Авдеева А. Н.
Индивидуальная работа педагога со студентами при изучении дисциплины «метрология и стандартизация»
Не только высококвалифицированный специалист, в своей работе, но и любой человек, в обыденной жизни, использует знания метрологии стандартизации и сертификации. Президент Узбекистана предложил «создать такую среду, в который каждый производитель в стране будет знать и понимать стандарты» [1]. Однако, всё чаще встречаются студенты, которые говорят о бесполезности изучения данной дисциплины. «Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться», говорил великий педагог Сухомлинский В.А. Для мотивации и стимуляции обучения, требуется индивидуальный подход.
Как показывает практика, инициаторами провокаций, «о лишней» дисциплине, являются студенты двух типов: первые – хорошо успевающие учащиеся, которые стремятся к изучению только дисциплин, непосредственно относящихся к их специальности; вторые – бакалавры, неуспевающие по всем дисциплинам. И те, и другие, являются разрушителями дисциплины в аудитории, и требуют к себе особого внимания [2]. Индивидуальная работа должна быть направлена на обе подгруппы студентов.
Самым простым видом индивидуального подхода к обучающимся, как для организации, так и реализации, является самостоятельная, внеаудиторная, творческая деятельность [3]. На первой, вводной лекции, по дисциплине «Метрология и стандартизация», студентам предлагается написать реферат, и подготовить по нему презентацию, по теме «Стандартизация в …». Область стандартизации студент должен выбрать сам. Студенты, увлечённые своей будущей профессией, обычно, выбирают стандарты по специальности. Бакалавру, обучающемуся по направлению «вагоны», «локомотивы», подойдёт тема: «Профессиональные стандарты железнодорожного транспорта». Обучающийся ВУЗа, использующий своё свободное время для подработки, может выбрать тему доклада, непосредственно относящуюся к своему роду занятий. Например, если студент, летом, работал администратором на ресепшене в отеле, то темой его доклада может стать: «Стандартизация гостиничных услуг». А если студент увлечён баскетболом, то можно подготовить презентацию о правилах и стандартах этой игры. Выбранные темы рефератов могут распространятся на необъятную сферу интересов и увлечений. Главная цель этого задания – осознание студентом, что без стандартизации невозможна ни одна сторона нашей жизни. Другой, положительной стороной предлагаемого задания, является возможность выделиться даже самому отстающему ученику, проявив свои творческие способности.
Ещё одной формой индивидуальной работы, со студентами, является участие их в факультативном курсе по дисциплине «Метрология и стандартизация» – «Оценивание неопределённости измерений». Данный курс посещают студенты, имеющие необходимую базу знаний предшествующих дисциплин. Результатом указанной работы являются статьи, с которыми учащиеся выступают на конференциях и научных семинарах Университета.
Для индивидуальной работы, с неуспевающими студентами, необходимо выбрать совершенно противоположную стратегию, главные пункты которой: доступность к пониманию и наглядность материала, предложенного для усвоения; неоднократное повторение алгоритма выполнения задания; формирование пар «ведущий-ведомый»; поддержание интереса к учёбе, своевременной положительной оценкой даже минимального успеха [4].
Методы индивидуальной работы могут быть разными, главное, чтобы взаимодействие педагога и студента проходило в позитивной и доверительной атмосфере. Для достижения успеха, педагог должен, ни только обладать рядом профессиональных компетенций, но и верить в скрытый потенциал своих учеников, бороться с недостатками, резервными достоинствами личности.
Использованные источники:
1. Н. К. Турсунов, А. Н Авдеева, Ш. И. Мамаев, Д. И. Нигматова МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ: РОЛЬ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН // Academic research in educational sciences. 2022. №TSTU Conference 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metrologiya-i-standartizatsiya-rol-i-mesto-distsipliny-v-podgotovke-spetsialistov-zheleznodorozhnogo-transporta-respubliki (дата обращения: 20.10.2022).
2. Авдеева А. Н. Взаимодействие с проблемными студентами в процессе аудиторного обучения // Научные исследования и разработки 2020 года: материалы II международного научно-исследовательского конкурса (22 апреля 2020г., Саратов) Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2020.С. 57-60. ISBN 978-5-907199-79-8
3. Авдеева А. Н. Техники конструктивного влияния в процессе интерактивного обучения в ВУЗе // МИРОВАЯ НАУКА 2020. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ: материалы V международной научно-практической конференции (9 апреля 2020г., Москва). Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2020. С. 31-33. ISBN 978-5-907199-74-3
4. Авдеева А. Н. Индивидуальная и фронтально-коллективная работа на практических занятиях в техническом ВУЗе // НАУКА И ТЕХНИКА. МИРОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: Материалы XIV международной научно-практической конференции (1 декабря 2021). Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2021. С. 13 – 16. ISBN 978-5-907385-56-6
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.