МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области
Муниципальное образование г.Братска
МБОУ г. Братска "СОШ № 41 "
РАССМОТРЕНО На заседании МО ________________________
Приказ № от « » августа
|
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ________________________
Приказ № от « » августа г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ « » ________________________
Приказ № от « » августа г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я познаю мир»
7.2 (ЗПР)
для обучающихся 3-х классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с:
• Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);
• Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020);
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, историческим ценностям. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
· целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и историей совершенствования предметов обычной жизни;
· междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии, истории.
· соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии, истории. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, экскурсии, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы проектной деятельности : сбор и обработка информации, различные формы её представления : чертежи, рисунки, доклады и др.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке проблемы, пути её решения . Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на уроках.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: Цель программы – дать возможность ребятам взглянуть на окружающие нас знакомые вещи как на свидетели истории.
Задачи:
- ввести ребенка в мир истории через вещно-материальную среду, что дает возможность показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон;
- научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, а предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем.
- помочь понять, что история – ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ПОЗНАЮ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 1 год обучения: 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
"Я познаю мир" позволяет ученикам познавать мир через историю предметов и вещей, которые окружают их в повседневной жизни (мобильный телефон, холодильник и т.д). Это помогает развивать интерес к истории, формировать культурно-историческую грамотность учеников и уважение к историческим ценностям, что является важной частью гражданского воспитания.
Данная программа соответствует приоритетным направлениям, сформулированным в ФГОС; возрастным особенностям и потребностям обучающихся, социальному заказу родителей; значимость приобретаемых навыков для социализации школьников, личностного и профессионального самоопределения и т.п.
В данной программе используются
· ИКТ, важные для развития навыков работы с компьютером, а также для повышения мотивации учеников.
· Рассказы о происхождении предметов;
· Игры-угадай назначение предмета быта
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
· формирование уважительного отношения к иному мнению;
· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование проектной деятельности
· развитие познавательного интереса
· развитие этических чувств, доброжелательности, ценности и бережности к вещам
· развитие творческих способностей
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
·
Метапредметные результаты:
· находить ответы на вопросы в различных источниках информации;
· делать выводы в результате совместной работы в группе;
· учиться графически оформлять изучаемый материал;
· моделировать различные ситуации;
· усваивать разные способы запоминания информации.
Предметные результаты:
· Воспитание бережного отношения к вещам.
· Расширение знаний об истории вещей.
· Побуждение проявлять творческий подход к использованию вещей в повседневной жизни.
· Овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, её приобщения к национальным ценностям.
· Знакомство с проектной деятельностью
В результате обучения по программе обязательного блока учащиеся должны знать:
· - ориентироваться в мире старинных предметов быта и промысла;
· - ориентироваться в вопросах истории прошлого и современного времени;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Основные виды учебной деятельности учащихся |
Формы внеурочной деятельности |
Формы контроля |
Электронные цифровые образовательные ресурсы
|
Дата изучения
|
1. Введение – 2 часа |
||||||
1 |
Знакомство с внеурочным курсом «Я познаю мир» |
Познавательная беседа о направлении курса |
|
|
|
|
2 |
Что такое история? История вещей |
Просмотр видеоролика Обсуждение
|
|
|
https://ya.ru/video/preview/9123688574355021292
|
|
2. Обработка информации- 4 часа |
||||||
3 |
Из истории возникновения мобильного телефона |
1.Работа с презентацией 2.Просмотр серии Фиксиков «Сотовый телефон» 3. Схематический рисунок в альбоме (подписать части телефона)
|
Сообщение по теме в формате А4
|
|
https://yandex.ru/video/preview/17922669210252073268
|
|
4 |
Методы обработки информации. Компьютер |
1.Беседа 2.Фиксики «Компьютер», просмотр 3.Обучающее видео «Части компьютера» 4.Схематический рисунок в альбоме |
Подготовить ответ на вопрос
· «Почему компьютер сравнивают с человеком?» · «Чем похожи, а чем различаются человек и компьютер?»
|
|
https://yandex.ru/video/preview/3216378315985566731
|
|
5 |
История возникновения телевизора |
1.Просмотр серии Фиксиков «Телевизор» 2.Обсуждение 3.Обучающее видео «Из истории телевизора» 4. Физминутка «Тыц, тыц телевизор» |
Совместный с родителями поход в кинотеатр «Голливуд» |
|
http://dzen.ru/video/watch/65cb648f102c427558f7a976
https://yandex.ru/video/preview/4253132732351320990
|
|
6 |
Как появилось кино? |
1.Из истории кино рассказ с трансляцией видео –фрагментов 2. Выполнение тестовых заданий |
Мини – проект «Моё любимое кино» |
|
https://yandex.ru/video/preview/12844208150653934029
|
|
3. Мир звуков - 4 часа |
||||||
7 |
Мир звуков. История музыкальных инструментов |
1.Просмотр обучающего видео и разбор по вопросам 2. мини -викторина «Отгадай» |
Подготовить доклад по теме |
|
https://yandex.ru/video/preview/12844208150653934029
https://yandex.ru/video/preview/12844208150653934029
|
|
8 |
Мир звуков. История музыкальных инструментов |
1.Представление докладов учащимся 2. Рабочий лист по теме |
|
|
https://yandex.ru/video/preview/12844208150653934029
|
|
9 |
История магнитофона |
1.Просмотр обучающего фильма 2.Работа по карточкам |
Зарисовать магнитофон |
|
https://disk.yandex.ru/i/nyr3cZzd3qjOlw
|
|
10 |
Кто изобрел первое радио? |
1.Работа по презентации 2. Работа по схеме «Как идут радиоволны» 3. Зарисовка схемы в альбоме |
Составить кроссворд по теме |
|
https://disk.yandex.ru/i/nyr3cZzd3qjOlw
|
|
4. История бытовых приборов – 6 часов |
||||||
11 |
Бытовые приборы. Утюг |
1.Просмотр серии-фиксиков «Утюг» 2.Видеообзор «Откуда родом утюг» 3. Правила безопасности при работе с утюгом |
Зарисовать утюг, подписать его части |
|
https://disk.yandex.ru/i/nyr3cZzd3qjOlw
|
|
12 |
Помощники в доме. Холодильник |
1.История возникновения холодильника 2. Лексическое значение слова /разбор 3. Схема простая холодильника |
Зарисовать холодильник, подписать его части |
|
https://disk.yandex.ru/i/nyr3cZzd3qjOlw
https://disk.yandex.ru/i/nyr3cZzd3qjOlw
|
|
13 |
Помощники в доме: микроволновая печь |
1.Беседа о значении микпечи 2.Просмотр обучающего видео 3. Правила безопасности при работе |
Зарисовать микпечь, подписать её части |
|
https://disk.yandex.ru/i/nyr3cZzd3qjOlw
|
|
14 |
История возникновения машинки-автомат |
1.Как выглядела первая машинка-автомат? 2. Просмотр обучающего видео 3. Правила безопасности при работе |
Зарисовать стиральную машинку-автомат, подписать её части |
|
https://disk.yandex.ru/i/nyr3cZzd3qjOlw
https://ya.ru/video/preview/10658432962480009982
|
|
15 |
Путешествие в прошлое пылесоса |
1.Путешествие в прошлое пылесоса/ видеофильм 2. Рабочий лист 3. Правила безопасности при работе |
Зарисовать пылесос, подписать его части |
|
https://ya.ru/video/preview/10658432962480009982
https://ya.ru/video/preview/10658432962480009982
|
|
16 |
Путешествие в прошлое швейной машины |
1.Просмотр обучающего фильма «История швейной машинки» 2.Обсуждение по вопросам 3. Просмотр видеоряда |
Зарисовать швейную машинку, подписать её части |
|
https://ya.ru/video/preview/10658432962480009982
|
|
5. Электричество – это чудо – 3 часа |
||||||
17 |
Чем человек заменил свечу? |
1.Работа с энциклопедией 2.История свечи 3.Беседа по вопросам |
Выполнить задание рабочего листа |
|
https://ya.ru/video/preview/10658432962480009982
https://ya.ru/video/preview/5917214030670187993
|
|
18 |
Откуда в наш дом приходит электричество |
1.Разбор презентации 2.Работа со схемой |
Подготовка сообщения |
|
https://ya.ru/video/preview/10658432962480009982
|
|
19 |
Мои первые исследования и открытия Загадки электричества |
1.Работа с электрическим детским конструктором 2. Проведение простых опытов 3. Загадки электричества – просмотр обучающего видео |
Тестовое задание |
|
https://ya.ru/video/preview/12947158975766424416
https://ya.ru/video/preview/12947158975766424416
|
|
6. Транспорт – 4 часа |
||||||
20 |
Железная дорога.БАМ |
1.Детям о Бам (видеоролик) 2.Что такое БАМ? Беседа по презентации 3. Интерактивная игра поезда |
Сообщение об одной из профессий РЖД ( проводник, машинист и т.д) по плану |
|
https://yandex.ru/video/preview/12245193630605001601
|
|
21 |
Как выглядел первый автомобиль? |
1.Как выглядел первый автомобиль (видеоряд/ эволюция) 2.Схема работы автомобиля (зарисовать) 3.ПДД 4.Представление профессий РЖД
|
Задания на карточке |
|
https://ya.ru/video/preview/10954854084907399704
https://ya.ru/video/preview/9265279804051627514
|
|
22 |
Городской транспорт |
1.Виды городского транспорта 2.История троллейбуса 3.Правила поведения в общественном транспорте/беседа |
Тестовое задание |
|
https://ya.ru/video/preview/9265279804051627514
https://ya.ru/video/preview/9265279804051627514
|
|
23 |
Викторина «История транспорта» |
Командная эстафета по заданиям |
|
|
https://ya.ru/video/preview/9265279804051627514
|
|
История предметов- помощников – 7 часов |
||||||
24 |
Часы. Часики |
1.Просмотр обучающего видео 2.Музыкальная физминутка фиксики «Часики идут» 3.Виды часов (видеоряд) |
Зарисовать часы, подписать части |
|
https://ya.ru/video/preview/9265279804051627514
https://ya.ru/video/preview/9265279804051627514
https://ya.ru/video/preview/9265279804051627514
|
|
25 |
Фен |
1.Откуда к нам пришел фен? Беседа по презентации 2.Правила использования и ТБ/ беседа |
Зарисовать фен, подписать части |
|
https://ya.ru/video/preview/9265279804051627514
https://ya.ru/video/preview/13415807810281212088
|
|
26 |
Батарейки и фонарик |
1.Просмотр обучающего видео 2.Схема фонарика / презентация 3.Зарисовка схемы в альбоме |
Подготовить сообщение по одной из предложенных тем |
|
https://ya.ru/video/preview/3687083102608372837
https://ya.ru/video/preview/3687083102608372837
|
|
27 |
Фотоаппарат и видеокамера |
1.Путешествие в прошлое фотоаппарата 2.Изготовление модели фотоаппарата из бумаги |
Сообщение о видеокамере |
|
https://ya.ru/video/preview/10789984684928608038
|
|
28 |
Фотоаппарат и видеокамера |
1.Представление сообщений 2.Камера на телефоне, принцип работы 3. Создание ролика при помощи программы |
Создание видеоролика «Моя семья» |
|
https://ya.ru/video/preview/10789984684928608038
|
|
29 |
Машинка для стрижки |
1.Роль внешнего вида человека/беседа 2.Машинка для стрижки/видео 3.ТБ |
Зарисовать машинку для стрижки, подписать её части |
|
https://tehnikaland.ru/melkaya-byitovaya-tehnika/istoriya-mashinki-dlya-strizhki-volos.html?ysclid=m1f11j8xcs682631726
|
|
30 |
Муз.центр |
1.Мир звуков (эволюция магнитофона, видеоряд) 2. Муз.колонка история 3.Схема простой беспроводной колонки
|
|
|
https://ya.ru/video/preview/10789984684928608038
|
|
Мы учёные – 4 часа |
||||||
31 |
Кто такие учёные и исследователи? |
1.Обсуждение профессии «Учёный и исследователь» 2.Знакомства с учеными России и их открытиями (видеоролик) |
Творческое задание «Чтобы я хотел изобрести/усовершенствовать, если б был учёным» |
|
https://ya.ru/video/preview/12613020597256451599
https://ya.ru/video/preview/17032129211833890689
https://ya.ru/video/preview/17032129211833890689
|
|
32 |
Где живёт информация? |
1.Представление творческих работ ребят 2. Виды обработки информации/работа по презентации |
Изготовление школьной газеты «Наша Классная жизнь», совместно с родителями |
|
https://rutube.ru/video/cbf5615aecc459a46dc7ac4b3cc6fb95/?r=plwd https://rutube.ru/video/cbf5615aecc459a46dc7ac4b3cc6fb95/?r=plwd
|
|
33 |
Наши проекты Оформление и представление проекта. |
Разбор и обзор проектов |
Выбор темы мини-проекта
|
|
https://rutube.ru/video/cbf5615aecc459a46dc7ac4b3cc6fb95/?r=plwd
|
|
34 |
Представление проектов |
Представление проектов |
Оценивание |
|
|
|
Список используемой литературы:
1. Буровик К.А. Родословная вещей/ К.А.Буровик.-Москва: Знание, 1991.-223с.
2. Волков В. Вместо солнца [Лампа]// Стригунок.-1997.-N4.-С.18-19.-(Биография вещей).
3. Ершанская А. Вещи моего детства/ А.Ершанская; худож. В.Полякова.-Москва: Розовый жираф, 2019.-79c.: ил.-12+.
4. Лаврова С.А. Хорош дом и вещи в нём/ С.А.Лаврова; сост. Н.Астахова.-Москва: Белый город: Воскресный день, 2016.-145c.: ил.-(Моя первая книга).-6+.
5. Малинина Е.В. Жизнь привычных вещей/ Е.В.Малинина, И.Д.Бутман.-Москва: Белый город: Воскресный день, 2014.-95c.: ил.-(Моя первая книга).-6+.
6. Необыкновенная история обыкновенных вещей/ сост. Е.А.Неволина, Е.А.Шапурова.-Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.-188с.: ил.
7. Е.Ульева Энциклопедия бытовых приборов, -Ростов н/Д:Феникс, 2020.-96с.
8. Шорыгина Т.А. Беседы о бытовых электроприборах.Москва: ТЦ Сфера, 2022.-64с.
9. Шорыгина Т.А Беседы об основах безопасности. Москва: ТЦ Сфера, 2016.-80с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.