ИНФОРМАТИКА учебная программа для 5-9 классов

  • docx
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 34 Информатика 5-9 кл рус++11 летка.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И.АЛТЫНСАРИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНФОРМАТИКА

 

учебная программа

для 5-9 классов уровня основного среднего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана

 

 

Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.

 

Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.

 

 

 

Информатика: Учебная программа для 5-9 классов уровня основного среднего образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2013. – 14 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Национальная академия образования

им. И.Алтынсарина, 2013.

Приложение 34

к приказу Министра образования

и науки Республики Казахстан

от 3 апреля 2013 года №115

 

 

 

Типовая учебная программа по предмету «Информатика»

для 5-9 классов уровня основного среднего образования

 

1.Пояснительная записка

 

1.   Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.

2.   Целью обучения является формирование у обучающихся информационной компетентности через систематизацию базовых знаний по теоретическим основам информатики и современных информационных технологий, привитие навыков работы с программами обработки информации различного вида, развитие алгоритмического и операционного мышления, ознакомление с одним из языков программирования и принципами моделирования.

3.   Задачи обучения:

1)  сформировать представление об информации;

2)  сформировать навыки  использования основных средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

3)  дать представления об информационных моделях, основных областях применения метода моделирования;

4)  научить пользоваться  основными базовыми алгоритмическими конструкциями на языке программирования;

5)  сформировать навыки работы с информационными технологиями по обработке информации;

6)  сформировать навыки использования средств информационно-коммуникационной технологии в проектной деятельности;

7)  развивать алгоритмическое и операционное мышление, логические, интеллектуальные и творческие способности учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий;

8)  развивать навыки соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности;

9)  воспитывать информационную культуру учащихся и бережное отношение к технике.

4.   Объем учебной нагрузки по информатике составляет:

1)  в 5 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

2)  в 6 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

3)  в 7 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

4)  в 8 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

5)  в 9 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.

5.   В процессе обучения информатике осуществляются межпредметные связи.

6.   Межпредметная связь с математикой:

1.   использование представлений о типах числовых данных при кодировании числовой, текстовой и графической информации;

2.   вычисление на компьютере с помощью калькулятора;

3.   построение графиков функций с помощью графического редактора и  средствами электронных таблиц.

7.   Межпредметная связь с алгеброй:

1)  использование функций, формул, операций сравнения для автоматизации процессов;

2)   использование математических знаний при расчетах с помощью электронной таблицы;

3)  применение правил при вычислении различных расчетов в работе с стандартными функциями;

4)  использование систем координат при построении графиков в табличном процессоре;  

5)  использование элементов математической логики для выявления основных этапов при осуществлении операций в решение задач;

6)  использование информационного подхода при исследовании математических объектов;

7)  разработка алгоритмов с использованием системы координат для построения рисунков на языке программирования.

8.    Межпредметная связь с геометрией:

1)  применение приемов работы с геометрическими фигурами для построения объектов векторной графики;

2)  применение формул планиметрии при программирования алгоритмов разной структуры;

3)  моделирование геометрических объектов; создание геометрических композиций.

9.    Межпредметная связь с физикой:

1)  опора на знания из области электричества при рассмотрении архитектуры компьютера, кодирования информации, систем счисления, элементов логики;

2)  ориентация на физический смысл звука, видео и графики;

3)  рассмотрение физических процессов при использовании информационных технологий и языков программирования для моделирования;

4)  рассмотрение физических задач при разработке алгоритмов;

5)  физические принципы работы устройств персонального компьютера.

10.    Межпредметная связь с казахским, русским и иностранным языками:

1) обогащение словарного запаса терминологией по информатике;

2)  использование правил орфографии и пунктуации при создании текстового материала;

3)  использование текстов, связанных с национальным фольклором, при работе с текстовым процессором;

4)  развитие речи в процессе защиты проекта, в процессе участия в дискуссии и при устном ответе;

5)  закрепление навыков владения английским языком при изучении операционных систем и языков программирования;

6)  понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому спектру литературы;

7)  телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков.

11.    Межпредметная связь с биологией:

моделирование биологических процессов с помощью табличного процессора и языка программирования.

12.    Межпредметная связь с химией:

моделирование химических процессов с помощью табличного процессора и языка программирования.

13.    Межпредметная связь с историей:

возникновение и развитие устройств персонального компьютера и способов обработки информации.

14.    Межпредметная связь с изобразительным искусством:

1)  формирование эстетического вкуса как элемента общей информационной культуры;

2)  использование элементов изобразительного искусства казахского и других народов при изучении текстового и графического редакторов;

15.    Межпредметная связь с черчением:

создание графических объектов, в основе которых  лежит сочетание симметрии и золотого сечения.

16.    Межпредметная связь с технологией:

использования алгоритмов при вычислениях и измерениях величин; владение технологией информационной деятельности.

 

2. Базовое содержание учебного предмета 5-класса

 

17.    Введение (1 час):

техника безопасности и организация рабочего места.

18.    Информация и информационные процессы (3 часа):

информатика, информация;

виды информации и способы  обработки;

количество информации, единицы измерения информации.

19.   Компьютер как средство обработки информации (9 часов):

компьютер, назначение и возможности основных устройств компьютера; клавиатура; 

классификация и общая характеристика программного обеспечения; понятие операционной системы, основные объекты и приемы управления операционной системы, файлы, папки, ярлыки;

создание, переименование папок и ярлыков;

поиск объектов, копирование, перемещение и удаление объектов;

запись и считывание информации, носители информации.

20.   Информационно-коммуникационные технологии (17 часов):

простейший графический редактор, сохранение и открытие рисунка, инструменты рисования графического редактора, выделение фрагмента рисунка, работа с фрагментами рисунка, масштаб, обработка графической информации (масштабирование, трансформация изображений), подготовка к печати, печать;

простейший текстовый редактор, интерфейс редактора, правила набора текста, перемещение по тексту, выделение фрагмента текста, форматирование и редактирование текста, шрифт, абзац, обработка текстовой и графической информации, создание комбинированных документов;

калькулятор, блокнот;

обработка звуковой информации, звукозапись.

21.   Проектная деятельность (4 часа).

 

4.Базовое содержание учебного предмета 6-класса

 

22.   Введение (1час):

техника безопасности и организация рабочего места.

23.   Информация и информационные процессы (4 часа):

информационная картина мира, свойства информации, защита информации,  антивирусные программы, сжатие информации, программы архиваторы.

24.   Компьютер как средство обработки информации (2 часа):

история развития вычислительной техники, поколения электронно-вычислительных машин;

тенденции развития компьютерной техники.

25.   Алгоритмизация и моделирование (8 часов):

алгоритмы и их исполнители, формы записи алгоритмов, блок-схемы, типы алгоритмов (линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы);

модель, как отражение существенных свойств реального объекта;

виды моделей.

26.   Информационно-коммуникационные технологии (15 часов):

общие сведения о текстовом процессоре, интерфейс программы, создание и сохранение документа, основные приемы форматирования текста;

шрифт, абзацы, отступы и интервалы;

нумерованный и маркированный списки;

колонки, параметры страницы, поля, предварительный просмотр, печать документа;

таблицы, создание таблиц, редактирование таблиц, ввод и форматирование содержимого таблиц;

вставка графических объектов и декоративных надписей, форматирование надписей и рисунков;

презентации, знакомство с интерфейсом программы;

конструктор мультимедийных презентаций;

создание презентации, шаблоны оформления, создание текста, внедрение таблиц, видео и звуков, рисунков;

настройка эффектов анимации, демонстрация презентации.

27.   Телекоммуникации (2 часа):

основные виды компьютерной связи, глобальные информационные сети,  поиск информации в интернете, электронная почта.

28.   Проектная деятельность (2 часа).

 

4.Базовое содержание учебного предмета 7-класса

 

29.   Введение (1час):

  техника безопасности и организация рабочего места.

30.   Информация и информационные процессы (3 часа):

способы представления информации в компьютере;

кодирование числовой, текстовой и графической информации, декодирование.

31.    Компьютер как средство обработки информации (3 часа):

аппаратное обеспечение компьютера, память, классификация операционных систем, функции операционных систем.

32.    Алгоритмизация и программирование (9 часов):

программирование как формальный способ записи алгоритмов, алфавит, синтаксис языка программирования;

типы переменных, правила записи арифметических выражений, программирование линейных алгоритмов, оператор ввода и вывода, оператор присваивания.

33.    Информационное моделирование (2 часа):

методы описания моделей, свойства моделей, исследования моделей на примерах  задач из различных образовательных областей.

34.    Информационно-коммуникационные технологии (14 часов): 

виды компьютерной графики;

программы по созданию и обработке векторной и растровой графики, форматы графических файлов;

векторная графика, интерфейс программы по обработке векторной графики, рисование фигур, простейшие операции с векторными объектами, редактирование кривых, текст, создание текстовых блоков;

растровая графика, интерфейс программы по обработке растровой графики, параметры растровых изображений, общие приемы работы с растровыми изображениями, цвета, инструменты рисования, выделение областей, работа с выделенными областями, слои, работа с текстом.

35.     Проектная деятельность (2 часа).

 

5.Базовое содержание учебного предмета 8-класса

 

36.   Введение (1 час):

техника безопасности и организация рабочего места.

37.    Информация и информационные процессы  (7 часов):

системы счисления (двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная), перевод чисел из одной системы счисления в другую;

двоичная арифметика;

логика и логические операции, таблицы истинности;

логические основы компьютера.

38.    Компьютер как средство обработки информации (2 часа):

современные тенденции развития архитектуры персонального компьютера;

периферийные устройства, установка периферийных устройств, драйверы.

39.    Алгоритмизация и программирование (10 часов):

операторы ветвления;

сложные условия;

циклические алгоритмы, программирование циклических алгоритмов, циклы с прямым и обратным счетчиком, цикл с предусловием;

цикл с постусловием, графические операторы и процедуры.

40.    Информационное моделирование (2 часа):

основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере;

41.    Информационно-коммуникационные технологии (8 часов):

электронные таблицы, интерфейс окна табличного процессора, основные понятия электронных таблиц;

ввод, редактирование и форматирование данных, маркер заполнения, ввод формул;

относительные, абсолютные и смешанные ссылки;

функции, использование стандартных функций, построение диаграмм, подготовка таблицы к печати.

42.    Телекоммуникации (2 часа):

назначение компьютерных сетей, основные понятия компьютерных сетей, локальная сеть, глобальная компьютерная сеть, доступ к ресурсам сети Интернет, службы Интернета.

43.    Проектная деятельность (2 часа).

 

6.Базовое содержание учебного предмета 9-класса

 

44.    Информация и информационные процессы (2 часа):

информационная безопасность в компьютерных сетях, законодательство Республики Казахстан в сфере защиты информации.

45.    Компьютер как средство обработки информации (2 часа):

современное программное обеспечение и тенденции его развития, служебные программы.

46.    Алгоритмизация и программирование (16 часов):

файлы и их обработка, структурированные данные;

вложенные циклы;

понятие о массивах, стандартные алгоритмы обработки массивов;

символьные строки, посимвольная обработка строк, функции для работы с символьными строками.

47.    Информационное моделирование (3 часа):

компьютерное моделирование,  вычислительный эксперимент, разработка моделей средствами языка программирования.

48.    Информационно-коммуникационные технологии (9 часов):

базы данных, структура базы данных, таблица базы данных;

записи, поля, типы данных;

создание таблицы базы данных средствами табличного процессора, операции поиска, сортировка, вывод итоговых значений;

обработка видеоинформации, форматы видео файлов, программы по созданию и обработке видео, интерфейс программы;

создание, открытие, сохранение проекта; 

монтаж видео, настройка звуковых эффектов, анимация и визуальные эффекты, вывод видео;

опубликование фильма;

49.    Проектная деятельность (2 часа).

 

7.Требования к уровню подготовки учащихся

 

50.   Уровень подготовки обучающихся оценивается с охватом предметных,  личностных и системно-деятельностных результатов.

51.   Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны знать и должны уметь.

52.   Учащиеся 5 класса должны знать:

1)  правила техники безопасности;

2)  что изучает предмет информатики;

3)  понятие информации;

4)  виды информации;

5)  способы обработки информации;

6)  единицы измерения информации;

7)  назначение и возможности основных устройств компьютера;

8)  назначение и виды программного обеспечения компьютера;

9)  понятие операционной системы;

10)  приемы работы в операционной системе;

11)  основные объекты и приемы управления операционной системой;

12)  назначение носителей информации;

13)  приемы работы в графическом редакторе;

14)  приемы работы в текстовом редакторе;

15)  правила набора текста;

16)  приемы редактирования и форматирования текста;

17)  приемы работы на калькуляторе;

18)  приемы работы в программах по обработке числовой, звуковой информации;

19)  приемы оформления текстового документа.

53.   Учащиеся 5 класса должны уметь:

1)  соблюдать правила техники безопасности;

2)  определять вид информации;

3)  оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;

4)  пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

5)  выполнять операции с файлами, папками и ярлыками;

6)  создавать графические объекты средствами простейшего графического редактора;

7)  набирать, редактировать, форматировать текст средствами текстового редактора;

8)  создавать комбинированные документы;

9)  находить результаты вычислений при помощи калькулятора;

10)  записывать звуковую информацию.

54.   Учащиеся 6 класса должны знать:

1)  правила техники безопасности;

2)  приемы защиты информации при помощи антивирусов;

3)  понятие сжатия информации;

4)  назначение архиваторов;

5)  историю развития вычислительной техники;

6)  поколения электронно-вычислительных машин;

7)  тенденции развития архитектуры персонального компьютера;

8)  понятие алгоритма и исполнителя;

9)  формы записи алгоритма;

10)  запись алгоритма блок-схемами;

11)  типы алгоритмов;

12)  понятие модели;

13)  виды моделей;

14)  отличие текстового редактора от текстового процессора;

15)  интерфейс текстового процессора;

16)  приемы создания и сохранения документа;

17)  основные приемы форматирования текста (шрифт, абзацы, отступы, интервалы, список);

18)  приемы создания и редактирования таблиц в текстовом процессоре;

19)  приемы размещения текста в колонках;

20)  настройку параметров страницы;

21)  приемы подготовки документа к печати;

22)  команды добавления графических объектов и надписей в текст;

23)  понятие презентация, приемы работы со слайдами;

24)  назначение шаблонов оформления презентаций;

25)  понятие анимации, настройки эффектов анимации;

26)  приемы работы с текстами, таблицами, графическими объектами, видео и звуки в презентации;

27)  приемы настройки демонстрации презентации;

28)  виды компьютерной связи;

29)  методы поиска информации в интернете;

30)  сферы использования электронной почты.

55.    Учащиеся 6 класса должны уметь:

1)  соблюдать правила техники безопасности;

2)  архивировать и разархивировать файлы;

3)  использовать методы защиты информации на компьютере с использованием антивирусных средств;

4)  составлять алгоритмы разного вида в словесной и графической формах;

5)  отличать модель от реального объекта;

6)  определять виды моделей;

7)  набирать, редактировать и форматировать тексты;

8)  создавать текстовые документы со списками (нумерованный и маркированный списки);

9)  создавать таблицы в текстовых документах;

10)  размещать тексты в колонках;

11)  настраивать параметры страницы;

12)  вставлять в текстовые документы графические объекты и надписи;

13)  создавать простейшие мультимедийные презентации;

14)  вставлять в слайд тексты, таблицы, графические объекты, видео и звуки;

15)  настраивать эффекты и демонстрацию слайдов;

16)  использовать ресурсы сети интернет для поиска информации;

17)  пользоваться электронной почтой.

56.   Учащиеся 7 класса должны знать:

1)  правила техники безопасности;

2)  способы кодирования информации;

3)  устройство памяти компьютера;

4)  виды памяти компьютера;

5)  классификацию операционных систем;

6)  функции операционной системы;

7)  примеры операционных систем;

8)  понятие языка программирования;

9)  структуру программы на языке программирования;

10)  синтаксис языка программирования;

11)  типы переменных;

12)  правила записи арифметических выражений на языке программирования;

13)  операторы ввода, вывода и присваивания;

14)  методы и свойства моделей;

15)  виды компьютерной графики;

16)  форматы графических файлов;

17)  простейшие операции с векторными объектами;

18)  параметры растровых изображений;

19)  назначение инструментов рисования растровой графики.

57.    Учащиеся 7 класса должны уметь:

1)  соблюдать требования техники безопасности;

2)  кодировать и декодировать информацию;

3)  отличать виды и классификации операционных систем;

4)  определять типы переменных;

5)  составлять программы линейной структуры;

6)  исследовать модели;

7)  выполнять простейшие операции с векторными объектами;

8)  создавать текстовые блоки в векторной графике;

9)  работать с объектами растровой графики;

10)  работать с выделенными областями, слоями в растровой графике.

58.   Учащиеся 8 класса должны знать:

1)  правила техники безопасности;

2)  принцип представления чисел в позиционных и не позиционных системах счисления;

3)  правила перевода чисел из одной системы счисления в другую;

4)  понятие логики;

5)  логические операции;

6)  правила записи логических функций;

7)  таблицу истинности;

8)  логические основы компьютера;

9)  тенденции развития архитектуры персонального компьютера;

10)  назначение периферийных устройств компьютера;

11)  понятие драйвера;

12)  операторы программирования разветвляющих алгоритмов;

13)  операторы условного и безусловного перехода;

14)  операторы программирования циклических алгоритмов;

15)  циклы с параметром, циклы ДО, цикл ПОКА;

16)  графические операторы и процедуры;

17)  этапы разработки моделей;

18)  назначение и возможности электронных таблиц;

19)  основные понятия электронных таблиц;

20)  числовые форматы в электронных таблицах;

21)  назначение маркера заполнения;

22)  ввод, редактирование и форматирование данных;

23)  принципы адресации в электронных таблицах;

24)  использование стандартных функций;

25)  построение диаграмм и графиков;

26)  назначение компьютерных сетей;

27)  принципы организации локальной сети;

28)  назначение служб сети Интернет;

29)  навыки работы в проектной деятельности.

59.    Учащиеся 8 класса должны уметь:

1)  соблюдать правила техники безопасности;

2)  записывать числа в двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной системах счисления;

3)  переводить числа из одной системы счисления в другую;

4)  составлять таблицы истинности;

5)  применять логические функции при решении задач;

6)  настраивать периферийные устройства;

7)  составлять программы на основе алгоритмов ветвления и циклов;

8)  использовать графический режим работы в среде программирования;

9)  составлять компьютерные модели;

10)  организовывать ввод данных в электронные таблицы;

11)  создавать простые табличные расчеты с помощью электронных таблиц;

12)  строить диаграммы и графики;

13)  объяснять основные принципы работы служб Интернета;

14)  передавать и принимать информацию по локальной сети.

60.   Учащиеся 9 класса должны знать:

1)  правила техники безопасности;

2)  законы Республики Казахстан в сфере защиты информации;

3)  тенденции развития современного программного обеспечения;

4)  служебные программы;

5)  операции работы с файлами на языке программирования;

6)  понятие массива;

7)  операции над символьными и строковыми данными;

8)  вычислительный эксперимент;

9)  понятие базы данных;

10)  типы данных;

11)  структура базы данных;

12)  приемы поиска и сортировки записей в таблице базы данных;

13)  форматы видеофайлов;

14)  этапы работы с видео;

15)  приемы видеомонтажа.

61.   Учащиеся 9 класса должны уметь:

1)  соблюдать правила техники безопасности;

2)  соблюдать правила работы с информацией в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

3)  использовать служебные программы;

4)  организовывать работу с файлами на языке программирования;

5)  составлять программы с вложенными циклами;

6)  использовать массивы при составлении программ;

7)  программировать алгоритмы символьной обработки;

8)  создавать модели средствами языка программирования;

9)  создавать базы данных в электронных таблицах;

10)  организовывать поиск и сортировку данных средствами электронных таблиц;

11)  обрабатывать видеоинформацию программными средствами.

62.  Личностные результаты:

1)  способность к планированию собственной индивидуальной и групповой деятельности;

2)  коммуникативную компетентность и информационную культуру в учебной и практической деятельности;

3)  первичные навыки анализа и критичной оценки получаемой информации;

4)  применения средств информационно-коммуникационных технологии и информационных источников в своей деятельности;

5)  способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиеических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационно-коммуникационных технологии;

6)  уважение к информации о частной жизни;

7)  бережное отношение к оргтехнике.

63.  Системно-деятельностные результаты:

1)  умение работать с обучающими, тестирующими программами и программ-тренажеров;

2)  управления средствами информационно-коммуникационных технологии, включая цифровую бытовую технику, их настройку;

3)  создания простейших составных документов, рисунков;

4)  создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

5)  организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

6)  создания текстовых и мультимедийных объектов;

7)  применения возможности электронной таблицы в учебной деятельности;

8)  автоматизации вычислений и решения задач средствами табличного процессора;

9)  хранения информации в базах данных;

10)  моделирования объектов и явлений, встречающихся в повседневной жизни;

11)  создания векторных и растровых графических объектов, видеообъектов;

12)  создания программ различных алгоритмических структур для решения несложных математических и физических задач;

13)  получения информации из мировых информационных ресурсов.