индивидуальное коррекционное занятие в условиях реализации ФГОС ДО.

  • doc
  • 10.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5. Разработка урока.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАРДАИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

 

 

Разработка индивидуального коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.

 

 

 

 

 

Тема:  «Автоматизация звука [ш] в словах

и словосочетаниях».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 

                     Подготовила: учитель-логопед

первой квалификационной

 категории

Тарасенко Алёна

Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

2018г.

Цель: автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];

- умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- формирование навыка звукового анализа;

- умение подбирать относительные прилагательные к существительным;

- умение подбирать противоположные по смыслу слова;

- умение согласовывать существительные с числительными;

- расширение и активизация словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание  навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование:

- для обучающегося: презентация урока, гаджеты (телефон с сенсорным экраном или планшет, наушники) счетные палочки; лепестки ромашки с картинками.

- для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

 

Ход занятия

I. Организационный момент

Приветствие.

Логопед: Доброе утро!

Обучающийся: Доброе утро!

Логопед: Давай с тобой познакомимся, меня зовут Алёна Сергеевна, а тебя как?

Посмотри на себя в зеркало, улыбнись и скажи сама (-м) себе: «У меня все получится!»

Обучающийся: «У меня все получится!»

Логопед: Послушай правило красивой речи:

Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Сегодня к нам на занятие пришел новый гость. А узнать, кто это, ты сможешь только тогда, когда отгадаешь загадку.

Любит мух и комаров,

Да имеет громкий зов,

Вся зелёная скажу,

Дом на речке и в пруду.

 

II. Артикуляционная гимнастика

Логопед:  Кто это?

Обучающийся: Лягушка.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришла лягушка-квакушка. Она хочет посмотреть, как ты будешь заниматься, но сначала послушай сказку, которую она тебе приготовила.

Жила-была на лесной опушке лягушка-квакушка, она была очень забавной, веселой, потому что любила распевать песенку. Вот сидит однажды лягушка-квакушка и видит бабочек. Спрашивает она их.

Квакушка: Ква-ква-ква, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете?

Бабочки: Как же мы полетим, лягушка-квакушка, если налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки?

Квакушка: Да, вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не дует.

Бабочки: Что же делать, кто нам поможет?

Логопед: Не переживайте, бабочки, мы вам поможем. Мы подуем на вас, ваши крылышки и обсохнут.

Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойди и встань поближе. (Выставляет схему упражнения на дыхание.)

Упражнение на дыхание «Подуем на бабочек».

Логопед: Вот и обсохли крылышки у бабочек. Как они красиво летают! И наша лягушка заулыбалась.

Упражнение «Улыбка».

Логопед: Покажи, как улыбнулась лягушка бабочкам? (Счет от 1 до 10.)

(Обучающийся  выполняет).

Посмотри и тебе улыбается лягушка-квакушка, и ты ей улыбнись.

Логопед: Сидит лягушка-квакушка на лесной опушке и видит, расцвел красивый цветок, полюбовалась она его красотой, понюхала его и говорит: «Ах, как пахнет».

Давай и мы с тобой понюхаем цветок: сделаем вдох – носом, а на выдохе скажем «Ах, как пахнет».

Развеселилась лягушка-квакушка и вот запрыгал у нее язычок, вверх-вниз. Покачаемся и мы.

Упражнение «Качели».

Логопед. Улыбнись шире:

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я все выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Устал язычок.

Упражнение «Лопатка».

Язык лопаткой положи,

И немного подержи

Язык нужно расслаблять

И под счет его держать,

Раз, два, три, четыре, пять –

Язык можно убирать.

Хотела лягушка-квакушка что-то сказать, да только язычок перестал ее слушаться, нужно его наказать.

Упражнение «Накажем непослушный язычок».

(Обучающийся произносит: пя-пя-пя (5 раз).

- Захотелось лягушке-квакушке попить чая, а чашечки-то нет, сделаем «чашечку».

Упражнение «Чашечка».

Язык лопаткой положи,

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашку в дом мы занесем.

Ее края к зубам прижмем.

- Сидит так лягушка-квакушка, тишину лесную слушает, вдруг слышит ... лошадка копытами цокает. Понравился лягушке-квакушке этот звук и давай она цокать язычком, как лошадка.

Упражнение «Лошадка».

(Обучающийся цокает (от 1 до 10 раз).

Логопед: Посмотрела лягушка-квакушка по сторонам и вдруг видит: грибок растет, улыбнулась она тогда и сделала язычком грибок.

Логопед: Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец!

Понравилась тебе сказка?

Обучающийся: Да.

Логопед: Тогда в следующий раз лягушка-квакушка придет и расскажет новую сказку!

IV. Объявление темы занятия

Логопед: Сейчас я прочитаю тебе стихотворение, а ты слушай внимательно и подумай, с каким звуком мы будем сегодня работать.

Кот Шипит, подравШись с коШкой,

Гусь - гоняясь за АнтоШкой,

А змея - увидев мыШку,

Пар - подняв в кастрюле крыШку.

Лист ШурШит, упав под ноги,

Еж - газетой на дороге.

Обучающийся: Со звуком [ш].

V. Произношение изолированного звука

Логопед: Молодец, ты справилась с заданием. Это звук [ш]. Давай произнесем его громко Ш-Ш-Ш, как ветер сильный дует и шумит лес, а теперь тихо ш-ш-ш, как слабенький ветерок дует. (Обучающийся произносит).

VI. Анализ артикуляции

Логопед: Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

Обучающийся: Губы выдвигаются вперед. Они похожи на окошечко.

Логопед: Верно, губы похожи на окошечко.

Обучающийся: Зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются. Язычок поднимается вверх к альвеолам.

VII. Характеристика звука

Логопед: Воздух выходит свободно изо рта?

Обучающийся: Нет.

Логопед: Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой?

Обучающийся: Согласный.

Логопед: Как мы его произносим, сердито или ласково?

Обучающийся: Сердито.

Логопед: Звук [ш] – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит?

Обучающийся: Спит.

Логопед: Правильно, звук [ш] – глухой.

VIII. Связь звука с буквой

Логопед: Согласный звук [ш] обозначает буква «Ша», найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква?

Обучающийся: Из 4 палочек.

Логопед: Выложи букву из счетных палочек.

IX. Развитие фонематического слуха (Работа с гаджетом)

Логопед: тебе будут говорить слова, а  ты, где услышишь звук [ш], хлопни в ладоши:

Слова: шапка, шар, сыр, картошка, рак, шило, мыло, лягушка, шмель, лес, жук.

 

 

X. Автоматизация звука в слогах

Логопед: будут читать тебе чистоговорку, а ты повторяй начало чистоговорки, то есть слоги, уделяя внимание правильному произношению звука [ш].

Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше – это утка в камыше.

Ша-ша-ша – выходи из камыша.

XI. Физминутка (применение гаджета, наушники)

Логопед: Давай немного отдохнем, и поиграем в игру («Угадайка»; «Пазлы»)

XII. Автоматизация звука в словах

1. Упражнение «Расшифруй имя».

Логопед: Итак, к нам на занятие пришла лягушка, а как её зовут нам нужно разгадать. У меня есть картинки, давай их назовем, а теперь нам необходимо по первым звукам этих картинок составить имя девочки.

Слова: Шар, Улитка, Рак, Арбуз.

- Шура.

2. Упражнение «Повторяй-ка»

Логопед: Правильно её зовут Шура, наша Шура очень любит ходить за покупками на базар, давай перечислим, что она там покупает:

(логопед называет слова, обучающийся четко произносит слова за логопедом).

Слова: шар, шапка, шашки, шуба, шило, шина, шарф, шиповник, шуруп, лапша,  мишутка, мешок, пшено, картошка, ландыш, калоши, кувшинка, ковш, горошина, вишня, орешки, мышеловка, кошелек.

3. Упражнение «Исправь ошибки»

Логопед: Я буду читать «перепутанные» стихи, а ты слушай и сразу же исправляй ошибки:

С другом мы играли в чашки ...

- в шашки.

- Пили чай из белой шашки ...

- чашки.

- Вылезла из норки шишка ...

- мышка.

- На нее упала мышка ...

- шишка.

- Под кустом сидели шишки ...

- мышки.

- На сосне висели мышки ...

- шишки.

- В воздухе летала кошка ...

- мошка.

Молоко лакала мошка ...

- кошка.

4. Упражнение «Ромашка»

Логопед: Помоги Шуре подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [ш]. Произнеси эти слова, отчетливо произнося звук [ш].

(Картинки: тыква, зонтик, лягушка, черепаха, груша, горох, мяч, карандаш, ковш, сыр, шарф, велосипед).

XIII. Автоматизация звука в словосочетаниях

1. Упражнение «Какой? Какая? Какие?»

Логопед: Лягушка не знает, как правильно ответить на вопрос. Поможем ей. Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук [ш].

Каша из пшена какая?

Обучающийся: Пшенная каша.

Логопед: Сок из вишни какой?

Обучающийся: Вишневый сок.

Логопед: Слон не маленький, а какой?

Обучающийся: Большой слон.

Логопед: Компот из груш какой?

Обучающийся: Грушевый компот.

Логопед: Конфеты из шоколада какие?

Обучающийся: Шоколадные конфеты.

Логопед: Из шерсти шапка какая?

Обучающийся: Шерстяная шапка.

2. Упражнение «Сосчитай до 5»

Логопед: У Шуры есть красивая шуба. Давай посчитаем до 5, используя слово «шуба». Слушай и повторяй.

Одна шуба

Две шубы

Три шубы

Четыре шубы

Пять шуб

XIV. Домашнее задание

Логопед: я разработала для тебя буклет, в котором есть упражнения для язычка. Вместе с мамой  дома, выполняй упражнение перед зеркалом, обращая внимание на правильное выполнение.

XV. Итог занятия

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Шурой. Ей надо возвращаться домой в свой пруд. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

Обучающийся: Звук [ш].

Логопед: Ты сегодня хорошо занималась. Шуре тоже понравилось, как ты говорила, выполняла задания. Какая игра тебе понравилась больше всего?

XVI. Рефлексия. Развитие мелкой моторики

Логопед: Если тебе было интересно, то нарисуй веселое солнышко, если нет, то грустное.

 

 

Литература:

 

1. Анищенкова, Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.

2. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

3. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.

4. Спивак, Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.