Коммуникативные умения школьников в теории и методике обучения истории
Оценка 4.6

Коммуникативные умения школьников в теории и методике обучения истории

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
история +1
09.04.2024
Коммуникативные умения школьников в теории и методике обучения истории
Коммуникативные умения и их развитие на уроках истории в средней школе
Коммуникативные умения школьников в теории и методике обучения истории.docx

 

 

 

 

 

 

 

Статья на тему:

Коммуникативные умения школьников в теории и методике обучения истории

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Учитель истории и обществознания

ГБОУ центр образования №195

Адмиралтейского района

г. Санкт-Петербург

 

 

2024

 

В наше время внимание в теории и методике обучения приковано к развитию коммуникативных умений. Прослеживается тенденция к поиску новых методов, средств и технологий обучения, с помощью которых успешно будут формироваться коммуникативные компетенции обучающихся.

История относится к предмету социально-гуманитарного цикла, а значит в методике обучения данному предмету есть своя специфика определения коммуникативных умений.

Методисты различно рассматривают понятие «коммуникативные умения». Посвящено большое количество работ анализу коммуникативных умений, они и создали методологическую основу данной работы.

Например, в учебнике «Теория и методика преподавания истории» авторов Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова сказано, что умения рассматриваются, с   позиций   компетентностного   подхода: как

«подготовленность к сознательным и точным действиям», способность школьника применить весь комплекс этих действий при изучении нового материала. Коммуникативные умения у авторов связаны с умением ученика войти во взаимодействие с окружающими людьми. Входят в ряд организационных, мыслительных и информационных умений.

В учебнике по методике обучения истории (под редакцией В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой) сказано, что развитость коммуникативных умений предусматривает под собой демонстрацию способности учащихся к продуктивному взаимодействию. Авторы подчеркивают, что для результативного формирования умений на уроке педагогу следует системно работать с умениями.

О.А. Горохова пишет о путях развития коммуникативных умений у учеников в школе при изучении истории России с помощью разных форм уроков в процессе групповой работы, решения игровых и логических заданий.

T. Young в своей статье «Communicative competence and the development of critical thinking, analytical skills and creativity» (2011 г.) писала, что коммуникативная компетентность это ключевой элемент в развитии критического мышления и аналитических умений, и потому должна быть важной целью образования.

Учитель играет важную роль в формировании и развитии личности учащихся. Поэтому у учителя должны быть определенные качества и навыки:

1.       Фундаментальные знания своей предметной области, а также понимание принципов личностно-деятельностного подхода для успешной реализации методик.

2.     Умение организовать учебную деятельность учащихся, используя современные методы обучения. Это включает в себя разработку учебных программ, подбор учебных материалов и формулирование целей и задач, соответствующих индивидуальным особенностям и потребностям учащихся.

3.     Умение применять личностно-деятельностный подход в процессе обучения. Это включает в себя создание ситуации, которая позволит учащимся активно участвовать в процессе обучения, и организацию деятельности, направленной на глубокое понимание материала.

4.       Эмпатия и умение находить подход к каждому учащемуся в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями.

5.   Способность стимулировать развитие личностных качеств учащихся, таких как самостоятельность, креативность, ответственность, инициативность и т.д.

6.    Готовность к постоянному обучению и совершенствованию своих профессиональных навыков, а также к использованию новых методик и инструментов в процессе обучения.

7.   Способность работать в команде и эффективно взаимодействовать с родителями учащихся, педагогическим коллективом и администрацией школы.

Обратимся к разделу «История» примерной основной образовательной программы основного общего образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 15 сентября 2022 г.


В данном документе обозначено, что место предмета «История» в системе российского школьного образования дает обучающемуся способность к изучению и пониманию, как отдельного человека, так и общества в целом.

Из раздела «Цели изучения учебного предмета «История»» мы сразу же узнаем, что: «Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике».

Понятие «коммуникативные умения» в разделе «История» в ПООП не используется, его можно встретить лишь в разделах иностранных языков.

В нашем государстве все задачи и цели постижения предмета история на всех уровнях общего образования устанавливаются Федеральным государственным образовательным стандартом (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).

Третье поколение ФГОС включает в себя: овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность. Если раскрыть данные понятия, то можно говорить о следующих навыках: умение работать в паре (группе) со способностью к учитыванию мнений других учеников, умение находить компромисс, оговаривать план своих действий. Возможность планирования совместной деятельности с одноклассниками и учителем. Умение следовать морально- этическим принципам коммуникации. Умение выражать свою точку зрению устно и письменно. Уметь корректно задавать вопросы в ходе обсуждения. Возможность оценивания своего личного вклада в командную работу и т.д.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Перейдем к главе III ФГОС, согласно пункту 35.2. для обучающихся должны быть созданы условия, которые обеспечат следующие возможности: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

В главе IV ФГОС говорится о требованиях к результатам освоения программы основного общего образования. В пункте 41 содержится информация о том, что обучающийся должен уметь применять и использовать полученные знания в социальной практике. Ученик знает, как самостоятельно планировать и реализовывать учебную деятельность. Готов к совместной деятельности с педагогами и сверстниками.

Понятие «коммуникативные умения» не используется во ФГОС третьего поколения. Возможно, это связано с тем, что сами методисты еще не пришли к однозначному мнению на проблему содержимого данной группы умений, средства их развития в обучении истории и саму методику.

Несмотря на это, как мы можем заметить, что интерес к метапредметным результатам в последнее время возрос. Появляется все больше увлекательных форм работы на уроках истории. Разного рода формы групповой работы на уроках истории в школе исследовал П.А. Баранов, отмечая особе назначение предмета.

Мы можем сделать вывод, что коммуникативные умения играют важную роль в методике преподавания истории. Эти умения помогают учителю наладить связь со своими учениками, устанавливать с ними межличностные отношения, создавать динамическую атмосферу и помогать ученикам достигать успеха.

Коммуникативные умения гарантируют, что учитель истории помогает ученикам устанавливать связь между прошлым и настоящим, а также научится готовить их к будущему вне школы. Нужно помнить, что учитель истории должен уметь использовать различные коммуникативные умения для успешной подачи материала и мотивации учеников в достижении успеха в изучении предмета.

Коммуникативные умения являются основой эффективного общения и взаимодействия между людьми. В современном мире, где информация и знания играют исключительно важную роль, умение эффективно общаться и передавать информацию становится ключевым фактором для достижения успеха в различных сферах, включая карьеру, личную жизнь и социальные отношения.

В целом, развитие коммуникативных умений является важной составляющей успеха, поэтому это важная задача для современной школьной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.      Алексашкина, Л.Н. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. – № 5. – С. 16–25.

2.      Биткина А.Н. Развитие коммуникативных умений старшеклассников в процессе работы с источниками личного происхождения на уроках истории России: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: специальность: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (история): защищена 16.04.2021 г/ Биткина А.Н.; Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»; научный руководитель Журавлева О. Н. – Санкт – Петербург, 2020. – 217.

3.      Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 384 с

4.      Горохова, О.А. Интерактивные приемы и развитие коммуникативных умений учащихся // Преподавание истории в школе. – 2017. – № 1. – С. 23–26.

5.      «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» от 15.09.2022 // URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia- osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia- 2/ (дата обращения: 17.12.2023). – Режим доступа: свободный.

6.      ФГОС для общеобразовательных организаций. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 19.01.2024). – Режим доступа: свободный.


 

Статья на тему: Коммуникативные умения школьников в теории и методике обучения истории

Статья на тему: Коммуникативные умения школьников в теории и методике обучения истории

В наше время внимание в теории и методике обучения приковано к развитию коммуникативных умений

В наше время внимание в теории и методике обучения приковано к развитию коммуникативных умений

T . Young в своей статье «

T . Young в своей статье «

Способность работать в команде и эффективно взаимодействовать с родителями учащихся, педагогическим коллективом и администрацией школы

Способность работать в команде и эффективно взаимодействовать с родителями учащихся, педагогическим коллективом и администрацией школы

В данном документе обозначено, что место предмета «История» в системе российского школьного образования дает обучающемуся способность к изучению и пониманию, как отдельного человека, так и…

В данном документе обозначено, что место предмета «История» в системе российского школьного образования дает обучающемуся способность к изучению и пониманию, как отдельного человека, так и…

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся

Эти умения помогают учителю наладить связь со своими учениками, устанавливать с ними межличностные отношения, создавать динамическую атмосферу и помогать ученикам достигать успеха

Эти умения помогают учителю наладить связь со своими учениками, устанавливать с ними межличностные отношения, создавать динамическую атмосферу и помогать ученикам достигать успеха

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2024