Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
Оценка 4.8

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Оценка 4.8
Образовательные программы
pdf
география
5 кл
13.04.2018
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
Проблема работы с одаренными учащимися актуальна для современного российского общества. Школе сегодня предъявляют высокие требования в подготовке современного человека, способного влиться в современную жизнь. Школе важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Работа с одаренными учащимися в разных областях, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов в деятельности школы. В. В. Путин обращаясь к Федеральному собранию ВФ 30. 11 2010 г. подчеркнул в своем выступлении о необходимости создания общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможности развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Такие дети охотно, легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний. Для развития таких детей надо создавать условия и в школе, и дома. Задача современной школы заключается в том, чтобы поменять тип сознания и учеников, и учителей, помогая переходить от закостенелости информационных ограничений к метапредметным связям, то есть взаимосвязям разных предметов на более высоком, практическом, уровне их применения в жизни. География является уникальным школьным предметом, который легко интегрирует в себе знания из разнообразных предметных областей: физика и химия, литература и история, математика и биология, астрономия и экология. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии. Но чтобы оптимально сгенерировать процесс обучения необходимо, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, помочь ему самостоятельно реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении. Таким образом, первочередно необходимо создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней. Целесообразно для работы с одаренными детьми введение деятельностного подхода. Именно он позволяет решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности.Организация работы с одаренными детьми.
программа ОД.pdf

Курс повышения квалификации «Работа с одаренными детьми:

Развитие и совершенствование системы работы в условиях реализации ФГОС»

 

 

 

 

 

 

Организация работы с одаренными детьми.

Контрольная работа.

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Ученицы 5 А класса Соболевой Софии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик программы: 

учитель географии 

высшей квалификационной категории  ГБПОУ ОКГ «Столица» – Шевцова Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2018 г.

 

Пояснительная записка.

Проблема работы с одаренными учащимися актуальна для современного российского общества. Школе сегодня предъявляют высокие требования в подготовке современного человека, способного влиться в современную жизнь. Школе важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Работа с одаренными учащимися в разных областях, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов в деятельности школы. В. В. Путин обращаясь к Федеральному собранию ВФ 30. 11 2010 г. подчеркнул в своем выступлении о необходимости создания общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможности развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей.

Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Такие дети охотно, легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний. Для развития таких детей надо создавать условия и в школе, и дома.

Задача современной школы заключается в том, чтобы поменять тип сознания и учеников, и учителей, помогая переходить от закостенелости информационных ограничений к метапредметным связям, то есть взаимосвязям разных предметов на более высоком, практическом, уровне их применения в жизни.

География является уникальным школьным предметом, который легко интегрирует в себе знания из разнообразных предметных областей: физика и химия, литература и история, математика и биология, астрономия и экология. 

Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии. Но чтобы оптимально сгенерировать процесс обучения необходимо, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, помочь ему самостоятельно реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении. Таким образом, первочередно необходимо создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней.

Целесообразно для работы с одаренными детьми введение деятельностного подхода. Именно он позволяет решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного    материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. 

Выявление одаренных детей осуществляется на ранних этапах в начальной школе. По принципу наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, средней и старшей школы  это глубокий  поиск и выявление особенностей одаренности, развития которой должны стать одним из важнейших аспектов профессионального самоопределения будущего выпускника и деятельности учителя. 

Реальной возможностью для каждого участника образовательного процесса усвоить и самостоятельно развить несколько способов деятельности в рамках работы над одним или несколькими учебными предметами или при решении тех или иных проблем в реальной жизни, а также раскрытие творческого потенциала, есть выработка универсальных учебных действий (УУД). В школьной практике это метапредметные результаты.

Метапредмет -  экспериментальная установка, в рамках которой ребёнок осваивает не только предметную область, но и деятельность, причём, как правило, не одну. Реализация этой установки происходит в рамках обычного учебного занятия в школе с возможностью разноуровневого развития. 

Как правило высокого уровня достигают одаренные и талантливые

дети.     

 Цель программы:

Создание благоприятных условий обучения и формирование благоприятной психологической обстановки для успешного развития индивидуальности ребёнка через оптимальную структуру школьного и внеклассного географического образования.

2. Формирование системы работы по развитию индивидуальных способностей одаренных детей (ученицы 5 А класса Соболевой Софии);

3.Укрепление положительной мотивации к учению.

 Задачи программы:

-                совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;

-                использование среди различных систем обучения индивидуальных методов          и       приёмов     для    развития    самостоятельности       мышления,

инициативности и творчества ученицы 5 класса Соболевой С.;

-расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии;

-                участие в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях.

Основные мероприятия программы 

-                разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;

-                использование технологии личностно – ориентированного обучения;

-                приобретение      научной     и        учебно-методической   литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

-                организация исследовательских и творческих работ школьников.

 Ожидаемые результаты реализации программы

-                создание оптимальных условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

-                повышение качества образования по географии;

-                формирование и накопление методического материала, технологий и программ для работы с одаренными детьми.

Формы работы:

-Индивидуальные задания на уроках;

-Использование заданий повышенной сложности, заданий с опережением;

-Подготовка сообщений по теме, рефератов, презентаций.

-Исследовательская работа, проект.

-Участие в предметной недели, во внеклассных мероприятиях.

-Участие в олимпиадах по географии.

План мероприятий по выполнению программы.


 

2.   Общая характеристика учебного предмета.

География – учебный предмет, формирующий у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов,  об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

                    «Начальный      курс      географии      (5-6      классы)»      -      первый

систематизированный курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности, используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии        России.

3.   Место учебного предмета в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения  - 272, из них по 34 ч (1 час в неделю) в 5 и 6 классах на «Начальный курс».

Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.

Система оценки качества обучения представлена в форме входного, рубежного, итогового  мониторингов,  контрольных, практических работ и внешней оценки в виде работ МЦКО.

Для достижения поставленных задач применяются следующие формы и средства контроля: входной, промежуточный, итоговый контроль (тестирование), фронтальный опрос, проверка выполнения домашнего задания, написание исторического диктанта. 

Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной разноуровневой работы: составление плана, составление сравнительных и хронологических таблиц, самостоятельная работа учащихся с учебником, с последующей беседой, подготовка сообщений, написание географического диктанта, составление описаний по картам  и иллюстрациям, работа с контурными картами. Решение и составление познавательных задач. Составление и разгадывания кроссвордов, работа с документами. 

4 . Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Обучение географии в основной школе направлено на достижение следующих личностных результатов:

овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание   ценности    географического знания        как    важнейшего

компонента научной картины мира;  сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные         результаты освоения    выпускниками     основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

                    познавательных     интересов,     интеллектуальных     и     творческих

способностей учащихся;  гуманистических       и       демократических ценностных         ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,      умения управлять   своей          познавательной

деятельностью; готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной

траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

         Кроме        того, к        метапредметным результатам         относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

Регулятивные УУД:

               способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических      умений,      умения       управлять   своей          познавательной

деятельностью;

               умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

5–6-й классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать         версии        решения     проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В     диалоге      с        учителем    совершенствовать         самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

               формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

               умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение,         передачу    и       презентацию       с        помощью технических средств и информационных технологий:

5–6-й классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить    логическое рассуждение,       включающее       установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. 

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации. 

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 

Коммуникативные УУД:

5–6-й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте  научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах его географического освоения, особенностях природы, жизни, культуре и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных

странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; овладение основными навыками нахождения, использования и

презентации информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня   безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акватория, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

5-й класс

1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

               объяснять роль различных источников географической информации. 

2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

               объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

               формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

               выделять,   описывать и       объяснять   существенные     признаки географических объектов и явлений.

3-я линия развития – использование географических умений:

               находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

               составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

               применять приборы     и       инструменты       для    определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

4-я линия развития – использование карт как моделей:

               определять на карте местоположение географических объектов.

5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:

               определять роль результатов выдающихся географических открытий;

               использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и

техногенных явлений;

               приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

6-й класс

1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

               объяснять роль различных источников географической информации.

2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

               объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

               объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

               выделять,   описывать и       объяснять   существенные     признаки географических объектов и явлений;

               определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

               различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

               выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

               выделять причины стихийных явлений в геосферах.

3-я линия развития – использование географических умений:

               находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

               составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

               применять приборы     и       инструменты       для    определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

4-я линия развития – использование карт как моделей:

               определять на карте местоположение географических объектов.

5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:

               формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

               использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и

техногенных явлений;

               приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

На уроках проводится работа с одаренными детьми:

-                разноуровневые задания, в том числе домашние (обучающие и контролирующие);

-                обучение самостоятельной работе (работа самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой);

-                развивающие задачи, в том числе олимпиадные задачи;

-                творческие задания (составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д.).

 


5.Содержание программы по географии.

5 класс.

Введение. Географическое познание нашей планеты. (1 часа) Что изучает география? Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. 

Практическая работа №1. Наблюдение за изменением длины тени гномона.

Раздел 1 Земля как планета Солнечной системы. (3 часов)

Планета Земля. Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.

Раздел 2. Геосферы Земли. (13 часов)

Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.

Рельеф Земной поверхности. Человек и литосфера. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Особенности рельефа своей местности.

Практическая работа №2 Создание конструктора литосферных плит.

Атмосфера. Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности

Практическая работа №3 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.

Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане:

острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.

Практическая работа №4 Определение по картам географических объектов. 

13

 

Биосфера. Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие       животных   и       растений,    неравномерность          их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

Практическая работа №5 Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.


 

Учебно-тематический план

5 класс

Темы уроков

Содержание

Характеристика видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

 

Введение. Географическое познание нашей планеты (1 ч)

Уроки 1

 

География — одна  из наук о планете 

Земля

Наблюдения           —

метод географической науки

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии

 

Наблюдать за географическими объектами своей местности.

Изучать правила работы с «Дневником географаследопыта».

Собирать      модели      и      проводить       опыты,

показывающие шарообразность Земли

 

Как географы изучают объекты 

и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов

Изготавливать модель гномона.

Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого          времени.

 

Темы уроков

Содержание

Характеристика видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

 

 

Проводить          наблюдение         за         изменением         тени гномона[1]

 

Земля как планета Солнечно

й системы (3ч)

 

Планета Земля (3

 ч)

Урок 2

Земля среди других планет       Солнечной системы

Положение Земли в Солнечной 

системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического

моделирования

 

Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли

Уроки 3

Движение Земли по околосолнечной

Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на

Организация проведения осенних фенологических наблюдений. 

 

 

Темы уроков

Содержание

Характеристика видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

орбите

Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего

солнцестояния. Тропики и полярные круги

Готовить «Календарь природы»

Урок 4 Суточное вращение

Земли

Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на

Земле

 

Изучать модель «Земля — Луна — Солнце». Демонстрировать          движение   Земли         по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.

Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли

Геосферы Земли (13ч)

Литосфера (4 ч)

 

Темы уроков

Содержание

Характеристика видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Урок 5

Слои         «твёрдой»

Земли

Вулканы Земли

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин

Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы 

и гейзеры

Строить модель «твёрдой» Земли

Создавать модели литосферных плит. 

Работать с конструктором литосферных плит.

Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы

 

 

Темы уроков

Содержание

Характеристика видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Уроки 6

Из чего состоит земная кора

Строение        земной

коры. Землетрясения

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы

Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения.

Сила землетрясения

 

Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.

Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов

Определять          интенсивность     землетрясений          по описаниям и таблице 12-балльной шкалы

 

Урок 7

Рельеф           земной

поверхности

Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты

географических объектов

Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира

 

Темы уроков

Содержание

Характеристика видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

 

 

на местности. 

Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

Урок 8

Человек и литосфера

Условия жизни человека в горах  и на равнинах. Полезные ископаемые

 

Работать с топонимическим словарём. 

Определять          происхождение   названий географических объектов. 

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы

 

Темы уроков

Содержание

Характеристика видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Атмосфера (2 ч)

Урок 9 Воздушная оболочка

Земли

 

Погода       и метеорологические наблюдения

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение

атмосферы

Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска»

 

Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.

Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления  самодельным барометром

Изготавливать     самодельные       измерители направления        и       скорости    ветра          (флюгер), количества   осадков          (дождемер),         изменения температуры воздуха (термометр).

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами

Урок 10

Человек и атмосфера

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере

Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.

Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре

 

Темы уроков

Содержание

Характеристика видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

 

 

(6 класс)

 

Водная оболочка Зем

ли (3 ч)

Уроки 11

Вода на Земле

Мировой океан — главная часть

гидросферы

Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле

Мировой океан. Береговая линия. Части

Мирового океана. Суша в океане

Изучать и описывать свойства воды.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды

Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Создавать игру «Знатоки морских названий».

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

 

Темы уроков

 

Содержание

Характеристика видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

 

 

 

 

Урок 11

Воды суши. Реки

Озёра.       Вода       в

«земных кладовых»

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады

Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги.

Подземные воды

Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. 

Выявлять основные различия горных и равнинных рек

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.

Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

Создавать     самодельную     модель     родника     и

 

Темы уроков

 

Содержание

 

Характеристика видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

 

 

 

 

работать с ней

Урок 12

Человек гидросфера

и

  Вода     —     основа     жизни     на     Земле.

Использование человеком энергии воды.

Отдых и лечение «на воде»

Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы.

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

 

Биосфера (3 ч)

 

Темы уроков

Содержание

Характеристика видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Урок 13

Оболочка жизни

Жизнь                      в

тропическом поясе

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное       научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле

Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны.

Тропические пустыни

Работать     с     изображениями     и     описаниями

ископаемых остатков организмов

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.

 

Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания

Урок 14

Растительный и животный мир умеренных поясов

Жизнь в полярных

поясах и в океане

Степи. Лиственные леса. Тайга

Создавать игры биогеографического содержания

Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане

 

 

Изучать виртуально морских животных, используя путеводитель «Жизнь в морских глубинах».

Работать с определителем морских животных

Темы уроков

Содержание

Характеристика видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

 

 

 

Уроки 15

Природная       среда.

Охрана природы

Природное           окружение           человека.

Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским

заповедником

Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника. Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.

Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы

Резерв 2 ч

 

 

Итого 17 часов.


26

 

 

7.Перечень учебно- методических средств обучения и материально- технического обеспечения образовательного процесса.

1.                 Летягин А.А. География: начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2015г.

2.                 Атлас. Начальный курс географии. 5 класс. С комплектом контурных карт. ФГОС. Издательство: АСТ – Пресс, 2015г.

3.                 Дневник географа-следопыта 5 класс  к учебнику Летягин А.А. География:

начальный курс: 5 класс.

4.                 Тесты по географии к учебнику Летягин А.А. География: начальный курс: 5 класс. О.А. Пятунина, Б.В. Пятунин.2017  г.

 

Оснащение кабинета:

Учебно-методический комплект (УМК);

Комплект     технических     и     информационно-коммуникативных    средств

обучения (компьютер,  мультимедийный проектор, копировальномножительная техника);

Цифровые образовательные ресурсы;

Лабораторное и демонстрационное оборудование:

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование,

Теллурии, глобусы, нивелиры, компасы, рулетки,

Наборы минералов и горных пород, почв, растений.

Барометр,  флюгер, термометры

Комплект географических карт; 

Библиотека учебно-методической, справочно-информационной и научнопопулярной литературы;

Медиатека (интерактивные   карты,        электронные        наглядные пособия, видеофильмы); 

Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации практических, самостоятельных, контрольных работ.

 

27

 

Комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий

Карты по физической географии: физическая карта мира,  физическая карта полушарий, физическая карта России, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Евразия, великие географические открытия.

Политическая карта мира, федеральные округа  РФ,

Климатические пояса и области  мира, природные зоны России.

 

 



[1] Курсивом выделены задания для работы во внеурочное время.

Курс повышения квалификации «Работа с одаренными детьми:

Курс повышения квалификации «Работа с одаренными детьми:

Москва, 2018 г. Пояснительная записка

Москва, 2018 г. Пояснительная записка

Целесообразно для работы с одаренными детьми введение деятельностного подхода

Целесообразно для работы с одаренными детьми введение деятельностного подхода

Соболевой С.; -расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии; - участие в…

Соболевой С.; -расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии; - участие в…

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

Место учебного предмета в учебном плане

Место учебного предмета в учебном плане

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса,…

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса,…

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах его географического освоения, особенностях природы, жизни, культуре и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на…

Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах его географического освоения, особенностях природы, жизни, культуре и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на…

Земли; – объяснять воздействие

Земли; – объяснять воздействие

На уроках проводится работа с одаренными детьми: - разноуровневые задания, в том числе домашние (обучающие и контролирующие); - обучение самостоятельной работе (работа самостоятельно с учебником,…

На уроках проводится работа с одаренными детьми: - разноуровневые задания, в том числе домашние (обучающие и контролирующие); - обучение самостоятельной работе (работа самостоятельно с учебником,…

Содержание программы по географии

Содержание программы по географии

Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин

Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин

Учебно-тематический план 5 класс

Учебно-тематический план 5 класс

Учебно-тематический план 5 класс

Учебно-тематический план 5 класс

Урок 2 Земля среди других планет

Урок 2 Земля среди других планет

Урок 4 Суточное вращение Земли

Урок 4 Суточное вращение Земли

Урок 5 Слои «твёрдой»

Урок 5 Слои «твёрдой»

Уроки 6 Из чего состоит земная кора

Уроки 6 Из чего состоит земная кора

Темы уроков Содержание

Темы уроков Содержание

Урок 8 Человек и литосфера

Урок 8 Человек и литосфера

Урок 9 Воздушная оболочка

Урок 9 Воздушная оболочка

Темы уроков Содержание

Темы уроков Содержание

Уроки 11 Вода на Земле Мировой океан — главная часть гидросферы

Уроки 11 Вода на Земле Мировой океан — главная часть гидросферы

Урок 11 Воды суши. Реки

Урок 11 Воды суши. Реки

Темы уроков Содержание

Темы уроков Содержание

Биосфера (3 ч)

Биосфера (3 ч)

Растительный и животный мир умеренных поясов

Растительный и животный мир умеренных поясов

Уроки 15 Природная среда

Уроки 15 Природная среда

Перечень учебно- методических средств обучения и материально- технического обеспечения образовательного процесса

Перечень учебно- методических средств обучения и материально- технического обеспечения образовательного процесса

Медиатека (интерактивные карты, электронные наглядные пособия, видеофильмы);

Медиатека (интерактивные карты, электронные наглядные пособия, видеофильмы);
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2018