«ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕТАТЕЛЬНИЦ ДИСКА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Совершенствование технического мастерства спортсменок является одним из важнейших компонентов тренировочного процесса, в значительной мере определяющих рост спортивных результатов. Техническое совершенствование имеет большое значение в сложно-координационных видах спорта, в частности, в легкоатлетических метаниях. Уровень технического исполнения метаний в значительной мере обусловлен развитием физических качеств, в частности, силы, быстроты и скоростно-силовых способностей спортсменок.
Иконка файла материала 252153.doc
«ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕТАТЕЛЬНИЦ ДИСКА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ»2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ  ИСТОЧНИКОВ ………………………………………..……………………... 1.1. Особенности подготовки метательниц диска……………………… 1.2. Особенности планирования тренировочного процесса в метании  диска…………………..……………………………………………….. ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ... 2.1.1. Анализ научно­методической литературы…………………………… 2.1.2. Анализ дневников спортсмена………………………………………… 2.1.3. Педагогическое тестирование…………………………………………. 2.1.4. Корреляционный анализ……………………………………………….. 2.1.5. Педагогический автоэксперимент……………………………………... 2.1.6. Методы математической статистики………………………………….. 2.2. Организация исследования………………………………………………. ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ….... 3.1. Результаты анализа дневников участниц эксперимента и  3 5 5 15 20 20 21 21 22 22 23 23 24 результаты педагогического тестирования                                                                 3.2. Результаты  автоэксперимента…………………………………………… 31 ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 37 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………... 39 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………… 40 ВВЕДЕНИЕ         Актуальность:  Процесс подготовки квалифицированных спортсменов в настоящее   время   рассматривается   как   сложная   управляемая   система,   в которой   основное   внимание   уделяется   совершенствованию   технической,3 физической подготовленности легкоатлетов [21, 30, 31]. Целью подготовки спортсменок   является   ­   достижение   индивидуально   возможного   высокого результата в метании диска. [4, 18, 25, 32]. Совершенствование   технического   мастерства   спортсменок   является одним из важнейших компонентов тренировочного процесса, в значительной   Техническое мере   определяющих   рост   спортивных   результатов. совершенствование имеет большое значение в сложно­координационных видах спорта, в частности, в легкоатлетических метаниях. Уровень   технического   исполнения   метаний   в   значительной   мере обусловлен   развитием   физических  качеств,   в  частности,  силы,  быстроты  и скоростно­силовых способностей спортсменок. Одно   из   направлений,   позволяющее   повысить   эффективность подготовки квалифицированных спортсменок, предусматривает комплексную индивидуализацию тренировочной и соревновательной деятельности. Принцип   индивидуализации   является   одним   из   важнейших   в   Именно   путь современной   системе   спортивной   тренировки. индивидуализации,   по   мнению   многих   авторов   [5,   12,   27,   31,   36],   должен обеспечить решение целого ряда проблем, стоящих перед спортивной наукой, и   тем   самым   способствовать   совершенствованию   системы   подготовки квалифицированных спортсменок. Принцип   углубленной   спортивной   специализации   является   одним   из основополагающих   в   современной   системе   спортивной   тренировки. Индивидуализация подготовки может эффективно строиться в рамках общих   характеризующих   рациональные   формы   построения положений, тренировочного   процесса   [8,   9,   10,   23,   29,   30,   32].   Опираясь   на   общие   проводят положения   организации   тренировочного   процесса, индивидуализацию   подготовки,   которая   предусматривает   соответствие4 нагрузок индивидуальным адаптационным возможностям спортсмена, уровню развития функциональных систем его организма. В   70­80­е   годы   в   подготовке   спортсменов   высокой   квалификации   при   котором   атлета   приспосабливали, доминировало   направление, (приближали)   к   общепринятой   системе   подготовки,   без   учёта   его индивидуальных   особенностей   специальной   физической   и   технической подготовленности,   психологических   черт   личности,   уровня   мотивации. Сегодняшний   день   диктует   более   демократичное   направление,   связанное   с общей   тенденцией   гуманизации   спорта,   когда   происходит   адаптация существующей   системы   подготовки   к   индивидуальным   возможностям   и интересам спортсмена. Цель  работы   –   определить   и   обосновать   основные   направления индивидуализации подготовки квалифицированных метательниц диска. Гипотеза исследования.  Предполагалось, что действенным способом повышения   эффективности   подготовки   квалифицированных   метательниц диска   является   разработка   критериев   тренировочного   процесса   и индивидуализация технической и физической подготовки девушек. Объект   исследования  –   техническая   и   физическая   подготовка метательниц диска высокой квалификации. Предмет исследования – индивидуализация тренировочного процесса с учетом   многолетней   динамики   изменений   функционального   состояния спортсменок.5 ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.1. Особенности подготовки метательниц диска В   легкоатлетических   метаниях   физическая   подготовленность   и двигательные   способности   проявляются   в   специфической   двигательной деятельности,   и   поэтому   реализуются   посредством   техники   метания   и технического мастерства спортсменок. Поэтому совершенствование техники и   технического   мастерства   определяются   как   основные   направления   в тренировке метательниц [3, 5, 34]. При значительных различиях видов метаний в зависимости от массы, формы   и   полетных   свойств   снарядов,   характера   двигательных   действий   и способов выброса, их общность усматривается в единстве задачи достижения максимальной   дальности   полета   снаряда   и   в   способах   сообщения   ему скорости [22]. При фазовом анализе структуры техники метания диска традиционно выделяются следующие фазы: двухопорный вход, одноопорный вход, скачок или безопорная фаза, одноопорный финал и двухопорный финал [37]. Резервы   повышения   дальности   метаний   заключаются   в   более эффективном использовании силы и скорости спортсмена, что возможно, во­ первых, при рациональной работе мышц, во­вторых, при движении снаряда по оптимальной   траектории,   на   которой   действие   на   снаряд   происходит   с наибольшей силой и, в­третьих, при выбросе снаряда под правильным углом. Начальными условиями броска являются: а) начальная скорость вылета; б) угол вылета; в) высота выпуска снаряда – h.6 Высота выпуска зависит от антропометрических данных спортсмена и его   индивидуального   стиля   техники   метания   и   является   величиной практически постоянной. Основной раздел тренировки метателей диска – бросковая тренировка, то есть тренировка, в которой используется метание спортивных снарядов. В бросковую   тренировку   включается   метание   снарядов   уменьшенной, нормальной и увеличенной массы и метание вспомогательных снарядов. Этот прием содействует формированию подвижного двигательного навыка, создает предпосылки   целевого   воздействия   на   отдельные   структуры,   части   и элементы   двигательных   действий.   Броски   снарядов   различной   массы являются   эффективным   средством   формирования   техники   метаний   и специализированного   морфофункционального   развития   спортсменов. Кинематическая   структура   движений   при   метании   снарядов   нормальной   и увеличенной   или   уменьшенной   массы   различается   по   временным, пространственным   и   скоростным   параметрам.   Наиболее   стабильными характеристиками   являются   ритмовые.   В   этом   проявляется   относительная взаимная   независимость   показателей   темпа   и   ритма   движений.   Иными словами,   при   изменении   темпа   метания   ритмическая   структура   остается неизменной [37, 38]. Состав средств технической тренировки метателей очень обширен. Это существенно   усложняет   задачу   эффективной   организации   бросковой тренировки. Согласно принципам «максимальной простоты» и «оптимальной конструкции» биологических систем, а также положений теории двигательной активности (Н. А. Бернштейн) логично утверждение о существовании единой двигательной   программы   специфического   спортивного   метательского упражнения.  Все  разнообразие  режимов   выполнения  движения  –  различная дальность бросков и различная скорость вылета снаряда, метание снарядов различного веса или формы и даже выполнение отдельных частей целостного7 движения при расчлененном методе тренировки – есть многообразие форм реализации   единой   программы.   Поэтому   нестабильность   кинематических   и динамических   характеристик   движения   является   следствием   различной степени   точности   воспроизведения   двигательной   программы.   Точность воспроизведения регламентируется возможностями исполнительных (нервно­ мышечное звено биомеханических цепей) и управляющих (координационные способности) систем организации движений [7, 10, 13, 22, 25, 34]. Спортивный   результат   лимитируется   ошибками   в  технике   метания   и недостатком в уровне развития физических качеств, а также  неспособностью нервно­мышечной   системы   обеспечить   предельные   скоростные   и   силовые режимы метания.  Нарушение  сбалансированности  системы «сила­скорость»   происходит неизбежно   приводит   к   координационным   ошибкам, рассогласование текущего движения с программой реализации двигательного навыка [37, 38]. Метание  диска  по  форме   и динамике   усилий  относится  к  сложному двигательному   действию   скоростно­силового   характера.   По   форме траектории   разгона   снаряда   метание   диска   можно   назвать   «вращательным метанием» [7]. Спортивный   результат   во   многом   определяется   уровнем   развития физических качеств спортсмена. Физическая подготовка – одна из важнейших составных спортивной тренировки, направленная на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости спортсмена [37, 38]. Метание диска предъявляет большие требования к физическим данным спортсмена (начальная скорость  вылета – 22­25 м/с). Не  случайно  лучшие дискоболы   Мира   показывают   высокие   результаты   в   силовых   упражнениях. Увеличение   дальности   полета   снаряда   во   многом   зависит   от   длины   пути разгона   и   высоты   выпуска   снаряда,   которые   определяются антропометрическими   особенностями   спортсмена   и   техникой   выполнения8 упражнения   [10,   16].   От   метательниц   диска   требуется   высокая   скорость движения и отличная координация во время вращения.  Немаловажным   фактором   для   метательниц   диска   является   так называемое   «чувство   снаряда»   –   умение   попасть   в   ребро   диска.   Принцип метания состоит в том, чтобы, воздействуя на снаряд ускорить его движение для достижения максимально возможной скорости вылета, а, следовательно, для дальнего полета диска [37]. Ю.   В.   Верхошанский   [7,   10]   считает,   что   проявление   двигательных качеств определяется степенью динамического соответствия по следующим критериям   действия:   амплитуде   и   направлению   движения,   ритму   развития усилий на рабочей траектории. Одним из основных физических качеств, от которых зависит результат метания, является сила. При выполнении различных движений – от простых, до самых сложных – от метательниц  требуется значительное проявление мышечной силы.  Сила и время её приложения являются решающими факторами, от ко­ торых зависит начальная скорость вылета снаряда, а значит, и дальность его полёта.   Сила,   которую   спортсменка   может   приложить   к   диску,   гораздо меньше той, которую он способен проявить при поднимании штанги. Сила в уступающих движениях может значительно (до 50­100%) превосходить макси­ мальную   изометрическую   силу   человека,   проявляемую   в   преодолевающем режиме [11, 20, 35]. Эффективность работы мышц зависит от того, в каком состоянии они находились перед началом работы, т.е. сокращения. Перед сокращением мышцы могут быть расслаблены, напряжены или предварительно   растянуты.   Если   мышцы   предварительно   в   оптимальных пределах растянуты, то они сокращаются с большей силой и скоростью. Из физиологии известно, что наибольшую силу проявят мышцы, растя­ нутые в напряжённом состоянии [20, 37]. Поэтому в метаниях для получения9 большей   силы   при   сокращении   мышцы   перед   растягиванием   должны   быть напряжены. Увеличение силы воздействия метателя на снаряд достигается двумя путями: –   во­первых,   путем   непосредственного   увеличения   силы   основных мышечных групп метателя при помощи систематических тренировок; – во­вторых, путем лучшего использования уже имеющегося у метателя силового потенциала за счет совершенствования техники метания [11, 22]. Таким   образом,   совершенствование   техники   метания   приводит   к умению   передавать   усилия   разных   групп   мышц   к   снаряду   в   определенной последовательности.   Считается,   что   сначала   метателю   необходимо преимущественно   использовать   относительно   мощные   группы   мышц  (ног   и туловища). Далее – использовать менее мощные, но более быстрые мышечные группы (плечевого пояса и руки), воздействующие на снаряд, когда скорость его движения возросла [10]. В   многочисленных   исследованиях   установлено,   что   различные   типы силовых проявлений в спорте и вообще в двигательной деятельности нередко мало связаны или даже отрицательно коррелируются друг с другом. В связи с этим   выделяют   собственно   силовые,   скоростно­силовые   способности   и силовую выносливость спортсменов [17]. Уровень развития физических качеств определяется структурой нервно­ мышечного аппарата  и характером  сигналов,  поступающих  в  эффекторные органы из двигательных центров ЦНС. Проявление скоростных, скоростно­ силовых и силовых качеств мышц также во многом определяется строением нервно­мышечного   аппарата.   Нервно­мышечный   аппарат   состоит   из двигательной   зоны   коры   головного   мозга,   мотонейрона,   расположенного   в спинном мозге и имеющего длинный отросток – аксон, который выходит через передние рога спинного мозга и проходит в составе периферических нервов к10 мышце   и   иннервирует   ее.   Каждая   мышца   иннервируется   определенным количеством   мотонейронов,   которые   различаются   по   размерам.   Большие мотонейроны иннервируют быстрые мышечные волокна, малые – медленные [17]. С силовыми качествами тесно связаны скоростные, особое значение это приобретает в метаниях, как скоростно­силовом виде легкой атлетики. Чем   быстрее   спортсмен,   тем   за   более   короткий   срок   он   сможет мобилизовать большую величину своей силы для сообщения ускорения телу, отдельным его частям и снаряду [10]. Скоростно­силовая   подготовка   –   это   процесс   сопряженного совершенствования быстроты и силы. Скоростно­силовая подготовка создает предпосылки для овладения спортивной техникой. Чем быстрее спортсмен, тем за более короткий промежуток времени он сможет мобилизовать большую величину своей силы для сообщения ускорения своему телу, отдельным его частям   и   снаряду.   Однако   в   скоростно­силовой   подготовке   многих   наших метательниц   диска   превалируют   силовые   упражнения,   а   упражнениям скоростного характера, (совершенствованию быстроты движений), уделяется недостаточное   внимание.   Как   известно   из   биомеханики,   быстрота   – способность   человека   совершать   двигательное   действие   в   минимальный промежуток   времени.   Быстрота   не   является   целостным   физическим качеством. Формы проявления специфичны и не связаны между собой [3, 6, 7, 16, 17, 35]. Л.   П.   Матвеев   считает,   что   быстрота   движений   в   чистом   виде   не проявляется никогда. Ее внешнее проявление – скорость двигательных актов – всегда обусловлено скоростными, силовыми, координационными и другими способностями.   Задачи   по   воспитанию   быстроты   решаются   в   единстве   с воспитанием силы, но и в них есть своя специфика. Воспитывая быстроту11 движений, необходимо обеспечить направленное развитие тех двигательных способностей, которые лимитируют предельную скорость движений [31]. Скоростные способности, по общему мнению специалистов, поддаются развитию с большим трудом, чем другие физические способности [7, 17, 35]. Повышение   скорости   движения   можно   добиться   не   только   воздействуя   на собственно скоростные способности, но и иными путями, в частности, через воспитание силовых и скоростно­силовых способностей. Специальная   силовая   подготовка   метательниц   диска   направлена преимущественно   на   воспитание   взрывной   силы.   Под   этим   термином подразумевается   способность   достигать   максимума   проявляемой   силы   в конкретном движении за возможно меньшее время (оценивается скоростно­ силовым индексом – градиентом силы) [3, 4, 7, 35]. Математически градиент силы равен первой производной от силы по времени:  dF/dt. Для численной характеристики   градиента   силы   используют   обычно   один   из   следующих показателей: 1. время достижения силы, равной половине максимальной (t = 0.5 max); 2. частное   от   деления  Fmax/tmax.   Этот   показатель   называют   скоростно­ силовым индексом, где Fmax – величина максимального проявления силы, tmax – время ее проявления. Время, необходимое для достижения максимальной силы, составляет примерно 300­400 мс. Время проявления силы действия во многих движениях значительно меньше. Например, финальное усилие в метании диска длится примерно   100   мс.   В   этом   случае   спортсмены   не   успевают   проявить   свою максимальную силу, и достигаемая скорость зависит в значительной степени от градиента силы [14]. Известно,   что   одним   из   основных   условий   достижения   высоких спортивных   результатов   в   большинстве   видов   легкой   атлетики   является скоростно­силовая   подготовленность   спортсменов.   Под   скоростно­силовой12 подготовкой   понимается   процесс   воспитания   способности   к   реализации максимально возможной силы в конкретном движении в минимальное время. Такая   подготовка   позволяет   создать   благоприятные   предпосылки   для освоения рациональной спортивной техники и снизить вероятность ошибок, возникающих   вследствие   недостаточно   высокого   уровня   физической подготовленности. Скоростные   сократительные   свойства   мышц   в   значительной   степени зависят   от   соотношения   быстрых   и   медленных   мышечных   волокон. Увеличению скорости движения также способствует внутри ­ и межмышечная координация,   так   как   при   координированной   работе   мышц,   их   усилия кооперируются, преодолевая внешнее сопротивление с большой скоростью. Известно,  что   наиболее   высокопороговыми  (менее   возбудимыми)   являются быстрые двигательные единицы мышцы. Их вклад в общее напряжение мышцы особенно велик, так как каждая из них содержит много мышечных волокон. Быстрые мышечные волокна толще, имеют больше миофибрилл, и поэтому сила их сокращения выше, чем у медленных двигательных единиц. Отсюда понятно,   почему   максимальная   сила   зависит   от   композиции   мышц:   чем больше быстрых мышечных волокон они содержат, тем выше их максимальная сила. Одним   из   проявлений   скоростно­силовых   способностей   является прыгучесть   спортсмена.   Прыгучесть   –   это   способность   к   максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при перемещении на вертикальное и горизонтальное расстояние. По мнению авторов основными слагаемыми прыгучести являются сила и быстрота   [28].   Степень   проявления   прыгучести   в   значительной   мере определяется   силой   и   скоростью   сопротивления   мышц   верхних   и   нижних конечностей,   а   также   туловища   при   оптимальной   согласованности   в деятельности двигательной и вегетативной систем.13 Для быстрого и мощного движения необходимо проявление мгновенной сократимости   мышц   при   их   сильном   напряжении,   что   требует   мощной концентрации волевых усилий. Следовательно, взрывная сила представляет собой   способность   проявлять   наибольшую   силу   за   наименьшее   время   и является ведущим компонентом метаний. Между объемом силовой работы и величиной и темпом прироста уровня определенные скоростно­силовых взаимоотношения.   Чрезмерный,   выполняемый   длительное   время   объем способностей     существуют   силовой   работы   приводит   к   снижению   быстроты   движений   и   способности мышц   к   проявлению   взрывных   усилий.   Циклическое,   волнообразное повышение силовой работы обеспечивает такое же волнообразное повышение быстроты   движений   и   взрывной   силы   мышц.   Большое   значение   при   этом   обеспечивающее   возможность имеют   снижение   силовой   нагрузки, восстановления   организма   и   его   выход   на   новый   уровень,   функционально более высокий [2, 4]. Успех в метании диска в основном определяет сила, быстрота и техника соревновательного   движения.   Чтобы   технически   правильно   выполнить двигательное   действие,  метатель   должен   обладать   гибкостью,  ловкостью   и хорошо   развитым   чувством   равновесия.   Метательницам   также   необходима выносливость, чтобы вовлечь в работу большее число мышц, т.е. чтобы суметь имеющуюся силу приложить к диску. Выносливость   помогает   метательницам   проводить   тренировки   с большой нагрузкой. Развитие выносливости вырабатывается на базе хорошего здоровья и путём регулярных тренировок, в которые включается различного типа   бег   (кроссы,   ускорения).   Однако   метателю   нужна   и   специальная выносливость   –   выносливость   нервной   системы,   которая   могла   бы мобилизовать силы дискобола на совершение шести бросков с максимальной мощностью.14 Чем   больше   развита   гибкость   дискобола,   тем   больше   размах   его движений, т.е. тем длиннее путь воздействия силы метателя на снаряд. Для повышения подготовленности в первую очередь следует развивать мышечную силу и быстроту во взаимосвязи, а отсутствие этой взаимосвязи ограничивает возможности технического совершенствования занимающихся. Исследования многих специалистов указывают на то, что физические качества   (сила   и   скорость)   развиваются   более   эффективно   при   помощи   сходных   по   характеру   нервно­мышечных   усилий   с упражнений, соревновательными   упражнениями.   В.Н.   Тутевич   [37]   отмечает,   что метателям необходимо применять упражнения, характеризующиеся большой физической   нагрузкой   и   кратковременностью.   Важно,   чтобы   упражнения имели   сходство   с   отдельными   элементами   движения   в   метании   диска. Специальные   скоростно­силовые   упражнения   должны   выполняться   в   такой последовательности   и   в   том   ритме,   в   каком   выполняется   целостное соревновательное упражнение или его часть, и подбираться таким образом, чтобы  одновременно  содействовать   развитию   скоростно­силовых   качеств   и приобретению необходимых навыков в метании [7, 10, 17]. В.   С.   Рубин   [33]   выделяет   три   вида   упражнений,   которые   могут использоваться   в   подготовке   спортсменов: специально­подготовительные и соревновательные.   общеподготовительные, –  общеподготовительные   упражнения  по   своему   двигательному составу могут быть неспецифичными, т.е. мало связанными со специально­ подготовительными и соревновательными упражнениями. Применяются для разносторонней   подготовки   с   целью   повышения   общего   уровня работоспособности   и   приобретения   разнообразных   двигательных   умений   и навыков. –   специально­подготовительные  упражнения   включают   элементы соревновательных   действий,   их   варианты,   а   также   действия,   существенно15 сходные   с   ними   по   форме   и   характеру   проявляемых   способностей.   В зависимости   от   преимущественной   направленности   специально­ подготовительных упражнений различают: – подводящие – направленные на освоение техники движения. – развивающие – решающие преимущественно задачу воспитания и со­ вершенствования физических качеств и способностей. – соревновательные упражнения – это те самые целостные действия, в том числе и сложные совокупности действий, которые служат средством ве­ дения спортивной борьбы и выполняются в том же составе, что и на соревно­ ваниях. Исходя   из   вышеуказанных   данных,   можно   обосновать   применение метательницами   некоторых   упражнений,   которые   используются   для улучшения результата в избранном виде спорта. Этих упражнений много и используются они с различными вариантами. Метательницы диска, достигают высоких результатов в жиме штанги лежа, рывок, взятии на грудь, прыжках с места, тройном прыжке в длину с места, беге на 30 метров. Также широко используются приседания со штангой на плечах, броски ядер снизу вперед, через голову назад и дисковым способом с места. Многие из этих упражнений используются не только как тренировочные средства, но и как показатели физической   подготовленности   метательниц   диска   на   различных   этапах подготовки [2, 6, 17, 19]. 1.2. Особенности планирования тренировочного процесса девушек в метании диска Прикладное   значение   анализа   динамики   индивидуальных   спортивных достижений   заключается   в   выявлении   закономерностей   планирования больших   циклов   подготовки   спортсменов   высокой   квалификации. Длительность   макроцикла   зависит   от   вида   спорта,   этапа   многолетней16 подготовки, уровня подготовленности и индивидуальных особенностей орга­ низма. Среди   важных   аспектов   совершенствования   подготовки   спортсменов высокой квалификации определенная роль принадлежит поиску наиболее ра­ циональных   вариантов   построения   тренировочного   процесса   в   циклах   раз­ личной длительности, и в первую очередь в годичном, где отражены все ос­ новные структурные элементы тренировки [31]                                                                                                         Таблица 1 Варианты планирования годичных циклов тренировки и их ведущие структурные элементы по данным многочисленных авторов одноцикловое  планирование  по периодам  подготовки  подготовительный, соревновательный,  переходный  (по Л. Матвееву) этапы мезоциклы микроциклы двухцикловое  планирование  по этапам  развития (воспитания), сохранения, отдыха (по А. Бондарчуку) полицикловое планирование по макроциклам  (по Я. Коблеву,  О. Невзорову и др.) накопления, релизации  (по Д. Аросьеву) мезоциклы мезоциклы мезоциклы микроциклы микроциклымикроциклы Дальнейшая   детализация   структуры   отдельных   периодов   тренировоч­ ного процесса приводит к многообразию точек зрения как по вопросам тер­ минологии, так и продолжительности мезоциклов, входящих в эти периоды. Таблица 2 Мезоциклы тренировки в структуре годичного цикла  по данным Рубина В.С. [33]ы д о и р е п и л е д е н ы л к и ц о з е м 17 I подготовитель­ ный соревно­ вательный (зимний) Переход­ ный II подготови­ тельный Основной соревнова­ тельный    Пере­ ход­ ный 2­3 6 4 4­5 1,5­2 4­6 5­7 4 4­6 4 3­4 2 2­3 й и щ ю а в и г я т в   й ы в о з а б й ы н ь л е т и в о т о г д о п е щ б о й ы н ь л е т и в о т о г д о п ­ о н ь л а и ц е п с й ы н ь л е т а в о н в е р о с й ы н ь л е т и в о н а т с с о в й о в о з а б (   й ы н ь л е т и в о т о г д о п е щ б о ) и к в о т о г д о п й ы н ь л е т и в о т о г д о п ­ о н ь л а и ц е п с   ы м р о ф й о н в и т р о п с   я и т и в з а р й о н ь л е т а в о н в е р о с д е р п й о н н е в т с д е р с о п е н   и к в о т о г д о п и т с о н в о т о г   я н в о р у   о г е ш с ы в   и и ц а з и л а е р а т р а т с   о г о н в а л г   е л с о п   й и н а в о н в е р о с х ы д т о й и к с е ч и т к а л и ф о р п При двухцикловой периодизации тренировочного процесса для группы скоростно­силовых   видов   спорта   целесообразные   следующая   структура  го­ дичного цикла [33]. Первый подготовительный период включает в себя 3 мезоцикла – втя­ гивающий, продолжительностью 2­3 недели, базовый общеподготовительный – 6 недель и специально­подготовительный – 4 недели. Таким   образом,   за   12­13   недель   первого   подготовительного   периода следует обеспечить постепенное повышение функциональных возможностей организма   спортсмена,   повысить   уровень   общей   и   специальной   работоспо­ собности с учетом специфики вида спорта, обеспечить развитие и совершен­ ствование физических качеств и способностей, усовершенствовать технику, максимально приблизив её к планируемой структуре спортивного результата. После завершения первого подготовительного периода следует первый соревновательный период, который состоит из одного мезоцикла – соревно­18 вательного   –   продолжительностью   4­6   недель.   Для   классической   формы двухцикловой периодизации тренировочного процесса следующий мезоцикл – восстановительный, имеющий профилактическую направленность. Второй макроцикл начинается общеподготовительным мезоциклом ба­ зовой подготовки продолжительностью 4­6 недель. Далее следует специально­ подготовительный мезоцикл – 5­7 недель. Основной соревновательный период имеет контрольно­подготовитель­ ную и развивающую направленность и завершается отборочными соревнова­ ниями. Его продолжительность – 4 недели. Следующим   является  мезоцикл   непосредственной  предсоревнователь­ ной подготовки продолжительностью 3­6 недель. За ним следует реализации высшего   уровня   готовности.  Продолжительность   этого   мезоцикла   варьиру­ ется по различным данным от 2 до 7 недель. В отдельных случаях некоторые специалисты предлагают в структуре годичного цикла выделять мезоцикл соревнований после главного старта. Далее следуют один или два мезоцикла переходного периода: двухне­ дельный   мезоцикл   собственно   отдыха   и   восстановительный   мезоцикл   дли­ тельностью 2­3 недели, который предполагает активный отдых и тренировку в облегченном режиме. Доля СФП должна составлять 40­45%, ОФП – 15­20%, ТТП – 40% в расчете на годичный цикл [33]. Высокий спортивный результат не может быть достигнут за один год тренировки. В работах методического характера представлены данные о построении тренировки   квалифицированных   спортсменов, характеризуется в следующих направлениях:   где   подготовка –   рекомендуемые   параметры   годичной   нагрузки   по   основным тренировочным средствам;19 – распределение основных тренировочных средств по мезоциклам; – примерные планы тренировок квалифицированных метателей диска в недельных микроциклах подготовительного и соревновательного периодов. Анализ   фактических   данных   по   рекомендуемым   годичным   объёмам основных   тренировочных   средств   показывает,   что   параметры   нагрузки различаются по количеству бросков основного и вспомогательных снарядов, частным объёмам нагрузки скоростно­силовой и беговой направленности на 20­80%. Рекомендуемое специалистами распределение нагрузки по мезоциклам позволяет   тренеру   творчески   подойти   к   планированию   индивидуальной подготовки   [29,   58,   77,   158].   Таким   образом   можно   констатировать,   что представленные в научно­методической литературе данные и рекомендации о построении   тренировоки   квалифицированных   метателей   диска   в   большом тренировочном цикле, в основном, отражают мнения отдельных специалистов и не основаны на результатах специальных исследований. Судя   по   данным   анализа   литературы,   основные   направления индивидуализации   тренировочного   процесса,   по   существу,   не   обоснованы, отсутствуют   чёткие   методические   правила,   позволяющие   выявить   суть   и оправданные пределы индивидуализации спортивно­тренировочного процесса по направлениям технической и физической подготовки. В работах как методического, так и экспериментального характера не содержится четких и обоснованных рекомендаций по планированию основных тренировочных средств в годичном макроцикле подготовки метателей диска высокой квалификации.20 ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель  работы   –   определить   и   обосновать   основные   направления индивидуализации подготовки квалифицированных метательниц диска. Для достижения цели работы были поставлены задачи исследования: 1.   Проанализировать   многолетнюю   динамику   объёма   тренировочных нагрузок   и   уровня   функционального   состояния   высококвалифицированных метательниц диска; 2.   Разработать   ориентировочную   модель   физического   состояния ведущих спортсменок метательниц диска.   3.   Определить   индивидуальные   особенности   построения тренировочного процесса метательниц диска высокой квалификации с учётом многолетней   динамики   тренировочных   нагрузок   и   уровня   специальной подготовленности спортсмена. Для   решения   поставленных   задач   применялись   следующие   методы исследования: – анализ научно­методической литературы; – анализ дневников спортсмена; – педагогическое тестирование; – корреляционный анализ; – педагогический автоэксперимент; – методы математической статистики. 2.1.1. Анализ научно­методической литературы Анализ   научно­методической   литературы   предусматривал   собой изучение   публикаций   по   педагогическим   аспектам   науки   об   особенностях подготовки метательниц диска высокой квалификации. Рассмотреть данные научных   исследований   и   разработать   практические   рекомендации   по21 многолетнему   планированию   тренировочного   процесса   и   особенностям   его построения для метательниц диска. 2.1.2. Анализ дневников спортсменок В   ходе   исследования   был   проведен   анализ   многолетней   подготовки метательниц   диска   высокой   квалификации.   В   ходе   него   были   обработаны дневники спортсменок  и автора  – мастера спорта  международного класса, многократного   призера   и   чемпионки   России,   финалистки       Чемпионата Европы – за период с 2010 по 2014 год.  Регистрировались   количество   тренировочных   занятий   за   год, количество   упражнений   технической   направленности   (с   облегченными, стандартными   и   утяжеленными   снарядами,   имитационные   упражнения, упражнения   с   предметами   броского   характера),   объем   прыжковой   и спринтерской работы, объем упражнений со штангой, а также изменения в уровне функциональных возможностей. 2.1.3. Педагогическое тестирование Для определения уровня подготовленности метателя диска проводилось педагогическое тестирование на протяжении всего года. Лучшие результаты в контрольных   упражнениях   за   годичный   период   регистрировались   как показатель   специальной   подготовленности   спортсмена   в   рассматриваемом году.  Педагогическое   тестирование   состояло   из   следующих   контрольных упражнений, подготовленности спортсмена:   отражающих   уровень   специальной   технико­физической – прыжок в длину с места; – тройной прыжок в длину с места на двух ногах;22 – тройной прыжок в длину с места; – бросок ядра (4 кг) снизу вперед; – бросок ядра (4 кг) через голову назад; – бег 30 м; – жим штанги лежа; – взятие штанги на грудь; – приседание со штангой на плечах; – метание диска (1 кг) с места и с поворота; – метание основного диска (1,0 кг) – метание облегчённого диска (0,75 кг). Каждое   контрольное   упражнение   отражает   одну   из   сторон подготовленности квалифицированных метательниц диска. Так, бег 30 м, прыжок в длину с места, тройной прыжок в длину с места на двух ногах;   тройной прыжок в длину с места говорят о взрывной силе нижних конечностей, основе метания диска. Бросок ядра (4 кг) снизу вперед, бросок ядра (4   кг) через голову назад, взятие штанги на грудь отражают скоростно­силовые возможности спортсмена. Жим штанги, лежа и приседание со штангой на плечах являются показателями проявления собственно силовых способностей верхних и нижних конечностей. Метание основного диска (1 кг) с места и с поворота, метание облегчённого диска (0,75 кг), что отражает техническую составляющую подготовленности метательниц  диска. 2.1.4. Корреляционный анализ Для   выявления   наиболее   информативных   контрольных   упражнений, отражающих   уровень   подготовленности   метательниц   диска   высокой квалификации, был проведен корреляционный анализ стандартных тестов.23 2.1.5. Педагогический эксперимент (автоэксперимент); В   ходе   педагогического   автоэксперимента   был   определен   вариант построения тренировочного процесса метательницы диска и направленность работы,   исходя   из   динамики   тренировочных   нагрузок   различной направленности в период 2011­2014 гг., а также с учетом их взаимосвязи со спортивным результатом. 2.1.6. Методы математической статистики В исследовании использовались методы математической статистики. В   элементарные процессе   анализа   рассчитывались,   прежде   всего, статистические   характеристики   вариационного   ряда   исследуемых показателей (вычисление среднего арифметического значения, стандартного отклонения, процентного соотношения). 2.2. Организация исследования Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (2011­2012 г.), мы   анализировали   дневники   спортсменок   и   фиксировали   величину   и направленность тренировочной нагрузки, изменения в проявлении физических качеств   и   спортивном   результате   в   годичных   макроциклах.   Второй   этап исследований (2012­2013 гг.) представлял собой автоэксперимент, в котором был   скорректирован   и   проведен   тренировочный   процесс   в   зависимости   от результатов   многолетнего   анализа   объёма   и   направленности   нагрузок спортсменки. На последнем этапе исследований (2014 г.) мы стремились к разрешению одной из основных задач – выявлению наиболее эффективного24 варианта   построения   тренировочного   процесса   метательниц   диска   высокой квалификации с упором на многолетнюю динамику тренировочных нагрузок.  Базой исследований явились учебно­тренировочные легкоатлетические базы в г. Адлер, легкоатлетические манежи г. Москвы («Трудовые резервы»). ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 3.1. Результаты анализа спортивных дневников участниц исследования  Индивидуальность   (от   лат.  Individuum  –   неделимое)   в   современном понимании   –   неповторимое   своеобразие   какого­либо   явления,   отдельного существа, человека.  Индивидуализация   тренировочного   процесса   –   это   такое   его построение, в котором учитываются физические, психические, биологические, антропометрические и т.п. особенности организма спортсмена. Роль и значение индивидуализации возрастает на этапах углублённой специализации, и особенно на этапе спортивного совершенствования, когда адаптационные   возможности   спортсменов   подходят   к   своим   граничным значениям,   а   тренировочные   нагрузки   предъявляют   предельно   высокие требования к функциональным системам организма [30]. Чем выше уровень квалификации спортсменов, тем ярче их индивидуальный почерк.  Замечено,   что   у   высококвалифицированных   спортсменов эффективность   тренировочного   процесса   значительно   повышается   при25 использовании   тренировочных   нагрузок,  ориентированных   на  максимальное использование индивидуально сильных сторон подготовленности [29, 30, 32]. В результате анализа дневников было выявлено, что с 2011 по 2014 год было выполнено несколько различных вариантов построения тренировочного процесса с учётом объёма и направленности основных средств тренировки метателя диска. Как   видно   из   таблицы   4,   в   2011   и   2012   годах   основной   упор тренировочного процесса был сделан на силовую подготовку дискобола, что пошло   в   ущерб   скоростно­силовой   и   технической   подготовке,   которая является основой подготовки в метании диска. Также в 2011­2012 гг. было сделано колоссальное количество тренировок – 410 в 2011 г. и 450 в 2012 г. В 2013­2014 г. наблюдается другая картина – количество тренировок сокращается (до 255 в 2013 г. и 344 – в 2014 г.). На первый план в данный период выходит тренировочные нагрузки скоростно­силовой и технической направленности, а силовая подготовка уходит на второй план. Объём выполненной работы метательницы диска высокой  квалификации в период 2011­2014 гг. Таблица 3 Количес тво трениро вочных занятий Объём упражнений прыжковой направленно сти, час 410 450 255 344 140 146 280 240 Год 2011 2012 2013 2014 Объём упражнений беговой (спринтерской ) направленнос ти, км 4,5 4,2 18,8 13,3 Объём упражнений с ядром, набивным мячом, час 110 114 205 197 Объём упражнен ий со штангой, т 780 760 532 540 Объём техническ ой работы, бросков 1015 1420 6100 525026 Многие авторы и специалисты в области метаний выделяют значимость соотношения   бросковой   работы   с   количеством   тренировочных   занятий   в метаниях.  Чем   выше   уровень   мастерства   спортсмена,   тем   больше   процентное соотношение   нагрузок   технической   направленности   к   количеству тренировочных занятий в году.  Исходя из данных,  представленных на рисунке 1, спортсменка  резко повысила своё мастерство к 2013 ­ 2014 году. объём Рис. 1. Соотношение многолетней динамики объёма технической работы и количества тренировочных занятий Данные на рисунке 2 отражают динамику объёмов работы различной направленности.  Мы можем наблюдать, что наилучший спортивный результат в метании диска был показан в 2013 году. При этом в данный период наблюдается самое27 малое количество тренировочных занятий, самый большой объём прыжковой и беговой работы. А также в 2013 году был выполнен самый значительный объём бросковой работы и вспомогательных упражнений с ядром и набивным мячом. Так же мы видим, что в данный период значительно снизился объём силовой  работы,  т.е. упражнений  со штангой,  направленных  на  воспитание собственно силовых способностей метательниц диска высокой квалификации. объём годы Рис. 2. Многолетняя динамика объёмов основных средств подготовки метательниц диска Физическая   подготовленность   является   основой   совершенствования спортивного   мастерства   на   всех   этапах   многолетней   подготовки,   как   у новичков, так и у спортсменов высокой квалификации [3, 8, 9, 16, 17, 18, 35] важно отметить, что процесс воспитания физических качеств осуществляется28 в   неразрывном   единстве   с   процессом   совершенствования   технического мастерства спортсменов [4, 13, 15]. Исключительно   важное   место   в   системе   спортивной   тренировки метательниц   диска   занимает   специальная   скоростно­силовая   подготовка. Научно обоснованный выбор её средств и методов позволяет целенаправленно управлять   состоянием   спортсменок,   подводить   их   к   высотам   спортивного мастерства.   Значительный   практический   интерес   для   индивидуальной коррекции   тренировочного   процесса   имеет   разработка   должных   норм физической подготовленности метательниц диска [4]. (Диаграмма 1) В ходе подготовки к каждому из сезонов соревнований в 2011­2014 гг. проводилось   педагогическое   тестирование   для   определения   уровня специальной физической и технической подготовленности спортсменок. Это позволяет   выявить   сильные   и   слабые   стороны   дискоболок,   а   также прогнозировать, планировать их спортивный результат на сезон. Чтобы   выявить   значимость   каждого   из   тестов   был   проведен корреляционный анализ к соревновательному упражнению – метанию диска стандартного веса с поворота. Прыжок в длину с места Прыжок в длину тройной Жим штанги лежа 0,7 0,7 0,7 0,77 Рывок штанги Результат метания основного снаряда Бросок 0,78 0,76 0,93 Бросок ядра назад 0,75 0,92 Метание утяжеленного диска Приседание со штангой на плечах Метание облегченного диска Рис. 3. Взаимосвязь показателей физической подготовленности со спортивным результатом в метании диска29 Корреляционный анализ позволил уточнить влияние уровня физической подготовленности   на   спортивный   результат   в   метании   диска.   Судя   по полученным данным, Имеет место средняя статистическая взаимосвязь (r  = 0,5­0,7) между результатом в метании диска и результатом в прыжке в длину с места, жиме штанги лежа. Высокая статистическая взаимосвязь (r  = 0,7­0,9) выявлена между спортивным результатом и максимальными показателями в следующих   контрольно­педагогических   тестах:   бросок   ядра   вперед,   назад через   голову,   рывок,   приседание,   метание   облегченного   и   утяжеленного диска. Уровень специальной технико­физической подготовленности  метательницы диска высокой квалификации, участницы  автоэксперимента в 2011­2014 гг. Таблица 4 годы тесты прыжок в длину с места, м тройной прыжок в длину с места, м бросок ядра (4 кг) снизу вперед, м бросок ядра (4 кг) через голову назад, м бег 30 м, с жим штанги лежа, кг взятие штанги на грудь, кг приседание   со   штангой   на плечах, кг метание диска (1 кг) с места, м метание   утяжелённого   диска (1,100 кг), м метание   облегчённого   диска (0,900 кг), м метание стандартного диска, м 2011 3,00 8,70 16,20 17,95 4,31 110 80 160 44,50 48,20 59,05 54,88 2012 3,01 8,81 17,45 18,51 4,45 115 85 170 46,40 53,15 61,50 58,16 2013 3,02 8,51 17,50 19,92 4,45 120 90 180 49,90 55,00 63,10 59,50 2014 3,04 8,90 18,01 20,20 4,37 130 90 170 54,20 56,40 67,30 63,3930 Данные,   представленные   в   таблице   4,   свидетельствуют   о   том,   что уровень   скоростно­силовой   подготовленности   у   испытуемой   спортсменки повысился   от   2011­2012   гг.   к   2013­2014гг.   На   это   указывает   повышение показателей за данный период в беговых, прыжковых тестах, упражнениях с ядром.   Также   сопряженным   показателем   скоростной   подготовленности является метание облегченного снаряда, лучший результат в этом тестовом упражнении был показан в 2014 г. Уровень   силовой   подготовленности   находится   на   самом   высоком уровне   в   2011­2012   гг.,   а   в   последующем   снижается.   Об   этом   говорят понижение   уровня   результатов   в   жиме   штанги   лёжа   и   в   приседании   со штангой. Уровень   технической   подготовленности   понижается   от   2011   к   2012 году, далее резко повышается и достигает своего пика в 2013 году, а затем снижается к 2014 году. Следовательно,   по   данным   анализа   дневников   испытуемой метательницы   диска   и   результатам   тестирования   её   специальной   технико­ физической подготовленности можно констатировать: –   в   2011   году   подготовка   спортсменки   была   преимущественно направлена   на   силовую   работу   и   только   отчасти   на   скоростно­силовую   и   уровень   силового   компонента техническую;   исходя   из   этого, подготовленности испытуемой значительно превышал остальные компоненты; –   в   2012  году   рассмотренная   подготовка   метательницы   диска   ещё   в большей   степени   стала   узконаправленной   в   сторону   повышения   уровня собственно   силовых   способностей   спортсменки,   и   показатели   физической подготовленности силовой направленности превалировали над технической и скоростно­силовой; – в 2013 году подготовка рассматриваемой спортсменки резко изменила свою направленность и в данный период на первое место вышли скоростно­31 силовая   и   техническая   подготовка,   соответственно   в   результатах тестирования   скоростно­силовой   и   технической   подготовленности спортсменки произошел выраженный прорыв в сторону улучшения, а уровень силовой  подготовленности   чуть  понизился;  в  данный период  зафиксирован самый   высокий   спортивный   результат   в   метании   диска   и   самое   малое количество тренировочных занятий; – в 2014 году количество занятий увеличилось, как и объём силовой работы; объём беговой, прыжковой, технической работы снизился, количество упражнений   с   ядром   и   набивным   мячом   практически   не   изменился; спортивный результат снизился. 3.2. Исследование уровня функциональных возможностей метательниц диска по данным литературных источников          Анализ учебной и методической литературы позволил установить, что ведущие   тренеры   СССР   И   России   обращают   пристальное   внимание   к гармоническому   развитию   мышечных   групп   участвующих   в   выполнении основного двигательного действия (Метания диска).       С целью выявления уровня физических данных ведущих метательниц диска России был проведено педагогическое тестирование   последующим тестам, которые представлены в таблице 5. Результаты педагогического тестирования сильнейших метательниц диска борной команды России Тесты Результаты участниц тестирования 1 2 3 4 5 6 Х Среднее Таблица 5.32 Бег 30 м (сек) 3,90 3,50 3,90 3,37 3,65 3,70 3,72 Длина с места (см) Тройной прыжок (см) Жим штанги лежа (кг) Взятие штанги на грудь (кг) Присед со штангой Бросок ядра вперед (4 кг) Бросок ядра назад (4 кг)   Метание диска 1 кг (м) Метание диска 0,750 кг (м) Рост Вес Индекс Кетле 230 742 85 85 90 16,50 17,50 70,69 74,23 190 114 0.60 297 852 105 90 145 20,27 22,43 65,78 69,20 182 87 0,478 260 750 135 85 170 15,50 17,50 63,42 67,20 183 85 0,464 304 890 130 90 180 18,01 20,20 63,39 67,30 187 88 0,470 265 750 130 115 230 19,40 21.40 64,40 68,00 180 90 0,50 289 841 125 110 120 17,26 19.45 61,01 65,20 185 97 274,17 816,60 118,3 98,0 155,83 17,82 19,75 64,78 68,52 186 94 0,524 Х – 0,50 Участницы эксперимента: 1. Пищальникова Дарья  ­  МСМК 2. Строкова Екатерина ­ МСМК 3. Сайкина Светлана ­  МСМК 4. Мальцева Юлия  ­ МСМК 5. Ганеева Вера  ­  МСМК 6. Панова Елена – МСМК       По данным ведущих тренеров и научных работников СССР и  России А.Бондарчука,   С.Возняк,   Ю.Бакаринова   и   др.,   было   установлено,   что основным   условием   для   достижения   высоких   спортивных   результатов является высокий уровень функционального состояния спортсменов.       Используя   данные  ведущих  специалистов   и   усреднённые   результаты, полученные   в   результате   исследования   позволили   нам   разработать диаграмму зависимости спортивных достижений спортсменок в избранном виде легкой атлетики от уровня развития физических качеств. Ориентировочная модель функционального состояния девушек метательниц диска на современном этапе Диаграмма 1                                                                                                      (9)(1) 33       (2)                                                                                                              (8)                                                                                                                       (7)           (3)                          (4)                                                                 (6)                                                             (5)         В диаграмме по кругу представлены показатели гармоничного развития физических качеств и взаимосвязь их с результатом.  Наложив   средние   показатели   тестирования   сборной   команды   России   по метанию   диска   среди   девушек   на   диаграмму,   были   определены   сильные   и слабые стороны в подготовки спортсменок.   Высоким уровнем развития физических качеств обладали тесты № ­ 1, 2. 5, 7. Средним уровнем развития физических качеств отметились тесты № ­ 3, 8. И низкий уровень развития показан был в тестах № ­ 4, 9.         На   диаграмме   2   представлены   результаты   тестирования   спортсменки участницы автоэксперимента Мальцевой Ю.  Диаграмма 234 Диаграмма результатов тестирования спортсменки метательницы диска участницы автоэксперимента (Мальцевой Ю.)           Анализ   полученных   данных   позволил   установить   несостоятельность тренировочной   программы   метательницы   диска   по   отношению     к рекомендуемым   ведущими   специалистами   программам   подготовки. Наложение индивидуальных тестов спортсменок на усреднённую диаграмму позволили   установить   сильные   и   слабые   стороны   в   индивидуальной подготовке спортсменки.          На диаграмме 2 хорошо видны слабые и сильные  стороны в подготовке участницы основного автоэксперимента. Анализ   диаграммы   участницы   автоэксперимента   члена   сборной   команды России позволил установить, что тренируясь по общей программе сборной35 команды она имеет аналогичные слабые и сильные стороны в функциональной подготовленности как и другие участницы эксперимента. Имея ослабленные звенья в физической подготовленности спортсменка в процессе подготовки неоднократно   встречалась     с   проблемами   связанными   с   травмированием   в ослабленных звеньях. ВЫВОДЫ По   итогам   проведенного   исследования   можно   вывести   следующие заключения. 1. На   сегодняшний   день  в  специальной  литературе   по   метаниям   нельзя найти   единого   мнения   по   построению   годичного   макроцикла тренировки.   Следовательно,   на   первый   план   выходит   проблема36 индивидуализации тренировочного процесса спортсменок­метательниц диска. 2. При   анализе   многолетней   динамики   объёма   тренировочных   нагрузок высококвалифицированной   метательницы   диска   было   выявлено,   что лучший   спортивный   результат   достигается   при   наибольшем   объёме тренировочных   нагрузок   технической   и   скоростно­силовой направленности и ограниченном количестве тренировочных занятий. 3.   Исходя   из   многолетней   динамики   уровня   специальной подготовленности   метательниц   диска   высокой   квалификации,   было определено, что при малом объёме силовой работы и малом количестве тренировочных   занятий   достигается   наилучший   результат   в   метании диска. 4. При   учёте   многолетней   динамики   тренировочных   нагрузок   и   уровня специальной   подготовленности   испытуемой   спортсменки   были определены   индивидуальные   особенности   построения   тренировочного процесса.   Спортивный   результат   достигался   посредством использования в основном силовых способностей спортсмена, а уровень скоростно­силовых   способностей   и   показатели   технической подготовленности   оставались   на   втором   плане.   Соответственно,   при повышении   объёма   тренировочных   нагрузок   скоростно­силовой   и технической направленности, был достигнут высший, по сравнению с предыдущими,   уровень   скоростно­силовой   и   технической подготовленности,   а   уровень   силовой   подготовленности   остался прежним.   В   связи   с   этим   было   достигнуто   повышение   спортивного37 результата и его стабильности на протяжении соревновательных сезонов в годичном цикле. 5.   При   планировании   спортивной   тренировки   необходимо   учитывать распределение   средств   подготовки   таким   образом,   что   бы   они способствовали формированию гармонично развитой топографии мышц спортсменок необходимых для метательниц диска. 6. При   составлении   индивидуального   плана   подготовки   необходимо проводить тестирование перед началом подготовительного периода   с целью   выяснения   ослабленных   звеньев   с   учётом   модельных характеристик представленных в первой диаграмме.38 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Наиболее   эффективной   структурой   построения   тренировочного процесса метательниц высокой квалификация является такая, в которой учитываются особенности их специальной подготовленности. 2. В тренировочном процессе метательниц диска высокой квалификации следует увеличивать объём тех средств тренировки, которые повышают уровень подготовленности  «отстающих» звеньев и повышают уровень основных физических качеств дискоболок – скоростно­силовых. 3. На   этапе   спортивного   совершенствования   следует   большую   часть тренировочного процесса уделять технической подготовке. Необходим больший объём бросковой работы – как с основными снарядами, так и со вспомогательными. 4. При   построении   тренировочного   процесса   следует   стремиться   к соответствию   специальной   подготовленности   метательниц   диска модельным характеристикам, разработанным многими специалистами в области метаний и представленных в диаграмме №1.39 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.   Акилов   М.В.   Анализ   соревновательной   деятельности   спортсменов   с позиций   психолого­педагогической   теории   деятельности   /   Акилов М.В. // Методологические аспекты теории спорта: Сб. науч. ст. / Казах. институт физической культуры. – Алма­Ата, 1992. – С. 3­8. 2. Алабин   В.Г.   Многолетняя   подготовка   легкоатлетов:   На   прим. скоростно­силовых   видов   /   Алабин   Виктор   Григорьевич.   –   Минск: Вышэйш. шк., 1981. – 207 с. 3. Белых   М.О.  Легкоатлетические   метания:   пособие. –  Киев:   Здоров’я, 1976. – 96 с. 4. Берестовская   А.Л.   Индивидуализация   многолетней   подготовки   в метании   диска   на   этапах   углублённой   подготовки   и   спортивного совершенствования:   дис.   …   канд.   пед.   наук   /   Берестовская   Анна Леонидовна; ГЦОЛИФК. – М., 1991. – 183 с. 5. Бондарчук А.П., Щуренов А.А. Индивидуализация методов управления тренировочным   процессом   легкоатлетов­метателей   высокой квалификации. // Теория и практика физической культуры, 1990. – №4. – С. 50­53. 6. Буханцов К.И. Силовая подготовка дискобола/ Легкая атлетика, 1963. ­ №2. – С. 10 – 11. 7. Верхошанский   Ю.В.   Модель   скоростно­силовой   подготовки квалифицированных метателей диска // Теория и практика физической культуры. – 1980, – №6. С. 6 – 8. 8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 264 с.40 9. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 175 с. 10.Верхошанский   Ю.В.   Факторная   структура   скоростно­силовой подготовки   метателей   диска   //   Теория   и   практика   физической культуры. – 1980, – №11. – С. 21 – 28. 11.Возняк С.В. Исследования скоростно­силовых качеств, проявляемых в легкоатлетических движениях – метаниях школьников разного возраста и пути их развития. Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1966. – 242 с. 12.Воробьёв   А.Н.   Принцип   индивидуализации   –   фикция   или закономерность   в  современном   тренировочном   процессе.   //   Теория   и практика физической культуры, 1986. – №6. – С. 29­31. 13.Воронкин   В.И.   Основы   системы   подготовки   спортивных   метаний, резервов   в   легкоатлетических   метаниях:   автореф.   дис.   …   д­ра   пед. наук. / Воронкин Василий Иванович; ГЦОЛИФК. – М., 1986. – 24 с. 14.Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика: Учебник для ИФК. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 264 с. 15.Дьячков   В.М.   Совершенствование   технического   мастерства спортсменов: педагогические проблемы управления. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 232 с. 16.Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. / 2­е изд., перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 40 с. 17.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М., 1970. – 180 с. 18.Книга тренера по легкой атлетике. / Под ред. Л.С. Хоменкова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – С. 328­332. 19.Красников  А.А.  Тенденции  в многолетней  динамике  индивидуальных спортивных достижений. / А.А. Красников // Сборник трудов ученых РГУФК. – М.: РИО РГУФК, 2006. – С. 69.41 20.Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. – М.: Со­ ветская Россия,1975. – 208 с. 21.Легкая атлетика: Учеб. для ин­тов физ. культ. / Под ред. Н.Г. Озолина, В.И.   Воронкина,   Ю.Н.   Примакова.   –   Изд.   4­е,   доп.,   перераб.   –   М.: Физкультура и спорт, 1989. – С. 65­69. 22.Легкоатлетические метания: методические рекомендации / Состав. Ю. Бакаринов, А. Квитков. – Харьков, 1991. – 144 с. 23.Матвеев Л.П. Проблема выявления и формулирования специфических // закономерностей   и   принципов   спортивной   тренировки. Методологические проблемы совершенствования системы спортивной   подготовки квалифицированных спортсменов. – М., 1984. – С. 30­40. 24.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин­ тов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с. 25.Мачканова Е.В. Режимы тренировочных нагрузок квалифицированных метательниц   диска   на   этапе   непосредственной   предсоревновательной подготовки:   автореф.   дис.   …   канд.   пед.   наук   /   Мачканова   Елена Вячеславовна; РГУФКСиТ. – М., 2010. – 24 с. 26.Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике. / Учебное пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 272 с. 27.Михайлов   В.М.   Индивидуальная   подготовка   многоборок   различной квалификации   на   основе   использования   модельных   характеристик: автореф.   дис.   …   канд.   пед.   наук   /   Михайлов   В.М.;   МОГИФК.   – Малаховка, 1988. – 24 с. 28.Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координа­ ций. – М.: Теория и практика физической культуры, 2003. – 259 с. 29.Оганджанов   А.Л.   Педагогические   технологии   индивидуализации подготовки квалифицированных прыгунов тройным / А.Л. Оганджанов,42 Н.Н.   Чесноков   //   Современный   взгляд   подготовки   легкоатлетов. Монография.   Под   ред.   Е.Е.   Аракеляна,   Ю.Н.   Примакова,   М.П. Шестакова. – М.: НОУ РГУФК, 2006. – С. 157­177. 30.Озолин   Н.Г.   Современная   система   спортивной   тренировки.   –   М.: Физкультура и спорт, 1970. – 476 с. 31.Основы спортивной тренировки: учеб. для ин­тов физ. культ. / Под ред. Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с. 32.Платонов   В.Н.   Подготовка   квалифицированных   спортсменов.   –   М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с. 33.Рубин   В.С.   Олимпийский   и   годичные   циклы   тренировки.   Теория   и практика. / В.С. Рубин. – 2­е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2009. – 188 с. 34.Рудерман Г. Многолетняя подготовка метателей. / Григорий Рудерман // Легкая атлетика, 2007. – № 4­5. – С.  26­27.  35.Смирнов   Ю.Н.   Исследование   взаимосвязи   между   силовыми   и скоростными двигательными качествами спортсменов: автореф. дис. … канд. пед. наук. / Смирнов Ю.Н.; – М., 1988. – 17 с. 36.Сорокин  С.Г.  Физическая   подготовка   квалифицированных   лыжников­ гонщиков   с   учётом   индивидуальных   особенностей:   автореф.   дис.   … канд. пед. наук. / Сорокин С.Г.; – Омск, 1980. – 17 с. 37.Тутевич В.Н. Метание диска. – М.: Физкультура и спорт, 1958. – 210 с. 38.Тутевич В.Н. Теория спортивных метаний. (Механико­математические основы). – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 312 с.43 Исполнитель выпускной квалификационной работы:                         _______________( Мальцева Ю.Г.) Научный руководитель                                _________________(Никонов В.И.) Заведующий кафедрой: доктор педагогических наук, профессор                                                      _________________(Чесноков  Н.Н.) Дата защиты:                                                 «_______» _____________ 20__ год Оценка за работу                                            ______________________________ Председатель государственной аттестационной комиссии                              ______________(______________)