.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ
«Психокоррекция»
учитель начальных классов
Приходько Н.М.
пгт. Пойковский
Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - пр. Минобрнауки № 1599 от 19.12.2014 года, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Программа базируется на основных методических материалах: «Система профилактической работы с детьми над познавательными психическими процессами по программам развития Степановой С.С., Васильевой Н.Н., Барановой Ф.Ю, Зиминой Л.В.»
1.Планируемые результаты .
Личностные:
· положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе;
· самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок)
· смыслообразование (стремление к приобретению знаний).
Метапредметные:
Предметные:
Система оценки планируемых результатов
Виды контроля:
Формы контроля
2. Содержание учебного предмета.
Весь курс «Психокоррекционные занятия» состоит из следующих разделов:
– развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений);
– развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);
– развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
– формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);
– формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).
Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта учащихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений .
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности ( задание «Крестики, точки», «Пишущая машинка»; задание «Невидящие и неслышащие» и др.).
Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков ( «Подбери картинку»; задание «Запомни фигуры» и др.).
Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников (урок 108, задание 2 «Только одно свойство» и др.). Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Поэтому на уроках психологического развития вырабатываются у учащихся умения определять соотношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., формируются элементарные логические операции .При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее и на творческое воображение. Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные элементы включаются в разные системы связей ( «Закончи рисунок» ), и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы связей ( «Закончи рисунок» и др.).
Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой ( «Найди одинаковые» ). Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями ( «Найди образец» и др.), и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме ( «Графический диктант»).
Аналогично осуществляется развитие психологических новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения расчленено воспринимать, понимать и выполнять словесные указания взрослого ( «Учимся слушать и выполнять»), затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой ( «Совмести фигуры»; «Поверни квадрат» и др.), а затем переходят к заданиям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры ( «Муха» и др.).
Тематическое планирование
Тема |
Часы |
Диагностика уровня развития на начало учебного года |
2 |
Развитие общей моторики |
8 |
Развитие внимания |
11 |
Развитие восприятия |
10 |
Развитие памяти |
14 |
Развитие мышления |
13 |
Формирование коммуникативных навыков |
7 |
Диагностика уровня развития на конец учебного года |
2 |
Итого |
68 |
3.Календарно-тематическое планирование.
№ п/п |
Тема урока |
ч |
дата |
||
план |
факт |
||||
|
|||||
1 |
Диагностика уровня развития познавательных процессов |
1 |
|
|
|
2 |
Диагностика уровня развития познавательных процессов |
1 |
|
|
|
Развитие общей моторики (8 ч.) |
|||||
3 |
Продолжи закономерность. Точки. |
|
|
|
|
4 |
Продолжи закономерность. Точки |
1 |
|
|
|
5 |
Дорисовывание фигур неопределённой формы до заданного образа . |
1 |
|
|
|
6 |
Дорисовывание фигур неопределённой формы до заданного образа |
1 |
|
|
|
7 |
Обводи точно. |
1 |
|
|
|
8 |
Обводи точно. |
1 |
|
|
|
9 |
Графический диктант. |
1 |
|
|
|
10 |
Графический диктант. |
1 |
|
|
|
Развитие внимания (11 ч.) |
|||||
11 |
Развитие произвольности и свойств внимания . Запутанные дорожки. |
1 |
|
|
|
12 |
Развитие произвольности и свойств внимания . Внимательный художник. |
1 |
|
|
|
13 |
Развитие произвольности и свойств внимания . Внимательный художник. |
1 |
|
|
|
14 |
Развитие концентрации и устойчивости внимания. Выполни по образцу. |
1 |
|
|
|
15 |
Развитие концентрации и устойчивости внимания. Выполни по образцу. |
1 |
|
|
|
16 |
Развитие переключение внимания. Найди и покажи. |
1 |
|
|
|
17 |
Развитие переключение внимания. Найди и покажи. |
1 |
|
|
|
18 |
Развитие уровня распределения внимания. Перепиши без ошибок |
1 |
|
|
|
19 |
Развитие уровня распределения внимания. Найди и запиши спрятанные слова |
1 |
|
|
|
20 |
Развитие уровня распределения внимания. Найди и запиши спрятанные слова |
1 |
|
|
|
21 |
Упражнения на распределения внимания. Найди пропущенные числа |
1 |
|
|
|
Развитие восприятия (10 ч.) |
|||||
22 |
Наложенные изображения. |
1 |
|
|
|
23 |
Спрятанные изображения |
1 |
|
|
|
24 |
Незаконченные изображения |
1 |
|
|
|
25 |
Точечные изображения |
1 |
|
|
|
26 |
Перевёрнутые изображения |
1 |
|
|
|
27 |
Парные изображения |
1 |
|
|
|
28 |
Разрезанные изображения |
1 |
|
|
|
29 |
Геометрические фигуры |
1 |
|
|
|
30 |
Расшифровать фразу |
1 |
|
|
|
31 |
Перепутанные линии |
1 |
|
|
|
Развитие памяти (14 ч.) |
|||||
32 |
Упражнения на развитие зрительной памяти. Разноцветная лесенка |
1 |
|
|
|
33 |
Упражнения на развитие зрительной памяти. Запомни пары |
1 |
|
|
|
34 |
Упражнения на развитие зрительной памяти. Опиши картинку |
1 |
|
|
|
35 |
Упражнения на развитие слуховой памяти. Эстафета слов |
1 |
|
|
|
36 |
Упражнения на развитие слуховой памяти. Что какого цвета? |
1 |
|
|
|
37 |
Упражнения на развитие слуховой памяти. Выбор |
1 |
|
|
|
38 |
Упражнения на развитие зрительной памяти. Запомни по порядку |
1 |
|
|
|
39 |
Упражнения на развитие зрительной памяти. Числовые ряды |
1 |
|
|
|
40 |
Упражнения на развитие зрительной памяти. Слово с номером |
1 |
|
|
|
41 |
Упражнения на развитие двигательной памяти. Повторяй за мной |
1 |
|
|
|
42 |
Упражнения на развитие двигательной памяти. Запрещенное движение |
1 |
|
|
|
43 |
Упражнения на развитие словесно-логической памяти Группировка слов |
1 |
|
|
|
44 |
Упражнения на развитие словесно-логической памяти. Свяжи пару |
1 |
|
|
|
45 |
Упражнения на развитие словесно-логической памяти Рисуем схему |
1 |
|
|
|
Развитие мышления (14 ч) |
|||||
46 |
Логические задачи |
1 |
|
|
|
47 |
Логические задачи |
1 |
|
|
|
48 |
Логические задачи |
1 |
|
|
|
49 |
Словоразбиватели |
1 |
|
|
|
50 |
Словоразбиватели |
1 |
|
|
|
51 |
Ребусы |
1 |
|
|
|
52 |
Ребусы |
1 |
|
|
|
53 |
Ребусы |
1 |
|
|
|
54 |
Анаграммы |
1 |
|
|
|
55 |
Анаграммы |
1 |
|
|
|
56 |
Анаграммы |
1 |
|
|
|
57 |
Спичечные головоломки |
1 |
|
|
|
58 |
Спичечные головоломки |
1 |
|
|
|
59 |
Спичечные головоломки |
1 |
|
|
|
Формирование коммуникативных навыков (7ч ) |
|||||
60 |
Упражнение «Через стекло» |
1 |
|
|
|
61 |
Упражнение «Что в сундучке?» |
1 |
|
|
|
62 |
Упражнение «Интервью» |
1 |
|
|
|
63 |
Упражнение «Позвони другу» |
1 |
|
|
|
64 |
Упражнение «Пойми меня» |
1 |
|
|
|
65 |
Упражнение «Угадай, кто я?» |
1 |
|
|
|
66 |
Упражнение «Продолжи сказку». |
1 |
|
|
|
Диагностика уровня развития на конец учебного года (2 ч) |
|||||
67 |
Диагностика уровня развития познавательных процессов |
1 |
|
|
|
68 |
Диагностика уровня развития познавательных процессов |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.