Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Р] в словах»
Оценка 4.9

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Р] в словах»

Оценка 4.9
docx
07.04.2020
Индивидуальное логопедическое занятие  «Автоматизация звука [Р] в словах»
Индивидуальное логопедическое занятие.docx

Индивидуальное логопедическое занятие:
«Автоматизация звука [Р] в словах»

 

Цель занятия: автоматизация звука [Р] в словах.

Задачи: - развивать артикуляционную моторику при выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики;

- закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, а также на уровне слова;

- развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, формируя умение слышать звук на фоне слова, а также определять место заданного звука в слове;

Оборудование:  карта «Острова в океане»; зеркало; картинка парус­ник; набор картинок «Угощение»: пирожок, два пирожка, пять пирожков, груша (две груши, пять груш), ватрушка (две ватрушки, пять ватрушек), персик (два персика, три персика); набор «Кокосы» (кружки из картона с картинками: ромашка, ракетка, ручка, карандаши, картошка, горох, забор, топор, помидор); раскраски «Фрукты», «Ягоды»; сундучок с конфетами.

Ход занятия

1. Организационный момент (Приветствие подготовка учащегося
к занятию)

- Учитель-логопед. Сегодня мы с тобой отправляемся на поиски сокровищ.

- А помогать нам в поисках будет звук, который слышится в словах ыба, мат ос, мо ской, што м, ко абль. Ты догадалась, что это за звук?

Ребенок. Р-р-р.

 

 

2. Артикуляционная гимнастика

- Учитель-логопед. Звук [Р] сложный для язычка, поэтому перед тем как отправиться в путь нужно сделать гимнастику, для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный и произносил все звуки красиво и правильно. (Ребёнок выполняет упражнения «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Дятел», «Комарик»).

- Учитель-логопед. Давай столкнем наш корабль-парусник на воду. Теперь поднимем якорь и заведём «Моторчик»: д-р-р-р. Вот мы уже плывем. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта (рассматривают карту «Острова в океане»).

3. Проговаривание слоговых цепочек со звуком [Р]

- Учитель-логопед. Берем курс на первый остров! Нарисуй на карте (Приложение 1) наш путь.

- Учитель-логопед. Волны плещутся за бортом, раскачивают наш корабль,
и издают вот такие звуки:

Пра - про - пры       Бро - бра - брэ

Гры - грэ - гро        Тра - тру - тры

Кру - кро - кра        Фрэ - фра - фро

Дро - дру - дрэ        Вры - вро - вра

Ребёнок отражённо проговаривает за логопедом звуковые цепочки со звуком [Р].

4. Проговаривание слов и словосочетаний, содержащих звук [Р]
(Игра «Рыбалка») (Приложение 2) .

- Учитель-логопед. Первый остров оказался необитаемым, но около острова водятся очень красивые рыбки. Давай посчитаем, сколько же там рыбок? Ребёнок  произносит фразы «одна рыбка», «две рыбка» и т.д.

- Учитель-логопед. Молодец! А теперь давай расскажем про наших рыбок.
- Я буду читать стихотворения, а ты заканчиваешь строчку недостающим словом.

 

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали, как … (рыбы)

Я б хвостом махала гибким

И резвилась, словно … (рыбка)

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая … (рыбешка)

- Эх, сорвался мой улов! —

Рассердился … (рыболов)

- Рыба не клюет никак,

Видно я плохой … (рыбак)

От обиды чуть не плачет,

Но весь день сидит, … (рыбачит)

Рыбаку ужасно жалко,

Что не удалась … (рыбалка)

- Учитель-логопед. А теперь давай вспомним все слова со звуком [Р], которые ты добавляла (рыбы, рыбка, рыбешка, рыболов, рыбак, рыбачит, рыбалка).

5. Согласование существительных с числительными «два», «пять» (Игра «Угости крокодила») (Приложение 3).

- Учитель-логопед. А на втором острове живет зубастый, голодный кроко­дил. Давай накормим его из наших запасов. Угощай крокодила - дай ему один пирожок, два пирожка, пять пирожков. А теперь накорми его грушами, ватрушками. (Ребенок сначала отражённо проговаривает за логопедом словосочетания с числительными «два» и «пять». Затем самостоятельно продолжает составлять словосочетания)

6. Определение положения звука [Р] в слове (Игра «Разложи кокосы»)

(Приложение 4).

- Учитель-логопед. Мы отправляемся к третьему острову, на котором живут одни обезьяны. Они запасают кокосы и раскладывают их по кучкам. Кокосы не простые, а с кар­тинками. В первой кучке кокосы, где на картинке слово со звуком [Р] в начале, во второй - в середине, а в третьей - в конце. Помоги обезьянам разложить кокосы.

Картинки:  омашка,  акетка,  учка, ка андаши, ка тошка, го ох, забо, топо, помидо.

Ребенок проговаривает слова и раскладывает картинки на три группы.

7. Антонимы из числа прилагательных (Игра «Скажи наоборот»)

- Учитель-логопед. Отправляемся к четвертому острову. Этот остров захватили пираты. Пираты нам скажут, где находятся сокровища, если мы выиграем в игру «Скажи наоборот». Я говорю слово, а ты говоришь его наоборот (Например, медленный – быстрый).

веселый-грустный, смелый-трусливый, мягкий-твердый, сухой-мокрый, тупой-острый, мелкий-крупный, длинный-короткий, узкий-широкий,
злой-добрый, тихий-громкий, новый-старый, молодой-старый,
солнечный-пасмурный, плохой-хороший, левый-правый,
ленивый-трудолюбивый.

8. Образование относительных прилагательных (Игра «Какой сок?»)

- Учитель-логопед. Пират сказал мне, что сокровища зарыты на последнем острове, и их охраняет абориген. Отправляемся туда.

- Нас встречает абориген, он нас проводит к сокровищам. Только сначала нужно угостить его фруктами со звуком [Р].

- Логопед. Из этих фруктов и ягод абориген приготовит сок. Какой сок у него получится? (грушевый, гранатовый, персиковый).

- Учитель-логопед. А вот и сундук (Приложение 7). Что нужно с ним сделать? (Открыть.) Что же там за сокровище? (Ребенок открывает сундучок - в нем конфеты)

- Учитель-логопед. Наверное, это проделки аборигена. Решил, что конфеты - настоящее сокровище.

9. Итог занятия

- Учитель-логопед. Пора возвращаться домой, наш путь был дол­гим
и трудным. Конфетами угостишь друзей и расскажешь им о своем приключении. А какой звук помогал тебе сегодня в поисках сокровищ? (Ребенок произносит звук «р-р-р»)


 

Индивидуальное логопедическое занятие: «Автоматизация звука [Р] в словах»

Индивидуальное логопедическое занятие: «Автоматизация звука [Р] в словах»

Ребёнок выполняет упражнения «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Дятел», «Комарик»)

Ребёнок выполняет упражнения «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Дятел», «Комарик»)

Очень мелкая … (рыбешка) - Эх, сорвался мой улов! —

Очень мелкая … (рыбешка) - Эх, сорвался мой улов! —

Учитель-логопед . Отправляемся к четвертому острову

Учитель-логопед . Отправляемся к четвертому острову
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020