Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 имени Героя Социалистического труда Б.П.Бещева городского округа Октябрьск Самарской области
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Предметная область «Краеведение»
Тема: «ГОРОД НА ЗЕЛЕНЫХ ХОЛМАХ»
Велотур по АРТ-объектам
Выполнила: Тимохина Арина
9 «А» класс ГБОУ СОШ №8
Руководитель: Салькова Л.Ю.
2022
Содержание
Введение
Глава I Велотур по АРТ-объектам. Маршрут экскурсии №1 «Октябрьск исторический».
Глава II Велотур по АРТ-объектам. Маршрут экскурсии №2 «Октябрьск туристический».
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Велотуризм – современный и наиболее прогрессивный вид туризма, уходящий корнями в далекое прошлое. Можно смело утверждать, что возник велотуризм сразу же, как изобрели велосипед. Официальная же история велотуризма в России началась 4 марта 1895 года в городе Санкт-Петербург, где было основано Общество велосипедистов-туристов.
Велотур – один из самых приятных и доступных видов активного отдыха. Купить или взять в прокат велосипед и соответствующую амуницию сейчас не составляет труда, а разнообразие маршрутов велотуров в России по-настоящему грандиозное. Многие с детства помнят упоительные звуки шороха велосипедных колес по мягкой пыльной дороге, теплый ветер в лицо и безграничные просторы, подвластные двухколесному коню. Велосипедные туры воскресят былые ощущения, познакомят с красивыми и живописными пейзажами нашего города Октябрьск, их природными и историческими достопримечательностями.
Актуальность темы в том, что в нашем городе не было разработано подобного маршрута. Я считаю, что этот маршрут будет интересен разной возрастной категории жителей и гостей нашего города, особенно среди подростков и молодежи. Поможет поднять туристический статус города и возможно развитие туристического бизнеса.
Цель проекта: разработать туристический веломаршрут по городу
Задачи проекта:
1. изучить историю города Октябрьск
2. продумать интересные экскурсионные площадки
3. познакомить участников велотура с историей города через Арт-объекты
Октябрьск – относительно молодой город Самарской области, но с очень интересной историей, уходящей корнями в прошлое. Он расположен на правом берегу реки Волги, в юго-западной части Самарской Луки. Протяженность Октябрьска в этом направлении достигает 27 километров.
В современном городе 6 микрорайонов – Пристань, Центр, Костычи, Перевалка, Правая Волга, Первомайск. Каждый микрорайон интересен своей историей и природными ландшафтами, которую хочется нести в массы и особо для молодого поколения.
В моей работе будут прослеживаться два направления веломаршрута. Отправной точкой будет служить краеведческий музей, именуемый «Музей Октябрьск-на-Волге». Первое направление маршрута: Музей - микрорайон Костычи - микрорайон Перевалка - микрорайон Правая Волга - микрорайон Первомайск. Второй маршрут: Музей – Пляж - микрорайон Пристань – пристанские холмы.
Идея создать проект велотура в городе Октябрьск, возникла после участия в музейном проекте «ОБЪЕКТивная проСВЕТленность».
Глава I
Велотур по АРТ-объектам.
Маршрут экскурсии №1 «Октябрьск исторический».
В 2017 году «Музей Октябрьск-на-Волге» стал победителем всероссийского конкурса проектов для малых городов и сел «Культурная Мозаика» с проектом «ОБЪЕКТивная проСВЕТленность». «ОБЪЕКТивная проСВЕТлённость» проект, который создан на идеях жителей. Два ключевых слова Объект и Свет, объект-фонарь и свет-просвещение. Фонарь - символ света нашей планеты, символ территории, получившей своё развитие благодаря строительству железнодорожного моста, символ музея. Просвещение горожан, знакомство с уникальным историческим и культурным наследием города, губернии, страны и мира. Объект, как социально значимое место коммуникации населения, точка зарождения общественно значимых событий, визитная карточка микрорайона, сохраняющее в сердцах детей и молодёжи светлые и добрые чувства к малой родине.
Проект «ОБЪЕКТивная проСВЕТлённость» - это создание серии арт-объектов, реализующих просветительскую, социальную и эстетическую миссию, формирующие «достопримечательность места». Арт-объект устанавливаются в самых публичных местах.
Я участвовала в творческих мастерских по изготовлению макетов арт-объектов. Получила Диплом полуфиналиста Творческого конкурса в рамках реализации проекта, как автор макета «Арт-объект микрорайона Батраки». О проекте музея и участниках была выпущена статья в Журнале Самарской губернии «Первый» №4 май 2018 г.
Итогами проекта «ОБЪЕКТивная проСВЕТлённость» стали шесть арт-объектов, созданные по эскизам детей. Местом притяжения жителей Первомайска стал «Чёрный квадрат» символ асфальта – донной части формы для изготовления брикета. В брикетах с логотипом предприятия асфальт проставлялся с конца XIX по 70-ые годы XX столетия. По улице 3-го Октября 12, что на Правой Волге, появилась «Чудо-юдо, рыба-мост». Необыкновенный объект, связавший в себе многие символы территории: волжская рыба и «чудо» инженерной строительной мысли – Александровский железнодорожный мост. Открытый в 1880 году и названный в честь 25-летия тезоименитства русского императора Александра II. Мост, послуживший мощным толчком промышленного развития территории, сегодня является знаковой достопримечательностью города. Аббревиатура комбината - «ОКСД», объёмная, яркая конструкция напомнившая всем горожанам об «Октябрьском комбинате строительных деталей». Теперь стало одним из самых публичных мест Перевалки. Историческое поселение Костычи представлено в образе «Дерева» - жизни, знаний и веры. Именно из этого места ведёт свою летопись современный Октябрьск. Крупнейшая железнодорожная станция и село Батраки являются сегодня сердцем города, неслучайно по данному микрорайону лучшей признана идея установки «Железнодорожного фонаря». Завершает список арт-объектов «Речной бакен» установленный в микрорайоне Пристань. Шесть новых символов города Октябрьска, шесть арт-объектов помогут его жителям вспомнить великие вехи истории и вписать новые страницы в летопись своего «места жительства».
Именно участие в этом проекте привело меня к идеи разработать туристический велотур по городу.
Первый этап моего проекта заключался в изучении истории родного города. Для этого я посетила наш музей, где мне предоставили различные источники и литературу по истории города. Сотрудники музея помогли определиться с направлениями маршрута и допустили к работе с документами из фонда музея.
Второй этап - продумать интересные экскурсионные площадки и написание экскурсии. Тут мне помог опыт недавно пройденных предпрофильных курсов, в профессии экскурсовод. Итогом стало два веломаршрута, восточного и западного направления.
Третий этап проекта – познакомить участников велотура с историей города через Арт-объекты.
Маршрут экскурсии №1 «Октябрьск исторический»: станции Музей-Костычи-Перевалка-Правая Волга-Первомайск. Сбор велогруппы на площадке Музея Октябрьск-на-Волге.
Музей в Октябрьске, это культурное место, где всегда можно познакомиться не только с историей города, но и с интересными музейными программами и краеведческими выставками. Само здание, как культурный объект, имеет интересную историю.
В 1985 году городским Советом народных депутатов было принято решение об открытии городского краеведческого музея на общественных началах. Было выделено деревянное здание по улице Вокзальная 12, бывшего вокзала пассажирской станции Батраки Московско-Казанской железной дороги, построенного в 90-х годах XIX века.
Работу возглавил Евдокимов Константин Иванович, учитель по специальности и краевед по призванию. К.И. Евдокимов является автором историко-экономического издания о городе Октябрьск, изданной в 1972 году. В этом году книге исполняется 50 лет. В 1986 году к 30-летию Октябрьска открылась первая выставка «музейных экспонатов по истории города». Первый зал постоянно действующей исторической экспозиции «Край в XVI-XIX веках» открылся в 1989 году, чуть принял посетителей второй зал «Жилой интерьер» рубежа XIX-XХ веков. С 1993 года дальнейшее строительство экспозиции и реконструкцию музея возглавила Валентина Александровна Осипова. 16 мая 1995 года состоялось открытие Городского краеведческого музея на общественных началах. В 1996 году музей зарегистрирован в Областном управлении культуры и присвоен статус муниципального, директором музея назначен В.Г. Кульпанов.
Сегодня музей это семь залов постоянно действующей краеведческой экспозиции и выставочный зал. Музей считает себя активным участником общественной жизни города.
Начало велотура можно начать в стенах музея, где сотрудники музея познакомят вас с историей города.
Далее, я выступаю в роли экскурсовода и приглашаю группу на велопрогулку. Зарядившись хорошим настроением, мы двигаемся на велосипедах, по тротуарам, в направлении к исторической части нашего города Костычи.
АРТ-объект «Костычевское дерево». На площадке у АРТ-объекта рассказ экскурсовода: «Уважаемые участники велотура мы преодолели уже не малый путь по зеленым холмам нашего города Октябрьск. Мы с вами находимся в исторической части города, где и возникло наше первое поселение. В нескольких метрах от нас берег Волги, где впервые селились люди (по желанию едем на берег Волги). В 1684 году году, на месте полуразрушенной татарской крепости, помещик Полуэкт Белозерцев основал около заставы село под названием Городище. Для обработки окрестных земель он привез сюда крепостных крестьян. Рядом с ними селились вольные казаки, которые вместе с правительственными войсками не раз отражали нападения кочевников. Степные грабители так часто беспокоили земледельцев, поэтому Полуэкт, в 1695 году предпочел продать Городищенскую слободу, вместе с подневольной частью ее жителей, Вознесенскому девичьему монастырю (Москва). Городищ на Волге было много, поэтому власти Вознесенского девичьего монастыря в конце XVII века приняли решение об изменении названия вновь приобретенному селению. Городищенскую слободу они назвали селом Вознесенским.
… В этой же слободе крестьянских дворов 150, в них проживает 814 человек».
Крестьяне села Вознесенского занимались хлебопашеством и рыболовством, в этой работе участвовало в основном только мужское население. Вся продукция от такого несложного хозяйства шла в Вознесенский девичий монастырь. Такое положение мало устраивало игуменью монастыря Варсонофию Бутурлину. В целях получения больших доходов, она усилила эксплуатацию крестьян, заставила работать и женщин села Вознесенского. Для них ввела в селе ткацкое и швейное ремесла. Из самотканой материи изготовлялась верхняя рабочая одежда для монахов и крестьян, которая наместном говоре называлась «костычи».
Изделия монастырских швейных мастерских оказались настолько востребованными по всей Волге, что в 1710 году деревушка Вознесенская даже была официально переименована в Костычи.
Также в Костычах, обращаем внимание на Храм в честь иконы Смоленской Божией матери. Храм располагается в бывшем доме купца Козлова. В этом здании храм располагается с 1991 года. Прихожане с отцом Евгением реконструировали здание под храм. Но история глубока, на территории Костычей в конце 19 века был женский монастырь, основанный схимонахом Пантелеймоном. Близ монастыря была деревянная церковь. Ценностью являлась икона Смоленской Божией матери привезенной с Афона. После 1917 года и монастырь и церковь были разрушены. Современный храм в честь реконструирован в честь церкви и монастыря. Отец Евгений много лет назад организовал поиски основателя монастыря монаха Пантелеймона. Мощи были найдены в 2004 году и перенесены в храм, где они посей день прибывают. Можно приехать поклониться.
Костычи всегда славились своими яблоками и садами славятся по сей день. Первые сады были посажены еще при монастыре.
Далее, маршрут к следующему АРТ-объекту «ОКСД», микрорайон Перевалка. В этом м-не долгие годы располагался крупнейший завод Комбинат строительных деталей, свыше 3000 рабочих мест. Возник в 1945 году как лесоперевалочная база, производящая перевалку леса с воды в ж.д вагоны. Вырос до комбината, откуда по всей России расходились щитовые дома, дверные блоки, древесноволокнистые плиты, дверные блоки. Существовал до 1994 года. Микрорайон «Перевалка» был построен для рабочих Октябрьского комбината строительных деталей. Продукция предприятия пользовалась спросом во многих республиках Советского Союза.
Проезжая м-н Перевалка, обращаем внимание на здание культурно-досугового комплекса «Октябрьский», бывшего Дома культуры Волга. Интересное архитектурное строение 80 гг. прошлого века, корабль Волга, как его называли сотрудники, находилось на капитальном ремонте. Капитальный ремонт КДК «Октябрьский» осуществлялся в городе в рамках национального проекта «Культура» и при личном содействии и поддержке Губернатора Самарской области Дмитрия Игоревича Азарова.
АРТ-объект «Чудо-юдо, рыба-мост». Мы находимся в микрорайоне Правая Волга, это второй микрорайон по численности населения города. В м-ре Правая Волга находится главная достопримечательность города – Александровский мост. Великое инженерное искусство, объект стратегического значения с богатой историей. Сам император Александр II повелел возвести это сооружение, выбрав наш берег Волги, выгодный в транспортном отношении. Строили мост 4 года великие инженера того времени Николай Белелюбский и Константин Михайловский. В 1880 году мост был торжественно открыт и занял 1 место в Европе и 6 в мире по длине. Позволил соединить две железнодорожные магистрали Самара-Оренбургскую и Моршано-Сызранскую. Именно со строительством моста и был заложен поселок Правая Волга.
Движемся в самый дальний микрорайон нашего города - Первомайск. Завершаем рассказ у АРТ-объекта «Чёрный квадрат». Посёлок «Первомайск» является исторической родиной русского природного асфальта. Именно здесь с 1871 года начинается развиваться асфальтовое дело России – производство асфальтовой мастики и гудрона. Продукция высочайшего качества неоднократно отмечалась наградами заграничных и российских промышленных выставок. И такие знаковые истории в каждом микрорайоне.
Уникальность
нашей местности в том, что именно у нас были обнаружены залежи известняка и
естественного битума, из которого затем на заводах изготавливали асфальт. В
1870 петербургский геолог, инженер Андрей Иордан исследовал месторождение у
села Печерское
Сызранского уезда, будущий поселок Первомайский. В 1871 здесь заработал
первый в России асфальтовый завод. На
рынок поставлялись асфальтовые брикеты для твердого дорожного покрытия. Каждый
брикет имел 2 пуда веса и клеймо с надписью "1871. Печерский асфальтовый
завод". Наш асфальт, быстро завоевал широкую известность.
Асфальтовая мастика изготовлялась хорошего качества, стоимость ее обходилась
дешевле заграничной. О высоком качестве продукции первых асфальтовых заводов
говорят награды и поощрения, получаемые этими предприятиями на промышленных
выставках, как в России, так и за границей
Красивейшие ландшафты Первомайска не оставят равнодушным ни одного туриста. Наш маршрут заканчивается на берегу реки Волги, где можно отдыхать и купаться в теплое время года.
Глава II
Велотур по АРТ-объектам.
Маршрут экскурсии №2 «Октябрьск туристический»
Маршрут экскурсии №2 «Октябрьск туристический»: станции Музей – Пляж – микрорайон Пристань – пристанские холмы. Сбор велогруппы на площадке Музея Октябрьск-на-Волге.
Велотур по 2 маршруту мы также начинаем с музея. Сотрудники музея приглашают в выставочный зал и знакомят с интерактивным проектом «Чай и Я – Чайная», где можно узнать не только о русских традициях, но и отведать чая из самовара.
Далее, следуем с велогруппой к АРТ-объекту «Железнодорожный фонарь». Выбран он был не случайно, так как Октябрьск город железнодорожников. Вторая половина 19 века славилась бурным строительством железных дорог. И многие местные жители, оставив сельское хозяйство, принимали активное участие в строительстве железных дорог и станции Батраки, навсегда став коренными железнодорожниками. Так же фонарь является главным символом музея.
Следующая остановка радует любого туриста – это обновленный центральный городской пляж. Городское общественное пространство превратили в зону, где можно проводить время круглый год и заниматься различными видами отдыха – от купания в Волге, до занятий спортом. На территории пляжа появились детская игровая площадка и спортивная зона с велодорожкой, волейбольной, тренажерной и баскетбольной площадками, а также амфитеатр, кафе и арт-объект, который разработчики называют музыкальными фонарями. Каждый участник велотура найдет себе здесь занятие по душе не на один час.
Путешествуя дальше, мы движемся в направлении микрорайона Пристань. Не далеко от пляжа, в Октябрьске есть достопримечательное место, место переправы В.И.Ленина и М.Т.Елизарова летом 1892 года через реку Волгу у поселка Батраки по дороге в деревню Бестужевку. Памятник имеет статус Федерального значения.
В микрорайоне «Пристань» располагается последний АРТ-объект «Речной бакен». Немного истории о микрорайоне: здесь располагалась солеперевалочная база «Главсоль». Производство было настолько крупным и стабильным, что могло позволить себе построить собственный Дом культуры, здесь же находился пассажирская пристань «Батраки» имевшая сообщение с Куйбышевом, Саратовом и Тольятти.
Завершаем веломаршрут на холмах города. Откуда открывается великолепный вид на город Октябрьск. Там можно отдохнуть, устроить пикник, фотосессию и долго любоваться природой и волжскими просторами Октябрьска.
Заключение
Несмотря на достаточную протяжённость маршрута, более 10 километров, думаю, что все участники велотура получат массу впечатлений от знакомства с живописной историей микрорайонов нашего небольшого, но уютного городка Октябрьск-на-Волге.
Поставленные цель и задачи в проекте выполнены. Изучены краеведческие материалы, построены два маршрута по городу разного направления, участники познакомились с историей Октябрьска сквозь АРТ-объекты.
Список источников и литературы
Источники:
Фонд Городского краеведческого музея
Ф.1. Рукопись К.И.Евдокимова
Ф.1. п.6 Октябрьский комбинат строительных деталей
Ф.1. п.8 Асфальтовый завод
Ф.1. п.18 Предприятия г.Октябрьск
Ф.1. п.67 Волжский мост
Литература:
Евдокимов К.И. Город Октябрьск: историко-экономический очерк. Куйбышев. 1972
Мост, соединивший эпохи/ С.А.Дектярев, В.М.Толкачев. Самара. 2011
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.