Индивидуальная рабочая программа по физике для 9 класса
Оценка 4.6

Индивидуальная рабочая программа по физике для 9 класса

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
физика
20.10.2020
Индивидуальная рабочая программа по физике для 9 класса
Индивидуальная рабочая программа по физике для 9 класса для образовательных организаций.
Индивидуальная рабочая программа Физика 9 класс ФГОС.doc

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Физика» являются следующие:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • осознание российской гражданской идентичности; чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;
  • мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений.

Метапредметным  результатом  изучения  курса «Физика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно приобретать  новые знания и практические умения;
  • управлять своей познавательной деятельностью;
  • организовывать свою деятельность;
  • определять  цели и задачи учебной деятельности;
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы;
  • составлять индивидуально или в группе план решения проблемы (выполнения проекта);
  • выбирать средства достижения цели  и применять их на практике;
  • оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • анализировать, структурировать информацию, факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, простые и сложные планы изученного текста;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. п.);
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
  • представлять собранную информацию в виде выступления или презентации.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса «Физика» является сформулированность следующих  умений:

  • объяснять, для чего изучают физику;
  • формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук;
  • формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы (тепловых, электромагнитных, оптических), видах материи (вещество и поле), усваивать основные идеи атомного строения вещества, овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
  • приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием измерительных приборов, понимать неизбежность погрешностей любых измерений;
  • понимать физические основы и принцип действия машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду, осознавать возможные причины техногенных катастроф;
  • овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
  • формировать теоретическое мышление на основе умения устанавливать факты, различать прчины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
  • объяснять значение ключевых понятий.

К концу 9 класса в результате освоения программы по физике обучающийся научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • характеризовать понятия (система отсчета, относительность механического движения, невесомость и перегрузки, механические волны, звук, инфразвук и ультразвук, электромагнитные волны, инфракрасные волны, ультрафиолетовые волны, рентгеновское излучение, шкала электромагнитных волн, спектры испускания и поглощения; альфа-, бета- и гамма-излучения, изотопы, ядерная и термоядерная энергетика);
  • различать явления (равномерное и неравномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, взаимодействие тел, равновесие материальной точки, реактивное движение, невесомость, колебательное движение (гармонические колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания), резонанс, волновое движение (звук), отражение звука, дисперсия света,отражение и преломление света, полное внутреннее отражение света, сложение спектральных цветов, естественная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;  
  • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении, ускорение, перемещение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение, угловая скорость, перемещение, пройденный путь и скорость при криволинейном движении, сила тяжести, ускорения свободного падения с учетом зависимости от широты местности, вес тела, центр тяжести твердого тела, импульс тела, импульс силы, механическая работа и мощность, потенциальная энергия, кинетическая энергия, полная механическая энергия, период и частота колебаний, период математического и пружинного маятников, длина волны, громкость и высота тона, скорость света, показатель преломления среды); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, принцип относительности Галилея, законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения и преломления света, законы сохранения зарядового и массового чисел при ядерных реакциях; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; 
  • объяснять физические процессы и свойства тел: выявлять причинно следственные связи, строить объяснение из 2–3 логических шагов с опорой на 2–3 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности;
  • решать расчетные задачи (опирающиеся на систему из 2–3 уравнений), используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выбирать законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реалистичность полученного значения физической величины;
  • проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (изучение второго закона Ньютона, закона сохранения энергии; зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины и независимость от амплитуды малых колебаний): самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы;
  • проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее значение измеряемой величины; обосновывать выбор способа измерения/измерительного прибора; 
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости; периода колебаний математического маятника от длины нити): самостоятельно собирать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин (средняя скорость и ускорение тела при равноускоренном движении, ускорение свободного падения, частота и период колебаний математического и пружинного маятников, радиоактивный фон): планировать измерения; собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции; вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной погрешности измерений;
  • соблюдать правила безопасного труда при работе с лабораторным оборудованием;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, абсолютно твердое тело, планетарная модель атома, нуклонная модель атомного ядра;
  • характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: эхолот,  перископ, спектроскоп, дозиметр, камера Вильсона), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности; использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических устройств, измерительных приборов и технологических процессов при решении учебно-практических задач; приводить примеры практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • приводить примеры вклада российских (в том числе: К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Д.Д. Иваненко,, И.В. Курчатов) и зарубежных (в том числе: И. Ньютон, Дж. Максвелл, Г. Герц, В. Рентген, А. Беккерель, М. Склодовская-Кюри, Э. Резерфорд) ученых-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из нескольких источников, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела физики и сопровождая выступление презентацией с учетом особенностей аудитории.

          Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в  расширении представлений об окружающем мире и  ее вклад в улучшение качества жизни;

 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез

  • и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить прямые и косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в  научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

 

 

Содержание курса

9 класс ( 34, 1 час в неделю)

 

Законы механики (12 ч)

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Относительность механического движения. Кинематические характеристики движения. Кинематические уравнения прямолинейного движения. Графическое представление механического движения. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота обращения. Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение. Взаимодействие тел. Динамические характеристики механического движения. Центр тяжести. Законы Ньютона. Принцип относительности Галилея. Границы применимости законов Ньютона. Импульс тела. Замкнутая система тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивный двигатель. Механическая работа. Мощность. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.

Индивидуальные лабораторные работы

1. Исследование равноускоренного прямолинейного движения.

Лабораторные опыты.

Изучение второго закона Ньютона.

Изучение третьего закона Ньютона.

Исследование зависимости силы упругости от деформации.

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

Измерение механической работы и мощности.

Предметные результаты обучения

На уровне запоминания

Называть:

- физические величины и их условные обозначения: путь (l), перемещение (s), время (t), скорость (v), ускорение (a), масса (m), сила (F), вес тела (P), импульс тела (p), механическая работа (A), мощность (N), механическая энергия (E), потенциальная энергия (Eп), кинетическая энергия (Eк); единицы этих величин;

- физические приборы для измерения пути, времени, мгновенной скорости, массы, силы.

Воспроизводить:

- определения моделей механики: материальная точка, замкнутая система тел;

- определения понятий и физических величин: механическое движение, система отсчета, траектория, равномерное прямолинейное и равноускоренное прямолинейное движения, свободное падение, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью, путь, перемещение, скорость, ускорение, период и частота обращения, угловая и линейная скорости, центростремительное ускорение, инерция, инертность, масса, сила, внешние и внутренние силы, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, импульс силы, импульс тела, механическая работа, мощность, КПД механизмов, потенциальная и кинетическая энергия;

- формулы: кинематические уравнения равномерного и равноускоренного движения, правила сложения перемещений и скоростей, центростремительного ускорения, силы трения, силы тяжести, веса тела, работы, мощности, кинетической и потенциальной энергии;

- принципы и законы: принцип относительности Галилея, принцип независимости действия сил; законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса, закон сохранения механической энергии.

Описывать:

- наблюдаемые механические явления.

На уровне понимания

Приводить примеры:

- различных видов механического движения, инерциальных и неинерциальных систем отсчета.

Объяснять:

- физические явления: взаимодействие тел, явление инерции, превращение потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой.

Понимать:

- векторный характер физических величин: перемещения, скорости, ускорения, силы, импульса;

- относительность перемещения, скорости, импульса и инвариантность ускорения, массы, силы, времени;

- что масса — мера инертных и гравитационных свойств тела; что энергия характеризует состояние тела и его способность совершить работу;

- существование границ применимости законов: законов Ньютона, закона всемирного тяготения, закона Гука, законов сохранения импульса и механической энергии;

- значение законов Ньютона и законов сохранения для объяснения существования невесомости и перегрузок, движения спутников планет, реактивного движения, движения транспорта.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

- строить, анализировать и читать графики зависимости от времени: модуля и проекции ускорения равноускоренного движения, модуля и проекции скорости равномерного и равноускоренного движения, координаты, проекции и модуля

перемещения равномерного и равноускоренного движения; зависимости: силы трения скольжения от силы нормального давления, силы упругости от деформации; определять по графикам значения соответствующих величин;

- измерять скорость равномерного движения, мгновенную и среднюю скорость, ускорение равноускоренного движения, коэффициент трения скольжения, жесткость пружины;

- выполнять под руководством учителя или по готовой инструкции эксперимент по изучению закономерности равноускоренного движения, зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления; силы упругости от деформации.

Применять:

- кинематические уравнения движения к решению задач механики;

- законы Ньютона и формулы к решению задач следующих типов: движение тел по окружности, движение спутников планет, ускоренное движение тел в вертикальной плоскости, движение при действии силы трения (нахождение тормозного пути, времени торможения), движение двух связанных тел (в вертикальной и горизонтальной плоскостях);

-  знания законов механики к объяснению невесомости и перегрузок, движения спутников планет, реактивного движения, движения транспорта.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Классифицировать:

- различные виды механического движения.

Обобщать:

- знания: о кинематических характеристиках, об уравнениях движения; о динамических характеристиках механических явлений и законах Ньютона, об энергетических характеристиках механических явлений и законах сохранения в механике.

Владеть и быть готовыми применять:

- методы естественнонаучного познания, в том числе исследовательский, к изучению механических явлений.

Интерпретировать:

- предполагаемые или полученные выводы.

Оценивать:

- свою деятельность в процессе учебного познания.

Механические колебания и волны (3 ч)

Колебательное движение. Гармоническое колебание. Математический маятник. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Связь между длиной волны, скоростью волны и частотой колебаний. Закон отражения механических волн.

Индивидуальные лабораторные работы.

2. Изучение колебаний математического и пружинного маятников.

3. Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника

Лабораторные опыты.

Изучение колебаний груза на пружине.

Измерение жесткости пружины с помощью пружинного маятника.

Предметные результаты обучения.

На уровне запоминания

Называть:

- физические величины и их условные обозначения: смещение (x), амплитуда (A), период (T), частота (ν), длина волны (λ), скорость волны (v); единицы этих величин: м, с, Гц, м/с.

Воспроизводить:

- определения моделей механики: математический маятник, пружинный маятник;

- определения понятий и физических величин: колебательное движение, волновое движение, свободные колебания, собственные колебания, вынужденные колебания, резонанс, поперечная волна, продольная волна, смещение, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны, скорость волны;

- формулы: периода колебаний математического маятника, периода колебаний пружинного маятника, скорости волны.

Описывать:

- наблюдаемые колебания и волны.

На уровне понимания

Объяснять:

- процесс установления колебаний пружинного и математического маятников, причину затухания колебаний, пре вращения энергии при колебательном движении, процесс образования бегущей волны, свойства волнового движения,

процесс образования интерференционной картины;

- границы применимости моделей математического и пружинного маятников.

Приводить примеры:

- колебательного и волнового движений, учета и использования резонанса в практике.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

- применять формулы периода и частоты колебаний математического и пружинного маятников, длины волны к решению задач;

- выполнять под руководством учителя или по готовой инструкции эксперимент по изучению колебаний математического и пружинного маятников.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Классифицировать:

- виды механических колебаний и волн.

Обобщать:

- знания о характеристиках колебательного и волнового движений, о свойствах механических волн.

Владеть и быть готовыми применять:

- методы естественнонаучного познания, в том числе исследовательский, к изучению закономерностей колебательного движения.

 Интерпретировать:

- предполагаемые или полученные выводы.

Оценивать:

- как свою деятельность в процессе учебного познания, так и научные знания о колебательном и волновом движении.

Электромагнитные колебания и волны (7 ч)

Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Генератор постоянного тока. Самоиндукция. Индуктивность катушки. Конденсатор. Электрическая емкость конденсатора. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Превращения энергии в колебательном контуре. Переменный электрический ток. Трансформатор. Передача

электрической энергии. Электромагнитное поле. Энергия электромагнитного поля. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Радиопередача и радиоприем. Телевидение. Электромагнитная природа света. Скорость света. Дисперсия света. Волновые свойства света. Шкала электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Индивидуальные лабораторные работы.

4. Изучение явления электромагнитной индукции.

Лабораторные опыты.

Наблюдение интерференции света. Наблюдение дисперсии света.

Сборка детекторного радиоприемника. Изучение работы трансформатора.

Предметные результаты обучения.

На уровне запоминания

Называть:

- физические величины и их условные обозначения: магнитный поток (Φ), индуктивность проводника (L), электрическая емкость (C), коэффициент трансформации (k); единицы этих величин: Вб, Гн, Ф;

- диапазоны электромагнитных волн;

- физические устройства: генератор постоянного тока, генератор переменного тока, трансформатор.

Воспроизводить:

- определение модели идеальный колебательный контур;

- определения понятий и физических величин: электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция, электрическая емкость конденсатора, электромагнитные колебания, переменный электрический ток, электромагнитные волны, электромагнитное поле, дисперсия;

- правило Ленца;

- формулы: магнитного потока, индуктивности проводника, емкости конденсатора, периода электромагнитных колебаний, коэффициента трансформации, длины электромагнитных волн.

Описывать:

_ фундаментальные физические опыты Фарадея;

- зависимость емкости конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и наличия в конденсаторе диэлектрика;

- методы измерения скорости света;

- опыты по наблюдению явлений дисперсии, интерференции и дифракции света;

- шкалу электромагнитных волн.

На уровне понимания

Объяснять:

- физические явления: электромагнитная индукция, самоиндукция;

- процесс возникновения и существования электромагнитных колебаний в контуре, превращения энергии в колебательном контуре, процесс образования и распространение электромагнитных волн, излучение и прием электромагнитных волн;

- принцип действия и устройство: генератора постоянного тока, генератора переменного тока, трансформатора, детекторного радиоприемника; принцип передачи электрической энергии.

Обосновывать:

- электромагнитную природу света.

Приводить примеры:

- использования электромагнитных волн разных диапазонов.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

- определять неизвестные величины, входящие в формулы: магнитного потока, индуктивности, коэффициента трансформации;

- определять направление индукционного тока;

- выполнять простые опыты по наблюдению дисперсии, дифракции и интерференции света;

- формулировать цель и гипотезу, составлять план экспериментальной работы.

Применять:

- формулы периода электромагнитных колебаний и длины электромагнитных волн к решению количественных задач;

 - полученные при изучении темы знания к решению качественных задач.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

- обобщать результаты наблюдений и теоретических построений;

- применять полученные знания для объяснения явлений и процессов.

Элементы квантовой физики (6 ч)

Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ. Явление радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Состав атомного ядра. Протон и нейтрон. Заряд ядра. Массовое число. Изотопы. Радиоактивные превращения. Период полураспада. Ядерное взаимодействие. Энергия связи ядра. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Биологическое действие радиоактивных излучений и их применение. Счетчик Гейгера. Дозиметрия. Ядерная энергетика и проблемы экологии.

Предметные результаты обучения.

На уровне запоминания

Называть:

- физическую величину и ее условное обозначение: поглощенная доза излучения (D); единицу этой величины: Гр;

- понятия: спектр, сплошной и линейчатый спектр, спектр испускания, спектр поглощения, протон, нейтрон, нуклон;

- модели: модель строения атома Томсона, планетарная модель строения атома Резерфорда, протонно-нейтронная модель ядра;

- физические устройства: камера Вильсона, ядерный реактор, атомная электростанция, счетчик Гейгера.

Воспроизводить:

- определения понятий и физических величин: радиоактивность, радиоактивное излучение, альфа-, бета-, гамма-излучение, зарядовое число, массовое число, изотоп, радиоактивные превращения, период полураспада, ядерные силы, энергия связи ядра, ядерная реакция, критическая масса, цепная ядерная реакция, поглощенная доза излучения, элементарная частица.

Описывать:

- опыты: опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц, опыт Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения;

- цепную ядерную реакцию.

На уровне понимания

Объяснять:

- физические явления: образование сплошных и линейчатых спектров, спектров испускания и поглощения, радиоактивный распад, деление ядер урана;

 - природу альфа-, бета- и гамма-излучений;

- планетарную модель атома, протонно-нейтронную модель ядра;

- практическое использование спектрального анализа и метода меченых атомов;

- принцип действия и устройство: камеры Вильсона, ядерного реактора, атомной электростанции, счетчика Гейгера;

- действие радиоактивных излучений и их применение.

Понимать:

- отличие ядерных сил от сил гравитационных и электрических;

- причины выделения энергии при образовании ядра из отдельных частиц или поглощения энергии для расщеплении ядра на отдельные нуклоны;

- экологические проблемы и проблемы ядерной безопасности, возникающие в связи с использованием ядерной энергии.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

- анализировать наблюдаемые явления или опыты исследователей и объяснять причины их возникновения и проявления;

- определять и записывать обозначение ядра любого химического элемента с указанием массового и зарядового чисел;

- записывать реакции альфа- и бета-распадов;

- определять: зарядовые и массовые числа элементов, вступающих в ядерную реакцию или образующихся в ее результате; продукты ядерных реакций или химические элементы ядер, вступающих в реакцию; период полураспада радиоактивных элементов.

Применять:

- знания основ квантовой физики для анализа и объяснения явлений природы и техники.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Уметь:

- анализировать квантовые явления;

- сравнивать: ядерные, гравитационные и электрические силы, действующие между нуклонами в ядре;

- обобщать полученные знания;

- применять знания основ квантовой физики для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.

Вселенная (6 ч)

Строение и масштабы Вселенной. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Законы движения планет. Строение и масштабы Солнечной системы. Размеры планет. Система Земля—Луна. Приливы. Видимое движение планет, звезд, Солнца, Луны. Фазы Луны. Планета Земля. Луна — естественный спутник Земли. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы. Солнечная система — комплекс тел, имеющих общее происхождение. Методы астрофизических исследований. Радиотелескопы. Спектральный анализ небесных тел.

Индивидуальные лабораторные работы.

5. Определение размеров лунных кратеров.

6. Определение высоты и скорости выброса вещества из вулкана на спутнике Юпитера Ио.

Лабораторный опыт.

Изучение фотографий планет, комет, спутников, полученных с помощью наземных и космических наблюдений.

Предметные результаты обучения.

На уровне запоминания

Называть:

- физические величины и их условные обозначения: звездная величина (m), расстояние до небесных тел (r); единицы этих величин: пк, св. год;

- понятия: созвездия Большая Медведица и Малая Медведица, планеты Солнечной системы, звездные скопления;

- астрономические приборы и устройства: оптические телескопы и радиотелескопы;

- фазы Луны;

- отличие геоцентрической системы мира от гелиоцентрической.

Воспроизводить:

- определения понятий: астрономическая единица, световой год, зодиакальные созвездия, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, синодический месяц, сидерический месяц;

- порядок расположения планет в Солнечной системе;

- понятия солнечного и лунного затмений;

- явления: приливов и отливов, метеора и метеорита.

Описывать:

- наблюдаемое суточное движение небесной сферы;

- видимое петлеобразное движение планет;

- геоцентрическую и гелиоцентрическую системы мира;

- изменение фаз Луны;

- движение Земли вокруг Солнца.

Описывать:

- элементы лунной поверхности;

- явление прецессии;

- изменение вида кометы в зависимости от расстояния до Солнца.

На уровне понимания

Приводить примеры:

- небесных тел, входящих в состав Вселенной;

- планет земной группы и планет-гигантов;

- малых тел Солнечной системы;

- телескопов: рефракторов и рефлекторов, радиотелескопов;

- различных видов излучения небесных тел;

- различных по форме спутников планет.

Объяснять:

- петлеобразное движение планет;

- возникновение приливов на Земле;

- движение Полюса мира среди звезд;

- солнечные и лунные затмения;

- явление метеора;

- существование хвостов комет;

- использование различных спутников в астрономии и народном хозяйстве.

Оценивать:

- температуру звезд по их цвету.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

- находить на небе наиболее заметные созвездия и яркие звезды;

- описывать: основные типы небесных тел и явлений во Вселенной, основные объекты Солнечной системы, теории происхождения Солнечной системы;

- определять размеры образований на Луне;

- рассчитывать дату наступления затмений;

- обосновывать использование искусственных спутников Земли в народном хозяйстве и научных исследованиях.

Применять:

- парниковый эффект для объяснения условий на планетах.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

- знания: о физических различиях планет, об образовании планетных систем у других звезд.

Сравнивать:

- размеры небесных тел;

- температуры звезд разного цвета;

- возможности наземных и космических наблюдений.

Применять:

- полученные знания для объяснения неизвестных ранее небесных явлений и процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 7 класс:

Тема

Количество часов по программе

 

Законы механики.

12

1.       

Вводный инструктаж по ТБ. Основные понятия механики.

Равномерное прямолинейное движение. Графическое представление равномерного движения.

1

2.       

Относительность механического движения. Скорость тела при неравномерном движении.

1

3.       

Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение.

Графики зависимости скорости от времени при равноускоренном движении.

Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении.

1

4.       

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного прямолинейного движения» Свободное падение

1

5.       

Перемещение и скорость при криволинейном движении.

Движение  тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

6.       

Контрольная работа №1  «Механическое движение»

1

7.       

Законы Ньютона.

1

8.       

Движение искусственных спутников Земли.

Невесомость и перегрузки.

Движение тела под действием нескольких сил.

1

9.       

Контрольная работа № 2 «Законы Ньютона» . Импульс. Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

1

10.   

Механическая работа и мощность.

1

11.   

Работа и энергия.

Закон сохранения механической энергии.

1

12.   

Контрольная работа № 3 «Законы сохранения»

1

 

Механические колебания и волны

3

13.   

Математический и пружинный маятники.

Период колебаний математического и пружинного маятников.

1

14.   

Лабораторная работа № 2 «Изучение колебаний математического и пружинного маятников».

Лабораторная работа № 3 «Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»

1

15.   

Механические волны. Свойства механических волн.

Контрольная работа № 4 «Механические колебания и волны»

1

 

Электромагнитные колебания и волны.

7

16.   

Явление электромагнитной индукции.

Магнитный поток.

1

17.   

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Самоиндукция.

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

18.   

Конденсатор.

Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

 

1

19.   

Переменный электрический ток.

Трансформатор.

Передача электрической энергии.

1

20.   

Электромагнитные волны.

Использование электромагнитных волн для передачи информации.

Свойства электромагнитных волн.

 

1

21.   

Электромагнитная природа света.

Шкала электромагнитных волн.

1

22.   

Контрольная работа № 5 «Электромагнитные колебания и волны»

Фотоэффект. Строение атома.

1

 

Элементы квантовой физики.

6

23.   

Спектры испускания и поглощения.

Радиоактивность.

1

24.   

Состав атомного ядра.

Радиоактивные превращения.

1

25.   

Контрольная работа № 6 «Строение атома и атомного ядра» (20 мин.). Ядерные силы.

1

26.   

 Ядерные реакции.

Дефект массы. Энергетический выход ядерных реакций.

1

27.   

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Ядерный реактор. Ядерная энергетика.

Термоядерные реакции.

1

28.   

Действия радиоактивных излучений и их применение.

Элементарные частицы.

Контрольная работа № 7 «Элементы квантовой физики»

1

 

Вселенная.

6

29.   

Строение и масштабы Вселенной. Развитие представлений о системе мира.

1

30.   

Строение и масштабы Солнечной системы.

Система Земля—Луна.

1

31.   

Физическая природа планеты Земля и ее естественного спутника Луны.

Лабораторная работа № 5 «Определение размеров лунных кратеров».

1

32.   

Планеты.

Лабораторная работа № 6 «Определение высоты и скорости выброса вещества из вулкана на спутнике Юпитера Ио»

1

33.   

Малые тела Солнечной системы.

Солнечная система — комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1

34.   

Контрольная работа № 8 «Вселенная»

1

 

Итого

34

 


№ урока

Дата

Количество часов, отводимых на изучение темы.

Тема урока

по плану

по факту

 

12

Законы механики.

1.                 

 

 

1

Вводный инструктаж по ТБ. Основные понятия механики.

Равномерное прямолинейное движение. Графическое представление равномерного движения.

2.                 

 

 

1

Относительность механического движения. Скорость тела при неравномерном движении.

3.                 

 

 

1

Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение.

Графики зависимости скорости от времени при равноускоренном движении.

Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении.

4.                 

 

 

1

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного прямолинейного движения» Свободное падение

5.                 

 

 

1

Перемещение и скорость при криволинейном движении.

Движение  тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

6.                 

 

 

1

Контрольная работа №1  «Механическое движение»

7.                 

 

 

1

Законы Ньютона.

8.                 

 

 

1

Движение искусственных спутников Земли.

Невесомость и перегрузки.

Движение тела под действием нескольких сил.

9.                 

 

 

1

Контрольная работа № 2 «Законы Ньютона». Импульс. Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

10.             

 

 

1

Механическая работа и мощность.

11.             

 

 

1

Работа и энергия.

Закон сохранения механической энергии.

12.             

 

 

1

Контрольная работа № 3 «Законы сохранения»

 

 

 

3

Механические колебания и волны

13.             

 

 

1

Математический и пружинный маятники.

Период колебаний математического и пружинного маятников.

14.             

 

 

1

Лабораторная работа № 2 «Изучение колебаний математического и пружинного маятников».

Лабораторная работа № 3 «Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»

15.             

 

 

1

Механические волны. Свойства механических волн.

Контрольная работа № 4 «Механические колебания и волны»

 

 

 

7

Электромагнитные колебания и волны.

16.             

 

 

1

Явление электромагнитной индукции.

Магнитный поток.

17.             

 

 

1

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Самоиндукция.

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

18.             

 

 

1

Конденсатор.

Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

 

19.             

 

 

1

Переменный электрический ток.

Трансформатор.

Передача электрической энергии.

20.             

 

 

1

Электромагнитные волны.

Использование электромагнитных волн для передачи информации.

Свойства электромагнитных волн.

 

21.             

 

 

1

Электромагнитная природа света.

Шкала электромагнитных волн.

22.             

 

 

1

Контрольная работа № 5 «Электромагнитные колебания и волны»

Фотоэффект. Строение атома.

 

 

 

6

Элементы квантовой физики.

23.             

 

 

1

Спектры испускания и поглощения.

Радиоактивность.

24.             

 

 

1

Состав атомного ядра.

Радиоактивные превращения.

25.             

 

 

1

Контрольная работа № 6  «Строение атома и атомного ядра» (20 мин.). Ядерные силы.

26.             

 

 

1

 Ядерные реакции.

Дефект массы. Энергетический выход ядерных реакций.

27.             

 

 

1

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Ядерный реактор. Ядерная энергетика.

Термоядерные реакции.

28.             

 

 

1

Действия радиоактивных излучений и их применение.

Элементарные частицы.

Контрольная работа № 7 «Элементы квантовой физики»

 

 

 

6

Вселенная.

29.             

 

 

1

Строение и масштабы Вселенной. Развитие представлений о системе мира.

30.             

 

 

1

Строение и масштабы Солнечной системы.

Система Земля—Луна.

31.             

 

 

1

Физическая природа планеты Земля и ее естественного спутника Луны.

Лабораторная работа № 5 «Определение размеров лунных кратеров».

32.             

 

 

1

Планеты.

Лабораторная работа № 6 «Определение высоты и скорости выброса вещества из вулкана на спутнике Юпитера Ио»

33.             

 

 

1

Малые тела Солнечной системы.

Солнечная система — комплекс тел, имеющих общее происхождение.

34.             

 

 

1

Контрольная работа № 8 «Вселенная»

 


Скачано с www.znanio.ru

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметным результатом изучения курса «Физика» является сформулированность следующих умений: объяснять, для чего изучают физику; формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы; о системообразующей…

Предметным результатом изучения курса «Физика» является сформулированность следующих умений: объяснять, для чего изучают физику; формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы; о системообразующей…

Галилея, законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения и преломления света, законы сохранения зарядового и массового чисел при ядерных реакциях; при этом различать словесную формулировку…

Галилея, законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения и преломления света, законы сохранения зарядового и массового чисел при ядерных реакциях; при этом различать словесную формулировку…

Содержание курса 9 класс ( 34, 1 час в неделю)

Содержание курса 9 класс ( 34, 1 час в неделю)

F), вес тела (P), импульс тела (p), механическая работа (

F), вес тела (P), импульс тела (p), механическая работа (

Применять : - кинематические уравнения движения к решению задач механики; - законы

Применять : - кинематические уравнения движения к решению задач механики; - законы

Описывать : - наблюдаемые колебания и волны

Описывать : - наблюдаемые колебания и волны

Изучение явления электромагнитной индукции

Изучение явления электромагнитной индукции

Применять : - формулы периода электромагнитных колебаний и длины электромагнитных волн к решению количественных задач; - полученные при изучении темы знания к решению качественных задач

Применять : - формулы периода электромагнитных колебаний и длины электромагнитных волн к решению количественных задач; - полученные при изучении темы знания к решению качественных задач

На уровне применения в типичных ситуациях

На уровне применения в типичных ситуациях

Описывать : - наблюдаемое суточное движение небесной сферы; - видимое петлеобразное движение планет; - геоцентрическую и гелиоцентрическую системы мира; - изменение фаз

Описывать : - наблюдаемое суточное движение небесной сферы; - видимое петлеобразное движение планет; - геоцентрическую и гелиоцентрическую системы мира; - изменение фаз

На уровне применения в нестандартных ситуациях

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Движение тела под действием нескольких сил

Движение тела под действием нескольких сил

Элементы квантовой физики. 6 1

Элементы квантовой физики. 6 1

Дата Количество часов, отводимых на изучение темы

Дата Количество часов, отводимых на изучение темы

Электромагнитные колебания и волны

Электромагнитные колебания и волны

Строение и масштабы Вселенной

Строение и масштабы Вселенной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2020