Информационная безопасность при построении индивидуального образовательного маршрута воспитанников творческого объединения
Автор: Абельдинова Айгуль Серекжановна,
руководитель творческого объединения «Код Юниор»
МБУДО «Станция юных техников» (г. Норильск)
С развитием новых учебных технологий все большую значимость приобретает актуальность индивидуальных подходов к ученику в дополнительном образовании. Если в системе общего образования такая практика ещё не является до конца исследованной, то в дополнительном образовании уже разработаны многочисленные методики индивидуального обучения и воспитания детей.
Основной ценностью для педагога дополнительного образования является личность ребенка, её уникальность и неповторимость. В этой связи использование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) является основной формой работы с детьми, направленной на воспитание человека, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.
ИОМ помогает
· педагогу |
· ребенку |
упорядочить подход к учащемуся, так как содержание ИОМ определяется комплексом факторов - особенностями, интересами, потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата, организацией работы в творческом объединении учащихся (с педагогом, с другими детьми).
|
раскрыть все свои таланты, сформировать и развивать самостоятельность и анализировать свою деятельность и объективно оценивать свои возможности. |
Индивидуальный образовательный маршрут может предполагать различный уровень самостоятельности учащихся: дети проявляют свои способности/возможности, участвуя в конкурсах, олимпиадах; реализуя проекты; или просто выполняя самостоятельную работу по заданию педагога.
При самостоятельном изучении материала учащиеся часто прибегают к поиску информации в сети Интернет. Без контроля взрослого (родителя или педагога) дети подвержены:
-
негативному влиянию Интернета на здоровье (зрение, осанка);
- посещению в Интернете нежелательного контента;
- общению со злоумышленниками;
-
Интернет-зависимости.
Для сопровождения деятельности своих обучающихся постоянно провожу консультации в процессе выполнения заданий, настоятельно рекомендую использовать безопасные образовательные и обучающие сайты, электронные учебники, энциклопедии.
Для безопасной работы детей, особенно младшего школьного возраста, существуют образовательные платформы, где дети могут скачать информацию для подготовки к занятиям, проектам, к урокам; пройти обучающие онлайн-игры; прокачать навыки безопасного интернета на онлайн-тренажерах (таблица)
Ресурсы |
Преимущества |
Всероссийский образовательный проект «УРОК ЦИФРЫ»
|
Дети познакомятся с понятиями цифровое производство, искусственный интеллект, беспилотный транспорт, приватность в цифровом мире, нейросети и коммуникации и многое другое. Проект помогает детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями. На сайте есть несколько тренажеров и онлайн-игр, там можно узнать о больших данных, персональных помощниках и безопасном поведении в интернете. |
Цифровая образовательная среда «ПИкТОМИР»
|
Не умеющие читать и писать дошкольники и младшие школьники могут самостоятельно погружаться в современное программирование и, управляя при помощи специальных символов (иконки-пиктограммы) роботами-ремонтниками, находящимися в открытом космосе. Так играя, составляя из иконок программы для виртуальных роботов, дети учатся планировать свои действия, мыслить логически, исправлять ошибки и искать разные пути решения проблем. |
Электронный курс «Мир информатики»
|
Игра помогает школьникам изучать современную науку информатика, понимать устройство и принципы работы компьютеров. В наглядной и доступной форме школьники получают знания об истории появления компьютеров, способах хранения информации, правилах работы с компьютерами. Курс вводит учащихся в мир логики, учит информационному моделированию и составлению алгоритмов, обучает основам работы с файлами и папками, различными программами и приложениями, электронной почтой и интернетом. |
Также существуют программы родительского контроля за ребенком во время нахождения его в Интернете. Программы позволяют отследить сайты, которые посетил ребенок и поставить блокировку на нежелательные.
Ресурсы |
Преимущества |
Программа «Интернет Цензор» http://vellisa.ru/internet-tsenzor
|
Бесплатная программа. Содержит несколько уровней фильтрации: ● Максимальный – будут открываться только те сайты, какие пропишите вручную. Все другие сайты работать не будут. ● Высокий – ваши сайты + безопасные российские сайты, проверенные вручную. Рекомендуем установить этот уровень фильтрации. ● Средний. ● Минимальный – разрешены все сайты, в т.ч. и 18+ |
Программа «K9 Web Protection» 9 Web http://www1.k9webprotection.com
|
Все сайты программы разбиты на более чем 50 категорий: сайты для взрослых, рекламирующие алкоголь, сигареты, оружие, насилие и т.д. Если посещаемый ресурс подпадает под
одну из этих категорий, то пользователь |
Также эти программы позволяют ограничить время нахождения ребенка за компьютером – через заданное время машина просто выключается. То есть вы будете уверены, что ребенок не будет долго сидеть в интернете.
В своей работе, используя игровые приемы, в системе провожу профилактические беседы на тему «Безопасный интернет», так как это очень важно и актуально в настоящее время. В моей образовательной программе имеется целый раздел, посвящённый данной теме. На постоянной основе мной организуются воспитательные мероприятия «Безопасность в сети Интернет», «Информационная безопасность», «Осторожно мошенники» и т.д.
Все это в совокупности позволяет стать учащимся медиаграмотными, они повышают уровень цифровой и информационной безопасности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.