Индивидуальный проект в рамках реализации ФГОС
Файзулаева Татьяна Павловна,
Учитель биологии Лицея № 36 ОАО «РЖД»,
Министерство образования и науки РФ ставит перед педагогическим сообществом основную цель — социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Для достижения поставленной цели необходимо построить индивидуальные образовательные траектории образования учащихся, позволяющие успешно адаптироваться школьникам в инновационном обществе. Отражение индивидуальных образовательных траекторий в работе образовательного учреждения должно быть связано с выполнением индивидуальных проектов.
В новых стандартах прописаны следующие требования к индивидуальному проекту: ‒ индивидуальный проект рассматривается как особая форма организации деятельности учащегося, которая выполняется в течение одного или двух лет согласно учебному плану; ‒ работа должна быть выполнена в рамках одного или нескольких изучаемых предметов; ‒ работа может выполняться как самостоятельно, так и под руководством тьютора. Индивидуальный проект должен быть представлен в форме завершенного учебного исследования или разработанного учебного проекта.
Чем отличается исследовательская деятельность от проектной деятельности? Исследовательская работа отвечает на вопрос о том, как устроен мир.
Как выбрать тему для проведения исследовательской работы? Тема должна быть актуальной, сложной, интересной, понятной. После выдвижения темы нужно сформулировать гипотезу. Гипотеза позволяет уточнить, конкретизировать информацию. После выдвижения гипотезы необходимо спланировать эксперимент. Эксперимент опровергает или подтверждает гипотезу. Затем планируется сам эксперимент, исследования. В результате эксперимента мы получаем данные, которые опровергают или утверждают гипотезу. Затем оформляем результаты и представляем. В основе исследовательской деятельности лежит эксперимент, в ходе проведения исследований знания приобретаются.
В ходе проектной деятельности происходит использование имеющихся знаний, их анализ. Цель проекта - это создание продукта, который создается для конкретного использования. Результатом проекта является не текст и не презентация. Результатом проекта может быть фактический (знания, устройства, спектакль, выставка картин) а также образовательный результат (знания, прикладные навыки, умения, освоения способа работы). Продуктовый результат мы получаем только в самом конце работы. Проект связан с социальной востребованностью и новизной. Он нацелен на результат, обучение нацелено на самостоятельность ученика, поиск решения в зависимости от конкретной ситуации.
Чтобы достичь запланированного результата нужно правильно организовать подготовку, изучить материал, который известен по данной теме; необходимо разделить участников группы на подгруппы, найти организатора группы, далее осуществляется этап создания прототипа.
5 этапов работы над проектом: выявление проблемы; постановка цели, гипотезы, задач, планирование; реализация продукта; оформление и представление результатов; выделение образовательных результатов, рефлексия.
При формулировании тем проекта нужно зафиксировать суть и содержание проекта. Основные ошибки при выделении проблемы: общая постановка проблемы, вместо проблемы фиксируется сложность, некомпетентность в данной области. Проблема – это разрыв деятельности. Результатами проекта могут быть: новые знания, продукт, мероприятие, внедрение. Существует множество форм представления результатов: статья, доклад, стендовая презентация, отчет, выставка
Выполнение индивидуальных проектов мотивирует учащихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.