Педагогические чтения "Сущность образовательных технологий"
Оценка 5

Педагогические чтения "Сущность образовательных технологий"

Оценка 5
docx
преподавание
12.07.2024
Педагогические чтения "Сущность образовательных технологий"
Понятие образовательная технология.docx

 

Сущность понятия «образовательная технология».

Образовательная технология — это совокупность методов и средств, используемых в последовательном формировании познавательного процесса и структуры взаимодействия учащихся и педагога. Технологичность образовательной системы предполагает полный контроль педагогического процесса, основанный на четкой концепции, обозначенной цели и конкретно заданных задачах, методологии и средствах обучения.
под педагогической технологией обычно подразумевают и обучение, и воспитание;

·         образовательная технология также охватывает обучение и воспитание, но при употреблении понятия чаще всего акцент делается на организационном процессе обучения.

Становление и распространение образовательных технологий обусловлено следующими причинами:

1.     Ориентация на индивидуализацию образовательного процесса, необходимость в формировании гуманистической основы педагогического процесса.

2.     Кризис системы традиционного образования, которое перестало отвечать современным требованиям педагогики.

3.     Потребность в новых формах организации учебного процесса и взаимодействия педагога и учащихся.
Образовательные технологии направлены на то, чтобы:

·         стимулировать активность учащихся;

·         развить в них навыки самостоятельной работы;

·         раскрыть творческие способности учащихся;

·         мотивировать их к учебе за счет индивидуализации и интерактивности обучения.

Первостепенная цель педагогов состоит в использовании новых инструментов и современных методов, предполагающих последовательный процесс развития личности учащихся. В отличие от традиционной системы образования, основанной исключительно на обязательном усвоении понятийной базы и знаний о мире, образовательные технологии учитывают индивидуальные потребности и способности учеников. Этот подход позволяет повышать эффективность учебного процесса за счет участия самих учащихся, поддержки педагогом проявленной инициативы и обсуждения актуальных вопросов.

Ключевым аспектом образовательной технологии является целостность педагогической деятельности, которая подразумевает конкретное структурное обоснование. В структуру технологии входят три основных компонента:

1.     Концептуальный — это основа образовательной технологии, ее первостепенные положения и установки и методологическая база.

2.     Содержательный — это суть учебного материала, его содержание и способы изложения.

3.     Процессуальный — это все методы и приемы образовательного процесса, которые педагог определяет, исходя из требований определенной стадии обучения.

Основной частью структуры является концептуальный аспект, освоив который, преподаватель может вводить образовательные технологии в процесс обучения, приспосабливая их к актуальным требованиям педагогической деятельности.

Федеральное государственное образование стандартов (ФГОС) классифицирует образовательные технологии по следующим видам:

1.     Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) предполагает активную информатизацию образовательного процесса, использование современных инструментов управления и организации обучения (открытый доступ к информации в Интернете, электронные гаджеты для учебы и т. д.).

2.     Формирование критического мышления направлено на развитие навыков самостоятельного и оригинального мышления (анализ учебного материала, обсуждение прочитанного, творческая работа с информацией и т. д.).

3.     Проектная технология направлена на стимулирование интереса у учащихся через практическую реализацию теории. Во время проектной работы учащиеся пробуют принимать самостоятельные решения и самостоятельно получать необходимые знания.

4.     Технология проблемного обучения заключается в моделировании преподавателем проблемных вопросов, взятых из жизни. Для их решения учащимся нужно проявлять инициативу и осваивать навыки командной работы.

5.     Здоровье сберегающая технология обеспечивает безопасность образовательного процесса и создает условия для укрепления здоровья учащихся (положительный психологический климат, санитарные нормы и т. д.).

6.     Игровая технология преимущественно применяется в начальной школе, придавая процессу обучения развлекательную форму (развивающие игры, творческие упражнения и т. д.).

7.     Модульная технология основана на разделении учебного материала по блокам для систематизации обучения.

8.     Технология мастерских подразумевает творческую работу педагога с учащимися для постепенной передачи способов действия, а не понятийной базы.

9.     Кейс-технология основана на методе обсуждения отдельных вопросов из всего учебного модуля, во время обсуждения которых формируется знания о курсе в целом.

10. Технология интегрированного обучения предполагает внедрение различных образовательных техник при подаче учебного материала (активное использование ИКТ, интеграция разных предметов)

11. Педагогика сотрудничества — это личностно ориентированный подход, который предполагает индивидуализацию преподавания.

12. Технология уровневой дифференциации предполагает выбор учебной программы и способа подачи, исходя из индивидуальных характеристик и требования учащихся.

Сегодня все современные педагоги обучаются обширному арсеналу образовательных технологий и методов, применяемых в системе обучения.

Современные образовательные технологии

Инновационные требования к педагогике формируют современный процесс обучения, основанный на активном использовании образовательных технологий.
К современным образовательным технологиям обычно относят:

1.     Дистанционное обучение —  беспрерывное взаимодействие преподавателя и учащихся в онлайн-режиме. 

2.     Развивающее обучение — использование потенциальных талантов учащихся для развития в них качеств, необходимых для самостоятельного обучения.

3.     Проблемное обучение — это технология, при которой преподаватель дает лишь часть материала, чтобы путем решения проблем и обсуждений вместе с учащимися освоить весь материал на практике.

4.     Разноуровневое обучение — поддержка и вовлечение в рабочий процесс педагогом и слабых, и сильных учеников.

5.     Групповое обучение — развитие навыков работы в команде.

6.     Здоровьесберегающие технологии — чередование умственной и физической деятельности.

7.     Технология обучения в сотрудничестве — преподаватель строит подачу материала, опираясь на особенности учащихся.

8.     Игровое обучение —  материал подается в виде игры.

В современной системе образования сложно представить учебный курс, сформированный без использования образовательных технологий. Каждый преподаватель, исходя из направления и возможностей предмета, внедряет в свою программу технологии, которые повышают эффективность обучения.


 

Сущность понятия «образовательная технология»

Сущность понятия «образовательная технология»

Концептуальный — это основа образовательной технологии, ее первостепенные положения и установки и методологическая база

Концептуальный — это основа образовательной технологии, ее первостепенные положения и установки и методологическая база

Кейс-технология основана на методе обсуждения отдельных вопросов из всего учебного модуля, во время обсуждения которых формируется знания о курсе в целом

Кейс-технология основана на методе обсуждения отдельных вопросов из всего учебного модуля, во время обсуждения которых формируется знания о курсе в целом

преподаватель, исходя из направления и возможностей предмета, внедряет в свою программу технологии, которые повышают эффективность обучения.

преподаватель, исходя из направления и возможностей предмета, внедряет в свою программу технологии, которые повышают эффективность обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2024