МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАРДАИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Разработка индивидуального коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.
Тема: «Автоматизация звука [ш] в словах
и словосочетаниях».
Подготовила: учитель-логопед
первой квалификационной
категории
Тарасенко Алёна
Сергеевна
2018г.
Цель: автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];
- умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;
- развитие фонематического восприятия и слуха;
- формирование навыка звукового анализа;
- умение подбирать относительные прилагательные к существительным;
- умение подбирать противоположные по смыслу слова;
- умение согласовывать существительные с числительными;
- расширение и активизация словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание активности и внимательности на занятии;
- воспитание потребности в речевом общении;
- воспитание интереса к занятиям;
- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.
Оборудование:
- для обучающегося: презентация урока, гаджеты (телефон с сенсорным экраном или планшет, наушники) счетные палочки; лепестки ромашки с картинками.
- для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Ход занятия
I. Организационный момент
Приветствие.
Логопед: Доброе утро!
Обучающийся: Доброе утро!
Логопед: Давай с тобой познакомимся, меня зовут Алёна Сергеевна, а тебя как?
Посмотри на себя в зеркало, улыбнись и скажи сама (-м) себе: «У меня все получится!»
Обучающийся: «У меня все получится!»
Логопед: Послушай правило красивой речи:
Каждый день, всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
Сегодня к нам на занятие пришел новый гость. А узнать, кто это, ты сможешь только тогда, когда отгадаешь загадку.
Любит мух и комаров,
Да имеет громкий зов,
Вся зелёная скажу,
Дом на речке и в пруду.
II. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Кто это?
Обучающийся: Лягушка.
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришла лягушка-квакушка. Она хочет посмотреть, как ты будешь заниматься, но сначала послушай сказку, которую она тебе приготовила.
Жила-была на лесной опушке лягушка-квакушка, она была очень забавной, веселой, потому что любила распевать песенку. Вот сидит однажды лягушка-квакушка и видит бабочек. Спрашивает она их.
Квакушка: Ква-ква-ква, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете?
Бабочки: Как же мы полетим, лягушка-квакушка, если налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки?
Квакушка: Да, вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не дует.
Бабочки: Что же делать, кто нам поможет?
Логопед: Не переживайте, бабочки, мы вам поможем. Мы подуем на вас, ваши крылышки и обсохнут.
Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойди и встань поближе. (Выставляет схему упражнения на дыхание.)
Упражнение на дыхание «Подуем на бабочек».
Логопед: Вот и обсохли крылышки у бабочек. Как они красиво летают! И наша лягушка заулыбалась.
Упражнение «Улыбка».
Логопед: Покажи, как улыбнулась лягушка бабочкам? (Счет от 1 до 10.)
(Обучающийся выполняет).
Посмотри и тебе улыбается лягушка-квакушка, и ты ей улыбнись.
Логопед: Сидит лягушка-квакушка на лесной опушке и видит, расцвел красивый цветок, полюбовалась она его красотой, понюхала его и говорит: «Ах, как пахнет».
Давай и мы с тобой понюхаем цветок: сделаем вдох – носом, а на выдохе скажем «Ах, как пахнет».
Развеселилась лягушка-квакушка и вот запрыгал у нее язычок, вверх-вниз. Покачаемся и мы.
Упражнение «Качели».
Логопед. Улыбнись шире:
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я все выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Устал язычок.
Упражнение «Лопатка».
Язык лопаткой положи,
И немного подержи
Язык нужно расслаблять
И под счет его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.
Хотела лягушка-квакушка что-то сказать, да только язычок перестал ее слушаться, нужно его наказать.
Упражнение «Накажем непослушный язычок».
(Обучающийся произносит: пя-пя-пя (5 раз).
- Захотелось лягушке-квакушке попить чая, а чашечки-то нет, сделаем «чашечку».
Упражнение «Чашечка».
Язык лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесем.
Ее края к зубам прижмем.
- Сидит так лягушка-квакушка, тишину лесную слушает, вдруг слышит ... лошадка копытами цокает. Понравился лягушке-квакушке этот звук и давай она цокать язычком, как лошадка.
Упражнение «Лошадка».
(Обучающийся цокает (от 1 до 10 раз).
Логопед: Посмотрела лягушка-квакушка по сторонам и вдруг видит: грибок растет, улыбнулась она тогда и сделала язычком грибок.
Логопед: Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец!
Понравилась тебе сказка?
Обучающийся: Да.
Логопед: Тогда в следующий раз лягушка-квакушка придет и расскажет новую сказку!
IV. Объявление темы занятия
Логопед: Сейчас я прочитаю тебе стихотворение, а ты слушай внимательно и подумай, с каким звуком мы будем сегодня работать.
Кот Шипит, подравШись с коШкой,
Гусь - гоняясь за АнтоШкой,
А змея - увидев мыШку,
Пар - подняв в кастрюле крыШку.
Лист ШурШит, упав под ноги,
Еж - газетой на дороге.
Обучающийся: Со звуком [ш].
V. Произношение изолированного звука
Логопед: Молодец, ты справилась с заданием. Это звук [ш]. Давай произнесем его громко Ш-Ш-Ш, как ветер сильный дует и шумит лес, а теперь тихо ш-ш-ш, как слабенький ветерок дует. (Обучающийся произносит).
VI. Анализ артикуляции
Логопед: Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?
Обучающийся: Губы выдвигаются вперед. Они похожи на окошечко.
Логопед: Верно, губы похожи на окошечко.
Обучающийся: Зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются. Язычок поднимается вверх к альвеолам.
VII. Характеристика звука
Логопед: Воздух выходит свободно изо рта?
Обучающийся: Нет.
Логопед: Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой?
Обучающийся: Согласный.
Логопед: Как мы его произносим, сердито или ласково?
Обучающийся: Сердито.
Логопед: Звук [ш] – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит?
Обучающийся: Спит.
Логопед: Правильно, звук [ш] – глухой.
VIII. Связь звука с буквой
Логопед: Согласный звук [ш] обозначает буква «Ша», найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква?
Обучающийся: Из 4 палочек.
Логопед: Выложи букву из счетных палочек.
IX. Развитие фонематического слуха (Работа с гаджетом)
Логопед: тебе будут говорить слова, а ты, где услышишь звук [ш], хлопни в ладоши:
Слова: шапка, шар, сыр, картошка, рак, шило, мыло, лягушка, шмель, лес, жук.
X. Автоматизация звука в слогах
Логопед: будут читать тебе чистоговорку, а ты повторяй начало чистоговорки, то есть слоги, уделяя внимание правильному произношению звука [ш].
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше – это утка в камыше.
Ша-ша-ша – выходи из камыша.
XI. Физминутка (применение гаджета, наушники)
Логопед: Давай немного отдохнем, и поиграем в игру («Угадайка»; «Пазлы»)
XII. Автоматизация звука в словах
1. Упражнение «Расшифруй имя».
Логопед: Итак, к нам на занятие пришла лягушка, а как её зовут нам нужно разгадать. У меня есть картинки, давай их назовем, а теперь нам необходимо по первым звукам этих картинок составить имя девочки.
Слова: Шар, Улитка, Рак, Арбуз.
- Шура.
2. Упражнение «Повторяй-ка»
Логопед: Правильно её зовут Шура, наша Шура очень любит ходить за покупками на базар, давай перечислим, что она там покупает:
(логопед называет слова, обучающийся четко произносит слова за логопедом).
Слова: шар, шапка, шашки, шуба, шило, шина, шарф, шиповник, шуруп, лапша, мишутка, мешок, пшено, картошка, ландыш, калоши, кувшинка, ковш, горошина, вишня, орешки, мышеловка, кошелек.
3. Упражнение «Исправь ошибки»
Логопед: Я буду читать «перепутанные» стихи, а ты слушай и сразу же исправляй ошибки:
С другом мы играли в чашки ...
- в шашки.
- Пили чай из белой шашки ...
- чашки.
- Вылезла из норки шишка ...
- мышка.
- На нее упала мышка ...
- шишка.
- Под кустом сидели шишки ...
- мышки.
- На сосне висели мышки ...
- шишки.
- В воздухе летала кошка ...
- мошка.
Молоко лакала мошка ...
- кошка.
4. Упражнение «Ромашка»
Логопед: Помоги Шуре подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [ш]. Произнеси эти слова, отчетливо произнося звук [ш].
(Картинки: тыква, зонтик, лягушка, черепаха, груша, горох, мяч, карандаш, ковш, сыр, шарф, велосипед).
XIII. Автоматизация звука в словосочетаниях
1. Упражнение «Какой? Какая? Какие?»
Логопед: Лягушка не знает, как правильно ответить на вопрос. Поможем ей. Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук [ш].
Каша из пшена какая?
Обучающийся: Пшенная каша.
Логопед: Сок из вишни какой?
Обучающийся: Вишневый сок.
Логопед: Слон не маленький, а какой?
Обучающийся: Большой слон.
Логопед: Компот из груш какой?
Обучающийся: Грушевый компот.
Логопед: Конфеты из шоколада какие?
Обучающийся: Шоколадные конфеты.
Логопед: Из шерсти шапка какая?
Обучающийся: Шерстяная шапка.
2. Упражнение «Сосчитай до 5»
Логопед: У Шуры есть красивая шуба. Давай посчитаем до 5, используя слово «шуба». Слушай и повторяй.
Одна шуба
Две шубы
Три шубы
Четыре шубы
Пять шуб
XIV. Домашнее задание
Логопед: я разработала для тебя буклет, в котором есть упражнения для язычка. Вместе с мамой дома, выполняй упражнение перед зеркалом, обращая внимание на правильное выполнение.
XV. Итог занятия
Логопед: Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Шурой. Ей надо возвращаться домой в свой пруд. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
Обучающийся: Звук [ш].
Логопед: Ты сегодня хорошо занималась. Шуре тоже понравилось, как ты говорила, выполняла задания. Какая игра тебе понравилась больше всего?
XVI. Рефлексия. Развитие мелкой моторики
Логопед: Если тебе было интересно, то нарисуй веселое солнышко, если нет, то грустное.
Литература:
1. Анищенкова, Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.
2. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
3. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.
4. Спивак, Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.