Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад "Незабудка"
Индивидуальная программа развития молодого педагога
Мануйловой Анны Александровны
Подготовила: воспитатель Тищенко Т.Н.
сл.Родионово-Несветайская 2022 г.
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.
Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Каждый руководитель образовательной организации, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом – воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее 1 года.
Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС ДО, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.
Срок реализации программы: 2 года.
Цель программы - оказание помощи молодым педагогам в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.
Задачи:
· Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодого педагога.
· Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагога, овладение современными педагогическими технологиями.
· Способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня.
· Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога.
· Сформировать умение определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия для их реализации.
Основные направления
Повышение профессионального мастерства молодого педагога в моделировании воспитательно-образовательного процесса.
Формирование навыка ведения педагогической документации.
Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
Развитие профессиональной компетенции.
Изучение уровня профессиональной подготовки молодых педагогов и анализ результатов работы наставничества.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодым специалистом:
- наблюдение педагогического процесса у опытных педагогов,
- взаимопосещение НОД,
-открытые мероприятия,
-круглые столы,
-семинары-практикумы
-консультирование (индивидуальное);
-активные методы (практические занятия, взаимопосещение занятий, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников).
Деятельность наставника:
1 этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации
2 этап основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3 этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Ожидаемые результаты:
для молодого специалиста:
· Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.
· Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями).
· Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
· Рост профессиональной и методической компетенции молодого воспитателя, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.
для наставника:
· эффективный способ самореализации;
повышение квалификации;
· достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
· успешная адаптация молодого специалиста;
· повышение уровня мотивации молодым специалистом работать в образовательном учреждении.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «воспитатель-воспитатель».
Сведения |
о молодом специалисте |
о педагоге - наставнике |
Фамилия, имя, отчество |
Мануйлова Анна Александровна |
Тищенко Татьяна Николаевна |
Образование |
среднее- специальное |
среднее- специальное |
Какое учебное заведение окончил |
Донской педагогический колледж (ДПК) г.Ростов-на-Дону По специальности "Дошкольное воспитание"(воспитатель) |
Ростовское -на -Дону педагогическое училище №1 По специальности "Воспитатель дошкольных образовательных учреждений" |
Педагогический стаж |
молодой специалист – менее 1 год |
38 лет |
Место работы |
МБДОУ детский сад "Незабудка" |
МБДОУ детский сад "Незабудка" |
Должность |
воспитатель |
воспитатель |
Учебная нагрузка |
36,0ч. |
36,0ч. |
Группа |
подготовительная |
старшая |
Квалификационная категория |
без категории |
Высшая квалификационная категория |
Планирование на 2022-2023 уч. гг.
№ |
Содержание работы |
Форма проведения |
Ожидаемые результаты |
Сроки |
1 |
Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ Самообразование и её роль |
Консультации и ответы на интересующие вопросы. |
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. Сформировать у начинающего педагога потребность в непрерывном самообразовании |
Сентябрь |
2 |
Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение программы учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов, плана по самообразованию. Родительское собрание |
Консультация, оказание помощи. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания. |
Изучение документации. Повышения уровня профессиональной компетентности педагогов. суметь найти контакт с родителями. |
Октябрь |
3 |
Изучение методики проведения ООД, совместная разработка конспектов ООД, эффективное использование дидактического материала в работе. |
Посещение молодым специалистом ООД и режимных моментов у наставника. |
Грамотно планирует этапы работы, ставит цели и задачи. |
Ноябрь |
4 |
Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом. Подготовка к новогодним мероприятиям. |
Посещения ООД и режимных моментов молодого педагога. Обсуждение. |
Составляет план предварительной работы с детьми |
Декабрь |
5 |
Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми. Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ. |
Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее». Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. |
Знает локальные акты ДОУ |
Январь |
6 |
Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. Использование современных технологий в воспитательном процессе. Использование в работе проектов. Проект «День защитника Отечества». |
Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника. Консультация и ответы на интересующие вопросы |
Использует инновационные технологии в работе с воспитанниками |
Февраль |
7 |
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в подготовке материала для родителей. |
Консультация наставника. |
Участие молодого педагога в разработке материалов для родителей. |
Март |
8 |
Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. |
Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. |
Повышение уровня профессиональной компетентности педагога |
Апрель |
9 |
Знакомство с мониторингом, изучение методик проведение и обследования воспитанников. Подготовка к летне-оздоровительному периоду. Подведение итогов работы. |
Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. |
Самоанализ молодого специалиста. |
Май |
Планирование на 2023-2024 уч. гг.
|
Заключение.
Таким образом, у молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал. А выработанная система работы поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.