Курс повышения квалификации «Работа с одаренными детьми:
Развитие и совершенствование системы работы в условиях реализации ФГОС»
Организация работы с одаренными детьми.
Контрольная работа.
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
Ученицы 5 А класса Соболевой Софии
Разработчик программы:
учитель географии
высшей квалификационной категории ГБПОУ ОКГ «Столица» – Шевцова Е.С.
Москва, 2018 г.
Пояснительная записка.
Проблема работы с одаренными учащимися актуальна для современного российского общества. Школе сегодня предъявляют высокие требования в подготовке современного человека, способного влиться в современную жизнь. Школе важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Работа с одаренными учащимися в разных областях, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов в деятельности школы. В. В. Путин обращаясь к Федеральному собранию ВФ 30. 11 2010 г. подчеркнул в своем выступлении о необходимости создания общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможности развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей.
Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Такие дети охотно, легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний. Для развития таких детей надо создавать условия и в школе, и дома.
Задача современной школы заключается в том, чтобы поменять тип сознания и учеников, и учителей, помогая переходить от закостенелости информационных ограничений к метапредметным связям, то есть взаимосвязям разных предметов на более высоком, практическом, уровне их применения в жизни.
География является уникальным школьным предметом, который легко интегрирует в себе знания из разнообразных предметных областей: физика и химия, литература и история, математика и биология, астрономия и экология.
Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии. Но чтобы оптимально сгенерировать процесс обучения необходимо, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, помочь ему самостоятельно реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении. Таким образом, первочередно необходимо создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней.
Целесообразно для работы с одаренными детьми введение деятельностного подхода. Именно он позволяет решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности.
Выявление одаренных детей осуществляется на ранних этапах в начальной школе. По принципу наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, средней и старшей школы это глубокий поиск и выявление особенностей одаренности, развития которой должны стать одним из важнейших аспектов профессионального самоопределения будущего выпускника и деятельности учителя.
Реальной возможностью для каждого участника образовательного процесса усвоить и самостоятельно развить несколько способов деятельности в рамках работы над одним или несколькими учебными предметами или при решении тех или иных проблем в реальной жизни, а также раскрытие творческого потенциала, есть выработка универсальных учебных действий (УУД). В школьной практике это метапредметные результаты.
Метапредмет - экспериментальная установка, в рамках которой ребёнок осваивает не только предметную область, но и деятельность, причём, как правило, не одну. Реализация этой установки происходит в рамках обычного учебного занятия в школе с возможностью разноуровневого развития.
Как правило высокого уровня достигают одаренные и талантливые
дети.
Цель программы:
Создание благоприятных условий обучения и формирование благоприятной психологической обстановки для успешного развития индивидуальности ребёнка через оптимальную структуру школьного и внеклассного географического образования.
2. Формирование системы работы по развитию индивидуальных способностей одаренных детей (ученицы 5 А класса Соболевой Софии);
3.Укрепление положительной мотивации к учению.
Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;
- использование среди различных систем обучения индивидуальных методов и приёмов для развития самостоятельности мышления,
инициативности и творчества ученицы 5 класса Соболевой С.;
-расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии;
- участие в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях.
Основные мероприятия программы
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;
- использование технологии личностно – ориентированного обучения;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- организация исследовательских и творческих работ школьников.
Ожидаемые результаты реализации программы
- создание оптимальных условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- повышение качества образования по географии;
- формирование и накопление методического материала, технологий и программ для работы с одаренными детьми.
Формы работы:
-Индивидуальные задания на уроках;
-Использование заданий повышенной сложности, заданий с опережением;
-Подготовка сообщений по теме, рефератов, презентаций.
-Исследовательская работа, проект.
-Участие в предметной недели, во внеклассных мероприятиях.
-Участие в олимпиадах по географии.
План мероприятий по выполнению программы.
2. Общая характеристика учебного предмета.
География – учебный предмет, формирующий у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
«Начальный курс географии (5-6 классы)» - первый
систематизированный курс новой для
школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются
представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек
и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической
культуры и обучения географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными
представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники
географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека
на развитие географических процессов. Исследование своей местности,
используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для
овладения курсов географии России.
3. Место учебного предмета в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения - 272, из них по 34 ч (1 час в неделю) в 5 и 6 классах на «Начальный курс».
Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.
Система оценки качества обучения представлена в форме входного, рубежного, итогового мониторингов, контрольных, практических работ и внешней оценки в виде работ МЦКО.
Для достижения поставленных задач применяются следующие формы и средства контроля: входной, промежуточный, итоговый контроль (тестирование), фронтальный опрос, проверка выполнения домашнего задания, написание исторического диктанта.
Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной разноуровневой работы: составление плана, составление сравнительных и хронологических таблиц, самостоятельная работа учащихся с учебником, с последующей беседой, подготовка сообщений, написание географического диктанта, составление описаний по картам и иллюстрациям, работа с контурными картами. Решение и составление познавательных задач. Составление и разгадывания кроссвордов, работа с документами.
4 . Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Обучение географии в основной школе направлено на достижение следующих личностных результатов:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географического знания как важнейшего
компонента научной картины мира; сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся; гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью; готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной
траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
5–6-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
5–6-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах его географического освоения, особенностях природы, жизни, культуре и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных
странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; овладение основными навыками нахождения, использования и
презентации информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акватория, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
3-я линия развития – использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и
техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
6-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
– различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
– выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
– выделять причины стихийных явлений в геосферах.
3-я линия развития – использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и
техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
На уроках проводится работа с одаренными детьми:
- разноуровневые задания, в том числе домашние (обучающие и контролирующие);
- обучение самостоятельной работе (работа самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой);
- развивающие задачи, в том числе олимпиадные задачи;
- творческие задания (составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д.).
5.Содержание программы по географии.
5 класс.
Введение. Географическое познание нашей планеты. (1 часа) Что изучает география? Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты.
Практическая работа №1. Наблюдение за изменением длины тени гномона.
Раздел 1 Земля как планета Солнечной системы. (3 часов)
Планета Земля. Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.
Раздел 2. Геосферы Земли. (13 часов)
Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.
Рельеф Земной поверхности. Человек и литосфера. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Особенности рельефа своей местности.
Практическая работа №2 Создание конструктора литосферных плит.
Атмосфера. Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности
Практическая работа №3 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.
Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.
Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане:
острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.
Практическая работа №4 Определение по картам географических объектов.
13
Биосфера. Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.
Практическая работа №5 Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.
Учебно-тематический план
5 класс
Темы уроков |
Содержание |
Характеристика видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
|
Введение. Географическое познание нашей планеты (1 ч) |
|
Уроки 1
География — одна из наук о планете Земля Наблюдения — метод географической науки |
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии
|
Наблюдать за географическими объектами своей местности. Изучать правила работы с «Дневником географаследопыта». Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли
|
Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов |
Изготавливать модель гномона. Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени. |
Темы уроков |
Содержание |
Характеристика видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
|
|
Проводить наблюдение за изменением тени гномона[1] |
|
Земля как планета Солнечно |
й системы (3ч) |
|
Планета Земля (3 |
ч) |
Урок 2 Земля среди других планет Солнечной системы |
Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования
|
Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли |
Уроки 3 Движение Земли по околосолнечной |
Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на |
Организация проведения осенних фенологических наблюдений.
|
Темы уроков |
Содержание |
Характеристика видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
орбите |
Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги |
Готовить «Календарь природы» |
Урок 4 Суточное вращение Земли |
Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле
|
Изучать модель «Земля — Луна — Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси. Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли |
Геосферы Земли (13ч) |
||
Литосфера (4 ч) |
Темы уроков |
Содержание |
Характеристика видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Урок 5 Слои «твёрдой» Земли Вулканы Земли |
Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры |
Строить модель «твёрдой» Земли Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы
|
Темы уроков |
Содержание |
Характеристика видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Уроки 6 Из чего состоит земная кора Строение земной коры. Землетрясения |
Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения
|
Начать создавать коллекцию горных пород своей местности. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов. Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы
|
Урок 7 Рельеф земной поверхности |
Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов |
Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира |
Темы уроков |
Содержание |
Характеристика видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
|
|
на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности |
Урок 8 Человек и литосфера |
Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые
|
Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы |
Темы уроков |
Содержание |
Характеристика видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Атмосфера (2 ч) |
||
Урок 9 Воздушная оболочка Земли
Погода и метеорологические наблюдения |
Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска»
|
Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления. Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр). Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами |
Урок 10 Человек и атмосфера |
Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере |
Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года. Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре |
Темы уроков |
Содержание |
Характеристика видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
|
|
(6 класс) |
|
Водная оболочка Зем |
ли (3 ч) |
Уроки 11 Вода на Земле Мировой океан — главная часть гидросферы |
Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане |
Изучать и описывать свойства воды. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Создавать игру «Знатоки морских названий». Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы |
Темы уроков |
|
Содержание |
Характеристика видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
|
|
|
|
Урок 11 Воды суши. Реки Озёра. Вода в «земных кладовых» |
Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды |
Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок). Создавать самодельную модель родника и |
Темы уроков |
|
Содержание |
|
Характеристика видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
|
|
|
|
работать с ней |
Урок 12 Человек гидросфера |
и |
Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде» |
Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы. Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы |
|
|
Биосфера (3 ч) |
Темы уроков |
Содержание |
Характеристика видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Урок 13 Оболочка жизни Жизнь в тропическом поясе |
Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни |
Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.
Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания |
Урок 14 Растительный и животный мир умеренных поясов Жизнь в полярных поясах и в океане |
Степи. Лиственные леса. Тайга |
Создавать игры биогеографического содержания |
Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане
|
Изучать виртуально морских животных, используя путеводитель «Жизнь в морских глубинах». Работать с определителем морских животных |
|
Темы уроков |
Содержание |
Характеристика видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
|
|
|
Уроки 15 Природная среда. Охрана природы |
Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником |
Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника. Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы. Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы |
Резерв 2 ч |
|
|
Итого 17 часов.
26
7.Перечень учебно- методических средств обучения и материально- технического обеспечения образовательного процесса.
1. Летягин А.А. География: начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2015г.
2. Атлас. Начальный курс географии. 5 класс. С комплектом контурных карт. ФГОС. Издательство: АСТ – Пресс, 2015г.
3. Дневник географа-следопыта 5 класс к учебнику Летягин А.А. География:
начальный курс: 5 класс.
4. Тесты по географии к учебнику Летягин А.А. География: начальный курс: 5 класс. О.А. Пятунина, Б.В. Пятунин.2017 г.
Оснащение кабинета:
Учебно-методический комплект (УМК);
Комплект технических и информационно-коммуникативных средств
обучения (компьютер, мультимедийный проектор, копировальномножительная техника);
Цифровые образовательные ресурсы;
Лабораторное и демонстрационное оборудование:
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование,
Теллурии, глобусы, нивелиры, компасы, рулетки,
Наборы минералов и горных пород, почв, растений.
Барометр, флюгер, термометры
Комплект географических карт;
Библиотека учебно-методической, справочно-информационной и научнопопулярной литературы;
Медиатека (интерактивные карты, электронные наглядные пособия, видеофильмы);
Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации практических, самостоятельных, контрольных работ.
27
Комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий
Карты по физической географии: физическая карта мира, физическая карта полушарий, физическая карта России, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Евразия, великие географические открытия.
Политическая карта мира, федеральные округа РФ,
Климатические пояса и области мира, природные зоны России.
[1] Курсивом выделены задания для работы во внеурочное время.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.