Тема: Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез. Постэмбриональный период у растений, животных и человека
Цели:
методическая – продемонстрировать возможности использования современных развивающих методик;
образовательная – формирование у обучающихся понимания понятий и явлений: «эмбриональное развитие», эмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, гистогенез, органогенез, морула, бластоцель, «онтогенез», «постэмбриональное период развития», «непрямое и прямое развитие»; познакомить с периодами онтогенеза; охарактеризовать процессы, протекающие на стадиях эмбриогенеза и постэмбрионального периода; познакомить с законом зародышевого сходства.
развивающая – формировать у обучающихся убежденность в возможности познания живой природы;
воспитательная – воспитывать интерес студентов к биологии как науке; рассмотреть перспективы развития технологий и методов исследования; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Задачи: - расширить и углубить знания о роли эмбрионального и постэмбрионального развития в жизни живых организмов;
- систематизировать знания об особенностях эмбрионального и постэмбрионального развития;
- выявить общие закономерности развития на примере сравнения эмбрионов хордовых животных, проследить закон зародышевого сходства, биогенетический закон.
- познакомить с понятиями «эмбриональное развитие», «онтогенез», «виды постэмбрионального развития», «стадии постэмбрионального развития», ««непрямое и прямое развитие»;
- продолжить формировать познавательный интерес;
- продолжить формирование ценности жизни и ее проявления;
- подвести к выводу о неразрывности связи жизни человека и живой природы.
Вид занятия: объяснение с демонстрацией наглядных пособий (информационный).
Тип занятия: освоение новых знаний и формирование умений и навыков студентов.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемное обучение.
Формы организации учебной деятельности студентов: обзорная лекция, фронтально – коллективная работа.
Междисциплинарные связи:
обеспечивающие – цитология, физиология, анатомия.
обеспечиваемые – экология, общая биология.
Дидактическое обеспечение занятия: таблицы, схемы (или электронные презентации).
Ход занятия
1. Организационная часть 2 мин.
1.1.Взаимное приветствие преподавателя и студентов
1.2. Проверка присутствия студентов и их готовности к занятию
2. Контроль знаний 10 мин.
Фронтальная беседа:
1.Что такое гаметогенез? (Процесс образования половых клеток)
2. Назовите периоды гаметогенеза? (Размножения, роста, созревания)
3. Что происходит с первичными половыми клетками в период размножения (делятся митозом и их количество увеличивается), в стадию роста? (будущие сперматозоиды растут незначительно, яйцеклетки увеличиваются во много раз), в стадию созревания (происходит мейоз, когда из 1 клетки образуется 4 клетки с гаплоидным набором хромосом и новыми комбинациями генов)?
4. Что такое конъюгация и кроссинговер (сближение и обмен участками гомологичных хромосом)?
5. Что такое оплодотворение? (слияние мужской и женской гамет)
6. В чем заключается биологическое значение оплодотворения (восстанавливается 2n диплоидный набор хромосом)
7. Какие способы оплодотворения существуют? (наружное и внутреннее) Почему наружное оплодотворение требует большего числа сперматозоидов? (не все яйцеклетки могут быть оплодотворены) Почему на суше невозможно наружное оплодотворение (для оплодотворения нужна жидкая среда)
8. Что такое зигота? (оплодотворенная яйцеклетка)
3. Мотивация учебной деятельности 8 мин.
4. 4.1 Основная часть (объявление темы, проблемы занятия) 40 мин.
1) Онтогенез
2) Эмбриогенез: дробление зиготы, гаструляция, органогенез, взаимодействие частей развивающегося зародыша.
3) Влияние внешних факторов на эмбриональное развитие организма
4) Постэмбриональное развитие: прямое и непрямое развитие
5) Постэмбриональный период у растений и животных, включая человека
4.2 Учебно-дискуссионная часть
Установите соответствие между процессами и этапами онтогенеза животных: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ
А) старение и естественная смерть
Б) органогенез
В) полный метаморфоз
Г) неполный метаморфоз
Д) образование однослойного зародыша
Е) образование двухслойного зародыша
ЭТАПЫ ОНТОГЕНЕЗА
1) эмбриональный
2) постэмбриональный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Найдите три ошибки в приведенном тексте «Постэмбриональное развитие животных». Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1) Стадию развития животных, начинающуюся с рождения или выхода детеныша из яйца и заканчивающуюся смертью, называют постэмбриональной. (2) Различают прямое и непрямое постэмбриональное развитие. (3) При прямом развитии из тела матери или из яйца появляется личинка с несформированными или отсутствующими органами. (4) При непрямом развитии детеныши зачастую совсем непохожи на взрослые организмы. (5) Головастик более похож на рыбу, чем на взрослую лягушку. (6) У головастика на первых этапах развития имеются жабры, двухкамерное сердце, два круга кровообращения, боковая линия. (7) Непрямое развитие характерно для крокодилов.
Ответ:
3 – при прямом развитии детёныш похож на
родителя, только его органы меньше, несформированные или отсутствующие органы у
детеныша характерны для непрямого развития
6 – на той стадии, когда у головастика имеется жабры и двухкамерное сердце, у
него один круг кровообращения
7 –для крокодилов – прямое развитие
Рефлексия

1. Оплодотворенная яйцеклетка.
2. Система в организме, образованная из эктодермы.
3. Основатель современной эмбриологии, доказавший, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными.
4. Стадия зародыша, в результате которой образуется комплекс осевых органов.
5. Новый организм, который развивается из оплодотворенной яйцеклетки.
6. Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы.
7. Немецкий исследователь, один из основателей экспериментальной эмбриологии.
8. Индивидуальное развитие особи.
9. Первичная полость тела.
10. Совокупность клеточных элементов, расположенных между наружными и внутренними зародышевыми листками в первичной полости.
11. Краткое повторение исторического развития вида, к которому относится данная особь.
12. Процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.
13. Период, длящийся от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек.
14. Один из осевых органов зародыша, образующийся после завершения гаструляции.
15. Период, длящийся от выхода яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.
16. Двухслойный зародышевый мешок, наружный слой клеток которого называется эктодермой.
17. Период накапливания клеточного материала для дальнейшего развития.
18. Набор хромосом в стадии дробления.
19. Однослойный многоклеточный зародыш.
4.3 Решение проблемы занятия 10 мин.
5. Заключительная часть. Подведение итогов занятия (замечания по усвоению студентами материала темы; акцентирование внимания на основные понятия темы, выводы по изучению темы) 15 мин.
Комментирование и оценивания работы студентов (оценка умений и знаний, творческого, исследовательского подхода при подготовке к занятиям)
Рефлексия: самоанализ работы на занятии
6. Домашнее задание 5 мин.
1) Изучить лекционный материал
2) Подготовить сообщение: «Почему же мы стареем…?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.