Индивидуальное логопедическое занятие:
«Автоматизация звука [Р] в словах»
Цель занятия: автоматизация звука [Р] в словах.
Задачи: - развивать артикуляционную моторику при выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики;
- закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, а также на уровне слова;
- развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, формируя умение слышать звук на фоне слова, а также определять место заданного звука в слове;
Оборудование: карта «Острова в океане»; зеркало; картинка парусник; набор картинок «Угощение»: пирожок, два пирожка, пять пирожков, груша (две груши, пять груш), ватрушка (две ватрушки, пять ватрушек), персик (два персика, три персика); набор «Кокосы» (кружки из картона с картинками: ромашка, ракетка, ручка, карандаши, картошка, горох, забор, топор, помидор); раскраски «Фрукты», «Ягоды»; сундучок с конфетами.
Ход занятия
1.
Организационный момент (Приветствие подготовка учащегося
к занятию)
- Учитель-логопед. Сегодня мы с тобой отправляемся на поиски сокровищ.
- А помогать нам в поисках будет звук, который слышится в словах �ыба, мат� ос, мо� ской, што� м, ко� абль. Ты догадалась, что это за звук?
Ребенок. Р-р-р.
2. Артикуляционная гимнастика
- Учитель-логопед. Звук [Р] сложный для язычка, поэтому перед тем как отправиться в путь нужно сделать гимнастику, для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный и произносил все звуки красиво и правильно. (Ребёнок выполняет упражнения «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Дятел», «Комарик»).
- Учитель-логопед. Давай столкнем наш корабль-парусник на воду. Теперь поднимем якорь и заведём «Моторчик»: д-р-р-р. Вот мы уже плывем. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта (рассматривают карту «Острова в океане»).
3. Проговаривание слоговых цепочек со звуком [Р]
- Учитель-логопед. Берем курс на первый остров! Нарисуй на карте (Приложение 1) наш путь.
- Учитель-логопед. Волны плещутся за бортом,
раскачивают наш корабль,
и издают вот такие звуки:
Пра - про - пры Бро - бра - брэ
Гры - грэ - гро Тра - тру - тры
Кру - кро - кра Фрэ - фра - фро
Дро - дру - дрэ Вры - вро - вра
Ребёнок отражённо проговаривает за логопедом звуковые цепочки со звуком [Р].
4.
Проговаривание слов и словосочетаний, содержащих звук [Р]
(Игра «Рыбалка») (Приложение 2) .
- Учитель-логопед. Первый остров оказался необитаемым, но около острова водятся очень красивые рыбки. Давай посчитаем, сколько же там рыбок? Ребёнок произносит фразы «одна рыбка», «две рыбка» и т.д.
- Учитель-логопед. Молодец! А теперь давай
расскажем про наших рыбок.
- Я буду читать стихотворения, а ты заканчиваешь строчку недостающим словом.
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как … (рыбы)
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно … (рыбка)
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая … (рыбешка)
- Эх, сорвался мой улов! —
Рассердился … (рыболов)
- Рыба не клюет никак,
Видно я плохой … (рыбак)
От обиды чуть не плачет,
Но весь день сидит, … (рыбачит)
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась … (рыбалка)
- Учитель-логопед. А теперь давай вспомним все слова со звуком [Р], которые ты добавляла (рыбы, рыбка, рыбешка, рыболов, рыбак, рыбачит, рыбалка).
5. Согласование существительных с числительными «два», «пять» (Игра «Угости крокодила») (Приложение 3).
- Учитель-логопед. А на втором острове живет зубастый, голодный крокодил. Давай накормим его из наших запасов. Угощай крокодила - дай ему один пирожок, два пирожка, пять пирожков. А теперь накорми его грушами, ватрушками. (Ребенок сначала отражённо проговаривает за логопедом словосочетания с числительными «два» и «пять». Затем самостоятельно продолжает составлять словосочетания)
6. Определение положения звука [Р] в слове (Игра «Разложи кокосы»)
(Приложение 4).
- Учитель-логопед. Мы отправляемся к третьему острову, на котором живут одни обезьяны. Они запасают кокосы и раскладывают их по кучкам. Кокосы не простые, а с картинками. В первой кучке кокосы, где на картинке слово со звуком [Р] в начале, во второй - в середине, а в третьей - в конце. Помоги обезьянам разложить кокосы.
Картинки: � омашка, � акетка, � учка, ка� андаши, ка� тошка, го� ох, забо�, топо�, помидо�.
Ребенок проговаривает слова и раскладывает картинки на три группы.
7. Антонимы из числа прилагательных (Игра «Скажи наоборот»)
- Учитель-логопед. Отправляемся к четвертому острову. Этот остров захватили пираты. Пираты нам скажут, где находятся сокровища, если мы выиграем в игру «Скажи наоборот». Я говорю слово, а ты говоришь его наоборот (Например, медленный – быстрый).
веселый-грустный,
смелый-трусливый, мягкий-твердый, сухой-мокрый, тупой-острый, мелкий-крупный,
длинный-короткий, узкий-широкий,
злой-добрый, тихий-громкий, новый-старый, молодой-старый,
солнечный-пасмурный, плохой-хороший, левый-правый,
ленивый-трудолюбивый.
8. Образование относительных прилагательных (Игра «Какой сок?»)
- Учитель-логопед. Пират сказал мне, что сокровища зарыты на последнем острове, и их охраняет абориген. Отправляемся туда.
- Нас встречает абориген, он нас проводит к сокровищам. Только сначала нужно угостить его фруктами со звуком [Р].
- Логопед. Из этих фруктов и ягод абориген приготовит сок. Какой сок у него получится? (грушевый, гранатовый, персиковый).
- Учитель-логопед. А вот и сундук (Приложение 7). Что нужно с ним сделать? (Открыть.) Что же там за сокровище? (Ребенок открывает сундучок - в нем конфеты)
- Учитель-логопед. Наверное, это проделки аборигена. Решил, что конфеты - настоящее сокровище.
9. Итог занятия
- Учитель-логопед. Пора возвращаться домой, наш путь был долгим
и трудным. Конфетами угостишь друзей и расскажешь им о своем приключении. А
какой звук помогал тебе сегодня в поисках сокровищ? (Ребенок произносит звук «р-р-р»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.