Индивидуальная коррекционно-развивающая программа «Учись учиться»
Ф.И. ребенка ____________________________
Школа, класс ___________________________
Возраст _________
Результаты первичной диагностики (являются основанием для выбора направлений коррекции): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель: развивать и корректировать познавательные и интеллектуальные процессы младшего школьника.
Задачи программы:
1. формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
2. развивать внимание (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.) и память (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
3. развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию;
4. развивать навыки прогнозирования, самоконтроля, оценивания результатов своей деятельности.
Программа рассчитана на 18 часов, 1-2 раза в неделю.
Срок реализации программы с_______ 20 г. по _______ 20 г.
Педагог-психолог: __________________________________________
Учебно-тематический план
№ |
Дата
|
Цель занятия (решаемые задачи) |
Содержание (методы и приемы) |
Отслеживание динамики |
1 |
|
развитие умения классифицировать предметы и понятия. |
1. Разминка. 2. Допиши по аналогии. 3. Шифровальщик 2. 4. Раздели на группы. 5. Запретное движение. 6. Нарисуй по клеточкам «Узор». Рефлексия занятия. |
|
2 |
|
развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.
|
1. Разминка. 2. Шифровальщик. 3. Найди лишнее слово. 4. Найди слово в слове. 5. Съедобное - несъедобное. 6. Рисуем по клеточкам «Узор». Рефлексия занятия. |
|
3 |
|
развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. |
1. Разминка. 2. Закончи предложение. 3. Преврати одни слова в другие. 4. Вставь слово. 5. Четыре стихии. 6. Нарисуй по клеточкам «Узор». Рефлексия занятия. |
|
4 |
|
развитие зрительно-моторной координации |
1. Разминка. 2. Восстанови порядок. 3. Запомни геометрические фигуры. 4. Найди слова 5. Каждой руке свое дело. 6.Нарисуй по клеточкам «Ракета». Рефлексия занятия. |
|
5 |
|
развитие понятийного мышления (умение обобщать). |
1. Разминка. 2. Найди общее название. 3. Развивай внимание «Сколько чего?». 4. Соедини половинки слов. 5. Запретное движение. 6. Нарисуй по клеточкам «Ключик». Рефлексия занятия. |
|
6 |
|
развитие способности к классификации, абстрагированию.
|
1. Разминка. 2. Замени одним словом. 3. Найди лишнее слово. 4. Подбери слова. 5. Как это можно использовать. 6.Нарисуй по клеточкам «Слоник». Рефлексия занятия. |
|
7 |
|
развитие понятийного мышления (умение обобщать). |
1. Разминка. 2. Тренируй внимание «Ухо, нос, рот». 3. Замени одним словом.. 4. Найди общее название. 5. Снежный ком. 6. Нарисуй по клеточкам «Домик». Рефлексия занятия. |
|
8 |
|
развитие зрительно-моторной координации.
|
1. Разминка. 2. Восстанови слова. 3. Выбери правильный ответ. 4. Каждой руке свое дело. 5. Съедобное - несъедобное. 6. Нарисуй по клеточкам «Машина». Рефлексия занятия. |
|
9 |
|
развитие умения устанавливать связи между понятиями. |
1. Разминка. 2. Подчеркни «наоборот». 3. Слова-близнецы. 4. Вставь числа. 5. Четыре стихии. 6. Нарисуй по клеточкам «Ключ». Рефлексия занятия. |
|
10 |
|
развитие понятийного мышления (умение обобщать). |
1. Разминка. 2. Восстанови слова. 3. Найди общее название. 4. Шифровальщик. 5. Ищи безостановочно. 6. Нарисуй по клеточкам «Заяц». Рефлексия занятия. |
|
11 |
|
развитие умения устанавливать связи между понятиями. |
1. Разминка. 2. Найди лишнее слово. 3. Причина-следствие. 4. Допиши по аналогии. 5. Бывает - не бывает. 6. Нарисуй по клеточкам «Жираф». Рефлексия занятия. |
|
12 |
|
развитие умения устанавливать связи между понятиями |
1. Разминка. 2. Летает - не летает. 3. Допиши по аналогии. 4. Допиши «наоборот». 5. Счет с помехой. 6. Нарисуй по клеточкам «Птица». Рефлексия занятия. |
|
13 |
|
развитие способности к классификации, абстрагированию.
|
1. Разминка. 2. Найди лишнее слово. 3. Ключ к неизвестному. 4. Восстанови слова. 5. Рисуем на память узоры. 6. Нарисуй по клеточкам «Змея». Рефлексия занятия. |
|
14 |
|
развитие понятийного мышления (умение обобщать). |
1. Разминка. 2. Продолжи ряд слов. 3. Наблюдательность. 4. Соедини половинки слов. 5. Каждой руке свое дело. 6. Нарисуй по клеточкам «Осиновый листок». Рефлексия занятия. |
|
15 |
|
развитие зрительно-моторной координации. |
1. Разминка. 2. Найди слова. 3. Ищи безостановочно. 4. Найди лишнее слово. 5. Кто кем будет. 6. Нарисуй по клеточкам «Уточка». Рефлексия занятия. |
|
16 |
|
развитие понятийного мышления (умение обобщать). |
1. Разминка. 2. Допиши наоборот. 3. Угадай по описанию. 4. Найди общее название. 5. Ищи безостановочно. 6. Нарисуй по клеточкам «Бабочка». Рефлексия занятия. |
|
17 |
|
развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.
|
1. Разминка. 2. Выбери правильный ответ. 3. Часть – целое. 4. Найди слово в слове. 5. Отвечай быстро. 6. Нарисуй по клеточкам «Гусь». Рефлексия занятия. |
|
18 |
|
развитие способности к классификации, абстрагированию |
1. Разминка. 2. Найди слова. 3. Говори наоборот. 4. Найди лишнее слово. 5. Что исчезло. 6. Нарисуй по клеточкам «Дом». Рефлексия занятия. |
|
Методические материалы к программе:
Занятие № 1
Допиши по аналогии.
Молоток у столяра, а у художника - …….
Варенье сладкое, а горчица - …..
Пилот управляет самолетом, а повар - ….
Рисуем карандашом, а пишем - …..
Летом идет дождь, - а зимой - ….
Шифровальщик -2.
Примерный вариант: __апочка - __абочка; и__ра – и__ра; __ачка - __ачка; бо__т – бо__т; __ить - __ить; __ожки - __ожки; пло__ы – пло__ы; __олит - __олит; __от - __од; со__а – со__а; __инт - __инт; бу__ки – бу__ки; __уп - __уп; __ар - __ар; __айка - __айка; __ёлка - __ёлка; __ью - __ью.
Раздели на группы.
Раздели слова на 3 группы и придумай им названия.
Объясни принцип группировки: утка, лук, платье, репа, кофта, филин, сова, шорты
Запретное движение.
Ведущий придумывает 2 или 3 запрещенных движения и показывает их ребенку (например, приседание, хлопок в ладоши, мах рукой).
Затем ведущий показывает разные движения, сначала медленно, а затем увеличивая темп. Ребенок должен повторять движения ведущего, но если он показывает запрещенное движение — нужно остаться неподвижным. Ведущим может стать и ребенок, тогда в его задачу входит замечать «ошибки» взрослого.
Занятие №2
Найди слово в слове.
В каждом слове зачеркни одну букву, чтобы получилось новое слово:
шарф, шутка, удача, сурок, тигр, спорт, гроза, крошка.
Шифровальщик.
Используя шифр, прочитай слова.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
33а |
б |
в |
г |
д |
е |
е |
ж |
з |
и |
й |
к |
л |
м |
н |
о |
п |
р |
с |
т |
у |
ф |
х |
ц |
ч |
ш |
щ |
ь |
ы |
ъ |
э |
ю |
я |
16 19 1 - , 17 16 13 - , 19 16 14 - , 15 16 19 -, 13 10 19 1 - , 16 12 15 16 - , 31 20 1 8 -, 9 10 14 1 -.
Найди лишнее слово.
Читайте ребёнку серию слов.
Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и
могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от
них и должно быть исключено. Предложите ребёнку определить слово, которое
является "лишним".
1. СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ
2. ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ
3. ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША
4. МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ
5. ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА
6. ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА
7. ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА
8. МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ
9. БЕРЁЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА
10. КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН
Нужно встать напротив и кидать друг другу мячик, называя любой предмет. Если названное слово означает что-то съедобное, игрок, которому кинули мячик, должен его поймать. Если названный предмет несъедобен, то мячик нужно оттолкнуть. Если названо несъедобное и мячик пойман, то считается, что предмет съеден. Можно вместе посмеяться над тем, что съедена шляпа или велосипед.Тот, кто случайно поймал мячик, становится водящим. Если кидали съедобное, а игрок оттолкнул или не поймал мяч, он становится водящим.
Занятие №3
Преврати одни слова в другие.
Измени одну букву в каждом слове, чтобы получилось название животного.
Воск - …, лес - …., гол - …., щит - …., лист - …, роза - ….., корона - …., горка - …
Вставь слово.
Найди пропущенное слово в ряду и допиши его.
Утро, день, ночь, ….
1,2,3,5,6,7,8,9,10 ……
понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресение, ……
осень, зима, лето, ……
Закончи предложение.
Ведущий кидает ребенку мяч и говорит начало предложения. Ребенок должен закончить его. После этого он возвращает мяч ведущему. И так далее. Варианты предложений:
Лимоны кислые, а сахар…
У человека две ноги, а у собаки…
Собака лает, а кошка…
Птицы живут в гнездах, а люди…
Ночью темно, а днем…
Зимой идет снег, а летом…
Трава зеленая, а небо…
Из шерсти вяжут, а из ткани…
Зимой холодно, а летом…
Балерина танцует, а пианист…
Ты ешь ртом, а слушаешь…
Дрова пилят, а гвозди…
Утром мы завтракаем, а днем…
Певец поет, а строитель…
Птица летает, а змея…
Композитор сочиняет музыку, а музыкант…
Лодка плывет, а машина…
В России говорят по-русски, а в Англии…
Ты смотришь глазами, а дышишь…
Книгу читают, а музыку…
Четыре стихии.
Игроки встают напротив друг друга. Ведущий бросает мяч ребенку, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода", "огонь" или "воздух". Если водящий сказал слово "земля", то ребенок должен быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное. При слове "вода" ребенок отвечает названием какой-либо рыбы, водных существ. При слове "воздух" называются птицы.
При слове "огонь" надо помахать руками. Затем мяч возвращают водящему. Если игрок ее успел назвать слово или ошибся – он «платит» фант, или меняются местами с водящим и игра продолжается.
Занятие №4
Восстанови порядок.
Расположи слова в правильном порядке.
День (), вечер (), утро (), ночь ().
Весна (), осень (), зима (), лето ().
Среда (), понедельник (), вторник (), Четверг ().
Найди слова.
Найди в таблице названия 10 рыб (горизонтально и вертикально).
о |
к |
у |
н |
ь |
д |
л |
з |
а |
ф |
о |
а |
п |
а |
о |
е |
р |
ш |
й |
о |
т |
р |
р |
л |
е |
ы |
п |
г |
ю |
р |
ь |
п |
л |
и |
у |
х |
а |
н |
б |
е |
э |
а |
х |
м |
г |
ц |
а |
к |
а |
л |
е |
д |
к |
в |
к |
а |
р |
а |
с |
ь |
с |
у |
д |
а |
к |
з |
х |
ь |
о |
а |
з |
в |
ы |
ц |
у |
е |
к |
з |
м |
р |
ч |
ф |
ъ |
э |
л |
е |
щ |
у |
к |
а |
Запомни геометрические фигуры.
Необходимы карточки с изображёнными геометрическими фигурами. Проведение игры: показать ребёнку картинку с изображёнными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Инструкция: « Посмотрите, и запомни геометрические фигуры». Предъяви карточку, на которой 2 геометрические фигуры. Попросить ребёнка показать те фигуры, которые видел на первой карточке. Далее предъявляются карточки с наибольшим количеством геометрических фигур, ребёнок показывает первичный вариант.
Каждой руке - свое дело.
Ребенка просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин. книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
Занятие №5
Найди общее название.
Пожарный, ветеринар, скульптор - ….
Чайник, кастрюля, тарелка - …..
Иволга, кукушка, жаворонок - …..
Кквадрат, круг, треугольник - ….
Зеленый, розовый, красный - …
Соедини половинки слов.
Шля ка
Туф мар
Ут па
Ко ли
Сли ва
Пче ша
За ка
Гру яц
Мис тик
Лас ла
Сколько чего?
Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на определенную букву — все стеклянные или металлические, все круглые или все белые предметы.
Запретное движение.
Ведущий придумывает 2 или 3 запрещенных движения и показывает их ребенку (например, приседание, хлопок в ладоши, мах рукой).
Затем ведущий показывает разные движения, сначала медленно, а затем увеличивая темп. Ребенок должен повторять движения ведущего, но если он показывает запрещенное движение — нужно остаться неподвижным. Ведущим может стать и ребенок, тогда в его задачу входит замечать «ошибки» взрослого.
Занятие №6
Замени одним словом.
Ленивый человек - ……
мудрый человек - …..
сильный человек - …..
болтливый человек - ……
добрый человек - …..
Найди лишнее слово.
Осень, зима, январь, лето.
Девочка, кукла, мальчик, мама.
Тарелка, кастрюля, стул, чайник.
Роза, лиса, колокольчик, ландыш.
Курица, овца, корова, лошадь.
Как это можно использовать.
Психолог называет обычный предмет. Например «книга». Ребенок придумывает как можно больше способов её использования.
Подбери слова.
1) "Подбери как можно больше
слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы,
цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т.д.)".
2) Другой вариант этого же задания. "Соедини стрелочками слова, подходящие
по смыслу:
мяч
мебель
тополь
цветок
шкаф
насекомые
тарелка
дерево
пальто
одежда
муравей
посуда
щука
игрушка
роза
рыба"
Занятие №7
Замени одним словом.
Назови место, где:
Продают хлеб - ….
шьют одежду - ….
лечат больных - …
хранят автомобили - …
учат детей - ….
работают клоуны - ….
Найди общее название.
Допиши слово и подбери общее название к группе:
метро, троллейбус, ……, - ……
овца, лошадь, ……., - …..
груша, слива, ……., -…….
медведь, лиса, ……., - …..
Ухо — нос — рот.
Ребенок, услышав команду «Ухо», дотрагивается до уха. Услышав команду «Нос», дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибаться.
Заранее надо выбрать тему, например, животные. Взрослый называет любое животное, например, кошка. Ребенок тоже вспоминает любое другое животное, но называет сначала предыдущее животное, затем свое, например: кошка, собака. Взрослый добавляет свое, отличное от других, слово. Так продолжается до тех пор, пока кто-то не ошибется в порядке или не пропустит слово.
Занятие №8
Восстанови слова.
Допиши согласную букву и прочитай слова. Со…, ко…, ….ук, ….ом, ….ир, со…., ко…., ма…., ….ук, со….., ….ир, …..ом.
Выбери правильный ответ.
Одежда, которую носят только зимой / куртка, пальто, шуба.
Жилище, в котором проводит зиму медведь / нора, берлога, будка.
Дерево, которое не сбрасывает на зиму листья/береза, ель, дуб.
К зимним месяцам не относится/ декабрь, март, ноябрь.
Домик белки называется / норка, дупло, бельчатник.
Каждой руке - свое дело.
Ребенка просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин. книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
Нужно встать напротив и кидать друг другу мячик, называя любой предмет. Если названное слово означает что-то съедобное, игрок, которому кинули мячик, должен его поймать. Если названный предмет несъедобен, то мячик нужно оттолкнуть. Если названо несъедобное и мячик пойман, то считается, что предмет съеден. Можно вместе посмеяться над тем, что съедена шляпа или велосипед. Если ребенок случайно поймал мячик, то он становится водящим. Если кидали съедобное, а ребенок оттолкнул или не поймал мяч, он становится водящим.
Занятие №9
Подчеркни «наоборот».
Выбери в скобках слово противоположное первому.
День – (утро, вечер, ночь).
Весна – (лето, сутки, осень).
Глубокий _ (низкий, мелкий, большой).
Умный – (хороший, красивый, глупый).
Здоровье – (болезнь, беда, веселье).
Деревня – (село, город, поселок).
Вставь числа.
1, 2, …, 4,5, …,…, 8,9,10.
10, …, 8,7, …, …, 4, …,2,1.
…,12,13, …, …, 16, …, …, 19,20.
20. …, …, 17,16, …, …, 13, …, 11, 10.
10, …, 12, …, 14, …, 16, …, 18, …, 20.
Слова-близнецы.
Это упражнение связано с таким явлением русского языка, как омонимия, т.е. когда слова имеют разное значение, но одинаковы по написанию. "Какое слово обозначает то же самое, что и слова:
1) родник и то, чем открывают
дверь;
2) прическу у девочки и инструмент для срезания травы;
3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют.
Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению".
Дополнительные задания к
упражнению:
4) овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и
стрелковое оружие);
5) часть ружья и часть дерева;
6) то, на чем рисуют, и зелень на ветках;
7) подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть, чтобы
полилась вода.
Четыре стихии.
По команде психолога ребенок выполняет определенные движения руками.
«ЗЕМЛЯ» - опустить руки вниз
«ВОДА» - вытянуть руки вперед
«ВОЗДУХ» - поднять руки вверх
«ОГОНЬ» - вращать руками в локтевых и лучезапястных суставах.
Занятие №10
Найди общее название.
Удав, гадюка, кобра - …
варан, игуана, хамелеон - …
шасси, крылья, иллюминатор - …
С.Я.Маршак, С.В, Михалков, А.Л. Барто - ….
Шифровальщик.
Используя шифр, прочитай слова.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33а |
б |
в |
г |
д |
е |
е |
ж |
з |
и |
й |
к |
л |
м |
н |
о |
п |
р |
с |
т |
у |
ф |
х |
ц |
ч |
ш |
щ |
ь |
ы |
ъ |
э |
ю |
я
27,6,15,16,12 - ;
17,25,6,13,1 - ;
4,16,13,16,3,1 - ;
26,14.6,13,28 - ;
17,20,10,24,1 - ;
23,16,14,33,12 - ;
21, 20,33,20,1 - ;
2,16,2,18 - .
Ищи безостановочно.
В течение 10-15с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.).
Восстанови слова.
а) к, о, с а)
е, р, о, м а) л, а,
н, е, п
б) у, д, б
б)
ш, а, к, а б) к, ч,
а, р, у
в) м, р, и
в)
а, к, у, р в)
ч, а, к, о, с
г) т, о, р
г)
б, о, н, е г)
п, о, г, и, р
д) ы, с, р
д)
а, с, о, к д)
р, о, д, о, г
е) д, м, ы
е)
д, а, в, о е)
к, к, о, а, ш"
Занятие №11
Найди лишнее слово.
Блокнот, газета, тетрадь, портфель.
Поезд, самолет, самокат, пароход.
Воробей, орел, оса, ласточка.
Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.
Молоко, чай, лимонад, хлеб.
Допиши по аналогии.
Птица – птенцом.
Лягушка - ……
Собака - ….
Овца - ….
Лошадь - ….
Рыба - ….
Бабочка - …..
Корова ……
Причина-следствие.
Подобрать пары слов одно из
которых является причиной, другое – следствием. Например – горе - слезы.
Бывает – не бывает.
Для игры понадобится мяч. Психолог называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.
Ситуации можно предлагать разные:
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Яблоко соленое.
Дом пошел гулять.
Волк бродит по лесу.
На дереве выросли шишки.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше.
Девочка рисует домик.
Лодка плавает по небу.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
Ветер качает деревья
Занятие №12
Допиши по аналогии.
Птичка в гнезде, а муравей в муравейнике.
Медведь в берлоге, а лиса в ……
Белка в дупле, а собака в …..
Курица в курятнике, а конь в …..
Пчелы в улье, а акула в……
Летает – не летает.
Ведущий называет предметы. Если предмет летает - ребенок поднимает руки. Если не летает - руки опущены. Ведущий может сознательно ошибаться. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Допиши «наоборот».
Широкий - ….
Добрый - ….
Вечер - …
Тихий - ….
Горячий - ….
Медленный - ….
Счет с помехой.
Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.
Занятие №13
Найди лишнее слово.
Шахматы, шашки, волейбол, домино.
Молоток, удочка, пила, клещи.
Мотоцикл, мопед, самокат, мотороллер.
Черемуха, береза, осина, пальма.
Брюки, шорты, кофта, джинсы.
Восстанови слова.
С-н, л-к, л-сь, м-к, л-с, м-х-, к-з-, л-с-, р-з-, с-в-, -с-л, -тк-,з—ц, -т-ц, -бр-ч.
Ключ к неизвестному.
Ребенку предлагается отгадать, что спрятал в руке психолог. Для этого он может задавать вопросы, а взрослый будет отвечать. Вопрос надо задавать так, чтобы получить ответ «да» или «нет». Отгадать предмет можно 3 раза. Если ответ после третьей попытки не получен, то спрашивающий проиграл.
Рисуем на память узоры.
На листе бумаги нарисован узор. Предложить ребенку в течение 1 минуты посмотреть на этот узор и запомнить его. После этого узор убрать. Предложить ребенку воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, а также мелкая моторика рук.
Занятие №14
Продолжи ряд слов.
Овощи – картофель, лук.
Одежда - …….., ………….
Имена - ……,………….
Посуда - …….,……..
Месяцы - …….., ………
Соедини половинки слов.
Кош ба кук ник
Гро ка чай ка
Ры за лож бра
Шу ка ди ла
Кеп ма кресс ло
Пу ба зе ван
Наблюдательность.
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Ребенку предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что он видел сотни раз.
Каждой руке - свое дело.
Ребенка просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин. книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
Занятие №15
Найди слова.
Найди в таблице названия 10 животных (по вертикали и по горизонтали)
л |
д |
п |
с |
л |
о |
н |
г |
в |
д |
и |
р |
ж |
в |
о |
с |
е |
л |
о |
г |
с |
ы |
а |
л |
с |
з |
е |
б |
р |
а |
а |
с |
р |
о |
ь |
ф |
е |
а |
ы |
н |
л |
ь |
д |
а |
э |
н |
г |
р |
с |
э |
ж |
и |
р |
а |
ф |
а |
р |
с |
е |
ы |
н |
к |
о |
з |
а |
ы |
м |
у |
у |
ш |
л |
е |
а |
л |
в |
о |
л |
к |
ц |
х |
б |
ц |
у |
к |
э |
о |
в |
т |
б |
у |
Найди лишнее слово.
В каждом ряду подчеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным трем словам:
Сыроежка, подберезовик, лисичка, мухомор.
Трамвай, автобус, электричка, троллейбус.
Тетрадь, альбом, книга, блокнот.
Клубника, черника, голубика, береза.
Юла, кукла, ручка, солдатик.
Ищи безостановочно.
В течение 10-15с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.).
Кто кем будет.
Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?». Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.
Занятие №16
Допиши «наоборот».
Яркий - ….
Храбрый - ……
Новый - ……
Мокрый - ……
Сытый - ……
Частый - …….
Найди общее название.
Яблоко, апельсин, лимон - ……
Стрекоза, жук, муха - …..
Бегемот, носорог, жираф - ……
Валенки, туфли, ботинки - …..
Трамвай, автобус, метро - ……
Ищи безостановочно.
В течение 10-15с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.).
Угадай по описанию.
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.
Например: это овощ, он красный, сочный. (Помидор)
Занятие №17
Выбери правильный ответ.
Самый короткий месяц в году / март, май, февраль, июль.
В сутках / 16 часов, 8 часов,24 часа, 36 часов.
В нашей стране не живет / волк, заяц, жираф, лось.
Время года / среда, вечер, сентябрь, зима.
Осенний месяц / август, декабрь, май, октябрь.
Найди слово в слове.
В каждом слове зачеркни одну букву, чтобы получилось новое слово: воля - ….. ветер - ….. волк - …… вдруг - …….. драма - ……. зубр - …… кобра - ….. краска - …….
Часть-целое.
Подобрать пары слов одно из которых является целым, а другое его частью. Например – плавник-окунь.
Отвечай быстро.
Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.
Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.
Занятие №18
Найди слова.
Найди в таблице названия 10 птиц (по вертикали и по горизонтали)
ч |
а |
й |
к |
а |
о |
в |
ы |
ц |
у |
р |
о |
з |
х |
и |
в |
о |
л |
г |
а |
а |
ь |
т |
ю |
с |
а |
р |
э |
у |
ц |
у |
т |
к |
а |
т |
к |
н |
о |
с |
ы |
ц |
д |
ь |
а |
е |
е |
а |
с |
ь |
и |
с |
о |
к |
о |
л |
н |
ъ |
я |
л |
м |
о |
г |
н |
е |
д |
г |
г |
р |
а |
ч |
в |
а |
б |
ю |
х |
а |
а |
ы |
з |
з |
а |
я |
с |
и |
г |
о |
л |
у |
б |
ь |
Найди лишнее слово.
Ворона, голубь, воробей, грач.
Окунь, форель, лещ, кит.
Попугай, кукушка, иволга, скворец.
Корова, коза, лось, носорог.
Гранат, груша, яблоко, дыня.
Что исчезло?
На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет предмет, который исчез.
Источники:
Языканова Е.В. «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения».
Винокурова Н.К. «Развиваем способности детей».
Психомоторное развитие дошкольников: Цикл занятий Морозова И.С.
Васильева Н.Л. Развивающие игры. (Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.