с.Шира 2016г
Введение
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий
момент являются неотъемлемой частью современного профессионального образования.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к мастеру и его
профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения
ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие
значительные перемены происходят сейчас в системе профессионального
образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и
материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления
является использование новых информационных технологий. На сегодняшний день
мастеру доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер,
использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа
- и аудиовизуальное оборудование. Мастер производственного обучения стал для
обучающихся проводником в мир новых технологий. Использование ИКТ является
одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение
инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения,
повысить мотивацию обучающихся к получению новых знаний, ускорить процесс
усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные
технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в
профессиональном образовании становится все более актуальным, так
как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и
привлекательной, игровой форме развить логическое мышление обучающихся, усилить
творческую составляющую учебного процесса. Повышение эффективности
образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование
информационно-компьютерных технологий открывает для мастера производственного
обучения новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой
дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления, и участия в
создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к
предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных
презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют обучающимся
углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень обучающихся,
привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических и
ситуационных задач.
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания мастером
иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом
облегчают обучающимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у
них интерес к изучаемым явлениям. Восприятие информации – важный этап усвоения
материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути.
В этой связи возрастает значение компьютера, графические возможности которого
позволяют обеспечить наглядно-образную, графическую информацию.
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в учебной
деятельности на уроках производственного обучения.
На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные
коммуникационные технологии (ИКТ) Необходимость внедрения новых информационных
технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество
характеризует процесс активного использования информационного ресурса в
качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной
информационной сети, которая позволяет обеспечить доступ к информации без
каких-либо существенных ограничений по объему и скорости транслируемой
информации.
Появление и широкое распространение ИКТ позволяет использовать их в качестве
средства общения, воспитания. Информационно-коммуникационные технологии
открывают принципиально новые возможности в области образования, в учебной
деятельности и творчестве обучающихся. При использовании ИКТ на занятиях
повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес обучающихся,
возрастает эффективность самостоятельной работы.При использовании ИКТ
необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности: познавательного,
морально – нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы
эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима
педагогическая компетентность в области информационных технологий. Для
совершенствования коммуникативного компонента своей деятельности я могу
применять различные психолого-диагностические компьютерные программы, а также
любые программные средства для организации проектной деятельности учащихся.
ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР Microsoft Word. Один из важнейших дидактических принципов –
наглядность. Текстовый редактор предоставляет большие возможности для его
реализации. С его помощью я подготавливаю наглядные пособия, разнообразные
материалы программы, дидактические карточки, создаю иллюстрированные тесты, упражнения.
Так, например, при изучении разделов мною изготовлены и разработаны
инструкционные и технологические карты; рабочие тетради.
При проведении занятий по теме «заправочные супы» применяю разно уровневые
карточки – задания.
Можно организовать выпуск в техникуме периодических изданий по предмету,
оформить кабинет: так при оформлении уголка группы, уголка по технике
безопасности, новинок в кулинарии используем текстовый редактор. Текстовый
редактор предоставляет большие возможности для творческой работы.
В 2017-2018 учебном году были проведены конкурсы газет и плакатов:
«За здоровый образ жизни», «Поздравительная открытка к Новому году », где мои обучающиеся
занимали призовые места.
С его помощью обучающиеся выполняют творческие проекты, задания, доклады для
занятий в рамках предметной недели можно представлять в интересной, визуально
привлекательной форме.
ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР Adobe Photoshop. Опыт показывает, красочно
иллюстрированный материал лучше усваивается и запоминается. Новые информационно
коммуникационные технологии позволяют мне использовать такие замечательные
устройства, как сканер, принтер, проекторы. Для обработки красочных изображений
используют редактор Photoshop.
GIF-АНИМАЦИЯ. Анимация – это то, что никого не может оставить равнодушным.
Компьютерные анимации можно вставить в презентацию. Например при проведении
курсового мероприятия антинаркотической пропаганды «Скажем наркотикам, нет»
использовались видеоматериалы, презентации, где ребята видят к чему могут
привести наркотики.
MicrosoftPowerPoint. С помощью программы PowerPoint создаю презентации для
последующего показа во время выступления на семинаре, конференции. Возможности
программы PowerPoint так разнообразны, что она идеально подходит для создания
мультимедийных учебных пособий: с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым
оформлением, анимацией. Обучающиеся используют презентации как одну из форм
представления самостоятельной работы по темам, творческих, проектных работ.
Internet Explorer Browser. Интернет превращает человечество в единое
сообщество, каждому члену которого может быть открыт доступ к источникам самой
различной информации. Подключив свой компьютер к сети Интернет, можно получить
практически любую информацию.
Цели использования информационных технологий
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной
деятельности в условиях информационного общества через: - развитие
конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с
компьютером; - развитие творческого мышления за счет уменьшения доли
репродуктивной деятельности; - формирование информационной культуры, умений
осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
- подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной
познавательной деятельности
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: - повышение качества и
эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных
технологий; - выявление и использование стимулов
активизации познавательной деятельности.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только
насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных,
соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные,
творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые
знания, работать с различными источниками информации.
Главное в создании проекта то, что обучающимся предоставляется уникальная
возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и
навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего
общего интеллектуального потенциала, вкуса и способности.
Использование ИКТ на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ
постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ
самоорганизации труда и самообразования мастера и обучающихся; как возможность
личностно-ориентированного подхода для мастера; как способ расширения зоны
индивидуальной активности ученика. Использование новых технологий в учебном
процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов; изменению
стиля работы мастера, решаемых ими задач, позволяет повысить мотивацию
обучения, способствует укреплению меж предметных связей.
Использование в преподавании информационных технологий вносит определенные
коррективы в систему профобразования. В новом информационном обществе мастер
производственного обучения уже не может быть единственным источником знаний об
окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм учебной работы.
Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции,
на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность обучающихся.
Поэтому так важно научить различным способам работы и, безусловно, усилить роль
поисково-исследовательской работы.
Работать по этой проблеме я начала три года назад и убедилась в том, что
применение компьютера на уроках производственного обучения целесообразно в тех
случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными,
наглядными и содержательными являются медиа-уроки. Активно использую
информационные технологии в организации учебного процесса, работаю над созданием
компьютерных презентаций к урокам и внеурочным мероприятиям. Разработала рабочие
тетради «Блюда из рыбы»; «Блюда из овощей».Так, мною проводились уроки с
использованием компьютерных дисков по темам: ««Первичная обработка мяса»,
«Новые виды нарезки», «Заправка, обработка птицы», «Приготовление заправочных
супов и отпуск, тарирование»,
« Приготовление и отпуск гарниров». На этих уроках учебной практики обучающиеся
не только получили исчерпывающую информацию по темам, но и наглядно увидели
приготовление, оформление и отпуск блюд. Система уроков медиа показала, что обучающиеся
лучше усваивают материал и реальнее представляют себе весь технологический
процесс. Эффективно работаю по комплексному методическому обеспечению уроков,
насыщению их современным теоретическим материалом.
Провожу большую работу по изготовлению нового и обновлению уже используемого
учебно-методического комплекса по предмету учебная практика. Проект
«Моя профессия - мое будущее» международный Свидетельство № 99702527; Конкурс
«лучший по профессии, «Повар, кондитер» Ильинов Иван республиканский Диплом IY
место; Форум «Историко-культурное наследие как ресурс социального развития» Благодарственное
письмо; Сулекова Анастасия Олимпиада по профессии «Повар, кондитер» всероссийский
Диплом II степени. Республиканской студенческой научно-практической конференции
«От идеи – до результата Проект «Год экологии -2017», конкурс «Законы экологии»
Беспалов Данил группа 08ПК Республиканский Молодые профессионалы WOPLDSKILLS
Диплом III место ,сертификат. Проект «Год экологии -2017», конкурс «Законы
экологии» международный Диплом III степени, республиканский Молодые
профессионалы WOPLDSKILL Котова Виктория , Республиканской студенческой
научно-практической конференции «От идеи – до результата Гречко Наталья. Мини
курсы «Карвинг из овощей и фруктов» рассчитаны на творческое
развитие личности обучающегося, способствуют развитию профессиональной
деятельности и повышению мотивации к обучению. Ежегодно обучающиеся
принимают участие в олимпиадах, конкурсах по профессии, в учебно-практических
межрегиональных конференциях «От идеи–до результата», проводимых в рамках
Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLSRUSSIA) в
Республике Хакасия) и занимают призовые места. Бесспорно, что в
современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего
лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и
современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые
позволяют не просто “вложить” в каждого обучающегося некий запас знаний, но, в
первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или
спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества,
вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитаниОднако,
мастеру производственного обучения, использующему ИКТ на уроках, не следует
забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии.
Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть
более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов,
чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии
призваны разгрузить мастера и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и
наиболее творческой работе. Использование информационных технологий в профобразовании
дает возможность существенно обогатить, качественно обновить
воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность.
Заключение
Использование
компьютерных технологий в деятельности мастера позволяет внедрять инновационные
процессы в профессиональное образование. Информационные технологии значительно
расширяют возможности мастера и специалистов в сфере обучения обучающихся.
Использование ИКТ в техникуме вполне оправдывает и приносит большую пользу в
развитии всех сфер личности обучающихся, взаимодействии с родителями
обучающихся, организации деятельности мастера, значительно способствует повышению
качества образовательного процесса. Я выявляю следующие преимущества
использования ИКТ в профессиональном образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними позволяет мастеру намного эффективнее выполнять поставленные задачи.
4. Использование ИКТ значительно повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий, а также качество предоставляемых сопроводительных материалов; мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность мастера и обучающихся; расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с обучающимися открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных мастером в зависимости от потребностей обучающихся и особенностей программы.
Литература
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
2. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. – М., 1971.
3. Вильямс Р. и др. Компьютеры в школе. – М., 1988.
4. Дидактические основы компьютерного обучения – Л., 1989.
5. Петрусинский В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. – М.,
1987.
6. Подластый И. Опираясь на закономерности // Народное образование. -1991. – №
З.
7. Политика в области образования и новые информационные технологии //
Информатика и образование 1996.-№ 5.
8. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические
проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.
9. Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования //
Советская педагогика 1989. -№ 3.
10. Талызина Я Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика.
– 1898. № 3.
11. Управление, информация, интеллект / Под ред. А. И.Берга и др. – М., 1976.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.