Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка

  • docx
  • 07.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья-Цвиренко-июнь.docx

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

ФИО автора: Цвиренко О.В.

Наименование образовательного учреждения:

ГБОУ СПО «Волгоградский технический колледж»

 

 “Tell me and I forget

Teach me and remember

Involve me and I learn”

« Скажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь.»

 Китайская народная мудрость

 

Наконец настал тот «звездный» час, когда предмет «иностранный язык»   как в ссузах, так и в вузах да и вообще в современном  обществе стал  занимать подобающее место.  Тем более, на сегодняшний день «Профессионалитет» - это новый уровень обучения  в системе среднего профессионального образования выходит на первое место, который отличается более короткими сроками обучения и тесным взаимодействием студентов с будущими работодателями  для последующего трудоустройства.

. Теперь можно сказать, что  государству  становится невыгодно иметь специалистов без знания одного, а  чаще всего двух или нескольких иностранных языков. Задача преподавателей ИЯ в неязыковых колледжах – обеспечить достижение будущими специалистами такого уровня языковой подготовки, который позволит им успешно взаимодействовать с зарубежными коллегами при решении профессиональных задач в условиях иноязычного общения. Содержание профильно-ориентированного обучения иностранному языку должно составить процесс формирования коммуникативной компетенции.

Чтобы успешно ориентироваться и действовать в ситуациях  каждодневного общения, устанавливать и поддерживать социальные  контакты, включая деловые связи сейчас большое  внимание уделяется  иностранным языкам и безусловно  невозможно представить современное общество без информационных технологий.

Все эти изменения произошли и в  среднем профессиональном образовании.  Молодые  специалисты должны не только совмещать общеобразовательные и  профессиональные знания, но и использовать доступ к получению информации, применять современные информационно – коммуникационные технологии. Без этого невозможно удовлетворить потребностям современного общества.

Поэтому сегодня  от будущего специалиста требуется инициативность, творчество, умение работать в команде, владеть новыми техническими возможностями, использовать компьютерные технологии, а также владение и знание иностранного языка практически на уровне родного.

Основной целью обучения иностранным языкам  в колледже является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком, а также формирование устойчивого познавательного  интереса обучающихся к изучению  английского языка средствами ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).

А целью использования информационных технологий на уроках иностранного языка является изучение новых форм и способов совершенствования педагогического мастерства как одного из условий повышения качества и эффективности образования и коммуникативной компетенции студентов, повышение их мотивации, вовлечение их в коммуникативную деятельность через использование ИКТ.

Мой опыт работы  показывает, что обучение языкам в учреждениях СПО протекает в сложных условиях и основными трудностями, возникающими перед преподавателями являются недостаточное количество учебного времени, отводимого на изучение дисциплины (всего 2 часа в неделю), а также низкий уровень знаний первокурсников, полученных в средней школе и низкая мотивация к обучению. Преодолению указанных сложностей помогает использование мультимедийных технологий, которые привычны и близки  современному подростку, прово­дящему много времени в социальных сетях интернета, играющего в компьютерные игры, просматривающего фильмы и программы с большим количеством ком­пьютерных спецэффектов.

Наше современное поколение родилось в век новых информационных технологий и воспринимает их, как норму жизни, осваивает их легко и просто.   Современный компьютер представляет массу информации, получить которую можно за считанные секунды: найти нужную книгу или статью, перевести текст с использованием электронных версий словарей, скачать топик и т.д.

А возможности использования интернет-ресурсов действительно огромны.

Использование этих ресурсов на уроках иностранного языка имеет ряд важных преимуществ:

- позволяет успешно мотивировать учебную деятельность студентов;

- повышает активность обучающихся;

- предоставляет широкий выбор содержания, форм, средств, методов получения и обработки информации для осуществления учебно-исследовательской, проектной деятельности и т.д.

Это -  изложение и закрепление нового материала,  обучение лексики, письму, чтению, аудированию, контроль и проверка знаний, внеклассная и самостоятельная работа обучающихся, обучающие компьютерные программы, обмен опытом,  общение и др.

Сейчас существует огромное количество разнообразных методических разработок, таких как: электронные учебники и словари,  компьютерные программы и многое другое, которые являются настоящими помощниками преподавателю и студенту, а научиться правильно и эффективно использовать  современные информационные технологии, которые открывают большие возможности для расширения образовательных рамок по дисциплине «Иностранный язык» не всегда удается. Поэтому  и задача преподавателя  состоит в том, чтобы правильно научить студентов использовать его ресурсы для изучения иностранного языка. И еще существует такое понятие, как  «разноуровненые студенты», которое  очень подходит к нашему контингенту. И несколько слов о печатных пособиях. Печатное пособие ориентировано на какой-то определённый уровень обученности (что обычно указывается в аннотации). Поэтому студент с  «неравномерно» сформированными навыками испытыва­ет определённые трудности при работе с этими пособиями.

Справиться с этими трудностями могут помочь электронные учебные пособия при условии соблюдения определённых требований. Объём такого пособия, по сравнению с печатным, может быть в несколько раз больше. Поэтому в него могут быть включены упражнения по всем уровням обученности в пределах каждой темы. Это касается как языковых аспектов (лексика, грамматика), так и речевых.

Следует сразу оговориться, что формирование умений в устных видах речевой деятельности при помощи таких пособий пока весьма ограничено, Это остается прерогативой преподавателя иностранного языка. То же самое относится к умениям письменной речи. Что же касается чтения, то проблема уровневого подхода тут может быть решена в гораздо большей степени. Поскольку чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, одни и те же тексты можно организовать с учётом разной языковой подготовки студентов.

Помимо этого, электронное пособие обладает гораздо большей интерактивностью по сравнению с печатным. В пособии помещается меню. Специальные кнопки позволяют быстро переходить к выполнению упражнений, тестов, грамматических правил.

 Достаточно лишь нажатия кнопки, чтобы выполнить тест и тут же получить оценку. Благодаря таким возможностям электронного пособия решается ещё одна проблема - индивидуализация обучения. Учащийся выбирает как количество упражнений, необходимых для формирования навыка, так и уро­вень их сложности.

Ещё один важный вопрос - мотивация. Эту проблему также помогает решить электронное средство обучения. Ведь в него можно включить, помимо тестовых заданий, интерактивные игры, анимацию и т. д. Эти элементы действенны не только в плане того, что они занимательны. Тут присовокупляется ещё один момент: они вносят разнообразие в работу над языком.  Студентам  предоставляется возможность смены вида деятельности, а значит, их действия утрачивают рутинный характер, становятся разнообразными, приобретают элементы творчества.

Все вышесказанное ни в коем случае не умаляет достоинств печатных пособий. Книга была и остается верным спутником человека на пути его духовного развития. Но новый век предоставляет новые возможности. Грех было бы ими не воспользоваться. Тем более, если это способствует оптимизации учебного процесса. Таким образом, интеграция электронных средств обучения в учебный процесс способствует продвижению этого процесса на новый уровень.

На своих уроках я применяю электронные продукты, созданные, нашими студентами.  Дипломной работой одного из наших выпускников –программистов Вахненко Владислава была создана электронная версия моего учебного пособия “English on Technics” для студентов 2 курсов технических специальностей .Один из разделов электронной версии  пособия -  это грамматические тесты. Обучающимся вдвойне  интересно выполнять данные тесты, зная  что они используют именно работы своих сверстников - наших студентов.

 У обучающихся имеется возможность принимать участие в тестированиях, викторинах, конкурсах, олимпиадах, видеоконференциях, проводимых по сети Интернет, что позволяет интенсифицировать процесс обучения, мотивировать познавательную деятельность студентов, дать каждому из них возможность проявить свою активность и творчество.

Но следует понимать, что внедрение информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс требует от преподавателя постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, создания собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа педагогической деятельности, а также значительных временных затрат на подготовку занятий. И личность педагога очень важна при обучении, ведь именно преподаватель закладывает базу для эффек­тивного использования любых технических средств. Успех решения всех перечисленных задач напрямую зависит от его личности. И преподаватель только тогда будет востребованным и уважаемым, если он сможет хорошо организовать обучение, увлечь студентов, стать для них не только наставником, но и товарищем.

 Хочу остановиться на вопросе  электронного тестирования наших студентов, которое  является одним из методов контроля усвоения ими  знаний, умений и навыков. Оно имеет ряд преимуществ перед  традиционными методиками контроля:

-  объективность контроля (исключает субъективный фактор взаимоотношений  «преподаватель- студент»);

-  легкость и быстрота обработки результатов тестирования (экономия времени преподавателя);

-  развитие логического мышления, внимания и памяти обучающихся.

В сети Интернет представлены различные сайты, где можно почерпнуть сведения о культуре, истории, традициях, обычаях, праздниках страны изучаемого языка. Обучающимся могут быть предложены различные виды заданий: поисковые, проблемные за­дания, тесты и т.д. Таким образом, использование ресурсов Всемирной паутины в процессе обучения иностранному языку является просто необходимым для формирования социокультурной компетенции обучающихся. Без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию. Если знания о стране можно приобрести читая соответствующую литературу, то для знакомства с образом жизни, традициями и обычаями народа необходимо познакомиться с его поведением в конкретных ситуациях общения в стране изучаемого языка. Такую возможность может предоставить Интернет.  Интернет-технологии позволяют максимально быстро создать языковую среду и войти в нее, т.е. внедриться в иную культуру.

Довольно активно на уроках иностранного языка, особенно во внеаудиторной и самостоятельной работе используется такой тип заданий, как создание обучающей мультимедийной презентации изучаемой на уроке или последующих уроках теме. Эти задания являются проектной деятельностью каждого студента или группы студентов в целом, так как создается конкретный продукт – мультимедийная презентация, причем тема творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес его участников. Это настоящее исследование, так как в процессе создания презентации студенту необходимо самому исследовать (найти, изучить, выбрать) информацию, необходимую для реализации проекта.  Преимуществом использования мультимедиа-презентаций является самостоятельное получение студентами дополнительных знаний.  Студенты стараются создать свой электронный продукт, что позволяет, целенаправленно осуществлять поиск и обработку необходимой информации. Таким образом каждый студент стремится проявить свои знания, навыки и творческие способности.

Таким образом, интернет-ресурсы все чаще востребованы на уроках иностранного языка как преподавателями, так и обучающимися.

Практически на каждом уроке в  КТП  преподавателей запланированы такие виды работ, как речевая или фонетическая зарядка, аудирование, работа с лексическим и грамматическим материалами, диалогическая и монологическая речь,  разучивание песен и стихов, составление кроссвордов, использование слайд - презентаций. Программа первого курса включает богатейший страноведческий материал, региональный компонент при прохождении таких тем как  «Волгоград - город-герой», «Города- побратимы», «Экологические проблемы родного края» и др. 

Интернет-ресурсы используются не только для развития навыков аудирования, чтения, письма и говорения, но и для формирования социокультурных знаний. Появление сети Интернет как еще одного инструмента в образовании стимулирует желание студентов учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого обучающегося, увеличивает скорость подачи качественного материала в рамках одного урока.

Интернет-ресурсы можно использовать во всех образовательных дисциплинах. Однако обучение иностранным языкам является той областью, где компьютерная технология обучения и сеть Интернет могут принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты.

 

Литература:

1.    Андреева Е.А. Пути повышения качества знаний на уроках английского языка. - М., 2005.

2.    Ануфриева О.И.Использование проектных технологий как фактор повышения качества среднего профессионального образования. СПО, №3, 2012.

3.    Самолдина Л.М. Модернизация образования, СПО. 2006, №3.

4.    Материалы сайта «Продленка».

          5. https://infourok.ru/user/gushina-natalya-         nikkolaevna/page/professionalitet

 


 

Скачано с www.znanio.ru