Индивидуальная поурочная карточка учащегося с ОВЗ "Суффиксы профессий".

  • Работа в классе
  • docx
  • 22.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Каждому, кто воспитывает и обучает детей, всегда нужно помнить слова великого русского ученого И.П.Павлова: «..ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, измениться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия. ( М.С.Певзнер) Одно из решений проблемы индивидуализации на логопедических занятиях - создание индивидуальной поурочной карточки для обучающегося. В ней на разных уровнях обучения учитываются личностные качества каждого учащегося. Тем самым создаётся ситуация успеха.
Иконка файла материала Инд.карточка Суффиксы.docx

 

Индивидуальная   поурочная   карточка   обучающегося  3класса Ф.И___________________________________________________

                                                                                                         

 

Разработчик: Магулий Наталья Фёдоровна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

 

Тема: Роль суффиксов в образовании существительных.  Суффиксы профессий

 

Цель: ученик получит возможность овладеть практическими навыками образования   названий профессий при помощи суффиксов; использования их в предложении, тексте.

Задачи:

      закрепить навыки словообразования через развитие умения изменять  и образовывать имена существительные суффиксальным способом;

      формировать у обучающихся полноценные представления о роли суффиксов в словообразовании;

      обогащать словарь обучающихся;

      развивать языковое чутьё путём совершенствования зрительного и слухового внимания к слову;

      развивать коммуникативные компетенции через формирование социально-экономических навыков.

 

Первый  уровень

1.Что изменилось в словах:

Печь- печник; рыба- рыбак; учит - учитель; футбол - футболист; море-моряк; строит - строитель; бетон - бетонщик; такси – таксист.

Выдели значком          общую часть в каждой паре слов, значком           -суффикс

 

2.Образуй слова- названия  военных профессий при помощи суффиксов -чик, - ист

Автомат-

Разведка-

Ракета-

Танк-

Парашют-

Наводить-

Связь-

Радио-

Торпеда-

Какие суффиксы тебе помогли? Составь предложение.

 

3.Найди  и объясни ( учащийся стрелкой соединяет содержание профессии и её название)

 

Учит детей

Водитель

Служит на границе

Пекарь

Добывает нефть

Дворник

Ходит на лыжах

Пограничник

Сочиняет сказки

Учитель

Ходит в разведку

Нефтяник

Дрессирует зверей

Разведчик

Убирает во дворе

Сказочник

Печет булки

Лыжник

Водит автомобиль

Дрессировщик

 

Второй уровень

 Активная игра с  мячом « Кто что делает?»:

1.Как называют человека, который

- учит, строит, пишет книги;

- играет на гитаре, на пианино;  поёт на сцене

- продаёт  товар; работает в аптеке

-шьёт сапоги, убирает двор, охотится;

-водит самолёт,  играет в волейбол;

-вставляет стёкла, работает на тракторе;

Запиши образованные слова- профессии. При помощи каких суффиксов образовались новые слова? Выдели суффиксы значком. Составь предложение с одним из них.

2. Прочитай, назови профессии, которые можно назвать одним словом «рабочий».


Он формовщик,                                                             Крановщик,
 Он шлифовщик,                                                           Маляр,
Штукатур и облицовщик,                                            Он шахтёр, и водолаз,
Токарь,                                                                            И монтажник-верхолаз
Каменщик,                                                                      Кто же он? Скажи короче.
Столяр,                                                                           Ну, конечно же,
Слесарь,                                                                          Рабочий! (В. Пахомов )

Третий уровень

1.Образуй новые слова с помощью суффиксов –ист, -ник,- щик,-ёр, -чик,-ец  и запиши их по категориям :

-обозначающие профессии артистов –____________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

-обозначающие профессии строителей-___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________обозначающие спортивные профессии-__________________________________________

 

Баян,  трактор, гитара,  хоккей, флейта, фокус, камень, аккордеон, бокс,  гармонь, пианино, скот, теннис ,барабан, груз, комбайн, птица, волейбол, экскаватор, борьба, пианино;

Выдели в каждом слове суффикс. Составь предложение с одним словом.

_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Назови одним словом следующие  профессии: пианист, скрипач, флейтист, гармонист, барабанщик, гитарист.  Выдели суффиксы в слова-профессиях.

 

 

3.Прочитай предложения.   Выдели суффикс   в названии профессии.

Парикмахер
Моя мама парикмахер. Мама очень нужный человек. Она помогает людям стать красивее. Эта профессия одна из самых древних, она нужна всем. Парикмахер - красивая профессия.

 

Учитель
Есть такая профессия – учитель. Учителя учат в школе ребятишек. Они стоят у доски и рисуют на ней мелом буквы и цифры. Благодаря учителям ребята в школе учатся читать, писать, считать. Чтобы стать учителем, надо сначала хорошо учиться в школе.

Можно ли эти предложения назвать текстом?

 

4.Расскажи о профессиях своих родителей, используй план:

1.Назови профессию своих родителей (мамы или папы)

2.Что делает, чем занимается  мама или папа  на работе. Почему эта профессия нужна людям?

3.Кем ты будешь, когда вырастишь?