В представленной методической разработке представлен алгоритм психологического сопровождения воспитанника, имеющего эмоциональные нарушения личности агрессивного характера и его семейного окружения и пример такого сопровождения на конкретном случае. Данный алгоритм включает в себя 6 пунктов: определение характера эмоционального нарушения у воспитанника; психологическая диагностика и интерпретация полученных данных; постановка целей и задач психологического сопровождения воспитанника исходя из предварительных данных; установка сроков психологического сопровождения; определение содержания и форм психологического сопровождения воспитанника; оценка результатов психологического сопровождения.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Ласточка»
Камчатский край, г. Елизово
Педагогпсихолог: Шпилевая Ирина Евгеньевна
Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с
эмоциональным нарушением и его семьи
Алгоритм работы:
1. Определение характера эмоционального нарушения у воспитанника
(исходя из запроса).
2. Психологическая диагностика субъектов образовательного процесса
(воспитанник, родители, педагог), интерпретация полученных данных
(предварительное психологическое заключение для ПМПк).
Определение
воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.
целей и задач психологического сопровождения
3.
4. Определение сроков психологического сопровождения воспитанника с
эмоциональным нарушением и его семьи.
5. Определение содержания и форм психологического сопровождения
6.
воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.
Определение результатов
воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.
психологического сопровождения
1. Запрос родителя (мамы): ребенок проявляет агрессию по отношению к
окружающим, особенно взрослым, закатывает истерики, делает все вопреки
требованиям взрослых.
=> характер эмоционального нарушения у ребенка: агрессивные
эмоциональные нарушения.
2.
Психологическая диагностика
субъектов образовательного
процесса:Диагностический инструментарий, используемый в работе с субъектами
образовательного процесса (воспитанник,
педагог) при
эмоциональном нарушении у ребенка:
родители,
для родителей
Беседа (Цель: сбор анамнеза и информации о характере взаимодействия
ребенка с членами семьи)
Методика анализа семейного воспитания (АСВ Э. Г. Эйдемиллер,
В. В. Юстицкис (Цель: определение, особенностей воспитания ребенка в
семье)
Опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» (ВРР) (Цель: оценка
уровня взаимодействия родителя с ребенком, особенности эмоциональных
и личностных отношений)
для педагогов
Методика «Оценка эффективности стиля педагогического общения
педагога с детьми» Ю. Вьюнкова (Цель: оценить эффективность стиля
педагогического общения педагога с детьми)
Опросник «Модель взаимодействия воспитателя с детьми»
В. Г. Моралов (Цель: выявление типа ориентированности воспитателя на
учебнодисциплинарную или личностноориентированную модели
взаимодействия с детьми)
для ребёнка
Наблюдение
Проективная методика «Кактус»
(Цель: выявление состояния
эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии и тревоги, ее
направленности и интенсивности)
«Тест руки» Э. Вагнера (Цель: диагностика вероятности агрессивных
проявлений у ребенка).
Предварительное психологическое заключение
для ПМПк
Ф.И. (шифр) 8БЕ возраст: 6,1 года
Причина исследования: по запросу мамы; с целью исследования
1.
2.
агрессивных проявлений по отношению к окружающим людям.
3.
педагогпсихолог МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка».
Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы): Шпилевая И.Е,4.
Сроки проведения исследования: с 23.01.18 по 24.01.18
5. Используемые методы: методика «Кактус» М.А. Панфиловой (выявление
состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее
направленности и интенсивности); «Тест руки» Э. Вагнера (диагностика
вероятности агрессивных проявлений у ребенка).
методике
Согласно результатам обследования по
«Кактус»
М. А. Панфиловой, было выявлено, что у ребенка несколько завышена
самооценка, он старается выделиться среди сверстников и занять лидирующие
позиции в деятельности (рисунок расположен по центру, ближе к верхней
части листа, рисунок достаточно крупного размера), мальчик достаточно
уверен в себе (линия рисунка четкая и почти непрерывная, хоть сам кактус
довольно кривой), также можно отметить состояние напряжения у ребенка
(нажим на карандаш сильный и твердый, однако горшок в котором стоит
кактус прорисован гораздо слабее), т.к. кактус нарисован в горшке, мы можем
предположить, что ребенок стремится к защите, обретению домашнего тепла
и уюта в семье, но сила нажима на карандаш при прорисовывании горшка
говорит о том, что ребенок испытывает усталость и упадок сил в домашней
обстановке, возможно, ему не хватает тепла, заботы и внимания со стороны
близких, по густым, длинным и направленным вверх колючкам кактуса,
можно сделать вывод о том, что ребенок испытывает агрессию по отношению
к людям старшим по возрасту и статусу – родителям, воспитателям –
некоторое количество иголок направлено в стороны, но уже не такие длинные
и густые, это говорит о том, что агрессия по отношению к сверстникам менее
выражена, по форме кактус похож на покосившуюся фигуру многогранника,
необычность
формы кактуса свидетельствует о некоторой
демонстративности, желании проявить себя, стремлении к лидерским
позициям, кактус украшен цветными каплями воды, что указывает на
нарциссические склонности. Сам рисунок словно склонен влево, что может
свидетельствовать о преобладании негативных эмоциональных состояний.
Кактус окрашен болотнозеленым цветом (так как болотнозеленый цвет
получается от смешения зеленого и серого, мы делаем вывод, выбор зеленого
цвета свидетельствует о том, что ребенок испытывает потребность быть
первыми, потребность в похвале, для него значимо уважительное к нему
отношение со стороны взрослых и сверстников, серый цвет пассивного
неприятия, ребенок хочет освободиться от внешних влияний, возможно это
связано с авторитарностью родителей и давление на ребенка), при этомколючки на нем черные (цвет колючек говорит о том, что ребенок привык во
всем противоречить близким), а капли воды синие, желтые и красные (можно
предположить, что ребенок испытывает потребность в спокойствии, желании
пошалить, быть энергичным, и слушаться старших, возможно давление со
стороны старших вызывает негативизм ребенка, а как следствие агрессию и
конфликтное поведение), горшок окрашен фиолетовым цветом (выбор
фиолетового цвета свидетельствует о потребности ребенка в опеке, похвале,
он может не соблюдать дистанцию в отношениях со взрослыми, в случае
слишком строгих, жестких требований может капризничать, закатить
истерику) – цвета интерпретированы по Люшеру. По словам ребенка,
кактус является домашним и любит, чтоб за ним ухаживали, поливали его и
грели на солнышке, кактус не любит оставаться один (это может указывать на
недостаток тепла и внимания со стороны родных); до кактуса можно
дотронуться, когда ему хорошо, он полит и стоит в тепле, потому, что он
умеет втягивать свои колючки (это говорит о том, что ребенок менее
напряжен и агрессивен, когда окружен заботой); кактус растет один в своем
горшке, но иногда его ставят в место, где много других растений, с которыми
кактус любит вместе греться на солнышке (возможно ребенок ассоциирует с
этим местом детский сад, а с растениями сверстников), среди этих растений
есть тоже кактусы; когда кактус вырастет, у него опадут колючки и вместо
них вырастут разноцветные цветочки, как капельки, которые я нарисовал, они
нужны кактусу, чтобы радоваться, когда грустно (надежда на будущую
состоятельность, возможные планы на будущее).
Результаты проведенного психологопедагогического обследования
ребенка по методике «Тест руки» Э. Вагнера, показали, что у ребенка
установки на социальное сотрудничество и зависимость преобладают над
агрессивными, доминантными тенденциями. Однако, снижение числа ответов
по категориям «Эмоциональность» и «Коммуникация», говорит о
необходимости обратить внимание на сферу социальных контактов ребенка,
позволяет предположить наличие сложностей в этой области, отгороженности
от окружающих.
ВЫВОД: у ребенка отмечено агрессивное нарушение, возможно в ответ
на аторитарность и давление со стороны взрослых, ребенок проявляет
негативизм, демонстративность, ребенок напряжен и испытывает потребность
в заботе и внимании со стороны близких, а также у ребенка отмечены
возможные проблемы социализации.По результатам диагностики организуется психолого
педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка
и планирование единой психологопедагогической стратегии
сопровождения воспитанника с агрессивными нарушениями в процессе
обучения.
3.
Определение целей и задач психологического сопровождения
воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.
Цель: психологическая коррекция эмоциональноволевой сферы ребенка
по снижению агрессивных тенденций в поведении, посредством обучения
навыкам адаптивного поведения и нормализации детскородительских
отношений.
Задачи психологического сопровождения:
развитие умения у воспитанника с эмоциональным нарушением
распознавать собственные эмоции и чувства и эмоциональное состояние
другого человека;
формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на
совершенное действие или поступок у воспитанника с эмоциональным
нарушением;
учить принимать позицию другого человека;
обучение воспитанника с эмоциональным нарушением навыкам
сотрудничества с окружающими, развитие коммуникативной компетенции;
способствовать развитию произвольной саморегуляции;
нормализация детскородительских взаимоотношений;
обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;
информирование педагогов об индивидуальнопсихологических
особенностях агрессивного ребенка и о способах конструктивного
взаимодействия с ним;
обучение педагогов умению направлять энергию агрессивного ребенка в
«мирное русло» (выявление интересов ребенка, включение ребенка в
индивидуальную и подгрупповую работу);
4. Определение
сроков
психологического
сопровождения
воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.
Маршрут рассчитан на 4 месяца: февраль 2018г. – май 2018г.5. Определение
содержания и форм
психологического
сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его
семьи.
Содержание работы
родители
Консультация:
«Детская
агрессия, и что
с ней делать»
педагоги
Индивидуальное
консультирование педагогов
по поводу проблем поведения
и межличностного
взаимодействия с конкретным
воспитанником
Семинар
практикум:
«Эмоции
ребенка»
Буклет:
Игры и упражнения на
снятие агрессии
агрессивными детьми
Правила работы с
воспитанник
Коррекционные
занятия с
воспитанником:
проводятся 1 раз в
неделю
индивидуально
продолжительность до
25 мин.
технологии работы:
тестопластика, песочная
терапия, арттерапия,
музкоррекция.
Структура занятия:
ритуал приветствия – 2
мин.
разминка – 3 мин.
коррекционно
развивающий этап 15
мин.
релаксация – 5 минут
Рекомендации по
организации индивидуальной
и подгрупповой работы с
ребенком
Тренинг:
«Стили
семейного
воспитания»
Буклет:
Причины
возникновения
детской
агрессивности
Индивидуальн
ые
рекомендации
в письменном
виде
Стендовая информация: «Позитивные и негативные способы выражения
гнева» (рекомендации доктора Р. Кэмпбелла)6. Предполагаемые результаты психологического сопровождения
воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи
у ребенка снизится уровень агрессивности по отношению к окружающим,
снизится уровень нервного напряжения;
ребенок научится распознавать собственные эмоции и чувства и
эмоциональное состояние другого человека;
ребенок научится принимать позицию другого человека;
у ребенка сформируются навыки сотрудничества с окружающими и навыки
коммуникативной компетенции;
ребенок освоит навыки адекватного, конструктивного поведения;
между ребенком и родителями наладятся взаимоотношения;
родители изменят авторитарный стиль воспитания в семье в сторону более
демократичного;
воспитатели овладеют способами конструктивного взаимодействия с
ребенком, освоят игры и упражнения на снижение агрессивности
дошкольников.
Определение способов оценивания успехов воспитанника: в конце мая
проводиться итоговая психологическая диагностика агрессивности
воспитанника.