Родоначальница современной легкой атлетики Англия в течение длительного времени была "законодательницей мод" в области методов беговой тренировки. Это понятно, если учесть, что английские средневики многие годы были одними из сильнейших в мире. Главная особенность английской школы бега заключалась в большом удельном весе кроссовой подготовки, бега на местности, чему немало способствует великолепный травяной покров в парках и на лугах Англии. Кроссовый сезон в стране длится не менее 4 месяцев. Кросс там пользуется большой популярностью. «После рекордов Питера Снелла следующий крупный шаг вперед сделали Себастьян Коэ и его соотечественник С. Овет. Отец и тренер Питера Коэ в отличие от Лидьярда выбрали иной путь - увеличение максимальной алактатной мощности как базы для аэробной подготовки. Реализуется эта идея с помощью круговой силовой тренировки два раза в неделю, бега в холм с усилием 90% (30-40 поворотов по 100 м или 10 поворотов по 200 м). Основу аэробной подготовки составляют забеги в холм на 1000 м по 6 раз с высоким подъемом колена и энергичной работой руками. Двух силовых и спринтерских тренировок и двух-трех тренировок с бегом в холм на АнП в неделю достаточно для эффективного роста функциональных возможностей средневика. Интуитивно чувствуя это и зная, что длительный бег отрицательно сказывается на силовых и скоростных способностях бегуна, Питер Коэ минимизировал объем трусцой, в связи с чем годовой объем Себастьяна составлял 2500 км.»[5,14]
«Индивидуальная тактическая подготовка квалифицированных бегуний на
средние дистанции»
Оглавление
Введение
Глава I. Обзор литературных источников
1.1
1.2
Эволюция системы подготовки на средние дистанции
Особенности технической подготовки бегуний на средние
1.3
дистанции
Особенности тактической и психической подготовки
бегуний на средние дистанции
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи исследования
2.2 методы исследования
2.2.1. Методы получения ретроспективной информации
2.2.2. Педагогические и вычислительные методы
2.3 Организация исследования
Глава III. Результаты исследования и обсуждения
3.1 Педагогический эксперимент по проверке видов тактического
ведения бега у бегуний на средние дистанции
3.2 Результаты исследования тактической подготовки бегуний на
средние дистанции
Выводы
Список литературы
3
4
4
6
9
16
16
16
16
19
26
26
28
31
3423
Введение
Актуальность. Актуальность нашей работы состоит в том, что на
современном этапе подготовки квалифицированных бегуний на средние
дистанции огромное значение для победы в соревнованиях приобретает
тактическая подготовка. Использование специальных приемов спортивной
борьбы во время бега с целью добиться наилучших соревновательных
результатов. Наиболее целесообразное осуществление тактических замыслов
возможно лишь при хорошем владении техникой, высоким развитием качеств,
большой настойчивости и упорстве в достижении цели.
Объект исследования – тренировочный процесс квалифицированных
бегуний на средние дистанции.
Предмет исследования – варианты реализации видов тактической борьбы
бегуний на средние дистанции в соревнованиях различного ранга.
Гипотеза – Предполагается, что выявление особенностей и видов
тактического ведения бега бегуний на средние дистанции позволит повысит
эффективность ее применения в соревновательной деятельности спортсменок.
Цель
обосновать эффективность применения различных видов
индивидуальной тактической подготовки квалифицированных бегуний на
средние дистанции.
Практическая значимость. Данное исследование позволит выделить
различные тактические варианты ведения бега присущие бегуньям различной
квалификации. Данные варианты послужат фундаментом для бегуний различной
спортивной категории.4
Глава I. Обзор литературных источников
1.1 Эволюция системы подготовки на средние дистанции
Родоначальница современной легкой атлетики Англия в течение
длительного времени была "законодательницей мод" в области методов беговой
тренировки. Это понятно, если учесть, что английские средневики многие годы
были одними из сильнейших в мире. Главная особенность английской школы
бега заключалась в большом удельном весе кроссовой подготовки, бега на
местности, чему немало способствует великолепный травяной покров в парках и
на лугах Англии. Кроссовый сезон в стране длится не менее 4 месяцев. Кросс
там пользуется большой популярностью. «После рекордов Питера Снелла
следующий крупный шаг вперед сделали Себастьян Коэ и его соотечественник
С. Овет. Отец и тренер Питера Коэ в отличие от Лидьярда выбрали иной путь
увеличение максимальной алактатной мощности как базы для аэробной
подготовки. Реализуется эта идея с помощью круговой силовой тренировки два
раза в неделю, бега в холм с усилием 90% (3040 поворотов по 100 м или 10
поворотов по 200 м). Основу аэробной подготовки составляют забеги в холм на
1000 м по 6 раз с высоким подъемом колена и энергичной работой руками. Двух
силовых и спринтерских тренировок и двухтрех тренировок с бегом в холм на
АнП в неделю достаточно для эффективного роста функциональных
возможностей средневика. Интуитивно чувствуя это и зная, что длительный бег
отрицательно сказывается на силовых и скоростных способностях бегуна, Питер
Коэ минимизировал объем трусцой, в связи с чем годовой объем Себастьяна
составлял 2500 км.»[5,14]
Тренеры многих европейский стран пришли к выводу, что ограничиваться в
подготовке бегуна использованием только длительного равномерного бега
нельзя и что повторное пробегание тренировочных отрезков дистанции с
паузами отдыха между ними наилучшим образом вырабатывает у спортсмена5
качества скорости и специальной выносливости. Немецкие тренеры правильно
заметили, что недостаток системы подготовки финских бегунов отсутствие
необходимой работы над скоростью и специальной выносливостью. Гершлер и
Райндел разработали систему интервальной тренировки. Интервальный бег,
проводился подготовки средневиков были тренеры М. Марфи, Л. Робертсон и Д.
Кромвел. По их системе вся тренировка в беге проводится на тщательно
подготовленной дорожке стадиона, с заранее спланированной длиной отрезков,
скоростью пробегания и временем отдыха. Все тренировки контролируются
секундомером. "Скоростная" тренировка американских бегунов дала свои
плоды: на современных Олимпийских играх титулы чемпионов в беге на 800 м 6
раз были завоеваны англичанами и 6 раз американцами.
Успехи австралийских и новозеландских бегунов связаны с именами П.
Черрутти и А. Лидьярда. В работе этих тренеров много общего: это прежде
всего большой объем тренировочных нагрузок, выполняемых в виде бега по
пересеченной местности, затем выработка выносливости путем длительного бега
в естественных условиях и, наконец, различные формы бега в гору, по песку и
песчаным дюнам. Система тренировки Лидьярда и Черрутти, по существу,
шведский "фартлек", примененный к местным условиям. «В 60х годах большое
влияние на развитие методики тренировки бегунов на средние дистанции
оказали идеи Артура Лидьярда /Успехи его учеников Питера Снела, Халберга,
Меги и других лежат в основе признания эффективности новозеландской
школы. Однако уже в 70е годы выходцев из Новой Зеландии мы не встречаем.
Отчасти это объясняется тем, что Лидьярд отошел от тренерской работы, но,
видимо, более существенно то, что появились другие школы, перенявшие
лучший опыт Лидьярда. Основная особенность его тренировочного процесса
марафонская подготовка средневика. Сразу заметим, что его последователи
ничего не добились. А причина заключается в том, что никто не заметил самого
важного условия, даже сам Лидьярд, хотя он и писал: "Я преодолевал6
расстояния более 30 миль, бегая главным образом по крупным холмам...".
Подчеркнутое в этой фразе и есть ключ к успеху и провалам новозеландской
школы. Бег по холмам на уровне АнП заставляет активировать окислительное
мышечное волокно и гликолитическое мышечное волокно интенсифицирует
деятельность в них митохондрий. В итоге растут аэробные возможности ГМВ,
растет АнП. Поэтому успех новозеландской школы составляет комплекс:
природный ландшафт плюс методика, следовательно, внедрение просто
методики у нас в стране, в Финляндии, длительное пребывание Питера Снелла за
рубежом (2 года) не дали положительного результата. Таким образом,
длительный бег по холмам на уровне АнП в течение 36 месяцев золотое зерно
новозеландской школы еще при одном условии: "Не бегайте на носках, если не
хотите, чтобы икроножные мышцы работали неестественно. Лучше
приземляться на всю ступню с началом касания земли пяткой". Это ограничение
не касается соревновательных условий.»[5]
Успех современных бегунов Африки, скорее, феномен среднегорья, чем
какойлибо новой системы тренировки.
1.2 Особенности технической подготовки бегуний на средние дистанции
В беге на средние дистанции есть множество особенностей: средняя
соревновательная скорость ниже, чем при беге на короткие дистанции; шаг
короче, туловище более выпрямлено; колено маховой ноги поднимается не так
высоко; нерезкое выпрямление толчковой ноги; движения рук не так энергичны,
угол сгибания их в локтевом суставе более острый; дыхание свободное,
ритмичное и более глубокое.
Действительно качественная техника бега по дистанции должна
показывать, что: туловище слегка наклонено вперед; плечи немного развернуты;
в пояснице наблюдается небольшой естественный прогиб, обеспечивающий
выведение таза вперед; голова держится прямо, подбородок опущен, мышцы7
лица и шеи не напряжены. Такое положение головы и туловища способствует
снятию излишнего напряжения мышц, улучшает их работу.
В Беге движения ритмичные, амплитудные, спокойные. Частота
дыхания зависит от темпа движения. Чем выше скорость передвижения, тем
соответственно чаще вы дышите. У каждой спортсменке свой ритм дыхания.
При беге очень важен выдох.
В Работе Усачёва И.Г хорошо показаны технические особенности
бегуний.
Работа ног при беге. Главным элементом в беге является момент
отталкивания, так как от мощности усилия, угла отталкивания и частоты шагов
зависит скорость бега.
«Отталкивание должно быть направлено только вперед и строго
согласовано с наклоном туловища. Наряду с крупными мышцами бедра, голени и
стопы при отталкивании включаются в работу мелкие мышцы стопы и пальцев,
обеспечивая полное выпрямление ноги. При небольшом наклоне туловища
вперед хорошее отталкивание получается при полном выпрямлении ноги.
Активному отталкиванию способствует мах свободной ноги, направленный
впередвверх, причем заключительный момент отталкивания совпадает с
окончанием махового движения и началом активного сведения бедер. В этом
положении толчковая нога почти полностью выпрямлена. Благодаря
отталкиванию и маху тело переходит в безопорное положение, используемое
бегуном для кратковременного относительного отдыха. Нога, заканчивая
толчок, расслабляется, голень под действием инерционных сил несколько
«захлестывается» вверх и, сгибаясь в коленном суставе, тянется за бедром
вперед. В момент активного сведения бедер, когда нога, находящаяся впереди,
начинает опускаться, голень ее несколько выносится вперед и приземление
происходит на переднюю часть стопы. Это позволяет бегуну по инерции быстро
пройти момент вертикали, при котором нога, находящаяся сзади, продолжает8
двигаться вперед и голень еще больше прижимается к бедру. Такое
«складывание» маховой ноги в момент вертикали способствует некоторому
отдыху и быстрому опусканию другой ноги.»[3]
На дорожку ногу ставят слегка согнутой в коленном суставе, что
уменьшает тормозящее действие в момент ее постановки и способствует более
равномерному и плавному бегу. Стопы ног при беге следует ставить по одной
прямой линии с небольшим поворотом носка внутрь.
Работа рук при беге. Движения рук в беге ритмично сочетаются с
движениями ног. Руки, сохраняя равновесие, способствуют уменьшению или
увеличению частоты шагов. Во время бега руки у спортсмена должны быть
согнуты в локтевых суставах, примерно под прямым углом, кисти свободно
сжаты в кулак. Движения рук мягкие и плавные, направлены впередвверх к
подбородку и назад несколько в сторону. При движении назад кисти рук не
должны выходить за пределы туловища. Амплитуда движения рук зависит от
скорости бега: чем больше скорость бега, тем выше темп и шире движения рук.
При беге по повороту спортсмен наклоняет туловище немного влево, в
сторону поворота правой рукой совершает более размашистые движения,
правую ногу ставит с разворотом стопы вовнутрь.
Финиш и остановка после бега. Финишное ускорение, т. е. бег на
последнем отрезке дистанции, характеризуется увеличением частоты шагов,
более энергичной работой рук и некоторым увеличением наклона туловища
вперед. После пересечения линии финиша бегун не должен резко
останавливаться. Ему необходимо перейти на медленный бег и затем на ходьбу.
Совершенствование техники бега продолжается на этапе начальной
спортивной специализации, основной задачей является создание представления
о технике бега на средние и длинные дистанции. Для этого используются
следующие средства: объяснение основных моментов бега на стадионе и в9
легкоатлетическом манеже; распределение сил и скорости бега на различных
участках в зависимости от длины дистанции; демонстрация бега на прямом
отрезке дистанции тренером или квалифицированным бегуном, показ и разбор
кинограмм и плакатов по технике бега.
«Для совершенствования бега по прямой с равномерной и переменной
скоростью применяются: повторные ускорения 5060метровых отрезков на
дистанции (необходимо следить за плавным нарастанием скорости бега); при
повторном беге занимающиеся должны удержать набранную скорость, но при
возникновении напряжения в движениях следует снизить скорость бега;
переключения с медленного бега на быстрый по дистанции происходит по
команде; в процессе совершенствования техники бега при пробегании по
дистанции следует выполнять ускорения по 3040 м с включением «свободного
хода».»[3]
«При работе над техникой бега необходимо соблюдать основные
требования: прямолинейность направления бега; полное выпрямление толчковой
ноги в сочетании с выносом вперед бедра маховой ноги; быстрая и мягкая
постановка ноги на грунт с передней части стопы; свободная и энергичная
работа рук; прямое положение туловища и головы. В процессе
совершенствования техники бега следует обращать внимание на правильное
выполнение этих основных элементов.В процессе совершенствования техники
бега следует обращать внимание на правильное выполнение этих основных
элементов. В табл. 15 приведены наиболее распространенные на данном этапе
ошибки в технике бега по дистанции и рекомендуются упражнения для их
устранения.»[3]
1.4 Особенности тактической и психической подготовки бегуний на
средние дистанции
В Соревнованиях любого масштаба нередко можно встретить равных по
силам и спортивным результатам бегунов. Среди них бывают более и менее10
выносливые, те , кто обладает быстрым финишем, и те , кто умеет поддерживать
равномерный темп бега на дистанции. Чтобы добиться успеха в соревнованиях,
победить или показать высокий результат, надо знать основные правила
поведения спортсмена на дистанции, т.е. тактику бега, и применять ту или иную
тактическую схему в зависимости от сложившейся ситуации и индивидуальных
особенностей соперников. Тактика бега прежде всего зависит от цели,
поставленной перед определенным состязанием.
Обычно различают три цели: показ намеченного результата. Выигрыш
соревнования с высоким результатом. Естественно, во всех случаях тактический
план и график бега будут различными.
Тактика бега в соревнованиях определяется некоторыми факторами:
состоянием «спортивной формы» спортсмена, самочувствием, составом бега,
тактикой, применяемой основными соперниками, их уровнем подготовки.
Важную роль при этом играют состояние беговой дорожки, климатические
условия и формула проведения соревнований.
Бег на средние дистанции на крупнейших соревнованиях проводится
обычно в 24 круга. Если соревнования проходят в несколько кругов, то
бегунья, как правило, ставит перед собой задачу зайти в число спортсменок,
входящих в следующую стадию, например из предварительных забегов в
финальные или полуфинальные, если выход в следующий круг положением о
соревнованиях обусловлен занятыми местами в забегах. Однако возможно и
другое условие выхода в следующую стадию – по лучшим результатам,
показанным в предварительных забегах или полуфиналах.
Если при первом условии в следующий круг выходит из каждого забега
ровное колво бегуний, то при втором выход обеспечивается лучшими
результатами, показанными в забегах. В этом случае можно попробовать11
победить в забеге и не выйти в следующую стадию соревнований изза
невысокого результата.
Среди бегуний наиболее популярны два тактических варианта: тактика
бега на результат и тактика бега на выигрыш.
При беге на результат спортсменка в забеге берёт инициативу на себя и
становится лидером, предлагая высокий темп. Этот вариант тактики возможен
при условии хорошего самочувствия бегуньи и высокой степени
тренированности. Ведь спортсмен ставит себя в менее выгодные условия, чем
его основные противники, обладающие хорошем финишным рывком. Главное в
этом случае – высокий темп бега, с помощью которого надо «измотать»
соперников, лишить их способности «быстрого финиша», но в то же время
сохранить свои силы и добежать в высоком темпе до конца дистанции.
При выборе тактики бега на победу в соревнованиях следует прежде
всего выдержать высокий темп, предложенный соперницами, и сохранить силы
для решающего рывка на финише. При таком беге спортсменка обычно выбирает
место сразу за лидером и внимательно следит за всеми конкурентами, готовясь в
любой момент предпринять маневр: усилить темп, выйти из окружения и т.д.
Особенно важно при этом варианты тактики следить за тем, чтобы справа было
всегда свободное место, необходимое бегуньи для маневра. Нередко даже
опытные спортсменки попадают в «коробочку», лишаясь возможности для
приходиться долго ждать пока
маневра. В этом случае спортсменке
лидирующая группа растянется, и в ней появятся «окна», в которые можно
выйти из образовавшейся «коробочки». При выборе «тактики чемпионов» лучше
всего бежать за лидером не по бровке, а чуть справа, как говорят бегуньи,
отставая на «полкорпуса» и хорошо «чувствуя» все действия соперниц.12
На разных дистанциях используют разные расстояния для
заключительного финишного броска. В беге на 800м финиш начинается за 200
250м, и уже на дальней прямой стадиона бегун старается выйти на «ударную
позицию». В беге на 1500м финишируют обычно за 300350м, и чем сильнее
бегуньи, тем раньше они начинают финиш. «Для победы на 800метровой
дистанции Л.Лысенко в Риме потребовалось пробежать последние 200м за 32с,
то Т.Казанкиной, чтобы победить в Монреале, пришлось пробежать этот отрезок
за 30,1 с.»[12]
Все примеры показывают, что способность к финишу необходимо
развивать всегда, на протяжении всей спортивной карьеры бегуньи, приучаясь
бегать последний отрезок в любой тренировке максимально быстро.
Обычно на каждой дистанции бегать есть наиболее уязвимые участки, на
которых любой бегуньи становится особенно тяжело в связи с нарастающим
утомлением, вызванным или высоким кислородным долгом, или другими
неблагоприятными сдвигами в организме. Вот на этих участках дистанции
лидирующая бегунья должна стремиться увеличить темп бега и оторваться от
своих соперниц. Можно попытаться «вымотать» их рывками и снизить у них
способность к быстрому финишу. «Как правило, наиболее трудными участками
являются: в беге на 800м между 400600м, в беге на 1500м – между 600
1000м. К повышению темпа в «критические» моменты бегуньи должны
длительно готовиться на тренировках. Наиболее подходящие время для рывка –
момент окончания ускорения противника, когда он догоняет вас, ликвидируя
образовавшийся просвет. В этот момент у соперника может не хватить сил для
повторного рывка.»[12]
«Основные тактические действия бегуний на средние дистанции:13
1.
После старта нужно занять место в ведущей группе бегуний. В беге
на 800м, а иногда и на 1500м выгоднее возглавить бег и не подвергаться риску
оказаться на 35 месте. При «кучном» беге, когда участники располагаются не
цепочкой, а группой, даже сильные бегуньи, оказавшиеся прижатыми к бровке
могут проиграть изза несвоевременного выхода вперёд.
2.
Бежать нужно о возможности ближе к бровке, примерно на
расстоянии 30м от неё. Если бежать на повороте сбоку от других бегуний на
расстоянии одного метра от бровки, то на каждом повороте придётся пробегать
лишних 36 и более метров. Однако, когда нужно выйти вперёд или удержаться
за лидером во что бы то ни стало, правилом «ближе к бровке» можно
пренебречь.
3.
Нельзя позволять противнику далеко отрываться. Отставать от
ведущего бегуна сразу со старта нежелательно, необходимо держаться за ним
вплотную. Разрыв 1015м при беге на 800м, 2030м – на 1500м. вызванный темп
или иными причинами, следует рассматривать как предельный даже в самом
начале бега, если противники примерно равны по силам. Такой просвет
действует на бегуний деморализирующих, и , чтобы его ликвидировать. Нужно
мобилизировать все моральные, волевые и физические силы.
Обходить других бегуний более целесообразно при выходе на
4.
прямую.
5.
Обходить противника следует резки рывком, чтобы оторваться от
впереди бегущего на несколько метров, прежде чем ведущий сможет
мобилизоваться и изменить темп бега. Однако при недостаточном запасе сил для
резкого рывка можно сделать попытку обойти ведущего постепенным
увеличением скорости за счет удлинения шага. Уже через несколько метров по
реакции ведущего выяснится, будет ли такой прием иметь успех и следует ли
его осуществлять.»[12]
Планирование и учёт являются ведущими факторами в психологической14
подготовки. К сожалению, довольно часто наблюдается отсутствие дневников у
спортсменок. Такие спортсменки тяжело себе представляю годовой
тренировочный план и его особенности. Без полного погружения в
тренировочной процесс бегуньи очень тяжело объяснить ей нужность того или
иного момента, проблематично мотивировать спортсменку в тренировочных
занятий, включающие возрастающие по объему и интенсивности нагрузки.
Одной из ведущих проблем в тренерской деятельности является раскрытие
спортсменки значения связи между возможным успехом и своим вкладом в
тренировку, нужно воспитывать в спортсменке устремления к победам, которые
выразились бы в спортивном трудолюбии.
Все средства психологической подготовки бывают:
словесные лекции, беседы, идеомоторная, аутогенная и психорегулирующая
тренировка;
Комплексные всевозможные спортивные и психологопедагогические
упражнения.
Методы психологической подготовки делятся на сопряженные, которые
включают общие психологопедагогические методы, методы моделирования и
программирования соревновательной и тренировочной деятельности, и
специальные методы, включающие стимуляцию деятельности в экстремальных
условиях, методы психической регуляции, идеомоторные представления,
методы внушения и убеждения.
В тренировках и соревнованиях бегуньи приходится испытывать
трудности,
особенностями его личности.
которые
обусловлены индивидуальнопсихологическими
«Для воспитания способности преодолевать объективные трудности,
связанные с утомлением и сопутствующим ему тяжелым функциональным
состоянием, необходимо на тренировках моделировать эти состояния. Для этого15
нужно включать в тренировку отдельные дополнительные задания при ярко
выраженной усталости. Проводить тренировки в любую погоду. Участвуя в
соревнованиях, юный спортсмен имеет наиболее благоприятную возможность
учиться усилием воли преодолевать развивающееся утомление.»[3]
Бывает такое что невозможно в тренировочном занятии с имитировать,
некоторые соревновательные моменты. Бегунья должна прекрасно все их знать и
хорошо разбираться.
В тренировочном процессе очень важно реально оценивать
возможности спортсменки, за счёт анализа личных рекордов, условий
подготовки, которые помогают достижению успеха, и причин, которые привели
её к поражениям.
Выполнение трудных тренировочных заданий и освоение сложных
упражнений вызывают у юного спортсмена положительные эмоциональные
переживания, чувство удовлетворения, дают уверенность в свои силы. Поэтому
важно, чтобы юные спортсмены, сомневающиеся в своих силах, заканчивали
определенный этап подготовки с выраженными положительными показателями.
Вывод по первой главе
Проанализировав литературу по интересующей нас проблеме мы поняли,
что индивидуальной тактической подготовке высококвалифицированных
бегуний в теории и методике уделяется недостаточно внимания. Ведущими
компонента в тренировки бегуньи являются: физическая подготовка,
техническая подготовка, психологическая устойчивость. Перед тем как
тренировать спортсменку необходимо учесть её индивидуальные тактические
особенности: ёё психические свойства и физические качества. Вот несколько
задач по тактической подготовки бегуний использующихся в литературе:
Поддержание определенного темпа движений.16
Мобилизующая способность спортсмена.
Упорство идти до конца.
Создание удобной техники.
Принятие самостоятельных тактических действий.
Командная подготовка.
Бег с изменением скорости.
Глава II
Цель, задачи, методы и организация исследования
Цель исследования: обосновать эффективность применения различных
видов индивидуальной тактической подготовки квалифицированных бегуний на
средние дистанции.
2.1 Задачи исследования:
1.
Определить степень разработанности изученной проблемы в теории
и методики спортивной тренировке.
2.
Выявить виды тактического ведения бега у спортсменок,
специализирующихся в беге на средние дистанции.
3.
Обосновать индивидуальный подход к тактической подготовке
квалифицированных бегуний на средние дистанции на предсоревновательном
этапе.17
2.2 методы исследования:
1. Анализ научнометодической литературы;
2. Анкетирование спортсменок и тренеров;
3. Тестирование;
4. Педагогические наблюдения;
5. Педагогический эксперимент;
6. Статистическая обработка данных.
2.2.1. Методы получения ретроспективной информации
Анализ литературных источников
Главное внимание уделялось методологическим и теоретическим
аспектам управления тренировочным процессом бегуний на средние дистанции.
Определялись психические свойства и уровень развития физических качеств
бегуний. Исследовались методические приемы, которые служат для повышения
качества тактической подготовки бегуний на средние дистанции.
Беседы с тренерами и спортсменами. Для понимания, на каком уровне
находятся знания бегуний по тактической подготовке осуществлялся опрос
бегуний, а так же их тренеров. Было опрошено 12 тренеров, которые
специализируются в тренировке бегуний на средние дистанции. При этом
основными вопросами бесед с тренерами и анкеты были следующие:
1.
Показатели, каких педагогических тестов Вы считаете главными
при определении тактической подготовленности бегуний на средние дистанции,
на этапе совершенствования?
2.
Какие показатели Вы считаете главными при определении
тактической подготовленности бегуний?
3.
Какие контрольные упражнения Вы применяете для
высококвалифицированных бегуний на средние дистанции при определении
основных физических качеств и тренированности, в текущем тренировочном
периоде?18
Так же было проведено анкетирование среди 20 бегуний на 800 и 1500м.
Тестирование. Проводились контрольные тестирования для определения
возможностей бегуний. По данным полученным из тестов мы распределяли
бегуний в две группы, одна с преобладание скоростных качеств, другая с
преобладание выносливости. Проведенное исследование позволило всех
бегуний по выраженности психических свойств разбить на три подгруппы:
интроверты, экстраверты и средние.
Тесты: бег 2000м, 5ой прыжок с места,10ой на 2 ногах ч/з 20 секунд
отдыха, «лечьсесть» за минуту секунд, бег 30 м (с ходу), прыжок в длину с
места.
Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке.
2.2.2. Педагогические и вычислительные методы
Методы математической статистики
Применялись с целью установления эффективности. Статистическая,
обработка эмпирических данных, применявшаяся после: предварительного
анализа их пригодности для решения задач по конкретной выборке и
выполнялась по общепринятой методике.
Рассчитывались средняя
арифметическая ; (M), с определением средней арифметической вариационного
ряда; (m), стандартное; отклонение (сигма), уровень, достоверности (р),
который определялся по t критерию Стыодента. Различия между выборочными
средними принимались за существенные при 5 %ом (р<0$5) и 1 %ом (р<0,0Г)
уровне значимости, что признается надежным в биологических и педагогических
исследованиях.
Критерий Стыодента направлен на оценку различий величин, средних
двух выборок, которые распределены по нормальному закону.
В результате статистической обработки полученные данные для
повышения доказательности, точности и объективности были подвергнуты
педагогическому анализу и интерпретации с формулированием выводов.19
Педагогические наблюдения проводились с целью определения средств
педагогического контроля, в отдельных тренировочных занятиях. Помимо этого
они использовались в динамических исследованиях на квалифицированных
бегуний с целью обоснования системы тактической подготовки.
В системе педагогических методов исследования особенно широко
использовалось тестирование различных сторон подготовленности (применение
педагогических контрольных испытаний). Весьма важно в тренировочном
определить уровень физической, технической, тактической
процессе
подготовленности спортсменки. По изменениям в уровнях развития этих сторон
подготовленности можно вносить коррективы в учебнотренировочный процесс.
В педагогическом тестировании (контрольные задания) были выполнены
следующие задачи: определения развитость физических качеств, техническая и
спортсменок, анализ подготовленности
тактическая подготовленность
некоторых спортсменок и целых групп, контроль за тренировочном и
соревновательным процессом, рассмотрение положительных и отрицательных
сторон методики тренировки. При разработке системы педагогических
контрольных испытаний (системы тестирования) мы руководствовались
следующими соображениями:
возможность проводить контрольные испытания в обстановке,
одинаковой для всех занимающихся;
доступность контрольных испытаний для их выполнения
занимающимися;
простота измерения и оценки;
наглядность результатов контрольных испытаний для самих испытуемых.
2.3 Организация исследования
Педагогические исследования и экспериментальная часть работы
проводились в 3 этапа.20
На первом этапе исследования нами изучалась литература по теории и
методике спорта. Главным предметом внимания явилось характеристика и
особенности индивидуальной тактической подготовки квалифицированных
бегуний. Использовались методы теоретического анализа, анализа результатов
теоретического и экспериментального исследования,
анкетирование.
наблюдения,
На втором этапе исследования
были осуществлены решения
исследовательских задач путем переработки и обобщения идей нашего
исследования,
образования и
существующих концепций,
теорий профессионального
физического воспитания, осуществляли выдвижение и
исследование различных аспектов поставленной проблемы.
Было проведено анкетирование. В нём участвовало 20 спортсменок и 12
тренеров. Им были выданы карточки для заполнения. По итогам данных
анкетирования мы сделали наиболее информативные тесты для определения
способностей спортсменок.
Было проведёно общее тестирование всех спортсменок, тесты были для
всех одинаковые. Тесты проводились в подготовительном периоде, чтобы
максимально не мешать подготовки бегуний перед соревнованиями.
Таблица 1 Тесты для определения способностей бегуний.
Качества
фактор
Название
Средние
Общая выносливость Общая(аэробная)выносливост
теста
2000м
результаты
6.50 сек.
Выносливость мышц Силовая выносливость
10ой
24.30;
ь
Быстрота
Быстрота движения рук
прыжок
в длину
Бег
2
4,50;23.00м
70 раз.21
руками
на месте
1
Сила
20секунд
Динамическая(взрывная сила) Прыжок
2.402.50м.
Антропометрические
Рост, вес.
данные
в длину с
места
164174,5562
При тестирование общей выносливости мы провели тест бег 2 км:
При тестирование выносливости мышц мы выбрали наиболее подходящий
тест для этого:
1) Спортсменка выполняла три раза 10ой прыжок в яму с песком на через
отдых равный 30 секундам с максимальной силой. Все три попытки были
записаны.
При тестирование быстроты был выбран тест 30м сходу:
Бегунья начинала максимально быстрый бег сразу, бежала примерно
45метров, сходу были взяты 30м.
При тестирование взрывной силы был проведён стандартный прыжок в
длину с места: Прыжок начинался от заранее договорённого места, которое
было помечено . Прыжок проходил на резиновой поверхности в манеже.
По команде внимание бегунья занимала положения полуприсед, ноги
вместе руки отведены назад, по команде марш выполнялся прыжок. Давалось
несколько попыток лучшая из них записывалась.
Тестирование Г. Айзенка, позволило нам узнать, кто из бегуний относится
к какому психическому типу.
Интроверты 19 %
Экстраверты22
46%Средние 35%
Интроверты ориентируются на свой собственный внутренний мир,
неразговорчивость, погружения в себя, склонность к самоанализу, отчуждение
социума. В основном спокойная, немного застенчивая, спортсменка,
предпочитающая проводить время, например, за книгой, нежели встречаться с
людьми, положительно относиться к вознаграждения за что либо, никогда не
выходит из себя. В большей степени бегуньи интроверты являются
пессимистами. Часто зацикливаются на былых не удачах, с опаской относятся к
будущему. Бегунья интроверт это не анализатор, что затрудняет её деятельность
на беговой дорожке. Хорошо внушаемая и доверяемая спортсменка, что
помогает ей в работе с тренером. Такому типу бегуний присуща
исполнительность, тяжело справляется с лидерством в забеге. Второй тип
экстраверты, они полная
бегуний, которых мы рассматривает это
противоположность предыдущему типу. Как правило, оптимистки, высокий
уровень мыслительной энергии позволяет им всегда очень глубоко и быстро
разобраться в сложной ситуации на дорожке. Бегунья экстравертов живёт
сегодняшним днём, не задумывается на долго вперёд. Экстраверт в отличие от
интроверта в состоянии обрабатывать большие объемы информации и почти
всегда является лидером на беговой дорожке. Она эгоистична, что помогает ей
посвоему. Успех, вот что движет этой спортсменкой. Не имеет значения,
сколько сил будет потрачено при достижении успеха. Далее мы исследовали
выраженность эмоциональной устойчивости бегуний на средние дистанции.
Нейротизм это понятие, которое характеризуется эмоциональной
неустойчивостью, тревогой, волнением, плохим самочувствием, вегетативными
расстройствами. Данный фактор также биполярен. Один из полюсов его имеет
позитивное значение, характеризуется эмоциональной устойчивостью, другой
полюс эмоциональной неустойчивостью.По окончанию данного тестирования была определенна эмоциональная
устойчивость спортсменок, что представлено на рисунке 1.
23
Рис. 1
Эмоциональная неустойчивость (высокие показатели по шкале
нейротизма) спортсменка выглядит очень нервной, не стабильной, довольно
плохо адаптируется, у такой спортсменки быстро меняется настроение,
повышенная чувствительность и беспокойность, постоянная озабоченность чем
либо, находиться под воздействием депрессивных состояний, потеряли
внимательности и плохая готовность к стрессовым ситуациям на выступлениях.
Такие бегуньи очень эмоциональны, импульсивны, нервны. У них меняются
интересы, появляется, неуверенность в себе. Бегуньи нейротической личности
характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к
вызывающим стимулам.
Проведенные наблюдения позволило всех бегуний по выраженности
тактической борьбы разбить на: лидеров, преследовательниц и спортсменок,
которые используют смешанную тактику, что представлено на рисунке 2.24
Рис. 2
Очень важно было узнать насколько развиты физически бегуньи. Мы
попытались определить степень развития физических качеств у бегуний на
средние дистанции, что представлено на рисунке 3.
Рис. 3
По окончанию
тестирования спортсменок нам удалось составить
контрольную и экспериментальную группу.
Мы наблюдали интересные показатели, которые получили от каждого
спортсмена, участвовавшего в исследовании. Благодаря этому удалось сделать
модели спортсменок (в моделях все качества которые были приведены в
таблицах: выраженность психических свойств (экстраверсии и интроверсии) +
выраженность эмоциональности + выраженность тактическая + выраженность
физических качеств);
В первую группу вошли спортсменки отдающие предпочтение
лидированию и у них лучше развиты такие физические качества как
выносливость и быстрота. Во вторую группу вошли бегуньи придерживающиеся25
тактики преследования и у этих спортсменок преобладает сила как главное
физическое качество.
На данном этапе нашего исследования решалась задача изучения
состояния проблемы в реальной тренировочной практике и его отличительными
особенностями являлись:
1) Создание контрольных и экспериментальных групп для проведения
педагогического эксперимента.
2) Проведение специальных экспериментальных ситуаций.
3) Контроль по ходу эксперимента.
Вначале эксперимента всем тренерам была дана установка не
корректировать действия спортсменок на дорожке. Тренеры должны были вести
себя нейтрально, не реагировать сильно на реакции спортсменок, быть
предельно прямолинейными в выполнении указанного задания, учитывая все
нюансы тренировочного процесса.
Базовый эксперимент в нашем исследовании занял два сезона 2013/2014.
Общая длительность педагогического эксперимента примерно составила 2 года.
На третьем этапе исследования нами проводился педагогический
эксперимент. Основной базой исследования являлась школа олимпийского
резерва Братьев Знаменских и федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«(ГЦОЛИФК). В эксперименте принимали участия 20 бегуний квалификации 1И
КМС.
Проводился анализ и теоретическое обобщение результатов
педагогического эксперимента; выполнялась систематизация материалов
исследования; формировались общие выводы. Основные методы данного этапа:
анализ и обсуждение результатов педагогического эксперимента,
статистическая обработка материалов работы.2627
Глава III
3.1 Педагогический эксперимент по проверке видов тактического ведения
бега у бегуний на средние дистанции
Вначале эксперимента разрабатывалась инструкция к поведению тренеров
на соревнованиях, и их подопечных. Каждому спортсмену были написаны
письменные указания к каждому соревнованию, какое задание именно в этом
старте ему требуется выполнить. От тренеров требовалась определенная
нейтральность, беспристрастное отношение к реакциям испытуемых, четкость
указаний по выполнению задания, точность наблюдения, распределения
внимания, учет всех нюансов тренировочного процесса.
Базовый эксперимент в нашем исследовании занял полтора года, и еще 2
месяца ушло на перепроверку полученных результатов и выводов. Таким
образом, общая длительность педагогического эксперимента составила почти 2
года.
В ходе эксперимента оценивался рост тактического мастерства у бегуний
на средние дистанции. В процессе педагогического эксперимента проведено два
контрольных среза, цель которых получение данных о тактической
подготовленности бегуний на средние дистанции. Проверка готовности бегуний
к выполнению данных тактических заданий.
Для того чтобы в конце эксперимента провести сопоставление исходного
и конечного уровня тактической подготовленности бегуний на средние
дистанции, в начале исследования было необходимо: вопервых, провести
полную оценку способности работать по заданиям спортсменок на период
начала эксперимента; вовторых, оценить способность спортсменок работать по
конкретным заданиям тренера на данный момент времени.
Основная оценка рассчитывалась нами на основании выполнения или
невыполнения спортсменами заданий, которые ставились на каждый старт
сезона. На каждый старт одно задание. Они разрабатывались сначала для всеходинаковые, в дальнейшем отдельно для лидеров и отдельно для бегуний,
специализирующихся в преследовании.
28
Задачи лидеров:
1.
Убежать от соперников.
2.
3.
4.
5.
Делать небольшие ускорения по ходу дистанции.
Пробежать первую половину чуть быстрее чем средняя скорость.
Пробежать первую половину почти в полную силу.
Применять тактические приёмы по дистанции, не выпускать
соперников.
6.
Резко ускорение по ходу дистанции переходящее в финиширование
с заранее отмеченной точки.
7.
8.
Избежать сильного контакта с соперникам.
Добиться точного выполнения запланированных раскладок времени
при преодоление отдельных отрезков дистанции.
9.
Не выбегать на третью и четвёртую дорожку на вираже, стараться
держаться ближе к бровке.
Сразу же после старта занять бровку.
10.
Задачи для финишеров:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Выработать финиш 150200 метров.
Выработать продолжительный финиш 250300 метров.
Выиграть у соперника на последних метрах или 5025 метрах.
Сделать финишный рывок с заранее определенной отметки.
Избежать сильного контакта с соперником.
Начать с заданной скоростью.
Добиться точного выполнения запланированных раскладок времени
при преодоление отдельных участков дистанции.
8.
9.
С начальных метров дистанции «приклеиться» к лидеру.
Применение неожиданные ускорения по ходу дистанции.10. Использовать тактические приемы, которые помогают замедлить
скорость бега по дистанции.
29
3.2 Результаты исследования тактической подготовки бегуний на средние
На каждый старт по ходу соревновательного сезона спортсменкам
дистанции
давались
определенное задание тренером.
Если спортсменка выполняла
он получала балл, если же нет, то ей ставился
поставленное задание, то
ноль в выполнении задания. Результаты, полученные в начале и в конце
эксперимента, просчитаны и прошли математическую обработку.
Таблица 2 Анализ показателей по выполнению тактического задания.
Показатели
Работа по
заданию зима
2012/2013г
Группы
ЭГ1
ЭГ2
Работа по
заданию лето
ЭГ1
ЭГ2
2013г.
X+сигма
4,0+0,92
4,1+0,87
Проценты
40,5%
41,1%
Достоверность
p>0,05
6,0+0,95
6,0+0,83
42,8%
43,2%
p>0,05
Вначале работы были получены низкие показатели по выполнению
заданий. В среднем, каждая группа, набирали в сумме около 40 % выполнения
заданий. Этот показатель является низким для квалифицированных
спортсменок. К сожалению примерно 60 % заданий не удалось выполнить
бегуньям, но стоит отметить, что некоторые спортсменки значительно лучше
выполняли задания, чем другие.
Для спортсменок экспериментальных
групп, предложенный способ
выполнения заданий оказался сложным. Этому свидетельствуют результаты,30
показанные выше (Таблица 2 Анализ показателей по выполнению тактического
задания).
Перед началом сезона 2013/2014зима мы поделили задания по типу
бегуний на основании проведённых тестов и наблюдений во время сезона
2012/2013г. В ходе проведения соревнований по заданиям вырос уровень
тактического мастерства на следующий сезон (лето 2014г), спортсменки
показали хорошие результаты по тактики, что представлено в таблице 3.
Таблица 3 Анализ показателей по выполнению тактического задания.
Показатели
Работы по
заданию зима
2013/2014
Работы по
заданию
летом 2014г
Группы
ЭГ1
ЭГ2
ЭГ1
ЭГ2
X+сигма
8,8+1,06
5,2+1,16
Проценты
88,3%
52%
Достоверность
p<0,01
12,4+1,37
8,4+1,61
88,5%
59,9%
p<0,01
Результаты, представленные в таблице 3 позволяют говорить о нужности
понимания тактической подготовки бегуний на средние дистанции. В начале
эксперимента у более 25 % бегуний на средние дистанции уровень выполнения
заданий был низким, то есть практически спортсменки не справлялись с ним. В
В
процессе эксперимента удалось изменить улучшить результаты.
экспериментальной группе 1 на период зимнего сезона 2013г/2014г. Уровень
выполнения работы по заданию вырос до ЭГ1 = 8,8(88,3%). В свою очередь в
ЭГ2 результаты так же выросли, но они практически меньше в два раза чем в
экспериментальной группе и равны ЭГ2 = 5,2(52,2%). Продолжая обсуждать
полученные
итоговые результаты,
спортсменками в летнем сезоне 2014. ЭГ1 на тот момент очень выросли в своем
нельзя не отметить результаты,31
мастерстве, и их результаты составили ЭГ1 = 12,4(88,5%). В ЭГ2 показатели
ниже и равны ЭГ2 = 8,4(59,9%).
В работе связанной с выполнением заданий, нами было выявлено, что этот
способ оценки используется спортсменками и их тренерами очень редко.
Спортсменки и их тренеры в процессе эксперимента положительно отнеслись к
результатам и заданиям над тактической подготовкой и отметили его
эффективность, в соревновательном процессе.
По окончанию работа мы поняли , что спортсменки выполняют с большим
положительным настроем в работе, то что у них получается лучше, что же
хуже, они хотели бы не заниматься этим и избежать этого в подготовке.
Проводились беседы после каждого выполненного задания. Беседы
помогали понять прошлый забег, проводились обсуждения положительных и
отрицательных моментов в беге. Мы старались дать максимально адекватную
оценку каждому старту и сезону в целом.
Важно отметить, что спортсменки лидеры выполняли
задания по отрыву от преследования и бег по первой дорожке на виражах
значительно лучше других заданий, а вот спортсменкам финишерам лучше всего
давалось такое задание как с первых метров занять место за лидером и выйти в
удобной позиции на финишную прямую.
Одновременно плохо у обеих групп получалось выполнение заданий,
требующих сильного психологического настроя и очень хорошей физической
подготовленности (например, делать рывки по ходу дистанции или добиться
точного выполнения запланированных раскладок по времени при преодолении
отдельных отрезков дистанции).3233
Выводы:
1.
Внимательно изучив литературу по интересующей нас проблеме
исследования, индивидуальной тактической подготовки квалифицированных
бегуний, мы сделали вывод, что этому аспекту в тренировке уделяется, не так
много времени.
В тактических действиях всё сугубо индивидуально, но есть и общие
моменты такие как:
Подойти к соревнованию в наилучшей спортивной форме;
Сбросить с себя психологический барьер перед соперницами;
Адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию на дорожке;
Побеждать более сильную, чем вы, соперницу;
Конкретно и чётко распланировать ведения тактической борьбы в
данном забеге.
Не уставать на дистанции раньше времени, распределять грамотно
силы на беговой дорожке.
2.
Спортсменки должны обладать информацией об особенностях
ведения тактической борьбы на дистанции, чтобы в любой ситуации могли
ответить на конкретное тактическое действие и найти выход из любой
сложившейся ситуации.
Мы выделили несколько вариантов построения тактики
соревновательного бега:
Лидирование. В лидирование самое главное подготовка, спортсменка
должна быть уверена, что никто из бегуний на дорожке не сможет удержаться за
ней. Лидирующие бегуньи практически всегда в состоянии сделать небольшой
спурт и обойти соперниц.
Спринтерский финиш. При таком тактическом варианте ведения бега,
бегунья должна быть готова к быстрому второму кругу (летом), а так же к
спринтерскому финишу.
У таких бегуний преобладает скоростная34
выносливость, они готовы бежать как в аэробных, так и в анаэробных условиях
одновременно, с довольно большой скоростью не сдавая.
Тактика «рваного бега». В данном варианте бегуньи необходимо иметь
колоссальную аэробную и анаэробную производительность (сочетания скорости
бега и выносливости), она должна уметь менять скорость по дистанции (рывки,
ускорения, спокойный бег), при этом, не затрачивая на это много сил.
3.В нашем исследовании было установлено, что бегуньи (интроверты), как
правило, всегда пессимисты. Всегда живут прошлыми выступлениями, с трудом
принимают настоящее и боятся того что их ждёт впереди. Слабое развитие
логики у интроверта сильно осложняет её беговые возможности на дорожке.
Спортсменка хорошо управляема тренером, послушная, довольно внушаемая.
По своей сущности это человек исполнитель, результат может быть негативным,
если ей придётся брат лидерство в забеге на себя. На предсоревновательном
этапе подготовке бегуньям интроверт рекомендуется отрабатывать следующие
тактические действия на тренировке: выработать финиш как короткий, так и
продолжительный; отработать финишный рывок; уметь держать скорость по
дистанции за лидером; уметь внезапно предпринимать ускорения по ходу
дистанции. Можно отметить, что спортсменкам финишерам лучше всего
удавалось в соревнованиях такое задание как с первых метров занять место за
лидером и выйти в удобной позиции на финишную прямую.
Бегуньи экстраверты значительно отличаются от бегуний интровертов.
Как правило, являются всегда оптимистками, в большинстве случаев способно
хорошо анализировать происходящую ситуацию на дорожке. Главное отличие
бегуньи экстраверт от интроверт в том, что она способна обработать большое
количество информации. Бегунья экстраверт это лидер на беговой дорожке, это
позиция для неё считается очень удобной. Главное в деятельности такой бегуньи
это успех, если начинают копиться поражения это плохо сказывается на общём35
состоянии спортсменки. Если бегунья экстраверт займёт позицию сзади в забеге,
то она будет чувствовать себя не комфортно, постоянно нервничать и пытаться
перейти ближе к лидеру. На предсоревновательном этапе подготовке бегуньям
экстраверт рекомендуется отрабатывать следующие тактические действия в
тренировке: преодолевать первую половину быстрее, чем вторую в заданном
отрезке; отрабатывать рывки по дистанции, чтобы не пустить соперниц;
стараться разрывать контакт между собой и преследовательницами. Можно
отметить, что спортсменкам лидерам лучше всего удавалось убежать от
соперниц с самого начала и избегать сильного контакта с соперницами.36
Список литературы
1.
Верхошанский Ю.В.
Программирование и организация
тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985.176 с.
2.
Васильева, О.С. Индивидуальная тактическая подготовка бегунов на
средние дистанции групп спортивного совершенствования: автореф.дис.. канд.
пед. наук. / О.С. Васильева.Ч.: УГУФК, 2006.
3.
Савчук И.С. Рабочая программа для учебнотренировочных групп.
М., 2013г.
4.
Рыбковский А.Г. Техническая подготовка спортсмена и ее
реализация в тактике бега на выносливость / А.Г. Рыбковский //Педагогика,
психология и медикобиологические проблемы физического воспитания и
спорта. 2007. № 5. С. 144146.
5.
Селуянов, В. Н. Подготовка бегуна на средние дистанции / В. Н.
Селуянов. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 104 с.Легкая атлетика : Бег на
средние и длинные дистанции, спортивная ходьба: Примерная программа
спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР / под. общ. ред. В.В. Ивочкина,
Ю.Г. Травина, Г.Н. Королева, Г.Н. Семаева. М.: Советский спорт, 2009. 108 с.
6.
Вокзблейн Ю.Н., Кушейников Н.М. Руководство по легкой
атлетике. М.: 1985. с. 1836
7.
Колесов, А.И. Проблемы подготовки спортсменов высшей
квалификации в видах спорта с циклической структурой движений /
А.И.Колесов, Н.А. Ленц, Е.А. Разумовский. М.: Физкультура и спорт, 2003.
80 с.37
8.
Туманян, Г.С. Стратегия подготовки чемпионов: настольная книга
тренера / Г.С. Туманян. М.: Советский спорт, 2006. 494 с.
9.
Самоленко Т.В. Индивидуальный опыт построения тренировочного
процесса на этапах непосредственной подготовки к главным соревнованиям в
беге на средние дистанции / Т.В. Самоленко // Педагогика, психология и
медикобиологические проблемы физического воспитания и спорта. 2011. № С.
7176.
10.
Воробьев А.Н., Чернов К.Л. Принципы управления подготовкой
спортсменов. Малаховка: 1987.67 с.
11.
Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.
М.: Физкультура и спорт, 1998.136 с.
12.
Травин Ю.Г.,Фруктов А.Л., Чернов С.С. Развитие и современное
состояние системы тренировки в беге и спортивной ходьбе.М.: ГЦОЛИФК,
1981.38 с.
13.
Врублевский, Е. П. Индивидуализация тренировочного процесса
спортсменок в скоростносиловых видах лекгой атлетики / Е. П. Врублевский.
М.: Советский спорт, 2009. 232 с.
14. Жуков И.Н., Пыхтин В.Н., Якубович М.А. Сотворение бега //
Легкая атлетика. – 1987. – № 5. – С. 31.
15. Кулаков В.Н. Гармония подготовки // Легкая атлетика. – 1987. – №
6. – С. 1114.
16. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки // Учебное пособие
для ИФК. М.: Физкультура и спорт. 1977. с. 1834.
17. Матвеев Л.П. проблемы периодизации спортивной тренировки. М.:
Физкультура и спорт, 1964.244 с.
18. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и
спорт, 1977.271 с.38
19. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.:
Физкультура и спорт, 1970.479 с.
20. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.:
Физкультура и спорт, 1986.287 с.
21. Платонов В.Н.
Управление тренировочным процессом
высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в циклических
видах спорта // Основы управления тренировочным процессом спортсменов: Сб.
науч. тр. Клев: 1982. с. 526.
22. Анисимова Е.А.
Приемы педагогического стимулирования
двигательной активности бегунов на средние дистанции / Е.А., Анисимова, А.В.
Катенков // Теория и практика физической культуры. 2012. № 4. С. 6669.
23.
Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич.
М. : Теория и практика физической культуры, 2000. 274 с.
24.
14.Гаврикова // Теория и практика физической культуры. 2008. № 4.
С. 4446.
25.
Бальсевич, В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов
олимпийского класса / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической
культуры. 2001. № 4. С. 910.
26. Матвеев Л.П. «Основы спортивной тренировки», Москва «ФиС»,
1977г..
27.
Сираковская Я.В. Техникотактическая подготовка спортсменов
ориентировщиков на начальном этапе подготовки с учетом их
психофизиологических особенностей / Я.В. Сираковская // Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 4. С. 39.
28.Легкая атлетика. Учебное пособие / А. И. Жилкин, В.С. Кузьмин,
Е.В. Сидорчук. М. : Академия, 2008. 464 с.39
Исполнитель выпускной квалификационной
работы _____________(Давыдов В.В.)
Научный руководитель _____________(Чернов С.С.)
Заведующий кафедрой
профессор, д.п.н. ____________(Чесноков Н.Н.)
Дата защиты «____» ____________ 20__г.40
Оценка за защиту _______________________
Председатель государственной
аттестационной комиссии ___________(___________)