Индивидуальный план самообразования
учителя технологии МБОУ «Нижнежиримская ООШ»
Степанова
Владимира Григорьевича
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно – образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически проходить курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.
Тема самообразования: «Выполнение проектных работ на уроках технологии как условие развития творческих способностей обучающихся»
Срок реализации – 1 год
Цели:
· уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе,
· обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла,
· использовать ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования,
· развить учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование общих и специальных учебных умений,
· ознакомить учащихся со способами самостоятельной работы в изучении технологии
· формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.
Задачи:
1. продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание технологии , повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания технологии,
2. изучение психологических и возрастных особенностей школьников,
3. проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми,
4. создание условий:
· для проявления творческих способностей учащихся на уроках,
· для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.
5. разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по преподаваемому предмету с применением ИКТ,
6. разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная),
Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи
Методы процесса самообразования:
1. Изучение ФГОС начального общего и основного общего образования
2. Изучение проектирования универсальных учебных действий.
Формы самообразования:
· индивидуальная – через индивидуальный план,
· групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей иностранного языка, а также через участие в жизни школы.
Литература, которую необходимо изучить:
1. Федеральный государственный стандарт начального общего и основного общего образования. М.Просвещение. 2011 год.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М. Просвещение. 2011 год.
3. Приложение к газете «Первое сентября»
4. Фундаментальноеядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос.
М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения)
Этапы работы над проблемой
Организационно - диагностический этап
· Выбор и определение темы самообразования
· Планирование работы по теме самообразования
· Подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
· анализ состояния учебно-воспитательного процесса,
· диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции
План самообразования на 2021-2022 учебный год:
Профессионьное
1Изучить требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Примерная образовательная программа ООО.
2. Изучать авторские рабочие программы и учебники по ФГОСНОО, ООО: их особенности и требования:
3. Изучить методические рекомендации по проектированию рабочих программ по предмету «Технология».
4. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
Психолого-педагогические
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Методические
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по технологии.
2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения технологии
регулярно
3. Принимать участие в работе районного МО и ШМО.
по плану РМО
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
регулярно
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
9. Проводить открытые уроки для коллег
10. Выступать с докладами, с творческим отчётом на тему «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования» на заседаниях МО.
Информационно- коммуникативные технологии
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
регулярно
2.Обзор в Интернете информации по технологии, педагогике и психологии.
регулярно
3.Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.
4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
5. Использование сетевых ресурсов на уроках
6.Создать библиотеку электронных и Интернет-ресурсов, используемых в работе.
Охрана здоровья
1.Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
2.Вести пропаганду здорового образа жизни
Формы практического применения результатов работы над темой самообразования
Среди форм практического применения результатов работы над темой самообразования стоит отметить:
1. Внедрение инновационных образовательных технологий в процесс преподавания технологии .
2. Оптимизация процесса учебно-методической деятельности по предмету.
3. Повышение качества преподавания и уровня обученности по технологии.
Ожидаемые результаты:
· повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета.
· повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
· разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
· разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме; доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
План работы с одаренными детьми
1. Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности
2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках – разработан широкий спектр заданий (тестов), позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний.
Использование системы заданий повышенной сложности:
-задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся;
-задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности.
3. Внеклассная работа с учащимися – создание временных групп (группы по подготовке к конкурсам, олимпиаде) с учетом интересов учащихся.
4. Критерии эффективности:
-Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
-Отсутствие неуспевающих по предмету.
-Учащиеся становятся участниками выставок, конкурсов плакатов, рисунков, ДПИ, в различных Интернет – проектах (конкурсах).
План мероприятий на 2021-2022 учебный год
№ |
Вид мероприятия |
Дата проведения |
1 |
Республиканский конкурс «Школьные годы чудесные» |
ноябрь |
2 |
Муниципальный этап Всероссийских олимпиад по предметам |
ноябрь-декабрь |
3 |
Муниципальный конкурс «Созвездие» |
декабрь |
4 |
Республиканский конкурс «Созвездие» |
январь |
5 |
Школьный конкурс «Дети. Техника. Творчество». |
февраль |
6 |
Муниципальный конкурс «Дети. Техника. Творчество». |
март |
7 |
Слёт кружковцев. Подведение итогов за год. |
апрель-май |
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, с самим ребенком
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика и корректирование по мере необходимости
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий в течение учебного года
Виды помощи в учении:
* Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
* Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
* Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
* Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
Профилактика неуспеваемости
1. Контроль подготовленности учащихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания
2.Изложение нового материала
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал
3.Самостоятельная работа учащихся на уроке
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль
4.Организация самостоятельной работы вне класса
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.