ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Стахановский политехнический колледж»
Методическая разработка урока по учебной дисциплине ОД.02 Литература
на тему
Ф. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.
Разработала:
Зайцева Е.В.
преподаватель высшей категории,
старший преподаватель
2024 г.
г. Стаханов
Аннотация
Разработка урока по учебной дисциплине ОД. 02 «Литература» на 1 курсе составлена в виде конспекта в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Луганской Народной Республики, планируемыми результатами, которые определены в примерной программе по общеобразовательной учебной дисциплине «Литература» для образовательных организаций (учреждений) среднего профессионального образования Луганской Народной Республики, утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ от 27.08.2020 г. № 797-од) и ориентирована на работу с учебником Лебедева Ю.В., М.: Просвещение, 2016 год.
Данная разработка урока предназначена для проведения уроков литературы на первом курсе по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
В разработке четко определены этапы комбинированного урока. Урок опирается на знания и умения, полученные обучающимися на предыдущих занятиях. Данное занятие предлагает совместную работу обучающихся по получению знаний (диалоговую, групповую, коллективную), что развивает коммуникативную компетентность обучающихся.
Урок направлен как на развитие навыков и умений идейно-художественного анализа произведения по сюжету и образу главного героя произведения, так и на формирование стремления к постижению смысла жизни.
Урок по роману Ф. Достоевского на первом курсе по литературе 19 века занимает особое место. Форма урока позволяет использовать различные способы работы с обучающимися, а самое главное – формы самостоятельной работы с текстом произведения, позволяет проявить исследовательские навыки и знание литературного произведения.
Урок литературы нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению учебной дисциплины. Использование ИКТ позволяет повысить уровень наглядности, расширить кругозор обучающихся. Мультимедийная презентация наиболее полно отвечает интересам и запросам обучающихся.
Конспект урока может быть использован преподавателями первых курсов на уроке литературы.
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………..4
2.Основная часть (конспект урока)………………………………………………..5
3. Список используемой литературы……………………………………………..17
Приложение 1………………………………………………………………………18
Приложение 2……………………………………………………………………….19
Введение
Урок разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Луганской Народной Республики. Вид разработки: комбинированный урок по теме: Ф. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.
Актуальность темы
Данный урок помогает организовать работу по изучению романа Ф. Достоевского, способствует глубокому пониманию философских идей автора, формированию собственной позиции по отношению к главному герою произведения, формированию навыка внимательного чтения романа.
Этот урок изучения большого художественного произведения представляет собой учебную ситуацию. С помощью преподавателя, который продумал модель исследования, обучающиеся самостоятельно совершают разнообразные учебные действия:
- Выбирают информацию, необходимую для ответа на поставленный учителем вопрос.
- Обсуждают отдельные положения выступления в группе.
- Готовят монологическое выступление.
- Помогают тем обучающимся, которые испытывают затруднения.
На каждом уроке обучающиеся должны приобретать не только личностные навыки, но и коммуникативные компетенции. Данный урок предусматривает работу в группе. Это концентрирует знания в маленьком интеллектуальном пространстве, развивает очень важное в современном обществе качество толерантности. Такой урок не исключает приобретения устойчивых познавательных навыков: знания, полученные самостоятельным исследованием текста, жизненных ценностей главного героя, прочнее знаний, продиктованных преподавателем.
На уроках с использованием активных методов обучения каждый обучающийся не пассивно воспринимает материал, а осваивает его на основе универсальных способов: исследования, систематизации материала, выбора важнейшей информации, сжатия текста для короткого выступления.
В ходе проведения урока использовала разные методы обучения: проблемное обучение, исследовательские образовательные методы, обучение в сотрудничестве (групповая работа), информационно-коммуникационные технологии. Применила такие формы обучения, как беседа, поисково-исследовательская работа в группах, интерактивные упражнения «Ассоциации», «Нарушенная последовательность», «Письмо по кругу».
Конспект урока
Тема: Ф. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова
Цели урока: углубить знания обучающихся о романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»; раскрыть сложный, противоречивый характер Родиона Раскольникова, его внутренний мир, развивая навыки анализа художественного текста; развивать у обучающихся логическое мышление и речь: воспитывать лучшие нравственные качества: милосердие, добро, душевную чуткость.
Задачи:
- организовать деятельность обучающихся по анализу образа главного героя в романе «Преступление и наказание»;
- продолжить работу над формированием умений и навыков анализа литературного текста, развитием навыка монологической речи;
- создать условия для эстетического воспитания личности обучающегося.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов и др.);
Метапредметные результаты
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
Предметные результаты
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Тип урока: комбинированный урок.
Методические приемы: работа в группах, игра «Ассоциации», работа по тексту с элементами исследования, просмотр видеоролика и его анализ.
Образовательные технологии: проблемное обучение, исследовательские образовательные методы, обучение в сотрудничестве (групповая работа), здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.
Межпредметные связи: обществознание.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая с общей беседой.
Виды используемых на уроке средств ИКТ: презентация, подготовленная преподавателем, эпизод из экранизации романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, издание произведения, учебники.
Структура урока
Основные этапы урока:
1. Организационный этап (2мин.).
2. Постановка темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности (5 мин.).
3. Актуализация опорных знаний обучающихся (10 мин.).
- Работа с ключевыми событиями романа;
- Работа над эпизодом романа «Преступление и наказание».
4. Работа над темой урока (15 мин.).
- Результаты поисково-исследовательской работы в группах;
- Работа с эпиграфом к уроку.
5. Рефлексия (подведение итогов урока)(10 мин.).
6. Домашнее задание (3мин.).
Ход урока
«…Не загладиться ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел?»
I.Организационный этап
Цель этапа: Организовать активизацию обучающихся, создать условия для совершенствования коммуникативных умений.
Здравствуйте, уважаемые обучающиеся! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня мы с вами будем работать по принципу командной деятельности. Для этого, я разбила вас на две рабочие группы. Каждая группа получила подготовленный заранее материал для работы на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Ну, а так как урок у нас с вами не совсем традиционный, то и оценки на уроке я буду ставить необычные. Каждая группа за правильный ответ, будет получать баллы за работу в лист оценивания (слайд 1 Приложение 1)
Искренне желаю всем хорошего настроения и конструктивного диалога, центром внимания которого станет роман «Преступление и наказание».
II. Постановка темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности
Цель этапа: Преподаватель создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку целей и задач урока обучающимися.
1.Формулируем тему урока
Игра «Ассоциации»
Ребята, я думаю, вы не против, если мы немного поиграем в ассоциации.
Сейчас на экране будут появляться определенные картинки. Ваша задача посмотреть на них и сказать мне, с чем они у вас ассоциируются (слайд 3 Приложение 2)
- Какие слова объединяют все эти картинки?
- Преступление и наказание.
- Отлично, все верно. Продолжаем дальше. Внимание на экран. Что объединяет эту группу картинок? (слайд 4 Приложение 2)
- Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
- Замечательно, и последние картинки (слайд 5 Приложение 2)
- Драма, характер, судьба.
- Прекрасно, ответы соответствуют заданию.
- А теперь, ребята, на основании наших ассоциаций, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.
- Тема урока: Ф. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова (слайд 6 Приложение 2)
2. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Постановка целей и задач урока (слайд 7 Приложение 2)
Говорят, писатель открыт всем. Он как храм на дороге. Один пройдет мимо, перекрестится по привычке. Другой зайдет внутрь и ничего не увидит. Третий увидит, только золоченую ризу попа. А четвертый – останется там и побудет.
Давайте не будем случайными прохожими. У нас сегодня уникальная возможность войти в храм Достоевского и увидеть в нем один образ.
Образ этот непростой. Созданный Достоевским он до сих пор остается загадкой для многих поколений читателей.
Сегодня мы попытаемся приблизиться к разгадке этого образа, ибо человек, по Достоевскому, тайна. И на разгадку этой тайны может уйти вся жизнь.
Задача нашего урока – исследовать образ Раскольникова, пришедшего к преступлению и попытаться понять его мотивы (слайд 8 Приложение 2)
III. Актуализация опорных знаний обучающихся
Цель этапа: Получить представление о качестве усвоения обучающимися материала, определить опорные знания.
1.«Нарушенная последовательность»
Ребята, я предлагаю вам расположить ключевые события романа в порядке развертывания сюжета. Эта форма работы направлена на проверку знаний текста романа. Робота в группах (слайд 9 Приложение 2)
1№ |
Ключевые события романа |
11 |
В распивочной Раскольников знакомится со спившимся чиновником Мармеладовым. Последний рассказывают молодому человеку историю своей жизни. После беседы Раскольников провожает пьяного Мармеладова домой, где становится свидетелем ужасных условий жизни семьи. |
22 |
В полубреду приходит к дому убитой старухи-процентщицы. Там он задает странные вопросы жильцам. Его вопросы настораживают одного из соседей, мещанина. Позже мещанин называет Раскольникова «убивцем». Молодой человек не понимает, что это значит. |
33 |
Раскольников под видом клиента идет к старухе-процентщице Алене Ивановне, чтобы незаметно выяснить, где она хранит деньги и ценные вещи. |
44 |
Бродя по городу, Раскольников натыкается на толпу, собравшуюся вокруг человека, попавшего под карету. Этим человеком оказывается Мармеладов. Он уговаривает полицейских отнести раненного домой, а сам показывает им дорогу. Вскоре Мармеладов умирает. В этом эпизоде Раскольников знакомится с Соней. |
55 |
Вместе с Разумихиным Раскольников едет к следователю Порфирию Петровичу: друг обещал познакомить их. Раскольников якобы хочет заявить о своих вещах, которые он заложил у старухи-процентщицы. На самом деле это предлог познакомиться со следователем. В эту встречу Порфирий говорит с Раскольниковым о его статье в газете. |
66 |
Раскольников впервые является на квартиру к Соне: он интересуется, что теперь будет делать Соня, ведь после смерти Мармеладова все семейство на ней. Заметив лежащий на столе у «блудницы» Новый Завет, он просит прочесть ему о воскресении Лазаря. На прощание Раскольников обещает Соне в следующий раз сказать ей, кто убил Лизавету. |
77 |
В Петербург прибывают мать и сестра Раскольникова. Увидев их, он неожиданно падает в обморок, что не на шутку пугает женщин. |
88 |
Раскольников приходит к старухе-процентщице, и пока она принимает заклад, бьет ее обухом по темени. Случайным свидетелем преступления становится слабоумная сестра старухи Лизавета. Не предвидя такого, Раскольников убивает и ее тоже. |
99 |
Утром служанка Настасья приносит Раскольникову повестку о необходимости прийти в контору сегодня же в 11 утра. Раскольников волнуется, но причина вызова оказывается тривиальна: с него требуют расписку о долге хозяйке квартиры. В конторе он слышит как чиновники обсуждают убийство старухи, и падает в обморок от волнения. |
110 |
Раскольников вновь оказывается у Порфирия Петровича. Следователь опять затевает с ним игру. Утомленный и раздраженный, не в силах противиться подвохам допроса, Раскольников требует либо официально обвинить его в убийстве. |
2. Ребята, давайте просмотрим небольшой ролик из кинофильма «Преступление и наказание» и ответим на вопросы:
- Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?
- Каков внешний облик людей, которые встречались Раскольникову на этих улицах? Какое впечатление они произвели на вас и почему?
- Каковы ваши ощущения, когда вы, покидая улицы, входите в комнаты, каморки, трактиры Петербурга вместе с героем?
- Что больше всего поразило вас в отношении людей друг к другу?
Не случайно ли, что именно в таком городе могла родиться теория Раскольникова?
Преподаватель
Очень большое значение в романе имеет изображение Петербурга. У Достоевского это не город величественных дворцов и палат, фонтанов. Это город с черными лестницами, облитыми помоями, дворцами-колодцами, напоминающими душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. В этом городе невозможно остаться здоровым, он душит и давит. Не случайно в его описании преобладает желтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель в комнате старухи-процентщицы, желтая, «похожая на шкаф или сундук» каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет, желтоватые обои в комнате Сони, «мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, желтый цвет обоев в номере гостиницы, где остановился Свидригайлов. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, печали, вызывает чувство подавленности и угнетенности.
Существует связь и между мыслями Раскольникова и размерами его каморки, крошечной клетушки шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Эта каморка – прообраз более грандиозной, но столько же душной «каморки» большого города.
IV. Работа над темой урока
Цель этапа: Показать промежуточные результаты. Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей.
1. Результаты поисково - исследовательской работы в группах (слайд 10 Приложение 2)
Преподаватель
Достоевский в своём произведении «Преступление и наказание» создаёт самого известного и анализируемого криминального персонажа в литературе – Раскольникова Родиона Романовича. В романе рассказывается о студенте, который живёт в ужасных условиях. В его голове рождается страшная по своей идее теория, которая в результате терпит крах. После прочтения произведения можно долго рассуждать, что способствовало возникновению теории Раскольникова и её неминуемому краху, какую роль сыграли в судьбе бедного молодого человека второстепенные персонажи. Не зря социально-философский роман часто является темой для сочинений, так как почвы для размышлений дарит множество.
1. Ребята, вы получили опережающее задание по группам, где I группа должна была выписать цитаты из романа, которые раскрывают теорию Раскольникова и цели преступления, II группа - выписать цитаты, которые характеризуют состояние Раскольникова после преступления. После чего вы должны были подвести итог своей работы и сделать выводы.
Группа I. Результаты работы с текстом:
- Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.»
- «…первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного».
- «Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны об их праве на преступление».
к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье - «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, понятно теперь?…»
- Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет! Только слепой не разглядит!
- Тварь я дрожащая или ПРАВО имею?
- …когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…Осмелюсь ли я преступить, нагнуться и поднять, или я тварь, которая дрожит.
- …я захотел, Соня, убить без казуистики, убить для себя, для себя одного! Я лгать не хотел в этом даже себе! Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…
- «…ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать… Ну… ну, вот и всё…»
Вывод:
Острое чувство несправедливости зародилось
в душе Раскольникова после долгих наблюдений за жизнью обездоленных людей,
потерявших человечность и нравственность не по своей вине. Нескончаемая нищета,
которую было невозможно победить, серый, давящий город, страдания и потери
окружающих – всё это подтолкнуло бедного студента к созданию некой теории.
Будучи человеком образованным, Родион понимал, что изменить собственную
жизнь и судьбу близких он сможет только после того, как изменится весь мир.
Такие перемены были немыслимыми, поэтому он и решил начать борьбу против
неправильных устоев и порядков. Длительные размышления об основах
несправедливого социального устройства привели его к выводу, что всё общество
можно разделить на два вида: низшие люди, функция которых заключается только в
продолжении рода, и избранные личности, имеющие право вершить судьбу человечества,
прибегая к любым жертвам ради достижения своей высшей цели. Они могут
жертвовать многими жизнями и не останавливаться перед преступлениями. Именно
эти необыкновенные люди управляют миром, достигают небывалых высот в науке,
культуре, религии. Часто современники считают их тиранами и жестокими
деспотами, но следующие поколения, оценив их поступки по достоинству, начинают
почитать и заносят в историю как великих деятелей. Таким, по мнению Родиона,
был его кумир Наполеон. Он восторгался его решительностью и безжалостностью. А
предназначение представителей первого вида заключалось всего лишь в
прислуживании этим сверхлюдям, их личные интересы отходили на второй план.
Группа II. Результаты работы с текстом:
- И хотя бы судьба послала ему раскаяние — жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы — ведь это тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении.
- Видишь, я тогда всё себя спрашивал: зачем я так глуп, что если другие глупы и коли я знаю уж наверно, что они глупы, то сам не хочу быть умнее? Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет… Потом я еще узнал, что никогда этого и не будет, что не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить!
- На каторге: «Он стыдился даже и пред Соней, которую мучил за это своим презрительным и грубым обращением. Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда всё, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя….Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною. ..»
- «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени… В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…»
Вывод:
Желая
улучшить мир вокруг себя, Раскольников со временем понимает, что совершённое
убийство никому не принесло пользы. А он сам становится причиной многих
трагедий (смерть матери, заключение Миколки, убийство ещё одного невиновного
человека и т. д.). Раскольников осознает бессмысленность своих действий и
начинает чувствовать себя загнанным зверем, потому что, с одной стороны, его
мучает совесть, а с другой — он боится ошибиться и выдать себя.
По ходу романа, идея Раскольникова всё больше рушится, как песочный замок.
Достоевский начинает опровергать ужасный замысел главного героя, указывая на
то, что нет никаких критериев, по которым можно делить людей на обычных и
необычных. Это происходит на фоне ужасных мучений и терзаний Родиона.
Не справившись со своими мыслями, он всё рассказывает Соне Мармеладовой,
которая в романе изображается в роли проститутки. Она полностью опровергает его
теорию, так как не относится ни к каким из двух типов людей. Мармеладова сама
выбрала свой путь. Ради своей семьи она была готова пожертвовать собой, но, при
столь ужасных условиях жизни, смогла сохранить внутреннюю чистоту. Духовное
исцеление Раскольникова происходит в тяжёлом труде над собой, когда он
признаётся в провале своей теории и принимает истину Сони — истину христианского
смирения и прощения.
После бесед с Мармеладовой, Родион сам признается в преступлении и его
отправляют на каторгу. Начало его исцеления начинается в заточении. Там ему
снится сон, в котором человечество полностью себя уничтожает, убивая друг друга
во благо своего благополучия. Именно после этого сна становится понятно,
почему теория Раскольникова потерпела
крах. Насилием нельзя оправдать ни одно действие, и если бы все жили по такой
теории, то в мир погряз бы в убийствах, приводящих к полному самоуничтожению.
Все люди на земле равны, а жизнь — величайшее богатство, полученное в дар,
которое необходимо беречь.
Преподаватель
Жизнь Родиона Раскольникова после преступления превращается в замкнутый круг. Теория, которая кажется ему логичной и обоснованной, не совпадает с его чувствами и ощущениями. Осмелившись на убийство, вступив в ряды людей «высшего разряда», он не может смириться с чудовищностью своего поступка. Беда Раскольникова состоит и в том, что содеянное не разрешило в его душе противоречий. Желая помочь «униженным и оскорбленным», он уничтожил себя. Так сильно любя людей, он сам оторвал себя от них. Драматичность судьбы Родиона в том, что его собственные идеи его подвели. Он проповедовал свою теорию о необыкновенных людях, но сам горько в ней разочаровался и потерял веру в себя как в человека, «право имеющего».
2.Работа с эпиграфом к уроку (слайд 11,12 Приложение 2)
1. Существует много причин, по которым люди совершают преступления. Преступить закон человек может решиться из-за любви, власти, неблагополучных жизненных обстоятельств. Не стоит забывать и о мести, ради которой можно пойти на все что угодно. А бывают случаи, когда люди становятся преступниками в порыве отчаяния, когда им кажется, что весь мир от них отвернулся. Ярким примером этого является главный герой романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников.
Я предлагаю вам обратить внимание на эпиграф к нашему уроку:
«Не загладиться ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел?» Ф. М. Достоевский ответил на этот вопрос отрицательно, а вы?
Ответ I группы:
- Нет, никакое преступление не загладится
никакими тысячами дел. У человека есть совесть, «глас Божий», и рано или поздно
она проснётся и заставит преступника мучиться и раскаяться в содеянном. Именно
это и произошло с главным героем романа Родионом Раскольниковым. После убийства Раскольников все время ощущает тяжелое,
мучительное чувство разъединенности с родными, со всем человечеством. Самые
близкие люди, ради которых он и пошел на убийство, оказываются бесконечно
далекими, почти чужими ему. Вместо гордости человека, ставшего выше толпы,
Раскольников испытывает страдания нравственного одиночества. Своим
преступлением он разрушил в себе ту самую силу, силу добра, которая объединяла
его с людьми. Убийство в романе Достоевского становится самоубийством, искажением
человеческой сути. Герой романа мечтает о пути Наполеона, но постоянно мучается
от своего выбора. Сердце и ум героя диктуют ему принципиально разные поступки.
Раскольников при этом не в состоянии сделать окончательный выбор. Это
мучительное раздвоение личности и приводит его в полицию.
Ответ
II группы:
- На наш взгляд, даже одно преступление негативно влияет на самого преступника и, безусловно, причиняет много вреда его жертвам. Загладить преступление можно только искренним раскаянием и исправлением. Думать же, что, совершив преступление, человек с его помощью способен творить добро - ошибка. Невозможно принести пользу многим, убив одного. Пользы не получит никто - это иллюзия. Например, герой романа Достоевского "Преступление и наказание" Раскольников совершил убийство, надеясь изменить свою жизнь и помочь близким, а в реальности лишил себя нормальной жизни и причинил боль матери и сестре.
Преподаватель
Писатель-гуманист Достоевский показал невозможность безнаказанно совершать преступления. Он дает шанс даже оступившемуся, но раскаявшемуся человеку рассчитывать на прощение. Только тот, кто живет по Божьим законам, приближается к тому идеалу, о котором мечтал писатель, к идеалу совершенного человека.
V.Рефлексия (подведение итогов)
Цель этапа: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока
Интерактивное упражнение «Письмо по кругу» (слайд 13 Приложение 2)
Сегодня на уроке мы с вами исследовали образ Раскольникова, пришедшего к преступлению, и попытались понять его мотивы. Давайте проверим, насколько нам это удалось. Я предлагаю каждой группе взять лист с именем главного героя. Каждый из членов группы должен написать свое предложение или словосочетание, характеризующее этого героя, и передать по часовой стрелке сидящему рядом. После чего, проанализировав ваши ответы, сделаем вывод, достигли ли мы с вами поставленной задачи к уроку или нет.
Преподаватель
Изучив ваши ответы, можно смело сделать вывод, что мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность. Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он – тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью… У Раскольникова было много косвенных причин, чтобы совершить этот роковой шаг. Но настоящий мотив он раскрывает после совершения убийства, когда его душа тянется к себе подобному, человеку, который также совершает своего рода преступление – Соне, вынужденной торговать собственным телом. “…я захотел… убить без казуистики, убить для себя, для себя одного! Самое страшное для героя, что остановиться и передумать он не мог. Его отрешённость от окружающих, отшельничество, одиночество и мрачное существование привело к тому, что днями напролёт он был погружён в свои мысли, развивал свою философию и оказался её заложником. Она охватила разум и чувства героя, автор сравнивает этот феномен с ситуацией, когда некий механизм зацепил и потащил тебя за край одежды… Остановиться уже невозможно, необходимость эксперимента во имя идеи стала невыносима для Раскольникова. Именно в этом и заключается драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.
Ребята, вот и подошел наш урок к концу. Вы все молодцы! Вы отлично справились! Надеюсь, каждый из вас доволен своей работой на уроке. Давайте, посчитаем, какая из групп набрала наибольшее количество баллов.
VI. Домашнее задание
Цель этапа: Сообщить домашнее задание и объяснить выполнение. Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.
Я подготовила вам домашнее задание с учетом темы нашего урока.
- Вам нужно будет написать сочинение-рассуждение на тему: «Ф. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова» не менее 150 слов.
- Сделать презентацию на тему «Образ Родиона Раскольникова ».
Список использованных источников
1. Литература. Учебник.10 класс. Лебедева Ю.В., М.: Просвещение, 2016 год.
2. Федор Достоевский «Преступление и наказание», Изд.: АСТ, Астрель, 2010г.
3. Ф.М. Достоевский. Избранные сочинения. Изд. «Художественная литература», 1990г.
4. https://avidreaders.ru/book/prestuplenie-i-nakazanie-dr-izd.html
5. http://www.hallenna.narod.ru/uroki-literatury-v-10-kl.html
6. https://www.youtube.com/playlist?list=PLmXgLXSHQ7rlLx8yavHr39sD7ZJ24swm_
Приложение 2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.