Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся
Оценка 4.7

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Оценка 4.7
Исследовательские работы +3
pdf
физическая культура
1 кл—11 кл
06.12.2019
Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся
Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств, способствует повышению физической подготовленности учащихся. Задача учителя: 1. Изучить особенности дифференцированного подхода к организации занятий по обучению двигательным действиям. 2. Дифференцированное развитие физических качеств учащихся. 3. Укрепление здоровья и достижение определённых спортивных результатов. 4. Создание условия для самовыражения учащихся.
Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физкультуры.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №45 им.

Жоржа Дюмезиля г. Владикавказ

 

 

 

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом

физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

 

 

Учитель физической культуры

МБОУ-гимназии №45

Циклаури Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владикавкоз, 2019г.

          

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической

культуры с учетом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся

 

Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств, способствует повышению физической подготовленности учащихся.

Задача учителя:

1.                      Изучить     особенности        дифференцированного подхода      к организации занятий по обучению двигательным действиям.

2.                      Дифференцированное развитие физических качеств учащихся.

3.                      Укрепление здоровья и достижение определённых спортивных результатов.

4.                      Создание условия для самовыражения учащихся.

Важнейшее требование современного урока - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения. Приступая к работе прежде всего надо определить, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет, В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности (с помощью тестов) и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности обучающихся в овладении определённым двигательным действием можно получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой.

Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей ещё на несколько групп:

-                 дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;

-                 плохо физически развитые дети, которые замыкаются, боясь насмешек;

-                 хорошо физически развитые дети, которые если им будет очень легко и неинтересно могут потерять желание заниматься на уроках;

-                 совершенно здоровые дети с избыточным весом, не желающие трудиться.

Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

С целью осуществления дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все учащиеся школы по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы - основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах различаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. При разработке практических заданий необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности.

Слабые учащиеся испытывают недостаток умений, поэтому не могут справиться с заданием, а отсюда - не хотят попадать в ситуацию неуспеха на уроках. В результате их интерес к занятиям физической культурой значительно снижается. Для сильных учащихся, напротив, учебная задача является слишком лёгкой, а потому не развивает их познавательный интерес. Учащиеся же среднего уровня подготовленности оказываются недостаточно мотивированными под воздействием общего настроя. Исходя из этого, стало необходимым:

1.            создать методику, которая учитывала бы все три.группы занимающихся, причём с возможностью перехода учащихся из одной группы в другую;

2.            найти средства и методы, способствующие развитию не только двигательных функций детей, но и развитию устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Одним из действенных средств, способствующих развитию интереса к занятиям физической культурой, являются подвижные игры, поэтому их необходимо включать в подготовительную и заключительную части урока. Положительные эмоции не только радуют человека, но одновременно эффективно стимулируют его мышечную деятельность.

Разминка начинается с бега - самого монотонного занятия, которое необходимо разнообразить. Хорошим приёмом, стимулирующим учеников, является игры, направленные на решение задач в беговых упражнениях. В заключительной части урока проводятся игры средней и малой подвижности, их задача приведение организма в относительно спокойное состояние, способствующие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока. Прибегнув к игровому методу ведения урока, ход урока не нарушается, а дети активизируются на выполнение поставленной задачи, повышается интерес к выполнению задания. Дети начинают не просто выполнять, но. и думать.

Также при проведении уроков физической культурой, можно использовать музыку, как стимулятор работоспособности в процессе учебной деятельности. Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно начинают испытывать выражаемые в ней чувства и настроения и связывать его с выполняемой работой, которая начинает казаться гораздо приятней, привлекательной и менее утомительной, чем обычно. Роль положительных эмоций на уроке физической культуры, посредством подвижных игр и музыкального сопровождения, как средства повышающего работоспособность и в тоже время прививающего устойчивый интерес к занятиям велика.

При дифференцированном подходе, в начале прохождения программного материала по разделам, учащихся необходимо разделить по отделениям, в каждом из которых были бы дети разного уровня подготовленности и организовать работу следующим образом:

-                 комплектование отделений осуществлялось, исходя из интересов и возможностей ребёнка;

-                 выбирался командир отделения, в каждой серии уроков он менялся и в результате каждый побывал в роли командира отделения;

-                 задачей       командира отделения   была страховка, помощь, исправление ошибок товарищей по отделению;

-                 уровень      заданий      подбирался          с        учётом        индивидуальных способностей детей.

Методика повышения          эффективности    обучения    двигательным действиям включает следующие основные этапы учебной работы с детьми,.

                   1,    Формирование учебно-познавательных мотивов:

                   а)      беседа с учениками с целью дать им необходимые теоретические

знания;

                   б)              выделение детьми с помощью учителя общих двигательных

способностей: скоростных, скоростно-силовых, силовых и выносливости.

                   в)    изучение детьми происхождения каждого вида движений;

г)     повторение этих движений в форме игры с целью их совершенствования (так у учащихся формируется интерес к изучаемым двигательным действиям).

2.         Постановка        и        решение      учебной       задачи        по      овладению двигательными   действиями:        а)       формирование     знаний        об      общих

биомеханических основах движений;

б) контроль учителя за учениками при освоении движений и контроль за движениями в коллективе (учащиеся контролируют правильность выполнения друг другом движений, сравнивают их);

В результате правильной организации дифференцированного подхода в обучении повышаются: положительная мотивация к урокам физической культуры; результативность учебного процесса; творческая активность учащихся на уроках, интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата. Для закрепления и совершенствования двигательных навыков и развития соответственных координационных способностей на уроке необходимо многократно использовать специальноподготовительные упражнения, целенаправленно и часто изменять отдельные параметры движения, их сочетания, условия выполнения стих упражнений,.

Очень эффективным в основной части урока является групповой метод работы, когда класс делится на группы в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела программы,, Однако организация учеников в основной части может быть различной в зависимости от этапа обучения.

Первый этап — ознакомление с новым учебным материалом.

Занятие проводится одновременно со всем классом, все отделения получают одинаковое задание, например, выполнить новые упражнения, показанные учителем.

Второй этап - усвоение и закрепление учебного материала.

Рационально давать разные учебные задания каждой группе: одной - подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой - усложнённые подводящие упражнения; третьей - действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д.. Например, кувырок вперёд', слабо подготовленные ученики выполняют его на наклонной плоскости в облегчённых условиях, а хорошо подготовленные - на гимнастических матах в обычных условиях. При подтягивании на высокой перекладине, наиболее слабые ученики выполняют в это время задания на гимнастической стенке на силу рук и брюшного пресса. Прыжки в высоту, на стойках устанавливаются планки разной высоты, поэтому работать могут одновременно 4 группы разной подготовленности, планки повышаются для каждой группы отдельно. Так создаются оптимальные условия обучения для всех школьников. Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе могут выполнять посильные и рекомендованные врачами специалистами задания и упражнения.

Третий этап - совершенствование двигательного действия.

Может получиться так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, третьего этапа вообще не будет - они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу второго этапа, хотя и несколько усложнённую. Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяющихся усложнённых условиях (применение отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а также для них увеличивается число повторений и число прохождения круга. Менее подготовленные обучающиеся работают в стандартных условиях.

На занятиях по гимнастике можно разрешить детям добавлять в комбинации свои элементы, в опорном прыжке изменять высоту снаряда и расстояние до мостика.

На уроке необходимо обязательно проводить и индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и домашнее задание по данному двигательному действию. Индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья обучающихся.

Дифференцированное развитие физических качеств в группах разной подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная, в результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени для отдыха и восстановления.

Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, можно использовать карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки.

На уроках желательно применять нестандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, резиновые и пружинные эспандеры и др.), проводить уроки с музыкальным сопровождением, включать элементы аэробной гимнастики, ритмики, упражнения релаксации мышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более интересными.

Обязательно контролировать физические нагрузки по частоте сердечных сокращений перед началом и после окончания занятия. Для определения функционального состояния обучающихся в процессе физических нагрузок различного характера не только сравнивать величину сдвигов пульса е характером и величиной нагрузок, но и прослеживать быстроту восстановления пульса во время отдыха. Детей, у которых перед уроком ЧСС выше 80 уд/мин , и менее подготовленных детей при построении ставить на левый фланг. Для таких обучающихся с помощью ограничителей можно сделать внутренний круг с меньшим радиусом, где они могут выполнять индивидуальные упражнения, упражнения на дыхание и расслабление, ходьбу, бег трусцой и т.д. (островок здоровья).

В подготовительной части урока задания выполняются всеми детьми, но для более слабых снижается нагрузка, уменьшается время выполнения заданий, их объём, интенсивность, количество повторений, темп движения; даются более простые подводящие и подготовительные упражнения, разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха.

В практике физкультурно-оздоровительной работы широко применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения. В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабые ученики распределяются по всем командам и чаще проводится замена этих игроков.

Если преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для слабых детей.

В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. При выполнении заданий в парах дети должны подбираться по силам и им даются разные по сложности упражнения, при этом также можно использовать карточки с заданиями и со схемами упражнений.

Особое внимание на уроке уделять детям с избыточным весом и слабым детям, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься на уроках, эти дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия. Двигательный режим со слабыми детьми осуществляется при частоте пульса до 130-150 уд/мин. На этом этапе режим занятий для разных групп должен быть различным: тренирующим, тонизирующим или щадящим.

В заключительной части урока класс объединяется в одну группу, все ученики выполняют одинаковые упражнения. Исключения составляют те случаи, когда по расписанию урок физической культуры последний и в конце его можно провести игру большой подвижности, участие в такой игре менее подготовленных детей ограничивается.

Для организации самостоятельных форм занятий физическими упражнениями формируются знания и методические умения учащихся.

Технология        дифференцированного формирования     знаний        и методических умений предполагает:

1)           выявление уровней обученности школьников в области знаний и методических умений с помощью диагностического теста (проводится в конце каждой темы и служит основанием для деления учащихся на группы разной подготовленности).

2)           "разведение" задач изучения темы по уровням обученности школьников и группам разной подготовленности; 3)      "разведение" содержания программы.

Обучающимся предлагаются задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, более развёрнутые доклады, проектная деятельность (презентации), составление комплекса утренней гимнастики или разминки, упражнений с предметами.

Достаточно времени на уроках в 1-4 классах уделять профилактике плоскостопия, формированию правильной осанки,, разработке комплексов утренней гимнастики. В ходе выполнения упражнений знакомить обучающихся с тем, на что влияет то или иное физическое упражнение (осанка, сила, ловкость и т.д.),, обращать внимание на технику выполнения и технику безопасности при выполнении упражнений; давать общий анализ выполнения упражнений и обращать внимание на технические ошибки.

Ежеурочно проводить инструктаж по правилам техники безопасности на занятиях и правилам поведения обучающихся в спортивных залах.

Дифференцированное         выставление       оценки       по      физической культуре.

При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата, Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применять методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других - сдержать от излишнего рвения; третьих - заинтересовать, Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Все отметки обязательно аргументируются.

Временно освобожденные дети и обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе должны присутствовать на уроках: помогать в подготовке инвентаря, судействе. В играх им интересны посильные роли, в эстафетах их можно назначить капитанами команд для организации детей и помощи с дисциплиной, они могут принять участие в допустимых заданиях, знакомятся на уроках с теоретическими сведениями, с техникой выполнения некоторых двигательных действий, не требующих больших энергетических затрат, могут выполнять упражнения рекомендованные врачом. Данная работа обучающихся также может оцениваться.

Постоянно ориентировать сильных детей на то, что они обязаны помогать слабым, предлагать им подготовить более слабого товарища к успешному выполнению упражнения и ставить за это высокую оценку.

При оценивании деятельности обучающихся, ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний, умений и навыков, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения в реализации усвоенных знаний и представлений.

Данная технология облегчает процесс обучения, к намеченной цели ученик подходит с постепенным накоплением запаса двигательных умений, из которых и формируется нужное действие. От богатства упражнений, форм и методов их применения уроки становятся более разнообразными, а процесс обучения - более интересным. Ученики занимаются охотно, с интересом воспринимают посильные и разнообразные задания, выполняют их осознанно, испытывают удовольствие от самого процесса выполнения.

Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока физической культуры.

 

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке физической культуры с учетом физической подготовленности состояния здоровья обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2019