Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"
Оценка 4.7

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
дефектология
4 кл
04.03.2018
Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"
Предлагаемая "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи" предназначена для обучающегося (4 класс) на дому. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (категория детей: дети с задержкой психического развития), с учетом рекомендаций ПМПК, индивидуальных возможностей учащегося.
Индивидуальная программа ЗПР 4 класс.docx
муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная школа №3» УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _________________ Ж.Ю. Рюмина Приказ от «____»  ______ 2017 г. №____ Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи Составитель:  Пантелеева Н.В., учитель­логопед МОУ ОШ № 3 Переславль­Залесский 1 2017 г. 2 Содержание:   ОБЩАЯ     1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………………………………………….………...……………………….…..2 ХАРАКТЕРИСТИКА 2. КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА………………………………………………………………………………….............................3 3. МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА  В УЧЕБНОМ ПАЛНЕ………………………………………………………………………………………………..….4 4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………………………………………………………………..…4 5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА…………………………………………………………………………………………………………...…...........6 6. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ………………………………….…….……………....................…7 7. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ  И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………………………………………………..13 8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА………………………………..…………………………………..…… 15 9. …….16 10. ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………………………………………………………..……………………………….19   ПРИЛОЖЕНИЕ   1…………………………………………………...………………………………………………………………………………………….. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Исходя   из   логопедического   заключения:   «ОНР   (III   уровень).   Дисграфия.   Дислексия»,   по   результатам   обследования   (Азова   О.И. Диагностический   комплект.   Логопедическое   обследование   младших   школьников.   –   М.:   ТЦ   Сфера,   2007.   –   98   с.,   Смиронова   И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. Наглядно­методическое пособие. ­ СПб.: ТЦ Сфера, 2008. – 65 с.), составлена индивидуальная программа коррекционно­логопедической работы. Программа   коррекционно­развивающего   обучения   составлена   в   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного образовательно стандарта, программно­методических рекомендаций: ­ Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопед. - М.: Просвещение, 1991. — 239 с. ­ Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от  действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. ­ Коржаева Е. Е. Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР. ­ М.: Сфера, 2011. — 64 с. — (Библиотека логопеда). ­ Логопедическая работа в школе: пособие для учителей­логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей / О.А. Ишимова,  О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 2012. – 176.: ил. – (Работам по новым стандартам). 3 ­ Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: Пособие для учителей и логопедов. ­ СПб.: КАРО, 2004. ­ Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. : Учебное  пособие / Под ред. Л. С. Волковой . — СПб.: «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2004.­ 208 с. ­ Мазанова Е. В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы. Методическое пособие для учителей­логопедов. – М.: Просвещение, 2005. – 82 с. ­ Программа по логопедии для работы с обучающимися начальных классов общеобразовательных школ/ авт.­сост. А.Л.Антонышева, А.В. Севрюгина. – Ярославль: ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ, ИЦ «Пионер», 2015. – 100 с. Цель программы: предупредить неуспеваемость, обусловленную различными нарушениями устной и письменной речи.         В программе решаются следующие задачи: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Расширение и уточнение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования. 2. Совершенствование навыков усвоения  морфологического состава слова. 3. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций: развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения  детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. 4. Развитие умения устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного  высказывания, подбирать языковые средства, адекватные его смысловой концепции. Программа носит коррекционно­развивающий характер, предусматривает развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), формирование навыков самоконтроля деятельности. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Программа   составлена   для   реализации   коррекционного   курса   устной   и   письменной   речи   обучающихся.   Ключевая   идея   курса   заключается   в повышении качества образования.  Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос   полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.    В структуру занятия может входить:  ­ упражнения для развития артикуляционной моторики;  4 ­ упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;  ­ дыхательная гимнастика;  ­ коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;  ­ формирование фонематических процессов;  ­ работа со словами, звуко­слоговой анализ слов;  ­ работа над предложением, текстом;  ­ обогащение и активизация словарного запаса.  В соответствии с данной рабочей программой коррекционные занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа подгрупповых занятий рассчитана на 3. МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 34 занятия в течение года. Продолжительность коррекционных занятий составляет 40 минут  (1 урок).   Результативность, динамика обучения детей отслеживается по итогам проведения итоговых диагностических обследований (диктант, списывание, устное изложение). Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения программы обучающимися. 4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ сформированность фонетико­фонематического и лексико­грамматического компонентов речевой системы; сформированность навыков правильного и грамотного чтения и письма; актуализация уже имеющихся речеязыковых знаний, умения их использовать в устном общении, при восприятии и создании письменного текста. Предметные результаты:    Личностные действия обеспечивают целостно­смысловую ориентацию обучающихся.  Формировать   основы   российской   гражданской   идентичности,   чувства   гордости   за   свою   Родину,   российский   народ   и   историю,     осознание   своей идентичности и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;   Оценить поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе: ­ общечеловеческих ценностей и российских ценностей, уважения к труду, культуре; ­ важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учебы и познания нового; ­ важности бережного отношения к здоровью и природе; ­ важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»; ­ важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.  Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями. 5 Метапредметными результатами обучения является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: ­ формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; ­ составлять план и определить последовательность действий; ­ выделить главное, существенное в учебном материале, наметить пути и средства достижения учебной цели; – внести необходимые изменения в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; – выделить и осознать учащимся то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценить качество и уровень усвоения; ­ осуществлять контроль за ходом своей деятельности; ­ работать в определенном темпе (быстро и качественно писать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.) Коммуникативные УУД: ­   внимательно   слушать   и   слышать   учителя   ­   логопеда,   не   переключаясь   на   посторонние   воздействия;   подчинять   свои  действия   его  инструкциям   и замечаниям (т.е. занять позицию ученика); ­ понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; ­   свободно   владеть   вербальными   средствами   общения   в   целях   четкого   восприятия,   удержания   и   сосредоточенного   выполнения   учебной   задачи   в соответствии с полученной инструкцией; ­ целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; ­ отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; ­ употреблять усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях; ­ обращаться к учителю­логопеду или товарищу по группе за разъяснением; ­ подводить итоги занятия; ­ соблюдать речевой этикет при общении (обращение, просьба, диалог). ­ строить монологическое высказывание; ­ слушать собеседника. Познавательные УУД (общеучебные): ­ самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ­ найти и выделить необходимую информацию;  ­ осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ­ выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; ­ контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 6 ­ осуществлять смысловое чтение.   Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной),   а   также   психофизических   процессов   у   детей   с   нарушениями   речи,   что   необходимо   для   их   всестороннего   гармоничного   развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе. 5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 4 класс Состав слова (7 ч) Корень как главная часть слова. Образование родственных слов. Суффикс. Суффиксальное образование имен прилагательных. Суффиксы наречий. Суффиксы глаголов. Приставки. Приставки пространственного и временного значения. Многозначные приставки. Окончание. Безударные гласные (2 ч) Безударные гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне.  Согласные звуки и буквы (2 ч) Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова. Оглушение звонких согласных в середине слова. Согласование и словоизменение (4 ч) Согласование имени существительного  с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных   именами существительными по  падежам. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Согласование глаголов с именами существительными в роде. Предлоги и приставки (2 ч) Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Дифференциация предлогов и приставок. Управление (8 ч) Практическое   употребление     именительного   падежа   имени   существительного.   Практическое   употребление   родительного   падежа   имени существительного. Практическое употребление винительного падежа имени существительного. Практическое употребление дательного падежа имени существительного. Практическое употребление творительного падежа имени существительного. Практическое употребление предложного падежа имени существительного. Множественное число имен существительных. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. Части речи (2 ч) Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Связная речь (6 ч) Составление   связного   текста   из   данных   предложений.   Редактирование   текста.   Составление   связного   текста   из   деформированных   предложений. Составление   связного   текста   из   неполных   предложений.   Составление   рассказа   по   данному   началу.   Составление   рассказа   по   его   концу.   Рассказ   с элементами   описания.   Составление   краткого   рассказа.   Составление   рассказа   по   материалам   наблюдений.   Деление   сплошного   текста   на   абзацы. Составление связного текста из данных абзацев. Проверка знаний, умений и навыков (1 ч) Итоговая проверочная работа. 7 6. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Тема занятия Характеристика деятельности обучающихся Состав слова Находить общую часть в группах слов.  Уточнить понятия «корень», «однокоренные слова».  Наблюдать за словами с омонимичными корнями. Выделять единый корень в серии слов.  Образовывать  однокоренные   слова,   относящиеся   к   различным   частям   речи. Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами.  Различать родственные слова и формы одного и того же слова. Устанавливать различие родственных слов и слов с омонимичными корнями. Упражняться в подборе родственных слов.  Находить  однокоренные слова в тексте. Графически обозначать корень слова. Наблюдать за образованием новых слов и выделять суффиксы, с помощь которых они   образованы   (уменьшительно­ласкательные   суффиксы,   прилагательных   и глаголов, наречий). Находить суффиксы в словах и графически их выделять. Объяснять значение слов, образованных с помощью разных суффиксов. Находить и исправлять ошибки в разборе слова. Образовывать  прилагательные   от   существительных   (относительных, Корень как главная часть слова. Образование  родственных слов Суффикс. Суффиксальное образование имен  прилагательных Суффиксы наречий Суффиксы глаголов  N п/п 7 1 2 3 4 Предполага­ емые сроки проведения. Дата проведения Сентябрь­ октябрь 8 5 Приставки. Приставки пространственного и  временного значения притяжательных, качественных). Выделять и отмечать приставки в предложенных рядах слов.  Различать  слова с приставками и слова, корень которых начинаются со сходных звукосочетаний. Графически обозначать приставки.  Объяснять смыслоразличительную роль приставки. Применять правила правописания приставок. 6 Многозначные приставки Окончание  7 2 8(1) Безударные гласные в корне слова Правописание безударной гласной в корне  слова 9(2) 2 Объяснять значение приставок.  Подбирать родственные слова с различными приставками. Анализировать значение слов. Образовывать слова с помощью приставок.  Подбирать слова, противоположные по значению. Составлять словосочетания и предложения с новыми словами. Знакомиться с изменяемой частью слова – окончанием.  Графически обозначать окончания.  Изменять слова по числам, родам, падежам. Безударные гласные Упражняться в подборе родственных слов.  Использовать правило обозначения безударных гласных в корне слова. Подбирать проверочные слова. Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами. Графически обозначать корень слова. Согласные звуки и буквы 18(1) Парные согласные Оглушение звонких  согласных в конце слова Уточнять знания о согласных звуках и буквах, имеющих пары по звонкости­ глухости.  Октябрь­ ноябрь Октябрь 9 20(3) Оглушение звонких согласных в середине  слова 4 26(1) Согласование имени существительного  с  именем прилагательным в роде 27(2) Согласование имен прилагательных   с  именами существительными по падежам 30(3) 31(4) 2 32(1) Согласование глаголов с именами  существительными в числе Согласование глаголов с именами  существительными в роде Соотнесение предлогов и глагольных  приставок Дифференцировать слова со звонкими и глухими, твердыми и мягкими согласными в устной речи и на письме.   Наблюдать за изменением значения слов в парах слов (плод­плот, луг­лук) Применять  правила написания слов со звонким согласным в конце и в середине слова. Упражняться в подборе проверочных слов. Наблюдать за изменением значения слов в парах слов. Согласование и словоизменение Упражняться в  согласовании прилагательных с существительными в роде в устной речи и на письме. Определять род имен  существительных и прилагательных. Согласовывать имена существительные и прилагательные в роде. Графически  выделять  окончание   имен   существительных   и   прилагательных. Составлять словосочетания, предложения. Обобщать  и систематизировать знания о связи имен   прилагательных с именами существительными. Образовывать начальную форму существительного и прилагательного. Соотносить  предмет и признак в различных предложно­падежных конструкциях в устной речи и на письме. Графически выделять окончание имен существительных и прилагательных. Согласовывать глаголы с существительным в  числе.  Соотносить глагольное окончание с числом существительного. Согласовывать глагол с существительным в  роде.  Определять род имен существительных.  Соотносить глагольные окончания с родом и числом существительных. Предлоги и приставки  Различать предлоги по значению.  Находить и фиксировать предлоги в предложении. Использовать правила написания предлогов со словами.  Правильно употреблять предлоги на письме. Ноябрь Декабрь 10 33(2) Дифференциация предлогов и приставок Составлять словосочетания и предложения с использованием предлогов. Применять правила написания предлогов со словами, приставок. Различать предлоги и приставки. Наблюдать за сходными по произношению предлогами и приставками. Различать  слова   с   приставками   и   слова   с   предлогами,   которые   начинаются   со сходных звукосочетаний (доплыть до берега). Графически обозначать предлоги и приставки. 8 Управление Январь­ февраль 34(1) Практическое употребление  именительного  падежа имени существительного  35(2) Практическое употребление родительного  падежа имени существительного 36(3) Практическое употребление винительного  падежа имени существительного Наблюдать за группами слов, объединенных общим признаком. Группировать слова по заданному основанию. Знакомиться с падежом как грамматическим признаком имен существительных. Знакомиться с алгоритмом определения падежа имени существительного. Заканчивать предложения, употребляя слово в заданном падеже. Графически обозначать падежные окончания. Задавать вопросы к именам существительным в именительном падеже (кто? что?)  Наблюдать за группами слов, объединенных общим признаком. Группировать слова по заданному основанию. Применять алгоритм определения падежа имени существительного. Заканчивать предложения, употребляя слово в заданном падеже. Графически обозначать падежные окончания. Задавать вопросы к именам существительным в родительном  падеже (кого? чего?) Наблюдать взаимодействие предлогов с падежными формами существительных. Находить слова по заданному основанию. Правильно употреблять предлоги без, для, у, от, до, около, возле  с именами существительными в родительном падеже.  Наблюдать за группами слов, объединенных общим признаком. Группировать слова по заданному основанию. Применять алгоритм определения падежа имени существительного. Заканчивать предложения, употребляя слово в заданном падеже. 11 38(5) Практическое употребление дательного  падежа имени существительного 39(6) Практическое употребление творительного  падежа имени существительного 40(7) Практическое употребление предложного  падежа имени существительного Графически обозначать падежные окончания. Задавать  вопросы к именам существительным в винительном  падеже (кого? что?) Наблюдать взаимодействие предлогов с падежными формами существительных. Находить слова по заданному основанию. Правильно  употреблять  предлоги  в,   на,   за,   под,   через,   про  с   именами существительными в винительном падеже.  Наблюдать за группами слов, объединенных общим признаком. Группировать слова по заданному основанию. Применять алгоритм определения падежа имени существительного. Заканчивать предложения, употребляя слово в заданном падеже. Графически обозначать падежные окончания. Задавать вопросы к именам существительным в дательном падеже  (кого? чего?).  Наблюдать взаимодействие предлогов с падежными формами существительных. Находить слова по заданному основанию. Правильно употреблять предлоги по,   к  с именами существительными в дательном падеже.  Группировать слова по заданному основанию. Применять алгоритм определения падежа имени существительного. Заканчивать предложения, употребляя слово в заданном падеже. Графически обозначать падежные окончания. Задавать вопросы к именам существительным в творительном падеже  (кем? чем?).  Наблюдать взаимодействие предлогов с падежными формами существительных. Находить слова по заданному основанию. Правильно  употреблять  предлоги  над,   за,   под,   перед,   с,   между  с именами существительными в творительном падеже. Наблюдать за группами слов, объединенных общим признаком. Группировать слова по заданному основанию. Применять алгоритм определения падежа имени существительного. Заканчивать предложения, употребляя слово в заданном падеже. Графически обозначать падежные окончания. Задавать  вопросы к именам существительным в предложном   падеже   (о ком? о 12 41(8) Множественное число имен существительных 42(9) Закрепление падежных форм в  словосочетаниях и предложениях чем?).  Наблюдать взаимодействие предлогов с падежными формами существительных. Находить слова по заданному основанию. Правильно употреблять предлоги по,   к  с именами существительными в дательном падеже  в, о, об, на, при с именами существительными в предложном падеже.  Наблюдать за изменением формы числа имен существительных. Изменять имена существительных по числам. Изменять окончания имен существительных. Составлять словосочетания и предложения по заданной модели Подбирать вопросы к существительным в косвенных падежах, изменяя окончания  существительных в соответствии с падежными вопросами. Выбирать нужную форму имени существительного в словосочетаниях. Изменять модели предложно­падежных конструкций. Сопоставлять падежные формы существительных, сравнивать использованные  предлоги и окончания. Составлять словосочетания из слов, данных в начальной форме, выбирать нужную  падежную форму имени существительного. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять  их, устанавливать причину ошибок.  2 Части речи  Февраль 43(1) Главные члены предложения 44(2) Второстепенные члены предложения Уточнять понятие «грамматическая основа предложения». Обобщать  и   систематизировать   знания   о   главных   и   второстепенных   членах предложения. Находить  и   графически   обозначать   грамматическую   основу   в   предложении. Устанавливать  пропуск одного из главных членов предложения, восстанавливать предложение. Использовать алгоритм нахождения главных членов предложения. Знакомиться с однородными членами предложения. Сравнивать предложения с однородными членами и без них. Составлять предложения по вопросам и опорным словосочетаниям. Находить словосочетания в предложении в соответствии с алгоритмом. 13 6 Связная речь  март­май 51(3) 52(4) Составление связного текста из данных  предложений. Редактирование текста 53(5) Составление связного текста из  деформированных предложений. Составление связного текста из неполных предложений Располагать предложения в правильной последовательности для получения  связного рассказа.   Определять темы текста, основную мысль, озаглавливать текст. Оформлять предложения, используя правила. Находить лишние предложения, слова, не соответствующие теме. Находить логические ошибки в предложениях.  Редактировать простые предложения с  повторяющимися словами.  Конструировать сложноподчиненные предложений. Устанавливать связь слов в предложении. Составлять предложения, располагая слова в правильной логической  последовательности. Составлять связный текст из деформированных предложений.   Дополнять предложения подходящими по смыслу словами, предлогами для  получения связного рассказа.   Грамматически правильно оформлять предложения.   Устанавливать связность и последовательность предложений в тексте.  Определять тему, основную мысль текста.  Озаглавливать текст. 56(8) 57(9) Составление рассказа по данному началу.  Составление рассказа по его концу Дополнять рассказ предложениями.  Устанавливать последовательность передачи событий.  Определять тему, основную мысль текста.  Озаглавливать текст. 14 58(10) 59(11) Рассказ с элементами описания. Составление  краткого рассказа Определять последовательность частей.  Составлять план текста. Определять тему и главную мысль текста и его частей. Составлять описательный текст. Находить и выписывать из текста часть описательного содержания. Разбирать текст по частям.  Определять тему и главную мысль текста и его частей. Составлять краткий рассказ. 60(12) Составление рассказа по материалам  наблюдений 64(16) 65(17) Деление сплошного текста на абзацы.  Составление связного текста из данных  абзацев Грамматически правильно оформлять предложения.  Редактировать, анализировать составленные тексты.  Обсуждать тему, основную мысль сочинения. Делить  текст   на   части, озаглавливать ее.  Составлять план. Определять  правильную   последовательность   частей   в   тексте   для   составления связного рассказа. Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текста.  определять  главную   мысль   каждой   части   текста, 3 66(1) 67(2) 68(3) Итоговая проверочная работа  Проверка знаний, умений и навыков Записывать под диктовку слова, предложения, текст. Осуществлять безошибочное списывание с образца.  Контролировать правильность и аккуратность собственных записей Май Изложение  Тест  Письменно излагать содержание  прочитанного . Применять ранее изученные правила.  Грамматически правильно оформлять предложения, правильно согласовывая слова. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.6 Правильно выполнять задания по изученным темам. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. 15 N п/п 2 Тема занятия Характеристика деятельности обучающихся Предложение  1 Предложение. Главные члены предложения 2 Интонационная законченность предложения Составлять предложения из набора слов. Определять последовательность слов в предложении.  Применять правила написания предложений. Использовать алгоритм нахождения главных членов. Находить и графически обозначать грамматическую основу в предложении. Знакомиться с однородными главными членами предложения. Составлять  предложения   из   препинания в конце предложений.  Различать различные виды интонации.  Применять правила обозначения границ предложения на письме.   набора   слов,    выбирать  необходимые   знаки 11  Морфологический состав слова  Корень как главная часть слова. Образование  однокоренных слов 3(1) 4(2) Родственные слова.  Дифференциация однокоренных  и родственных слов Находить общую часть в группах слов.  Уточнить понятия «корень», «однокоренные слова».  Наблюдать за словами с омонимичными корнями. Выделять единый корень в серии слов.  Образовывать  однокоренные   слова,   относящиеся   к   различным   частям   речи. Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами.  Находить  однокоренные слова в тексте. Графически обозначать корень слова. Подбирать однокоренные и родственные слова. Различать родственные слова и формы одного и того же слова. Устанавливать различие родственных слов и слов с омонимичными корнями. Предполага­ емые сроки проведения. Дата проведения Сентябрь  Сентябрь­ декабрь 16 5(3) Безударные гласные в корне слова 6(4) Правописание безударной гласной в корне слова 7(5) Сложные слова 8(6) Составление словосочетаний и предложений со  сложными словами 9(7) Префиксальный способ образования слов Упражняться в подборе родственных слов.  Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами. Группировать слова по значениям.   Определять значения слов.  Графически обозначать корень слова. Упражняться в подборе родственных слов.  Использовать правило обозначения безударных гласных в корне слова. Подбирать проверочные слова. Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами. Графически обозначать корень слова. Наблюдать за способами словообразования сложных слов. Выделять соединительную гласную о (е) в середине слова.  Определять лексическое значение сложных слов.  Составлять словосочетания и предложения со сложными словами . Графически обозначать корень слова. Упражняться  в   составлении   словосочетаний   и   предложений   с   использованием сложных слов. Применять  способы   образования   сложных   слов   и   объяснять   их   лексическое значение. Графически обозначать корень слова. Объяснять значение приставок.  Подбирать родственные слова с различными приставками. Анализировать значение слов. Графически обозначать приставки и корни. Образовывать слова с помощью приставок.  Подбирать слова, противоположные по значению. Применять правила правописания приставок. Составлять словосочетания и предложения с новыми словами. 17 10(8) Суффиксальный способ образования слов 11(9) Окончание  12(10) Состав слова 13(11) Проверочная работа по теме «Состав слова» 2 14(1) Предлоги 15(2) Правописание и дифференциация предлогов и  приставок Знакомиться с суффиксом как частью слова.  Наблюдать за образованием новых слов и выделять суффиксы, с помощь которых они   образованы   (суффиксы   профессий,   уменьшительно­ласкательные   суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных и глаголов). Находить суффиксы в словах и графически их выделять. Объяснять значение слов, образованных с помощью разных суффиксов. Находить и исправлять ошибки в разборе слова. Знакомиться с изменяемой частью слова – окончанием.  Графически обозначать окончания.  Изменять слова по числам, родам, падежам. Находить слова в соответствии с данной морфемной схемой. Наблюдать  за   словами,   образованными   приставочно­суффиксальным   способом, определять способ образования слов. Конструировать слова в соответствии с заданной моделью. Уточнять значение слов. Восстанавливать деформированные слова. Правильно выполнять задания по изученным темам. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. Предлоги и приставки  Декабрь  Различать предлоги по значению.  Находить и фиксировать предлоги в предложении. Использовать правила написания предлогов со словами.  Правильно употреблять предлоги на письме. Составлять словосочетания и предложения с использованием предлогов. Применять правила написания предлогов со словами, приставок. Различать предлоги и приставки. Наблюдать за сходными по произношению предлогами и приставками. Различать  слова   с   приставками   и   слова   с   предлогами,   которые   начинаются   со сходных звукосочетаний (доплыть до берега). 18 4 16(1) Антонимы. Использование антонимов в речи 17(2) Синонимы.  Использование синонимов в речи Графически обозначать предлоги и приставки. Словообразование  Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение. Находить антонимы в текстах.  Подбирать антонимы к предложенным словам.  Выбирать из ряда слов антонимы. Подбирать антонимы к разным значениям многозначного слова. Использовать антонимы в речи Наблюдать за сходством в значении синонимов. Выбирать из ряда слов синонимы. Самостоятельно подбирать синонимы к словам. Находить в тексте повторы слов и заменять их синонимами. Выбирать из пары синонимов слово, подходящее к заданному предложению. Находить синонимы в тексте и формулировать их общее значение. 18(3) Многозначные слова.  Использование многозначных  слов  в речи 19(4) Прямое и переносное значение многозначных слов Знакомиться с многозначными словами. Составлять предложения с использованием многозначных слов. Опознавать слова в переносном значении. Обобщать и систематизировать знания о многозначных словах. Подбирать антонимы и синонимы к многозначным словам. Объяснять значение выражений с многозначными словами с переносным значением. 14 Связная речь Февраль­май Декабрь­ февраль  19 20(1) Текст. Выделение признаков связного текста. Тема  текста.  Основная мысль текста 21(2) Деление сплошного текста на отдельные предложе­ ния 22(3) Составление связного текста из данных предложений 23(4) Редактирование текста 24(5) Составление связного текста из деформированных  предложений 25(6) Составление связного текста из предложений с  пропущенными предлогами 26(7) Составление связного текста по вопросам Выделять признаки текста, определять тему текста. Устанавливать связь предложений в тексте.  Называть признаки текста.  Понимать содержание текстов. Определять основную мысль. Подбирать заголовки к текстам. Выделять предложения из текста.  Обозначать границы предложения.  Оформлять предложения, используя правила. Понимать содержание текстов. Определять темы текста, основную мысль. Подбирать заголовки к текстам. Располагать предложения в правильной последовательности для получения  связного рассказа.   Определять темы текста, основную мысль, озаглавливать текст. Оформлять предложения, используя правила. Находить лишние предложения, слова, не соответствующие теме. Находить логические ошибки в предложениях.  Редактировать простые предложения с  повторяющимися словами.  Конструировать сложноподчиненные предложений. Устанавливать связь слов в предложении. Составлять предложения, располагая слова в правильной логической  последовательности. Составлять связный текст из деформированных предложений.   Дополнять предложения подходящими по смыслу словами, предлогами для  получения связного рассказа.   Грамматически правильно оформлять предложения.   Устанавливать связность и последовательность предложений в тексте.  Определять тему, основную мысль текста.  Озаглавливать текст. Составлять связный текст путем ответа на вопросы.  20 27(8) Составление рассказа по данному началу 28(9) Составление рассказа по его концу Записывать связный рассказ.  Анализировать составленные тексты.  Определять тему, основную мысль текста.  Дополнять рассказ предложениями.  Устанавливать последовательность передачи событий.  Определять тему, основную мысль текста.  Озаглавливать текст. 29(10) Выборочное выписывание  из текста по заданию Выписывать из текста слова, предложения, отрывки по заданию логопеда. 30(11) Текст­повествование. Характерные признаки текста­ повествования 31(12) Текст­описание. Характерные признаки текста­ описания 32(13) Текст­рассуждение. Характерные признаки текста­ рассуждения Знакомиться с характеристиками текста­повествования. Определять последовательность частей.  Делить текст на части.   Определять тему и главную мысль текста и его частей. Составлять  план связного высказывания. Составлять повествовательный текст с опорой на план. Знакомиться с характеристиками текста­описания. Определять последовательность частей.  Составлять план текста. Определять тему и главную мысль текста и его частей. Составлять описательный текст. Знакомиться с характеристиками текста­рассуждения. Определять последовательность частей.  Составлять план текста. Конструировать сложноподчиненные предложения.  Осуществлять смысловой анализ составляющих частей предложения.  Анализировать текст. 21 33(14) Деление сплошного текста на абзацы. Составление  связного текста из данных абзацев Делить текст на части, определять главную мысль каждой части текста,  озаглавливать ее.  Составлять план.  Располагать абзацы в правильной последовательности для получения связного  рассказа.   Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. 1 Проверка знаний, умений и навыков Май 34(1) Итоговая проверочная работа. Записывать под диктовку слова, предложения, текст. Осуществлять безошибочное списывание с образца.  Письменно излагать содержание  прочитанного . Правильно выполнять задания по изученным темам. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей 7. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Исследование устной речи: Учебно­методический комплекс Диагностика состояния устной и письменной речи 1. Азова О.И. Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 98 с. 2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 279 с. 3. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 80 с. 4. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. – СПб.: 2007. – 192 с. 5. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования звукопроизношения. Наглядно­методическое пособие . ­  СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2008. – 67 с. 6. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом  для обследования фонетико­фонематической системы речи. Наглядно­методическое пособие . ­  СПб.: ДЕТСТВО­ ПРЕСС, 2008. – 56 с.  7. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования лексико­грамматического строя и связной речи. Наглядно­методическое пособие. ­ СПб. : ДЕТСТВО­ ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. ­ 52 с 8. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования лиц с выраженными   нарушениями   произношения. Наглядно­методическое пособие. ­ СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2008. – 51 с. 22 9. Фотекова Т.А. Тестовая методика экспресс­диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000. Исследование  письменной речи:   1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. – М., 2011. 2. Азова О.И. Обследование младших школьников с дизорфографией. – М.: РУДН, 2007. – 53 с. 3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно­вербальных функций. – М.: Издательский дом «Академия», 2003. – 32 с. 4. Смиронова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. Наглядно­методическое пособие. ­ СПб.: ТЦ Сфера, 2008. – 65 с. 1. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: пособие для логопеда. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика. / Н. Г. Андреева; под ред. Р. И. Лалаевой. – Москва: ВЛАДОС, 2006. – 182 с.  2. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: пособие для логопеда. Ч. 2: Предложение. Текст / Н. Г. Андреева; Для учителя­логопеда: под ред. Р. И. Лалаевой. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 302 с. 3. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: пособие для логопеда. 4. Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе / Серия «Учение с увлечением». – Ростов­н/Д, 2003. 5. Городилова В.И. Чтение и письмо: обучение, развитие и исправление недостатков. Издательство: Дельта. Год: 1999. 6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Кн. Для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.— 224 с. 7. Зегебарт Г.М. учение без мучения. Коррекция дисграфии. Рабочие материалы. – М.: Генезис, 2010. – 120 с. 8. Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках. 3­4 классы: задания и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с. 9. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно­методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО, 2004. ­ 172 с. 10. Логопедическая   работа   в   школе:   пособие   для   учителей­логопедов,   педагогов   доп.   образования,   воспитателей   и   родителей   /   О.А.   Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 2012. – 176.: ил. – (Работам по новым стандартам). 11. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 136 с. 12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.  – М.: Владос, 1997. 13. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей­логопедов с младшими школьниками по  предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с: ил. Для обучающегося: 23 1. Дмитриев С. Д., Дмитриев В. С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М.: Книголюб, 2005 – 127 с. 2. Козырева Л.М. Как образуются слова: Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия­Холдинг, 2001. – 80 с. 3. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей: Тетрадь для логопедических занятий. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 80 с. 4. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов: Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия­Холдинг,  2006. – 64 с. 5. Козырева Л.М. Слова ­ друзья, слова – неприятели: Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006. ­  64 с. 6. Мазанова   Е.   В.   Логопедия.   Преодоление   нарушений   письма:   Комплект   тетрадей   по   коррекционной   логопедической   работе   с   детьми,   имеющими отклонения в развитии. – М.: АКВАРИУМ, 2006. – 78 с. 7. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. ­ М.: Гном Пресс, 2007. – 48 с. 8. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М.: ГНОМ и Д, 2008. ­ 48с.  9. Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 3­4 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010. – 80 с. Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создается и пополняется информационно­методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по различным направлениям и видам деятельности учителя­логопеда, наглядных пособий, а так же: 1. Материалы для диагностики речевых нарушений; 2. Дидактические пособия для развития мелкой моторики; 3. Дидактические пособия для развития и формирования фонематических процессов; 4. Дидактические пособия для коррекции звукопроизношения; 5. Дидактические пособия для развития слоговой структуры слова; 6. Дидактические пособия для развития для развития и формирования лексико­грамматического строя речи; 7. Дидактические пособия для развития и формирования связной речи; 8. Дидактические пособия по коррекции нарушений письменной речи; 9. Методическая и справочная литература.   8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Обучающиеся должны знать: ­ изученные части речи и их признаки; ­ признаки главных и второстепенных членов предложения; ­ морфологический состав слова. Обучающиеся должны уметь: 24 ­ активно пользоваться различными способами словообразования; ­ владеть навыками усвоения морфологического состава слова; ­ использовать в речи различные конструкции предложений; ­ устанавливать логику (связность, последовательность) текста, точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания; ­ составлять план текста. Динамика речевого развития отслеживается с помощью таблиц, приведенных в Приложениях 1,2. Динамика развития письменной речи Особенности овладения письмом учащимися ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Типы ошибок Виды ошибок 1 класс II I Учебный год 2 класс II I 3 класс II I 4 класс II I п/го д. п/го д. п/г од. п/г од. п/г од. п/г од. п/г од. п/го д. Без ошибок /с 1 ошибкой Ошибки  звукового  состава слова замены согласных замены гласных пропуски гласных пропуски согласных пропуски слогов и частей слова Перестановки, персеверации,  антиципации добавления раздельное написание частей слова контаминации замена фонем по звуковому сходству нарушение согласования Лексико­ 25 грамматическ ие ошибки Графические  ошибки ошибки в окончании замена слов по звуковому сходству замена по семантическому сходству пропуски слов лишнее слово, повторы слов слитное написание слов замена букв по количеству элементов замена букв по пространственному  расположению зеркальное письмо букв общее искажение букв, слов правописание жи/ши, ча/ща, чу/щу большая буква в начале предложения, в именах и кличках животных знаки препинания  правописание мягких согласных правописание безударной гласной в  корне слова правописание парной согласной правописание чк/чн другие ошибки на правила  правописания Затрудняются писать на слух Ошибки на  правила  правописания Списывание Особенности овладения чтением учащимися  Параметры 1 класс I II Учебный год 2 класс I II 3 класс I II 4 класс I II 26 п/го д. п/г од. п/г од. п/го д. п/г од. п/го д. п/г од. п/г од. Способ чтения  побуквенное отрывистое слоговое плавное слоговое плавное   слоговое   с   целостным   прочтением   отдельных слов чтение целыми словами и группами слов Правильность чтения: I. Правильное (безошибочное) II. Виды ошибок  ошибки в окончаниях  замены слов на основе смыслового сходства  замены слов на основе оптического сходства  ошибки в постановке ударения  пропуски букв  антиципации букв  персеверации букв смешение оптически сходных букв  добавление звуков реверсии букв и слогов  пропуски слогов  пропуски слов перестановки слов повторы частей или целых слов 27 пропуски и повторы строк аграмматизмы ошибки   интонационного   обозначения   границ предложения III. Понимание прочитанного  понимает полностью понимает частично не понимает Карта динамики речевого развития 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Учебный год ПРИЛОЖЕНИЕ 2 I п/год. II п/год. I п/год. II I п/год. п/год. Связная речь  II п/год. I п/год. II п/год. Устная речь  28 Параметры Уровень  самостоятельности  повествования Типы используемых  предложений Аграмматизмы  Общее звучание речи: ­ темп ­ плавность Звуковая сторона речи Словарный запас Грамматический строй речи Письмо  ­ четкость  ­ логические ударения Артикуляционный  аппарат: ­ строение ­ двигательная функция Отсутствие, смешение,  замена звуков Искажение  произношения Слоговая структура Звуковой анализ и  синтез Пассивный словарь Активный словарь Словоизменение  Словообразование  Синтаксис (построение  предложений) Общая и мелкая  моторика Графика Наличие  специфических ошибок Наличие  неспецифических  ошибок 29 Способ чтения Понимание  прочитанного Чтение  30

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"

Индивидуальная программа "Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018