Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования ребенка -инвалида с ДЦП

  • Документация
  • docx
  • 06.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида с детским церебральным параличом предназначена для учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей, работающих с детьми данной категории. Программа является обязательным документом для организации психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида в образовательной организации и согласовывается с законным представителем ребенкаДанная программа является обязательным документом для организации психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида в образовательной организации и согласовывается с законным представителем ребенка
Иконка файла материала Перова Д.Ю. Индивидуальная программа сопровождения ребенка -инвалида с ДЦП.docx
Комитет по образованию администрации Егорьевского района Алтайского края МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕГОРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Согласовано: Согласовано: Утверждена: Председатель ПМПк МОУ  «Егорьевская СОШ» _________А.А. Акуленко Законный  представитель  (родитель) ребенка с  ОВЗ Директор  МОУ «Егорьевская  СОШ» ___________________ И.О. Пронина  ___________/________/ Приказ №______________ от _________________ Индивидуальная программа психолого­педагогического сопровождения образования ребенка – инвалида  Вероники П.  (дата рождения  29.10.2005 г.) Срок реализации: 2016­2017 учебный год Ответственный за реализацию программы: педагог­психолог первой квалификационной категории Перова Диана Юрьевна 1с. Новоегорьевское 2016 Пояснительная записка. Актуальность данной программы.       Данная программа психолого­педагогического сопровождения ребёнка­инвалида создана для решения проблемы   инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером   нарушения   его   развития   (ДЦП)   и   оценить   полученные   результаты.   Под сопровождением   понимается   комплексная   деятельность   специалистов,   направленная   на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей­инвалидов. Технология   педагогического   сопровождения   опирается   на   скоординированное взаимодействие   всех   субъектов   образовательного   процесса.   Главная   проблема   ребенка   с ограниченными возможностями, обучающимися на дому, заключается в нарушении его связи с миром,   ограниченной   мобильности,   бедности   контактов   со   сверстниками   и   взрослыми,   в ограниченном  общении   с  природой,   недоступности  ряда  культурных   ценностей.   В  период младшего   школьного   возраста   происходит   физическое   и   психическое   развитие   ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество.  Обучение, воспитание и образование   являются   основными   путями   её   развития,   реабилитации,   социализации   и интеграции   в   общество   и   обуславливают   специфику   формирования     и   реализации индивидуальной программы психолого­педагогического сопровождения образования ребенка­ инвалида.   Индивидуальная   программа   сопровождения   направлена   на   развитие индивидуальных   возможностей   ребенка   для   получения   полноценного   образования, достижения   максимальной   адаптации,   социальной   реабилитации.   Обучение   в   связи   с ограниченными   возможностями   здоровья   ребенка   происходит   на   дому,   путем   интеграции очного и дистанционного обучения. Цель данной программы:  Комплексная поддержка и помощь ребенку­инвалиду для ре­ шения задач развития, обучения, воспитания, социализации.  Задачи: 1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка­инвалида; 2) помощь   (содействие)   ребенку­инвалиду   в   решении   актуальных   задач   развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);  3) развитие   психолого­педагогической   компетентности   ребенка­инвалида   в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями. 4) психологическое обеспечение образовательных программ; 5) обеспечение адаптации к школе; 6) развитие учебной и познавательной мотивации; 7) развитие самостоятельности и самоорганизации; 8) развитие творческих способностей. Структура программы: Программа  психолого­педагогического   сопровождения   образования   ребёнка­инвалида включает   в   себя   взаимосвязанные   модули   (направления).   Данные   модули   отражают   её основное содержание: 2    Диагностический   модуль.  Диагностическая   работа  обеспечивает   проведение комплексное обследование ребенка­инвалида и подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого­медико­педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; Коррекционно­развивающий модуль.  Коррекционно­развивающая работа  обеспечивает своевременную   специализированную   помощь   в   освоении   содержания   образования   и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребенка ­ инвалида в условиях общеобразовательного учреждения; Социально­консультативный модуль. Социально­консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка ­ инвалида и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого­педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; Предметно­образовательный   модуль.  Организация   обучения   ребенка   ­   инвалида     с учетом   его   особых   образовательных   потребностей,   заданных   характером   нарушения   его развития.   ориентированных   на   особые образовательные потребности обучающихся (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специальных образовательных программ).    Создание   специальных   задач   обучения, Основные этапы процесса психолого­педагогического сопровождения: этап 1этап содержание ­диагностическое ребенка и его семьи;   сопровождение сроки Сентябрь ­октябрь    координация   действий   всех сопровождения ­ участников образования  ребенка;    ­психолого­педагогическая диаг­ ностика   особенностей   развития ребенка,   профилактика   отклонений психического развития;     ­определение   модели   воспитания, используемой и диагностика личностных характеристик (составление социально­ психологической карты семьи). родителями, их       2 этап ­реализация программы и групповых занятий; индивидуальной   ноябрь  ­ май  ­оказание   необходимой   помощи   инвалида родителям   ребенка   (консультирование, беседы, обсуждения); ­   ­просвещение   и   консультирование 3педагогов, работающих с ребенком;   ­психологические   занятия, включающие   в   себя   комплексы   на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально­волевой сферы;  ­проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;   рекомендаций, ­разработка оптимальной определение индивидуальной   нагрузки   с   учетом психофизических особенностей.   3 этап ­проведение   контрольной   диагностики с   целью   оценки   эффективности программы; ­анализ   эффективности   процесса   и результатов сопровождения. май  Основные методы,  средства и формы сопровождения: Данная программа реализуется посредством  следующих методов и методик: ­ Дискуссия, обсуждение, беседа, лекция; ­ Наблюдение; ­ Педагогический консилиум, педсовет; ­ Создание проблемной ситуации; ­ Тренинговые занятия; ­ Консультирование; ­ Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы; ­ Методы групповой работы; ­ Методы индивидуальной работы; ­ Проективные методы. Основные воспитательные средства и формы:  беседы; 4           экскурсии; просмотр кинофильмов; сюжетно­ролевые игры;  творческие конкурсы; праздники; социальные проекты; литературно­музыкальные композиции; театральные постановки; выставки; тренинги; наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков,  поведения разных людей. В  системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы  следующие формы работы:              собрание;  родительская конференция;  организационно ­  деятельностная и психологическая игра; собрание­диспут; родительский лекторий; семейная гостиная; встреча за круглым столом; вечер вопросов и ответов; семинар; педагогический практикум; тренинг для родителей; праздник и др. 5Процедура и критерии оценки эффективности программы:      Эффективность проделанной работы в ходе реализации данной индивидуальной  программы можно определить по следующим критериям:  повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося  в  соответствии с учебной программой;  развитие личности учащегося;  школьная успешность ребенка­инвалида;  социализация ребенка­инвалида;      Оценить качество проводимой воспитательной деятельности и уровень сформи­рованности того или иного качества у обучающихся можно следующими методами:  наблюдение;  анкетирование обучающихся  и родителей;  сбор информации;   социологический опрос;  педагогические и психологические диагностики;  мониторинг удовлетворенности (родители, педагоги). Прогнозируемый результат:   восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;   успешная адаптация к школьному обучению;  развитие познавательной и учебной мотивации;  развитие творческих способностей;  развитие самостоятельности и самоорганизации Особенности   реализации   программы:  Обучение   ребенка   затруднено   в   связи   с   низкой работоспособностью   ученицы,   повышенной   утомляемостью   и   истощаемостью,   нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка – инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию, т.к. семья является ближайшим окружением   ребенка,     и   её   включенность   в   реабилитационный   процесс   определяют эффективность реабилитации. Поэтому программа сопровождения направлена не только на ребенка, но и на семью, на её информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений. План мероприятий, посредством которых реализуется индивидуальная программа  психолого­педагогического сопровождения  Сроки Наименование мероприятий Ответственный  за выполнение 6Сентябрь 1. Сбор   и   оформление   документов   для   организации сопровождения психолого­педагогического образования   на   текущий   учебный   год.   Анализ документов (ИПР, рекомендаций МСЭ)   2. Проведение   родительского   собрания   для   родителей детей­инвалидов   с   целью   разъяснения   им   сути психолого­педагогического   в образовательном учреждении. сопровождения   3. Разработка   индивидуальной   программы   психолого­ сопровождения   образования педагогического   ребенка­инвалида. 4. Организация   и   ведение   образовательного   процесса (обучение).   Анализ   глубины   и   прочности   усвоения учебного материала. 5. Посещение   семьи   ребенка­инвалида.   Проведение   направленных   на профилактических   бесед, коррекцию детско­родительских отношений. 6. Проведение   профилактических   бесед,   направленных на формирование здорового образа жизни. 7. Коррекционно­развивающие с использованием   оборудования   по   программе «Доступная среда». занятия     Октябрь 1. Консультирование   родителей   по   вопросам сопровождения,   адаптации,   социализации   ребенка­ инвалида. 2. Организация   и   ведение   образовательного   процесса (обучение).   Анализ   глубины   и   прочности   усвоения учебного материала. 3. Проведение   профилактических   бесед,   направленных на формирование здорового образа жизни. 4. Коррекционно­развивающие с использованием   оборудования   по   программе «Доступная среда». занятия     1. Патронаж семьи ребенка­инвалида. Ноябрь 2. Диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления).  3. Педагогический   прогноз   учебных   возможностей ребенка   –   инвалида.   Организация   и   ведение образовательного процесса (обучение).   Заседание   ПМПк по итогам входной диагностики специалистов учителя, (педагога­психолога, 4.     7 ПМПк МОУ «Егорьевская СОШ»,  педагог­психолог, социальные педагоги Учитель (куратор) социальные педагоги педагог­психолог, социальные педагоги  педагог­психолог, социальные педагоги Куратор социальные педагоги педагог­психолог, социальные педагоги Члены ПМПк Педагог­психолог, Куратор Члены ПМПк5. социального педагога).   Проведение профилактических бесед, направленных на коррекцию детско­родительских отношений. 6. Проведение   профилактических   бесед,   направленных на формирование здорового образа жизни. 7. Правовое воспитание. 8. Коррекционно­развивающие с использованием   оборудования   по   программе «Доступная среда». занятия     Декабрь 1. Разработка и выпуск информационных буклетов для («Как   не   стать   жертвой ребенка­инвалида   преступления»)  2. Консультативный прием родителей 3. Мероприятия в рамках декады инвалидов   4. Беседа   с   родителями   и   ребенком   о   возможности сохранения   и   самовосстановления   здоровья,   о современных системах профилактики  5. Коррекция   учебной   мотивации   удовлетворенности учебной   деятельностью   (коррекционно­развивающие занятия), профилактика социальной дезадаптации 6. Организация   и   ведение   образовательного   процесса (обучение).   Выбор   адекватных   методов   и   средств обучения.   Привлечение   к   участию   в   конкурсах,   олимпиадах, учебно­исследовательской деятельности 7. 9. Проведение   профилактических   бесед,   направленных на коррекцию детско­родительских отношений. 10. Проведение   профилактических   бесед,   направленных на формирование здорового образа жизни. 11. Правовое воспитание. 12. Коррекционно­развивающие с использованием   оборудования   по   программе «Доступная среда». занятия     8 социальные педагоги  педагог­психолог, социальные педагоги, учитель­ логопед Социальные педагоги Педагог­психолог, социальные педагоги сотрудники Центра социального обслуживания населения, соц. педагоги педагог­психолог кураторы кураторы социальные педагоги  педагог­психолог, социальные педагоги, учитель­ логопедЯнварь 1. Коррекция   эмоционально­волевой   сферы   ребенка ­инвалида   с   использованием   оборудования   по программе «Доступная среда». педагог­психолог 2. Организация санаторно­курортного лечения. 3. Организация   и   ведение   образовательного   процесса (обучение).   Анализ   глубины   и   прочности   усвоения учебного материала. 4. Проведение   профилактических   бесед,   направленных на коррекцию детско­родительских отношений. 5. Проведение   профилактических   бесед,   направленных на формирование здорового образа жизни. 6. Коррекционно­развивающие с использованием   оборудования   по   программе «Доступная среда». занятия     Февраль 1. Родительское   собрание     «Методы   и   стили воспитания»   2. Экскурсия   в   музей     «Животный   мир   Алтайского края» 3. Отслеживание психологического климата в семьях с детьми­инвалидами 4. Организация   коррекционной   работы   по   снятию психоэмоционального напряжения (с использованием оборудования по программе «Доступная среда»). 5. Организация   и   ведение   образовательного   процесса (обучение).   Анализ   глубины   и   прочности   усвоения учебного   материала.   Адаптивность   к   различным формам и методам обучения. 6. Проведение   профилактических   бесед,   направленных на оптимизацию детско­родительских отношений. 7. Проведение   профилактических   бесед,   направленных на формирование здорового образа жизни. 7. Коррекционно­развивающие с использованием   оборудования   по   программе «Доступная среда». занятия     соц. педагоги, УСЗН кураторы социальные педагоги  педагог­психолог, социальные педагоги, учитель­ логопед педагог­психолог сотрудники музея социальные педагоги педагог­психолог, социальные педагоги, кураторы социальные педагоги  педагог­психолог, социальные педагоги, учитель­ логопед Март 1. Консультации   по   решению   материальных     проблем семьи с ребенком­инвалидом. УСЗН, соц. 92. Формирование   адекватной   самооценки   и   коррекция эмоционально­волевой сферы детей­инвалидов.  3. Тематическая   экскурсия­выставка   литературы   для детей­инвалидов и их родителей. педагоги педагог­психолог 4. Организация   и   ведение   образовательного   процесса (обучение).   Анализ   глубины   и   прочности   усвоения учебного материала.   Организация   коррекционной   работы   по   снятию психоэмоционального   напряжения   с   использованием оборудования  по  программе  «Доступная   среда»    (в сенсорной комнате).   5. 6. Проведение   профилактических   бесед,   направленных на оптимизацию детско­родительских отношений. 7. Проведение   профилактических   бесед,   направленных на формирование здорового образа жизни. 8. Коррекционно­развивающие с использованием   оборудования   по   программе «Доступная среда». занятия     Апрель 1. Экскурсия в музей  «По следам героической славы». 2. Формирование   познавательной   сферы   ребенка­ инвалида (коррекционно­развивающие занятия). 3. Организация   и   ведение   образовательного   процесса (обучение).   Анализ   глубины   и   прочности   усвоения учебного материала. Развитие личности учащегося. 4. Организация   коррекционной   работы   по   снятию психоэмоционального   напряжения   в   сенсорной комнате   (с   использованием   оборудования   по программе «Доступная среда»). 5. Проведение   профилактических   бесед,   направленных на оптимизацию детско­родительских отношений. 6. Проведение   профилактических   бесед,   направленных на формирование здорового образа жизни. 7. Коррекционно­развивающие с использованием   оборудования   по   программе «Доступная среда». занятия     10 библиотекари, соц. педагоги кураторы педагог­психолог, социальные педагоги социальные педагоги  педагог­психолог, социальные педагоги, учитель­ логопед Сотрудники музея педагог­психолог кураторы медицинский работник, педагог­ психолог социальные педагоги  педагог­психолог, социальные педагоги, учитель­ логопедпреподаватели Школы искусств, социальные педагоги педагог­психолог, учитель­логопед кураторы Члены ПМПк медицинский работник, педагог­ психолог социальные педагоги  педагог­психолог, социальные педагоги, учитель­ логопед Май 1. Экскурсия на выпускной итоговый концерт в Школу искусств (музыкальное отделение). 2. Итоговая   диагностика     познавательного   и   речевого развития ребенка­инвалида. 3. Организация   и   ведение   образовательного   процесса (обучение).   Анализ   глубины   и   прочности   усвоения учебного материала. 4. Итоговое   заседание   ПМПк   по   вопросу   реализации психолого­ программ индивидуальных педагогического сопровождения.     5. Организация   коррекционной   работы   по   снятию психоэмоционального   напряжения   в   сенсорной комнате   (с   использованием   оборудования   по программе «Доступная среда»). 6. Проведение   профилактических   бесед,   направленных на коррекцию детско­родительских отношений. 7. Проведение   профилактических   бесед,   направленных на формирование здорового образа жизни. 8. Коррекционно­развивающие с использованием   оборудования   по   программе «Доступная среда». занятия     11Индивидуальный  план психологического сопровождения Приложение 1. Фамилия, имя ребенка: Вероника П. Дата рождения:  29.10.2005 г. Выписка из заключения ПМПК: ДЦП,  спастический тетрапарез. Интеллект сохранен. Организационно­педагогические условия реализации индивидуального плана:  Здоровьесберегающие   технологии:   динамические   паузы,   пальчиковая   гимнастика, кинезиологические упражнения;  Инновационные   технологии,   методы   и   средства:   библиотерапия,   игровая   терапия, музыкотерапия, арттерапия;   Формы   контроля   и   учета   достижений   ребенка:   входная   диагностика   (сентябрь), итоговая диагностика (май)  Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 сентября по 15 мая.   Периодичность   занятий   –   2   раза   в   неделю,   длительностью   30   минут.   Занятия   не проводятся в каникулярное время.  Содержательное планирование  курса коррекционно­развивающих занятий  с педагогом­психологом  Сроки №/ № 1. Сентябрь 2. Октябрь Коли­ чество заня­ тий 2 1 Содержание деятельности Примеры используемых тестов, методик, упражнений и развивающих комплектов Входная диагностика уровня сформированности  психических процессов  (памяти, внимания,  мышления) Диагностика уровня  школьной мотивации «10 слов» (память), тест Бурдона (внимание), тест Э.Ф.  Замбацявичене (мышление),  «Пословицы и поговорки». Снятие психоэмоционального  напряжения в сенсорной комнате Методика Андреевой на  выявление уровня школьной  мотивации 123. Октябрь 3 4. Октябрь 6 4. Ноябрь 6 5. Декабрь 8 Коррекция учебной  мотивации,  удовлетворенности учебной  деятельностью  (коррекционно­развивающие занятия). Профилактика  социальной дезадаптации.  Коррекционно­развивающие  занятия, направленные на  умение взаимодействовать,  сотрудничать, развитие  эмоционально­волевой  сферы. Коррекционно­развивающие  занятия, направленные   развитие пространственного  мышления, крупной и  мелкой моторики,  координации движений. Развитие познавательных  процессов. Развитие на­ глядно­образной памяти,  произвольного внимания,  пространственных  представлений. Развитие познавательных  процессов: наглядно­ образного и логического  мышления. Развитие  временных и  пространственных пред­ ставлений 13 Игровые методы формирования  учебной мотивации  (проигрывание школьных  ситуаций). Снятие психоэмоционального  напряжения в сенсорной комнате Упражнения «Кувшин желаний»,  «Варежка», «Узнай друга», «Как  мы умеем слушать друг друга» и  др. «Покажи настроение», «Узнай  эмоцию», «Нарисуй свои  чувства» и др. Набор психолога «Пертра»  (набор 5 «Графомоторика: от  каракуль к каллиграфии»). Набор психолога «Пертра»  (набор 1 «Конструирование на  плоскости»). Наборы доп. № 1,2  «Пертра».  Снятие психоэмоционального  напряжения в сенсорной комнате Различные игры на развитие  памяти и внимания (например,  «Найди отличия», Таблицы  Шульте, перепутанные линии,  игра «Кто это? Что это?»,  «Разрезные картинки», Кубики  Кооса, «4­й лишний» и др.) Набор психолога «Пертра»  (набор 1 «Конструирование на  плоскости»). Наборы доп. № 1,2  «Пертра».  Снятие психоэмоционального  напряжения в сенсорной комнате «Последовательные картинки»,  «Составь рассказ по картинкам»,  «Разрезные картинки», «Истории  в картинках», «Танграм», «Собери квадрат» и  т.д.  Набор психолога «Пертра»6. Январь Январь 7. Февраль 8. Март (набор 2 «Классификация»,  набор 4 «Пространство и  преобразования»). Снятие психоэмоционального  напряжения в сенсорной комнате «Я и мое тело», «Я и другие»,  «Мой жизненный путь» (этапы  жизни человека в рисунках).  Игры с правилами на развитие  самоконтроля. Набор психолога «Пертра»  (набор 5 «Графомоторика: от  каракуль к каллиграфии») Снятие психоэмоционального  напряжения в сенсорной комнате «Монгольская игра»,  «Волшебный круг», «Разрезные  картинки», конструкторская  деятельность: игры на  построение различных фигур и  узоров из геометрического  материала, из элементов  конструктора Набор психолога «Пертра»  (набор 3 «Одинаковое и разное»,  набор 6 «От хватания к  схватыванию»). Снятие психоэмоционального  напряжения в сенсорной  комнате. «Книга­лабиринт», «Балансир»,  «Шагомобиль», «Шарик в  лабиринте»,   Набор психолога «Пертра»  (набор 6 «От хватания к  схватыванию», набор 2  «Классификация», набор 4  «Пространство и  преобразования») Снятие психоэмоционального  напряжения в сенсорной комнате 2 2 4 4 6 Формирование адекватной  самооценки и коррекция  эмоционально­волевой  сферы Коррекционно­развивающие  занятия, направленные на  развитие графомоторики и  координации движений  (согласно утвержденного  расписания)  Развитие пространственного мышления и мелкой  моторики Коррекционно­развивающие  занятия, направленные на  развитие мелкой и крупной  моторики, координации  движений (согласно  утвержденного расписания) Коррекционно­развивающие  занятия, направленные на  развитие пространственных  представлений,  пространственного  мышления и координации  движений (согласно  утвержденного расписания). 149. Апрель 8 10. Май 1 1 Коррекционно­развивающие  занятия, направленные на  развитие математических  представлений,  классификации и  координации движений  (согласно утвержденного  расписания).  Коррекционно­развивающие  занятия, направленные на  развитие математических  представлений,  классификации и  координации движений  (согласно утвержденного  расписания). Итоговая диагностика  уровня сформированности  психических процессов  (памяти, внимания,  мышления) Набор психолога «Пертра»  (набор 7 «Начальные математи­ ческие представления», набор 2  «Классификация», набор 4  «Пространство и преобразо­ вания») Снятие психоэмоционального  напряжения в сенсорной комнате Набор психолога «Пертра»  (набор 1 «Конструирование на  плоскости») Снятие психоэмоционального  напряжения в сенсорной комнате «10 слов» (память), тест Бурдона (внимание), тест Э.Ф.  Замбацявичене (мышление),  «Пословицы и поговорки». 1516