Данная разработка предназначена для закрепления темы "Нормы словоупотребления". В данных материалах представлен конспект для учителя (внесены необходимые правки и отмечены верные ответы), дана индивидуальная карточка для учащихся (нужно провести подробный анализ представленных единиц и внести в бланк соответствующие ответы).
Необходимо распечатать листы (по количеству учащихся в классе) для работы на уроке и для дальнейшей подготовки к контрольному тестированию.
Нормы словоупотребления.doc
Нормы словоупотребления (карточка для учителя)
Слова мужского рода: рельс, толь, тюль, шампунь, эполет, кофе, рюш.
Слова женского рода: босоножка, клавиша, манжета, мозоль, салями, сандалия, тапка, туфля.
Слова среднего рода: алоэ, мочало, повидло, щупальце.
Слова общего рода: неряха, сирота, протеже.
Образование множественного числа: Ы/И в оконч. – бухгалтеры, инженеры, конструкторы,
офицеры, почерки, торты, шофёры, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы,
возрасты; А/Я в оконч. – директора, купола, ордера, повара, профессора, штабеля, штемпеля.
Родительный падеж: пара ботинок, валенок, туфель, сапог, чулок, носков;
Купить мандаринов, помидоров, апельсинов, макарон, яблок, оладий, вафель;
Нет оглобель, шприцев, свечей, георгинов, брызг, гланд, рельсов, блюдец, граблей, полотенец,
лохмотьев.
Определите, в каких случаях допущены грамматические ошибки.
1. а) на обеих партах; 2. а) памятный подарок 3. а) обоих мальчиков
б) по окончании работы б) не ездите на перилах б) килограмм помидор(ов)
в) памятный сувенир в) с обоих запястий в) трое инженеров
г) вкусные торты г) моё (мой) день рождения г) три генерала
4. а) оплатить за проезд 5. а) благодаря героизму 6. а) надеть сапоги
б) заведующий кафедрой б) иметь значение б) окончить учебное заведение
в) играть роль в) согласно приказа(у) в) тонкий тюль
г) любимая мозоль г) пачка макарон г) упрекать за опоздание (в чём)
7. а) отзыв о книге 8. а) придать бодрости 9. а) удовлетворять требованиям
б) рецензия о фильме б) характерен для него б) вкусная салями
в) скучать по брату в) опытные бухгалтеры в) умные профессоры
г) порицать за прогул г) семидесятью днями г) полутораста метров
(семьюдесятью)
10. а) на обоих (обеих) сторонах 11. а) взвесить вафель 12. а) нам не свойствен
б) три министра б) детские возрасты б) двух туфлей (туфель)
в) пара носков в) удостоить награды в) двадцати двух блюдец
г) не найти пары чулок г) вопреки обстоятельств(ам) г) подписать договоры
Выберите верный вариант словоупотребления. 1) Надо вымыть пол в (ванной, ванне). 2) У них новая
эмалированная (ванная, ванна). 3) (Дипломаты, дипломанты) прежних лет украсили этот концерт
своими выступлениями. 4) Он путает Австрию с Австралией (невежа, невежда). 5) Он ни с кем не
здоровается – (невежа, невежда). 6) Заведующий (кафедры, кафедрой) взял слово. 7) Управляющий
(треста, трестом) сел в машину. 8) Когда ты (закончил, окончил) школу? 9) Оплатите (покупку, за
покупку) в кассе. 10) Оплатите (проезд, за проезд). 11) Эта встреча сыграла важную (роль, значение).
12) Работник уволен согласно (приказа, приказу). 13) У нас есть уверенность в (успехе, успех). 14)
Благодаря (героизма, героизму) мы победили. 15) Поток (эмигрантов, иммигрантов) из Ирака
увеличился. 16) В Германии к (эмигрантам, иммигрантам) относятся внимательно. 17) (Ему, для него)
присущ такой подход. 18) (Ему, для него) характерен необычный взгляд на вещи.
Орфоэпические нормы. В каком варианте неверно выделен ударный гласный. См. всю строку.
д) диспАнсер
а) бюрокрАтия б) вручИт в) запломбировАть г) завИдно
е) исчЕрпать доводы;
а) воспринялА б) каучУк в) кАмбала г) нАчал д) незаконорОжденный е) кАшлянуть;
а) звонИт б) углУбить в) слИвовый г) сирОты д) вероисповЕдание е) каталОг; а) парлИч б) тУфля в) пОнята г) срЕдства д) ходАтайствовать е) столЯр;
а) пулОвер б) придАное в) премировАть г) Умерший д) упрОчение е) плЕсневеть;
а) повторЯт б) свеклА в) опОшлить г) сОгнутый д) откУпорить е) прогУл.
Нормы словоупотребления
Слова мужского рода: рельс, толь, тюль, шампунь, эполет, кофе, рюш.
Слова женского рода: босоножка, клавиша, манжета, мозоль, салями, сандалия, тапка, туфля.
Слова среднего рода: алоэ, мочало, повидло, щупальце.
Слова общего рода: неряха, сирота, протеже.
Образование множественного числа: Ы/И в оконч. – бухгалтеры, инженеры, конструкторы,
офицеры, почерки, торты, шофёры, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы,
возрасты; А/Я в оконч. – директора, купола, ордера, повара, профессора, штабеля, штемпеля.
Родительный падеж: пара ботинок, валенок, туфель, сапог, чулок, носков;
купить мандаринов, помидоров, апельсинов, макарон, яблок, оладий, вафель;
нет оглобель, шприцев, свечей, георгинов, брызг, гланд, рельсов, блюдец, граблей, полотенец,
лохмотьев.
Определите, в каких случаях допущены грамматические ошибки.
1. а) на обеих партах; 2. а) памятный подарок 3. а) обоих мальчиков
б) по окончании работы б) не ездите на перилах б) килограмм помидор
в) памятный сувенир в) с обоих запястий в) трое инженеров
г) вкусные торты г) моё день рождения г) три генерала
4. а) оплатить за проезд 5. а) благодаря героизму 6. а) надеть сапоги
б) заведующий кафедрой б) иметь значение б) окончить учебное заведение
в) играть роль в) согласно приказа в) тонкий тюль
г) любимая мозоль г) пачка макарон г) упрекать за опоздание
7. а) отзыв о книге 8. а) придать бодрости 9. а) удовлетворять требованиям
б) рецензия о фильме б) характерен для него б) вкусная салями
в) скучать по брату в) опытные бухгалтеры в) умные профессоры
г) порицать за прогул г) семидесятью днями г) полутораста метров
10. а) на обоих сторонах 11. а) взвесить вафель 12. а) нам не свойствен
б) три министра б) детские возрасты б) двух туфлей
в) пара носков в) удостоить награды в) двадцати двух блюдец
г) не найти пары чулок г) вопреки обстоятельств г) подписать договоры
Выберите верный вариант словоупотребления. 1) Надо вымыть пол в (ванной, ванне). 2) У них новая
эмалированная (ванная, ванна). 3) (Дипломаты, дипломанты) прежних лет украсили этот концерт своими
выступлениями. 4) Он путает Австрию с Австралией (невежа, невежда). 5) Он ни с кем не здоровается –
(невежа, невежда). 6) Заведующий (кафедры, кафедрой) взял слово. 7) Управляющий (треста, трестом)
сел в машину. 8) Когда ты (закончил, окончил) школу? 9) Оплатите (покупку, за покупку) в кассе. 10)
Оплатите (проезд, за проезд). 11) Эта встреча сыграла важн___ (роль, значение). 12) Работник уволен
согласно (приказа, приказу). 13) У нас есть уверенность в (успехе, успех). 14) Благодаря (героизма,
героизму) мы победили. 15) Поток (эмигрантов, иммигрантов) из Ирака увеличился. 16) В Германии к
(эмигрантам, иммигрантам) относятся внимательно. 17) (Ему, для него) присущ такой подход. 18) (Ему,
для него) характерен необычный взгляд на вещи.
Орфоэпические нормы
В каком варианте неверно выделен ударный гласный в строке.
а) бюрокрАтия б) вручИт в) запломбировАть г) завИдно д) диспАнсер е) исчЕрпать доводы;
а) воспринялА б) каучУк в) кАмбала г) нАчал д) незаконорОжденный е) кАшлянуть;
а) звонИт б) углУбить в) слИвовый г) сирОты д) вероисповЕдание е) каталОг;
а) паралИч б) тУфля в) пОнята г) срЕдства д) ходАтайствовать е) столЯр;
а) пулОвер б) придАное в) премировАть г) Умерший д) упрОчение е) плЕсневеть;
а) повторЯт б) свеклА в) опОшлить г) сОгнутый д) откУпорить е) прогУл.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
1. Составьте с данными словами словосочетания,
подобрав к существительным прилагательные.
___________________ тюль,__________________
мозоль, _________________ туфля, ______________
кофе, __________________ салями.
1. Составьте с данными словами словосочетания,
подобрав к существительным прилагательные.
___________________ тюль,__________________
мозоль, _________________ туфля, ______________
кофе, __________________ салями.
2. Используйте данные слова в родительном падеже.
Я не нашёл пары (носки) ___________________
В магазине нет (чулки) ____________________
Не смог купить килограмм (помидоры, апельсины)
_____________________________________________
Медсестре не хватило двух (шприцы) ____________.
2. Используйте данные слова в родительном падеже.
Я не нашёл пары (носки) ___________________
В магазине нет (чулки) ____________________
Не смог купить килограмм (помидоры, апельсины)
_____________________________________________
Медсестре не хватило двух (шприцы) ____________.
3. Напишите множественное число данных слов.
профессор –
бухгалтер –
офицер –
шофёр –
возраст –
простынь –
свитер –
джемпер –
повар –
4. В каком случае неверно выделен ударный гласный?
а) откУпорить; б) нАчал; в) звонИт; г) кАучук.
а) придАное; б) кАмбала; в) сИроты; г) прогУл.
а) щАвель; б) началА; в) завИдно; г) кАшлянуть.
а) вручИт; б) средствА; в) столЯр; г) каталОг.
а) диспАнсер; б) исчЕрпать; в) сОгнутый; г) пулОвер
3. Напишите множественное число данных слов.
профессор –
бухгалтер –
офицер –
шофёр –
возраст –
простынь –
свитер –
джемпер –
повар –
4. В каком случае неверно выделен ударный гласный?
а) откУпорить; б) нАчал; в) звонИт; г) кАучук.
а) придАное; б) кАмбала; в) сИроты; г) прогУл.
а) щАвель; б) началА; в) завИдно; г) кАшлянуть.
а) вручИт; б) средствА; в) столЯр; г) каталОг.
а) диспАнсер; б) исчЕрпать; в) сОгнутый; г) пулОвер
5. Подчеркните словосочетания, в которых допуще
на грамматическая ошибка.
На обеих сторонах, закончил школу, оплатил за
проезд, согласно приказу, пачка макаронов, рецензия
на фильм, отзыв о книге, скучать по брату, детские
возраста, благодаря героизму, играть значение,
восьмидесятью днями, восьмьюдесятью годами,
заведующий кафедрой, окончил университет.
6. Определите лексическое значение слов.
Язвительная насмешка –
Изображающий военные сцены –
Законный –
5. Подчеркните словосочетания, в которых допуще
на грамматическая ошибка.
На обеих сторонах, закончил школу, оплатил за
проезд, согласно приказу, пачка макаронов, рецензия
на фильм, отзыв о книге, скучать по брату, детские
возраста, благодаря героизму, играть значение,
восьмидесятью днями, восьмьюдесятью годами,
заведующий кафедрой, окончил университет.
6. Определите лексическое значение слов.
Язвительная насмешка –
Изображающий военные сцены –
Законный – Помощь нуждающимся –
Важно шествовать –
Искажать путём преувеличения –
Пользующийся дурной славой –
Грубый
Подлинный –
Намёк на общеизвестное событие
Изображение абстрактного понятия в конкретном
образе
Помощь нуждающимся –
Важно шествовать –
Искажать путём преувеличения –
Пользующийся дурной славой –
Грубый
Подлинный –
Намёк на общеизвестное событие
Изображение абстрактного понятия в конкретном
образе
Утрировать, сарказм, филантропия, батальный,
аутентичный, аллюзия, дефилировать, одиозный,
легитимный, брутальный, аллегория.
Утрировать, сарказм, филантропия, батальный,
аутентичный, аллюзия, дефилировать, одиозный,
легитимный, брутальный, аллегория.
Индивидуальная карточка "Нормы словоупотребления"
Индивидуальная карточка "Нормы словоупотребления"
Индивидуальная карточка "Нормы словоупотребления"
Индивидуальная карточка "Нормы словоупотребления"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.