Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника
МБДОУ «Детский сад № 38 «Черёмушки» на 2022-2023 учебный год
ФИО ребенка: Дата рождения:
Цель ИОМ: осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка относительно собственных возможностей; оказание помощи родителям в развитии ребёнка.
Формы проведения: игровая деятельность, упражнения, совместная деятельность, беседы, наблюдения.
Формы взаимодействия с семьёй: консультации, практикум, собеседование, обмен опытом.
Образовательные области |
Цели-результаты |
Задачи образовательного взаимодействия с семьёй |
Задачи образовательного взаимодействия в детском саду |
Используемые педагогические технологии и методики, методы, приёмы |
Социально-коммуникатив-ное развитие
Проблема: Затрудняется соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе. Не может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам и действиям, выражает своё отношение к окружающему. Не выполняет обязанности дежурного по столовой, уголку природы, занятиям.
Отсутствует представление о себе как о члене коллектива, не участвует в совместной проектной деятельности. Плохо знает о безопасном поведении в быту, в природе, плохо знает дорожные знаки, названия улиц, дом.адрес. телефон.
|
-Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.
- Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам и действиям, выражает своё отношение к окружающему.
-Выполняет обязанности дежурного по столовой, уголку природы, занятиям.
- Имеет представление о себе как о члене коллектива, участвует в совместной проектной деятельности.
- Соблюдает безопасное поведение в быту, в природе, знает дорожные знаки, названия улиц, дом.адрес. телефон. |
-Консультация для родителей «Учим ребёнка общаться со сверстниками».
-Беседа с родителями на тему «Я не один». (умение делиться с другими)
-Консультация для родителей на тему «Психология общения со сверстниками».
-Рекомендации для родителей по развитию навыков общения ребёнка со сверстниками и со взрослыми.
- Консультация для родителей на тему: «Как играет ваш ребёнок?»
- Предложить родителям в выходные дни общение ребёнка с другими детьми.
- Консультация для родителей на тему: « Учим детей делиться игрушками».
- Беседа с родителями на тему : «Игра в жизни вашего ребёнка».
- Консультация для родителей на тему: « Воспитание дружеских отношений в игре».
- Рекомендации для родителей на тему : «Поговори со мною, мама!».
|
Развивать положительное отношение ребёнка к себе и другим людям: воспитывать уважение и терпимость к другим детям и взрослым, воспитывать уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнения, желания и взгляды. Развивать чувство личной ответственности, ответственности за другого человека, чувство «общего дела», понимать необходимость согласовывать с партнёрами по деятельности мнения и действия. Способствовать формированию представлений о добре и зле, обсуждать различные ситуации из жизни, из рассказов и сказок, обращать внимание на проявление щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др. создавать условия освоения ребёнком эстетических правил и норм поведения. В различных социальных ситуациях учить договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты. Способствовать освоению элементарных правил этикета и безопасного поведения дома и на улице. Развивать игровую деятельность Развивать компетентность в виртуальном поиске. Выполнять трудовые поручения качественно, быстро и осознанно. Активно развивать планирование и самооценивание своей трудовой деятельности и сверстников. |
- Свободные игры.
- Сюжетно –ролевые игры: «Плывём на корабле», « Магазин игрушек», «Дом», «Парикмахерская» и т.д.
- Дидактические игры и упражнения: «Что нужно для поездки», «Новоселье куклы Даши», «Дом, в котором ты живёшь», «Коврик примирения», ,«Как быть, что делать?» « Магазин вежливых слов» и т.д.
-Развивающие компьютерные игры: «Правильно ли поступил Денис?», «Правила поведения со сверстниками и взрослыми» и т.д.
-Беседы, проблемные ситуации: «Если б не было друзей...», «Почему так произошло?» и т.д.
- Ситуативные разговоры: «Почему ссорятся дети?», «Поможем Тимуру найти друзей», «Мой друг, кто он?», « Как не растраивать взрослых и родителей?» и т.д.
-Игры-драматизации: «Весёлый хоровод», «Круг дружбы», « Помиримся» и т.д.
-Словесные игры: «Без маски», «Про кого я говорю?», «Опиши друга» , «Что изменилось?» и т.д.
Пение песен, чтение стихов о дружбе: «Дружба крепкая не сломается», «Мой друг» и т.д.
- Настольно- печатные игры : «Лото», «Домино», «Шашки» и т.д. |
Планирование индивидуальной работы по социально-коммуникативному развитию
Название игры, упражнения |
Задачи |
Содержание работы |
Направление развития- Игры на развитие коммуникативных навыков (взаимодействие), направленные на развитие чувства единства, сплочённости, умение действовать в коллективе.
|
||
1 «Волшебный клубок» 03.10.2022 |
Формировать чувство близости с другими детьми.
|
Содержание: Дети сидят по кругу. Взрослый передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на большой палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание, ласково называет соседа по имени. Затем передает следующему ребенку. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. |
2 «Царевна Несмеяна»
05.10.2022 |
Создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми. |
Содержание: воспитатель рассказывает сказку про царевну -Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить. |
3
«Поварята» (автор - Н. Кряжева) 10.10.2022 |
Развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.
|
Содержание: все дети встают в круг - это «кастрюля» или «миска». Затем ребята договариваются, что они будут «готовить» - суп, компот, салат и т.д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий - педагог, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т.д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается. Можно приступить к приготовлению нового «блюда». Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание. Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж. |
4
«Слепец и поводырь»
12.10.2022 |
Развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
|
Содержание: Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”. По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
|
5 «Клеевой ручеёк»
17.10.2022 |
Развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
|
Содержание: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. 1. Подняться и сойти со стула. 2. Проползти под столом. 3. Обогнуть “широкое озеро”. 4. Пробраться через “дремучий лес”. 5. Спрятаться от диких животных. Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга. |
6 «Нос к носу» 19.10.2022
|
Создавать положительный настрой и внимательное отношение друг к другу.
|
Содержание: Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д. |
7 «Дотронься до…» 24.10.2022 |
Снятие телесных барьеров, умение быстро ориентироваться внутри группы, помогает развитию визуальной памяти и включению зрительных анализаторов. |
Содержание: Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить, у кого есть названный признак и нежно дотронуться до него.
|
8 «Пожалуйста»
26.10.2022 |
Развивать коммуникативные качества посредством вежливого общения внутри группы.
|
Содержание: Дети и воспитатель встают в круг. Педагог показывает какое-либо движение, прикасаясь ладонью к рядом стоящему ребёнку, и говорит: «Пожалуйста!», тот отвечает: «Спасибо!» - и показывает такое же движение. Все повторяют его несколько раз. Затем ребёнок «передаёт» другое движение следующему, говоря: «Пожалуйста!» - и прикасается к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение.
|
9 Подвижная игра «Раздувайся, пузырь»
07.11 2022 |
Развивать чувства сплоченности, развивать внимание.
|
Содержание: дети стоят в кругу очень близко друг к другу - это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад - «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» - «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки). |
10
«Весёлый паровозик»
09.11.2022 |
Развивать сплочённость группы детей, уметь сообща преодолевать препятствия. Активизировать словарный запаса (называние определений).
|
Содержание: Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например: — Я веселый паровозик Лена, а ты кто? — А я красивый вагончик Саша. — Поехали дальше вместе. — Поехали. Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия: ü Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы») . ü Проползти под столом («Въехали в тоннель»). ü Пробраться через «дремучий лес». ü Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных». На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается («Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»). |
11
«Газета» (автор - Н. Кряжева)
14.11.2022 |
Развивать коммуникативные навыки, преодолевать тактильные барьеры.
|
Необходимые приспособления: газета. Содержание: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться - тогда расстояние между ними максимально сократится. Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы. Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа. |
12 Беседа на тему «Если б не было друзей...» 16.11.2022
|
Учить эмоционально отзываться на тему беседы, развивать речь, умение общаться со взрослыми и сверстниками |
Педагог предлагает ситуативную беседу с целью общения и закрепления знаний ребёнка по теме «Мои друзья». Какой он, идеальный друг в понимании ребёнка. |
Направление развития- Игры на развитие коммуникативных навыков (взаимоуважение), направленные на умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества, делать комплименты. |
||
13 «Подарок на всех»
21.11.2022
|
Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. |
Содержание: Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток, со словами: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы…» В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех. |
14 «Волшебный букет цветов»
23.11.2022 |
Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
|
Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка. Содержание: Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани): «Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?» (Грустное, печальное, скучное) Воспитатель: «Как вы думаете, чего на ней не хватает?» (Цветов) Воспитатель: «Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты»?» Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку. Воспитатель: «Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?» (Веселое, счастливое). Воспитатель таким образом подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие, добрые слова. |
15 «С воздушным шариком»
28.11.2022
|
Прививать детям навыки вежливого общения, показывая все разнообразие «волшебных» слов. |
Содержание: Воспитатель выходит с красивым воздушным шариком и говорит: «К кому шарик прилетит, тот вежливое слово говорит». Дети ловят шарик и по очереди говорят вежливые слова |
16 «Вежливые слова»
30.11.2022 |
Развивать уважение в общении, привычки пользоваться вежливыми словами. |
Содержание: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Например: нужно назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).
|
17 03.12.2022 «Радио»
|
Игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.
|
Содержание: Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников - цвет волос, глаз, рост, одежду...) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побыть каждый желающий |
|
18 07.12.2022 «В гости»
|
Научить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече, прощании с людьми |
Содержание: дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, бабушка, дети) и гости. Разыгрывается ситуация «по ролям». |
|
19 10.12.2022 «Секрет»
|
Умение находить общий язык со сверстниками, развивать добрые, тёплые отношения между детьми.
|
Содержание: ведущий всем участникам раздаёт «по секрету» из красивого сундучка (пуговицу, брошку, бусинку и т. п.), кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Дети ходят по группе, ищут способы уговорить каждого показать свой секрет. |
|
20. 14.12.2022 «Пусть всегда будет»
|
Содействовать улучшению общения со сверстниками.
|
Содержание: Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ». Все дети хором кричат: "Пусть всегда будет ... », а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы |
|
21 17.12.2022 «Вежливые слова»
|
Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
|
Содержание: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Например: нужно назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).
|
|
22 21.12.2022 «Комплименты»
|
Развивать эмоциональную чувствительность, отрабатывать навыки вербального общения.
|
Содержание: Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, за что – то хвалят. Принимающий комплименты кивает головой и говорит: «Спасибо мне очень приятно!» Затем произносит комплимент своему соседу. |
|
23 24.12.2022 «Конкурс хвастунов»
|
Создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.
|
Содержание: дети садятся в круг, а воспитатель объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств».
|
|
24 09.01.2023 «Мы - разные»
|
Развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.
|
Материал: картины птиц, зверей. Содержание: дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы: - Кто из нас самый высокий? - У кого на голове есть бант? - У кого на одежде есть пуговицы? Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других. Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, чем они отличаются. |
|
|
|
Направление развития- Игры на развитие коммуникативных навыков (блок дружбы), направленные на умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом; |
|
25 11.01.2023 «Игра-ситуация»
|
Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
|
Содержание: Детям предлагается разыграть ряд ситуаций: 1. Два мальчика поссорились – помири их. 2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его. 3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его. 4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним. 5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе. 6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее. 7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря. 8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять? 9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним. 10. Ребёнок плачет – успокой его. 11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе. 12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки. 13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке. |
|
26 14.01.2023 «Маленькое привидение»
|
Игра, направленная на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом |
Содержание: Взрослый говорит: «Ребята сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить, и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить. Затем взрослый хлопает в ладоши.
|
|
27 18.01.2023 «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
|
Развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
|
Содержание: Игра выполняется в парах: с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания: закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями. |
|
28 21.01.2023 «Коврик примирения»
|
Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
|
Содержание: Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».
|
|
|
|
Направление развития- Игры на развитие коммуникативных навыков (блок взаимопонимания), направленные на развитие невербальных и предметных способов взаимодействия; |
|
29 25.01.2023 «Зеркало»
|
Игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояние окружающих |
Содержание: Детям предлагается приставить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы «зеркала», другая разные «зверюшки». «Зверюшки», ходят мимо «зеркал», прыгают, строят рожицы, а «зеркала» должны точно отражать движения и эмоциональное состояние «зверюшек». После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.
|
|
30 04.02.2023 «Колдун»
|
Развивать умение использовать невербальные средства общения.
|
Содержание: «колдун» заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. Дети рассказывают словами то, что он показывает |
|
31 08.02.2023 «Яблочко настроения»
|
Формирование умения выражать свои эмоции с помощью мимики и жестов; воспитание эмоциональной отзывчивости.
|
Содержание: Детям предлагается рассмотреть «яблочки настроения», после этого каждый ребёнок выбирает понравившееся ему «яблочко» и передаёт жестами и мимикой те эмоции, которые изображены на нём. Другие дети отгадывают |
|
32 11.02.2023 «Данетка»
|
Формирование умения составления описательного рассказа на заданную тему, подбирая точные описательные определения и эпитеты, помогающие быстро распознавать задуманный предмет.
|
Содержание: Один загадывает слово, другой пытается его угадать при помощи наводящих вопросов. Эффективны вопросы обобщающего характера: «Это растение?», «Это мебель?» Ответ должен содержать фразы: «Да», «Нет».
|
|
33 15.02.2023 «Разговор через стекло»
|
Развить умение мимику и жесты. |
Содержание: Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одному ребенку нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другому ребенку отгадать то, что он увидел. |
|
34 25.02.2023 «Вежливая поза»
|
Развитие навыков невербального общения, т.е. языком тела.
|
Содержание: Дети двигаются под весёлую музыку по всему залу, с окончанием музыки застывают в определённой позе: гладят собачку, пропускают кого - то вперёд и т. д. Дети должны объяснить, что они делают, выбирается самая вежливая поза.
|
|
35 28.02.2023
«Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы — О. Хухлаев, О.Хухлаева)»
|
Развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
|
Содержание: Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно. «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее». «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ». «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила». |
|
|
|
|
|
36 04.03.2023 «Передай сигнал»
|
игра для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга.
|
Содержание: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.
|
|
37 07.03.2023 «Охота на тигров» (авторы — Е. Карпова. Е. Лютова) |
развитие коммуникативных навыков.
|
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр). Содержание: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрываеттигра ладошками и вытягивает вперед руки.Остальные дети делают точно так же.Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка. Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети. Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне.
|
|
|
|
Направление развития - Игры на развитие коммуникативных навыков (блок взаимоотношений), направленные на создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
|
|
39 14.03.2023 «Пресс-конференция» |
Развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
|
Содержание: Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей. |
|
40
18.03.2023 «Пойми меня» |
Развить умение Ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
|
Содержание: Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений. Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например: “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! “ (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор). |
|
41 21.04.2023 «Без маски» |
Развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.
|
Содержание: Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам. Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений: «Чего мне по-настоящему хочется, так это…»; «Особенно мне не нравится, когда…»; «Однажды меня очень напугало то, что…»; «Помню случай, когда мне стало стыдно. Я…» |
|
42 25.03.2023 «Что и когда я чувствую» |
Коррекция эмоционально-личностной сферы детей. |
Содержание: Ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытывать люди. Дети отвечают: злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. п. Далее каждому ребенку предлагается выбрать из набора карточек со схематичным изображением эмоционального состояния одну карточку и рассказать, когда он бывает таким («Я радуюсь, когда...», «Мне бывает страшно, когда...» и т. п.) |
|
43 28.03.2023 «На приеме у доктора Пилюлькина»
|
Развитие умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание. Учить помогать и поддерживать товарищей. Учить выполнять различные роли
|
Содержание: Жители Цветочного города, приходят на прием к доктору Пилюлькину с царапинами, ушибами, ожогами, ранами, обморожениями. «Доктор», внимательно выслушав больного, дает рекомендации. Ему помогает «медицинская сестра». |
|
44 01.04.2023 «Сказки по-другому» |
Развивать умение прогнозировать результаты общения, корректировать коммуникативную ситуацию, подбирая необходимые средства.
|
Содержание: воспитатель зачитывает ситуацию, дети должны придумать, как то же самое сказать другими словами, чтобы не обидеть и не огорчить собеседника. После прочитанной ситуации воспитатель уточняет, как человек отнесется к этим словам. Например: - Мама не купит тебе игрушку. - Мама купит тебе игрушку, когда у нее будут деньги. Ситуации могут быть разными: «Твой рисунок получился хуже всех», «Ты совсем не умеешь играть в футбол», «Ваш сын заболел» и другие. |
|
45 04.04.2023 «Ау!» (авторы — О. Хухлаев. О. Хухлаева) |
Развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
|
Содержание: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве. |
|
46 08.04. 2023 «Что может произойти?» |
Развивать воображение, закреплять умение заканчивать
предложение, умение слушать друг друга. |
Содержание: Воспитатель предлагает ситуацию, дети должны придумать окончание этой ситуации: Что может произойти, если………. Например: «Оживут все сказочные герои» ил и «Дождь будет идти, не переставая». |
|
47 11.04.2023 «Я знаю пять имен своих друзей» |
Содействовать улучшению общения со сверстниками. |
Содержание: Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имен моих друзей. Ваня - раз, Лена - два ... " и т. д., а затем передает мяч другому ребенку. Тот делает то же самое и передает мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу. |
|
48 15.04.2023 «Друзья» |
Формировать чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе.
|
Содержание: Дети стоят в кругу. Поют: Вот и ты, вот и я – под слова протягивают ладони вперед, Ссориться нельзя - кладут себе на грудь, затем грозят в центр пальцем Вот и ты, вот и я – под слова протягивают ладони вперед, Вместе мы друзья - кладут себе на грудь, затем взялись за руки. Вот и ты, вот и я – повтор движений в парах. На окончание обнимают друг друга, а на проигрыш кружатся в парах |
|
49 18.04.2023 «Магазин игрушек»
|
Развивать умение говорить о своих намерениях (учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах)
|
Содержание: дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит: -У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Чтобы их приобрести, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры.
|
|
|
|
Направление развития - Игры на развитие коммуникативных навыков (блок взаимоуважения), направленные на умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. |
|
51 25.04.2023 «Подарок на всех» |
Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
|
Содержание: Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток, со словами: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы…» В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех. |
|
52 06.05.2023 «Волшебный букет цветов» |
Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
|
Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка. Содержание: Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани): «Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?» (Грустное, печальное, скучное) Воспитатель: «Как вы думаете, чего на ней не хватает?» (Цветов) Воспитатель: «Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты»?» Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку. Воспитатель: «Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?» (Веселое, счастливое). Воспитатель таким образом подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие, добрые слова. |
|
53 08.2023 «Радио» |
Игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.
|
Содержание: Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников - цвет волос, глаз, рост, одежду...) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побыть каждый желающий |
|
54 13.05.2023 «С воздушным шариком» |
Прививать детям навыки вежливого общения, показывая все разнообразие «волшебных» слов.
|
Содержание: Воспитатель выходит с красивым воздушным шариком и говорит: «К кому шарик прилетит, тот вежливое слово говорит». Дети ловят шарик и по очереди говорят вежливые слова.
|
|
55 15.05.2023 «В гости» |
Научить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече, прощании с людьми.
|
Содержание: дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, бабушка, дети) и гости. Разыгрывается ситуация «по ролям». |
|
56 20.05.2023 «Секрет» |
Умение находить общий язык со сверстниками, развивать добрые, тёплые отношения между детьми.
|
Содержание: ведущий всем участникам раздаёт «по секрету» из красивого сундучка (пуговицу, брошку, бусинку и т. п.), кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Дети ходят по группе, ищут способы уговорить каждого показать свой секрет. |
|
57 22.05.2023 «Пусть всегда будет» |
Содействовать улучшению общения со сверстниками.
|
Содержание: Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ». Все дети хором кричат: "Пусть всегда будет ... », а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы |
|
58 27.05.2023 «Мы - разные» |
Развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей. |
Материал: картины птиц, зверей. Содержание: дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы: - Кто из нас самый высокий? - У кого на голове есть бант? - У кого на одежде есть пуговицы? Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других. Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, чем они отличаются. |
|
59 29.05.2023 «Комплименты» |
Развивать эмоциональную чувствительность, отрабатывать навыки вербального общения.
|
Содержание: Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, за что – то хвалят. Принимающий комплименты кивает головой и говорит: «Спасибо мне очень приятно!» Затем произносит комплимент своему соседу. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.