Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»
Оценка 5

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
история
Взрослым
29.10.2018
Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»
Научная работа выполняется под руководством опытного в данной сфере специалиста (научного руководителя). Она имеет конкретные задачи: ознакомить с современными научными методами исследования и научить применять их на практике; научить самостоятельно планировать и организовывать НИР; выделять актуальные научные проблемы и находить пути их решения; ставить конкретные цели, формулировать гипотезы и доказывать их на практике; проводить экспериментальные исследования; оформлять результаты исследования в соответствии с требованиями; доказывать правильность полученных результатов и их пользу для науки, отстаивать свою точку зрения в научных дискуссиях путем публичной защиты, участия в конференциях, семинарах и т. п.
НИР Зверев.doc
ГАПОУ «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Минобразования Чувашии Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны» Выполнил: Зверев Олег  студент 1 курса, группы ПК­2/17 Руководитель: преподаватель истории А.Г.Ботникова Чебоксары­2018 Содержание:  Введение………………………………………………….…………………………..….……3 Глава 1.Теоретическая часть…………………………………………………………....……5 1.1. Великая Отечественная война………………….…………………………..…......5 1.2. Дети в тылу и в оккупации…….…………………………………………...….….5 1.3. Маленькие герои большой войны………………………………………………...7 Глава 2. Практическая часть: одежда и обувь детей  войны…………………………………………………………………………………..……...10  2.1Умелые руки не знали скуки…………………………………...……..………….….10        2.2.   Виды одежды……………………………………………………………………….12        2.3.  Одежда детей узников…………………………………………..………………… 14        2.4.   Уход за одеждой……………………………………………………………………14        2. 5.    Обувь военных лет………………………………………………………...…...…14        2.6.   Производство обуви……………………………………………………………..…17 Заключение………………………………………………………………………………….…19 Список информационных источников……………………………………………...….........20 Приложение……………………………………………………………………………….…...21 2 Введение Запоминайте нас, пока мы есть, ведь мы еще на многое сгодимся.  Никто не знает, сколько мы продлимся, а вот сейчас мы с вами рядом здесь!..   Э. Асадов   Каждый   год   становится   всё   меньше   и   меньше   тех,   кто   имел   непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками. Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что многое уже стерлось из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.   Работая над данной темой, мы осознали,  что все уходит в прошлое:  страдания людей, разруха,   голод   в   военные   и   послевоенные   годы.   Наше   поколение   имеет   возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая воспоминания живых свидетелей того   времени.   У   детей   войны   разные   судьбы,   но   всех   их   объединяет   общая   трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства.   С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие несколько десятков тысяч несовершеннолетних   детей.   «Сыновья   полка»,   пионеры   —   деревенские   мальчишки   и девчонки, ребята из городов — их посмертно признавали героями, хотя они были гораздо младше  нас  с  вами.  Наравне  со  взрослыми   они  терпели   лишения,  защищали,  стреляли, попадали в плен, жертвуя собственными жизнями. Они сбегали из дома на фронт, чтобы защищать Родину. Они оставались дома и терпели страшные лишения. В тылу и на линии фронта они каждый день совершали маленький подвиг. У них не было времени на детство, им   не   достались   годы,   чтобы   взрослеть.   Они   взрослели   по   минутам,   ведь   у   войны   не детское лицо. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие  маленькие герои противостояли войне.  Тема   детей   и   войны   является   одной   из   самых   малоисследованных   в   истории. Сражение, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Но война – это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны. Мы, потомки и наследники Великой Победы, должны знать о подвигах своих дедов и рассказывать о них детям, вызывая у них чувство гордости за родных земляков, глубокое уважение к тем людям, которые внесли неоценимый вклад в Великую Победу. 3 Актуальность своей работы я вижу еще и в том, что мы, дети, не должны расти «Иванами, не помнящими родства».  Я   выбрал   эту   тему,   потому   что   я   сам   ребёнок,   и   я   не   хочу   войны,   а   также   мне   не безразлична судьба тех людей, что живут рядом со мной, в одном городе, людей, которые во время Великой Отечественной войны были детьми.  Как же жили тогда, дети войны?          Мне захотелось больше   узнать   и   составить   цельное   впечатление   о детях военной поры.  Исходя, из данной темы   работы, я поставил перед собой цель: изучить одежду и обувь детей Войны. Задачи:   1. Проанализировать историческую литературу и интернет­ ресурсы по данной теме; 2. Изучить   историю  Великой   Отечественной   войны,   познакомиться   с     маленькими героями большой войны; исследовать одежду и обувь детей Войны 3. Оформить работу, презентацию и выступить с публичной защитой.   исследования: Объект исследования: Великая Отечественная  война Субъект Войны и Для анализа исторической литературы и источников в своей работе я буду использовать следующие  методы  исследования:   изучение   и   анализ   исторической   литературы   и источников, обобщение и подведение итогов работы. Материалы   работы   можно   использовать   при   изучении   предметов   «История»,     а   также данные работы можно использовать для внеклассных мероприятий.  одежда   обувь     детей     4 Глава 1.Теоретическая часть 1.1. Великая Отечественная война              Одним из самых страшных событий 20­го столетия стала Великая Отечественная война ­ война Советского Союза с Германией. Это был завершающий и один из наиболее значимых этапов Второй мировой войны. Причиной начала военного конфликта послужило нежелание Гитлера признавать поражении Германии в Первой мировой войне. Мечтая о мировом господстве, в 1939 году он инициировал военные вторжения во многие страны Восточной Европы.  Официальной датой начала войны считается 22 июня 1941 года, когда у границ СССР было рассредоточено 3 группы армий. Так фашистское руководство приводило в действие свой план   «Барбаросса»,   разработанный   еще   в 1940 году.   С   воздуха   начались   широкие бомбардировки.   К   концу   года   Германии   удалось   оккупировать   часть   Украины, Прибалтику,   Белоруссию.   Войска   продвигались   к   Москве   и   блокировали   Ленинград. Советская армия терпела огромные потери, а жители захваченных городов оказались в немецком   плену.   Так   продолжалось   вплоть   до   конца 1942 года,   когда   в   ходе   войны произошел коренной перелом. К   тому   времени   стало   ясно,   что   план   «Барбаросса»   провалился.   Советские   войска, несмотря на большие потери, продолжали наступать и сумели отодвинуть границы фронта в сторону запада. Теперь советская армия была наступающей. Военная промышленность в стране работала на повышенном уровне. В конце 1943 ­ начале 1944года начался третий и завершающий   этап   Великой   Отечественной   войны.   Российские   войска   продолжали наступательное   движение   на   запад,   отвоевывая   многие   захваченные   города. Весной 1945 года,   наконец,   был   взят   Берлин,   а   немецкие   оккупанты   полностью капитулировали. Победа была за Советским Союзом, но все понимали, с каким трудом она досталась. После войны длительное время СССР находилось в экономическом упадке. Стране потребовались десятилетия, чтобы восстановиться и выйти из кризиса. Однако значение этого конфликта и   его   итогов   было   очевидно.   Немецкая   армия   была   сломлена   и   Гитлер   не   смог   далее продолжать борьбу. После захвата СССР он планировал развернуть войну в США. Его основной   целью   были   новые   территории,   которые   он   мог   получить   только   путем вооруженных   вторжений.   Таким   образом,   победа   советских   войск   поставила   точку   во Второй мировой войне. 5 1.2. Дети в тылу и в оккупации               В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки­матери",   непоседливые   мальчишки   скакали   верхом   на   деревянных   лошадках, представляя   себя   красноармейцами.   И   никто   не   подозревал,   что   и   приятные   хлопоты,   и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. День, «черное воскресенье», в раз перечеркнуло множество планов, надежд, прекрасных мирных порывов. Принесло горе. Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнем, пеплом и смертью. Война –   это   горький   пот   и   кровь,   погибшие   молодые   люди,   мужчины,   непрожитые   жизни,   это несбывшиеся   надежды,   ненаписанные   книги,   не   совершившиеся   открытия,   невесты,   не ставшие женами, это письма , которых ждут и боятся получать. Это горе, большое горе для всего народа, для всех односельчан, для родных и для семьи.                У целого поколения украли детство. «Дети Великой Отечественной войны» – так называют  сегодняшних 60­80­летних людей.  И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки   вместо   ушедших   на   фронт   братьев   и   отцов.   Дети   трудились   и   на   оборонных предприятиях:   делали   взрыватели   к   минам,   запалы   к   ручным   гранатам,   дымовые   шашки, цветные   сигнальные   ракеты,   собирали   противогазы.   Работали   в   сельском   хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей.В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных   войной   взрослых   мужчин.   Ряд   объективных   причин:   уход   учителей   в   армию, эвакуация   населения   из   западных   районов   в   восточные,   включение   учащихся   в   трудовую деятельность   в   связи   с   уходом   на   войну   кормильцев   семьи,   передача   многих   школ   под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетнего обязательного обучения, начатого в 30­е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две­три, а иногда и четыре смены. При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из­за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы.   Для   эвакуированных   детей   создавались   школы­интернаты.   Для   той   молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.         В летописи Великой Отечественной войны до сих пор остаётся ещё много малоизвестных страниц, например, судьба  детских  садов.  "Оказывается,  в  декабре 1941­го в  осажденной Москве в бомбоубежищах работали детские сады. Когда враг был отброшен, они возобновили свою работу быстрее, чем многие вузы. К осени 1942 года в Москве открылись 258 садиков.                    Когда   читаешь   строки   о   жизни   детей   в   годы   Великой   Отечественной   войны, встречаешься с очевидцами тех дней, то невольно задаешься вопросом: «Как можно было это все   выдержать?   Где   брали   силы,   чтобы   не   впасть   в   отчаяние?   Где   люди   искали   силы   и 6 мужество совершать подвиги?» Мы знаем, какие подвиги совершали на фронте взрослые, но на великие подвиги были способны и дети.     Война и дети... Трудно представить что­то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за семьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям,  дачам, дворам и околицам ­ всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!».     Сейчас мало кто придаёт значение такому факту, как  лишение детства детей, родившихся до войны. Теперь  они уже глубокие старики. Война узурпировала их детский быт. Росли они, не зная каждодневной ласки родителей. Их мамы постоянно находились  на работе и не имели возможности встречаться с ними ежедневно. Младших детей опекали старшие. О лакомствах они не имели понятия, очень многие из них воспитывались без отцов. Ни о какой радости в те годы и говорить не приходилось. Их детство сопровождалось слезами матерей по погибшим на  фронтах  войны   отцов   да   щемящим   душу  переживаниям:   как   будем   дальше   жить,   чем кормиться, как содержать корову­кормилицу, где брать топливо для обогрева хат, как учить и во что одевать детей.             Все, что вынесло поколение людей военных лет – это подвиг,самопожертвование во имя Победы правого дела  отечественной войны  советского народа. Все – от стариков, женщин, подростков до детей военных лет – стяжали себе право называться ветеранами войны. Старшие ковали победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством,  а с ним и материнскими ласками и уютом домашнего очага во имя разгрома фашистской Германии.        Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам.   Их повзрослевшее   детство   наполнено   тяжелыми   испытаниями,   такими,   что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в истории нашей страны.   1.3 . Маленькие герои большой войны          До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Но пришел час   тяжелых   испытаний   и   они   доказали,   каким   огромным   может   стать   обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. Вместе со взрослыми на их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали   сильнее   духом,   мужественнее,   выносливее.   И   никто   не   ожидал,   что   именно   эти мальчишки   и   девчонки   способны   совершить   великий   подвиг   во   славу   свободы   и независимости своей Родины!  Во   время Великой   Отечественной   войны против   гитлеровских   оккупантов   действовала целая армия мальчишек и девчонок. Только в оккупированной Белоруссии не менее 74500 мальчишек и девчонок, юношей и девушек воевали в партизанских отрядах. В Большой Советской Энциклопедии написано, что в годы Великой Отечественной войны более 35 7 тыс.   пионеров   –   юных   защитников   Родины   ­   было   награждено   боевыми   орденами   и медалями.             Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Вот, что знаем мы о некоторых из них. Маленькие герои большой войны, они сражались   рядом   со   старшими   ­   отцами,   братьями,   рядом   с   коммунистами   и комсомольцами. Сражались   повсюду.   На   море,   как   Боря   Кулешин.   В   небе,   как   Аркаша   Каманин.   В партизанском   отряде,   как   Леня   Голиков.   В   Брестской   крепости,   как   Валя   Зенкина.   В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.          Люся Ремизова из Волгограда  сумела передать советским воинам важные документы. Восьмилетний Игорь Михайлов награждён медалью «За оборону Сталинграда». Юнга Саша Ковалёв ценой собственной жизни спас боевой катер. Сын полка Витя Киселёв награждён медалью «За отвагу». Тринадцатилетний пионер из Калужской области Ваня Андрианов предупредил советских воинов о фашистской засаде. Сын полка Вася Леонов восемь раз переходил   линию   фронта,   доставляя   командованию   очень   важные   сведения.   Ваню Виноградова из села Демьянково Смоленской области фашисты застрелили за то, что он отказался снять  пионерский галстук. В 1941 году  в Рузском районе Московской области была   повешена   фашистами   Лида   Матвеева,   оказавшая   помощь   советским   танкистам. Ученик Ростовского ремесленного училища Витя Черевичкин был убит фашистами за то, что     с   помощью   своих     крылатых   питомцев   голубей   сообщил   советским   воинам   о местонахождении фашистского штаба. Коля Леонтьев из города Луга заколот штыками как разведчик партизанского отряда. В конце 1942 года героически погиб тринадцатилетний пионер   –   связной   партизанского   отряда   Коля   Никифоренко   из   села   Дарьевка Ворошиловградской   области.   Москвич   Шура   Ефремов   со   своими   друзьями   помогал партизанам   в   Ельнинском   районе   Смоленской   области.   Тринадцатилетний   паренёк   из деревни   Барановка   Коля   Молчано   завёл   гитлеровцев   в   непроходимое   лесное   болото, повторив подвиг Ивана Сусанина. Саше Чекалину  из города Лихвин  Тульской области посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За связь с подпольщиками в Ялте расстреляна   Лиза   Гавырина,   повешена   Лида   Горемыкина.   В   дни   обороны   Севастополя советским   войскам   помогали   в   борьбе   Люда   и   Алла   Тяпкины.   Ампутировали раздробленные фашистами пальцы рук «маленькому комиссару» Ване Губанову, ставшему сыном   партизанского   отряда   «За   Родину»   на   Смоленщине.   В   деревне   Телявкино Рославльского района Смоленской области после ожесточённого боя с гитлеровцами и их пособниками­полицейскими   в   боевой   строй   партизан   стала   девочка   Феня   Паркесова, скрывавшаяся от расправы фашистов.               Дети военной поры!  Это были самые обыкновенные  девчонки  и мальчишки,  не знавшие  детства.  И сейчас, став  взрослыми,  живут  рядом с нами. Ещё можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их рассказы. Конечно,  есть  учёные,  историки,  которые могут  подсчитать  число сожженных  деревень,  разрушенных  городов… Но  не  могут они   рассказать,   что    чувствовала     семилетняя     девочка,     на     глазах     которой   бомбой разорвало сестру  и  брата.  О  чём  думал  голодный  десятилетний мальчик  в  блокадном Ленинграде,  варивший  в  воде  кожаный  ботинок,  глядя  на  трупы  своих родителей.  Об 8 этом  могут  рассказать  только  они сами.  Те,  кто  видел  эту войну. Их  судьбы  такие разные  и  такие  схожие. Война  стала  их  общей биографией. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят ­ обыкновенных мальчишек и девчонок.             Питание, повседневная жизнь. Большинство людей во время войны столкнулось с острой проблемой нехватки продуктов питания. Питались плохо, в основном с огорода, из тайги. Ловили рыб из ближайших водоемов. В августе 1941г. хроническая нехватка хлеба и других продуктов стала ощущаться практически во всех городах Советского Союза. Из продуктов   питания   карточки   вводились   на   хлеб,   крупу,   сахар   ,   масло,   мясо,   рыбу, кондитерские изделия; а из промтоваров – на мыло, обувь, ткани, швейные, трикотажные и чулочно­носочные товары. Нормы снабжения устанавливались в зависимости от наличия (с учетом   производства)   тех   или   иных   товаров   и   были   дифференцированы   по   группам населения в зависимости от характера и важности выполняемой работы.  Но  были   и  исключения.  Попав  в   категорию  "ударников"   и  "стахановцев",   можно  было получить дополнительные талоны.     Их также получали рабочие горячих цехов, доноры, больные женщины. Карточки   и   талоны   сами   по   себе   создавали   широкое   поле   для   мошенничества   и спекуляции. В первые месяцы войны не было установлено должного контроля за работой учреждений   и   домоуправлений   по   выдаче   карточек,   начались   различного   рода злоупотребления,   бесконтрольно   работали   продовольственные   магазины.   «Ошибочно выданные или обманно полученные карточки приводили к дополнительному расходованию продуктов питания, а в условиях осады города это равносильно удару в спину. Однако эгоисты, в худшем смысле этого слова, фабриковали ложные справки, мошеннически, где удавалось,   получали   дополнительные   карточки.   Пути   к   незаконному   приобретению   их изобретали самые различные. Некоторые управдомы в сговоре с дворниками выписывали карточки   на   вымышленных   лиц;   возвращаемые   жильцами   карточки   на   выбывших   или умерших   людей   в   ряде   случаев   присваивались   нечестными   работниками   в домоуправлениях, на предприятиях. Они использовали каждое упущение управления по учету   и   выдаче   продовольственных   карточек...   Карточка   была   дороже   денег,   дороже картин великих живописцев, дороже всех других шедевров искусства».   беременные   и     9 Глава 2. Практическая часть: Одежда и обувь детей войны     Дети войны…. Сколько горя и страданий перенесли они вместе со своими родителями в тяжелые военные годы. Голод, холод, разруха, многочасовой физический труд на полях, фермах, заводах. Встречаясь с людьми,  чье детство прошло в военные годы, часто мы задавали вопрос: «Что носили  дети в те далекие 40­е годы?»  Слушали  и записывали  их воспоминания.            «Не разбирались и в одежде, носили то, что оставалось   от старших, так от мамы остались   некоторые   вещи,   из   которых   мама   перешивала   одежду».   (Кочеткова   Ида Викторовна,  Пермская область)      «Люди в тяжелые военные годы жили дружно, делились друг с другом одеждой, обувью. Телогрейки,   ботинки   могли   носить     многие   односельчане».   (Козлова   Людмила Николаевна, Ивановская область)      «Одежда  доставалась в основном от старших братьев и сестер». (Белоусова Зинаида Григорьевна, Свердловская область)       «Не было и одежды, 1 ситцевое платье  носили  по несколько лет». (Ситдикова  Рауза Муллагалиевна, Башкирия)        «Одевались   очень   бедно,   все   было   дорого».   (Девятовская   Евдокия   Петровна, Татарстан)      «Старые вещи перешивали для младших, так  и одевались». (Пуц Мария Владимировна, Гродненская область, Белоруссия)          «Не было и одежды, из отцовской шинели Марии мама сшила пальто и подарила суконную   шаль в клетку с кистями, а затем появился тонкий, тонкий батист – «мая», штапель. Все свои вещи в то время хранили в сундуке. Если было 3­4 одежки на смену, то считалось это очень хорошо». (Михеевская  Мария  Романовна, Алтайский край)          «Одежды у нас не было, помню, как   наряжалась в бирюзовую дедушкину   рубаху и ходила по дому». (Шамова Нина Михайловна, Ханты­Мансийский автономный округ)     Платье было одно и на праздники и в будни. (Дронова  Любовь Михайловна, Дроботова Нина Семеновна)      В основном дети  в военные годы  донашивали одежду старших братьев и сестер, а то и перешитые   веши,   которые   доставались   от   родителей,   бабушек   и   дедушек.     Нам   очень 10 трудно представить, как можно долгое время ходить в одном и том же платье, брюках, рубашке на протяжении  одного месяца, не говоря уже  о целом годе. Вряд ли кто из нас помнит   свое   первое   платье,   но   с   каким   трепетом   и   волнением   рассказывали   нам прабабушки о своих  первых нарядах, фасон которых они запомнили на всю жизнь.      «Одно было платье и в пир, и в мир, и в добрые люди. Но до сих пор помнит фасон того платья   –   рукавчики   –   фонарик,   подол   выкроен   солнцем,   по   белому   полю   разбросаны колокольчики». (Морозова  Лидия Александровна, Кировская область)        Выходное платье из черного сатина, его фасон, Мария Романовна помнит до сих пор. (Михеевская  Мария  Романовна)              «В 8 классе у меня появилось первое штапельное платье (мама сдавала молоко в детский  сад по 3 литра в день, платили денежками, она накопила, купила ткань и сшила мне платье)  Нежно, нежно, нежно сиреневая ткань, платье ­ ворот лодочкой, на талии крупные     складки   –   запомнились   мне   на   всю   жизнь».   (Продан   Раиса   Федоровна Свердловская область) 2.1.  Умелые руки не знали скуки          Многие   женщины     в предвоенные и военные годы были   неплохими мастерицами­ рукодельницами, и хотя не у всех  была возможность купить новую ткань в магазине или на базаре, шить одежду на швейной машинке, но все женщины старались, чтобы у их детей была  хоть плохонькая, но одежда: платье, штаны,  фуфайки.  При возможности бабушки, матери передавали детям секреты своего мастерства, приучая их с детства   выращивать лен и коноплю, на станке ткать ткань,   перекраивать из старой одежды платья, рубахи, штаны младшим  детям. а)   Обработка конопли       «Ходили мы в домотканныой одежде, ткань  производили из конопли. Посеем коноплю на огороде, когда вырастут стебли, мочили их в воде, разбивали, и получалось волокно, из которого   пряли   нитки.   Затем   на   специальных   станках   ткали   ткань   и   шили   одежду». (Дроботова  Нина Семеновна, Курская область)            «Сажали коноплю, затем собирали ее в пучки и вымачивали, затем в мялке мяли, отбивали стебли конопли, отделяли  костригу – жесткие части  стебля и из мягких волокон пряли   нитки,   отбеливали   их   в   щелоке.   Ткань   получалась   белая,   белая,   из   нее     шили сорочки, кроили полотенца, вырезали онучи – портяночки  для лаптей». (Хайдарова Вера Никитична,  Пензенская область          «Выращивали коноплю. Сами ткали холсты,  дерюги, были самотканые   полотенца, половики». (Уколова  Мария Прокофьевна, Башкирия)   б)     Обработка   льна      В  тех краях, где жила Мария Владимировна, много выращивали льна, посеют его, а как зацветет, налюбоваться невозможно, голубой ковер кругом. Когда  созреет, выдирали его, просушивали,   выбивали   семена,   которые   шли     на   растительное   масло.   Стебельки расстилали, раскладывали на поляне рядами, и  так он лежал недели  три. Затем начинали вручную мять, палкой выбивать, чтобы   кострицы отошли (на Урале говорят – костига), чесалками чесать, лен становился шелковистым, пряли из него нитки на нижнее белье, на полотенца. (Пуц Мария Владимировна)        Одежда была в основном  из ткани льна. Елизавету учили прясть толсто на то, что ее нить шла на  портянки. (Балаева Елизавета Александровна, Костромская область) 11 Красиво лен цветет, нежно­нежно голубым цветом. Кору деревьев (сосны, лиственницы) использовали   для   покраски   ткани,   которую   ткали   из   волокон   льна,   который выращивали на полях поселка.   (Зольникова Полина Петровна, Ханты­Мансийский автономный округ)     А лен мы сеяли на наших огородах. (Белоусова Зинаида Григорьевна)    в)     Швея­мастерица         «Наша мама была портнихой, шила распашонки, капоры, которые продавала на рынке, тем самым,  зарабатывая нам на хлеб.  Выбежит мама на базар, купит материал и за ночь нашьет   вещей.   Мама   брала   всегда   яркие   красивые   ткани,   и   сшитые   вещи   всегда   были неповторимыми». (Еськова Ирина  Петровна, Оренбургская область)        Мама Евлалии была прекрасной портнихой, она обшивала не только свою доченьку, но и соседей. С одеждой было очень тяжело в   те годы, поэтому платья и пальто, которые шила мама, пользовались большим спросом. (Карышева Евлалия Викторовна, г. Муром)    «Большую   помощь   семье   оказала   бабушка,   которая   была   прекрасной   портнихой, закройщицей.  Принесут ей кусок ткани, она быстро раскроит без всяких выкроек, вырежет и шьет, глядишь, завтра сельчане приходят уже то на примерку, то за готовой  вещью. И пальто шила, и  шапки, шубы, платья, рубашки». (Аброськин Иван Яковлевич, Кемеровская область)        «Ходили мы в той  одежде, какую одежду  мама сошьет, или  останется от старших детей.  Помню,  отец с фронта  послал нам  фланелевые портянки, так мама  перекроила их и   сшила   мне   с   младшей   сестренкой     платья.     Шила   все   руками».   (Хайдарова   Вера Никитична, Пензенская область)            С одеждой было туговато, ткани не было, помнит Виктор курточку – матроску да штаны   и   утянутыми     штанинами.   Мама   сама   шила  вильветки,   была   такая   ткань парусина, из которой и шили одежду. (Павлюков Виктор Георгиевич,   Калининская область)          «У мамы была швейная машинка «Зингер», поэтому мама очень много шила на нас одежды». (Тандалова Людмила Михайловна,  Ханты­Мансийский автономный округ)            «Мама   все шила сама, на всю семью, сошьет на ребятишек штаны, рубашонки из холста, который наткет сама». (Дронов Александр Александрович, Владимирская область)         Вспоминает Софья  платье из сарпинки (ткань в клеточку), которое ей сшила мама. Мама  постоянно на швейной машинке перешивала ребятишкам одежду. Что оставалось от старших, ремонтировалось и перешивалось для малышей. Покупать новое было не где, да и не на что. (Щербакова Софья Филипповна, Пензенская область)        Мама сшила дочери на швейной машинке фуфайку, приобрели туфельки и отправили дочку на почтовом катере до Ханты­Мансийска, где ее должна была встретить старшая сестра. (Петрачук Раида Тихоновна, Ханты­Мансийский автономный округ)      «Хорошо, что у нас от бабушек остались юбки, из которых мама перешивала мне  разные платья»  (Панюкова Тамара Максимовна, Тюменская область)            Мама     сшила     для   дочери   сарафанчик.   (Чемакина   Анна   Дмитриевна,  Ханты­ Мансийский автономный округ)      С 15 лет рая  начала обшивать  себя и братика, мама купит материал, в Рая то брюки на руках сошьет (машинки швейной не было), то рубашку, себе платье сшила (в 1951 году приобрела рая швейную машинку). (Семенова Раиса Павловна, Ульяновская область) 12 «Родители ездили в Москву за обувью, одеждой для детей, материалом, из которого потом шили одежду. Одежду делили между собой. Последнему ребенку в такой большой семье было с одеждой, конечно, труднее.  (Уколова  Мария Прокофьевна) 2.2.  Виды одежды        Сегодня   дети   имеют   возможность   покупать   разную   одежду,   предназначенную   для занятий в школе, в спортивных залах, одежду для торжественных встреч и отдыха.   Из бесед с детьми войны мы узнали, что не всем родителям будущих школьников удавалось приобрести  форму, платье, рубашку.   а)      Школьная  форма     «1 сентября 1943 года  я пошла в школу. Не было специальной формы, в чем ходили до школы, в том пошли и в школу». (Моставщикова Нина Тихоновна, Башкирия)        «Специальной формы у меня не было»   (Зуева Антонина   Андреевна,  Воронежская область)     «Помню,  мне мама сшила платье». (Цветкова  Люция Тимофеевна, Ханты­Мансийский автономный округ)      «Школьной формы у нас не было, сами для  одежды выделывали шкуры. Мама нам на машинке   шила   фуфайку,   в   которой   мы   и   в   лес,   и   в   школу   бегали,   и   по   деревне катались   с   горы».   (Филатов   Виктор   Петрович,  Ханты­Мансийский   автономный округ)  К   школе   бабушка     Ивану   сшила   штаны   на   лямках,   рубашку.   (Аброськин   Иван          «Формы у нас никакой не было, в школу ходили, кто в чем. В косы вплетали   по 2 коричневые ленточки». (Елфимова  Екатерина Тихоновна, Оренбургская область)         В школу ходили, в чем попало, но свои валенки   и своя шубка, фетровая шапочка у Маши была.   (Иванова Мария Михайловна, Курганская область)            Специальной школьной формы небыло, поэтому ходили кто в чем. Ходила Маша в маминой   куртке,   платье   было   одно,   которое   выстирает   и   опять   идет   в   нем. Демисезонное пальто купили  в военные годы. (Королева Мария Александровна,              г. Грозный)       Яковлевич,  Кемеровская область)         Запомнила Ида Викторовна школьную форму, которую ей сшила приемная мама из двух платков (черного и коричневого). Это платье Ида носила с 6 по 10 классы. И конечно, как   любая   девочка,   Ида   мечтала   о   красивой   юбке,   о   кофточке   и   шерстяном   платье. (Кочеткова Ида Викторовна)       «В 6 утра мама нас поднимала, чтобы мы бежали в лес. Нужно было насобирать корзину ягод – смородины, черемухи и еще продать  эти ягоды, так я зарабатывала деньги, чтобы купить   себе   школьную   форму,   платье,   белый   и   черный   фартуки,   туфельки»   (Лящук Любовь Алексеевна, г. Курган)   б)     Верхняя одежда        Труднее с одеждой было в зимний период. Многие из детей из­за отсутствия   теплой одежды   были   вынуждены   весь   холодный   период   сидеть   дома.   Чаще   выручала   одежда, доставшаяся от старших братьев и сестер, от отца, ушедшего на фронт. Дети военных лет носили:    ­  фуфайки;    ­  бушлаты;    ­  пальто; 13 ­  жакеты;    ­  шубки;    ­  кожухи;      «Зимы были очень  холодные, дома нас родители оденут, на голову накинут суконную серую шаль,  завяжут за спиной  и  отправят  в  школу,    а в школе  уже детей  встречают учителя, развяжут  шаль, помогут раздеться. Из папиного зимнего пальто перешили пальто для  меня» (Драгомирецкая Анна Алексеевна, Украина)         Фуфайка – это стеженная на  вате короткая курточка. Сейчас есть пуховики, внутри которых   находится   пух,   а   в   военные   годы   утепляли   одежду   ватой   и   шили   фуфайки. (Цветкова  Люция Тимофеевна)     «Для  одежды выделывали шкуры. Мама нам на машинке шила фуфайку, в которой мы и в лес, и в школу бегали, и по деревне  катались с горы». (Филатов Виктор Петрович, Ханты­Мансийский автономный округ))          В холодный период бегала в фуфаечке, но за хорошую  учебу от школы  выделили овчину, из которой ей сшили  длинную шубу, которую Ида носила до 5 класса. Кочеткова Ида Викторовна       Из одежды – носили фуфайки. Семенова Раиса Павловна, Лящук Любовь Алексеевна       В семье была швейная машина «Зингер», на которой  для членов семьи шили  фуфайки, разную одежду. Чемакина Анна Дмитриевна          Носили фуфаечки, у некоторых были кожухи (похожие на современные дубленки), которые делали  из овечьей шкуры (Дроботова  Нина Семеновна)       Для Устиньи из  кителя сшили  жакет.   (Карабинович Устинья Романовна)       Были фуфайки, пальтишки, дядя катал валенки. (Дронов Александр Александрович)       Из маминой шубы сшили для Антонины шубку. (Сидорова Антонина Прокопьевна)       Носила Анна  бушлат, который был сшит с подстежкой. Первое пальто Анна надела в 15 лет. (Миронцева Анна Павловна)        «В 4 классе Павел ходил в маминой  шубе и вот однажды сказал, что больше не будет в этой шубе ходить, так как над ним одноклассники смеются. Мама расстроилась очень, предложила   ему   свою       фуфайку.   В   это   время   пришел   дед   Петр   и   предложил   маме перешить  мамину шубу. Для брата  сшил бесплатно полушубок  ­ кожушок и Машеньке маленькую шубку» (Хайдарова Вера Никитична, Пензенская область)        «За войну   все износилось, ни обуть, ни одеть было нечего».  Коноплева Елизавета Трифоновна      «Носили вязанные крючком варежки» Лящук Любовь Алексеевна Прическа:              Многие   девочки   заплетали   косички,   в   которые   вплетали   большие   белые   или коричневые банты, сделанные из тюли.           «В первый класс я пошла в годы войны. Помню, у меня были   длинные волосы, их заплели в косу и привязали большой­большой белый бант, сделанный, наверное,  из тюли». (Цветкова  Люция Тимофеевна) 2. 3. Одежда детей узников          Во время встреч с детьми войны мы познакомились с тремя   узниками фашистских лагерей.     Черникову   Веру   Николаевну   в   возрасте     пяти   лет   забрали   в   концлагерь   в Финляндию. Со слезами на глазах она нам рассказывала:          «Детей лагеря одевали в бумажную одежду. Трусики, платья, кофточки, рубашки, брюки, для всех детей лагеря одежду изготавливали из красивой гофрированной бумаги. 14 Кто  наряжен  в  розовой,  кто  в  синей,  кто в  желтой   одежде,  краски   бумажной  одежды пестрили по всей территории. В такой «красивой» одежде детей часто фотографировали. А когда одежда  порвется,  снимали,  сжигали  бумагу и  надевали  новую одежду.    На ноги одевали  обудки с деревянными колодками, сверху натянутым материалом».  2. 4. Уход за одеждой       В наши дни в магазинах продается много разных моющих средств, которые помогают при стирке белья, выведения различных пятен с ткани. В отделе «Электрооборудование» можно выбрать утюг, который выполняет различные при глажке белья операции. Сегодня невозможно себе представить жизнь без стиральной машины. Из воспоминаний ветеранов мы узнали, что наши прабабушки стирали белье, применяя   щелок и самоваренное мыло, стирали белье  в корытах и чанах, «гладили»  рубелем. При посещении городского музея мы видели старинные тяжелые чугунные  (на углях) утюги и рубель со скалкой.      «Мыла  не было в те годы, и мы стирали и мылись щелочной водой. Заваривали  золу в кипятке, давали отстояться, получалась мягкая вода – щелочь, которую мы использовали для стирки белья и купания в бане». (Белоусова Зинаида Григорьевна)      «Приспособились в деревнях и мыло сами варить, для этого брали каустическую соду и кишки от поросенка и долго, долго (как холодец) варили  эту массу. Когда же варево остынет,   разрезали   его   на   кусочки   и   пользовались   как   мылом.   Выручал   щелок,   при использовании которого и мылись, и стирали белье. Были в избе и  красна, на которых ткали  половики». (Михеевская  Мария  Романовна)     «Был в доме на углях  утюг,  рубель со скалкой, при помощи, которых «гладили» белье». (Коноплева Елизавета Трифоновна)          «Во дворе была баня, мама варила сама мыло, поэтому мыло и щелок всегда   был в доме,  который использовали для  мытья и стирки белья».  (Семенова Раиса Павловна) 2.5.   Обувь военных лет       В наши дни  открыты специальные обувные магазины, где по отделам находятся разные виды обуви: мужская, женская, детская, спортивная. Большой выбор обуви по сезонам (зимняя, летняя, весенняя, осенняя). Обувь сшита из разного материала. Можно подобрать туфли   под   любой   цвет   вечернего   костюма.   А   обувь,   о   которой   мы   услышали     в воспоминаниях  наших  героев, можно увидеть  сегодня в  музеях нашей  страны, а лапти (лопаточки)  сейчас плетут как сувениры русского промысла.       «Для школы у меня были ватные носки, поэтому я редко выходила во время перемены из класса»   (Ситько Анна  Григорьевна, Свердловская область)       Бегать босиком по  траве, по лужам, по мокрому песку нам очень нравится, да и  для здоровья полезно. Но когда мы слышали, что приходилось бегать постоянно босиком все лето и даже  до поздней осени  (ранней весной), из­за того, что небыло никакой обуви, нам в это  было трудно поверить.      «Летом  нравилось бегать босиком, особенно по лужам после дождя». (Уколова  Мария Прокофьевна)            «Семья жила бедно, весной,   как только растает снег, бегали босиком, аж пятки трескались до крови»  (Драгомирецкая Анна Алексеевна)          « А так, как только сойдет снег, бегали босиком, пятки трескались, цыпки на ногах появлялись.   Мама   напарит     нас   в   бане   и   лечит   нам   раны   солидолом,   керосином.   Как травушка – муравушка  появляется  на дворе, все за околицей, около своих палисадников порядок   наводят.   Всегда     на   улице   было   чисто,   босиком   было   бегать   не   страшно». (Хайдарова Вера Никитична) 15 «В   теплый   период   в   основном   бегали   босиком,   смазывая   ноги   дегтем   (меньше трескались   подошвы   и   кожу   спасали   от   мошек   и   комаров)».   (Петрушкин     Анатолий Павлович)        Летом в основном бегали босиком, была одна пара сандалий, которые очень девочка берегла для выхода в город.  (Кочеткова Ида Викторовна)      Пока можно было бегать в школу босиком, Лиза бегала, а как наступили холода, уже в школу ходить было не в чем, пришлось сидеть дома (после 3 класса) Коноплева Елизавета Трифоновна     «Летом мы чаще бегали босиком, трескались пятки, было больно, но обуви не хватало и приходилось  бегать босиком»   (Дроботова  Нина Семеновна)     «Все лето бегали босиком, так как не было обуви».   (Белоусова Зинаида Григорьевна)        а)  Одна пара обуви на всю семью:    «Обуви   тоже   было   недостаточно,   один   донашивал   после   другого.   Чаще   обувь доставалась   от   старших,   была   больше   на   несколько   размеров,   чем   нога».  (Панюкова Тамара Максимовна)          «Были одни ботинки на всех детей. С утра   бежит один брат в ботинках, со второй смены второй брат, встречает его уже где­нибудь на полпути, переобуваются. Домой уже бегут босиком». (Пуц Мария Владимировна)        «На ногах  ботинки, один коричневый, другой черный, видно достались от  старших сестер». (Выучейская Анна Ивановна)      «У нас были одни валенки на троих». (Еськова Ирина  Петровна)          «Часто приходилось  носить   обувь с чужой стороны, которая была на несколько размеров больше. Для того, чтобы ботинки не слетали с ног, вовнутрь обуви набивали солому, наматывали на ноги портянки, И только в 10 классе у Иды появились  брезентовые туфли».  (Кочеткова Ида Викторовна)      «В   лес   ходили   в   лаптях,   а   по   деревне   бегали   босиком»   (Дронов   Александр б)   Эх, лапти, вы, лапти, вы, лапти мои….    «У нас в  селе не все ходили в лаптях осенью, зимой ранней весной, кто был побогаче, то мог купить  ботинки, но в нашей семье все ходили в лаптях, их для нас плел дедушка Петя, совсем чужой, придет к нам: «Маруся, если уж лапти прохудятся, так приноси, я починю» (Хайдарова Вера Никитична)   Александрович)          «Тихон Григорьевич, отец Екатерины, был мастер на все руки, для жителей деревни плел лапти, кто бы ни попросил,  а лапти были удобные, как галоши, легкие». (Елфимова Екатерина Тихоновна)          «Дедушка Анатолий   плел лапти для всей деревни и когда внук обратился к нему с просьбой, чтобы  научится плести лапти, на что  дедушка сказал, что это ему в жизни не пригодится. Уже в армии Анатолий сплел из бумаги лапоть, который висел в качестве сувенира  в одной из комнат казармы». (Козлов Анатолий Петрович)      «Бабушка все шила руками, умела  плести лапти. В лаптях ходили в лес заготавливать дрова». (Балаева Елизавета Александровна) в)  Валенки, валенки, не подшиты, стареньки…          «Валенки в деревне валяли, шерсть овечья была, поэтому по возможности валенки были»  (Уколова Мария Прокофьевна)      «Валенки в зимний период носили несколько лет, подшивали их, латали». (Михеевская Мария  Романовна) 16 «За хорошую работу вскоре маме выделили деньги, так она купила для меня валенки». (Шамова Нина Михайловна)      «Зимой лапти сменяли на валенки, которые часто были в заплатках. Да и валенки были не у всех». (Ситдикова  Рауза Муллагалиевна)      «На зиму  мама сама штопала валенки»    (Суровцева Нина  Николаевна)      «Зимой ходили в валенках».   (Кочеткова Ида Викторовна)      «На ногах  зимой были пимокаты (валенки)».    (Павлюков Виктор Георгиевич)      Запомнила Полина свои первые валенки, которые очень берегла, а так на ноги одевали чирки, в которые укладывали для тепла солому.    (Зольникова Полина Петровна)          «Из  обуви были  одни валенки  на 2­3 ребят, в Чантырье жил  дед, который  катал валенки».   (Петрушкин  Анатолий Павлович)            « Зимой были валенки. Мама валенки подшивать не умела, так дыры мы затыкали сеном. Положим  его то в пятку, то в носок и бежим кататься. Скользим по дорожке, а за нами соломинки из валенок вылетают»  (Зуева Антонина Андреевна)        « К зиме мама сама нам чинила валенки, делала дратву изо льна и большой иголкой пришивала заплатки».  (Белоусова Зинаида Григорьевна)        «К зиме наши родители старались свалять валеночки» Дроботова  Нина Семеновна       «К зиме старались  купить валенки». Панюкова Тамара Максимовна       «Всегда были валенки теплые» Лящук Любовь Алексеевна    Но:      «Зимой ходили в лаптях, на ноги наматывали портянки, после войны  делали обувь  из резины. Еще были  трепы  – деревянная подошва, обшивали сверху тканью». (Пуц Мария Владимировна)        «Лапти заказывали, зимой носили носки, портянки, которые перевязывали бечевой». (Дронова  Любовь Михайловна)     «Носить было нечего, поэтому даже зимой девочка бегала в школу босиком. Прибежит в школу ноги красные от мороза, сядет за парту и давай растирать  ноги». (Сафрыгина Анна Андреевна)          «Носили   вязаные тапочки из пряжи, которые называли  пимами» (Уколова Мария Прокофьевна)          «Шили   обудки, черки.   Зимой обудки носили с вязанными шерстяными   носками». (Чемакина Анна Дмитриевна) Дети 40­х годов носили Теплый период Парусиновые (брезентовые) туфли Сандали Туфли Резиновые сапожки Матерчатые   туфельки   в горошек Туфли     тряпичные, брезентовые, на  резиновой подошве Холодный период Лапти  Ботиночки  Бурки Валенки  Галоши Обудки Солдатские ботинки Телячьи сапоги. Трепы Чирки На   позднюю   осень   ­ 17 ­   Дополнительный материал Чуни   вязаные   тапочки,      заворачивали ноги в портяночки   и завязывали   шнурочками  на ногах Наматывали на ноги портянки Ватные носки Длинные  шерстяные носки Зимой  носили   носки,   портянки, которые перевязывали бечевой. Носили   вязаные тапочки из пряжи, которые называли пимами. чесанки  –   валенки   с галошами,   а   уж   на зиму   –   валенки потеплее. 2.6. Производство обуви      «Обувь шили сами, сами для обуви  выделывали шкуры. Шила нам мама и сама обувь»  (Филатов Виктор Петрович)      «Лес не только кормил, но и одевал, так как из бересты шили чувяки»  (Тарасова Нина Макаровна)     «Обувь на весну и осень шил нам наш  папа»  (Дроботова  Нина Семеновна)      Весной и осенью носили   чирки, отец выделывал кожу  телят, оленей, сам шил обувь и научил Анатолия. (Петрушкин  Анатолий Павлович)        «Были у нас дома две пары солдатских ботинок. Оденешь их и щеголяешь по селу с гордостью» (Зуева  Антонина Андреевна)         «Помню,   как   из   телячьей   шкуры   папа   сшил   мне   сандалики.   (Дроботова     Нина Семеновна) Название  обуви Лапти   удобные,   как   галоши, легкие. Материал для изготовления драли лыко Обувь Обувь   с   деревянной   подошвой, сверху ткань Постолы Сандалики Трепы Чувяки Чирки Носки выделывали шкуры из лошадиной кожи  шили обувь из резины Дерево, ткань Из резиновых  камер (камер было много от машин) Из телячьей шкуры деревянная подошва, обшивали сверху тканью Из бересты  кожа  телят, оленей Вязали из конского волоса, из крапивы так же как изо льна и конопли    «Из обуви у нас были  лапти, их для нас  плела мама. На ноги одевали чуни ­  вязанные тапочки, заворачивали ноги в портяночки  и завязывали   шнурочками  на ногах.  Папа наш был сапожник. Шил для нас простую обувку, ботиночки. Ботинки, которые мне сшил папа, я берегла их, очень долго»  (Продан Раиса Федоровна)          «Обувь была с деревянной подошвой, сверху   была ткань. Шили телячьи сапоги» (Карабинович Устинья Романовна)           «Все   лето   и   сентябрь   бегали  по   селу   босиком,   к  зиме   бабушка   связала   длинные шерстяные носки, купили мне галоши, сшили обувки». (Шамова Нина Михайловна)       В 6­7 классах  до снега бегали босиком, даже в школу. В 7 классе ходила в маминых ботинках. Впервые   купили для Антонины матерчатые туфельки  в горошек, когда уже училась в институте. (Сидорова Антонина Прокопьевна) 18 «От снега до снега бегали по деревне босиком, зимой ходили в обудках, а из конского волоса, их крапивы  вязали носки, так же как изо льна и конопли»  (Новикова  Любовь Алексеевна). Летняя обувь          Все   лето   и   сентябрь   бегали   по   селу   босиком,   к   зиме   бабушка   связала   длинные шерстяные носки, купили мне галоши, сшили обувки. Шамова Нина Михайловна      Впервые  купили для Антонины матерчатые туфельки в горошек, когда уже училась в институте. Сидорова Антонина Прокопьевна        Все   лето   могли   пробегать     босиком.   Тапочки   берегли   для   выхода,   помнит   Софья Филипповна и литые галоши. Щербакова Софья Филипповна     Летом ходили в  парусиновых (брезентовых) туфлях. Лящук Любовь Алексеевна  Осенне­весенняя обувь        На ногах были бурки, в период распутицы галоши. Миронцева  Анна Павловна Заключение 19 Война   и   дети…Это   одна   из   наиболее   горьких   страниц   истории   Великой Отечественной. Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Но я думаю, что и этого будет достаточно, чтобы показать, что не только через 70 лет, но и через 100 лет память о Великой Отечественной войне будет жить. Наши потомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу. А также о тех   маленьких   детях,   кто   нес   на   своих   плечах   непосильную   ношу   военных   лет.   В способности помнить, любить, дорожить, ценить заключена огромная нравственная сила, которая помогает человеку глубже понять себя, оценить своё достоинство, разобраться в окружающей жизни.           В результате своей работы мы пришли к следующим выводам: 1. Война – это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети. 2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг, как и весь народ заплатив страшную   цену,   за   победу   в   Великой   Отечественной   войне.   Таким   образом,   гипотеза работы   нашла   своё   подтверждение.   Практическое   значение   работы:   материалы   работы можно использовать  на  уроках  истории, классных часах. Поскольку тема «Дети войны» чаще всего остается в стороне.  В нынешнем году мы отмечаем важную историческую дату – 73­летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы должны сохранить благодарную память о тех, кто выстоял и победил. Память о подвигах мужества, верности и любви питает силы народа, воодушевляет его, полагается в основу новых свершений. Ведь подвиг не умирает!   20 Список информационных источников     1.     «Аргументы и факты», № 25, 2013, с. 42 2.      Боровичёв   П.И.   За   линией   фронта.­   Смоленское   областное   издательство «Смядынь», 2014.  3.      Великая   Отечественная   война   1941­1945.   Энциклопедия.   М.:   Современная энциклопедия, 2015. – 527 с. 4.     Великая Отечественная война. Энциклопедия для школьников./  Сост. И. Дамаскин, П. Кошель.­ М.: «Олма – Пресс», 2011 5.     Война и дети: рассказы рос. Писателей о войне / председатель редкол.  А. Лиханов; худож.   А.   Семенов.   Школьная   роман­газета;   Вып.   7/2000   –  М.:   Изд.  Дом   «Карл Гиберт», 2014.­64 с.: ил. 6.     Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н. Бадан,  И.Е. Войнович и др. М.: АСТ, 2015. – 592 с. 7.      Дети военной поры: Сборник публицистических рассказов / сост. Э. Максимова; зав. Ред. А.И. Котеленец; худож. В.А. Иванов.­2­е изд., доп.­М.: Политиздат, 2014.­ 320 с. 8.     Мир новостей / Д. Шеваров, «Школьная роман­газета», №27, 2010, с. 27 9.     Мировая история. Школьная энциклопедия «Руссика».­ М.:ОЛМА­ ПРЕСС Образование,2013 10.   Откроем Книгу почета: Документальные рассказы о юных героях / авт.­сост. В. Яковлев.­М.: Мол. Гвардия, 2012.­238 с Интернет­ ресурсы: 1.  http://websprav.admin­smolensk.ru/web2014/roslv2/proekt/Smolensk1.html 2.  http://ropravda.ru/index.php/roslavl­i­roslavlchane/825­zapominajte­nas­poka­my­est 21 Приложение З а г а д к и : Одежда: 1. Шкаф: 1. Мама вешает в нем платья, свитеры и брюки – братья, Папа – куртку, плащ и шарф, догадались? Это ….  2.  Вешалка:  1.  Я стою в углу в прихожей, я на дерево похожа.       Вместо листиков на ветках у меня шарфы и кепка.    2. Висит в прихожей, на грабли похожа. 3. В раздевалке я служу, на весу пальто держу. 3.Шуба: 1. Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. 2. Есть у белок, есть у мышки, есть у серого зайчишки.     И в холодный день зимы в ней гулять выходим мы. 4.  Куртка: 1. У нее есть капюшон, пышным мехом опушен. 5. Плащ: 1. Если день стоит пригожий, он не выйдет из прихожей. Если дождик моросит, он на улицу бежит. 6. Рубашка: 1. Дуйся, не дуйся, через голову суйся.                                                                   Попляши день­деньской и пойдешь на покой. 2. Входишь в одну дверь, а выходишь из трех.     Думаешь, что вышел, а на самом деле – вошел. 7. Свитер: 1. Один вход, три выхода.    8. Варежки (рукавицы):  1. Руки греет пара печек из колечек от овечек  2. Их бабушка свяжет из шерсти на спицах,     Мягкие, тепленькие….. 3.  Две сестрички, две плетенки, из овечьей шерсти тонкой:      Как  гулять, так надевать, чтоб не мерзли пять да пять.  4. А ну­ка, ребята, кто угадает: на десятерых братьев двух шуб хватает. 5.  Едва повеяло зимой, они всегда с тобой, согревают две сестрички, а зовут  их…  6. В обоих домиках темно, зато жарища прямо. А коль засветится окно, его починит мама. 7. Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером. Брат большой не согласился и отдельно поселился. 8. Пять пальцев за все могут браться.                                                         Вместе в шубке одной согреваются зимой (руки в варежке) 9.  Перчатки: 1. Пять мальчиков, пять чуланчиков.                                                Разошлись малыши в темные чуланчики –                                                           каждый мальчик – в свой чуланчик.  22 2. Пять пальцев, как у людей, но пальцы у нее без ногтей. 3. Пять мешочков шерстяных – греются братишки в них. 4. Как только отправляются они зимой гулять, Жильцы в дома вселяются и в каждой – целых пять. 5. Разошлись мальчишки в темные чуланчики, Каждый мальчик в свой чуланчик. 10. Шляпа:    1.  Друзья, скажите  мне, кто я, взгляните на мои поля:         Их солнце жжет, их дождь мочил не раз.         Мои поля, на голове у вас.        2.   Ношу на голове поля, но это вовсе – не земля.   11.  Панама: 1.  Когда на прогулку идем на полянку,      Всегда надеваем от солнца …… 2. Я любой девчонке прикрываю волосенки, Прикрываю и мальчишке стрижки – коротышки. От солнца я защита – для того и сшита. 12.  Шарф: 1  Зимой протянулся, а летом свернулся.  2. Греет он шею холодной зимой, мягкий, пушистый и шерстяной. 3. Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык.    Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. Дополнительные загадки:   1. Две стройные сестрицы в руках у мастерицы. Весь день ныряли в петельки…                                                             И вот он – шарф для Петеньки.                       (спицы) 2.   На веревке пальцы держат одеяльце   (прищепки) З а г а д к и  Обувь    1. Башмак (и) 1.  Мы скачем по травке и спим у порога,        Но жаль, что носы  облупились немного. 2.  Всегда послушен моде, как зеркало блестит.      Завязанный он  ходит, развязанный стоит.      Догадаться не пустяк,     что зовут его….  3.  Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья.      Мы за обедом – под столом, а ночью – под кроватью. 2. Ботинки:  1.  Всюду, всюду мы вдвоем, неразлучные идем.      Мы гуляем по лугам, по зеленым по лугам.      Вниз по лестнице сбегам, вдоль по улице шагаем,            Но чуть вечер на порог, остаемся мы без ног.             А без ног им – вот беда, ни туда и ни сюда.            Что ж, полезем под кровать, будем там тихонько спать.             Когда вернутся  ноги, вновь поскачем по дороге      3.  Галоши:  23 1.    Если дождик, мы не тужим, бойко шлепаем по лужам.          Будет солнышко сиять – нам под вешалкой стоять 4.  Сапоги  (резиновые):  1. В магазине покупают, на ноги в дождик одевают. 2.   Сшили их из черной кожи, в них теперь ходить мы можем.        И по слякотной дороге – не промокнут наши ноги. 3. 4.    По лужам в них смело бегает Зина,         Они не промокнут, они из резины.  5.         Если дождик, мы не тужим­ бойко шлепаем по лужам.  По грязи гуляют, а в сушу отдыхают     Отгадай  загадку: кто мы? В ясный день сидим мы дома,                     Станет солнышко сиять – нам под вешалкой стоять. 6. Два  братца не могут расстаться:  утром в дорогу, ночью к порогу. 5.  Сандали (туфли): 1.  Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья.      Мы за обедом под столом, а ночью – под кроватью. 6. Шлепки: 1.    К реке искупаться бежим мы по тропке,       У нас на ногах очень легкие ………   7. Валенки: 1. Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: утром в школу,   днем – домой. 2. Треплют, катают, а зиму таскают. Толковый словарь забытых слов № Слова 1. Бурка  2. Капор 3. Кожух 4. Корыто 5. Кошма 6. Кудель 7. Лапоть (и) 8. Онуча 9. Парусина Даль В.И.  Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: ЗАО  Изд­во ЭКСМО – Пресс, 1999.   с   завязками Войлочный, валяный, овечий плащ, с приваляным   к нему   снаружи мохнатым козьим руном.                                    С. 91 Женская   стеганая   шапка   на   всю   голову, С.  309 Шуба, тулуп. Округлая  покрышка; навес над чувалом, очагом; свод банной печи, каменки                                              С. 328 Половинка     расколотого   бревнышка,   обделанная   и   выдолбленная   с плоской стороны. Корыта бывают ветловые, липовые, осиновые; в них стирают бельё, месят хлебы, и из них кормят скот и птицу.                                                              С. 342 Войлок,   полсть,   сваленная   из   овечьей   шерсти(плохие   кошма   из коровьей шерсти)                                                             С. 346 Мочка,   кухотка,   вычесанный   и   перевязанный   пучок   льну,   пеньки, изготовленный для пряжи.                С. 353 Короткая плетеная обувь на ножную лапу, по щиколотки, из лык – лычины, мочалы, реже из коры ракиты, ивы, вяза, березы, из тонких корней.                                   С. 361 Часть обуви, обвертка на ногу, замест чулков, под сапоги и лапти; портянки, подвертки.                                          С.434 Холст, полотно из пеньки                С. 460 24 10. Портяница 11. Портянки 12. Сундук 13. Фуфайка 14. Щелок Кусок, отрезанная часть портна      С. 509 Обёртки, онучи,  подвертки под обувь.                                                             С. 509 Укладка, вольный ящик, с крышкою на навесках, обычно с замком, нередко   окованный   и   со   скобами.   Коренная   русская   утварь. С. 636 Короткая,   теплая   поддевка,   байковая,   вязаная,   шерстяная,   либо стеганная. Детская фуфаечка.                           С. 690 Отвар золы, настой кипятку на золе; всякий раствор в воде щелочи или едких солей                                                  С. 728 25

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»

Индивидуальный проект на тему « Одежда и обувь детей войны»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2018