский монастырь во Владимире. Овдовев, она приняла постриг с именем Марфа и стала игуменией своего монастыря, в котором по кончине и была упокоена (1216). Здесь были погребены ее сестра Анна и святые жены семейства великого князя святого Александра Невского – его мать (1244) великая княгиня святая Феодосия (в иночестве Евфросиния), обе жены его – княгини Александра и Васса, и дочь его святая княжна Евдокия. Здесь же был упокоен и сам князь святой Александр Невский, в постриге схимонах Алексей. Память святых княгинь Марии, Феодосии и княжны Евдокии – 6июля (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).
 
 

Блаженная Анна Ивановна Блаженная

Блаженная Анна Ивановна Блаженная

Блаженная Анна Ивановна


Блаженная Анна Ивановна родилась в середине XVIII века, была старинного дворянского рода Пашковых. Образование получила в Смольном институте и по окончании его была произведена во фрейлины императрицы Екатерины II. Когда возлюбленный ею офицер предпочел для брака себе другую, Анна покинула свет, и на несколько лет  исчезла из столицы. Появилась она в ней в виде юродивой. Анна ходила в жалком рубище, в одной руке всегда носила палку, а другой придерживала висящий у нее огромный мешок, в котором хранилось все, что ей подавали  люди. Она весь день бродила по Петербургу в самых людных местах, особенно в районе Сенной площади, где большей частью и бывала в ночлежках для бедных. Многие видели в ней вторую блаженную Ксению, Христа ради юродивую, и потому старались угодить ей, всерьез принимали ее пророчества. Анна часто предупреждала зло, предсказывала исход задуманных предприятий и последующую судьбу людей ради их спасения. По кончине блаженная Анна Ивановна была отпета при многочисленном собрании верующих и погребена на Смоленском кладбище недалеко от часовни блаженной Ксении.  Память блаженной Анны Ивановны – 14 июля
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Схиигумения Фамарь Схиигумения

Схиигумения Фамарь Схиигумения

Схиигумения Фамарь

Схиигумения Фамарь в миру грузинская княжна Тамара Александровна Марджанова, родилась в городе Тбилиси около 1870 года Она получила хорошее воспитание и образование. Обладая незаурядными музыкальными способностями, Тамара готовилась к поступлению в консерваторию. Неожиданно остро пережитая юной Тамарой Божественная литургия в Бодбийском монастыре святой равноапостольной Нины просветительницы Грузии привели девушку к намерению служить Единому Богу в монашеском чине. После кончины матери Тамара поступила в Бодбийский монастырь и вскоре была пострижена в рясофор, а затем в мантию с именем Ювеналия. В 30 лет любимая всеми матушка стала игуменией Бодбийской обители, насчитывавшей тогда 300 насельниц. В 1905 году ввиду нешуточных угроз матушке Ювеналии со стороны грузинских революционеров, она была переведена в Москву, возглавила Покровскую женскую общину на Абельмановской заставе и сблизилась с Великой княгиней Елизаветой Федоровной. Тогда она подарила иконку преподобного Серафима Саровского больному гемофилией Наследнику престола царевичу Алексею, у которого этот образок был всегда при себе. Будучи в Сарове матушка Ювеналия получила откровение от Божией матери и преподобного Серафима на построение новой обители и в 1912 году в Подольском уезде на р. Рожайке в лесу была построена Серафимо-Знаменская пустынь. В соответствии с замыслом матушки Ювеналии, осуществленном зодчим А.В. Щусевым, в центре пустыни был построен собор во имя иконы Божией Матери Знамение с престолом святой Нины в подклете, вокруг собора по периметру у стен были поставлены 12 кирпичных келий для сестер с общей трапезной. Но недолго длилась скитская жизнь. В 1924 году обитель была разогнана властью большевиков. Игумения с батюшкой и 10 сестрами нашли пристанище в поселок Перхушково. В 1931 году они были арестованы и все получили по три года ссылки. Постриженная к тому времени своим духовным отцом священномучеником епископом Арсением Жадановским в схиму с именем Фамарь матушка три года провела в Сибири в Иркутской области, где заболела туберкулезом. Последние годы матушка проживала на станции Пионерская по Белорусской дороге. Здесь она скончалась 23 июня 1936 года, была похоронена на Введенском кладбище в Москве, и широко почитается народом и поныне. Возрождены ныне Серафимо-Знаменская пустынь под городом Домодедово и Покровский монастырь, в котором почитаются прославленные мощи блаженной Матроны Московской.
Память схиигумении Фамари – 23 июня (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Блаженная Евфросиния старица Колюпановская

Блаженная Евфросиния старица Колюпановская

Блаженная Евфросиния старица Колюпановская Христа ради юродивая

Блаженная Евфросиния в миру была княжною Евдокией Григорьевной Вяземской, родилась в 1759 году. Окончив Смольный институт, она была фрейлиной императрицы Екатерины II. С двумя подругами своими она бежала из Царского Села, переодевшись в простую одежду, с намерением жить Бога ради. Святитель Платон митрополит Московский благословил уже принявшую монашеский постриг Евфросинию на подвиг юродства и направил ее во Владычный монастырь в городе Серпухове, в котором блаженная Евфросиния провела около 40 лет. Жила она в отдельной убогой хижине среди кошек, собак и кур, имела свою лошадь и корову. Когда она куда-либо выходила или выезжала на своей  лошадке из хижины, то все собаки и кошки следовали за ней и она ехала в окружении стаи голубей, ворон и галок. Одевалась Евфросиния в одну толстую власяницу, на шее ее висел большой медный крест, стриженая голова ее была покрыта платком, ходила она всегда босая, а под власяницей  носила тяжелые вериги. В монастырской трапезной она брала для еды только квас и хлеб. Ночами матушка молилась в келии или ходя вокруг монастыря. Строгая по отношению к себе, блаженная не могла спокойно смотреть на людское горе. Была она в непрестанном молитвенном предстоянии. По злобе людской на матушку Евфросинию пошли гонения и она была вынуждена по приглашению помещицы Н. Протопоповой переехать в с. Колюпаново под городом Алексиным в Тульской губернии, где провела последние 15 лет своей 100-летней жизни. Она выкопала колодезь и говорила: «Берите воду из моего колодезя и будете здоровы». Она многих исцеляла травами, советами утешала несчастных, обладая даром прозорливости предсказывала будущее. Она мирно скончалась 16 июля 1855 года и по особому разрешению церковноначалия была похоронена под полом Казанской церкви в знак признания великих заслуг ее перед Богом и людьми. Ныне блаженная Евфросиния со славою числится среди местночтимых святых Тульской епархии. Память блаженной Евфросинии – 16 июля (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Святая праведная Иулиания княжна

Святая праведная Иулиания княжна

Святая праведная Иулиания княжна Ольшанская

Святая Иулиания жила в первой четверти XVI века. Ее отец князь Юрий Дубровицкий – Ольшанский, был одним из благотворителей Киево-Печерской Лавры. Праведная дева скончалась на 16 году жизни. Тело ее, погребенное в Киево-Печерской Лавре близ Великой церкви, было обретено спустя столетие нетленным. Святые мощи сгорели при пожаре в 1718 году, а останки были переложены в раку и поставлены в Ближних пещерах. Архимандрит Петр Могила впоследствии святитель, Митрополит Киевский, которому святая явилась во сне с упреками за малое внимание к ее гробу, повелел устроить новую раку. На гробнице святой тогда была сделана надпись: «По воле Творца неба и земли живет по всея лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости – врачество против всех страданий… Райския селения собой украшаешь, Юлиания, как цветок прекрасный». Память святой праведной Иулиании Ольшанской – 19 июля (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Благоверная княгиня Агриппина Ржевская

Благоверная княгиня Агриппина Ржевская

Благоверная княгиня Агриппина Ржевская

Благоверная княгиня Агриппина была супругой благоверного князя Ржевского Владимира, сына благоверного князя Мстислава Мстиславича Удалого. Они жили во II половине XII – начале XIII веков. Ими был заложен и построен Успенский собор г. Ржева, в котором они были погребены. С древности известно их совместное изображение на иконах. Местное придание приписывает святому Владимиру устройство кладезя близ собора. Святая княжеская чета почитается как небесные покровители и защитники г. Ржева.  Память святой благоверной княгини Агриппины – 18 июля (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

 

Преподобномученицы великая княгиня

Преподобномученицы великая княгиня

Преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара

Святая Елисавета происходила из семьи герцога Гессен-Дармштадского и королевы Англии. В 1884 году в возрасте 20 лет она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, который вскоре Царем был назначен Московским генерал-губернатором. Приняв Православие, Елисавета Феодоровна хранила в браке целомудрие, занималась широкой благотворительной деятельностью. После убийства мужа революционерами в 1905 году Великая княгиня свое горе выразила в строительстве храмов и монастырей, в устройстве приютов и больниц. В 1909 году на Большой Ордынке в Москве была основана Марфо-Мариинская обитель с Великой княгиней Елисаветой во главе ее. Обитель милосердия насчитывала десятки крестовых сестер, они оказывали медицинскую помощь неимущим, воспитывали сирот, помогали с работой, помимо богослужений деятельного и молитвенного подвига. В Германскую войну святая со своими сестрами милосердия сама ухаживала за ранеными в госпиталях. После революции новые власти угрожали Великой княгине и ее обители. На третий день Пасхи Христовой 1918 года, ее арестовали, отправили в Пермь затем в Алапаевск и 18 июля княгиня Елисавета с инокиней Варварой и шестью приближенными из великокняжеских семейств были преданы жестокой казни. Красноармейцы по приказу большевистского руководства из Москвы сбросили их живыми в шахту и забросали гранатами. Останки святых были извлечены из шахты и доставлены со временем в Иерусалим. В 1981 году благоухающие мощи Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары были прославлены Русской Зарубежной Церковью, они покоятся в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Русской Православной Церковью святые Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара причислены к лику преподобномучениц в 1988 году. В 1992 году возрождена Марфо-Мариинская обитель, освящены храмы святой Елисаветы в Алапаевске, Спасо-Елизаровском монастыре на Псковщине, в г. Хабаровске на Амуре и в  г. Щербинке под Москвой. Память святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары – 18 июля (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Спасо-Влахернските старицы схимонахиня

Спасо-Влахернските старицы схимонахиня

Спасо-Влахернските старицы схимонахиня Иоанна, игумении Серафима и Леонида

Святая Елисавета происходила из семьи герцога Гессен-Дармштадского и королевы Англии. В 1884 году в возрасте 20 лет она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, который вскоре Царем был назначен Московским генерал-губернатором. Приняв Православие, Елисавета Феодоровна хранила в браке целомудрие, занималась широкой благотворительной деятельностью. После убийства мужа революционерами в 1905 году Великая княгиня свое горе выразила в строительстве храмов и монастырей, в устройстве приютов и больниц. В 1909 году на Большой Ордынке в Москве была основана Марфо-Мариинская обитель с Великой княгиней Елисаветой во главе ее. Обитель милосердия насчитывала десятки крестовых сестер, они оказывали медицинскую помощь неимущим, воспитывали сирот, помогали с работой, помимо богослужений деятельного и молитвенного подвига. В Германскую войну святая со своими сестрами милосердия сама ухаживала за ранеными в госпиталях. После революции новые власти угрожали Великой княгине и ее обители. На третий день Пасхи Христовой 1918 года, ее арестовали, отправили в Пермь затем в Алапаевск и 18 июля княгиня Елисавета с инокиней Варварой и шестью приближенными из великокняжеских семейств были преданы жестокой казни. Красноармейцы по приказу большевистского руководства из Москвы сбросили их живыми в шахту и забросали гранатами. Останки святых были извлечены из шахты и доставлены со временем в Иерусалим. В 1981 году благоухающие мощи Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары были прославлены Русской Зарубежной Церковью, они покоятся в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Русской Православной Церковью святые Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара причислены к лику преподобномучениц в 1988 году. В 1992 году возрождена Марфо-Мариинская обитель, освящены храмы святой Елисаветы в Алапаевске, Спасо-Елизаровском монастыре на Псковщине, в г. Хабаровске на Амуре и в  г. Щербинке под Москвой. Память святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары – 18 июля (по новому стилю).
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

Источник информации http://yandex

Источник информации http://yandex

Источник информации

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=&etext=660.OBS9WGGEeHX8XHAlrxMaLUHULpUC3sBx989D5m3EqjXvje8uB38oScPzTUYf7ylIQK-G0Gz6vSARHDUHsYQ9ZlRQNJqufn5b7mB-Ol5_Rdo5oDW1WusLeTYcCAHCh0Tu.1d38a4ea2f771e74da9ad75056aa8341cbb8442a&uuid=&state=PEtFfuTeVD4jaxywoSUvtIOJU2Qw4v_Yxr3iU30SG3HQ5pSvZQYtew&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxcHE4R0ZBcFF5QnVER3o3aXRqa0pCNVhfOGl4Q0UwUGRlMmsxNmswVWF2aml5ZDVIWmh6VnJnUlFhM0tsVC01QkF1SVc4RUlKWVpw&b64e=2&sign=6f3479506698b20ed9312cfe779dc35f&keyno=0&cst=AiuY0DBWFJ7IXge4WdYJQT6d3fQPWh-RMWRJ5GMXsbegygwPiOy-Jj-1tlvLFmR5U0VjYdgPkIIayuBYZvJI9t79tuxcNyoCdgzZG-2B7xKUxq5U6Z_UalRvK4PB9dqxBNi4MMvMnZBpttYOI74FrxkVzamIm3HCNW80TkqIf4Aok6PpPYBo3DPudqnNS9f0h1QRyxogLM3XkOJ9i6lXhQ&ref=cM777e4sMOAycdZhdUbYHtkusEOiLu3mJBBXbhmNBIkK1QCtIP-NT2mx2IzGhmLQeuqBOnXiGbrY9iW7wxuFWf-jTf-BsaEhMAEP07ieyMfGbxYaM4Z-HyiqS8r_ZVATwhe109trMSRfQ9r3DrZDVUWsDmHpQ6mP0ODGhJuvJ_MyABOCpE84LEEGTqlp4igxVX4PsOzwxrUZ4atlmkLdY1Umfb4NUCEwl5FEaSj_Mg729TcK-yYDMK75kvsaoRNvn5Za6Uh6sN1fzK_tawtckcDJc6GbGEnv05E8gjZ0cnOoDpsfioKT5wKTkqdpU-XS5wJXcvuObOYv99NyhZuO8d6bM7uBtJbtvKSnkcmw2fyeqNn-Mk0EveJdvTyylE98iPoXFahmHvshYdkPytuJe01jBJB9weAOpW0L2Hias1xt2F3xJAv5LBZtg73f-D3C8Mqr6ZRaPV8&l10n=ru&cts=1429183231947&mc=0

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2019