ПЛАН УРОКА
Группа |
|
|
|
|
|
|
Дата |
|
|
|
|
|
|
Распределе ние времени на основные этапы занятия |
Организа ционная часть |
Опрос пройденн ого материала |
Обьяснение нового материал |
Закрепление пройденного материала |
Подведение итогов урока, рефлексия |
Домаш нее задани е |
|
|
|
|
|
|
Дисциплина: |
Информатика |
Тема: |
Техника безопасности. Информационная картина мира. Информационные системы и ресурсы |
Цели: |
Образовательная: знать ТБ в кабинете ВТ, задачи предмета информатики, представление информации; Развивающая: развивать наглядно-образное мышление, память и умение сравнивать и анализировать; Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости. |
Форма обучения: |
индивидуальная, дифференцированная; |
Межпредметные связи: |
Физика |
Средства обучения: |
лекционный материал; наглядные пособия; технические средства обучения: компьютеры; средства мультимедиа, презентация |
ХОД УРОКА
1. Организационная часть: приветствие, проверка отсутствующих по журналу, проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию, заполнение журнала, раскрытие общей цели урока. 2. Опрос пройденного материала: Фронтальный устный опрос
3. Обьяснение нового материала: Лекция №1, презентация
4. Закрепление пройденного материала:
1. Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики для учащихся
2. Информатика -?
3. Какие понятия составляет предмет информатики?
4. Основной задачей информатики является.. ?
5. Три аспекта изучения проблем информации?
5. Подведение итогов занятия, рефлексия: Выставление оценок, рефлексия
6. Домашнее задание:
Знать конспект, а так же выучить ТБ при работе за компьютером
Лекция № 1. Техника безопасности. Информационная картина мира. Информационные системы и ресурсы
Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики для учащихся Общие положения:
• К работе в компьютерном классе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения.
• Работа учащихся в компьютерном классе разрешается только в присутствии преподавателя (инженера, лаборанта).
• Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя.
• Во время перемен между уроками проводится обязательное проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом учащихся из класса.
• Помните, что каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.
Перед началом работы необходимо:
• Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте;
• Разместить на столе тетради, учебные пособия так, чтобы они не мешали работе на компьютере;
• Принять правильною рабочую позу.
• Посмотреть на индикатор монитора и системного блока и определить, включѐн или выключен компьютер. Переместите мышь, если компьютер находится в энергосберегающем состоянии или включить монитор, если он был выключен.
При работе в компьютерном классе категорически запрещается:
• Находиться в классе в верхней одежде;
• Класть одежду и сумки на столы;
• Находиться в классе с напитками и едой;
• Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;
• Передвигать компьютеры и мониторы;
• Открывать системный блок;
• Включать и выключать компьютеры самостоятельно.
• Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
• Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;
• Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;
• Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок; Удалять и перемещать чужие файлы;
• Приносить и запускать компьютерные игры.
Находясь в компьютерном классе, учащиеся обязаны: Соблюдать тишину и порядок;
• Выполнять требования преподавателя и лаборанта;
• Находясь в сети работать только под своим именем и паролем;
• Соблюдать режим работы (согласно Санитарным правилам и нормам);
• При появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появления боли в пальцах и кистях рук, усиления сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем преподавателю и обратиться к врачу;
• После окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер;
• Оставить рабочее место чистым.
Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:
• Расстояние от экрана до глаз - 60 - 70 см (расстояние вытянутой руки);
• Вертикально прямая спина;
• Плечи опущены и расслаблены;
• Ноги на полу и не скрещены;
• Локти, запястья и кисти рук на одном уровне;
• Локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом. Требования безопасности в аварийных ситуациях:
• При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся должен немедленно обратиться к преподавателю (лаборанту).
• При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу, и сообщить преподавателю (лаборанту).
2 Информационная картина мира. Информационные системы и ресурсы Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.
Предмет информатики составляют следующие понятия:
• аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;
• программное обеспечение средств вычислительной техники;
• средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
• средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.
Как видно из этого списка большое внимание в информатике уделяется вопросам взаимодействия. Методы и средства взаимодействия человека с программными и аппаратными средствами называются пользовательским интерфейсом. Соответственно существуют: аппаратные, программные и аппаратно-программные интерфейсы.
Основной задачей информатики является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники. Цель систематизации состоит в выделении наиболее передовых и эффективных технологий, автоматизации обработки информации.
Информатика - практическая наука. На сегодня можно выделить следующие направления практических приложений информатики:
• архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных);
• интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением );
• программирование (приемы, методы и средства разработки компьютерных программ);
• преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);
• защита информации (обобщение приемов , разработка методов и средств защиты данных);
• автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);
• стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратными и программными средствами, а также между форматами представления данных, относящихся к различным типам вычислительных систем).
Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятии на ее основе решений и их выполнение. С появлением вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов человеческого общества. Понятие информации – одно из наиболее емких понятий науки. В первоначальном смысле термин «информация» означает сведения вообще. В рамках науки информация является первичным, неопределяемым понятием, таким же, как понятие вещества или энергии. Оно предполагает наличие материального носителя информации, источника, передатчика, приемника и канала связи между источником и приемником информации.
Источниками информации являются различные природные объекты: люди, планеты, растения, животные и по мере развития науки и техники – научные эксперименты, машины, механизмы. Потребителями информации являются люди, животные, растения, различные приборы и аппараты. Разнообразие источников и приемников информации привело к существованию различных видов информации. Каждый из видов информации имеет свои особенные технологии обработки, формы представления и отображения на физическом носителе, смысловую ценность.
Информацию о системе можно рассматривать с различных точек зрения. Чаще всего выделяют три аспекта изучения проблем информации:
• Семантический – с точки зрения смыслового содержания и правильного истолкования информации (отбор тех данных, которые могут быть поняты получателем).
• Прагматический - с точки зрения полезности для достижения поставленной цели (отбор среди понятых получателем целей тех, которые полезны для решения данной задачи). При этом необходимо учитывать, что одна и та же информация в разное время может быть полезной и бесполезной.
• Синтаксический – с точки зрения способа представления информации, независимо от содержания данных (устанавливает важнейшие параметры информационных потоков для выбора комплекса технических средств сбора, регистрации передачи, обработки, накопления и хранения информации).
Наиболее общим является прагматическое рассмотрение информации.
Рассматривается много способов классификации информации. Они строятся по различным признакам.
1. В зависимости от способа возникновения:
• элементарная – информация, которая отражает явления и процессы неодушевленной природы;
• биологическая – информация, которая отражает явления и процессы животного и растительного мира;
• социальная – информация, которая отражает явления и процессы человеческого общества.
2. По способу передачи и восприятия:
• Визуальная (зрительная);
• Аудиальная (звуковая);
• Тактильная (ощущения);
• Органолептическая (запах и вкус).
В технике под информацией понимают сведения, которые являются объектом хранения, передачи и преобразования. С понятием преобразования тесно связаны понятия сигнал, сообщение, данные.
• Сигнал – любой процесс, несущий в себе информацию.
• Сообщение – информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи.
• Данные – информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки техническими средствами.
Сообщение от источника к приемнику передается в материально-энергетической форме (электрические, световые, звуковые сигналы). Человек воспринимает сообщение с помощью органов чувств. В технике приемники информации регистрируют сообщения с помощью специальной аппаратуры. Информационное сообщение можно представить как функцию x(t), которая характеризует изменение во времени параметров физической среды, в которой осуществляются информационные процессы. Функция x(t) может быть непрерывной во времени и тогда имеет место непрерывная (аналоговая) информация, источником которой являются обычно природные объекты (например, температура, давление), объекты технологических или производственных процессов.
Если функция x(t) – дискретна, то информация имеет дискретный характер (например, языковые сообщения – дискретны).
а) сигналы непрерывны во времени б) сигналы дискретны во времени
Информация в настоящее время, как правило, обрабатывается с помощью вычислительной техники. В зависимости от вида обрабатываемой информации существует два класса вычислительной техники:
• аналоговая: оперирует информацией,
представленной в виде непрерывных изменений некоторых физических величин, например, силы тока. АВМ используются для решения определенного класса задач.
• цифровая: оперирует информацией, представленной в дискретном виде.
Дискретный сигнал может иметь два уровня, которые обозначают 0 и 1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.