Индивидуальные особенности направленности сознания

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Различные люди склонны обращать особое внимание на определенные стороны предметов и явлений. Это необходимо учитывать при оценке и проверке свидетельских показаний. Так, внимание определенной категории свидетелей может быть преимущественно направленным на то, что связано с их личностью (эгоцентризм). Обобщая свой опыт судебного деятеля, А.Ф.Кони пишет: "Обладатель такого внимания нередко с большою подроб- ностью и вкусом будет говорить о вздоре, действительно только его ка- сающемся и лишь для него интересном, - будь то вопросы сна, удобства костюма, домашних привычек, Тесноты обуви, сварения желудка и т.п. - чем о событиях общественной важности или исторического значения, кото- рых ему пришлось быть свидетелем.
Иконка файла материала Индивидуальные особенности направленности сознания.doc
Индивидуальные особенности направленности сознания    Различные люди склонны обращать особое внимание на определенные  стороны предметов и явлений. Это необходимо учитывать при оценке и  проверке свидетельских показаний. Так, внимание определенной категории  свидетелей может быть преимущественно направленным на то, что связано  с их личностью (эгоцентризм). Обобщая свой опыт судебного деятеля,  А.Ф.Кони пишет: "Обладатель такого внимания нередко с большою подроб­ ностью и вкусом будет говорить о вздоре, действительно только его ка­ сающемся и лишь для него интересном, ­ будь то вопросы сна, удобства  костюма, домашних привычек, Тесноты обуви, сварения желудка и т.п. ­  чем о событиях общественной важности или исторического значения, кото­ рых ему пришлось быть свидетелем. Из рассказа его всегда ускользнет  все общее родовое, широкое в том, о чем он может свидетельствовать".    Внимание ­ состояние психического взаимодействия индивида со сре­ дой. Оптимальный уровень психической активности человека определяется  прежде всего естественным циклом чередования сна и бодрствования. Уро­ вень бодрствования определяется содержанием деятельности человека, его  отношением к этой деятельности, его интересами, увлеченностью. Наибо­ лее высокие уровни психической активности связаны с состоянием вдохно­ вения, медитации, религиозного экстаза. Все эти состояния связаны с  глубоким эмоциональным переживанием наиболее значимых для данной лич­ ности явлений.    Наше восприятие событий и наши действия зависят от наших личностных  и ситуативных состояний. В критических состояниях у многих людей ос­ лабляется адекватная взаимосвязь с внешним миром ­ личность погружает­ ся в субъективный мир "суженного сознания".    Одна из индивидуально­типологических особенностей внимания обуслов­ лена повышенной эмоциональной впечатлительностью некоторых людей и  проявляется она в значительном сокращении объема внимания при эмоцио­ генных воздействиях.    Наряду с типологическими особенностями существуют личностные, сугу­ бо индивидуальные особенности направленности внимания, обусловленные  интересами, культурным уровнем, профессией, жизненным опытом человека.                   Психические состояния непатологической                        дезорганизованности сознания    Организованность сознания человека выражается в его внимательности,  в степени ясности осознания объектов действительности.    Различный уровень внимательности ­ показатель организованности соз­ нания. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорга­ низованность.    В следственной практике, оценивая поступки людей, необходимо иметь  в виду различные непатологические уровни дезорганизации сознания.    Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является  рассеянность. Здесь имеется в виду не та "профессорская" рассеянность,  которая является результатом большого умственного сосредоточения, а  общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность  внимания. Такого вида рассеянность является временным нарушением ори­ ентировки, ослаблением внимания. Рассеянность может возникнуть в результате быстрой смены впечатлений,  когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в  отдельности. Так, у человека, пришедшего впервые в цех большого заво­ да, может возникнуть состояние рассеянности под влиянием большого раз­ нообразия воздействий.    Рассеянность может возникнуть и под влиянием однообразных, монотон­ ных, малозначимых раздражителей.    Причинами рассеянности могут быть неудовлетворенность своей дея­ тельностью, сознание ее ненужности или малозначительности. Рассеян­ ность возникает и при непонимании воспринимаемого и т.д. Уровень орга­ низации сознания зависит от содержания деятельности. Очень длительная,непрерывная работа в одном направлении приводит к переутомлению ­ ней­ рофизиологическому истощению. Переутомление сначала выражается в диф­ фузной иррадиации процесса возбуждения, в нарушении дифференцировочно­ го торможения (человек становится неспособным к тонкому анализу, раз­ личению), а затем возникает общее охранительное торможение, сонное  состояние.    Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия ­  состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние  связано с резким понижением тонуса коры мозга и субъективно пережива­ ется как тягостное состояние. Апатия может возникнуть в результате  нервного перенапряжения или в условиях сенсорного голода. Апатия в из­ вестной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет  его интересы, понижает ориентировочно­исследовательскую реакцию.    Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возника­ ет при стрессах и аффектах.    Итак, для активного взаимодействия со средой необходимо побуждение  к деятельности, оперативная ориентация в изменениях среды и регуляция  деятельности.    Выше была рассмотрена исходная основа деятельности ­ механизмы ее  побуждения ­ мотивация. Далее необходимо рассмотреть информационную  базу регуляции поведения. Сбор и переработка информации о действитель­ ности осуществляется системой познавательных процессов: ощущением,  восприятием, мышлением, памятью и воображением. Психическая активность  связана с оценкой отражаемых объектов, с эмоциями и волевой регуляци­ ей.    Последовательное рассмотрение этих процессов, к которым мы перехо­ дим, не должно создавать впечатления какой­то их очередности в самой  структуре психики. Все психические процессы взаимосвязаны в едином по­ токе сознания человека, в его деятельности.