Тема: Экономическая политика Екатерины II.
Тип урока: «открытие» нового знания
Форма урока: урок-практикум
Изучение нового материала
1. Организационный этап ( приветствие учащихся) 1 минута
2. Повторение ранее изученного материала. Актуализация знаний
Учитель - Предлагаю вашему вниманию, прослушать небольшой отрывок из оды Державина «Фелица». ( 30 секунд + ответ учащихся 5 минут)
Как вы думаете, о ком идет речь? ( ответ Екатерина II)
Слух идет о твоих поступках,
Что ты нимало не горда;
Любезна и в делах и в шутках,
Приятна в дружбе и тверда;
Что ты в напастях равнодушна,
А в славе так великодушна,
Что отреклась и мудрой слыть.
Еще же говорят не ложно,
Что будто завсегда возможно
Тебе и правду говорить.
Учитель- Действительно, данная ода посвящена российской императрице Екатерине Великой, где автор в шутливой форме изображает жизни императрицы и ее приближенных. В римской мифологии Фелица - богиня успеха и счастья. С ней поэт сравнил русскую императрицу Екатерину II.
Слайд 1. На экране изображение Екатерины II.
Слайд 2. Прием кластер «Гроздья». Скажите, пожалуйста, а что вам известно о Екатерине II? Ответы учащихся.
Учитель -Таким образом, мы с вами вспомнили и повторили преобразования Екатерины II в первые годы правления. Но это только небольшая часть реформ, а впереди было еще много нерешенных задач, направленных на достижение процветания государства и формирования образа России как грозного и сильного государства, с которым необходимо считаться.
Мотивационно-целевой этап:
Учитель - Прежде чем, мы с вами определим тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю обратить внимание на этот ящик. Как вы, думаете, что в нем?
( подсказки, которые нам помогут определить тему урока).
( из ящика достаем ребус – со словом экономика и деньги)
Как вы думаете, о чем свидетельствуют данные подсказки? Как они связаны с темой нашего урока? Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока?
Ответы учащихся.
Слайд 3. Сегодня мы с вами рассмотрим экономическую политику Екатерины II.
Открываем тетради и записываем тему нашего урока: «Экономическая политика Екатерины II». 2 минуты
Учитель –Ребят, скажите пожалуйста, когда мы изучаем экономическую сферу, какие отрасли мы обычно рассматриваем и изучаем? ( с/х, промышленность, торговля, транспорт, финансы). Таким образом, в чем будет заключаться цель нашего сегодняшнего урока?
Слайд 4. Целепологание: Познакомиться с главными особенностями экономического развития России в период правления Екатерины II. 2 минуты
Слайд 5. Иллюстрация изюминка, интрига урока –
Учитель – ребят обратите внимание на данную иллюстрацию. Какие у вас возникают мысли, как эта иллюстрация связана с темой нашего урока? Что означает красная строчка, стремящаяся вверх? Ответы учащихся……А в чем же кроется разгадка данной иллюстрации оставим на окончание урока.
План урока:
1. Развитие С/Х
2.Развитие промышленности
3. Развитие торговли
Учитель - Ребят, предлагаю, более подробно рассмотреть основные особенности развития экономики Российской империи. А что бы вам было легко и просто их запомнить, предлагаю, составить ментальную карту. Кто знает, что это?
Это Древовидная схема, связанная ветвями. Где в центре нашей карты - главным элементом, является то, что мы с вами рассматриваем, то есть экономическое развитие России во 2-й половине 18 века. А далее, идут наши ветви, которыми являются, что?
главные отрасли экономики: с\х, промышленность, торговля.
1) Развитие с/х
Во второй половине XVIII в. Россия оставалась аграрной страной, где основная масса её населения была занята в сельском хозяйстве. Следовательно, сельское хозяйство было основой экономики Российской империи.
Но в чем же были особенности его развития? А чтобы их выявить предлагаю выполнить следующее задание.
1. Работа с учебником ( направлена на развитие читательской грамотности)
Задание – прочитать пункт 1, стр. 15. 3 минуты
1. выявить особенности развития с\х
2. выделить успехи и трудности развития сельского хозяйства.
Ответ: 5 минут
Успехи |
Трудности |
1.Освоение новых земель (Новороссия, Северное Причерноморье, Сибирь, Поволжье) - выделение земель 2. Внедрялись новые породы скота и сельскохозяйственные культуры |
|
Таким образом, какой мы можем сделать вывод?
Ответ - Сельское хозяйство развивалось, в основном, экстенсивно - за счет освоения малонаселенных земель в Новороссии. Сельское хозяйство развивалось, в основном, за счет освоения земель в Новороссии. Присоединение новых территорий - это усиление специализации различных районов страны, рост промышленного производства, отходничества, что потребовало дальнейшего развития торговли.
2. Прием « что было бы…если бы…»
Ребят, а как вы думаете, что было бы, если бы данные территории не входили в состав России. Как бы это сказалось на экономическом развитии нашей страны?
Ответ: 3 минуты
1. Безопасность территориальных границ нашей страны была бы под угрозой
2. Россия бы не имела выход в Черное море
2. Эти территории не стали бы развитыми центрам развития торговли и сельского хозяйства.
А кто может выйти к доске и на карте показать Новороссию? ( регион в Северном Причерноморье, присоединённый к Российской империи в результате русско-турецких войн во второй половине 18 века. Новая Россия, территория прилегающая к Чёрному и Азовскому морям от Прикубанья до Бессарабии. До сер. 18 в. на этой территории проживали татары и ногайцы (70%), которые разоряли пограничное население России, Речи Посполитой, уводили его в рабство.
2. Развитие промышленности.
Для того чтобы узнать главные особенности промышленного развития предлагаю просмотреть видео - ролики и выполнить следующее задание 2.15 минут
Ответить вопросы: 5 минут
1. Что составляло основу развития промышленности? ( мануфактурное производство)
2. Какие отрасли промышленности были развиты в России во второй половине XVIII в.
(Металлургические заводы (Тула, Урал, Карелия) – I место в мире по выплавке чугуна
Сереброплавильные и медеплавильные заводы (Нерченск, Урал)
Легкая промышленность – полотно, канаты, сукна (Ярославль, Кострома, Прибалтика)
Кораблестроение. Текстильные мануфактуры. К концу 18 в. в России насчитывалось до 2294 мануфактур, в том числе 2094 в обрабатывающей и 200 в горнозаводской промышленности. Тяжелая промышленность, стекольная, кожевенная, бумажная)
3. А как вы думаете, что способствовало росту мануфактурного производства?
( в конце 18 века -1200) - рост вольнонаемного труда.
2. Работа с картой – ребят, а кто может показать на карте центры развития промышленности ( Москва, Петербург, Ярославль, Урал). ( один у доски, все остальные смотрят атлас
Таким образом, промышленность развивалась высокими темпами, непрекращающиеся войны требовали производства необходимых нужд армии и флота.
3. Развитие торговли
Учитель - Успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства способствовали дальнейшему развитию внутренней и внешней торговли.
В чем же были основные особенности развития торговли? Давайте выясним, выполнив следующее задание.
Работа в парах - работа с дополнительным материалом. 3 минуты
Прочитайте и выделите главные особенности развития торговли во второй половине 18 века.
1. формирование всероссийского рынка
2. Развитие ярморочной торговли
3. Экспорт и импорт товаров.
4. Формирование банковской системы
3. выпуск бумажных денег – ассигнации
Слайд 6. Работая в парах – работа с раздаточным материалом. 3 минуты
Задание - что могла Россия вывозить на продажу - экспорт, а, что могла ввозить –
Экспорт |
Импорт |
Лен, кожа, ткани, лес, смола, канаты, щетина, сало, железо, пушнина, хлеб |
Сахар, сукно, шелк, шерсть, хлопок, вино, фрукты, пряности, краски, парфюмерия, чай. |
Таким образом, Россия удерживала положительный торговый баланс, однако в структуре экспорта преобладало сырье, а импорт состоял преимущественно из промышленных товаров.
Слайд 7. Учитель: Мы, с Вами познакомились, проанализировали экономическое развитие России во второй пол.18в? Какие выводы мы можем с вами сделать? 2 минуты
Ответ – Все экономические реформы Екатерины Второй были направлены на оживление экономики государства и проходили в рамках традиционной с петровских времен политике протекционизма и меркантилизма.
Экономическое развитее имело противоречивый характер развития. Высокие результаты были лишь там, где меньшим было влияние крепостнических порядков. В экономике все более явно проявлялись тенденции развития капитализма, крепостнические отношения мешали быстрому развитию экономики.
Слайд 8. Для закрепления материала, выполним следующее задание. 2 минуты
Выберите тенденции, свидетельствующие о развитии экономики России во второй половине 18 века.
1. Рост количества мануфактур.
2. Преобладание крепостного труда.
3. Экстенсивная система развития с/х.
4. Рост числа «капиталистых» крестьян.
5. Рост оброчной повинности.
6. Разрешение на организацию мануфактур и заводов.
7. Разложение натурального хозяйства.
8. Рост наемного труда.
9. Рост барщины.
10. Рост денежного оброка.
11. Внедрение новых сельскохозяйственных культур.
Ответ: 1, 3,4, 5,6, 8, 9, 11
Слайд 10. А теперь вернемся к нашей иллюстрации. В чем же кроется разгадка? О, чем же говорит эта красная стрелочка, стремящаяся вверх? Как с иллюстрацией связана данная цитата? Догадайтесь, кому она принадлежит? Ответы учащихся…. 2 минут
Таким образом, Экономическая политика Екатерины II имела важную ценность, она заложила прочный фундамент для развития будущего нашей страны. Создание всероссийского рынка, развитие товарно - денежных отношений, учреждение банков, освоение новых территорий, развитие предпринимательства и многое другого. На сегодняшний день наша страна демонстрирует высокие показатели во всех отраслях экономики. И данная стрелочка говорит о стремлении вверх, об увеличении роста, особенно в развитии промышленности. Благодаря предшествующим правителям, наша страна стала процветающей, развитой и огромными природными ресурсами. Высказывание В.В. Путина.
Слайд 11. Рефлексия. В завершении нашего урока предлагаю выполнить упражнение «Свободный микрофон». 1 минуты
Продолжите фразы:
Домашнее задание – нанести на контурную карту центры развития промышленности и торговли.
Приложение 1.Развитие торговли во второй половине 18 века
Успехи в развитии сельского хозяйства и промышленности вели к расширению торговли как внутренней, так и внешней. Больше стало сельских торжков и ярмарок, что говорило о постепенном втягивании крестьян в рыночные отношения.
Торговля в городах стала ежедневной, а не по выходным дням, как прежде. Крупнейшими торговыми центрами страны были Москва и Петербург. Новые крупные ярмарки возникли на Украине и в Сибири. Крупнейшей из них была Нежинская ярмарка. Основными центрами внешней торговли были Рига и Санкт-Петербург. Началось строительство южных портов — Одессы, Херсона и др.
Во 2-й половине 18 века продолжается формирование всероссийского рынка. Строились дороги, каналы, развивались ярмарки. В 1760-1780 гг. началось формирование всероссийского хлебного рынка. Главным торговым партнером была Англия. Активно торговали со Швецией, Францией, Пруссией.
Оборот внешней торговли вырос. Формируется банковская система. В 1769 начался выпуск бумажных денег-ассигнаций. В Петербурге и Москве созданы банки для обмена медных денег на бумажные. В 1786 учрежден Государственный ассигнационный банк с кредитными функциями.
Приложение 1.Развитие торговли во второй половине 18 века
Успехи в развитии сельского хозяйства и промышленности вели к расширению торговли как внутренней, так и внешней. Больше стало сельских торжков и ярмарок, что говорило о постепенном втягивании крестьян в рыночные отношения.
Торговля в городах стала ежедневной, а не по выходным дням, как прежде. Крупнейшими торговыми центрами страны были Москва и Петербург. Новые крупные ярмарки возникли на Украине и в Сибири. Крупнейшей из них была Нежинская ярмарка. Основными центрами внешней торговли были Рига и Санкт-Петербург. Началось строительство южных портов — Одессы, Херсона и др.
Во 2-й половине 18 века продолжается формирование всероссийского рынка. Строились дороги, каналы, развивались ярмарки. В 1760-1780 гг. началось формирование всероссийского хлебного рынка. Главным торговым партнером была Англия. Активно торговали со Швецией, Францией, Пруссией.
Оборот внешней торговли вырос. Формируется банковская система. В 1769 начался выпуск бумажных денег-ассигнаций. В Петербурге и Москве созданы банки для обмена медных денег на бумажные. В 1786 учрежден Государственный ассигнационный банк с кредитными функциями.
Манифест о свободе предпринимательства17 марта 1775 года
Под «манифестом о свободе предпринимательства», принято понимать издание документа, разрешающего открывать любое мелкое кустарное производство всем гражданам Российской империи – «Манифест о высочайше дарованных разным сословиям милостям по случаю заключения мира с Портою Оттоманскою». Напугавшая всех дворян Крестьянская война 1773-1775 ясно дала понять, что без каких-либо уступок перед наиболее многочисленным сословием вполне возможно возникновение новых волнений. Причины:
· Необходимость стимулирования экономики и развития мелкого предпринимательства
· Недовольство крестьян эксплуатационной политикой
Ключевые моменты документа:
· Отменено более 30 различных сборов на промыслы (добыча пушнины, птицы, рыбы) и перерабатывающие производства (маслобойни, жиробойни и т.д.).
· Разрешено любому гражданину открывать «всякие станы и рукоделия» без каких либо дополнительных разрешающих документов.
· Освобождение от подушной подати для купцов с капиталом более 500 рублей. Вместо неё вводился ежегодный сбор в 1% с капитала.
Почему данный манифест способствовал росту промышленных предприятий?
Манифест о свободе предпринимательства17 марта 1775 года
Под «манифестом о свободе предпринимательства», принято понимать издание документа, разрешающего открывать любое мелкое кустарное производство всем гражданам Российской империи – «Манифест о высочайше дарованных разным сословиям милостям по случаю заключения мира с Портою Оттоманскою». Напугавшая всех дворян Крестьянская война 1773-1775 ясно дала понять, что без каких-либо уступок перед наиболее многочисленным сословием вполне возможно возникновение новых волнений. Причины:
· Необходимость стимулирования экономики и развития мелкого предпринимательства
· Недовольство крестьян эксплуатационной политикой
Ключевые моменты документа:
· Отменено более 30 различных сборов на промыслы (добыча пушнины, птицы, рыбы) и перерабатывающие производства (маслобойни, жиробойни и т.д.).
· Разрешено любому гражданину открывать «всякие станы и рукоделия» без каких либо дополнительных разрешающих документов.
· Освобождение от подушной подати для купцов с капиталом более 500 рублей. Вместо неё вводился ежегодный сбор в 1% с капитала.
Почему данный манифест способствовал росту промышленных предприятий
Экспорт Импорт
лен, шелк, кожа, ткани, смола, канаты, щетина, сало, железо, пушнина,хлеб, парфюмерия, сахар, сукно, шерсть, хлопок, вино, фрукты, пряности, краски, пенька, фарфор, лес, парфюмерия,чай, металлические изделия.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.