Информационно-коммуникационные технологии в преподавании литературы
Оценка 4.8

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании литературы

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
31.03.2022
Информационно-коммуникационные технологии в преподавании литературы
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. В статье рассматривается применение ИКТ технологий на материале изучения творчества Н.А. Некрасова.
ИКТ в преподавании литературы.docx

Оконешникова Л.И., к.п.н.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Саха политехнический лицей» г. Якутск

 

 

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании литературы

 

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных. Использование ИКТ на уроках способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объём материала за счёт экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся, возможность разрабатывать свои проекты. Общепризнано, что ИКТ принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых и в преподавании филологических дисциплин. Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать знание лингвистических и литературоведческих терминов.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям: работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher), создание презентаций к урокам, работа с ресурсами Интернет, использование готовых обучающих программ, разработка и использование собственных авторских программ. Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам: средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); средства практической подготовки (практикумы, тренажеры); вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии); комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса: информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы); интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации: электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, программные и учебно-методические материалы); с визуальной информацией (фотографии, портреты, иллюстрации, видеоэкскурсии); с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы); с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео- объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, энциклопедии, словари, периодические издания).

С помощью дисциплины литература осуществляется одна из самых важных функций образования – формирование гражданина. Изучая те или иные произведения, обсуждая их на уроках, учащиеся перенимают опыт прошлых поколений, знакомятся с историей, культурой и искусством родной страны. Однако все чаще мы сталкиваемся с тем, что дети не хотят читать книги. Чтобы прочитать, должна быть сильная мотивация. То есть необходимо заинтересовывать учащихся какими-то новыми способами. И одним из таких способов оказываются компьютерные технологии. Сегодня на уроках литературы, кроме показа презентаций, используются проигрывание музыкальных композиций, просмотр видеофильмов. Так как в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным. Многие классические произведения уже нашли свое новое воплощение в кинематографе. Можно использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а также организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного фильма. Последняя форма наиболее актуальна в силу значительных расхождений между авторским текстом и его режиссерской интерпретацией. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов: создание медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей; увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НПК по литературе; повышает качество обучения; усиливает интерес к изучению предмета; помогает рационально распределять время урока, доступно объяснять материал, делать его интересным.

Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально. Уроки с использованием компьютерной презентации - это и уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-научная конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок, и урок-презентация. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов. Как наглядные пособия, они помогают учителю излагать учебный материал, формируют навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение знаний, повышают интерес к предмету.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. 

Рассмотрим такой подход с применением ИКТ технологий на материале изучения творчества Н.А. Некрасова.

Н.А. Некрасов – поэт широчайшего лирического диапазона. Его перу принадлежат проникновенные слова любовных признаний, замечательные послания друзьям, тонкие пейзажные зарисовки, поражающие психологизмом сцены городской и деревенской жизни, исполненные юмора и христианской любви «стихи русским детям», едкие сатиры и эпиграммы, искрометные водевили. Некрасов – автор нескольких повестей и романов, прекрасно владеющий сюжетом и характерами повествователь,  проницательный литературный критик  и страстный публицист. И, конечно же, гражданин. Некрасов, действительно, в своей гражданской лирике достиг таких высот, которые покорялись только единицам.

   В школьной же практике на сегодняшний день о Н.А. Некрасове сложился штамп – «поэт крестьянской демократии». Мы полностью согласны с Н.Н. Скатовым – современным литературоведом, что Некрасов никогда не был носителем отчетливой идеологии, тем более идеологии революционного максимализма. Он был просто сыном своего времени, который должен был «заболеть» идеей социализма и отреагировать на «дело петрашевцев», должен был внимательно следить за либеральными реформами 60-х гг., страстно желая отмены крепостного права, должен был, как гражданин, требовать разрешения печатать ежемесячный обзор событий на фронтах русско-турецкой войны в «Современнике». Предлагаем изменить узкое восприятие творчества поэта и обратиться  к теме любви в поэзии Некрасова. Мы знаем совсем немного  и еще меньше говорим в школе о любви в жизни Некрасова, хотя это принято делать в отношении почти каждого поэта, начиная с Жуковского. Когда же разговор заходит о Некрасове, то говорят о сложности отношений с Панаевой, ссорах и непонимании, а чаще эта тема вообще опускается. В жизни Некрасова было не одно увлечение, но самые глубокие и настоящие, безусловно, два из них. Это любовь к Авдотье Яковлевне Панаевой и Фекле Анисимовне Вигдоровой – Зине, как он ее называл. С ними связаны прекраснейшие строки его стихов и писем. Забывать о них, даже ограничиваться двумя-тремя ничего не значащими фразами – значит вычеркивать из жизни поэта что-то самое заветное и личностное, то, что делает его поэтом.

Урок, посвященный любовной лирике Н.А. Некрасова, уместен как заключительный. Он проводится, когда уже сложилась прочная симпатия и есть желание расширить знания о личности Некрасова. На уроке звучит романс П.И. Чайковского на слова стихотворения поэта «Прости» в исполнении Т. Милашкиной, демонстрируются портреты Н.А. Некрасова и А.Я. Панаевой, выписываются цитаты о ней. В качестве эпиграфа обращаемся к высказыванию Д. Мережковского: «Тютчев и Некрасов – двойники противоположные. Что противоположны, видят все; что двойники – никто. А стоит вглядеться, чтобы увидеть». Учащиеся сопоставляют «вершинные» стихотворения главных лирических циклов – «панаевского» цикла Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю» (1856) и включенного нами в нашу авторскую методику «денисьевского» цикла Тютчева – «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» (1854). В ходе аналитической беседы, словарно-фразеологической работы над «ключевыми» (ревность, злоба, тоска, ссора, борьба, развязка) и «знаковыми» (крест, проза любви) словами учащиеся обратили внимание на диалогический характер двух стихотворений, композиционно схожих с драматической сценой, на наличие двух героев, причем женский характер оказывается главным; на схожие мотивы «жгучего страданья», близкой смерти, убийства («Тот стал ее палач» - у Некрасова; «Хоть, вижу, нож в руке его дрожит» - у Тютчева); дословное совпадение обращений («Не говори, что молодость сгубила…» - у Некрасова; «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» - у Тютчева); выявили различия (любовная лирика Тютчева драматичнее, трагичнее некрасовской. В стихотворении налицо фактическое неравенство героев: палач и жертва, виновный и невинный).

   При изучении лирики Н.А. Некрасова мы предлагаем провести анализ стихотворений в группах; использовать проектную деятельность, выделяя ключевые слова; познакомиться с высказываниями современников о творчестве поэта и подготовить презентацию; создать электронный вариант поэтического словаря литературных терминов, используемых на уроке; выбрать стихотворения для заучивания наизусть и написать сочинение-рассуждение о диалектике лирического героя. Для того чтобы показать связь лирического героя с личностью поэта и его современниками, на уроке проектируется таблица синхронистики русской литературы Х1Х века, иллюстрации, портреты И.Н. Крамского, репродукция акварели А. Захарова.

   Главной целью наших уроков мы ставим привитие учащимся глубокого уважения к личности Н.А. Некрасова как человека, восхищение выдающимися качествами его ума и сердца, развитие желания самостоятельно исследовать его поэтическое наследие. Мы считаем, что из школы ученики должны вынести убеждение неоспоримости заслуг Некрасова перед русской поэзией. Им созданы новые способы выражения автора в поэтическом тексте, развиты возможности ритмики и рифмы русского языка, разработаны формы художественного преобразования действительности («от факта к образу и сюжету»), утверждены высокая нравственная проблематика в русской поэзии и ее открытое, самоотверженное служение народу. Вклад Некрасова в развитие русской поэзии трудно переоценить, равно как нельзя не согласиться с оценкой его личности, данной Н.Г.Чернышевским: «Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума…».

Таким образом, использование ИКТ  на уроке литературы позволяет  учащимся  погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, способствует углублению понимания значимости творений русского поэта-классика для современных школьников (высокие идейно-художественные достоинства, нравственный потенциал лирических текстов, их роль в воспитании современного школьника, эстетическое значение для нашего времени; воспитательные возможности сведений о жизненном и творческом пути поэта). Задача учителя – помочь старшеклассникам уяснить и осмыслить масштабность и многогранность личности Н.А. Некрасова, новаторскую сущность его поэзии. 

  

 


 

Оконешникова Л.И., к.п.н., учитель русского языка и литературы

Оконешникова Л.И., к.п.н., учитель русского языка и литературы

Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов: создание медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей; увеличение количества учащихся,…

Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов: создание медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей; увеличение количества учащихся,…

Тяжелый крест достался ей на долю» (1856) и включенного нами в нашу авторскую методику «денисьевского» цикла

Тяжелый крест достался ей на долю» (1856) и включенного нами в нашу авторскую методику «денисьевского» цикла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2022