Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи
Оценка 4.6

Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи

Оценка 4.6
Особые потребности
docx
психологическая работа +1
Детсад
12.11.2018
Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи
В представленной методической разработке представлен алгоритм психологического сопровождения воспитанника, имеющего эмоциональные нарушения личности агрессивного характера и его семейного окружения и пример такого сопровождения на конкретном случае. Данный алгоритм включает в себя 6 пунктов: определение характера эмоционального нарушения у воспитанника; психологическая диагностика и интерпретация полученных данных; постановка целей и задач психологического сопровождения воспитанника исходя из предварительных данных; установка сроков психологического сопровождения; определение содержания и форм психологического сопровождения воспитанника; оценка результатов психологического сопровождения.
маршрут сопровождения ребенка.docx
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №1 «Ласточка» Камчатский край, г. Елизово Педагог­психолог: Шпилевая Ирина Евгеньевна Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи Алгоритм работы:  1. Определение  характера   эмоционального   нарушения  у   воспитанника (исходя из запроса). 2. Психологическая   диагностика  субъектов   образовательного   процесса (воспитанник,   родители,   педагог),     интерпретация   полученных   данных (предварительное психологическое заключение для ПМПк).   Определение воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.  целей   и   задач  психологического   сопровождения 3. 4. Определение  сроков  психологического   сопровождения   воспитанника   с эмоциональным нарушением и его семьи. 5. Определение  содержания   и   форм  психологического   сопровождения 6. воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.   Определение   результатов  воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи. психологического   сопровождения 1.  Запрос родителя (мамы): ребенок проявляет агрессию по отношению к окружающим, особенно взрослым, закатывает истерики, делает все вопреки требованиям взрослых.  =>  характер   эмоционального   нарушения   у   ребенка:  агрессивные эмоциональные нарушения.  2.  Психологическая   диагностика  субъектов   образовательного процесса: Диагностический   инструментарий,   используемый   в   работе   с   субъектами образовательного   процесса   (воспитанник,   педагог)   при эмоциональном нарушении у ребенка:   родители,  для родителей ­ Беседа (Цель: сбор анамнеза и информации о характере взаимодействия ребенка с членами семьи) ­ Методика анализа семейного воспитания (АСВ    ­ Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис  (Цель:  определение, особенностей воспитания ребенка в семье) ­ Опросник «Взаимодействие родителя  с ребёнком» (ВРР) (Цель: оценка уровня взаимодействия родителя с ребенком, особенности эмоциональных и личностных отношений)  для педагогов ­   Методика   «Оценка   эффективности   стиля   педагогического   общения педагога с детьми» Ю. Вьюнкова (Цель: оценить эффективность стиля педагогического общения педагога с детьми) ­   Опросник   «Модель   взаимодействия   воспитателя   с   детьми» В. Г. Моралов (Цель: выявление  типа ориентированности воспитателя на учебно­дисциплинарную   или   личностно­ориентированную   модели взаимодействия  с детьми)           для ребёнка ­    Наблюдение ­   Проективная   методика   «Кактус»  (Цель:   выявление   состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии и тревоги, ее направленности и интенсивности) ­  «Тест руки» Э. Вагнера  (Цель: диагностика вероятности агрессивных проявлений у ребенка). Предварительное психологическое заключение  для ПМПк Ф.И. (шифр)  8БЕ                  возраст: 6,1 года Причина   исследования:  по   запросу   мамы;   с   целью   исследования 1. 2. агрессивных проявлений по отношению к окружающим людям. 3. педагог­психолог МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка». Диагносты   (Ф.И.О.,   должность   по   месту   работы):  Шпилевая   И.Е, 4. Сроки проведения исследования:  с 23.01.18 по 24.01.18 5. Используемые методы: методика «Кактус» М.А. Панфиловой (выявление состояния   эмоциональной   сферы   ребенка,   выявление   наличия   агрессии,   ее направленности   и   интенсивности);   «Тест   руки»   Э.   Вагнера  (диагностика вероятности агрессивных проявлений у ребенка).  методике  Согласно   результатам   обследования   по «Кактус» М. А. Панфиловой,  было   выявлено,   что  у   ребенка   несколько   завышена самооценка, он старается выделиться среди сверстников и занять лидирующие позиции   в деятельности  (рисунок  расположен  по   центру,  ближе  к  верхней части   листа,   рисунок   достаточно   крупного   размера),   мальчик   достаточно уверен в себе (линия рисунка четкая и почти непрерывная, хоть сам кактус довольно кривой), также можно отметить состояние напряжения у ребенка (нажим   на   карандаш   сильный   и   твердый,  однако   горшок   в   котором   стоит кактус прорисован гораздо слабее), т.к. кактус нарисован в горшке, мы можем предположить, что ребенок стремится к защите, обретению домашнего тепла и уюта в семье, но сила нажима на карандаш при прорисовывании горшка говорит о том, что ребенок испытывает усталость и упадок сил в домашней обстановке, возможно, ему не хватает тепла, заботы и внимания со стороны близких,   по   густым,   длинным   и   направленным   вверх   колючкам   кактуса, можно сделать вывод о том, что ребенок испытывает агрессию по отношению к   людям   старшим   по   возрасту   и   статусу   –   родителям,   воспитателям   – некоторое количество иголок направлено в стороны, но уже не такие длинные и густые, это говорит о том, что агрессия по отношению к сверстникам менее выражена, по форме кактус похож на покосившуюся фигуру многогранника, необычность   формы   кактуса   свидетельствует   о   некоторой демонстративности,   желании   проявить   себя,   стремлении   к   лидерским позициям,   кактус   украшен   цветными   каплями   воды,   что   указывает   на нарциссические склонности. Сам рисунок словно склонен влево, что может свидетельствовать   о   преобладании   негативных   эмоциональных   состояний. Кактус   окрашен   болотно­зеленым   цветом   (так   как  болотно­зеленый   цвет получается от смешения зеленого и серого, мы делаем вывод, выбор зеленого цвета   свидетельствует   о   том,   что   ребенок  испытывает   потребность   быть первыми,   потребность   в   похвале,   для   него   значимо   уважительное   к   нему отношение   со   стороны   взрослых   и   сверстников,  серый   ­  цвет   пассивного неприятия,  ребенок хочет освободиться от внешних влияний, возможно это связано   с   авторитарностью   родителей   и   давление   на   ребенка),  при   этом колючки на нем черные (цвет колючек говорит о том, что ребенок привык во всем противоречить близким), а капли воды синие, желтые и красные (можно предположить, что ребенок испытывает потребность в спокойствии, желании пошалить,   быть   энергичным,   и   слушаться   старших,   возможно   давление   со стороны старших вызывает негативизм ребенка, а как следствие агрессию и конфликтное   поведение),   горшок   окрашен   фиолетовым   цветом   (выбор фиолетового цвета свидетельствует о потребности ребенка в опеке, похвале, он   может не соблюдать дистанцию в отношениях со взрослыми, в случае слишком   строгих,   жестких   требований   может   капризничать,   закатить истерику)   –  цвета   интерпретированы   по   Люшеру.  По   словам   ребенка, кактус является домашним и любит, чтоб за ним ухаживали, поливали его и грели на солнышке, кактус не любит оставаться один (это может указывать на недостаток   тепла   и   внимания   со   стороны   родных);   до   кактуса   можно дотронуться, когда ему хорошо, он полит и стоит в тепле,   потому, что он умеет   втягивать   свои   колючки   (это   говорит   о   том,   что   ребенок   менее напряжен и агрессивен, когда окружен заботой); кактус растет один в своем горшке, но иногда его ставят в место, где много других растений, с которыми кактус любит вместе греться на солнышке (возможно ребенок ассоциирует с этим местом детский сад, а с растениями сверстников), среди этих растений есть тоже кактусы; когда кактус вырастет, у него опадут колючки и вместо них вырастут разноцветные цветочки, как капельки, которые я нарисовал, они нужны   кактусу,   чтобы   радоваться,   когда   грустно   (надежда   на   будущую состоятельность, возможные планы на будущее). Результаты   проведенного   психолого­педагогического   обследования ребенка   по  методике  «Тест   руки»  Э.   Вагнера,  показали,   что   у   ребенка установки   на   социальное   сотрудничество   и   зависимость   преобладают   над агрессивными, доминантными тенденциями. Однако, снижение числа ответов по   категориям   «Эмоциональность»   и   «Коммуникация»,   говорит   о необходимости обратить внимание на сферу социальных контактов ребенка, позволяет предположить наличие сложностей в этой области, отгороженности от окружающих. ВЫВОД: у ребенка отмечено агрессивное нарушение, возможно в ответ на   аторитарность   и   давление   со   стороны   взрослых,   ребенок   проявляет негативизм, демонстративность, ребенок напряжен и испытывает потребность в   заботе   и   внимании   со   стороны   близких,   а   также   у   ребенка   отмечены возможные проблемы социализации. По   результатам   диагностики   организуется   психолого­ педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и   планирование   единой   психолого­педагогической   стратегии сопровождения воспитанника с агрессивными нарушениями в процессе обучения. 3.   Определение  целей   и   задач  психологического   сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи. Цель: психологическая коррекция эмоционально­волевой сферы ребенка по   снижению   агрессивных   тенденций   в   поведении,   посредством   обучения навыкам   адаптивного   поведения   и   нормализации   детско­родительских отношений. Задачи психологического сопровождения:  развитие   умения   у   воспитанника   с   эмоциональным   нарушением распознавать собственные эмоции и чувства и эмоциональное состояние другого человека;   формирование   навыков   адекватного   эмоционального     реагирования   на совершенное   действие   или   поступок   у   воспитанника   с   эмоциональным нарушением;  учить принимать позицию другого человека;   обучение   воспитанника   с   эмоциональным   нарушением   навыкам сотрудничества с окружающими, развитие коммуникативной компетенции;  способствовать развитию произвольной саморегуляции;  нормализация детско­родительских взаимоотношений;  обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;  информирование   педагогов   об   индивидуально­психологических особенностях   агрессивного   ребенка   и   о   способах   конструктивного взаимодействия с ним;  обучение педагогов умению направлять энергию агрессивного ребенка в «мирное   русло»   (выявление   интересов   ребенка,   включение   ребенка   в индивидуальную и подгрупповую работу); 4. Определение  сроков  психологического   сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи. Маршрут рассчитан на 4 месяца: февраль 2018г. – май 2018г. 5. Определение  содержания   и   форм  психологического сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи. Содержание работы родители Консультация: ­ «Детская  агрессия, и что  с ней делать» педагоги Индивидуальное  консультирование педагогов  по поводу проблем поведения и межличностного  взаимодействия с конкретным воспитанником Семинар­ практикум:  ­ «Эмоции  ребенка»  Буклет:  ­ Игры и упражнения на  снятие агрессии ­ агрессивными детьми   Правила   работы   с воспитанник Коррекционные  занятия с  воспитанником: ­ проводятся 1 раз в  неделю  ­ индивидуально  ­ продолжительность до  25 мин.  ­ технологии работы:  тестопластика, песочная  терапия, арт­терапия,  музкоррекция. Структура занятия: ­ ритуал приветствия – 2  мин. ­ разминка – 3 мин. ­ коррекционно­ развивающий этап ­ 15  мин. ­ релаксация – 5 минут Рекомендации по  организации индивидуальной  и подгрупповой работы с  ребенком  Тренинг: ­ «Стили  семейного  воспитания» Буклет: Причины возникновения детской агрессивности Индивидуальн ые рекомендации в   письменном виде Стендовая информация: «Позитивные и негативные способы выражения гнева» (рекомендации доктора Р. Кэмпбелла) 6. Предполагаемые   результаты  психологического   сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи ­ у ребенка снизится уровень агрессивности по отношению к окружающим, снизится уровень нервного напряжения; ­   ребенок   научится   распознавать   собственные   эмоции   и   чувства   и эмоциональное состояние другого человека;  ­ ребенок научится принимать позицию другого человека; ­ у ребенка сформируются навыки сотрудничества с окружающими и навыки коммуникативной компетенции; ­ ребенок освоит навыки адекватного, конструктивного поведения; ­ между ребенком и родителями наладятся взаимоотношения; ­ родители изменят авторитарный стиль воспитания в семье в сторону более демократичного; ­   воспитатели   овладеют   способами   конструктивного   взаимодействия   с ребенком,   освоят   игры   и   упражнения   на   снижение   агрессивности дошкольников. Определение   способов   оценивания   успехов   воспитанника:  в   конце   мая проводиться   итоговая   психологическая   диагностика   агрессивности воспитанника.

Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи

Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи

Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи

Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи

Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи

Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи

Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи

Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи

Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи

Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи

Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи

Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи

Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи

Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018