Индивидуальная программа для учащегося 6 класса с ОВЗ
Оценка 4.9

Индивидуальная программа для учащегося 6 класса с ОВЗ

Оценка 4.9
docx
05.02.2020
Индивидуальная программа для учащегося 6 класса с ОВЗ
инд.программа Андреева Н..docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя школа №1» р.п.Крестцы

 

 

                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ:                      

                                                                                                                    Директор МАОУ «СШ №1»

                                                                                                                         Иванова Т.В. _______________

                                                                                                                    Дата _____________________

                                                                                                             Рассмотрена на заседании

                                                                                   педсовета    

                                                                                                                            Протокол №1от 29.09.2019г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 

   

 

Адаптированная образовательная программа

для учащегося с умственной отсталостью (вар. 1)

Андреева Никиты

Возраст: 14 лет

 

                                       

 

  Разработали  программу:

 

                                     Герасимова Надежда Егоровна,

                                       учитель начальных классов.

                                       Первая квалификационная категория

Титова Евгения Сергеевна, учитель географии,

Поварова Светлана Петровна, учитель технлогии

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

      В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989 г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993 г.), каждому ребенку должно быть гаран­тировано право на развитие, воспитание и образование в соответ­ствии с его индивидуальными возможностями. Положения, отра­женные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей тяжелой умственной отстало­стью.  В настоящее время современная система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство.

  Данная адаптированная программа обучения на дому составлена для Андреева Никиты, ученика с умственной отсталостью (вариант 1), обучающегося в 6 классе.

Показания к применению программы: форма обучения  выбрана в соответствии с рекомендацией органов здравоохранения,  индивидуальная программа составлена в соответствии с рекомендациями специалистов ПМПК.

 При разработке адаптированной образовательной программы для учащегося с умственной отсталостью (вар. 1) учитывались индивидуальные психофизические особенности Андеева Н.  Программа рассчитана на 1 год.

 

Психолого-педагогическая характеристика учащегося:

 

У мальчика наблюдается тотальное недоразвитие высших психических функций лёгкой степени, нарушения письменной речи. Снижены темп деятельности и работоспособность. В контакте пассивен. Ожидает пошаговой помощи.

       Учебно-познавательная мотивация у учащегося развита недостаточно. У Никиты преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое развито очень слабо. Замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала, особенно по русскому языку, математике. Ему требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Он  устанавливает причинно-следственные связи в серии сюжетных картин с явным смыслом сюжета, но не справляется с определением логических отношений при работе с серией картин со скрытым смыслом и незавершённым концом действия, с трудом понимает смысл загадок, но очень любит их отгадывать.

       Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно полно. Учащийся не старается принимать активное участие в ходе урока, часто ошибается, так как не уверен  в правильности своих ответов.

       Прочность запоминания словесного материала низкая. Воспроизведение учебной информации (правил, текстов, содержания задач) часто неполное, неточное. Самостоятельно применить изученный материал на уроке иногда может.

       Общий темп деятельности медленный. Ситуации успеха вызывают у ребёнка положительные эмоции. Преобладающий тип настроения – весёлый,  уравновешенный. На уроках спокоен, в ходе урока часто отвечает на поставленные вопросы. Испытывает трудности в переходе с устных форм работы на письменные. Учебную задачу понимает. Способность к волевому усилию не снижена, не старается доводить начатое до конца. Тетради ведет небрежно, мелкая моторика развита очень слабо. Темп чтения очень низкий. Чтение слоговое. Часто искажает слова при чтении.

      Речь тихая, бедная, Артикуляция очень слабая. Иногда не прочитать по губам что говорит.

У школьника наблюдается тотальное недоразвитие высших психических функций лёгкой степени. У ребёнка наблюдается крайне низкие представления об окружающем мире, недостаточность сенсорных представлений устной речи. Никита испытывает трудности формирования письменной речи. Темп деятельности снижен, работоспособность значительно снижена, зрительно-моторная координация нарушена. Стойкий познавательный интерес не сформирован. Мальчик при выполнении заданий не самостоятелен, не критичен. Никита по прослушанному тексту отвечает на вопросы односложно, не может составить распространённое предложение, осуществить последовательный точный пересказ. Писать под диктовку не может, допускает стойкие специфические ошибки, связанные с недостаточным овладением звуковым анализом, орфографические ошибки, связанные с неумением применять изученные правила.

Условия реализации: индивидуальная программа реализуется на дому, занятия проводятся по расписанию в соответствии с индивидуальным учебным планом.

 Продолжительность занятий: 40 минут.

         В основе занятий лежит  наглядно-практический,   иллюстративный и игровой методы обучения. На каждом занятии учитель должен проводить работу, направленную на коррекцию нарушений развития и социальной адаптации, понимания речи. Для совершенствования понимания речи важным является характер совершаемых действий, сопровождаемых речью.

 

Индивидуальный учебный план:

 

Образовательные области

Учебные предметы

количество часов в неделю

количество часов в год

Языки и речь

русский язык

3

102

чтение

3

102

Математика

математика

3

102

Естественные дисциплины

природоведение

1

34

Общественные дисциплины

география

1

34

история

1

34

Технология

домоводство

1

34

ВСЕГО:

13

 

Программа рассчитана на 13 часов в неделю, занятия проходят 5 раз в неделю.

 

Предполагаемые результаты освоения программы:

Усвоил;

Частично усвоил;

Не усвоил.

Результативность программы будет оцениваться в ходе проведения итоговой диагностики (апрель-май)

Методы и средства оценки результативности программы.

1.  Первичная и динамическая диагностика ребёнка.

2.  Описание результативности усвоения программы («Регистрация содержания актуального опыта ребенка»).

 

 

Краткая характеристика содержания предметов

РУССКИЙ ЯЗЫК

(102 ч в год, 3 ч в неделю)

Звуки и буквы. Текст

      Повторение. Звуки гласные и согласные. Их дифференциация по наличию и отсутствию преграды.
      Ударные и безударные гласные. Написание ударных гласных в соответствии с произношением (произносим — слышим — пишем). Несоответствие звука и буквы в безударном положении (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу). Проверка безударной гласной изменением формы слова и подбором родственных слов.
      Звонкие и глухие согласные. Написания, соответствующие и не соответствующие их произношению. Правописание сомнительных согласных (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу). Проверка сомнительной согласной изменением формы слова и подбором родственных слов.
      Непроизносимые согласные. Выделение проверочного слова в однокоренных словах.
      Составление словаря с двойными согласными в корне. Размещение слов по алфавиту. Выбор слов по определенной теме, составление рассказа по опорным словам.
      Последовательное изложение темы текста. Заголовок, отражающий тему или основную мысль. Дополнение текста несколькими предложениями (2—3), развивающими основную мысль. Нахождение в тексте слов с изученными орфограммами.

Предложение. Текст

      Деление текста на предложения. Распространение предложений с использованием схем, указывающих на изменение порядка слов в предложении. Выделение главных и второстепенных членов предложения. Наблюдение за средствами связи предложений в тексте: местоимения, наречия, текстовые синонимы (без называния терминов).
      Части текста: вступление, главная часть, заключение. Красная строка. Составление плана рассказа с последующим его изложением по плану. Использование в тексте однородных членов предложения.
      Чтение диалогов, содержащих различные по интонации предложения. Определение задач диалога. Составление диалогов по аналогии.

Состав слова

      Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Изменение лексического значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Слова с суффиксами оценки (-оньк- — -еньк-, -ик, -ок, -к-, -ушк- — -юшк-, -ищ- и др.). Их употребление в речи.
      Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Дифференциация способов проверки.
      Непроизносимые согласные.
      Слова с двойными согласными в корне и на стыке корня и суффикса (осенний, длинный). Составление словаря наиболее употребительных слов.
      Приставка и предлог.
      Правописание приставок с а и о, приставка пере-.
      Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, под-, над-, от-).
      Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками.
      Тема и основная мысль текста: определение в данных парах заголовков темы или основной мысли («Лесные малыши», «Будь другом леса»). Составление короткого текста в зависимости от заданного заглавия (отражение темы или идеи).

Части речи

      Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их дифференциация в предложении.
      Имя существительное. Значение в речи.
      Наблюдение за многозначными словами. Составление с ними словосочетаний.
      Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.
      Существительные собственные и нарицательные. Кавычки в именах собственных (названия книг, газет, журналов).
      Существительные с шипящей на конце. Их правописание.
      Три типа склонения имен существительных. Упражнения в выделении безударных падежных окончаний существительных. Наблюдение за единообразным написанием ударных и безударных падежных окончаний.
      Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном числе. Проверка безударных окончаний каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием (на родине  — на земле, на дереве  — на окне и т. д.).
      Упражнения в составлении различных словосочетаний с опорой на картинку, на заданную тему, произвольно. Постановка вопросов от главного слова к зависимому.
      Составление коротких рассказов с использованием разных средств связи: текстовых синонимов, местоимений, наречий (без терминов), существительных в различных падежах — по картинке, по предложенной ситуации и по опорным словам-существительным.
      Имя прилагательное. Значение в речи.
      Дифференциация существительных и прилагательных, обозначающих цвет (красный — краснота), форму (круглый — круг), настроение (радостный — радость) и т. д.
      Составление словосочетаний с прилагательными, употребленными в переносном значении. Сопоставление прямого и переносного значения прилагательных. Упражнения в составлении предложений с подобранными словосочетаниями.
      Род имен прилагательных, его зависимость от рода существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде.
      Родовые окончания прилагательных: ударные и безударные. Правописание прилагательных среднего рода с основой на шипящий (свежее, хорошее).
      Число имен прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в числе.
      Распространение текста именами прилагательными. Их правильное согласование с существительными в роде и числе.
      Понятие о склонении прилагательных.
      Упражнения в постановке вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.
      Описание предмета: выделение признаков, характеризующих предмет или его части, выбор нужного прилагательного, использование образных средств языка (слова в переносном значении, сравнения).
      Глагол. Значение в речи.
      Дифференциация глаголов, существительных и прилагательных, обозначающих однотипные семантические группы (свет — светить, светлый).
      Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и значению. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.
      Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
      Составление словосочетаний глаголов в различных временных формах с именами существительными, отвечающими на вопросы косвенных падежей.
      Употребление глаголов в переносном значении. Включение их в текст. (Зима пришла, раскинулась по полям и лесам. Снег горит на солнце. Деревья надели белые пушистые шапки.)
      Составление рассказа по картинке с бытовым сюжетом. Правильное использование временных форм глагола.

Предложение. Текст

      Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Логическое ударение в предложениях.
      Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Интонация перечисления.
      Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления.
      Выбор лексического материала для построения различных предложений в зависимости от речевой ситуации (говорить о деле, живо о чем-то рассказывать, что-то доказывать). Составление диалогов с речевыми задачами: хочу сообщить, хочу рассказать, хочу убедить.
      Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Культура речи при обращении. Место обращения в предложении. Знаки препинания.
      Составление коротких повествовательных текстов с последовательным, развертыванием событий или действий во времени. Использование соответствующих средств связи предложений в тексте: однажды, утром, вечером или сначала, потом, затем, наконец.
      Исправление в тексте нарушений в логике и последовательности высказывания (с помощью учителя). Нахождение в тексте речевых недочетов, вызванных неточным или неправильным употреблением слов, неоправданным повтором, нарушением границ предложений, неверным употреблением слов, связывающих одно предложение с другим.

Связная речь

      Свободный диктант с предварительным разбором: составление плана, выделение опорных слов, средств связи предложений. Самостоятельная запись каждой части.
      Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи предложений, подбором заголовка. Коллективная запись вступления и заключения текста, самостоятельная запись основной части.
      Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух, по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, образных слов, подбором заглавия. Самостоятельная запись основной части текста.
      Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом (тема, образные слова, средства связи предложений). Озаглавливание текста (тема или основная мысль). Восстановление текста по опорным словам.
      Коллективное описание предмета с опорой на картинку или на сам предмет по данному плану. Использование изобразительных средств языка.
      Самостоятельное составление текста — описание предмета с предварительным разбором темы, языковых средств и средств связи.
      Изложение повествовательного текста по данному плану и опорным словам с предварительным анализом текста (тема, основная мысль, средства связи, изобразительные средства языка). Самостоятельное его воспроизведение.
      Коллективный рассказ на основе художественной картины бытового жанра с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, изобразительных средств языка.
      Составление текста письма к друзьям, знакомым с элементами описания с предварительным обсуждением темы, структуры текста письма, средств связи.
      СЛОВАРЬ: антенна, апельсин, балкон, блокнот, богатство, везде, вдруг, внезапно, вокруг, впереди, вытачка, география, гербарий, гореть, горизонт, директор, договор, естествознание, женщина, интересный, календарь, кефир, командир, комбайн, компас, конфета, материал, металл, мужчина, океан, остров, перрон, печенье, пожалуйста, портрет, прекрасный, равнина, растение, сейчас, семена, середина, сметана, смородина, солдат, соседи, словно, телеграмма, теперь, фанера, хозяин, шоколад, шоссе, экспресс (53 слова).

Основные требования к умениям учащегося

      1-й уровень
      • списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
      • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60  слов);
      • делить текст на предложения;
      • выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
      • самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);
      • подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);
      • доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
      • находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;
      • пользоваться школьным орфографическим словарем.
      2-й уровень
      • списывать текст целыми словами;
      • писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
      • участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
      • исправлять текст с помощью учителя;
      • подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
      • различать части речи по вопросам с помощью учителя;
      • пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.

Компетенции. 6 класс.

Учащийся должен:

- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики

- правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме 

-быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьника с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у негознаний, умений и навыков, воспитания личности.

В процессе изучения грамматики и правописания развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащегося с целью более  успешного осуществления его умственного и речевого развития.

Учащийся должен уметь:

Правильно обозначать звуки буквами на письме;

Подбирать группы родственных слов ( несложные случаи);

Проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;

Разбирать слово по составу;

Выделять имя существительное и имя прилагательное  как часть речи;

Строить простое распространенное предложение с однородными членами;

Связно высказываться устно, письменно( по плану);Пользоваться словарем.

Учащийся должен знать:

Способы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

 

Содержание предмета

 

Тема

Кол-во часов

1. Предложение

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

Коррекция мышления через анализ основы. Пошаговое следование схемам предложения.

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

3

2. Звуки и буквы

Коррекция речевой деятельности при воспоминании, следовании речевой инструкции.

Коррекция речевой деятельности.

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую,пишу, проверяю)..

Коррекция волевых усилий при выполнении заданий. Коррекция слухового восприятия.

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность

3

3. Состав слова

Корригировать недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа

12

Части речи

Коррекция грамматической стороны речи. Воспитывать толерантное поведение.

Коррекция грамматической стороны речи.

7

Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу.

Исправление (речевые штампы). Воспитывать адекватную (оценочную) реакцию, видеть свои недочёты

Коррекция грамматического строя  речи.

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)

Коррекция поведения (адекватная реакция)

Коррекция грамматической стороны речи.

 

 

Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). Следование речевой инструкции.

Коррекция грамматического строя речи.

24

Части речи.

Коррекция грамматического строя речи.

Коррекция социального поведения.

Коррекция мыслительной деятельности. Коррекция памяти и внимания.

Коррекция долговременной памяти (воспоминание. пояснение ,вывод)

30

Предложение.

Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение ,вывод. Следование речевой инструкции.

Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод)

Коррекция связной речи

Коррекция социального поведения.

Коррекция мыслительной деятельности.

20

 

Список литературы.

Галунчикова Н. Г. Якубовская Э. В. Русский язык. Учебник для 6 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение 2008;

Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида/ Сост. Воронкова В.В., и др.-5-9 классы: сб.1.-М.:ВЛАДОС, 2006. Допущено Министерством образования РФ. Коррекционный

Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах

 

 

 

МАТЕМАТИКА

(102 часа в год.3 ч. в неделю)

          Настоящая программа по математике 6 класса составлена на основе:

  1.Закона РФ «Об образовании» п.5 ст.14.

2.Федерального компонента государственного образовательного  стандарта, утвержденного  приказом Министерства  образования и науки РФ от 05.03. 2004 года №1089

3. Федерального перечня  учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

4.Программы для специальных (коррекционных) классов  под редакцией В.В.Воронковой. . – М.: ВЛАДОС, 2010 . – 224 с.).

5. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства образования РФ №1312 от 09.03.2004года/

5.Учебного плана МАОУ   СШ №1 п. Крестцы на 2019-2020учебный год.

Рабочая программа реализует следующие цели и задачи, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта и программой основного общего образования по математике:

- дать ученику такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые  помогут ему в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащегося и коррекции недостатков его познавательной деятельности и личностных качеств;

- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

 

Рабочая программа по математике в 6 классе рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю),  в том числе на контрольные работы 4 часа. 

Содержание учебного курса математики

 

     Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, круг­лых десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000, сложение и вычи­тание круглых чисел в пределах 1 000 000.

     Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые, чтение, запись под диктовку, изображение на счетах, калькуляторе.

      Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумера­ционная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц.

     Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определе­ние количества разрядных единиц и общего количества единиц, де­сятков, сотен, тысяч в числе. Числа простые и составные.

     Обозначение римскими цифрами чисел XIIIXX.

     Устное (легкие случаи) и письменное сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число и круглые десятки чи­сел в пределах 10 000.    

      Деление с остатком. Проверка арифметичес­ких действий.

     Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при из­мерении двумя мерами стоимости, длины, массы, времени.

     Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основ­ное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена мел­ких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями.

     Простые арифметические задачи на нахождение дроби от чис­ла, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на встречное дви­жение (равномерное, прямолинейное) двух тел.

     Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные, не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве: . Уровень, отвес. и наклонные, горизонтальные, вертикальные. Знаки

     Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины, их количество, свойства.

      Масштаб: 1 : 1 000; 1 : 10 000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1.       Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной)  школе VIII  вида.
      Исходя из целей предмета, математика решает следующие задачи:
      • формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
      • максимальное общее развитие учащегося, коррекция недостатков его познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей ученика на различных этапах обучения;
      • воспитание у школьника целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
     
 Школьник знакомится с многозначными числами в пределах 1 000 000. Он учится читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды. Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащемуся овладеть счетом различными разрядными единицами. При изучении первой тысячи наряду с другими пособиями должно быть использовано реальное количество в 1 000 предметов. В дальнейшем основными пособиями остаются нумерационная таб­лица и счеты.

      При обучении письменным вычислениям необходимо добиться прежде всего четкости и точности в записях арифметических дей­ствий, правильности вычислений и умений проверять решения. Умения правильно производить арифметические записи, безоши­бочно вычислять и проверять эти вычисления возможно лишь при условии систематического повседневного контроля за работой уче­ника, включая проверку письменных работ учителем.

Образцы арифметических записей учителя, его объяснения, на­правленные на раскрытие последовательности в решении примера, служат лучшими средствами обучения вычислениям. Обязательной на уроке должна стать работа, направленная на формирование уме­ния слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающая­ся выполнением письменных вычислений.   Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащегося, которым отводится  значительное место.

Устное решение примеров и простых задач с целыми числами дополняется в 6 классе введением примеров и задач с обыкновенными  дробями. Для устного решения даются не только простые арифметические задачи, но и задачи в два действия. Можно познакомить учащегося и с некоторыми частными приемами выполнения устных вычислений.

Параллельно с изучением целых чисел  продолжается  ознакомление с величинами,  с  приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин. Учащийся  получает  реальные представления о каждой единице измерения.

Изучая десятичные дроби  как частный слу­чай обыкновенных,  учащийся учится  сравнивать,

видеть сходство и различие , что поможет ребёнку научиться разбираться в жизненных ситуация

Наряду с решением готовых текстовых арифметических задач учащийся выполняет упражнения на составление  задач, т. е.работает творчески . Самостоятельное составление и пре­образование задач помогает усвоению структурных компонентов задачи и общих приемов работы над задачей.

Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащийся учится распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Оп­ределять форму реальных предметов. Он знакомится со свойства­ми фигур, овладевает элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительно­го и вычислительного характера.

        Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.
 В программе  обозначены базовые математические представления и два уровня умений практического применения знаний.
.                          

                                                              Результаты освоения учебного курса  математики и система оценки

Учащийся должен знать:

десятичный состав чисел в пределах 1 000 000;

разряды и классы;

основное свойство обыкновенных дробей;

зависимость между расстоянием, скоростью и временем;

различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;

свойства граней и ребер куба и бруса.

Учащийся должен уметь:

устно складывать и вычитать круглые числа;

читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, и калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1 000 000;

чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы, вписывать в нее числа; сравнивать; записывать числа, внесенные таблицу, вне ее;

округлять числа до любого заданного разряда в пределах I 000 000;

складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10 000, выполнять деление с остатком;

выполнять проверку арифметических действий;

выполнять   письменное   сложение   и   вычитание   чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и массы;

сравнивать смешанные числа;

заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целы­ми или смешанными числами;

складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;

решать простые задачи на нахождение дроби от числа, разностное и кратное сравнение чисел,

решать и составлять составные задачи на встречное движение двух тел;

чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые, на заданном расстоянии;

чертить высоту в треугольнике;

выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса.

              

             Обязательно:

уметь читать, записывать под диктовку, сравнивать (больше - меньше) числа в пределах 1 000 000;

округлять числа до заданного разряда;

складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10 000;

выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100;

письменно складывать, вычитать числа, полученные при измерении, единицами стоимости, длины, массы; 

читать, записывать под диктовку обыкновенные дроби и смешанные  числа, знать виды обыкновенных дробей, сравнивать их с единицей;

узнавать случаи взаимного положения прямых на плоскости и  в     пространстве;

выделять, называть, элементы куба, бруса, их свойства.

 

 

Проверка знаний и умений

Знания и умения учащегося по математике оцениваются по результатам  индивидуального опроса, текущих и итоговых письменных работ.

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Контроль

1.

Нумерация в пределах 1000 (повторение)

2 часа

 

2.

Арифметические действия с целыми числами (повторение)

5 часов

 

3.

Нумерация чисел в пределах 1000000.

5 часов

 

4.

Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000

7 часов

 

5.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении

4 часа

К. срез

6.

Обыкновенные дроби

6 часов

 

7.

Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями

10 часов

К.Р.

8.

Скорость, время, расстояние.

6 часов

 

9.

Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки

10 часов

К.срез

10.

Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки.

13 часов

 

11.

Геометрический материал

21 час

К.Р

12.

Повторение

13 часов

ИКР

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

 

М.Н. Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе» М.: Владос, 1999г

Ф.Р. Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе» М.: Владос, 2007г

С.Е. Степурина «Математика 5-9 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения» Из-во «Учитель» 2009г.

 

        

ЧТЕНИЕ

(102 часа в год. 3ч. в неделю)

 

       Рабочая программа рассчитана на 102 час. (3 часа в неделю), из них 4 часа – уроки проверки техники чтения, 10  уроков внеклассного чтении, 2 часа – развитие речи (сочинение).

       Рабочая программа по чтению для 6 класса разработана на программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы под редакцией В.В.Воронковой. – М., ВЛАДОС

      Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи и мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений. Программа содержит материал, помогающий достичь того уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

      На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразитель­ности на основе понимания читаемого материала

      Цель: развитие речи и мышления через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

 

     Обучение чтению в 6 классе направлено на решение следующих задач:

• формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;

• развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирование речи как средства общения;

• воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.

       Поставленные задачи определяются особенностями психофизической деятельности учащегося с нарушениями интеллекта.  Учащийся трудно воспринимает биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя он часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях  с трудом воспринимает описываемые события, не всегда понимает слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащегося и его мышлению.

Учащийся должен:

- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности  нравственных качеств.

       Специальная задача коррекции речи и мышления учащегося с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у него знаний, умений и навыков, воспитания личности.

 

Обучение построено на принципах:

- принципе коррекционной направленности в обучении;

-принципе воспитывающей и развивающей направленности;

-принципе научности и доступности обучения;

-принципе систематичности и последовательности в обучении;

-принципе наглядности в обучении;

-принципе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

 

Типы уроков:

 -Урок сообщения новых знаний.

--Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок).

-Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок).

-Урок контроля, оценки и коррекции знаний  - контрольная, проверочная работа.

-Комбинированный урок.

-Урок развития речи.

 

Методы и приёмы обучения:

-словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);

-наглядный (наблюдение, демонстрация).

-практический.

 

Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное, объяснительное чтение, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок.

 

Виды деятельности учащегося:

-составление плана текста,

-пересказ текста по плану;

-пересказ текста по предполагаемым вопросам;

-продолжение текста;

-выразительное чтение;

-чтение наизусть;

-чтение по ролям с учителем.

 

      Контроль за  знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов.

     По завершению изучения творчества писателя осуществляется промежуточный контроль. Время, отводимое на уроке для контроля – 5- 15 мин.

 

Учащийся научится:

 -  читать вслух правильно, выразительно, осознанно, бегло в соответствии с нормами литературного произношения;

 -  читать « про себя»;

 -  выделять тему и идею произведения с помощью учителя;

 -  формулировать вопросы к тексту;

 -  делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;

-  составлять простой план под руководством учителя;

 - характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;

 - выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);

-  производить пересказ прочитанного по составленному плану; полный и выборочный пересказ;

 - учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей ученика);

 

 Учащийся будет знать:

 • наизусть 8 - 10 стихотворений

 

Содержание учебного курса.

        

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знамена­тельных событиях в жизни страны.

Изучаемые произведения:

1. Моя Родина.

В.Песков «Отечество».

М. Ножкин «Россия».

М. Пришвин «Моя Родина».

2.Золотая осень.

В. Бианки «Сентябрь».

И. Бунин «Лес, точно терем расписной».

Ю. Качаев «Грабитель».

Б. Житков «Белый домик».

А. Белорусец «Звонкие ключи».

К. Паустовский «Заячьи лапы».

И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще».

Е. Носов «Хитрюга».  

В. Бианки «Октябрь».

3. Великая радость - работа.

С. Михалков «Будь человеком».

Б. Заходер «Петя мечтает».

По Д. Биссету «Слон и муравей».

По Д. Биссету «Кузнечик Денди».

Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».

Дж. Родари «Пуговкин домик».

4. Страницы истории.

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Ф. Глинка «Москва».

В. Бианки «Ноябрь».

По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря».

По А. Алексееву «Рассказы о русском подвиге».

Е. Холмогорова. «Великодушный русский воин».

5. Что такое хорошо, что такое плохо..

По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».

Е. Пермяк «Тайна цены».  

По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте».

6. Здравствуй, гостья – Зима.

В. Бианки «Декабрь».

Е. Благинина «Новогодние загадки».

А. Никитин «Встреча зимы».

А. Дорохов «Тёплый снег».

А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Д. Хармс «Пушкин».

В. Бианки «Январь».

Х.-К. Андерсен «Ель».  

А. Чехов «Ванька».

И. Никитин «Весело сияет» (отрывок).

И. Суриков «Белый снег пушистый».

М. Зощенко «Лёля и Минька».  

Ю. Рытхэу «Пурга».  

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость».

В. Бианки «Февраль».

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

По Х.-К. Андерсену «Снежная королева».

7.Весна – красна.

С. Смирнов «Первые приметы».

В. Бианки «Март».

По В. Песков. «Весна идёт».

М. Пришвин «Жаркий час».

Г. Скребицкий «Весенняя песня».

В. Жуковский «Жаворонок».

А. Толстой «Детство Никиты».

А. Твардовский «Как после мартовских метелей».

А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой».

В. Бианки «Апрель».

К. Паустовский «Стальное колечко».          

8.Рассказы о животных

По В. Астафьеву «Злодейка».

По Е. Барониной «Рассказы про зверей».

В. Драгунский «Кот в сапогах».

Д. Хармс «Заяц и Ёж».

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави».

9.Рассказы, сказки, стихи для детей

В. Набоков «Дождь пролетел…»

В. Бианки «Май».

М. Дудин «Наши песни спеты о войне».

В. Медведев «Звездолёт «Брунька».  

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».

По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц».

В. Астафьев «Зорькина песня»

Н. Рыленков «Нынче ветер…»

 

Произведения для внеклассного чтения:

М.Пришвин «кладовая солнца», «Лесной хозяин».

В.Бианки «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки».

Сказки Д.Биссета (В книге  «Забытый день рождения»).

Дж.Родари «Путешествие голубой стрелы».

Л.А.Кассиль «Улица младшего сына».

А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».

В.Бианки «Сумасшедшая птица», «Морской чертёнок».

С.Маршак «Быль – небылица», «Мистер – Твистер».

К.Г.Паустовский «Золотой ясень», «Кот – ворюга», «Прощание с летом».

 

Навыки чтения.

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».

Выделение главной мысли произведения и его частей. Опреде­ление основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противо­положными значениями; объяснение с помощью учителя слов, дан­ных в переносном значении, и образных выражений, характеризую­щих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и вы­борочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовить­ся к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопро­сам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

 

Внеклассное чтение

Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внекласс­ного чтения по данной учителем форме.

Обсуждение прочитанных произведений, коллективное состав­ление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанно­го по заданию учителя, называние главных действующих лиц, вы­явление своего к ним отношения.

 

Рекомендуемая литература

1. Русские народные сказки.

2. Сказки народов мира.

3. В. П. Астафьев «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка», «Злодейка».

4. Я. П. Бажов «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень», «Надпись на камне», «У старого рудника», «Уральские были».

5. А. Р. Беляев «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды».

6. В. В. Биапки «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Сумасшедшая птица», «Морской чертенок».

7. А. М. Волков «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».

8. А. П. Гайдар «Тимур и его команда».

9. Л. А. Кассиль «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына».

10. В. П. Катаев «Белеет парус одинокий».

11. С. Я. Маршак «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров», «Приключения в дороге».

12. А. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушки­но золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича».

13. Я. Я. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнеч­ном городе», «Незнайка на Лупе».

14. К. К. Олеша «Три толстяка».

15. К. Г. Паустовский «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Про­щание с летом».

16. Е., А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда».

17. М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».

18. Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы».

19. Г. А. Скребицкий «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож».

20. А. Я. Толстой «Золотой ключик или приключения  Буратино».

 

 

 

 

Тема.

Количество

часов.

Внеклассное чтение.

Техника чтения.

Развитие речи.

Моя Родина.

4

 

 

 

Золотая осень.

19

2

 

  1

Великая радость  - работа.

9

 2

 1

   

Страницы русской истории.

11

 

 1

 

 

 

 

 

Что такое хорошо, что такое плохо.

5

 

 

 

Здравствуй, гостья  -Зима.

13

2

1

 

Весна – красна.

10

1

1

 

Рассказы о животных.

10

1

 

 

Рассказы, сказки, стихи для детей.

9

1

1

1

Всего за год:

86

 10

 4

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

1.Учебники:      

И. М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 6 класс. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида. М., « Просвещение», 2010г

2. Демонстрационные таблицы: иллюстрации учебника, иллюстративный материал на тему «времена года».

3. Раздаточный материал: карточки, сборники открыток, тесты.

4. Технические средства обучения:

ПК. Принтер.

 

ГЕОГРАФИЯ

(34 часа в год. 1 ч. в неделю)

     Согласно  учебному плану, для 6-го класса предусматривает обучение географии в объеме 1 часа в неделю, согласно годовому учебному графику в 2019-2020 учебном году – 34 учебные недели, всего – 34 часа в год.

 

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Ориентирование на местности

3

3.

План и карта

5

4.

Формы поверхности Земли

2

5.

Вода на Земле

5

6.

Земной шар

10

7.

Карта России

8

 

Итого

34

 

Содержание:

         В разделе "Введение" учащийся знакомится с новым предметом "География". Узнаёт, что изучает данный предмет и знакомится с  первые географическими открытиями.

         Тема «Ориентирование на местности» способствует формированию у ребенка с нарушением интеллекта  пространственных представлений, навыков ориентировки, необходимых в жизни, а также для перехода к изучению плана местности и карты.

          В разделе "План и карта" учащийся учится различать план и рисунок, знакомится с масштабом, условными знаками плана местности, условными цветами и знаками физической карты. Учится отличать план от географической карты.

          В разделе "Формы поверхности Земли" учащийся знакомятся с понятием рельеф и его основными формами- равнины, холмы, овраги, горы, а также с процессами, происходящими в горах- землетрясения и вулканы.

         При изучении раздела "Вода на Земле" происходит знакомство с искусственными (колодец, пруд, водопровод) и естественными

( родник, озеро, болото, река, море, океан) водоемами.

          В разделе «Земной шар» учащийся знакомятся с глобусом- моделью земного шара, с расположением материков и океанов, изучает пояса освещенности Солнцем поверхности Земли, узнаёт об их расположении, получает представление о климате.

          Раздел "Карта России" посвящен изучению географического положения России на карте полушарий, знакомству с островами и полуостровами, поверхностью нашей страны, а также рекам и озерам европейской и азиатской частей  России. Эта тема связана с  курсом VII класса «Природа России», где учащийся должен находить на карте и читать названия ряда географических объектов.

         В разделах «Вода на Земле» и «Карта России» учащийся получает знания о родном крае.

         В настоящее время изучаемое количество часов, предусмотренное «Программой специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII» под редакцией И.М. Бгажноковой  ( 2часа в неделю) изменено (на 1 час в неделю) на основании базисного учебного плана 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащегося.

 

Учащийся должен знать:

- что изучает география;

- горизонт, линию и стороны горизонта;

- основные формы земной поверхности;

- виды водоемов и их различия;

- меры по охране воды от загрязнения и правила поведения в природе;

- условные цвета и знаки географической карты;

- различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

- ГП нашей страны на физической карте России.

 

Учащийся должен уметь:

- выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

- делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

- ориентироваться на географической карте с помощью учителя;

- составлять описание изучаемых объектов по плану с опорой на карту и помощь учителя;

- показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте с помощью учителя.

 

 

Используемая литература:

1. Программа географии, автор Т.М.Лифанова из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида», Москва «Просвещение» 2006г.

2.Т.И.Пороцкая "Методика преподавания географии во вспомогательной школе", Москва "Просвещение" 1970г.

3.Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина учебник "География 6 класс", Москва "Просвещение" 2008г.

4.Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина приложение к учебнику "География",Москва "Просвещение"2008г.

5.Т.М.Лифанова "рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии" ,Москва "Просвещение" 2002г.

 

 

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (Биология)

(34 часа в год. 1 ч. в неделю)

 

   Согласно базисному  учебному плану   школы на изучение естествознания отводится  34 часа в год, 1 ч в неделю. 

Содержание курса

Курс «Естествознание» состоит из четырёх разделов: «Неживая природа», «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, корригировать мышление и речь.

В 6 классе («Неживая природа») учащийся узнаёт, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получает новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

 

Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:

традиционное обучение;

активное обучение (сотрудничество, индивидуализация обучения);

 проблемное обучение;

 информационно-коммуникационные технологии;

 здоровьесберегающие технологии.

Формы контроля достижений учащегося:

  пересказ;

  работа с раздаточным материалом.

Виды  контроля:

              самоконтроль;

              контроль учителя.

 

Основные требования к умениям учащегося

     Учащийся должен знать:

·        отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

·        отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной  и глинистой почвы;

·        некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.

     Учащийся должен уметь:

·        обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

·        проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;

·        определять температуру воздуха, воды.

 

                                                                         Учебный план  

 

№ п.п

Тема раздела

Количество часов

 

 

 

 

1

Введение

2

 

2

Вода

8

 

3

Воздух

7

 

4

Полезные ископаемые

11

 

5

Почва

5

 

6

Повторение

1

ИТОГО:

34

 

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплекс.

1.                   Т. В. Шевырев С.А. Кустова Методическое пособие Биология 9 класс. Человек. Специальная (коррекционная) школа VIII вида

2.                   В.Н. Семенова, В.И. Сивоглазов Биология 6 класс Тетрадь для оценки качества знаний М.: «Дрофа» 2008г

3.                   В.В. Латюшина Биология Животные Тетрадь для оценки качества знаний М.: «Дрофа» 2011г

4.                   Д.В. Колесова  Биология Человек Тетрадь для оценки качества знаний М.: «Дрофа» 2011г

5.                   Программа  специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида  для 5 – 9 классов 2 сборник под редакцией В.В. Воронковой М. – Москва «Владос» 2011г. Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Учебники:

      1. Н.В. Королева Е.В. Макаревич Специальная (коррекционная) школа VIII вида  Естествознание. Неживая природа. 6 класс М.ВЛАДОС 2015

Рабочие тетради:

    1. А. И. Никишов Биология Неживая природа. Рабочая тетрадь для 6 класса Пособие для учащихся специальных 9коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 2-е издание М.: «Просвящение» 2012г

Дополнительная литература для учащихся и учителя:

    1. Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006

    2. « Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006

    3.« Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006

    4. « 500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005

    5. Юный натуралист. «Наблюдаем насекомых». Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТ-ПРЕСС.1997

    6. Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997

    7Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.

    8. Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003

    9. Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003.  

Оборудование и приборы:

1.                   Гербарии и коллекции природных материалов;

2.                    Инвентарь для ухода за комнатными растениями;

3.                   Учебные презентации.

 

ИСТОРИЯ

(34 часа в год. 1 ч. в неделю)

Настоящая рабочая программа составлена:

 

На основе программы коррекционных образовательных учреждений VIII вида  5-9 классы/ под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: Просвещение, 2010

 

 

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам и предлагает собственный подход к структурированию учебного материала, определяет последовательность изучения этого материала, а также путей формирования, систему знаний, умений и навыков.

В предмете История заложены необходимое содержание и средства для формирования

нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также для развития высших психических функций: логических форм памяти, аналитического

мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.

 

Планируемые результаты освоения курса

 

Обучающийся должен уметь:

- объяснять значение слов и понятий, устанавливать причины исторических событий и явлений рассматриваемого периода;

- описывать отдельных исторических лиц, их деловые качества; быт и нравы в обществе определенного исторического периода;

- по датам определять век;

- пользоваться исторической картой;

- связно описывать сюжетные картины и иллюстрации;

- составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия, представленные к темам разделов.

 

Обучающийся должен знать:

- хронологические сведения изучаемого исторического периода;

- имена (3–5) представителей науки, культуры, известные (из программ по чтению 6–9 классов)произведения А.C. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю.Лермонтова и др.

- ответы на вопросы об исторических событиях изучаемого периода

 

Содержание программы

 

Раздел, тема

Количество часов

1

Введение

12ч

Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас.

6 ч

Представления о времени в истории

3 ч

Начальные представления об истории

3 ч

2

История Древнего мира

5 ч

История появления и развития древнего мира

3 ч

Человек разумный

2 ч

3

История вещей и дел человека

10 ч

История освоения человеком огня, энергии (от древности до наших дней)

1 ч

История использования человеком воды

2 ч

История жилища человека

1 ч

История появления мебели

1 ч

История питания человека

1 ч

История появления посуды

2 ч

История появления одежды и обуви

2 ч

4

История человеческого общества

Тема 1

2 ч

Тема 2

1 ч

Тема 3

4 ч

 

Учебно - методическое обеспечение.

1.Программа 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида/ под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: Просвещение, 2010

2.Учебник:  Всеобщая история. История Древнего мира: для 5  класса для общеобразовательных учреждений / Авт. -сост. Михайловский Ф.А.  Под ред. Г.М. Бонгард-Левина  – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 г.

 

ДОМОВОДСТВО

(34 часа в год. 1 ч. в неделю)

                  Обучение   учащегося  с умеренной степенью умственной отсталости  шестого  года  обучения ведется по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида .

Особенностью   шестого года обучения является элементарное предметно - практическое и игровое обучение, которое  соответствует уровню психических возможностей ребенка.

Цель занятий по «Домоводству» — формирование у учащегося знаний о самостоятельной жизни, практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Занятия по «Домоводству» создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащегося. Ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия включают в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанника коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.     

Задачи занятий по «Домоводству» — научить правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.

              Умение вести хозяйство должно складываться из знакомых, привычных ребёнку обязанностей и дел, которые на первый взгляд просты, но, когда она сталкивается с ними в быту, это вызывает значительные затруднения.

                  На изучение коррекционного курса « Домоводство» отведен 1 час в неделю. При планировании учебного материала по курсу « Домоводство»  были учтены 8 разделов:  разумная экономика. Наши ближайшие планы. Здоровье. Домашняя аптека. Здоровье и красота. Правила этики. Организация досуга. Летний отдых. В основе системы планирования уроков лежит комплексный подход, который направлен на решение взаимосвязанных задач развития речевых и  нравственных  навыков, который учитывает то, что глубоко умственно отсталый ребёнок испытывают большие трудности в приспособлении к самостоятельной практической жизни.

В программе дается примерный перечень знаний и умений для возможностей учащегося.   Содержание программы носит ориентировочный характер, важным является то, чтобы занятия по «Домоводству» помогали комплексно решать  основные задачи коррекции (выравнивания) личностного развития умственно отсталого подростка,  практически подготовить его к самостоятельной жизни.

Учащийся должен знать и уметь по курсу домоводство:

·         Содержание и уход за городским и сельским жилищем (дачным домом).

·         Индивидуальные санитарно-гигиенические правила и навыки.

·           Ремонтные работы в доме.

·         Одежда, обувь, белье; уход за ними.

·         Организация питания в семье, кулинарные рецепты, домашние заготовки.

·         Охрана здоровья, признаки болезни, оказание первой помощи.

·         Планирование и распределение бюджетных средств семьи.

·         Досуг и его организация в семье.

·         Правила этики и этичных отношений в семье и с окружающими людьми

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Повторение (1 ч)
Наше жилище (3 ч)
      Сезонные работы в доме, их виды. Подготовка квартиры (дома) к осени (зиме).
      Работы во дворе, в огороде, на участке.
      Подготовка материалов для утепления окон.
Квартира (2 ч)
      Планировка квартиры. Функциональное назначение всех помещений квартиры и дома. План обустройства прихожей.
      Гостиная, ее функциональное предназначение.
      План обустройства (зонирование) гостиной.
      Сон — здоровье человека. Режим сна. Почему снятся тревожные сны. Обустройство комнаты для сна.
      Помещение для детей (детская комната).
      Кухня, ее оборудование.
      Санузел и ванная комната. Правила безопасного поведения в кухне, в ванной комнате.
      Подсобные помещения в квартире, их оборудование.
Растения в доме (2 ч)
      Растения в доме, их назначение: оздоровление, эстетика быта. Виды комнатных растений (3—5 видов). Экзотические растения (лимонное дерево, кактус и др.).
      Цветущие растения, их особенности. Уход за декоративными растениями: подкормка, температурный, световой режим.
      Посуда, ее виды для комнатных растений.
      Интерьер комнаты с растениями.
      Советы цветоводу.
      Практические работы: посадка, полив, формирование кроны.
      Огород на подоконнике (балконе). Практические работы: посадка лука, посев петрушки, укропа.  
Зимние вещи (2 ч)
      Зимняя одежда, использование, хранение шерстяных, меховых, кожаных вещей. Уход за зимней одеждой. Починка одежды. Штопка шерстяных вещей.
      Правила использования зимней обуви.
Гигиена тела, нижнее белье (3 ч)
      Гигиенический режим по уходу за телом (ванная, душ, баня). Ежедневные гигиенические процедуры. Режим смены белья, носков, чулок. Хранение вещей индивидуального пользования.
Кухня (6 ч)
      Оборудование кухни, оформление кухни.
      Правила пользования газовой, электрической плитой, уход за ними (в сельской местности — дровяной или угольной печью, плитой).
      Техника безопасности при пользовании нагревательными приборами.
      Холодильник, морозильник (устройство, назначение). Правила пользования электроприборами на кухне. Соковыжималка, кофемолка, миксер, мясорубка, овощерезка. Техника безопасности, уход за бытовыми приборами.
      Кухонная утварь (шумовка, дуршлаг, мясорубка, половник — разливная ложка, вилка большая, ножницы, ножи, лопаточки, прихватки, полотенце, салфетки). Правила гигиены и хранения.
      Деревянный инвентарь (разделочная доска, скалки, пестики, хлебница). Уход за деревянными изделиями.
      Посуда на кухне (кастрюли, сковородки, миски). Правила ухода и хранения.
      Предметы для сервировки стола (тарелки: суповая, для второго блюда, для десерта, блюдце). Чашки, ложки, вилки, ножи (назначение, чистка, хранение).
      Посуда для круп и сыпучих продуктов, уход за ними.
Организация питания (6 ч)
      Питание и здоровье человека. Режим питания. Продукты питания, их виды.
      Мясо и мясопродукты, правила хранения.
      Молоко и молочные продукты, правила хранения.
      Яйца, жиры, правила хранения.
      Овощи, грибы, правила хранения.
      Плоды, ягоды, правила хранения.
      Мука, мучные продукты, крупа, правила хранения.
      Меню на неделю (в зависимости от сезона и питательной ценности продуктов).
      Полуфабрикаты, виды, способы приготовления.
      Первичная обработка продуктов: мытье, очистка, размораживание, просеивание, переработка, нарезка. Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
      Тепловая обработка продуктов: варка, жарение, тушение, выпечка, запекание, приготовление на пару. Техника безопасности при работе с горячей посудой.
Практические работы
      Приготовление салатов; варка яиц и др.
      Сервировка стола для завтрака и ужина.
Молоко (2 ч)
      Способы сохранения молока. Кипячение молока.
Практические работы

      Приготовление молочного супа, каши.
Домашние заготовки (4 ч)
      Продукты для длительного хранения.
      Сушка, замораживание, соление, консервирование. Хранение и консервирование продуктов. Отравление консервированными продуктами, правила первой помощи.
      Быстрое приготовление варенья.
Сад и огород (3 ч)
      Растения сада и огорода (повторение). Витаминная и пищевая ценность овощей, фруктов, ягод.
      Выращивание овощей, пряной зелени (семена, почва, посев).
      Правила хранения овощей, фруктов, ягод.
      Овощные и фруктовые салаты. Фруктовый мусс, коктейли из соков.
      Экскурсии в сад, теплицы, на выставки.

 

 

 УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Список литературы

1 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VΙΙΙ вида (5-9 классы) под ред. М.И. Бгажноковой.- М: Просвещение, 2013 г.

2. Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой М., - Владос 2008 г.

3. Бережливое домоводство М.,- Внешсигма 2002 г.

4. Разговор о правильном питании, М., 2013 г.

5.Разумихина. Мир семьи. М.,- Просвещение 2003 г.

6. Т.П. Лапардина. Вкусные рецепты (Детская кулинарная книга) Ярославль, 2004 г.

7. Комнатные растения М.,- Внешсигма 2004 г.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» р

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» р

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Речь тихая, бедная, Артикуляция очень слабая

Речь тихая, бедная, Артикуляция очень слабая

Предполагаемые результаты освоения программы:

Предполагаемые результаты освоения программы:

Чтение диалогов, содержащих различные по интонации предложения

Чтение диалогов, содержащих различные по интонации предложения

Имя прилагательное. Значение в речи

Имя прилагательное. Значение в речи

Однородные члены предложения с союзами а, но

Однородные члены предложения с союзами а, но

Составление текста письма к друзьям, знакомым с элементами описания с предварительным обсуждением темы, структуры текста письма, средств связи

Составление текста письма к друзьям, знакомым с элементами описания с предварительным обсуждением темы, структуры текста письма, средств связи

Специальная задача коррекции речи и мышления школьника с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у негознаний, умений и навыков, воспитания…

Специальная задача коррекции речи и мышления школьника с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у негознаний, умений и навыков, воспитания…

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую,пишу, проверяю)

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую,пишу, проверяю)

Предложение. Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение ,вывод

Предложение. Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение ,вывод

Рабочая программа по математике в 6 классе рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), в том числе на контрольные работы 4 часа

Рабочая программа по математике в 6 классе рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), в том числе на контрольные работы 4 часа

Школьник знакомится с многозначными числами в пределах 1 000 000

Школьник знакомится с многозначными числами в пределах 1 000 000

Геометрический материал занимает важное место в обучении математике

Геометрический материал занимает важное место в обучении математике

Обязательно: уметь читать, записывать под диктовку, сравнивать (больше - меньше) числа в пределах 1 000 000; округлять числа до заданного разряда; складывать, вычитать, умножать и…

Обязательно: уметь читать, записывать под диктовку, сравнивать (больше - меньше) числа в пределах 1 000 000; округлять числа до заданного разряда; складывать, вычитать, умножать и…

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 4 часа

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 4 часа

На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразитель­ности на основе понимания читаемого материала

На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразитель­ности на основе понимания читаемого материала

Типы уроков: -Урок сообщения новых знаний

Типы уроков: -Урок сообщения новых знаний

Учащийся научится: - читать вслух правильно, выразительно, осознанно, бегло в соответствии с нормами литературного произношения; - читать « про себя»; - выделять тему и идею…

Учащийся научится: - читать вслух правильно, выразительно, осознанно, бегло в соответствии с нормами литературного произношения; - читать « про себя»; - выделять тему и идею…

К. Паустовский «Заячьи лапы».

К. Паустовский «Заячьи лапы».

А. Чехов «Ванька». И

А. Чехов «Ванька». И

М. Дудин «Наши песни спеты о войне»

М. Дудин «Наши песни спеты о войне»

Внеклассное чтение Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов

Внеклассное чтение Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов

Тема. Количество часов

Тема. Количество часов

Тема раздела Кол-во часов 1

Тема раздела Кол-во часов 1

В разделах «Вода на Земле» и «Карта

В разделах «Вода на Земле» и «Карта

Т.М.Лифанова "рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии" ,Москва "Просвещение" 2002г

Т.М.Лифанова "рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии" ,Москва "Просвещение" 2002г

Учащийся должен знать: · отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; · отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; · некоторые свойства твердых,…

Учащийся должен знать: · отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; · отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; · некоторые свойства твердых,…

Рабочие тетради: 1. А. И

Рабочие тетради: 1. А. И

Планируемые результаты освоения курса

Планируемые результаты освоения курса

История использования человеком воды 2 ч

История использования человеком воды 2 ч

Организация досуга. Летний отдых

Организация досуга. Летний отдых

Подсобные помещения в квартире, их оборудование

Подсобные помещения в квартире, их оборудование

Посуда для круп и сыпучих продуктов, уход за ними

Посуда для круп и сыпучих продуктов, уход за ними

Правила хранения овощей, фруктов, ягод

Правила хранения овощей, фруктов, ягод
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020