Информационно-творческий проект по нравственнонию для детей старшего дошкольного возраста "
Оценка 4.8

Информационно-творческий проект по нравственнонию для детей старшего дошкольного возраста "

Оценка 4.8
docx
23.06.2024
Информационно-творческий проект по нравственнонию для детей старшего дошкольного возраста  "
Проект Дек.прикл.иск. народ.Севера (2).docx

Департамент образования Администрации Пуровского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Белочка»

г.Тарко-Сале Пуровского района

 

 

 

 

 

 

 

Информационно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

 

 «Декоративно-прикладное искусство
 народов Севера»

 

https://i.pinimg.com/originals/0d/42/4a/0d424a1f78805e7e92de0b063b751d8b.jpg 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Воспитатель:

Матлак Оксана Николаевна

 

 

г.Тарко-Сале

Тема: Декоративно-прикладное искусство и культура народов Севера.

Вид проекта: информационно-творческий

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).

Сроки реализации проекта: 2-3 недели

Ресурсное информационное обеспечение:

·     Научно-методическая, художественная литература, энциклопедии;

·     Научно-популярные фильмы;

·     Познавательные мультфильмы;

·     Средства массовой информации, интернет.

Материально-техническое обеспечение:

мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Актуальность: Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Народы Севера прошли сложный путь исторического развития, сумев сохранить и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.

Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции, живущих на этой земле народностей.

Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре коренных народов, населяющих территорию ЯНАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.

Задачи:

1.Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера.

2.Развивать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера. 

3.Формировать интерес к культурному наследию народов Севера.

4.Воспитывать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера. Воспитывать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к Родине.

5.Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

Организация деятельности участников проекта

1 этап. Подготовительный

Педагоги детского сада:

·     изучение педагогами методической научно-популярной литературы, просмотр художественных и научно-популярных фильмов о декоративно-прикладном искусстве, жизни и быте народов Севера;

·     разработка плана по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным творчеством, бытом и традициями народов Севера;

·     подбор методической и художественной литературы, наглядной информации, презентаций, разработка конспектов НОД, бесед, консультаций;

Родители (законные представители):

·     подбор информации по теме проекта;

·     помощь детям в реализации проекта.

2 этап. Выполнение проекта

Реализация содержания плана работы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, бытом и традициями народов Севера.

Работа с детьми:

·     Рассматривание альбомов «Животные северного края», «Птицы нашего края», «Орнаменты севера», «Одежда народов Севера», «Декоративно-прикладное искусство народов Севера», «Растительный мир Севера», «Красная книга».

·     Конструирование в свободной творческой деятельности «Построим чум для семьи оленевода» (конструктор по выбору детей).

·     Просмотр мультфильмов: «Северная сказка», «Дочь солнца», «В яранге горит огонь», «Мультик про животных Севера», «Гора самоцветов», «Маленький щенок путешествует по Арктике в поисках мамы и встречает животных Севера»; Развивающее видео «Животные Севера для детей»; Развивающий мультфильм – детская Вселенная. Выпуск 7 «Что такое северное сияние»;

География-малышка – Северный ледовитый океан (1 серия) (Уроки тетушки Совы).

·     Чтение художественной литературы: А.Ткаченко «Вот ты какой северный олень», Ю.Шесталов «Мы живем на Севере», О.Квитка «На севере», О.Бундур «В гостях у белого медведя», Б.Некрасов «Там, где рождается утро», М.Карунный «Дымок над чумом», Ю.Дмитриев «Далеко на Севере»,  П.Явсытый «Зов морошковой земли», И.Метелькова «Куйкынняку и волк» (Сказка народов Севера), «Олененок» (сказки народов Севера), М.Федотова «Эвенские сказки мудрой Нулгынэт», сказки Северного сияния, «Девочка лебедь и другие северные сказки», сказки «Айога», «Кукушка» и др..

·     Беседа-рассказ: «Декоративно-прикладное искусство Ямальских мастеров» https://disk.yandex.ru/d/i-5byTK_LPAm9Q

·     Беседа: «Значение оленя для северных народов» https://disk.yandex.ru/d/nTon0MSYivupHA

·     Разучивание подвижных игр народов севера «Ловля оленей», Олени и пастухи», «Куропатки и пастухи», «Льдинки, ветер и мороз», «Рыбаки и рыбки», «Полярная сова и евражки», «Оленьи упряжки», «Важенка и оленята» https://disk.yandex.ru/d/Ocpz3JZcXwkp5w

·     Индивидуальная работа по рисованию орнаментов, составлению узоров народов Севера https://disk.yandex.ru/d/F7OTPXQqaHPYDQ, рисование оленя, чума, раскрашивание раскрасок. https://disk.yandex.ru/d/qcE41Xb6ol62GQ

·     Слушание музыкального репертуара «Северный наш край» муз. Ю.Юнкерова; «Оленёнок» сл. Н.Соловьевой, муз. Р.Гуцалюка.

·     Речевая игра «Четвертый лишний»

·     Настольные игры «Найди заплатку», «Разрезные картинки», «Составь орнамент», «Чей хвост?»

·     Дидактические игры «Подбери орнамент», Собери ягоды Севера», «Поймай рыбку», «Накрой стол для ненцев»

·     Интеллектуальная викторина «Если ты узнаешь Север — не забудешь никогда» https://disk.yandex.ru/d/8bxBIJalxyMyFg

НОД по познавательному развитию https://disk.yandex.ru/d/a6U20IrUsXFxMw

Тема: «Ямал -  мой край родной»

Задачи:

Образовательные: 

·        Дать знания о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран;

·        Расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.

·        Закрепить умение лепить животного.

Развивающие: 

·        Развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;

·        Развивать самостоятельность в выборе темы и материала для лепки.

Воспитательные: 

·        Воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края;

·        Воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера, видеть вклад своего труда по завершению работы.

НОД по познавательному развитию https://disk.yandex.ru/d/KvLb69DPJ7_bzg

Тема: «Мой край, что зовется Ямал»

Программное содержание:

·     Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.

·     Развивать познавательный интерес, речь, память.

·     Воспитывать уважение к представителям коренных народов, проживающих в ЯНАО.

НОД по социально - коммуникативному развитию https://disk.yandex.ru/d/w0G2ZX4AWRJTtA

Тема: «Знакомство с ненецкой национальной одеждой»

Задачи:

·     Познакомить детей с ненецким национальным костюмом;

·     Развивать наблюдательность и внимание;

·     Активизировать словарный запас и расширить кругозор;

·     Воспитывать любовь к родному краю, умение ценить культуру коренного народа – ненцев, культуру народов;

НОД по ознакомлению с окружающим миром

https://disk.yandex.ru/d/dSjm3wdX5Rpm0g

Тема: «Ненецкие национальные игрушки и игры»

Цель: Воспитание патриотизма к своей родине, расширение знаний о культуре и традициях народа ненцы.

Задачи:

Образовательные:

·        Формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о музее, как хранилище истории; знаний об истории создания музеев и их значении в жизни человека.

·        Расширять и закреплять знания о традициях народа ненцы и знакомстве с игрушками и играми детей в тундре.

Развивающие:

·     Развивать у детей ловкость, смелость, быстроту движений, фантазию, внимание при проведении подвижных игр.

·     Развивать любознательность и познавательные способности дошкольников;

Воспитательные:

·     Воспитывать у детей интерес к родной истории, желание познавать культуру, обычаи и традициям своего народа, культуру поведения в музее.

НОД по художественному творчеству (рисование). https://disk.yandex.ru/d/3RVk3UCkTbi2pQ

Тема: «Одежда северного народа»

Программные задачи:

·     Учить детей украшать орнаментом (рога оленя) национальную одежду (малицу)

·     Закреплять технические навыки: тонировать силуэты поролоновой губкой, наносить орнамент с помощью трафарета губкой.

·     Развивать интерес к народному творчеству.

·     Воспитывать уважение к традициям людей коренных национальностей.

НОД по художественному творчеству (аппликация)

https://disk.yandex.ru/d/7i-nXpuS5skJVQ

Тема: «Народы Севера»

Цель: формирование представлений о коренных народах Севера

Задачи:

·     Обобщать знания детей о жизни и быте коренных народов Севера, формировать представления детей о жилых постройках Севера.

·     Расширять детский кругозор.

·     Совершенствовать навыки детей в работе с бумагой и ножницами. 

·     Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.

 

НОД по художественному творчеству (лепка)

https://disk.yandex.ru/d/2hnuycQq0NRd7w

Тема: «Северный олень»

Задачи:

·        Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом.

·        Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.

·        Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами (рога из веточек, ноги из трубочек для коктейля).

·        Развивать глазомер, чувство формы и пропорции.

·        Воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.

Работа с родителями:

Родительское собрание  https://disk.yandex.ru/d/safSfrOP4YGX_g

Тема: «Ямал – мой край родной!»

Цель: Расширять и углублять знания о Ямало-Ненецком автономном округе.

Задачи:

·     Обобщить и закрепить представление о ЯНАО как целостном регионе и одновременно как о субьекте РФ;

·     Углубить знания о растительном и животном мире Ямала;

·     Расширить знания об устном народном творчестве народов Севера.

Круглый стол для родителей. https://disk.yandex.ru/d/V2QkAuLv3xSyGg

Тема: Сказки северных народов

Цель: познакомить родителей со своеобразной, хантыйской сказкой.    Приобщать к хантыйскому фольклору, пониманию его образного языка.

Помощь в создании развивающей среды: фотовыставка «Мой Северный край», выставка предметов декоративно-прикладного искусства народов Севера, создание альбомов «Животные Севера», «Растительный мир ЯНАО», «Быт и традиции народов Севера», «Птицы Севера». Изготовление макета чума и других принадлежностей быта народов севера. Участие в развлечении-празднике «Вороний день».

3 этап. Заключительный этап

·     Выставка детских работ «Национальная одежда Северных народов», «Родной мой край»

·     Фотовыставка «Мой северный край»

·     Развлечение совместно с родителями «Вороний день»

·     Пополнение экспозиций мини музея ДОУ: «Мой северный край»

Ожидаемый результат:

Обогащение знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни коренных народов, населяющих территорию ЯНАО.   Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности.   Желание играть в национальные игры народов Севера.  Уважение к самобытной культуре коренных народов ЯНАО. Формирование представлений о жизни и быте, об особенностях национального костюма, жилища, промыслах народов Севера, многообразии народностей, населяющих Север нашего края.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Декоративно-прикладное искусство и культура народов

Тема: Декоративно-прикладное искусство и культура народов

Педагоги детского сада: · изучение педагогами методической научно-популярной литературы, просмотр художественных и научно-популярных фильмов о декоративно-прикладном искусстве, жизни и быте народов

Педагоги детского сада: · изучение педагогами методической научно-популярной литературы, просмотр художественных и научно-популярных фильмов о декоративно-прикладном искусстве, жизни и быте народов

Индивидуальная работа по рисованию орнаментов, составлению узоров народов

Индивидуальная работа по рисованию орнаментов, составлению узоров народов

Познакомить детей с ненецким национальным костюмом; ·

Познакомить детей с ненецким национальным костюмом; ·

НОД по художественному творчеству ( лепка) https://disk

НОД по художественному творчеству ( лепка) https://disk
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2024