Индивидуальный проект по родному языку: Новые значения старых слов.
Оценка 4.8

Индивидуальный проект по родному языку: Новые значения старых слов.

Оценка 4.8
docx
13.05.2020
Индивидуальный проект по родному языку: Новые значения старых слов.
Переосмысление.Комкова.docx

 

 

 

 

Новые значения старых слов.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила ученица

Руководитель:

 

2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С русским языком можно творить чудеса!
К.Г. Паустовский

Известный писатель Жак Пеше сказал: «Все новое – это хорошо забытое старое». Эта жизненная мудрость не теряет своей актуальности уже много лет. Она затрагивает и самое дорогое, что есть у русского народа – его язык.

Русский язык – один из самых сложных, красивых и могучих языков мира. Он обладает очень древней и богатой историей. В наше время лексика русского языка переживает новый период, своеобразный лингвистический расцвет. В связи со стремительным развитием различных областей науки, в словарном запасе каждого носителя языка появляются новые слова. Они могут быть заимствованы из других языков появиться в результате слияния определенных слов, а могут и «переродиться» с новым значением. 

Древнеримский поэт «золотого века» римской литературы Гораций писал: «Так же, как из года в год меняют леса свои листья - так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие».

Гораций писал об известных нам лексических группах слов – устаревшие слова и неологизмы. Однако в современном языке происходит и еще один процесс – у старых, давно известных нам слов появляются новые значения. Обращаю ваше внимание, что под словом «старые» я имею ввиду слова общеупотребительные, лексические значения которых известны всем, НЕ УСТАРЕВШИЕ СЛОВА.

Цель моего исследования:

 Изучить причины и способы появления новых значений у старых слов- слов с общеизвестным лексическим значением.

Задачи исследования:

  1. Выявить слова с новым лексическим значением.
  2. Выявить сферы употребления слов с новым значением.
  3. Классифицировать слова данной группы.
  4. Выявить закономерности появления новых значений у старых слов.

 

Актуальность исследования:

  В русском языке есть группа слов до настоящего времени всё ещё недостаточно изучена в лингвистической литературе.

Объект устаревшие слова в новом значении.

Судьбы  слов  похожи  на  судьбы  людей:  неологизмы (новые слова)   плавно  переходят  в  разряд  общеупотребительной  лексики,  затем  некоторые  из  них  и  вовсе  покидают  активный  словарь  как  устаревшие. 

Как и почему слова изменяют свои значения, обрастают новыми?

Это происходит потому, что в обществе возникают и развиваются новые понятия. А они требуют для своего обозначения либо  новые слова, либо переосмысление старых слов.

Но лексика даже самого богатого языка ограничена, тогда как процесс познания человеком окружающей действительности бесконечен. Никаких слов не хватит, чтобы дать название каждому явлению, каждой познанной, изобретенной, сработанной человеком вещи. Вот почему язык человека обогащается не только количественно – новыми словами, но и качественно – новыми значениями старых слов.

  В ходе наблюдения, сравнения и анализа я пришла к выводу, что все старые слова с новым значение можно разделить по лексическому значению на 3 группы:

  1. Между лексическими значениями старыми и новыми есть сходство (сходство формы или функции)

1. Дворники  - работники, поддерживающие чистоту во дворе. Это общеизвестное значение.

   Дворники – устройство для очищения стёкол автомобиля.

2. Морж – животное группы ластоногих.

    Морж – человек, занимающийся особым видом плавания путем погружения в ледяную воду.

3. Бомбардир – в российской армии солдат, обслуживающий артиллерийскую установку

    Бомбардир -  нападающий в футболе, хоккее, наиболее результативный игрок.

4. Отключиться – быть выключенным из сети

   Отключиться – крепко уснуть.

5.  Зебра – дикая африканская лошадь , имеющая черно-белый окрас

    Зебра – пешеходный переход

слово «таблетка». Сейчас это не только лекарство, но и дамская шляпка в виде невысокого цилиндра.  Здесь дополнительное значение возникает, как бы сопоставляясь и отталкиваясь от основного.

  1. Между лексическими значениями сходство основано на ассоциативном восприятии предметов действий, явлений, отраженном в новом значении по сравнению с общеизвестным значением.
  1. Свистнуть  - производить звук при помощи свистка или губ.

Свистнуть – украсть что- либо.

Ассоциация нового значения основано на том, что при краже свистят, когда есть опасность или работник правоохранительных органов свистит, чтобы привлечь внимание предполагаемых нарушителей.

  1. Засветиться – загореться, зажечься от источника света

Засветиться – обнаружить себя, стать заметным.

  1. Молоть – дробить, измельчать, получать из чего-либо крупного что-то мелкое

Молоть – говорить много лишнего, ненужного, вздорного.

  1. Убитый – тот, кого убили.

Убитый – поношенный, не пригодный для дальнейшего использования.

  1. В старину главным  орудием письма  было перо (преимущественно гусиное). Но затем на смену птичьему перу пришло металлическое. Появилась новая вещь, а название за ним сохранилось старое – перо. Следовательно, старое название вещи перешло на новую вещь благодаря сходству выполняемых ими функций.

 

  1. Сходство между лексическими значениями прослеживается отдаленно или сходства вовсе нет.
  1. Болеть – переносить какое-либо заболевание

Болеть – быть болельщиком какой-либо спортивной команды.

Обращаю ваше внимание, что словообразование у данной группы слов различно. Мы никогда не назовем человека, лежащего с температурой болельщиком. Существительное болельщик возможно образовать только от слова болеть с новым значением.      

  1. Зажигать – вызвать горение.

    Зажигать – веселиться     

  1.  Доставать – коснуться чего-либо, находящегося на расстоянии

Доставать -  довести кого-либо до крайней степени раздражения.

  1. Обуть – надеть обувь

   Обуть – обмануть кого-либо.

  1. Косить

У этого слова два омонимичных значения являются общеупотребительными: срезать косой траву и устремлять взгляд в сторону

Косить (в новом значении)- намеренно избегать чего-либо, притворяться кем-либо ( косить от армии, работы, косить под инвалида)

  1. Бомба – разрывной снаряд

Бомба – что-то выдающееся, привлекающее внимание.

Здесь так же мне хотелось бы привести пример различного словообразования – если речь идет о бомбе как о снаряде, то прилагательное – бомбовый(например, бомбовые удары). Если о чём-то выдающимся, то прилагательное -  бомбический (например, ведущие первого канала , рассказывая о новинках ботанического сада, используют выражение «бомбическая красота»).

  1. Угарный – заполненный удушливым ядовитым газом, образующийся при сгорании углерода.

Угарный(соврем.) – очень весёлый

Я представила вам классификацию слов изучаемой группы по лексическому значению.

По сфере употребления слова с новым лексическим значением можно разделить на 3 группы: слова,

используемые в разговорной речи, слова, используемые в профессиональной деятельности, слова, используемы как средство общения в Интернете.

Классифицируя слова по сфере употребления,  я заметила, что большинство слов изучаемой группы относятся к разговорному стилю, обладают стилистически сниженным лексическим значением. Чтобы не повторяться, в своем докладе я подробно остановлюсь на двух других группах слов по сфере употребления.

I. Старые слова приобретают новые значения в сфере профессионального использования.

1. Развод – признание брака недействительным. Значение этого слова известно многим.

    Развод – в военной сфере обозначает «смотр караулов перед отправлением их на посты для проверки готовности к несению службы».

2. Фанера – тонкие листы древесины.

    Фанера – в сфере эстрадного искусства обозначает «фонограмма , используемая  на публичных выступлениях эстрадного певца»

3. Баранка – булочное изделие в  виде кольца

    Баранка – в среде водителей имеет значение «руль автомобиля»

4. Винт – крепёжная деталь, стержень со спиральной нарезкой

  Винт – в компьютерной деятельности означает « сокращенно от винчестер- жесткий диск компьютера)

II Слова, которые приобрели новые значения в связи с появлением компьютеров и при общении в сети Интернет.

  1. Мыло – продукт, вырабатываемый из жиров и щёлочи, обладающий моющим действием.

Мыло – э-мэйл, электронная почта

  1. Производные от этих слов слова

Намылить – натереть мылом       

Намылить – написать на э-мэйл

  1. Паутина – сеть из тонких нитей, получающиеся из клейкого сока, выделяемого пауком

Паутина – сеть Интернет

  1. Качать  - приводить в движение из стороны в сторону

Качать – загрузить файл на свой компьютер

  1. Кликать (разг.) – звать, призывать кого-либо

Кликать – нажимать клавишу мыши.

  1. Залить – разливаясь, покрыть собой, скрыть под собой ( о воде или другой жидкости)

Залить – скопировать файл.

 Исследование.

В ходе работы над словами мне необходимо было понять, каие значения слов более известны ученикам нашей школы. Мною были выбраны 5  слов: дворник, болеть, обуть, косить, морж. Опрос проводился среди учеников 5-6  классов (возрастная группа 12-13  лет), среди одноклассников и друзей (возрастная группа14-15 лет). Данные опроса приведены в форме диаграмм.

Вывод: Употребление слова «дворники в исходном значении (профессия) распространено среди возрастной группы 12-13 лет, в первую очередь связано с возрастными особенностями. Так как дети в этом возрасте не особо знакомы с устройством автомобиля. Что нельзя сказать о представителях старшей возрастной группы. Они имеют достаточно знаний об устройстве автомобиля.

12-13 лет                                                           14-15 лет

 

 

12-13 лет                                        14-15 лет

Употребление слова «болеть»  скорее всего связано с жизненным опытом, так  дети очень часто сталкиваются с понятием «болеть» именно в значении – переносить какое-либо  заболевание. Затем по мере взросления и приобретении жизненного опыта, слово болеть обрастает новым значением.

12-13 лет                                              14-15 лет

Употребление слова «обуть» связано с знанием фразеологических оборотов.

Обуть в лапти

кого. Устар. Ирон. Ловко обмануть, провести кого-либо. Не три тысячи, тридцать бы в печку кинул, толькобы не сознаться, как его ровно Филю в лапти обули (Мельников-Печерский. В лесах). — Где ж деньги-то? — Какие?.. — Как какие? — закричал старик и вытаращил глаза: тут только… догадался, что сосед обул егов лапти (И. Железнов. Уральцы).

Ученики 5-6 класса еще не знают значения  этого фразеологизма, а дети  возрастная группа 14-15 лет  уже знакомы с данным выражением и его значением. В повседневной жизни ребята встречаются с этим выражением и узнают о его значении от взрослых.

Слово «косить» в первом значении широко известно всем представителям возрастных групп, а во втором значении «намеренно избегать чего-либо, притворяться кем-либо» становиться известно детям старшего возраста, так как  их словарный состав с течением времени обрастает новыми более образными выражениями. «Косить от армии» данное выражение появилось достаточно давно . В старину, как и сейчас, сгоняли народ службу нести. Но никаких медкомиссий не было, ходить можешь, всё – вперед, подружьё. И единственная возможность здоровому человеку не оказаться в армии – прикинуться косым. Таких не брали, побаивались, своих пострелять может. Многие пользовались и косили, так сказать. С тех пор и прижилось.

Дальше значение расширилось и появилось  выражение «косить под дурака», в смысле «притворяться»

12-13 лет                                                         14-15 лет

 

Слово «морж» таже большинству ребят известно  в значении «животное», но несколько детей в первую очередь имеют ввиду, человека, который может переносить сильное охлаждение воды. Это тоже скорее всего связано с начитанностью и приобщением к теме закаливания.

После проведения небольшого исследования  получила очень интересные результаты. Опрос показал

1.      Знание новых значений слов тесно связано с возрастными особенностями  человека.

2.      Огромную роль играет образованность и начитанность человека.

3.      Имеет место быть соответствие новым течениям и введениям современного века.

Вывод. Итак, в ходе  исследования было выяснено следующее:

Использование старых, давно забытых слов в новом значении, употребление слов в необычном образном и переносном значении несомненно обогащает язык, делает его более ярким и выразительным. Высту­пая в новом качестве, старые слова живут в составе но­вых словосочетаний. Старые слова, ушедшие в пас­сивный словарный запас, и общеупотребительные слова современного русского языка — неисчерпаемый источ­ник обновления и пополнения словарного состава, его стилистических и грамматических средств. Периодиче­ская печать, радио и телевидение ежедневно приносят нам не только новые слова, но и такие обновленные слова, которые переливаются особыми красками. Пере­осмысление старых слов, образование новых значе­ний — закономерный языковой процесс.

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.
К.Д. Ушинский

 

 

Список литературы

·        Ильинская H.Г. Словарь малоупотребительных и устаревших слов М.: Советская Россия, 1989. - 192 с.

·        Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. – М.:Просвещение, 2012. -160 с.

·        http://forum.gid.cz/index.php?showtopic=8925

·         http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova.htm

·        http://festival.1september.ru/articles/563944/

 


 

Новые значения старых слов.

Новые значения старых слов.

С русским языком можно творить чудеса!

С русским языком можно творить чудеса!

В русском языке есть группа слов до настоящего времени всё ещё недостаточно изучена в лингвистической литературе

В русском языке есть группа слов до настоящего времени всё ещё недостаточно изучена в лингвистической литературе

Отключиться – быть выключенным из сети

Отключиться – быть выключенным из сети

Сходство между лексическими значениями прослеживается отдаленно или сходства вовсе нет

Сходство между лексическими значениями прослеживается отдаленно или сходства вовсе нет

Я представила вам классификацию слов изучаемой группы по лексическому значению

Я представила вам классификацию слов изучаемой группы по лексическому значению

Производные от этих слов слова

Производные от этих слов слова

Употребление слова «болеть» скорее всего связано с жизненным опытом, так дети очень часто сталкиваются с понятием «болеть» именно в значении – переносить какое-либо заболевание

Употребление слова «болеть» скорее всего связано с жизненным опытом, так дети очень часто сталкиваются с понятием «болеть» именно в значении – переносить какое-либо заболевание

Употребление слова «обуть» связано с знанием фразеологических оборотов

Употребление слова «обуть» связано с знанием фразеологических оборотов

Косить от армии» данное выражение появилось достаточно давно

Косить от армии» данное выражение появилось достаточно давно

Использование старых, давно забытых слов в новом значении, употребление слов в необычном образном и переносном значении несомненно обогащает язык, делает его более ярким и выразительным

Использование старых, давно забытых слов в новом значении, употребление слов в необычном образном и переносном значении несомненно обогащает язык, делает его более ярким и выразительным
Скачать файл