Индивидуальная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для учащегося 1 класса с РАС (вариант 8.2)
Оценка 5

Индивидуальная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для учащегося 1 класса с РАС (вариант 8.2)

Оценка 5
docx
26.04.2021
Индивидуальная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для учащегося 1 класса с РАС (вариант 8.2)
Литературное чтение 8.2 (1).docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»

 

Рассмотрено на заседании МО

учителей начальных классов

МБОУ СОШ «Перспектива»

протокол № _ от __.__.2020 г.

Рассмотрено и утверждено на

заседании педагогического совета протокол № _ от __.__.2020 г.

Утверждаю                                          Директор МБОУ СОШ «Перспектива»_____________                                              

Т.В. Воронецкая                                                Приказ № ___ от __.__.2020 г.

 

 

 

 

 

Индивидуальная рабочая программа

по предмету «Литературное чтение»

для учащегося 1 класса

РАС (вариант 8.2)

 

 

 

 

 

Разработчик программы:

Орехова А.С.

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2020 г.

 

1.      Пояснительная записка

Рабочая программа курса «технология» для начального общего образования разработана на основенормативных документов:

1.      1.​ Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.

2.      2.​ Об утверждении 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 14 августа 2015 г.

3.      3.​ Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

4.      4.​ Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

5.      5.​ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями: приказ Министерство образования и науки РФ от 19.12.2014, рег. №1598.

6.      6.​ Приказ Минобрнауки РФ от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253

 

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО для детей с ОВЗ, требованиями адаптированной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования с учетом возможностей учебно-методической системы  «Школа России»

РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.

Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Категория обучающихся с РАС МБОУ СОШ «Перспектива» неоднородна по составу. Диапазон различий в развитии обучающихся с РАС в нашей школе достаточно велик по характеру избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностям произвольной организации поведения и деятельности, возможным формам социальных контактов, способам аутостимуляции, уровню психоречевого развития.

Обучающиеся с РАС имеют развёрнутые, но крайне косные формы контакта с окружающим миром и людьми – достаточно сложные, но жёсткие программы поведения (в том числе речевого), плохо адаптируемые к меняющимся обстоятельствам, и стереотипные увлечения. Это создаёт экстремальные трудности во взаимодействии с людьми и обстоятельствами, их аутизм проявляется как поглощенность собственными стереотипными интересами и неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие.

Эти дети стремятся к достижению, успеху, и их поведение можно назвать целенаправленным. Проблема в том, что для того, чтобы активно действовать, им требуется полная гарантия успеха, переживания риска, неопределенности их дезорганизуют. Если в норме самооценка ребенка формируется в ориентировочно-исследовательской деятельности, в реальном опыте удач и неудач, то для этого ребенка значение имеет только стабильное подтверждение своей успешности. Он мало способен к исследованию, гибкому диалогу с обстоятельствами и принимает лишь те задачи, с которыми заведомо может справиться.

Стереотипность этих детей в большей степени выражается в стремлении сохранить не постоянство их окружения, а неизменность собственной программы действий, необходимость по ходу менять программу действий (а этого и требует диалог) может спровоцировать у такого ребенка аффективный срыв. Близкие, в связи со стремлением такого ребенка во чтобы то ни стало настоять на своем, часто оценивают его как потенциального лидера. Это ошибочное мнение, поскольку неумение вести диалог, договариваться, находить компромиссы и выстраивать сотрудничество, не только нарушает взаимодействие ребенка со взрослыми, но и выбрасывает его из детского коллектива.

При огромных трудностях выстраивания диалога с обстоятельствами дети способны к развернутому монологу. Их речь грамматически правильная, развернутая, с хорошим запасом слов может оцениваться как слишком правильная и взрослая - «фонографическая». При возможности сложных монологов на отвлеченные интеллектуальные темы этим детям трудно поддержать простой разговор.   

Умственное развитие таких детей часто производит блестящее впечатление, что подтверждается результатами стандартизированных обследований. При этом, в отличие от других детей с РАС, их успехи более проявляются в вербальной, а не в невербальной области. Они могут рано проявить интерес к отвлеченным знаниям и накопить энциклопедическую информацию по астрономии, ботанике, электротехнике, генеалогии, и производят впечатление «ходячих энциклопедий». При блестящих знаниях в отдельных областях, связанных с их стереотипными интересами, дети имеют ограниченное и фрагментарное представление о реальном окружающем мире. Они получают удовольствие от самого выстраивания информации в ряды, ее систематизации, однако эти интересы и умственные действия тоже стереотипны, мало связаны с реальностью и являются для них родом аутостимуляции.

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с РАС (вариант 8.2) предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов с детьми и взрослыми. Обязательным является особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения, формированию жизненной компетенции, а также применение как общих, так и специальных методов и приемов обучения.

Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология». «Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы. Данный предмет способствует повышению читательской компетентности обучающихся с РАС, формирует потребность в систематическом чтении. 

Общей цельюизучения предмета «Литературное чтение» является формирование у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.

Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с РАС. Это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с РАС особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

·         формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

·         формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);

·         уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;

·         формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;

·         развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка;

·         преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки;

·         развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;

·         прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;

·         формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);

·         способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с РАС недостатков сферы жизненной компетенции;

·         содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

 

С учетом особых образовательных потребностей детей с РАС в 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

·         учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);

·         формировать умение слитного послогового чтения слов с разной слоговой структурой, умение правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты;

·         учить элементам выразительного чтения;

·         учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, передавать содержание прослушанного;

·         учить использовать формы речевого этикета;

·         познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы, доступными для восприятия младших школьников с РАС, развивать нравственные и эстетические представления и чувства;

·         учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению,  на основе личного опыта или впечатлений;

·         развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;

·         воспитывать интерес к книгам и чтению;

·         содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

 

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

·         формировать и закреплять навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного;

·         познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы;

·         научить элементарным приемам анализа и интерпретации художественных текстов;

·         учить осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в обсуждении прочитанных произведений, оценивать поступки героев с учетом социальных норм и одобряемых правил поведения;

·         расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность через слушание и самостоятельное чтение произведений разных жанров;

·         совершенствовать навыки построения устного высказывания с использованием выразительных средств языка;

·         прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению.

 

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение в системе образования младшего школьника с РАС. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным областям.

Овладение навыками правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения нередко вызывает трудности, связанные с разными причинами. У детей с РАС, пришедших в 1 дополнительный класс, часто отмечаются недостатки техники чтения, могут быть и трудности понимания прочитанного.

При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению позволяют младшим школьникам с РАС освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в чтении. В результате освоения предметного содержания учебного предмета «Литературное чтение» обучающиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывание исходя из содержания литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты. Школьники также учатся правильному интонированию при чтении.

На уроках литературного чтения расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. С помощью учителя первоклассники с РАС учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в тексте незнакомых слов и выражений. Вышеперечисленное обеспечивает результативность обучения по другим предметам, а также способствует формированию сферы жизненной компетенции и преодолению недостатков познавательной деятельности.

Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с РАС.

Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника пробуждается интерес к чтению, желание им овладеть, совершенствуется связное высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления.

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» непосредственно связано с освоением других учебных предметов предметной области «Филология» (предмет «Русский язык»). Его реализация способствует преодолению затруднений в усвоении учебных предметов, относящихся к другим предметным областям, т.к. развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах помогает усвоению программного материала других учебных предметов. В процессе слушания и чтения происходит знакомство с новыми словами, значение которых объясняется и закрепляется в процессе неоднократного повторения. Расширение и уточнение словарного запаса способствует лучшему пониманию условий математических задач, повышает качество ответов на уроках по предмету «Окружающий мир».

Кроме того, изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической (мыслительной) деятельности. При изучении художественных произведений у младших школьников с РАС совершенствуются базовые мыслительные операции. Развитие речи на уроках литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения говорить о своих эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с РАС.

Роль предмета велика для реализации различных программ внеурочной деятельности, в частности, для программы духовно-нравственного развития, так как изучаемые произведения преимущественно имеют нравственный потенциал. Дети начинают осознавать красоту родной природы, анализируют поступки героев, учатся их оценивать.

 

3. Описание места учебного предмета

Программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе АООП НОО ОВЗ МБОУ СОШ «Перспектива» и рассчитана на учебную нагрузку – 132 часа в 1 классе и в 1 дополнительном классе, 136 часов во 2-3 классах, 102 часа в 4 классе. На изучение предмета «Литературное чтение» отводится по 4 часа в 1-3 классах, по 3 часа в 4 классе. УМК «Школа России», «Литературное чтение» в 2-ух частях, Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградова, М.В. Бойкина.

Данная программа для 1 класса рассчитана на 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).

Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка. Начальным этапом изучения русского языка и литературного чтения в первом классе является курс «Обучение грамоте». Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

 

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Данный курс носит интегрированный характер, что обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, технологии, музыки), и позволяет реализовать их в интеллектуально- практической деятельности ученика:

·         на уроках русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (р сказов, сказок) о героях литературных произведений;

·         на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

·         на уроках музыки: слушание музыкальных отрывков по теме изученных произведений;

·         на уроках технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка по прочитанным произведениям или разделам);

·         на уроках окружающего мира: рассматривание изучаемых предметов и явлений с позиций ученого и художника.

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

 

5.Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты должны отражать динамику:

1) понимания причин и мотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей;

2) принятия и освоения своей социальной роли;

3) формирования и развития мотивов учебной деятельности;

4) потребности в общении, владения навыками коммуникации и адекватными ритуалами социального взаимодействия;

5) развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях взаимодействия;

6) способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

7) принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющейся среде;

9) овладения социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах учебной и внеурочной деятельности).

 

Метапредметные результаты

1)        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)         освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)         формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)         формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)         освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)          использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)         активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)          использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)         овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10)    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)     осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12)    готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

13)    овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

14)    овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

15)    умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Личностные универсальные учебные действия

        У выпускника будут сформированы:

-       внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-       широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-        учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-       ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-        способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-        основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

-        ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-        знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

-        развитие этических чувств- стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

-        эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-        установка на здоровый образ жизни;

-        основы экологической культуры: принятие ценности природного мира. готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-        чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

         Выпускник получит возможность для формирования:

·         внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·            выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·              адекватного понимания  причин успешности/ неуспешности  учебной деятельности;

·               положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

·               компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;

·           ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·             осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

·                 эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных  на помощь и обеспечение благополучия.

·               установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·         принимать и сохранять учебную задачу;

·         учитывать выделенные  учителем ориентиры действия  в новом учебном материале  в сотрудничестве  с учителем;

·         планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей и с условиями её  реализации, в том числе во внутреннем плане;

·         учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·         осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

·         оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·         адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·         различать способ и результат действия;

·         вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;  

Выпускник получит возможность научиться:

·         в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·         проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·         самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

·         осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

·         самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

         Выпускник научится:

·         осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·         использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

·         строить сообщения в устной и письменной форме;

·         ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

·         основам смыслового восприятия  художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·         осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·         осуществлять синтез как составление целого из частей;

·         проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

·         устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·         строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·         осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·         устанавливать аналогии;

·         владеть рядом общих приёмов решения задач.

          Выпускник получит возможность научиться:

·         осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·         записывать, фиксировать информацию об окружающем  мире с помощью инструментов ИКТ;

·         создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

·         осознанно  и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·         произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

                    Коммуникативные   универсальные учебные действия                       

Выпускник научится:

·         адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных  коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в тот числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть  диалогической формой коммуникации, используя  в том числе средства и инструменты  ИКТ и дистанционного общения;

·         допускать возможность существования  у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих  с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении  и взаимодействии;

·         учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций  в сотрудничестве;

·         формулировать собственное  мнение и позицию;

·         задавать вопросы;

·         контролировать действия партнёра;

·         использовать речь для регуляции своего действия;

·         адекватно использовать речевые средства для решения  различных коммуникативных  задач, строить  монологическое  высказывание, владеть диалогической формой речи.

         Выпускник получит возможность научиться:

·         учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

·         учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·         с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;   

·         задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;                                                                                                                           

·         адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·         адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Чтение. Работа с текстом

(метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.

Работа с текстом:

поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

• работать с несколькими источниками информации;

• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• сопоставлять различные точки зрения;

• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

(метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Знакомство со средствами ИКТ,

гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

• использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

• организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

• вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;

• владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;

• сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

• подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

• описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;

• собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

• редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

• заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

• создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

• создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

• готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку;

• создавать диаграммы, планы территории и пр.;

Выпускник получит возможность научиться:

• представлять данные;

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

• планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Предметные результаты.

1 класс:

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

·         воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);

·         плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;

·         читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;

·         определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;

·         восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения;

·         соотносить иллюстрации и текст;

·         называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;

·         уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;

·         отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;

·         отвечать на вопросы о прочитанном произведении;

Учащиеся получат возможность научиться:

·         соотносить название рассказа с его содержанием;

·         отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?»;

·         читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);

·         задавать вопросы по прочитанному произведению;

·         при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;

·         пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;

·         выявлять под руководством учителя особенности научно-познавательных и художественных текстов;

·         определять особенности прозаического и поэтического текстов;

·         высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

·         восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану);

·         восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя;

·         придумывать окончание сказок по образцу.

Учащиеся получат возможность научиться:

·         сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, животных и др.) по заданным критериям;

·         самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу;

·         обсуждать прочитанное или прослушанное произведение.

Круг детского чтения (для всех видов текстов) 

Учащиеся научатся: 

·         осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; 

Учащиеся получат возможность научиться: 

·         работать с тематическим каталогом; 

·         работать с детской периодикой; 

Литературоведческая пропедевтика

Учащие научатся:

·         на практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы;

·         отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;

·         понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская народная, татарская и т. д.).

·         отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди);

·         знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.

Учащиеся получат возможность научиться:

·         определять тему произведения, выставки;

·         оценивать по предложенным учителем критериям поступки героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях

 

6. Содержание учебного предмета

1. Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие на слухзвучащей речи(высказываниесобеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

 

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленномуправильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя(доступныхпо объёму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:художественный, учебный, научно-популярный, их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

 

Практическое        освоение    умения    отличать    текст    от    набора    предложений.

 

Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

 

Самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно­изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства.Книга какисточник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно­иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавияпроизведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

 

 

Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Работа с учебными, научно­популярными и другими текстами. Пониманиезаглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно­популярного текстов (передача информации). Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

 

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно­познавательному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.

 

Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.


 

 

 

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (сравнение) в мини­сочинениях, рассказ на заданную тему.

2. Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников с задержкой психического развития.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно­популярная, справочно­энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

 

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, труде, добре и зле, хороших и плохих поступках, юмористические произведения.

 

3. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

 

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, сравнений. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

 

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

 

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок:

лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

4. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно­следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

 

1 класс (33 часа)

 Блок «Литературное чтение Обучение чтению» (33 ч.)

 

Добукварный период (7 ч)

Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв. 

Букварный период (26 ч)

I. Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения.

II. Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

 

 

 

 

 

 

 


7. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на каждую тему.

 

1 класс (33 часа)

 

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Добукварный период (7 часов)

1

«Азбука» - первая учебная книга. Устная и письменная речь. Предложение.

1

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения  звука в слове.

Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков. Подбирать слова с заданным звуком.

Различать звуки родной речи.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.

Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным звуком.

Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.

Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву.

 

2

Предложение и слово. Слово и слог

1

3

Слог. Ударение. Звуки в окружающем мире и в речи.

1

4

Гласные и согласные звуки. Слог – слияние.

1

5

Повторение и обобщение пройденного материала.

1

6

Гласный звук [а]. Буквы А, а. Гласный звук [о]. Буквы О, о

1

7

Гласный звук [и]. Буквы И, и. Гласный звук [ы]. Буква ы. Гласный звук [у]. Буквы У, у.

1

Букварный период.   Обучение чтению (26 часа)

8

Согласные звуки [н], [н,]. Буквы Н, н. Согласные звуки [с], [с,]. Буквы С, с. Согласные звуки [к], [к,]. Буквы К, к.

1

Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного.

Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные буквы в открытом слоге: букв гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустикоарти-куляционным признакам согласные звуки, и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.

Объяснять функцию букв ь и ъ знаков.

Воспроизводить алфавит.

Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.

Читать слоги с изменением буквы гласного.

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы.

Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета. Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения

Читать предложения и небольшие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям.

Читать орфоэпически правильно.

Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения, переживания. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.

 

9

Согласные звуки [т], [т,]. Буквы Т, т. Согласные звуки [л], [л,]. Буквы Л, л. Повторение и закрепление изученного материала.

1

10

Согласные звуки [р], [р,]. Буквы Р, р. Согласные звуки [в], [в,]. Буквы В, в

1

11

Чтение слов, предложений с изученными буквами. Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й, э], [э].  Буква Е – показатель мягкости согласных.

1

12

Чтение слов с буквой Е. Согласные звуки [п], [п,]. Буквы П, п. Чтение слов, предложений с изученными буквами.

1

13

Согласные звуки [м], [м,]. Буквы М, м. Чтение слов, предложений с изученными буквами.

1

14

Согласные звуки [з], [з,]. Буквы З, з. Парные согласные звуки [з] – [с], [з,] – [с,]. Чтение слов, предложений с изученными буквами.

1

15

Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б. Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б. Парные согласные звуки [б] – [п], [б,] – [п,].   Согласные звуки [д], [д,]. Буквы Д, д.

1

16

Парные согласные звуки [д] – [т], [д,] – [т,]. Чтение слов, предложений с изученными буквами. Гласные буквы Я, я, обозначающие

звуки [й, а], [а].

1

17

Буква Я – показатель мягкости согласных. Повторение и закрепление изученного материала

1

18

Согласные звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Парные согласные звуки [г] – [к], [г,] – [к,]. Чтение слов, текстов с изученными буквами.

1

19

Мягкий согласный звук [ч,]. Буквы Ч, ч. Сочетания ча, чу.

1

20

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков

1

21

Твёрдый согласный звук [ш]. Буквы Ш, ш. Сочетание ши.

1

22

Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы Ж, ж.Сочетаниежи. Сопоставление звуков [ж] и [ш].  

1

23

Гласные буквы Ё, ё, обозначающие  звуки [й, о], [о]. Буква Ё – показатель мягкости согласных.

1

24

Мягкий согласный звук [й,]. Буквы Й, й. Согласные звуки [х], [х,]. Буквы Х, х

1

25

Чтение слов, текстов с изученными буквами.

1

26

Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й, у], [у]. Буква Ю – показатель мягкости согласных. Закрепление изученного материала.

1

27

. Твёрдый согласный звук [ц]. Буквы Ц, ц.

1

28

Чтение предложений, текстов с изученными буквами

1

29

Гласный звук [э]. Буквы Э, э.

1

30

Мягкий согласный звук [щ,]. Буквы Щ, щ. Сочетания ща, щу. Чтение предложений, текстов с изученными буквами

1

31

Согласные звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф.

Парные согласные звуки [в] – [ф], [в,][ф,].

1

32

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

1

33

Русский алфавит.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения. Эти материалы представлены в таблицах.

 

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Учебники

Обучение грамоте

1.      Горецкий В.Г. и др. Азбука.  1 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях. -  М.: Просвещение, 2019

2.      Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская). – М.: Просвещение, 2019

3.      Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Вино­градская). – М.: Просвещение, 2019

4.      Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Вино­градская). – М.: Просвещение, 2019

5.      Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Вино­градская). – М.: Просвещение, 2019

6.      Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Вино­градская). – М.: Просвещение, 2019

7.      Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Вино­градская). – М.: Просвещение, 2019

8.      Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Вино­градская, М. В. Бойкина). – М.: Просвещение, 2019

9.      Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская) – М.: Просвещение, 2019

 

Рабочие тетради и пособия(серия «Успешный старт»)

1.      Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение, 2019

2.      Климанова Л. Ф. Читалочка.

3.      Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.

4.      Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.

5.      Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

Литературное чтение. Рабочие программы 1 – 4 классы:. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина - М.: Просвещение,  2011

 

Поурочные разработки:

1.      Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение Поурочные разработки. 2 класс.

2.      Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс.

3.      Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Поурочные разработки. 4 класс.

 

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ. Комплексные работы для младших школьников: Методическое пособие для учителей и родителей учащихся 1-го класса общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. /Н.Н.Титаренко, В.Н.Ашмарина
 - Челябинск: НП ИЦ "РОСТ", 2010

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»

Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»

Пояснительная записка Рабочая программа курса «технология» для начального общего образования разработана на основенормативных документов: 1

Пояснительная записка Рабочая программа курса «технология» для начального общего образования разработана на основенормативных документов: 1

Это создаёт экстремальные трудности во взаимодействии с людьми и обстоятельствами, их аутизм проявляется как поглощенность собственными стереотипными интересами и неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие

Это создаёт экстремальные трудности во взаимодействии с людьми и обстоятельствами, их аутизм проявляется как поглощенность собственными стереотипными интересами и неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие

РАС, формирует потребность в систематическом чтении

РАС, формирует потребность в систематическом чтении

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: · формировать и закреплять навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного; · познакомить с произведениями устного народного…

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: · формировать и закреплять навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного; · познакомить с произведениями устного народного…

Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы

Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы

Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях

Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях

Метапредметные результаты 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового…

Метапредметные результаты 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового…

Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою

Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою

Выпускник получит возможность научиться: · в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; · проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; · самостоятельно учитывать выделенные учителем…

Выпускник получит возможность научиться: · в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; · проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; · самостоятельно учитывать выделенные учителем…

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник получит возможность научиться: • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; • работать с несколькими источниками информации; • сопоставлять информацию,…

Выпускник получит возможность научиться: • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; • работать с несколькими источниками информации; • сопоставлять информацию,…

Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке

Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке

Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»; · отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь,…

Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»; · отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь,…

Содержание учебного предмета 1

Содержание учебного предмета 1

Характеристика героя произведения

Характеристика героя произведения

Письмо (культура письменной речи)

Письмо (культура письменной речи)

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в…

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в…

Индивидуальная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для учащегося 1 класса с РАС (вариант 8.2)

Индивидуальная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для учащегося 1 класса с РАС (вариант 8.2)

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на каждую тему

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на каждую тему

Объяснять функцию букв ь и ъ знаков

Объяснять функцию букв ь и ъ знаков

Мягкий согласный звук [й , ]. Буквы

Мягкий согласный звук [й , ]. Буквы

Материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебники Обучение грамоте 1

Учебники Обучение грамоте 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2021