Индивидуальный исследовательский проект "Арктический «маршрут силы»: Северный морской путь в экономике России."
Оценка 4.7

Индивидуальный исследовательский проект "Арктический «маршрут силы»: Северный морской путь в экономике России."

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
география
11 кл
14.05.2024
Индивидуальный исследовательский проект "Арктический «маршрут силы»: Северный морской путь в экономике России."
Тема исследовательской работы «Арктический «маршрут силы»: Северный морской путь в экономике России». Актуальность темы заключается в том, что использование Северного морского пути России является стратегическим фактором, связанным с геополитическим и транснациональным значением морского судоходства в арктической зоне.
Арктический маршрут силы.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ «ТЕХНИЧЕСКИЙ» ИМЕНИ С.П.КОРОЛЕВА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА.

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

 

 

 

 

Арктический «маршрут силы»: Северный морской путь в экономике России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

Бочков Семен

Ученик 9А класса

 

Руководитель:

Василенко Е.С.

Учитель истории

 

 

 

 

 

 

Самара, 2024 г.

 


 

Оглавление.

 

 

Введение.

с. 3

Глава 1. История освоения Северного морского пути.

с. 5

Глава 2. 

Арктический «маршрут силы»: Северный морской путь в экономике России.

с. 9

 

2.1. Арктика – кладовая ресурсов.

с. 9

 

2.2. Инфраструктура и атомный ледокольный флот России.

с. 13

Глава 3. Северный морской путь  – настоящее и будущее.

с. 19

Заключение.

с. 21

Список источников и литературы.

с. 22

Приложения.

 

 


Введение.

 

Уже более пяти веков Арктика играет ключевую роль для нашей страны, но именно сейчас она начала динамично развиваться. Северный морской путь – маршрут следования кораблей по Северному Ледовитому океану вдоль российского побережья в Арктике. Он является главным и кратчайшим морским путем, проходящим между Европейской частью Российской Федерации и Дальним Востоком. С недавних пор он стал иметь важнейшее международное значение в связи с обеспечением эффективных маршрутов поставок энергетического сырья.

Тема исследовательской работы «Арктический «маршрут силы»: Северный морской путь в экономике России». Актуальность темы заключается в том, что использование Северного морского пути России является стратегическим фактором, связанным с геополитическим и транснациональным значением морского судоходства в арктической зоне.

Объектом исследования является Арктика – Северный Ледовитый океан и земли, которые к нему прилегают. 

Предмет исследования – Северный морской путь.

Цель работы – определить, какое влияние Северный морской путь оказывает на экономическую устойчивость России.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.       Изучить литературу по заявленной теме.

2.       Проанализировать историю освоения Северного морского пути.

3.       Познакомиться с инфраструктурой СМП.

4.       Составить таблицу «Сравнение технологических характеристик судов атомного ледокольного флота в истории России».

5.       Выявить экономическую целесообразность и перспективы развития СМП в России.

Гипотеза: предположим, что экономическое развитие России будет более эффективным, если активно развивать Северный морской путь.

В работе использованы теоретические методы исследования: анализа литературы, обобщение, конкретизация, а также практические методы: сравнение, описание.

Продуктом исследовательского проекта является сравнительная характеристика атомного ледокольного флота России.

Теоретической основой работы стали исследования группы авторов в сборнике Сколково «Северный морской путь», в сборнике трудов Национального исследовательского Томского политехнического университета, Материалы XXXI Крашенинниковских чтений, статья А.И.Тимошенко сотрудника Института истории СО РАН, материалы сайта Совета Федерации Федерального собрания России, материалы интернет проекта «Цифровая история» и другие.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрывает практическую значимость работы.

В первой главе говорится об истории освоения Северного морского пути, показываются основные этапы развития арктической зоны Росии.

Во второй главе представлена информация о природных ресурсах Арктики, инфраструктуре СМП и атомном ледокольном флоте России, а также значение СМП для экономики страны.

В третьей главе рассматривается перспектива развития Северного морского пути для России и международных экономических связей.

В заключении подведены итоги исследования, сформированы выводы по рассматриваемой теме.

 


 

Глава 1. История освоения северного морского пути.

 

Первые попытки освоения морского маршрута вдоль северной границы Евразии датируются рубежом пятнадцатого и шестнадцатого века. Они были предприняты европейскими моряками, искавшими более короткий путь в Индию и другие страны Восточной Азии.

Побережье российской части Северного Ледовитого океана частично было разведано еще на протяжении XII-XIII веков – поморами, являвшимися выходцами из крупных городов Руси – Новгорода Великого и прочих. Для длительных плаваний по северным морям они сконструировали парусное судно, которое получило название «коч».

На конец шестнадцатого века был освоен маршрут до устья Оби, которым пользовались регулярно в качестве основного товарного пути. На этом маршруте было основано несколько острогов, впоследствии ставших населенными пунктами (Салехард, Березово, Мангазея).

В 1648 году землепроходец, сибирский казак Семён Дежнёв открывает пролив, отделяющий Чукотку от Аляски. Причина путешествия была экономической – в Нижнеколымск проникали слухи о богатой соболями "захребетной" реке Анадырь, по которой можно выйти в море[1] [Приложение 1].

 Важнейшей вехой стала Великая Северная экспедиция ‒ ряд географических экспедиций вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии во второй четверти XVIII века. Началом ее была Первая Камчатская экспедиция (1724-1730 гг.) под руководством Витуса (Ивана Ивановича) Беринга. В 1732 г. Беринг был назначен руководителем 2-й Камчатской экспедиции по обследованию всего побережья Ледовитого океана и плаванию к берегам Америки. Он прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды и исследовал побережье Камчатки и Аляски[2]. [Приложение 2] .

В XVIII веке активно исследовался и осваивался северный берег России.  Весной 1741 года русский полярный исследователь, капитан 3 ранга Челюскин Семён Иванович прошёл по суше от реки Хатанга до реки Пясина, сделал опись северо-западного побережья п-ва Таймыр, и затем до устьев Пясины и Енисея. Зимой 1741–1742 гг. Челюскин С.И. проехал из Туруханска до устья Хатанги, описал северное побережье п-ова Таймыр от мыса Фаддея на востоке до устья реки Нижняя Таймыра на западе. При этом он выявил северную оконечность п-ва Таймыр, названную в 1843 г. А. Ф. Миддендорфом в его честь мысом Челюскин.[3] [Приложение 3]

Русский мореплаватель, полярный исследователь, флотоводец екатерининской эпохи, адмирал Василий Яковлевич Чичагов, в 1765 г. достиг острова Медвежий, продолжил плавание вдоль западных берегов острова на север [Приложение 4].

Много внимания уделял освоению Крайнего Севера Д.И. Менделеев, написавший об этом 36 работ. Он сотрудничал в этой области с адмиралом С.О. Макаровым, вместе с которым занят был постройкой ледокола «Ермак».

Изучение Северных территорий России активно продолжалось в начале XX века. Русская полярная экспедиция в 1900–1902 гг. под руководством геолога барона Э.В. Толля была снаряжена Императорской Академией наук для исследования Арктики к северу от Новосибирских островов и поиска легендарной Земли Санникова.

В 1914‒1915 гг. состоялось Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр, совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач»[4].

 

Немалое внимание уделял попыткам освоения Севморпути Александр Васильевич Колчак. Участвуя в экспедиции барона Толля и других экспедициях, Колчак выполнил фундаментальное исследование о льдах Карского и Восточно-Сибирского морей, представлявшее собой новый шаг в развитии полярной океанографии, он выявил схему движения арктического льда для всего полярного бассейна. 

 В 1909, 1910 и 1911 годах Владимир Александрович Русанов был руководителем российских научных экспедиций на Новую Землю, которую обошёл вокруг на моторно-парусных судах. В 1912 году он возглавил экспедицию по обследованию угленосных районов архипелага Шпицберген для установления над ними российского контроля.  В том же году Георгий Львович Брусилов, участник гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана возглавил собственную полярную экспедицию на шхуне «Святая Анна». Осенью 1912 года судно было зажато льдами в Карском море и начало дрейфовать в северном направлении.[5] [Приложение 5]

В экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Карского моря, устья реки Колымы и морских подходов к ней, Крестовой губы участвовал Георгий Яковлевич Седов – русский гидрограф, полярный исследователь, офицер военно-морского флота. [Приложение 6]

Одним из первых мероприятий советской власти в Арктике стала организация так называемых Карских экспедиций, которые должны были обеспечить продовольствием из Сибири Европейскую часть страны. Первая из них в устья Оби и Енисея с выходом из Архангельска состоялась в августе-октябре 1920 г.

Развитие судостроительной техники, средств связи и авиации давало новые возможности для освоения Северного морского пути. Впервые за одну навигацию он был пройден экспедицией  Отто Шмидта в 1932 г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад за одну навигацию в 1934 г. было совершено на ледорезе «Федор Литке»[6]

Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая станция, сооруженная на льдине вблизи Северного полюса – «Северный полюс – 1». После 9 месяцев дрейфа станция была вынесена в Гренландское море, проплыв более 2000 км. 19 февраля 1938 г. Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» сняли четверку зимовщиков – И.Д. Папанина, Е.К. Фёдорова, Э.Т.  Кренкеля, П.П.  Ширшова. [Приложение 7]

В 1930-е гг. получила большое развитие полярная авиация. Она сложилась в самостоятельную отрасль со своими особыми задачами, с опытными летчиками-полярниками, способными решать сложные и специфические задачи в условиях воздушных перелетов в Арктике.

В 1933 г. пароход «Челюскин» отправился в сквозной рейс по Северному морскому пути[7]. Судно вышло из Мурманска в сторону Владивостока 2 августа, и, достигнув района Берингова пролива, было вынесено льдами обратно в Чукотское море. «Челюскин» потерпел кораблекрушение в феврале 1934 г. Пострадавшие были эвакуированы с помощью авиации в течение 2 месяцев. Полярные летчики, участвовавшие в операции, получили первые в СССР награды Героев Советского Союза.

В СССР строительство мощных морских ледоколов, способных покорять арктические льды, началось в 1936 г. с постройки ледокола «Сибирь» мощностью около 12 тыс. л.с. С тех пор страна стала занимать ведущее место в мировом ледоколостроении.

В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь стал важнейшей стратегической магистралью. По нему осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море для защиты конвоев "ленд-лиза". Через арктические порты Диксон, Дудинка, Нарьян-Мар, Игарка, Тикси флот снабжался каменным углём (Печорского и других арктических бассейнов), военная промышленность  никелем, медью, лесом.

За время существования СССР исследования Арктики велись очень активно, сетью полярных станций на островах и на побережье, включая дрейфующие полярные станции. Это было связано с достижениями науки и техники, в том числе постройкой атомного ледокольного флота. Освоение Северного морского пути было связано и с развитием Норильского комбината, что потребовало круглогодичной навигации по маршруту Мурманск  Дудинка.

После крушения СССР российский Север был заброшен и обезлюдел, закрылось большинство полярных станций. К 2009 г. по сравнению с 1980 гг. объём перевозок по Северному морскому пути снизился примерно в 5‒6 раз. Лишь в 2016 г. объём перевезённых грузов по СМП превзошёл показатели 1980-х гг.[8]

История освоения СМП это история подвига великих сынов Отечества.

Глава 2. Арктический «маршрут силы»: Северный морской путь в экономике России.

2.1. Арктика – кладовая ресурсов.

 

Арктика чрезвычайно богата практически всеми видами природных ресурсов. В 2009 г. журнал Science опубликовал исследование природных богатств Арктики. По мнению исследовательской группы подо льдами Арктики залегает около 83 млрд баррелей нефти (примерно 10 млрд т), что составляет 13% от мировых неразведанных запасов.

Природного газа в Арктике, по данным ученых, около 1550 трлн кубометров. При этом большая часть неразведанных запасов нефти залегает вблизи берегов Аляски, а почти все арктические запасы природного газа – у берегов России. Ученые отмечают, что большая часть ресурсов находится на глубине менее 500 м. В Баренцевом, Печорском и Карском морях не только выявлено более 200 нефтегазоперспективных объектов, но и открыто несколько десятков месторождений, среди них:

-       на шельфе Баренцева (включая Печорское) моря – 11 месторождений, в том числе четыре нефтяных, одно нефтегазоконденсатное, три газоконденсатных, три газовых ;

-       на шельфе Карского моря – 11 месторождений, в том числе два нефтегазоконденсатных, два газоконденсатных, семь газовых;

-       на шельфе Охотского моря – восемь месторождений, в том числе одно нефтяное, пять нефтегазоконденсатных, одно газоконденсатное, одно газовое.[9]

В Арктической зоне сконцентрирована добыча 91 % природного газа и 80 % (от общероссийских разведанных запасов) газа промышленных категорий.

В пределах материковой части Арктики располагаются уникальные запасы и прогнозные ресурсы медно никелевых руд, олова, платиноидов, агрохимических руд, редких металлов и редкоземельных элементов, крупные запасы золота, алмазов, вольфрама, ртути, черных металлов, оптического сырья и поделочных камней.

Основные ресурсы минерального сырья Арктики сосредоточены в северной части Кольской провинции: платиновые металлы, медно никелевые руды, титан, тантал, ниобий, редкоземельные металлы, железо, фосфор, полиметаллы, флюорит, железо, хром, марганец, золото, алмазы.

На севере Таймыро-Норильской провинции – медноникелевые руды, платиновые металлы. В Маймеча-Котуйской и Уджинской провинциях найдены фосфор, железо, ниобий, платиновые металлы, алмазы. В Таймыро-Североземельской провинции обнаружены золото, слюда, молибден, вольфрам, хром, ванадий, полиметаллы.

В Анабарской и Якутской провинциях – алмазы, железо, редкие металлы. В Верхоянской и Яно-Чукотской провинциях – олово, золото, ртуть, вольфрам, медь, молибден, серебро, платиноиды, полиметаллы.

Арктические районы – Кольский полуостров, Таймыр, Чукотка, Якутия, Норильск – содержат запасы апатитового концентрата (более 90%), никеля (85%), меди (около 60%), вольфрама (более 50%), редкоземельных элементов (более 95%), платиноидов (свыше 98% запасов), олова (более 75% разведанных запасов – Северо-Янское месторождение), ртути (основные разведанные запасы в пределах Яно-Чукотской провинции, крупные месторождения – на полуострове Таймыр), запасы золота, серебра (около 90%), алмазов (более 99% – на территории Якутии, в Архангельской области и Таймырском АО).

Недра Арктики содержат и дефицитные в России руды: важнейшие месторождения марганца – на Новой Земле, хрома – в Ямало-Ненецком АО и Мурманской области, титана – на Кольском полуострове. На шельфе и арктических архипелагах установлены запасы и прогнозные ресурсы всех категорий россыпного олова, золота, алмазов, марганца, полиметаллов, серебра, флюорита, поделочных камней, различных самоцветов.

В арктической зоне сосредоточена большая часть российских запасов золота (40%), хрома и марганца (90%), платиновых металлов (47%), коренных алмазов (100%), вермикулита (100%), угля, никеля, сурьмы, кобальта, олова, вольфрама, ртути, апатита (50%), флогопита (60-90%). Природные ресурсы Арктики. https://ria.ru/20100415/220120223.html[10]

Общие кондиционные прогнозные ресурсы залегающих здесь углей оцениваются как минимум в 780 млрд т, из них 599 млрд т – энергетических и более 81 млрд т – коксующихся. Здесь же добывается 100% алмазов, сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, редких и редкоземельных металлов, 98% платиноидов, 95% газа, 90% никеля и кобальта, 60% меди и нефти.

Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России, по оценкам, превышает 30 трлн. долларов, причем, две трети этой суммы приходится на долю энергоносителей. А общая стоимость разведанных запасов – 1,5-2 трлн. долларов. Это говорит о низкой степени разведанности, а тем более освоения недр, и не позволяет в полной мере реализовать потенциал макрорегиона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Инфраструктура и атомный ледокольный флот России.

 

Протяжённость Северного морского пути от Карских Ворот до мыса Дежнёва составляет, в зависимости от трассы, более 5600 км. Таким образом, СМП – это огромная ледовая дорога, соединяющая два океана – Атлантический и Тихий, которая проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское). Крупнейшими портами СМП являются Мурманск и Архангельск, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси и Певек.[11]

Законодательством Российской Федерации Северный морской путь определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике». Это уникальный трансконтинентальный маршрут, всегда представлявший интерес для экономики многих стран мира, а для России он имел чрезвычайно важную роль и в стратегическом отношении.[12]

Северный морской путь начинается от незамерзающего порта Мурманск и далее проходит через моря Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское вплоть до бухты Провидения с одноименным портом. В более широком смысле можно рассматривать в качестве начальной и конечной точки маршрута Санкт-Петербург и Владивосток, хоть они и расположены значительно южнее. В таком случае к морям Северного морского пути необходимо также добавить Берингово и Балтийское моря.

Самые крупные порты СМП в порядке следования

1.                 Санкт-Петербург

2.                 Мурманск

3.                 Архангельск

4.                 Мезень

5.                 Нарьян-Мар

6.                 Варандей

7.                 Амдерма

8.                 Сабетта

9.                 Игарка

10.            Дудинка

11.            Диксон

12.            Хатанга

13.            Тикси

14.            Зеленый мыс

15.            Певек

16.            Мыс Шмидта

17.            Провидения

18.            Эгвекинот

19.            Анадырь

20.                Петропавловск-Камчатский

21.            Магадан

22.            Корсаков

23.            Ванино

24.            Находка

25.            Владивосток

Всего на пути следования судов идущих Северным морским путем встречается порядка 70 перевалочных пунктов и портов, некоторые из них расположены не прямо у берега, а в глубине континента вверх по реке (например, Дудинка и Игарка расположены на Енисее в нескольких сотнях километров от берега Карского моря, порт Хатанга — аналогично на реке Хатанга).

1.     Терминал «Утренний» в порту Сабетта является участком №2 морского порта Сабетта. Строительство терминала, включая объекты федеральной собственности, а также реконструкция морского канала включены в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) на период до 2024 года. Подходной канал к терминалу длиной 5,6 км и шириной 510 м обеспечит судоходство в условиях припайного и дрейфующего льда. Стоимость СПГ-терминала составляет 95,7 млрд рублей, проект на 70% финансируется за счет госбюджета РФ.

Строительство терминала «Утренний» позволит увеличить отгрузку углеводородов на экспорт в объеме 21,6 млн тонн в год в рамках освоения месторождения проекта «Арктик СПГ 2», который предусматривает строительство трех технологических линий по производству СПГ общей мощностью 19,8 млн тонн в год и стабильного газового конденсата до 1,6 млн тонн в год[13].

2.     Порт «Бухта Север». Этот стратегически важный объект обеспечит перевалку нефти с месторождений «Восток Ойл». Порт станет крупнейшим в России нефтеналивным терминалом с парком для приема и хранения нефти (102 резервуара к 2030 году). С использованием инфраструктуры первой очереди объем перевалки нефти через морской терминал порта планируется довести до 30 млн тонн в год с последующим поэтапным выходом на общий объем перевалки до 100 млн тонн в 2030 году. За счет федерального финансирования будут проведены работы по углублению акватории порта, установлены средства навигации и объекты системы обеспечения безопасности мореплавания. Это даст возможность проводить морские суда ледового класса дедвейтом свыше 120 тыс. тонн. Ввод в эксплуатацию новой портовой инфраструктуры намечен на 2024 год.[14]

3.     Угольный терминал «Енисей». Он создается на берегу Карского моря и является одним из ключевых объектов проекта компании «Северная звезда» по освоению Сырадасайского месторождения угля на Таймыре. В состав порта войдут грузовой причал, береговая зона и соединительная дамба, где будут установлены конвейерная линия и судопогрузочная машина. Площадь территории порта составит более 20 га. В комплекс войдут склады, где одновременно сможет храниться до 1 млн тонн готовой продукции. Сейчас реализуется первый этап проект по строительству причального комплекса и выполнению силами Гидрографического предприятия дноуглубительных работы объемом 1,8 млн куб. м, после которых инвестор рассчитывает до конца года. С 2026 года терминал «Енисей» обеспечит дополнительную грузовую базу СМП в объеме более 5 млн тонн в год.

4.     Терминал для продукции Баимского ГОКа. В практическую стадию в реализации вступил проект по строительству на мысе Наглейнын (Чукотский автономный округ) морского терминала для отгрузки продукции Баимского горно-обогатительного комбината (ГОК) мощностью до 2 млн тонн в год. Баимский ГОК строится для разработки Баимского золото-медного месторождения –крупнейшего в мире неосвоенного месторождения. Суммарный ресурсный потенциал Баимской площади составляет 23 млн тонн меди и 2 тыс. тонн золота (64,3 млн унций).

В настоящее время Россия является одним из немногих государств, располагающих собственным ледокольным флотом. В эксплуатации находится более 40 ледоколов разных классов, а также несколько судов с ядерной энергетической установкой. Как по количеству, так и по качеству ледокольный флот России не имеет равных в мире. Атомных ледоколов нет ни в одной стране мира, кроме России. Эти суда способны обеспечивать деятельность портов и проводить караваны по маршрутам.[15]

Первым в мире ледоколом арктического класса стал паровой ледокол «Ермак». Назван в честь русского исследователя Сибири – Ермака Тимофеевича. Построен в 1899 г. в Англии. Первым в мире судном с ядерной энергетической установкой стал Атомный ледокол «Ленин». Построен на Адмиралтейском заводе в Ленинграде в 1956-1959 гг. В его создании приняли участие более 500 предприятий и учреждений СССР. Введен в эксплуатацию 3 декабря 1959 года. Провел во льдах Арктики тысячи судов, сам прошел при этом 654 400 морских миль, что в три с лишним раза превосходит по длине расстояние от Земли до Луны. Выведен из эксплуатации в 1989 году.

В настоящее время в состав атомного ледокольного флота входят семь ледоколов: «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр», «Вайгач». Их дополняет атомный контейнеровоз «Севморпуть».[16] Ледоколы строятся на верфях Балтийского завода в Санкт-Петербурге. Атомный ледокол «Арктика» выполняет функцию, в т.ч. круизного судна (до 100 пассажиров). Готовятся ввести в эксплуатацию атомные ледоколы «Якутия» (2025 г.) и «Чукотка» (2026г.).

Данные атомные ледоколы различаются по классу (типу) и номером проекта. Одной из важнейших характеристик является тип используемого ядерного реактора и количество таких установок. Главная особенность ледоколов нового поколения (проект 22220) – двухосадочность на 8,5 и 10,5 метра; они могут работать как в море, так и на мелководных участках Енисея и Окской губы.[17] Такую универсальность обеспечивает большая балластная система набора и сброса воды. Ядерные установки, конечно, тоже мощнее: два реактора (РИТМ-200) дают 81,5 тысячи лошадиных сил. Прибавка в мощности позволяет универсальным ледоколам развивать скорость в два узла по льду толщиной уже 2,8-2,9 метра. Именно эти ледоколы обеспечат круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. «Арктика» уже водила караваны до Певека, самого северного города России — не так давно такая задача казалась невозможной.

Эффективность этого поколения ледоколов хорошо иллюстрируется простым сравнением: одна «Арктика» прокладывает такой же широкий канал, как пара «Таймыр» и «Вайгач». Впрочем, скоро и она будет казаться «мелкой». К концу десятилетия на Северном морском пути появится качественно новый ледокол «Россия», первый представитель проекта 10510 «Лидер». Он будет на десять метров шире прошлого поколения и гораздо мощнее: скорость в два узла он сможет поддерживать на льду толщиной 4,3 метра, оставляя за собой канал шириной 50 метров. Чем шире канал, тем безопаснее для следующего за ледоколом каравана из судов.

Морские льды очень подвижны и, бывает, зажимают суда. Чтобы освободить их из ледового плена, ледоколы сдают назад, проходя близко к бортам «пленника». Главная опасность тут не в потере времени, а в сильном давлении и острых углах морских ледяных глыб — они способны сильно повредить обшивку и винты судов.

С июля по октябрь (то есть 3-4 месяца в году) навигация по СМП осуществляется беспрепятственно. Остальное время – только в сопровождении атомных ледоколов.[18] [Приложение 8].


Сравнение технологических характеристик судов атомного ледокольного флота в истории России. [19]

 

Название судна

Год ввода в эксплуатацию

Класс (Тип)

Мощность установки

Ледопроходимость

Экипаж

Длина

Ширина

Скорость по чистой воде

Осадка

Автономность плавания:

Ермак

1898

-

12 тыс. л.с.

1,6 м

102 чел.

 97,5 м

21,6 м

12 узлов

7 м

-

Федор Литке

1909

-

7 тыс. л.с.

-

140 чел

80 м

14,5 м

18 узлов

6 м

-

Ленин

1959

-

44 тыс. л.с.

2.0 м

243 чел.

134 м

27.6 м

19 узлов

10.5 м

1 год

Арктика 

1972

Арктика

75 тыс. л.с.

2.0 м.

150 чел

147.9 м

29.9 м

20 узлов

11 м

4 года

Сибирь 

1977

Арктика

75 тыс. л.с.

2.0 м.

150 чел

147.9 м

29.9 м

20 узлов

11 м

4 года

Росссия

1985

Арктика

75 тыс. л.с.

2.0 м.

150 чел

150 м

30 м

20 узлов

11 м

4 года

Таймыр

1989

Таймыр

50 тыс. л.с.

1,77 м

89 чел

151,8 м

29,2 м

18,5 узлов

8,1 м

10-11 лет

Вайгач

1990

Таймыр

50 тыс. л.с.

1,77 м

89 чел.

151,8 м

29,2 м

18,5 узлов

8,1 м

10-11 лет

Советский Союз

1990

Арктика

75 тыс. л.с.

2.0 м.

150 чел

150 м

30 м

20 узлов

11 м

4-6 лет

Ямал

1992

Арктика

75 тыс. л.с.

2,8 м

106 чел.

148 м

30 м

21 узел

11 м

4-6 лет

50 лет Победы

2007

Арктика

75 тыс. л.с.

2,8 м

106 чел

159,6 м

30 м

21 узел

11 м

4-6 лет

Арктика

2020

ЛК-60Я

80 461 л.с.

До 3 м

54 чел

173,3 м

34 м

22 узла

8.5/10.5 м

7 лет

Сибирь

2022

ЛК-60Я

80 461 л.с.

До 3 м

54 чел

173,3 м

34 м

22 узла

8.5/10.5 м

7 лет

Урал

2022

ЛК-60Я

80 461 л.с.

До 3 м

54 чел

173,3 м

34 м

22 узла

8.5/10.5 м

7 лет

 


Глава 3. Севморпуть – настоящее и будущее.

В 2012 г. на парламентских слушаньях было рассмотрено и утверждено положение о Северном морском пути. Определился повышенный интерес к Арктике со стороны Китая и стран юго-восточной Азии, стран Европы. 8 июня 2015 г. Правительство России утвердило комплексный проект его развития, который предусматривал обеспечение безопасности мореплавания, деятельности кораблей и судов, защиту морской среды от загрязнения, повышение надежности транзитных перевозок и т.д.[20]

В августе 2022 года правительство России утвердило план развития Северного морского пути (СМП) до 2035 года. Он включает в себя более 150 мероприятий, общий объем финансирования − почти 1,8 трлн рублей. В числе мероприятий: строительство в Арктической зоне новых терминалов, береговых и гидротехнических сооружений, создание и развитие транспортно-логистических узлов, баз бункеровки и технического обслуживания.

Отдельный раздел посвящен созданию судов ледокольного флота, развитию арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей. Предусмотрены мероприятия по строительству аварийно-спасательного флота. Создается арктическая спутниковая группировка, которая обеспечит гидрометеорологическое и навигационное сопровождение судоходства.

В мае 2023 года правительство расширило план развития Северного морского пути до 2035 года, включив в него мероприятия по разработке проектов значимого судового комплектующего оборудования и его запуску в производство. Речь идет о создании отечественных образцов наиболее значимого судового комплектующего оборудования, которое необходимо при строительстве судов ледокольного флота, грузовых судов ледового класса, а также аварийно-спасательных судов.

Полномочия по организации судоходства были консолидированы в госкорпорации «Росатом», которая совместно с различными министерствами и ведомствами занимается решением организационных и практических вопросов развития судоходства.

На совещании в 2023 г. Владимира Путина с членами правительства РФ глава Росатома сообщил, что госкорпорация совместно с ПАО «НОВАТЭК» планируют запустить круглогодичную навигацию по СМП. Это событие станет историческим для развития всей Арктики.

Заинтересованность в создании нового транспортного маршрута проявляют и крупные игроки международной логистики. Так, в июне 2023 года Росатом и компания DP World подписали соглашение о совместном развитии евроазиатской транспортной логистики и контейнерных перевозок по Северному морскому пути – перспективному торговому маршруту, соединяющему Азию и Европу и способному повысить устойчивость глобальной торговли.[21]

Для использования Севморпути «на полную» необходим мощный ледокольный и грузовой флот, развитая портовая инфраструктура. В соответствии с Указом президента РФ №126 от 27 февраля 2023 года для развития инфраструктуры Арктической зоны должно быть построено семь универсальных атомных ледоколов, к 2030 году необходимо минимум 17 ледоколов и не менее 22 ледоколов к 2035 году.

По подсчетам Росатома, к 2030 году для обеспечения растущего грузопотока с ключевых проектов, реализуемых в акватории Севморпути, в общей сложности будут необходимы 160 судов[22].

Заключение.

Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Развитие Северного морского пути — это, безусловно, один из очевидных стратегических приоритетов». Развитие Северного морского пути (СМП) и наращивание грузооборота на нем — одна из задач национального проекта «Модернизация», который реализуется по решению президента.

Изучив и проанализировав освоение и  развитие Северного морского пути, я пришёл к следующим выводам:

1.       Освоение Северного морского имеет исключительное значение в истории России.

2.       Северный морской путь дает дополнительный импульс в развитии современных, в том числе атомных технологий. Способствует развитию сложного судостроения.

3.       Освоение СМП продолжается до настоящего времени. Дальнейшее развитие СМП – это задача на несколько поколений вперед.

Таким образом, цель работы «определить какое влияние Северный морской путь оказывает на экономическую устойчивость России» достигнута. Выдвинутую гипотезу о том, что экономическое развитие России будет более эффективным, если активно развивать Северный морской путь, считаю доказанной.

Продуктом исследовательского проекта является таблица «Сравнение технологических характеристик судов атомного ледокольного флота в истории России».

Оценивая возможное развитие грузоперевозок, расширение экономической деятельности в арктических регионах, можно быть уверенным, что успешное решение транспортировки грузов возможно только при использовании атомного ледокольного флота по трассе Северного морского пути .

 

Список источников и литературы.

1.     Арктический «маршрут силы»  https://arctic-way.rbc.ru/cards.html

2.     Арктический Транссиб: какое будущее ждёт Северный морской путь?  https://www.kp.ru/daily/27519/4782078/

3.     Атомный флот // http://www.rosatomflot.ru/flot/

4.     Вильде Т. Севморпуть: Ледовый шелковый путь //https://www.rosatom.ru/production/fleet/

5.     Дежнёв Семён Иванович // https://ru.wikipedia.org/wiki/ Дежнёв

6.     Значение Северного морского пути. https://interoiltrading.ru/articles/znachenie-severnogo-morskogo-puti/

7.     Материалы официальныго сайта Главсевморпути — https://nsr.rosatom.ru/

8.     Материалы сайта госкорпорации «Росатом» //https://www.rosatom.ru/production/fleet/

9.     Перспективы развития СМП. https://magazine.neftegaz.ru/articles/arktika/686530-perspektivy-razvitiya-smp/

10. Природные ресурсы Арктики. https://ria.ru/20100415/220120223.html

11. Российский ледокольный флот // Военное обозрение. 13.01.2020г. //https://topwar.ru/166576-rekordy-i-problemy-rossijskij-ledokolnyj-flot.html

12. Самсонов А. Челюскинская эпопея // ж. «Военное обозрение», апрель 2014 // https://topwar.ru/43633-chelyuskinskaya-epopeya.html

13. Северный морской путь и его значение для России. https://roscongress.org/materials/severnyy-morskoy-put-ekonomicheskoe-i-geopoliticheskoe-znachenie-v-sovremennykh-usloviyakh/

14. Северный морской путь поможет развитию российской экономики. https://rg.ru/2023/08/07/severnyj-morskoj-put-pomozhet-razvitiiu-rossijskoj-ekonomiki.html

15. Северный морской путь. История освоения. https://dzen.ru/a/XiGfdRbvkACukRsk

16. Северный морской путь: история, регионы, проекты, флот и топливообеспечение // https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC_RU_Arctic_Vol3.pdf

17. Северный морской путь: почему он так важен? https://dzen.ru/a/ZTZm05AOEk3p9onD

18. Северный морской путь: прошлое, настоящее и будущее главной морской арктической «артерии» России. https://dzen.ru/a/Y4xUdu4byCm1n5UM

19. Северный морской путь: экономическое и геополитическое значение в современных условиях. https://roscongress.org/materials/severnyy-morskoy-put-ekonomicheskoe-i-geopoliticheskoe-znachenie-v-sovremennykh-usloviyakh/

20. Севморпуть: история и перспективы. https://tass.ru/ekonomika/20118387

21. Семь шагов в освоении северного морского пути // https://vk.com/wall-180702958_18252

22. Советский опыт мобилизационных решений в освоении Арктики и северного морского пути в 1930—1950-е гг. // https://narfu.ru/upload/iblock/19f/15.pdf

23. Таргонский Г. Анатолий Ляпидевский: герой номер один // сайт «Цифровая история» // https://цифровая-история.рф/

24. Тимошенко А.И. Советский опыт мобилизационных решений в освоении арктики и северного морского пути в 1930—1950-е гг. // https://narfu.ru/upload/iblock/19f/15.pdf/


 

25. Скачано с www.znanio.ru



[1] Дежнёв Семён Иванович //  https://ru.wikipedia.org/wiki/ Дежнёв Семён Иванович

[2] Северный морской путь. История освоения. https://dzen.ru/a/XiGfdRbvkACukRsk

[3] Северный морской путь: прошлое, настоящее и будущее главной морской арктической «артерии» России. https://dzen.ru/a/Y4xUdu4byCm1n5UM

[4] Северный морской путь и его значение для России. https://roscongress.org/materials/severnyy-morskoy-put-ekonomicheskoe-i-geopoliticheskoe-znachenie-v-sovremennykh-usloviyakh/

[5] Северный морской путь: прошлое, настоящее и будущее главной морской арктической «артерии» России. https://dzen.ru/a/Y4xUdu4byCm1n5UM

[6] Семь шагов в освоении северного морского пути // https://vk.com/wall-180702958_18252

[7] Северный морской путь: история, регионы, проекты, флот и топливообеспечение //       https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC_RU_Arctic_Vol3.pdf

[8] Северный морской путь и его значение для России. https://roscongress.org/materials/severnyy-morskoy-put-ekonomicheskoe-i-geopoliticheskoe-znachenie-v-sovremennykh-usloviyakh/

[9] Природные ресурсы Арктики. https://ria.ru/20100415/220120223.html

[10] Природные ресурсы Арктики. https://ria.ru/20100415/220120223.html

[11] Северный морской путь: история, регионы, проекты, флот и топливообеспечение //   https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC_RU_Arctic_Vol3.pdf

[12] Там же.

[13] Вильде Т. Севморпуть: Ледовый шелковый путь // https://www.rosatom.ru/production/fleet/

[14] Министерство транспорта Российской Федерации  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА (Росморречфлот) //   https://morflot.gov.ru/novosti/lenta/pravitel-stvo-profinansiruet-infrastrukturnye-i-tsifrovye-proekty-dlya-razvitiya-severnogo-morskogo-puti/ 

[15] Российский ледокольный флот: там, где климат суров //  https://topwar.ru/166576-rekordy-i-problemy-rossijskij-ledokolnyj-flot.html

[16] Логистика и развитие северного морского пути//https://www.rosatom.ru/production/fleet/

[17] http://www.rosatomflot.ru/press-centr/novosti-predpriyatiya/2009/09/03/23-chto-takoe-dvuhosadochnyy-ledokol/

[18] Северный морской путь России: перспективы, порты, грузооборот. //  https://snegir.org/post/severnij-morskoj-put-istoriya-perspectivi/

[19] Атомные ледоколы России//https://sputnik-flot.ru/atomnye-ledokoly-rossii

 

[20] Значение северного морского пути: сравнительный анализ российских и зарубежных исследований //  https://nauchkor.ru/pubs/znachenie-severnogo-morskogo-puti-sravnitelnyy-analiz-rossiyskih-i-zarubezhnyh-issledovaniy-5d6ec78b7966e1054cbc8222

[21] Севморпуть: Ледовый шелковый путь //  https://portnews.ru/projects/project55/

[22] Сайт госкорпорации «Росатом» //https://www.rosatom.ru/production/fleet/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Оглавление. Введение

Оглавление. Введение

Введение . Уже более пяти веков

Введение . Уже более пяти веков

В работе использованы теоретические методы исследования: анализа литературы, обобщение, конкретизация, а также практические методы: сравнение, описание

В работе использованы теоретические методы исследования: анализа литературы, обобщение, конкретизация, а также практические методы: сравнение, описание

Глава 1. История освоения северного морского пути

Глава 1. История освоения северного морского пути

В XVIII веке активно исследовался и осваивался северный берег

В XVIII веке активно исследовался и осваивался северный берег

Немалое внимание уделял попыткам освоения

Немалое внимание уделял попыткам освоения

Федор Литке» [1] Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая станция, сооруженная на льдине вблизи

Федор Литке» [1] Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая станция, сооруженная на льдине вблизи

Тикси флот снабжался каменным углём (Печорского и других арктических бассейнов), военная промышленность ‒ никелем, медью, лесом

Тикси флот снабжался каменным углём (Печорского и других арктических бассейнов), военная промышленность ‒ никелем, медью, лесом

Глава 2. Арктический «маршрут силы»:

Глава 2. Арктический «маршрут силы»:

Основные ресурсы минерального сырья

Основные ресурсы минерального сырья

Природные ресурсы Арктики. https://ria

Природные ресурсы Арктики. https://ria

Инфраструктура и атомный ледокольный флот

Инфраструктура и атомный ледокольный флот

Всего на пути следования судов идущих

Всего на пути следования судов идущих

Это даст возможность проводить морские суда ледового класса дедвейтом свыше 120 тыс

Это даст возможность проводить морские суда ледового класса дедвейтом свыше 120 тыс

России не имеет равных в мире

России не имеет равных в мире

Именно эти ледоколы обеспечат круглогодичную навигацию по

Именно эти ледоколы обеспечат круглогодичную навигацию по

Сравнение технологических характеристик судов атомного ледокольного флота в истории

Сравнение технологических характеристик судов атомного ледокольного флота в истории

Глава 3. Севморпуть – настоящее и будущее

Глава 3. Севморпуть – настоящее и будущее

Полномочия по организации судоходства были консолидированы в госкорпорации «Росатом», которая совместно с различными министерствами и ведомствами занимается решением организационных и практических вопросов развития судоходства

Полномочия по организации судоходства были консолидированы в госкорпорации «Росатом», которая совместно с различными министерствами и ведомствами занимается решением организационных и практических вопросов развития судоходства

Заключение . Президент Российской

Заключение . Президент Российской

Список источников и литературы

Список источников и литературы

Северный морской путь: история, регионы, проекты, флот и топливообеспечение // https :// energy

Северный морской путь: история, регионы, проекты, флот и топливообеспечение // https :// energy
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2024