Индивидуальный учебный проект старшеклассника как возможность раскрытия творческого потенциала личности
Согласно ФГОС СОО одним из предметов школьной программы среднего общего образования является «Индивидуальный проект». Как правило, это 1 час в неделю с оцениванием предмета по пятибальной системе как и на других уроках или без выставления оценок в качестве внеурочной деятельности. Все зависит от внутришкольного Положения по данной дисциплине. Основным результатом данных занятий видится личностное развитие старшеклассников, готовность и способность к самореализации в духовной и предметно-продуктивной деятельности.
Мы давно занимаемся с учениками исследовательской деятельностью, ежегодно принимаем участие в различного уровня конкурсах и НПК, представляя исследования и проекты в области искусства. Работа эта, конечно, трудоемкая, занимает не один месяц, иногда начинаем ее в одном году и доводим до завершения уже на следующий. Как правило, в течение этого времени возникает много разных идей. Что-то переделываем, что-то дорабатываем, иногда кардинально меняем. Чаще идем от идеи исполнения нового проекта, а потом думаем, какие исследования для этого необходимо провести, в каких областях теории по данному вопросу и самое главное какие эксперименты необходимы, на основании которых, делаются выводы и строится работа непосредственно над проектом. Практически на последнем этапе мы конкретизируем общую тему исследования, обобщая в ней проблему исследования.
С прошлого учебного года мне пришлось курировать работу по проектной деятельности старшеклассников и заниматься не с одним, двумя учениками и не только в области искусства, а со всеми школьниками 10 класса, у которых разные возможности, профессиональное самоопределение. Сначала необходимо было выявить профессиональные интересы учеников, их предпочтения. Назначить учителей-кураторов в соответствующей области исследования и выполнения проектов.
И первые трудности, с которыми мы столкнулись – это выбор темы проекта. Детям трудно сформулировать ее, обозначая в ней проблему или пути решения. Чаще всего тема звучит, как название чего–либо или очень обтекаемо и обобщенно. Например, «Безопасный интернет» или «Загрязнение окружающей среды», «Кулинария», «Проект школы» и т.д. Здесь им нужна помощь в формулировке названия проекта как решения какой-либо проблемы через выполнение продукта проекта, сформулировать его с уточнениями, емко и звучно, чтобы тема смогла заинтересовать других, а самому школьнику была возможность всегда придерживаться темы при работе над своим проектом. Например, «Профилактика кариеса у детей: пути решения», «Современная архитектура: мечты и реальность» и т д. Данный проект непосредственно был привязан к обустройству территории нашей школы, отвечающий запросам по облагораживанию придомовых территорий и современным требованиям в области экологического воспитания школьников.
Кроме этого - если тема проекта необычна и интересна самому ученику, то она вовлекает его в живой поиск, раскрывает лучшие стороны его интеллекта, мотивирует для интересных экспериментов. Роль педагога в этом случае заключается не в выборе темы для школьника, а в том, чтобы помочь грамотно сформулировать тему и организовать проектную деятельность учащихся, в том числе исследования по теме проекта.
Сложно ученикам определить актуальность проекта, его цель и задачи, объект и предмет исследования, И самое главное, дать им понятие, что результатом проекта является продукт, который не обязательно должен быть материальным, но его можно использовать при решении конкретных проблем, которые определил сам ученик, для чего он и разрабатывал свой проект.
И конечно, трудности возникают не только в определении практической значимости проекта, но и с новизной, Очень много до них уже придумано, решено, и часто эти знания мешают им найти новое, необычное решение проблемы, подойти творчески к своему проекту, направить в нужное русло все их изыскания и фантазии, и в этом, конечно, тоже необходима помощь учителя-куратора. А некоторым с их неуемной фантазией, наоборот, надо помочь определиться, как же этот проект выполнить в реальной, так сказать, обстановке.
Сейчас мы работаем над проектами дизайна помещений. Первые наши шаги - это Дизайн школьного кафе-столовой. Готовим дизайн-проект «Школа будущего: создание современного образовательного пространства». Здесь мы решили разрабатывать проект в компьютерных программах. SketchUp Pro 2021
Участвуя в научно-практических конференциях ученики приобретают опыт представления своих проектов, грамотного изложения своей позиции и отстаивания своей точки зрения, что несомненно является важным в любой профессии и вселяет уверенность в их дальнейшей активной жизненной позиции.
Учителю-куратору позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. Именно проектная деятельность продолжает быть одним из ведущих направлений в организации современного образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.