Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4 имени А.М. Горького»
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося
Ученика 4 «Б» класса
Свирина Ивана
Составитель: учитель начальных классов
Бисилова С.И
г. Петропавловск-Камчатский
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Если ребенок с ограниченными возможностями здоровья
- это ещё не значит, что он не может быть одаренным…..
Важно отметить, что целью обучения детей с ограниченными возможностями – это создание особых образовательных условий для жизненного, личностного и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ.
При реализации образовательного процесса необходимо способствовать у данной категории детей, развитию сохранных способностей, умело направляя и привлекая ребенка к творческим видам деятельности. Учитывая его интересы, способности и возможности здоровья можно добиться высоких результатов. Повысить самооценку у ребенка создавая ему ситуацию успеха, т.о. можно добиться устойчивой положительной учебной мотивации, способности к самовыражению и самореализации. Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования в образовании идеальным может считаться индивидуализация образования.
Индивидуализированное образование осуществимо с помощью индивидуального образовательного маршрута обучения, который определяется образовательными потребностями, индивидуальными особенностями и возможностями обучающегося, а также содержанием образования.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута одаренного обучающегося обуславливается рядом условий:
- осознанием всеми участниками образовательного процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута, как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;
- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
- активным включением обучающегося в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
- организацией рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Цель индивидуального образовательного маршрута одаренного обучающегося: создание условий для самовыражения и самореализации одаренного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальный образовательный маршрут
Фамилия, имя: Свирин Иван.
Дата рождения: 10.06.2009 г.
Класс: 4
Куратор маршрута: Бисилова Софья Иссаевна.
Цель: обеспечить педагогическую поддержку и создать условия для максимально широкого проявления и развития способностей обучающегося – Свирина Ивана
Задачи:
· поддерживать высокую учебную мотивацию;
· поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
· формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
· развивать творческое критическое и абстрактно-логическое мышление, способность к решению проблем;
· развивать способности к исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям;
· развитие способностей к самопознанию и самопониманию, формирование положительной «Я – концепции».
Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута:
· владеет в соответствии с возрастом глубокими знаниями, умениями и навыками в области математики и проектной деятельности;
· привит интерес обучающегося к освоению новых видов деятельности;
· разрабатывает и создает авторские проекты;
· осуществлен образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями;
· активно развивается творческое критическое и абстрактно-логическое мышление, проявляет упорство в решении проблем.
Этап |
Цель, содержание |
Психолого-педагогическая поддержка |
Сроки |
Ответствен-ный |
|
Диагностика |
Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. |
Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. |
19.09.19 |
Школьный психолог |
|
Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация». Цель: определить характер и наличие учебной мотивации. |
23.09.19 |
Куратор маршрута |
|||
Методика И.И. Климова «Карта интересов». |
26.09.19 |
Школьный психолог |
|||
Опросник Айзенка. Личностные особенности. |
30.09.19 |
Школьный психолог |
|||
Проектиро- вание |
Хочу узнать – научиться – достичь 1. Решение логических задач и задач творческой направленности. 2. Заниматься проектной деятельностью. 3. Участвовать в конкурсах, олимпиадах, марафонах различного уровня. |
Для составления индивидуального маршрута выбираются конкретные виды деятельности: 1. Решение логических задач и задач творческой направленности. 2. Проектная деятельность младших школьников. 3. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам ребенка. |
2.10.19 |
Куратор маршрута |
|
Осмысление |
Знаю – умею – достиг 1. Хороший уровень знаний по по всем учебным предметам и выбранным курсам: «Проектная деятельность», «Познай себя» 2. Умею выступать с небольшими докладами, пользоваться Интернетом, оформлять полученную информацию в виде презентации. 3. Особый интерес вызывает проектная деятельность. 4. Участвую в школьных, муниципальных, и всероссийских конкурсах и олимпиадах. |
Задачи куратора маршрута: 1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности воспитанника. 2. Составить индивидуальный образовательный маршрут с учетом интересов ребенка. 3. Развивать познавательные и творческие способности ребенка. 4. Развивать навыки исследовательской и проектной деятельности. 5. Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качества воспитанника.
|
4.10.19 |
Куратор маршрута |
|
Реализация |
Мои шаги в достижении цели: 1. Активная внеурочная деятельность. 2. Чтение дополнительной литературы и поиск информации в других источниках по интересующей теме. 3. Участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня. |
Задачи куратора маршрута: 1. Углубить базовые знания по выбранным направлениям. 2. Формировать творческое и логическое мышление. 3. Помочь воспитаннику овладеть способами исследовательской деятельности. 4. Способствовать успешному выступлению на олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня. |
В течение учебного года |
Куратор маршрута |
|
|
«Я выбираю предметы для дополнительного изучения» |
Причина выбора |
Форма работы |
Ожидаемые результаты |
|
|
«Познай себя» |
«Развитие своих способностей и возможностей». |
Индивидуаль-ные и группо-вые занятия |
Результативное участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня. |
|
|
«Проектная деятельность» |
Развивать навыки исследовательской и проектной деятельности. |
Индивидуаль-ные и группо-вые занятия |
Создание проектов. Результативное участие в научно-практичес-ких конференциях различного уровня. |
|
|
«Изостудия» |
Развитие креативности |
|
|
|
|
«Умелые ручки» |
Научиться выполнять различные вещи своими руками |
|
|
|
|
«Интеграция с другими специалистами» |
Школьный психолог. (Тест на определение уровня тревожности. Автор – Филлипс. Социометрия. Автор – Дж. Морено. Сроки: 18.12.17 и 20.12.17) - Изучение индивидуальных способностей |
|||
|
Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. |
Ответственный: куратор маршрута. Сроки: ежемесячно. |
|||
Оценка и корректи-ровка |
Цель: определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника. |
Мои достижения: 1. Научилась ставить цель и планировать свою деятельность. 2. Знаю этапы работы над проектом и умею оформлять результаты деятельности в виде презентации, научился составлять и понимать простейшие гафики, гистограммы 3. Провел исследовательскую работу и создала 4 проекта. 4. Научился конструировать и выполнять различные поделки своими руками |
Мои откры-тия: составление научно-исследова-тельского, культуроло-гического и социального проектов. |
Мои победы: Призо-вые и побед-ные места в различ-ных конкурсах и олимпи-адах. |
|
Достижения за 2016-2020 учебный год
(из Портфолио Свирина Ивана)
№ п/п |
Название олимпиады, конкурса, проекта и пр. |
Сроки проведения |
Результат |
1. |
Школьный конкурс чтецов «Об осени» |
октябрь 2016 г. |
Призер |
2. |
Школьный конкурс чтецов «О маме |
март 2016 г. |
Призер |
3. |
Школьный конкурс «ПДД»
|
октября 2017 г. |
Участник |
4. |
Школьный конкурс рисунков «Космос – это мы!» |
апрель 2017 г. |
Участник |
5. |
Школьный конкурс чтецов «Об осени » |
ноябрь 2017 г. |
Призер |
6. |
Школьный конкурс « Символ года» |
декабрь 2017 г. |
Учаснтик |
7. |
Городской фестиваль- конкурс художественного творчества младших школьников «Пусть всегда будет солнце» |
март 2018 г. |
Диплом участника |
8. |
Школьная научно-практическая конференция «Неизвестное об известном». Конкурс исследовательских проектов. |
Апрель 2018 г. |
Победитель |
9. |
Международная олимпиада проектов |
май 2018 г. |
Победитель |
9. |
«Радуга проектов» В номинации проект исследовательской направленности |
октябрь 2018 г. |
Победитель |
10. |
Школьный конкурс чтецов «Об осени» |
октябрь. |
Призер |
11. |
Международный конкурс по технологии |
ноябрь 2019 г. |
Победитель |
12. |
Школьный конкурс «О маме» |
март 2019 |
Призер |
12. |
Школьный конкурс «Ученик года» |
апреля 2019 г. |
Победитель |
Работа по индивидуальному образовательному маршруту способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающегося достичь хороших результатов в интеллектуальной, исследовательской и творческой деятельности. Ваня принимает активное участие и показывает высокие результаты в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях различного уровня на ровне с обычными детьми .
Приложение 1.
Карта индивидуального сопровождения ребёнка
1. Сведения о ребёнке
· Ф.И.О. Свирин Иван
· Дата рождения 10.06.2009 г.
· Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка
Свирин Иван ответственный, творческий и способная ученик, хороший командный игрок. Благодаря способностям и ответственному отношению к делу, он ежегодно добивается успехов в конкурсах и олимпиадах. Ваню отличают доброжелательное и открытое общение со сверстниками, вежливое и тактичное отношение к взрослым, чувство юмора и оптимизм. Он пользуется заслуженным авторитетом среди ровесников и уважением преподавателей. Ваня всегда стремится к поставленной цели, старается выполнять работу на высоком уровне, интересуется математикой, окружающим миром, увлекается чтением и живописью, любит уроки технологии и ИЗО ему очень нравиться лепить, вырезать конструировать.
2. Информация для контакта с родителями
· Мать (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail)
Свирина Вера Вячеславовна, тел.:8914782-70-41
· Отец(Ф.И.О., контактный телефон, e-mail) _____________________________________________________________________
· Другое лицо, участвующее в воспитании(степень родства, Ф.И.О., контактный телефон, e-mail) _____________________________________________________________________
Запрос родителей: используя здоровьесберегающие технологии , развивать познавательные и творческие способности ребенка, навыки исследовательской и проектной деятельности, а также совершенствовать творческий потенциал и лидерские качества.
3. Цель сопровождения: обеспечить педагогическую поддержку и создать условия для максимально широкого проявления и развития способностей обучающегося – Свирина Ивана.
4. Возможные риски: высокая степень активности ребенка должна постоянно контролироваться в отношении перегрузок, т.к. ученик является ребенком ОВЗ.
5. Мероприятия (примерный перечень мероприятий с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
· Получение образования: прохождение курсов «Познай себя», «Проектная деятельность».
· Психолого – педагогическая коррекционная работа:
Наименование мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Промежуточные результаты |
Оценка результатов |
Перспективные задачи развития/рекомендации |
Психологическая и педагогическая диагностика |
Сентябрь, май |
Куратор маршрута–школьный психолог |
Конфиденциальная |
информация |
скрыта от посторонних |
Скрининговые исследования |
2 раза в год |
Куратор маршрута |
|
|
|
Психолого-педагогическое консультирование педагогов группы: информирование о результатах диагностических исследований Консультация «Организация условий для совместной деятельности» |
В течение года |
Куратор маршрута – школьный психолог |
|
|
|
Психолого-педагогическое просвещение родителей:Информирование о результатах диагностических исследований 1. Совместные творческие работы родителей и ребенка 2. Открытое занятие перед родителями |
В течение года |
Куратор маршрута – школьный психолог |
|
|
|
Индивидуальная работа по ИОМ |
1 раз в неделю |
Куратор маршрута |
Высокие результ. промежуточного тестирования |
Выполняет высокий уровень |
Результаты работы по ИОМ отвечают поставленной цели |
Обеспечение посещаемости кружка |
2разав неделю |
Куратор маршрута |
Посещает без пропусков |
Разработал свои проекты |
Рекомендовано продолжать посещение |
Оформление выставки творческих работ |
Раз в квартал |
Куратор маршрута |
Подготовлены работы на выставку |
Награждена Благодарностью за активное участие в жизни школы |
Рекомендовано продолжать участие |
Организация участия в конкурсах различного уровня |
В течение года |
Куратор маршрута |
Участвовал в конкурсах разного уровня |
Победитель и призер конкурсов |
Рекомендовано продолжать участие |
Приложение 2
Маршрутный лист обучающегося
ФИО: Свирин Иван
Объединение: «Познай Себя», «Проектная деятельность».
Руководитель: Бисилова С.И.
Ожидаемые результаты:
· владеет в соответствии с возрастом знаниями, умениями и навыками в области проектной деятельности;
· привит интерес обучающегося к освоению новых видов деятельности;
· разрабатывает и создает авторские проекты;
· осуществлен образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями;
· активно развивается творческое критическое и абстрактно-логическое мышление, проявляет упорство в решении проблем.
Критерии оценки ожидаемых результатов: умеет ставить цель и планировать свою деятельность, проводит систематический анализ достигнутого, делая выводы и планируя дальнейшие шаги.
Индивидуальный маршрут реализуется за счет индивидуальных и групповых занятий по расписанию:
Понедельник: 16.00 – 17.10 («Проектная деятельность» - инд. зан.)
Пятница ;15.30-17. «Познай себя»- групповые занятия
Индивидуальный маршрут:
№ |
Тема |
Кол-во час |
Сроки |
Методы изучения темы |
Результат |
Подпись куратора маршрута |
1. |
Виды проектов. |
1,5 |
9.09 |
Объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа) |
Получены теоретичес кие знания |
Выполнено |
2. |
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. |
1,5 |
16.09 |
Объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа) |
Получены теоретичес-кие знания |
Выполнено |
3. |
Диагностика познавательных процессов |
1,5 |
20.09 |
Практические (практикум, упражнение) |
Определен уровень развития п/п |
Выполнено |
4. |
Стартовая диагностика уровня сформирован-ности м/п |
1,5 |
23.09 |
Практические (практикум, упражнение) |
Корректировка ИОМ в связи с определением уровня м/п |
Выполнено |
5. |
Творческий проект |
1,5 |
27.09 |
Объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа) |
Выбор темы исследова-ния. Определение предмета исследова-ния |
Выполнено |
6. |
Творческий проект |
1,5 |
4.10 |
Репродуктивные (решение задач, повторение опытов) |
Постановка цели и задач исследова-ния |
Выполнено |
7. |
Как математика стала наукой. «Числа правят миром» |
1,5 |
7.10 |
Проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи) |
Знакомство с простыми, составными числами |
Выполнено |
8. |
Числа получают имена. Великолепная 7 |
1,5 |
10.10 |
Частично-поисковые |
Знакомство с признаками делимости на 2, 3, 5, 9. |
Выполнено |
9. |
Творческий проект |
1,5 |
11.10 |
Исследовательские |
Составление плана работы над проектом. |
Выполнено |
10 |
Творческий проект |
1,5 |
14.11 |
Метод проекта |
Сбор материала для исследова-ния. Составление анкеты для одноклассников |
Выполнено |
11 |
Творческий проект «Устное народное, творчество» |
1,5 |
18.11 |
Частично-поисковые |
Устранение пробелов по определению жанра произведения |
Выполнено |
12 |
Писатели и поэты «Золотого века» |
1,5 |
23.11 |
Репродуктивные |
Узнал об интересных фактах биографии известных писателей |
Выполнено |
13 |
Писатели и поэты «Серебренного века» |
1,5 |
25.11 |
Репродуктивные |
Узнал об интересных фактах биографии известных писателей |
Выполнено |
14 |
Детские писатели |
1,5 |
29.11 |
Репродуктивные
|
Узнал об интересных фактах биографии известных писателей |
Выполнено |
15 |
Великие математики |
1,5 |
13.11 |
Репродуктивные |
Узнал об интересных фактах биографии известных математиков |
Выполнено |
16 |
Монеты. Задачи «цена, количество, стоимость» |
1,5 |
17.11 |
Метод дидактической игры |
Справился задачами повышенного уровня сложности |
Выполнено |
17 |
Творческий проект |
1,5 |
13.12 |
Репродуктивные |
Форматирование текстов в Microsoft Word, |
Выполнено |
18 |
Творческий проект по русскому языку «И в шутку и в серьез» |
1,5 |
20.12 |
Метод творческой деятельности |
Работа с дополнительным материалом по русскому языку |
Выполнено |
19 |
Русский Язык «Слова предметы» |
1,5 |
24.12 |
Метод проверки ЗУН |
Устранение пробелов в знаниях |
Выполнено |
20 |
Разбор задач |
1,5 |
27.12 |
Практические (практикум, упражнение) |
Устранены проблемы в решении задач в два –три действия |
Выполнено |
21 |
Творческий проект «Путешествие по России» |
1,5 |
31.11 |
Исследовательские |
Создание электронных таблиц в Microsoft Excel |
Выполнено |
22 |
Творческий проект |
1,5 |
24.11 |
Исследовательские |
Создание таблицы для иллюстра-ции результатов опроса по проблеме проекта |
Выполнено |
Рефлексия индивидуальной образовательной деятельности:
1. Полученные результаты соответствуют (указывается в какой степени) поставленным целям в высокой степени.
2. Мне удалось реализовать намеченное: овладеть способами проектной деятельности, участвовать в конкурсах, олимпиадах различного уровня.
3. Я (создал, достиг, участвовал и т.п.) создала 4 проекта: культурологический проект «Сохранение и приумножение культурного наследия малых коренных народов», экологический проект «Письма животным», учебный проект «Многогранный мир чувств», научно-исследовательский проект «Образ защитника сквозь время».
4. Я научилась создавать проекты, защищать их перед большой аудиторией слушателей.
5. Самооценка результатов на основании критериев
№ |
Полученные образовательные продукты |
Критерии оценки |
||
1 критерий: конкретность, ясность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме проекта |
2 критерий: наглядность (разнообразие способов представления результатов(графики, схемы, фото) |
3 критерий: логичность и обоснованность эксперимента, конкретность выводов |
||
1. |
Культурологический проект «Праздников Праздник» |
+ |
+ |
+ |
2. |
Экологический проект «Письма животным» |
+ |
+ |
-/+ |
3. |
Учебный проект «Многогранный мир чувств» |
+/- |
+ |
+ |
4. |
Научно-исследоват. проект «Выделение пигмента из водорослей Камчатки и его практическое применение» |
+ |
+ |
+ |
В дальнейшем мне бы хотелось: продолжить заниматься проектной деятельностью, поучаствовать в социально-значимом проекте. Результативно участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.