Индивидуальная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для учащегося 2 класса с ЗПР (вариант 7.2)
Оценка 4.6

Индивидуальная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для учащегося 2 класса с ЗПР (вариант 7.2)

Оценка 4.6
docx
26.04.2021
Индивидуальная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для учащегося 2 класса с  ЗПР (вариант 7.2)
РП по окр.миру Коробко 2б 7.2.docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»

Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

МБОУ СОШ «Перспектива»

протокол № _ от __.__.2020 г.

Рассмотрено и утверждено на

заседании педагогического совета протокол № _ от __.__.2020 г.

Утверждаю                                          Директор МБОУ СОШ «Перспектива»_____________                                              

Т.В. Воронецкая                                                Приказ № ___ от __.__.2020 г.

 

 

 

Индивидуальная рабочая программа

по предмету «Окружающий мир»

для учащегося 2 класса

ЗПР (вариант 7.2)

 

 

Разработчик программы:

Орехова А.С.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2020 г.

1.             Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для начального общего образования разработана на основе нормативных документов:

1.    Об образовании в  Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.

2.    Об утверждении 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения и воспитания  в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 14 августа 2015 г.

3.    Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

4.    Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря  2015 г. № 4/15).

5.    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями: приказ Министерство образования и науки РФ от 19.12.2014, рег. №1598.    

6.    Приказ Минобрнауки РФ от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения по предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания  по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту программы 7.2,

Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.

Определяются общие задачи предмета:

1.    сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

2.    сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

3.    способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

4.    развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

1.    формирование знаний о Родине, ее столице, многонациональном народе;

2.    уточнение существующих и получение новых знаний об условиях жизни людей, растений и животных, бытовых и природных явлениях;

3.    формирование и уточнение пространственно-временных представлений;

4.    формирование представлений о многообразии растительного и животного мира и начальных экологических представлений;

5.    расширение круга представлений о ближайшем и более удаленном социальном окружении;

6.    выработка умения взаимодействовать с окружающим миром и формирование знаний о безопасном поведении;

7.    формирование любознательности, интереса к окружающему предметному и социальному миру, познавательной мотивации.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития.

Обучающиеся с задержкой психического развития - это дети, имеющее недостатки психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Среди причин возникновения ЗПР могут быть органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Отставание в развитии может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния обучающегося.

АООП НОО (вариант 7.2.) адресована обучающимся с ЗПР, которые к моменту поступления в школу характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна не адаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

 

2.    Общая характеристика учебного предмета

Включение учебного предмета «Окружающий мир» в качестве обязательного для детей, получающих образование по варианту 7.2 обусловлено не только «цензовым» характером их образования. Этот предмет, как никакой другой, способствует формированию картины природного и социального мира. Коррекционно-развивающее значение предмета было показано работами С.Г. Шевченко. Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют:

1.    вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;

2.    задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;

3.    целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;

4.    выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.

Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности обучающихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Изучение предмета имеет большое воспитательное значение. Он учит любить природу, беречь ее, а также принимать меры по сохранению своего здоровья.

Для получения более точных представлений  обязательно планируются экскурсии, где ребенок через чувственное восприятие формирует представления об определенном характере погоды, особенностях явлений неживой природы, определяет состояние растительного мира  в конкретный сезон, а также обращает внимание обучающихся на характер труда людей, социальные явления.

Формирование знаний о живой природе начато в первом классе. Однако учитель всегда может разнообразить изучаемый материал, актуализировав прошлые знания и дополнив его новыми сведениями. Обучающиеся обращаются к тематике живой природы, получая сведения о растениях и животных, а также начальные экологические знания. 

Школьники учатся различать растения, выделять части растений (лист, стебель, корень и т.д.), узнают об их функциональном назначении. Расширяются представления о декоративных и комнатных растениях, деревьях и кустарниках, их значении для человека. В процессе изучения программы у детей формируется представление об изменениях состояния растений в разные времена года, некоторые сведения об уходе за растениями.

Специально выделен раздел «Законы природы». Сведения о Солнце и Земле, Луне, небе приведены в соответствие с уровнем развития обучающихся с ЗПР. Усиленно формируются временные представления (время суток, день недели, время года, месяц).

Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР, «пошаговым» предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.

Учителю начальных классов рекомендуется активно привлекать родителей обучающегося к изучению предмета «Окружающий мир», поскольку только с их помощью может быть усвоено предметное содержание и повышена степень жизненной компетентности ребенка.

 

3.    Описание места учебного предмета в учебном плане

Образовательная область «Обществознание и естествознание» включает в себя учебный предмет «Окружающий мир», на изучение которого отводится 2 часа в неделю в 1 - 4 классах (по 66 часов в год в 1 и 1доп. классе, 68 часов в год во 2 – 4 классах).

Данная программа предполагает  изучение курса «окружающий мир» во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Учебник  для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях «Окружающий мир»  А.А. Плешаков (М.: Просвещение, 2018.)

 

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

·      формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·      формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

 

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·      развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

 

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·      развитие умения учиться как первого шага  к  самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·      развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

 

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Ценностные ориентиры учебного предмета «Окружающий мир»:

·      Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

·      Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

·      Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

·      Человечество как многообразие народов, культур, религий.

·      Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

·      Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

·      Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

·      Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

·      Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

·      Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» по окончании обучения в начальной школе позволяет получить:

Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования по варианту7.2. определяются следующие:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

 

Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования по варианту7.2. определяются следующие:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Чтение. Работа с текстом

в результате изучения всех предметов на уровне начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение, интерпретация и преобразование имеющихся в тексте идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Выпускник научится:

·      находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

·      определять тему и главную мысль текста;

·      делить тексты на смысловые части, составлять простейший план текста;

·      вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

·      сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

·      понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

·      использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

·      ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

·      использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

·      работать с несколькими источниками информации;

·      сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. Выпускник научится:

·      пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

·      соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;

·      формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

·      сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

·      составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

·      делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

·      составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации.

Выпускник научится:

·      высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

·      на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

·      участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

·      сопоставлять различные точки зрения.

·      соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

·      в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ-компетентности (метапредметные результаты).

Выделение программы формирования ИКТ-компетентности в отдельную подпрограмму формирования универсальных учебных действий диктуется задачами общества, в котором предстоит жить и работать выпускникам. В этом обществе человек будет учиться всю жизнь, а информационные объекты в работе любого профессионала станут гипермедийными (то есть, будут объединять текст, наглядно-графические объекты, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных), передаваемыми устно, телекоммуникационно, размещаемыми в Интернете.

В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования выпускник:

·      получит положительную мотивацию учебной деятельности, формирования личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

·      познакомится с различными средствами ИКТ, освоит общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознает возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры;

·      освоит основы обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научится вводить различные виды информации в компьютер: текст, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять информацию с помощью средств ИКТ;

·      научится оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

·      освоит необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в основной школе.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

·      соблюдать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

·      включать и выключать компьютер  и подключаемые к нему устройства;

·      использовать по назначению основные устройства компьютера для ввода, вывода, обработки информации;

·      бережно относиться к техническим устройствам.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, изображения, цифровых данных.

Выпускник научится:

·      пользоваться мышью, использовать простейших средства текстового редактора, владеть простейшими правилами клавиатурного письма на русском языке;

·      работать с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление;

·      создавать небольшой текст по интересной детям тематике;

·      выводить текст на принтер;

·      использовать рисунки из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.

Выпускник получит возможность научиться:

·      создавать таблицы и включать их в текст.

Обработка и поиск информации.

Выпускник научится:

·      использовать сменные носители (флэш-карты);

·      работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD, флэш-картах).

·      пользоваться простейшими приёмами поиска информации: по ключевым словам;

·      искать информацию в контролируемом Интернете в соответствующих возрасту базах данных.

Выпускник получит возможность научиться:

·      грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

·      создавать простейшие текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: вводить текст с клавиатуры компьютера;

·      редактировать и сохранять текст.

Выпускник получит возможность научиться:

·      готовить (с направляющей помощью учителя и (или) родителей) и проводить презентацию (устное сообщение с аудио-, видео поддержкой) перед небольшой аудиторией.

Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и конкретизацией в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР должны проявиться в перечисленных ниже знаниях и умениях.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется:

1)   в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

2)   в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:

1)   в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

2)   в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

3)   в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других;

4)   в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

5)   в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

6)   в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

7)   в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

8)   в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

9)   в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

10)             в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

 

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:

1)   сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

2)   расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

3)   усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

4)   развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

 

Предметные результаты.

Предметные результаты 2 класс:

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

·      различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы;

·      устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

·      сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;

·      группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие)

·      называть признаки отличающие домашних животных от диких;

·      ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;

·      учиться работать со справочной литературой

·      определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;

·      понимать необходимость вести здоровый образ жизни.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·      обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;

·      характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

·      называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;

·      называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);

·      называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

·      иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;

·      иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;

·      знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

·      знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

·      рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;

·      знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

·      названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);

·      принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день Победы, День города и т.д.

·      название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);

·      использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника;

·      называть своих ближайших родственников;

·      знать профессии взрослых и важность каждой профессии.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·      знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

·      называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);

·      узнать правила безопасного поведения в природе.

 

6.Содержание учебного предмета

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты

и  предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их

названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её        составляющие           (температура воздуха,          облачность,   осадки,           ветер).

Наблюдение за погодой своего края.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана, бережное использование воздуха.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана, бережное использование воды.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Охрана, бережное использование почв.

 

 

 

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие, культурные и комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Охрана и бережное отношение человека к диким животным, уход за домашними животными. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни

природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно­двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности органов чувств, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, нервной систем. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно­нравственные и культурные ценности российского общества, отраженные в государственных праздниках и народных традициях региона.

Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Могонациональность – особенность нашей страны. Общее представление о вкладе разных народов в многонациональную культуру нашей страны. Ценность каждого народа для него самого и для всей страны. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Родословная. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Знаковые даты и события в истории семьи, участие семьи в событиях страны и региона (стройках, Великой отечественной войне, в работе в тылу и пр.) семейные праздники, традиции. День Матери. День любви, семьи и верности.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Правила взаимодействия со знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно ­ смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно ­ нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности

и  упрочения духовно ­ нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к государственному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт ­ Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).

Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего

физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог),обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

 

2 класс (34 ч)

Раздел «Где мы живем» (2 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы на­зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот­ные — все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома — это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему.

Раздел «Природа» (10 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю­ди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте­ния. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища   и   укрытие   для   животных;   животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас­тений и животных своего края. Правила поведения в при­роде.

Красная книга России: знакомство с отдельными расте­ниями и животными и мерами их охраны.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термо­метра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознава­ние деревьев, кустарников и трав; знакомство с представите­лями дикорастущих и культурных растений; отработка при­емов ухода за комнатными растениями и животными живо­го уголка.

Раздел «Жизнь города и села» (5 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, дос­тупные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс­тавления об отдельных производственных процессах, напри­мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре­нию учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир­ский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа­теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо­гические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; зна­комство с достопримечательностями родного города (села).

                                                  Раздел «Здоровье и безопасность» 4 ч

Строение тела человека. Здоровье человека — его важней­шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо­лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво­охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обраще­нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про­тивопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо­гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на­секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Раздел «Общение» 4 ч

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно­шения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от­дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Раздел «Путешествия» 9 ч

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон­та, их определение по компасу.

 Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов­раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле­ния. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие дос­топримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучает­ся по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхнос­ти и водоемами родного края; наблюдение весенних измене­ний в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

Что мы узнали и чему научились за год.


7. Тематическое планирование

 

2 класс (34 часов)

Тема урока

 

Часы

Раздел «Где мы живём?»  (2 ч).

1

Родная страна. Город и село. Проект «Родной город(село)

1

2

Природа и рукотворный мир. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

Тест №1

1

Раздел «Природа»   (10 ч)

3

Неживая и живая природа. Явления природы. Практическая работа № 1 «Измерение температуры»

1

4

Что такое погода? В гости к осени.

Экскурсия № 1. Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Звёздное небо.

1

5

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2 «Составные части гранита»

1

6

Про воздух и про воду. Вода в жизни человека

1

7

Какие бывают растения.  Практическая работа № 3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав»

1

8

Какие бывают животные? Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира

1

9

Дикорастущие и культурные растения Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Дикие и домашние животные.

1

10

Комнатные растения

Практическая работа № 5

 «Приёмы ухода за комнатными растениями. Животные живого уголка. Практическая  работа № 6« Приёмы ухода за животными живого уголка»

1

11

Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом!

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

1

12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» Тест №2

1

 

Раздел «Жизнь города и села» 5 (ч)

 

13

Что такое экономика? Из чего что сделано? Как построить дом

1

14

Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. Проект «Профессии»

1

15

Проверим себя и свои достижения по разделу «Жизнь города и села» Тест №3.

1

16

В гости к зиме.

Экскурсия №2

1

17

Презентации проектов: «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

1

 

Раздел «Здоровье и безопасность» (4 ч)

 

18

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров

1

19

Берегись автомобиля!

Практическая работа №7

1

20

 

Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар! На воде и в лесу.

1

21

Опасные незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Тест № 4

1

 

Раздел «Общение» 4 (ч)

22

Наша дружная семья. Проект «Родословная»

1

23

 В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья.

1

24

Мы – зрители и пассажиры.

1

25

Оценим себя и свои достижения     Тест № 5.

1

 

Раздел «Путешествия» 9 (ч)

26

Посмотрите вокруг. Ориентирование на местности

 

Практическая работа № 8

1

27

Ориентирование на местности Экскурсия №3

1

28

Формы земной поверхности. Водные богатства

1

29

В гости к весне.

 Экскурсия №4

1

30

. Россия на карте. Проект «Города России». Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве.

1

31

Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира».

1

32

Впереди лето.

1

33

Проверим себя и оценим свои достижения. По разделу «Путешествия» Тест № 6

1

34

Презентации проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1

 


  1. Учебно – методическая и материально-техническое обеспечение

Состав УМК

 Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование   учебного курса 1-4 класса

 Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1, 2, 3, 4 класса нач. шк.   М.: Просвещение 2012;

Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011

Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1,2 кл. (ч.1,2) 3 кл. (ч.1,2) 4 кл. (ч. 1,2)

И.Ф. Яценко «Контрольно-измерительные материалы» (к учебнику «Окружающий мир») 1,2,3,4 классы;

Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 1,2,3,4 кл.

 Плешаков А. А. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература

Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006

Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006

Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.:

Литера, 2005

 Для учителя

Закон «Об образовании»

Сборник рабочих программ «Школа России» М.: Просвещение, 2011

Алексеева С.В., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования. М.:Просвещение. 2009

Асмолова А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М: Просвещение, 2009

Демидова М.Ю., Иванов С.В.,  Карабанова О.А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. В 2 частях. Ч.1. М.: Просвещение, 2009

Литература для подготовки к урокам:

Барков А. Голоса весеннего леса. М., Малыш, 1969г.

Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004

Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 3 класс. – М.: ВАКО

Зотов В.В. Лесная мозаика. М., Просвещение, 1993г.

Казакова О. В. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 2 класс. – М.: ВАКО

Плешаков А. 100 и еще14 заданий по природоведению. Тетрадь для учащихся. – М.: « Вита Пресс», 1996

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителей начальных классов. М., Просвещение, 1981г.

Сотник В.Ф. Кладовая здоровья: Альбом. М., Лесная промышленность, 1990г.

Фефилова Е. П. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 1 класс. – М.: ВАКО

Целоусова Т. Ю. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 4 класс. – М.: ВАКО

Справочное пособие. Полный школьный курс. СПб, 2002.

Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004

Наглядные пособия:

·         натуральные живые пособия – комнатные растения;

·         гербарии; коллекции насекомых; микропрепараты;

·         коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

·         изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

·         географические и исторические карты;

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов  позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».

Наименование объектов и средств материально – техническогообеспечения

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

Стандарт начального образования и документы по его реализации.

Методические пособия для учителя

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам естествознания, магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т. п.).

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Географические и исторические настенные карты.

Атлас географических и исторических карт.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Технические средства обучения (ТСО)

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Телевизор.

Видеоплейер (видеомагнитофон).

Аудиопроигрыватель.       

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Микроскоп.

Натуральные объекты:

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания

обучения).

Живые объекты (комнатные растения)

Оборудование класса

Ученические столы 1-местные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Интерактивная доска.


 

Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»

Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Окружающий мир» для начального общего образования разработана на основе нормативных документов: 1

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Окружающий мир» для начального общего образования разработана на основе нормативных документов: 1

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом : 1

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом : 1

Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную…

Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную…

Учителю начальных классов рекомендуется активно привлекать родителей обучающегося к изучению предмета «Окружающий мир», поскольку только с их помощью может быть усвоено предметное содержание и повышена…

Учителю начальных классов рекомендуется активно привлекать родителей обучающегося к изучению предмета «Окружающий мир», поскольку только с их помощью может быть усвоено предметное содержание и повышена…

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия…

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия…

Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования по варианту7

Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования по варианту7

Чтение. Работа с текстом в результате изучения всех предметов на уровне начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в…

Чтение. Работа с текстом в результате изучения всех предметов на уровне начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в…

Выпускник получит возможность научиться: · делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; · составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о…

Выпускник получит возможность научиться: · делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; · составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о…

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, изображения, цифровых данных

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, изображения, цифровых данных

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся: · рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда; · знать средства…

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся: · рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда; · знать средства…

Важнейшие природные объекты своей страны, района

Важнейшие природные объекты своей страны, района

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности)

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности)

России; правила поведения при прослушивании гимна

России; правила поведения при прослушивании гимна

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета —

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета —

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты

Тематическое планирование 2 класс (34 часов) №

Тематическое планирование 2 класс (34 часов) №

Что такое экономика? Из чего что сделано?

Что такое экономика? Из чего что сделано?

В гости к весне. Экскурсия №4 1 30

В гости к весне. Экскурсия №4 1 30

Учебно – методическая и материально-техническое обеспечение

Учебно – методическая и материально-техническое обеспечение

Я иду на урок в начальную школу:

Я иду на урок в начальную школу:

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2021