Сущность понятия «образовательная технология».
Образовательная технология — это совокупность методов
и средств, используемых в последовательном формировании
познавательного процесса и структуры взаимодействия учащихся
и педагога. Технологичность образовательной системы предполагает полный
контроль педагогического процесса, основанный на четкой концепции,
обозначенной цели и конкретно заданных задачах, методологии
и средствах обучения.
под педагогической технологией обычно подразумевают и обучение,
и воспитание;
· образовательная технология также охватывает обучение и воспитание, но при употреблении понятия чаще всего акцент делается на организационном процессе обучения.
Становление и распространение образовательных технологий обусловлено следующими причинами:
1. Ориентация на индивидуализацию образовательного процесса, необходимость в формировании гуманистической основы педагогического процесса.
2. Кризис системы традиционного образования, которое перестало отвечать современным требованиям педагогики.
3.
Потребность в новых формах организации учебного процесса
и взаимодействия педагога и учащихся.
Образовательные технологии направлены на то, чтобы:
· стимулировать активность учащихся;
· развить в них навыки самостоятельной работы;
· раскрыть творческие способности учащихся;
· мотивировать их к учебе за счет индивидуализации и интерактивности обучения.
Первостепенная цель педагогов состоит в использовании новых инструментов и современных методов, предполагающих последовательный процесс развития личности учащихся. В отличие от традиционной системы образования, основанной исключительно на обязательном усвоении понятийной базы и знаний о мире, образовательные технологии учитывают индивидуальные потребности и способности учеников. Этот подход позволяет повышать эффективность учебного процесса за счет участия самих учащихся, поддержки педагогом проявленной инициативы и обсуждения актуальных вопросов.
Ключевым аспектом образовательной технологии является целостность педагогической деятельности, которая подразумевает конкретное структурное обоснование. В структуру технологии входят три основных компонента:
1. Концептуальный — это основа образовательной технологии, ее первостепенные положения и установки и методологическая база.
2. Содержательный — это суть учебного материала, его содержание и способы изложения.
3. Процессуальный — это все методы и приемы образовательного процесса, которые педагог определяет, исходя из требований определенной стадии обучения.
Основной частью структуры является концептуальный аспект, освоив который, преподаватель может вводить образовательные технологии в процесс обучения, приспосабливая их к актуальным требованиям педагогической деятельности.
Федеральное государственное образование стандартов (ФГОС) классифицирует образовательные технологии по следующим видам:
1. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) предполагает активную информатизацию образовательного процесса, использование современных инструментов управления и организации обучения (открытый доступ к информации в Интернете, электронные гаджеты для учебы и т. д.).
2. Формирование критического мышления направлено на развитие навыков самостоятельного и оригинального мышления (анализ учебного материала, обсуждение прочитанного, творческая работа с информацией и т. д.).
3. Проектная технология направлена на стимулирование интереса у учащихся через практическую реализацию теории. Во время проектной работы учащиеся пробуют принимать самостоятельные решения и самостоятельно получать необходимые знания.
4. Технология проблемного обучения заключается в моделировании преподавателем проблемных вопросов, взятых из жизни. Для их решения учащимся нужно проявлять инициативу и осваивать навыки командной работы.
5. Здоровье сберегающая технология обеспечивает безопасность образовательного процесса и создает условия для укрепления здоровья учащихся (положительный психологический климат, санитарные нормы и т. д.).
6. Игровая технология преимущественно применяется в начальной школе, придавая процессу обучения развлекательную форму (развивающие игры, творческие упражнения и т. д.).
7. Модульная технология основана на разделении учебного материала по блокам для систематизации обучения.
8. Технология мастерских подразумевает творческую работу педагога с учащимися для постепенной передачи способов действия, а не понятийной базы.
9. Кейс-технология основана на методе обсуждения отдельных вопросов из всего учебного модуля, во время обсуждения которых формируется знания о курсе в целом.
10. Технология интегрированного обучения предполагает внедрение различных образовательных техник при подаче учебного материала (активное использование ИКТ, интеграция разных предметов)
11. Педагогика сотрудничества — это личностно ориентированный подход, который предполагает индивидуализацию преподавания.
12. Технология уровневой дифференциации предполагает выбор учебной программы и способа подачи, исходя из индивидуальных характеристик и требования учащихся.
Сегодня все современные педагоги обучаются обширному арсеналу образовательных технологий и методов, применяемых в системе обучения.
Современные образовательные технологии
Инновационные требования к педагогике формируют современный
процесс обучения, основанный на активном использовании образовательных
технологий.
К современным образовательным технологиям обычно относят:
1. Дистанционное обучение — беспрерывное взаимодействие преподавателя и учащихся в онлайн-режиме.
2. Развивающее обучение — использование потенциальных талантов учащихся для развития в них качеств, необходимых для самостоятельного обучения.
3. Проблемное обучение — это технология, при которой преподаватель дает лишь часть материала, чтобы путем решения проблем и обсуждений вместе с учащимися освоить весь материал на практике.
4. Разноуровневое обучение — поддержка и вовлечение в рабочий процесс педагогом и слабых, и сильных учеников.
5. Групповое обучение — развитие навыков работы в команде.
6. Здоровьесберегающие технологии — чередование умственной и физической деятельности.
7. Технология обучения в сотрудничестве — преподаватель строит подачу материала, опираясь на особенности учащихся.
8. Игровое обучение — материал подается в виде игры.
В современной системе образования сложно представить учебный курс, сформированный без использования образовательных технологий. Каждый преподаватель, исходя из направления и возможностей предмета, внедряет в свою программу технологии, которые повышают эффективность обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.