«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»
Оценка 4.7

«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
дефектология
1 кл—4 кл
16.04.2018
«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»
В связи с переходом на ФГОС и качественно иную парадигму образовательного процесса претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя- дефектолога. Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ОВЗ, предполагается создание специальных условий в школе для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление нарушений в развитии ребенка. Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. Цель работы учителя- дефектолога - обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ в освоении образовательной программы в условиях массовой школы. Деятельность дефектолога направлена на коррекцию познавательного развития ребенка в динамике образовательного процесса. Коррекция имеющихся недостатков развития при этом взаимосвязана с уровнем сформированности УУД по учебным предметам.
доклад опыт работы.docx
«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» В связи с переходом на ФГОС и качественно иную парадигму образовательного  процесса претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности  специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными  возможностями здоровья – учителя­ дефектолога. Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ОВЗ,  предполагается создание специальных условий в школе для их обучения и развития,  обеспечивающих коррекцию и преодоление нарушений в развитии ребенка. Адресатом помощи учителя­дефектолога являются дети с ОВЗ. Цель работы учителя­ дефектолога ­ обеспечение своевременной  специализированной помощи учащимся с ОВЗ в освоении образовательной программы в  условиях массовой школы. Деятельность дефектолога направлена на коррекцию  познавательного развития ребенка в динамике образовательного процесса. Коррекция  имеющихся недостатков развития при этом взаимосвязана с уровнем сформированности  УУД по учебным предметам. У нас в начальной школе есть обучающиеся с ОВЗ  и  дети инвалиды. У детей нарушены познавательные и психические процессы: мышление, память,  восприятие, воображение, плохо сформирована крупная и мелкая моторика, низкий  уровень познавательной активности, техника чтения ниже нормы, фрагментарная речь.  Всем детям требуется консультация психиатра. Рекомендуются занятия с логопедом,  психологом. Нами ведется работа с детьми. Учащиеся диагностируются , используются  различные формы и методы работы, составляются индивидуальные программы, проводятся индивидуальные занятия. Это все позволяет разработать систему выявления,  отслеживания, коррекции, обучения, выравнивания детей с ОВЗ. Какие­то процессы  удается скорригировать. Но, к сожалению, динамика носит возвратный характер,  волнообразная. Основные направления работы. Диагностическое: Выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития с целью  определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за его  развитием. Используются следующие виды диагностики: первичная, текущая,  промежуточная, итоговая. Составление индивидуальных карт динамического развития  учащегося по результатам анализа полученных данных, планирование коррекционных  мероприятий. Коррекционное (состав коррекционных групп, направления коррекционно­ развивающей работы, реализуемые учителем­дефектологом; название программ,  утвержденных директором образовательного учреждения) Основная форма организации дефектологической работы­ групповые и  индивидуальные занятия. Основное количество часов КРЗ дефектолога отводится на  работу с учащимися начальных классов. Занятия с учителем­дефектологом учат  использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети не решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока,  повышают уровень общего развития учащихся, корректируют отклонения в развитии  познавательной деятельности и речи, направленной на подготовку к восприятию нового  учебного материала. Индивидуальные занятия с учащимися с ОВЗ начальных классов проводятся по утвержденному директором плану 3­4 раза в неделю. Занятия носят  коррекционно­развивающую и предметную направленность. Программа, по которой я работаю «Коррекция и развитие психомоторики и  сенсорных процессов». В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности. Универсальной формой  коррекционных занятий является игра. Цель программы: Индивидуальная коррекция познавательной сферы детей,  направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. Задачи программы: 1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция  познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной  деятельности). Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности. 2. 3. В структуре занятий выделяются:  Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.  Блок коррекции и развития этих познавательных процессов. Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия.  Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения  действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на  органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности  человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не  происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства  предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания  наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений  необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять  главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей:  развивать пространственные представления. Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью,  неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание.  Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация,  переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно  развиваются в результате специальных упражнений. Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У  всех школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность  запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного  материала. На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые  оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно ­ логическая).  Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в  различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить,  научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план,  устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и  произвольную память. В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается  значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и  делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления. В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с  разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными. Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами , проведение  различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо  уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать. Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач  развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи,  которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего  к единичному) умозаключения. Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется  выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в  мыслительном процессе. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального  развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с  развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких  мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и  произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики  выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе,  школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений,  развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц  руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.  Занятия по развитию сенсорной моторики предусмотрены в 1 – 5 классах. Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию  целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с  определенными научно обоснованными принципами: Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать  познавательную деятельность и личность ребенка.    Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для  этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие  мышление.  Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и  важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной  деятельности человека. Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и  переносный смысл слов, фраз, текстов. Особенностью проведения коррекционных занятий является использование  дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих специальные  образовательные потребности детей с ОВЗ, представления учащимся дозированной  помощи, что позволяет индивидуализировать коррекционный процесс. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ: 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: ­ развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; ­ развитие навыков каллиграфии; ­ развитие артикуляционной моторики. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика ­нет письма, нет письма­ нет и связной речи. У детей 7 вида выявляется отставание в развитии тонкой моторики. Главным  образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила,  точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы  навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации,  конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не  регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами, затруднено  формирование графомоторных навыков. Для развития мелкой моторики используются «пальчиковые игры». Они очень  эмоциональны и увлекательны. Эти игры способствуют развитию мышления, внимания,  памяти и речи ребенка. Они как бы отражают реальность окружающего мира – предметы,  животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети,  повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается  ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, стимулируются мыслительные процессы. Основные задачи по формированию мелкой моторики рук: ­ учить детей выполнять дифференцированные движения пальчиками и кистями  рук по примеру и с помощью взрослого; ­ учить выполнять пальчиковые упражнения, сопровождаемые словом в  соответствующей последовательности; ­ учить детей правильно держать карандаш, фломастер. Примерный перечень игр используемых в работе: упражнения по самомассажу: массаж подушечек пальцев рук, массаж фаланг  пальцев, массаж «прижимающий», «щелчки», «цепочки» и др. пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Сорока», «Замок», «Дружба», «Зайчики», «Коза и козленок», «Снежный ком» и др. 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: ­ развитие зрительного восприятия и узнавания; ­ развитие зрительной памяти и внимания; ­ формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,  величина); Это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития  математического навыка. ­ развитие пространственных представлений ориентации; Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как  «правый верхний угол», «левый нижний угол», «2­х мерное и 3­мерное пространство». При  недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. ­ развитие представлений о времени; ­ развитие слухового внимания и памяти; анализа. ­ развитие фонетико­фонематических представлений, формирование звукового  3. Развитие основных мыслительных операций: ­ навыков соотносительного анализа; ­ навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми  понятиями); ­ умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; ­ умения планировать деятельность; ­ развитие комбинаторных способностей. 4. Развитие различных видов мышления: ­ развитие наглядно­образного мышления; ­ развитие словесно­логического мышления (умение видеть и устанавливать  логические связи между предметами, явлениями и событиями). 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально­личностной сферы  (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.). 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Названия этих направлений говорит само за себя и ,конечно, оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить их стороной. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 1. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те  знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал. Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К  сожалению, так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся,  обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них, как правило, очень долгое  время ведущей деятельностью возраста является игровая. Как видно из вышесказанного учитель­дефектолог не учит детей математике или  русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Мои  занятия таковы, что прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие  чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из­за несформированности  пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно  компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и  письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений  у ребенка (чем и занимается дефектолог). Аналитическое направление (Кратко анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося,  оценка его эффективности) При проведении коррекционно – развивающих занятий (индивидуальных,  групповых, подгрупповых) использовались разнообразные упражнения и задания, которые  помогают развить произвольное внимание, зрительное восприятие и логическое мышление,  а так же выработать графические навыки, стать наблюдательнее и сообразительнее. На занятиях используется разнообразный дидактический материал: игрушки,  иллюстрации, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, и многое другое. Например, познавательные раскраски. На первый взгляд обычная раскраска. На самом деле отрабатывается  математический навык. Т.е. чтобы раскрасить картинку ­ надо решить примеры. Определенный цвет соответствует определённой цифре. В итоге формируются не только  математические навыки, но и сенсорные процессы (закрепление цвета), закрепляются  пространственные навыки и развивается мелкая моторика Работа с песком. Тоже ничего необычного…. Но если закрыть глаза…. Сунуть ручки в этот теплый  песочек… представить, что в небе светит яркое солнышко, что рядом поют птички…. В  результате ­ развитие мелкой моторики, сенсорных процессов, воображения, речи. Так же в данном пособии можно отрабатывать навык счета и чтения. Работа с прищепками. С помощью прищепок добавляем недостающие элементы. В результате  корригируется не только мелкая моторика, но и связная речь, мышление, словарь и др. Для коррекции письменной речи широко использую работу с различными видами  диктантов : зрительный предупредительный диктант, слуховой предупредительный  диктант, объяснительный диктант, выборочный диктант, творческий диктант с широким  спектром различных видов работ, диктант «проверяю себя», диктанты­молчанки по  картинкам с различными видами работ. Данный вид работы обладает широким спектром развития не только письменной  речи, но и всех высших психических функций. Большой интерес в проведении занятий вызывают у детей выполнения учебных  заданий в процессе ролевых игр. Например, игра – «Универсам». Ребёнок получает  определённую роль, в данном случае это роль продавца, он входит в эту роль как  настоящий артист и соответственно приобретает и запоминает больший объём информации и знаний , а также получает огромное удовлетворение от занятия. В проведении своих занятий приветствую использование информационно­ компьютерных технологий (ИКТ). Применение ИКТ на занятиях усиливает –  положительную мотивацию обучения – активизирует познавательную деятельность  обучающихся. Тренажер по отработке техники чтения, на развитие внимания, при изучении букв,  звуко­буквенный анализ слова. В течение года проводятся наблюдения за учащимися с ОВЗ в процессе учебной  деятельности, во внеурочной, внеклассной. Цель: определение характерных особенностей  учебной деятельности и поведения учащихся, особенностей развития эмоционально­  волевой сферы. Работа с учащимися 7, 8 видов отслеживается через заполнение индивидуальной  карты медико­ психолого­ педагогического сопровождения обучающегося, коррекционного листа (наблюдение за динамикой развития познавательных процессов у учащегося). Консультативно­просветительское (оказание помощи педагогам и родителям; наличие разработанных  рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально­ типологическими особенностями детей, проведение/выступление на родительских  собраниях (тематику указываем). В течение года проводятся консультации учителей, работающих в начальной школе по вопросам организации работы с детьми, требующими особого внимания (работа на  уроке, организация помощи ребенку в выполнении домашнего задания), индивидуальные  беседы с учителями по усвоению учебного материала учащимися с ОВЗ. Посещаются уроки в начальной школе. Учителям начальных классов даны памятки, рекомендации, тренажеры по работе с детьми с ОВЗ: классификация стойких, специфических ошибок, которые встречаются у  младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку; развитие  мелкой моторики, развитие координированных графических движений. Проводятся индивидуальные консультации для родителей. Рассматриваются  частные случаи семейного воспитания, определение адекватных особенностям конкретного ребенка условий воспитания и развития. Включение родителей в коррекционно­  развивающий процесс. ОРГАНИЗАЦИОННО­МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (Оформление документации, составление циклограммы работы, плана работы,  отчетность; подготовка документации на ПМПК; подготовка к заседаниям МО,  педсоветам; оформление методических разработок, обучающих программ. Цель: анализ  наблюдений и результатов диагностики, отслеживание динамики развития учащихся;  определение соответствия форм обучения уровню развития ребенка). Рекомендации учителям­ предметникам по работе с учащимися с ОВЗ: ­ на уроках использовать упражнения на развитие внимания, памяти, мышления,  мелкой моторики пальцев рук; ­ заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно  снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор; ­ создавать ситуацию успеха в учебной деятельности; ­ целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке. Полезные советы педагогам в работе с детьми с ОВЗ. 1.Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по  возможности не повышая голоса, когда требуется остановить слишком расходившегося  ребенка, предотвратить возникающее столкновение.  2.Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей,  возбуждает возбудимых.  3.Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание во все  моменты жизни, например: резкое столкновение между детьми, нервный срыв ребенка,  аффективное поведение родителей ребенка, вспышки ярости.  4.Помните, что у аномальных детей часто встречается очень значительная  подражательность и что своим общим поведением педагог лечит их, как и всем режимом  учреждения.  5.Твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям. Замечания и советы  детям имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно  направленной воле определенное поведение.  6.Педагог должен выступать перед детьми как личность с сильным характером.  7.Всегда и во всем умейте до конца доводить начатую с детьми работу, проявляйте  настойчивость. 8.Не смейтесь ни над какими слабостями и ошибками детей. Не будьте нетерпеливыми,  когда дети проявят неумение, смотрите сквозь пальцы на их намеренное неумение.  9.Меньше слов. Слишком много объяснять — значит думать за детей. Говорить коротко,  ясно, простым языком.  10.Соблюдайте полное беспристрастное отношение к детям.  11.Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или  других детей, о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях,  наследственности детей и других данных, которые могут быть по­своему использованы  детьми.  12.Не верьте детским россказням, помня о неточности показаний даже нормальных детей,  о преувеличениях, повышенной внушаемости детей. Использование выше перечисленных советов в учебно­воспитательном процессе  несомненно принесет положительный результат. Глухих Е.А. , учитель МАОУ «Байкаловская СОШ»

«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»

«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»

«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»

«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»

«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»

«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»

«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»

«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»

«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»

«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»

«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»

«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»

«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»

«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»

«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»

«Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018