Методическая разработка
«Индивидуальный образовательный маршрут одаренного учащегося
детского объединения «От звука к букве»
(2 год обучения)
Составитель: Тимофеева Марина Михайловна
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку. Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию грамматического строя, лексики и фонематического восприятия родного языка. Родители, видя успехи своих детей после окончания детского объединения «От звука к букве», желают продолжить их обучение у педагога. Индивидуализированное образование этой категории учащихся осуществимо с помощью индивидуального образовательного маршрута обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, разработанная педагогом с учётом пожеланий родителей.
Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся и направлена формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптивной личности.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:
- осознанием всеми участниками образовательного процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута, как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;
- активным включением родителей в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
- организацией рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут
Галкина Ярослава Александровича
учащегося в детском объединении «От звука к букве».
Сроки реализации – 2022-2023 учебный год.
Возраст учащегося - 6 лет
Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на выявление и развитие речевого потенциала обучающейся в детском объединении.
Цель: развитие грамотной связной речи учащихся на основе овладения знаниями по расширенным разделам грамматики, фонетики, лексики.
Задачи индивидуального маршрута
Личностные:
Ø воспитывать этические нормы поведения;
Ø содействовать социальной адаптации учащихся;
Ø воспитывать терпение, аккуратность.
Метапредметные:
Ø развивать навыки, умения формулировать и удерживать учебную задачу, следуя инструкции педагога;
Ø развивать коммуникативные качества;
Ø развивать артикуляционную, пальчиковую, общую моторику, речевое дыхание;
Ø развивать неречевые психические функции (память, мышление, внимание).
Ø развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Предметные:
Ø познакомить с прописными и строчными буквами и звуками русского языка;
Ø уточнить и расширить знания учащихся по расширенным лексическим темам;
Ø развивать правильное употребление грамматического строя речи;
Ø развивать навыки фонематических процессов: представление, восприятия, анализ и синтез;
Ø развивать навыки речевого общения на занятиях и в повседневной жизни учащихся.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
Ø умение внимательно слушать педагога и отвечать на вопросы, умение вести себя правильно в общественных местах;
Ø умение решать проблемную ситуацию, позитивного общения, продуктивного взаимодействия;
Ø умение терпеливо и аккуратно выполнять упражнения для развития ручной моторики.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ø умение формулировать и удерживать сложную учебную задачу;
Коммуникативные:
Ø адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
Ø способность к продуктивному диалогу со взрослыми и сверстниками.
Познавательные:
Ø умение находить желаемую информацию об окружающем мире в различных источниках (методом наблюдения, опросом родителей, старших товарищей);
Ø умение обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между событиями окружающей действительности;
Ø укрепление мышц языка и губ, развитие их подвижности;
Ø точность выполнения пальчиковых упражнений;
Ø улучшение координации речи с движением;
Ø умение концентрировать внимание на предмете и его свойствах;
Ø умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
Предметные результаты:
К концу обучения дети должны знать:
Ø расширенный словарь по лексическим темам;
Ø положение артикуляционных органов при произнесении того или иного звука;
Ø точность выполнения артикуляционных упражнений;
Ø дыхательные упражнения;
Ø правила поведения на занятиях;
Ø образование приставочных глаголов
Ø этапы звуко-слогового анализа и синтеза слова.
Уметь:
Ø различать на слух оппозиционные звуки;
Ø согласовывать числительное с существительным;
Ø согласовывать прилагательное с существительным;
Ø пользоваться распространенными ССП и СПП;
Ø грамматически правильно строить предложения;
Ø определять начальный звук в слове;
Ø определять место нахождения заданного звука в слове;
Ø пересказывать литературный текст;
Ø писать прописные и строчные буквы родного языка;
Ø составлять рассказ по увиденным событиям.
Обладать навыками:
Ø диалогической речи;
Ø сознательного пользования языковым материалом в зависимости от социальной ситуации.
Тема 1. Гласные звуки и буквы
№ |
Тема занятий |
Количество часов |
||
теория |
практика |
итого |
||
1 |
Гласные буквы и звуки - Артикуляция и характеристика звуков - Печатание прописных букв - Печатание слогов, слов |
2 |
5 |
7 |
2 |
Йотированные звуки - Артикуляция и характеристика йотированных звуков - Печатание прописных букв - Печатание слогов, слов
|
2 |
4 |
6 |
|
ИТОГО |
4 |
9 |
13 |
Тема 2. Согласные звуки и буквы
№ |
Тема занятий |
Количество часов |
||
теория |
практика |
итого |
||
1 |
Губно – губные согласные звуки - Артикуляция и характеристика звуков - Печатание прописных букв - Печатание слогов, слов |
1 |
3 |
4 |
2 |
Губно – зубные согласные звуки - Артикуляция и характеристика звуков - Печатание прописных букв - Печатание слогов, слов |
1 |
2 |
3 |
3 |
Заднеязычные согласные звуки - Артикуляция и характеристика звуков - Печатание прописных букв - Печатание слогов, слов |
1 |
3 |
4 |
4 |
Свистящие согласные звуки - Артикуляция и характеристика звуков - Печатание прописных букв - Печатание слогов, слов |
2 |
3 |
5 |
5 |
Шипящие согласные звуки - Артикуляция и характеристика звуков - Печатание прописных букв - Печатание слогов, слов |
1 |
4 |
5 |
6 |
Сонорные звуки - Артикуляция и характеристика звуков - Печатание прописных букв - Печатание слогов, слов |
1 |
4 |
5 |
|
ИТОГО |
7 |
19 |
26 |
Тема 3. Словарная работа
№ |
Тема занятий |
Количество часов |
||
теория |
практика |
итого |
||
1 |
Синонимы - Понятие «Синонимы» - Подбор синонимов (скажи по-другому) - Составление предложений с синонимами |
1 |
2 |
3 |
2 |
Антонимы - Понятие «Антонимы» - Подбор антонимов (скажи наоборот) - Составление предложений с антонимами |
1 |
2 |
3 |
3 |
Омонимы - Понятие «Омонимы» - Разбор омонимов - Составление предложений с омонимами |
1 |
2 |
3 |
4 |
Образование имён прилагательных от существительных |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
ИТОГО |
3,5 |
6,5 |
10 |
Тема 4. Работа над предложением
№ |
Тема занятий |
Количество часов |
||
теория |
практика |
итого |
||
1 |
Простое предложение - Понятие «Предложение» - Составление простых предложений по вопросам - Составление простых предложений по картинке - Составление схем предложения |
0,5 |
1,5 |
2 |
2 |
Предложение с предлогами в, на, к - Составление простых предложений по вопросам с предлогами в, на, к - Составление простых предложений по картинке с предлогами в, на, за - Составление схем предложений с изображением предлогов - Составление ССП и СПП |
0,5 |
1,5 |
2 |
3 |
Предложение с предлогами из, из-за - Составление простых предложений по вопросам с предлогами из, из-за - Составление простых предложений по картинке с предлогами из, из-за - Составление схем предложений с изображением предлогов - Составление ССП и СПП |
0,5 |
1,5 |
2 |
4 |
Предложение с предлогами от, с - Составление простых предложений по вопросам с предлогами от, с - Составление простых предложений по картинке с предлогами от, с - Составление схем предложений с изображением предлогов - Составление ССП и СПП |
0,5 |
1,5 |
2 |
|
ИТОГО |
2 |
6 |
8 |
Тема 5. Связная речь
№ |
Тема занятий |
Количество часов |
||
теория |
практика |
итого |
||
1 |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок -Составление рассказа по наводящим вопросам педагога - Составление рассказа самостоятельно |
1 |
4
|
5 |
2 |
Составление рассказа по сюжетной картинке -Составление рассказа по наводящим вопросам педагога - Составление рассказа самостоятельно - Составления рассказа по увиденным событиям |
1 |
4 |
5 |
3 |
Пересказ литературного текста |
1 |
4 |
5 |
|
ИТОГО |
3 |
12 |
15 |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Формы организации образовательного процесса
Основными формами организации образовательного процесса являются:
1. Индивидуальные занятия проводятся для удовлетворения познавательного интереса с отдельным обучающимся, на которых решаются задачи повышенной трудности, которые выходят за рамки дополнительной образовательной программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих тем.
3. Участие в конкурсах активизируют познавательную и творческую деятельность обучающихся, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса
Для реализации данного индивидуального образовательного маршрута должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы и средства обучения: учебный кабинет, компьютер, методическая и дидактическая продукция.
Приложение 1
Индивидуальная карта
речевого развития и обучения учащихся
Ф.И.О.____________________________________________________________
Возраст/дата рождения______
Диагноз___________________________________________________________
Адрес проживания
Информация для контакта с родителями
Мать (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail)
__________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail) _________________________________________________________________
Другое лицо, участвующее в воспитании (степень родства, Ф.И.О., контактный телефон, e-mail) _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Обследование
1. Развитие связной речи:
-рассказ по картинке ________________________________________________
-по серии сюжетных картинок ________________________________________
-рассказ-описание __________________________________________________
-пересказ прочитанного рассказа______________________________________
2. Словарный запас:
- редко употребляемые слова _________________________________________
- детеныши животных_______________________________________________
-антонимия ________________________________________________________
- обобщенные понятия ______________________________________________
3. Грамматический строй речи:
- ед. и мн. число существительных -____________________________________
- Р.п. мн. ч. ________________________________________________________
- согласование сущ. с числительными 2 и 5 ____________________________
- образование уменьшительно - ласкательных форм __________________________________________________________________
- образование притяжательных прилагательных _________________________
4. Звукопроизношение:
- свистящие ___________________, шипящие ___________________________ сонорные __________________________________________________________
5. Слоговая структура слова:
__________________________________________________________________
6. Речевая моторика:
- мимическая моторика ______________________________________________
- артикуляционная моторика _________________________________________
- особенности артикуляционного аппарата ______________________________
7. Общая моторика:________________________________________________
8.Тонкая моторика пальцев рук:____________________________________
9. Фонематическое восприятие ______________________________________
10 .Языковой анализ и синтез: ______________________________________
11.Развитие неречевых психических функций:________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Дата заполнения __________________________________________________
Педагог по коррекции речи _________________________________________
Динамика речевого развития ребенка за учебный год
ФИО ребенка |
Связ-ная речь |
Словар-ный запас |
Грамматический строй речи |
Звуко-произношение |
Сло-говая струк-тура слова |
Об-щая тон-кая мото-рика |
Фонемати-ческое воспри-ятие |
Язы-ковой анализ и синтез |
||||||||||||||||
н |
с |
к |
н |
с |
к |
н |
с |
к |
н |
с |
к |
н |
с |
к |
н |
с |
к |
н |
с |
к |
н |
с |
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н – начало уч. года, С – середина учебного года, К – конец учебного года
Вывод:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.