Департамент образования Администрации Пуровского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Белочка»
г.Тарко-Сале Пуровского района
Информационно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель:
Матлак Оксана Николаевна
г.Тарко-Сале
Тема: Декоративно-прикладное искусство и культура народов Севера.
Вид проекта: информационно-творческий
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).
Сроки реализации проекта: 2-3 недели
Ресурсное информационное обеспечение:
· Научно-методическая, художественная литература, энциклопедии;
· Научно-популярные фильмы;
· Познавательные мультфильмы;
· Средства массовой информации, интернет.
Материально-техническое обеспечение:
мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Актуальность: Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Народы Севера прошли сложный путь исторического развития, сумев сохранить и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.
Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции, живущих на этой земле народностей.
Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре коренных народов, населяющих территорию ЯНАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.
Задачи:
1.Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера.
2.Развивать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.
3.Формировать интерес к культурному наследию народов Севера.
4.Воспитывать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера. Воспитывать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к Родине.
5.Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.
Организация деятельности участников проекта
1 этап. Подготовительный
Педагоги детского сада:
· изучение педагогами методической научно-популярной литературы, просмотр художественных и научно-популярных фильмов о декоративно-прикладном искусстве, жизни и быте народов Севера;
· разработка плана по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным творчеством, бытом и традициями народов Севера;
· подбор методической и художественной литературы, наглядной информации, презентаций, разработка конспектов НОД, бесед, консультаций;
Родители (законные представители):
· подбор информации по теме проекта;
· помощь детям в реализации проекта.
2 этап. Выполнение проекта
Реализация содержания плана работы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, бытом и традициями народов Севера.
Работа с детьми:
· Рассматривание альбомов «Животные северного края», «Птицы нашего края», «Орнаменты севера», «Одежда народов Севера», «Декоративно-прикладное искусство народов Севера», «Растительный мир Севера», «Красная книга».
· Конструирование в свободной творческой деятельности «Построим чум для семьи оленевода» (конструктор по выбору детей).
· Просмотр мультфильмов: «Северная сказка», «Дочь солнца», «В яранге горит огонь», «Мультик про животных Севера», «Гора самоцветов», «Маленький щенок путешествует по Арктике в поисках мамы и встречает животных Севера»; Развивающее видео «Животные Севера для детей»; Развивающий мультфильм – детская Вселенная. Выпуск 7 «Что такое северное сияние»;
География-малышка – Северный ледовитый океан (1 серия) (Уроки тетушки Совы).
· Чтение художественной литературы: А.Ткаченко «Вот ты какой северный олень», Ю.Шесталов «Мы живем на Севере», О.Квитка «На севере», О.Бундур «В гостях у белого медведя», Б.Некрасов «Там, где рождается утро», М.Карунный «Дымок над чумом», Ю.Дмитриев «Далеко на Севере», П.Явсытый «Зов морошковой земли», И.Метелькова «Куйкынняку и волк» (Сказка народов Севера), «Олененок» (сказки народов Севера), М.Федотова «Эвенские сказки мудрой Нулгынэт», сказки Северного сияния, «Девочка лебедь и другие северные сказки», сказки «Айога», «Кукушка» и др..
· Беседа-рассказ: «Декоративно-прикладное искусство Ямальских мастеров» https://disk.yandex.ru/d/i-5byTK_LPAm9Q
· Беседа: «Значение оленя для северных народов» https://disk.yandex.ru/d/nTon0MSYivupHA
· Разучивание подвижных игр народов севера «Ловля оленей», Олени и пастухи», «Куропатки и пастухи», «Льдинки, ветер и мороз», «Рыбаки и рыбки», «Полярная сова и евражки», «Оленьи упряжки», «Важенка и оленята» https://disk.yandex.ru/d/Ocpz3JZcXwkp5w
· Индивидуальная работа по рисованию орнаментов, составлению узоров народов Севера https://disk.yandex.ru/d/F7OTPXQqaHPYDQ, рисование оленя, чума, раскрашивание раскрасок. https://disk.yandex.ru/d/qcE41Xb6ol62GQ
· Слушание музыкального репертуара «Северный наш край» муз. Ю.Юнкерова; «Оленёнок» сл. Н.Соловьевой, муз. Р.Гуцалюка.
· Речевая игра «Четвертый лишний»
· Настольные игры «Найди заплатку», «Разрезные картинки», «Составь орнамент», «Чей хвост?»
· Дидактические игры «Подбери орнамент», Собери ягоды Севера», «Поймай рыбку», «Накрой стол для ненцев»
· Интеллектуальная викторина «Если ты узнаешь Север — не забудешь никогда» https://disk.yandex.ru/d/8bxBIJalxyMyFg
НОД по познавательному развитию https://disk.yandex.ru/d/a6U20IrUsXFxMw
Тема: «Ямал - мой край родной»
Задачи:
Образовательные:
· Дать знания о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран;
· Расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.
· Закрепить умение лепить животного.
Развивающие:
· Развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
· Развивать самостоятельность в выборе темы и материала для лепки.
Воспитательные:
· Воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края;
· Воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера, видеть вклад своего труда по завершению работы.
НОД по познавательному развитию https://disk.yandex.ru/d/KvLb69DPJ7_bzg
Тема: «Мой край, что зовется Ямал»
Программное содержание:
· Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.
· Развивать познавательный интерес, речь, память.
· Воспитывать уважение к представителям коренных народов, проживающих в ЯНАО.
НОД по социально - коммуникативному развитию https://disk.yandex.ru/d/w0G2ZX4AWRJTtA
Тема: «Знакомство с ненецкой национальной одеждой»
Задачи:
· Познакомить детей с ненецким национальным костюмом;
· Развивать наблюдательность и внимание;
· Активизировать словарный запас и расширить кругозор;
· Воспитывать любовь к родному краю, умение ценить культуру коренного народа – ненцев, культуру народов;
НОД по ознакомлению с окружающим миром
https://disk.yandex.ru/d/dSjm3wdX5Rpm0g
Тема: «Ненецкие национальные игрушки и игры»
Цель: Воспитание патриотизма к своей родине, расширение знаний о культуре и традициях народа ненцы.
Задачи:
Образовательные:
· Формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о музее, как хранилище истории; знаний об истории создания музеев и их значении в жизни человека.
· Расширять и закреплять знания о традициях народа ненцы и знакомстве с игрушками и играми детей в тундре.
Развивающие:
· Развивать у детей ловкость, смелость, быстроту движений, фантазию, внимание при проведении подвижных игр.
· Развивать любознательность и познавательные способности дошкольников;
Воспитательные:
· Воспитывать у детей интерес к родной истории, желание познавать культуру, обычаи и традициям своего народа, культуру поведения в музее.
НОД по художественному творчеству (рисование). https://disk.yandex.ru/d/3RVk3UCkTbi2pQ
Тема: «Одежда северного народа»
Программные задачи:
· Учить детей украшать орнаментом (рога оленя) национальную одежду (малицу)
· Закреплять технические навыки: тонировать силуэты поролоновой губкой, наносить орнамент с помощью трафарета губкой.
· Развивать интерес к народному творчеству.
· Воспитывать уважение к традициям людей коренных национальностей.
НОД по художественному творчеству (аппликация)
https://disk.yandex.ru/d/7i-nXpuS5skJVQ
Тема: «Народы Севера»
Цель: формирование представлений о коренных народах Севера
Задачи:
· Обобщать знания детей о жизни и быте коренных народов Севера, формировать представления детей о жилых постройках Севера.
· Расширять детский кругозор.
· Совершенствовать навыки детей в работе с бумагой и ножницами.
· Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.
НОД по художественному творчеству (лепка)
https://disk.yandex.ru/d/2hnuycQq0NRd7w
Тема: «Северный олень»
Задачи:
· Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом.
· Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.
· Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами (рога из веточек, ноги из трубочек для коктейля).
· Развивать глазомер, чувство формы и пропорции.
· Воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.
Работа с родителями:
Родительское собрание https://disk.yandex.ru/d/safSfrOP4YGX_g
Тема: «Ямал – мой край родной!»
Цель: Расширять и углублять знания о Ямало-Ненецком автономном округе.
Задачи:
· Обобщить и закрепить представление о ЯНАО как целостном регионе и одновременно как о субьекте РФ;
· Углубить знания о растительном и животном мире Ямала;
· Расширить знания об устном народном творчестве народов Севера.
Круглый стол для родителей. https://disk.yandex.ru/d/V2QkAuLv3xSyGg
Тема: Сказки северных народов
Цель: познакомить родителей со своеобразной, хантыйской сказкой. Приобщать к хантыйскому фольклору, пониманию его образного языка.
Помощь в создании развивающей среды: фотовыставка «Мой Северный край», выставка предметов декоративно-прикладного искусства народов Севера, создание альбомов «Животные Севера», «Растительный мир ЯНАО», «Быт и традиции народов Севера», «Птицы Севера». Изготовление макета чума и других принадлежностей быта народов севера. Участие в развлечении-празднике «Вороний день».
3 этап. Заключительный этап
· Выставка детских работ «Национальная одежда Северных народов», «Родной мой край»
· Фотовыставка «Мой северный край»
· Развлечение совместно с родителями «Вороний день»
· Пополнение экспозиций мини музея ДОУ: «Мой северный край»
Ожидаемый результат:
Обогащение знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни коренных народов, населяющих территорию ЯНАО. Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности. Желание играть в национальные игры народов Севера. Уважение к самобытной культуре коренных народов ЯНАО. Формирование представлений о жизни и быте, об особенностях национального костюма, жилища, промыслах народов Севера, многообразии народностей, населяющих Север нашего края.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.