«Информационная компетентность педагога – как одна из ключевых компетенций педагога 21 века»
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
информатика +1
Взрослым
09.05.2018
Информационная компетентность педагога предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Педагог должен обладать необходимой подготовкой для корректной дифференциации возможностей детей в группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей. Внедрение ИКТ в учебно - воспитательный процесс влечёт за собой необходимость формирования ИКТ - компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
«Информационная компетентность педагога – как одна из
ключевых компетенций педагога 21 века»
Бельды Наталья Николаевна, воспитатель высшей квалификационной
категории,
МБДОУ «Детский сад №3» г. Вилючинск
«Быть компетентным — значит знать,
когда и как действовать»
Питер Вейлл
Современный этап развития человеческого общества характеризуется
возросшим значением информационных и коммуникационных технологий,
увеличением объёмов информации, появлением высоких технологий, что
является определяющим фактором развития экономики, политики, науки,
образования.
Современные условия жизни общества требуют
принципиально новых подходов к системе образования. Одним из
приоритетных направлений развития современного общества является
информатизация образования и это на прямую связано с уровнем
информационной компетентности педагогов.
Информационная
компетентность педагога – это компонент его общей педагогической
культуры, показатель его профессионального мастерства. В среде педагогов
прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо
индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, ясно,
что педагогическое мастерство определяется личностными параметрами
педагога. А знакомство с новыми технологиями и умение грамотно их
использовать в своей профессиональной деятельности,
является
показателем педагогической компетенции педагога.
В педагогической литературе имеется множество подходов к
определению данных понятий, а анализ публикаций позволяет сделать
“Компетенция” – совокупность
вывод об их многоплановости.
взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов
деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели. Считается, что
компетенция – это врождённое качество личности. “Компетентность” –
интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и
готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, то есть
компетентность – это то, чему можно научиться. Профессиональная
компетентность педагога – понятие многогранное. Некоторые учёные
определяют порядка 70 компетентностей педагога. Одной из основных
компетентностей на современном уровне развития образования является
информационная компетентность (ИК). Информационная компетенция – это овладение компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной
обработки необходимой информации и применение современных
информационных технологий в учебнопознавательной деятельности
педагога. Информационная компетентность педагога рассматривается как
Информационная
часть профессиональной компетентности педагога.
компетентность педагога
– это умение ориентироваться в
информационном поле, находить необходимую информацию и встраивать
ее в педагогическую деятельность для решения практических задач.
Информационная компетентность в качестве составных частей включает в
себя так же компьютерную грамотность и библиотечнобиблиографическую
грамотность. Информационная компетентность имеет объективную и
субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях,
которые социум предъявляет к профессиональной деятельности педагога.
Субъективной стороной является отражение объективной стороны, которая
преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную
деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии
своей информационной компетентности. То есть, информационная
компетентность социальна. С одной стороны, она социальна по своему
содержанию (формируется и проявляется в социуме), а с другой стороны,
она характеризует взаимодействие человека с обществом, социумом и
другими людьми посредством использования им информационных
технологий.
Информационная компетенция имеет свойства:
интегративность знаний и умений;
универсальность (по характеру, форме, содержанию и степени
применимости);
многофункциональность (позволяет решать различные проблемы в
социальной, научной, профессиональной деятельности);
многофункциональность (включает различные умственные процессы);
интеллектуальную насыщенность (для ее формирования требуется
абстрактное мышление, саморефлексия, пространственное воображение и
др.);
Формирование ИК педагога предполагает:
освоение им знаний и умений из области информатики, и
информационнокоммуникационных технологий;
развитие коммуникативных способностей педагога;
умение использовать сеть Интернет для решения педагогических
вопросов, сбора информации, участия в конференциях, доступа к научным,
педагогическим, методическим данным;
умение ориентироваться в информационном пространстве,
анализировать информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и
ее результатов.
В составе ИК педагога можно выделить четыре составляющие: мотивационную наличие мотива достижения цели, готовность и
интерес к работе, постановка и осознание целей информационной
деятельности;
когнитивную наличие знаний, умений и способности применять их в
профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и
систематизировать программные средства;
операционнодеятельностную демонстрирует эффективность и
применение
информационной
деятельности,
продуктивность
информационных технологий на практике;
рефлексивную обеспечивает готовность к поиску решения
возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа
своей профессиональной деятельности.
Информационная компетенция формируется при помощи реальных
объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер,
модем, копир) и информационных технологий (аудиовидеозапись,
электронная почта, СМИ, Интернет), и проявляется в умении
самостоятельно искать,
анализировать и отбирать необходимую
информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
По результатам ведущих отечественных и зарубежных ученых (Кузнецов
А.А., Краевский В.В., Лебедев О.Е., Равен Дж., Семенов А.Л. и др.) был
сформулирован перечень минимальных знаний, умений и навыков,
необходимых современному педагогу для использования информационно
коммуникационных технологий в своей деятельности (Приложение 1).
Базовой основой системы непрерывного образования является
дошкольное образование. Именно на этапе дошкольного детства
«закладывается» фундамент знаний о мире, познавательного к нему
отношения. Вместе с тем, дошкольное детство – это и период становления
личности с ее потребностями, мотивами, способностями, и, конечно же,
возможностями. «Заложить этот фундамент», сможет лишь грамотный,
компетентный во всех отношениях педагог, соответствующий требованиям
современных преобразований, происходящих в образовательном процессе.
Системное, целостное представление об информационной компетентности,
позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебно
воспитательный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить
уровень знаний, принимать эффективные решения в учебной работе,
целенаправленно и системно развивать ребёнка.
Современная
жизнедеятельность ребенкадошкольника, мир электронных игрушек,
социальная среда,
наполненная информационными средствами и
носителями, — все это актуализирует информационный опыт детей.
Информационная компетентность дошкольника представляет собой
основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и
информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в
доступные ему виды информационной деятельности: познавательной,
игровой и др. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего
воспитательнообразовательного процесса, в разных видах активной
детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной
учебнопознавательной, трудовой и др.).
Информационная компетентность дошкольника представляет собой
готовность ребенка принимать окружающую действительность как
источник информации, способность распознавать, обрабатывать и
использовать критически осмысленную информацию для планирования и
осуществления своей деятельности.
Информационная компетентность:
1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги,
предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого,
телевидение, видеофильмы и т.д.).
2. Умение делать выводы из полученной информации.
3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей
деятельности.
4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.
5. Умение получать информацию, используя некоторые источники
6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем,
потреблением и окружающей средой.
Технологическая компетентность определяется как готовность ребёнка
к пониманию инструкции, алгоритма деятельности, к чёткому соблюдению
технологии деятельности.
Социальнокоммуникативная компетентность выступает,
как
готовность ребёнка получать в диалоге необходимую информацию,
представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания
разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других
людей, соотносить свои устремления с интересами других людей,
продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую
задачу.
Формированию ключевых компетентностей – социальных,
интеллектуальных,
коммуникативных,
способствует метод проектов.
Технологии проектной и
исследовательской деятельность позволяет сформировать способность к
коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению
конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей,
творческое
научить
самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при
решении проблем. Учитывая выше сказанное, мы пришли к выводу о
необходимости активного внедрения компьютерных технологий в
образовательный процесс нашего дошкольного учреждения.
Какова же область применения педагогом знаний, умений и навыков,
составляющих информационную компетентность? Спектр применения
информационных,
мышление,
воображение,
критическое очень широк от простейших информационных листов до создания
собственного образовательного блога.
В своей работе активно использую следующие формы работы:
проведение практических занятий с использованием мультимедийной
презентации, оформление информационных стендов, оформление памяток,
проведение родительских собраний, круглых столов и др. с показом
видеофильмов, мультимедийных презентаций о жизни детей в детском саду
или пояснительным материалом по теме собрания; выпускаю
информационные буклеты различной тематики и распространяют их среди
родителей;
вся информация о мероприятиях, проводимых в группе и в детском
саду, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями
(со всеми родителями подписаны согласия на размещение фотографий
детей);
размещаю методические материалы на собственном образовательном
сайте, на страничках воспитателя на образовательных порталах –
«nsportal.ru», «openсlass.ru».
участвую в интернетконференциях, конкурсах, семинарах.
Данные формы работы используются с целью решения актуальных
проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых. Я
призываю всех педагогов направить свои творческие способности и умения
в русло технических инноваций для получения ещё лучших результатов
работы.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод: информационная
компетентность педагога предполагает широкое использование
компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов,
обучающих программ, педагогических технологий творческого характера.
Педагог должен обладать необходимой подготовкой для корректной
дифференциации возможностей детей в группе в зависимости от
индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических
особенностей. Внедрение ИКТ в учебно воспитательный процесс влечёт за
собой необходимость формирования ИКТ компетентности педагога,
являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей
педагогического мастерства. Педагог, умело и эффективно владеющий
технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления,
принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем,
организации своей деятельности.
Ссылки на источники
Белкин А.С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург.: Издательский отдел
УрГПУ, 2003.
Беспалов П. В. «Компьютерная компетентность в контексте личностно
ориентированного обучения» //Педагогика. 2003, №4.Ст. 4550. Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура:
альтернатива или единство (результаты российских исследований) // Школьная
библиотека. – 2005. – № 3. – С. 18–19.
Горячев А.В. Формирование информационной грамотности в образовательной системе
«Школа 2100». [Электронный ресурс]. URL: www.school2100.ru.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования //
Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 45.
Кузьминов Я.И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности.
Скэттон Линда Х. Подход к ИКТграмотности: доклад Международной комиссии.
URL: http://www.ict.edu.ru/vconf. [Дата обращения 25.01.12].
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Отделение
философии образования и теоретической педагогики РАО, Центр «Эйдос», 23.04.2002.
URL:www.eidos.ru/news/compet.htm. [Дата обращения 12.01.2009].
Приложение 1
На заметку педагогу
Перечень минимальных знаний, умений и навыков
необходимых современному педагогу для использования информационно
коммуникационных технологий в своей деятельности:
иметь представление об: устройстве компьютера, основных клавишах, папках и
программах в компьютере, объёме информации, типах файлов, локальной сети,
читать и копировать файлы из доступных папок других компьютеров,
Интернете, сайтах и их адресах, гиперссылках и уметь перемещаться по ним,
мультимедийных ресурсах;
уметь находить, открывать, закрывать, создавать, переименовывать,
копировать, вырезать, перемещать, удалять файлы и папки; сохранять и читать
информацию с дискеты, CDдиска, флэшустройства; распечатывать разработки
занятий, сценарии мероприятий, отчёты; создавать дидактические материалы в
Word/Excel, напечатать анкету для родителей, табель, таблицу с данными,
напечатать грамоту (поздравление, объявление, пригласительный и др.);
копировать и вставлять фрагменты текста, рисунки из одного файла в другой;
вставлять колонтитулы со своими данными; готовить файл для печати на
принтере, пользоваться принтером;
находить нужную информацию через поисковые системы; сохранять нужную
информацию, найденную в Интернете, находить графические изображения; пользоваться электронной почтой, пересылать по почте файлы, общаться в чате,
форуме, ICQ; открывать музыкальные и видео файлы; пользоваться простейшим
графическим редактором, изменять параметры цифровых фотографий: размер,
яркость, контрастность и др.;
создавать электронные презентации для занятий; устанавливать учебные CD
диски и разбираться в их содержании; пользоваться программами
конструкторами тестов, кроссвордов;
иметь навык самостоятельного знакомства с интерактивными программами.
Приложение 2
«Информационная компетентность педагога – как одна из ключевых компетенций педагога 21 века»
«Информационная компетентность педагога – как одна из ключевых компетенций педагога 21 века»
«Информационная компетентность педагога – как одна из ключевых компетенций педагога 21 века»
«Информационная компетентность педагога – как одна из ключевых компетенций педагога 21 века»
«Информационная компетентность педагога – как одна из ключевых компетенций педагога 21 века»
«Информационная компетентность педагога – как одна из ключевых компетенций педагога 21 века»
«Информационная компетентность педагога – как одна из ключевых компетенций педагога 21 века»
«Информационная компетентность педагога – как одна из ключевых компетенций педагога 21 века»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.