МБОУ Маслянинская средняя общеобразовательная школа №1
633564 р.п. Маслянино ул.Коммунистическая, 1 тел. 21–428, 22–528 E-mail: Mscool1@mail.ru
Информационно – исследовательский проект
Выполнила учащаяся 7 «И» класса:
О. Валерия
Учитель: Мицевич Е. В.
Маслянино,
2017
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта |
Бутылочный ксилофон своими руками. |
Предмет |
физика |
Метапредметные связи |
Музыка, история, информатика |
Тип проекта |
Информационно-исследовательский проект |
Время реализации |
3 месяца |
Состав проектной группы |
Огнѐва Валерия |
Руководители |
Учитель физики Елена Викторовна Мицевич. |
Цель проекта |
Создать бутылочный ксилофон своими руками. |
Задачи
|
-Изучить историю создания ксилофона; -Изучить устройство и принцип действия музыкального инструмента ксилофона; -Изготовить и проверить в действии бутылочный ксилофон. |
Особенности Проекта |
Изготовление из использованных материалов. |
Продукт проектной деятельности |
Бутылочный музыкальный ксилофон. |
Ресурсы
|
Источники информации (печатные и электронные), стеклянные бутылки, окрашенная жидкость (вода), нить. |
Значимость Проекта |
Использование на уроке музыки и физики при изучении темы «Звук». |
Этапы работы над проектом
Этапы |
Деятельность автора проекта |
Помощь руководителей |
1. Разработка проектного задания. |
||
1.1 Выбор темы проекта.
|
На уроке физики изучая звуковые явления, подготовила сообщение о музыкальных инструментах. |
Помощь в выборе темы. |
1.2 Подготовка материалов для работы над проектом. |
Нашла и изучила теоретический материал по теме звуковые явления, музыкальные инструменты. Ксилофон. |
Рекомендация источников информации. |
1.3Определение продукта проектной деятельности. |
Из изученных музыкальных инструментов и возможных изготовит, выбрала бутылочный ксилофон. |
|
2. Разработка проекта. |
Составила план работы. Подготовила необходимое оборудование. Собрала конструкцию бутылочного ксилофона. Испытала его в действии. Устранила неполадки и усовершенствовала установку. |
Помощь в сборке и выявлении неполадок. Советы по совершенствованию работы над экспериментальной установкой. |
3.Оформление результатов |
Сделала фото и составила презентацию для доклада. |
Помощь в оформлении. |
4. Презентация проекта.
|
Представила проект на общешкольной конференции «Первые шаги в науку». |
Составление презентации и речи для выступления |
5. Анализ итогов проектной деятельности.
|
Участвуя в данном проекте, узнала много нового о музыкальных инструментах, звуковых явлениях. Разобралась в устройстве ксилофона и вспомнила уроки сольфеджио. Научилась создавать логически построенную презентацию для своего проекта и изготовила бутылочный ксилофон своими руками. |
Помощь в проведении анализа работы над проектом. |
Содержание:
1. Введение.
2. Теория.
- Что такое ксилофон;
- Немного из истории;
- Современный ксилофон.
3. Практика:
- Оборудование;
- Сборка ксилофона;
- Испытание ксилофона и усовершенствование музыкального инструмента.
4.Выводы из проделанной работы. Применение ксилофон.
5.Заключение.
6.Используемые источники информации.
Введение.
Тема: Бутылочный ксилофон своими руками.
Цель: используя знания о музыкальном инструменте ксилофон, создать бутылочный ксилофон своими руками.
Задачи:
-Изучить историю создания ксилофона;
-Изучить устройство и принцип действия музыкального инструмента ксилофона;
-Изготовить и проверить в действии бутылочный ксилофон.
Объект исследования: музыкальный инструмент ксилофон.
Продукт проекта: бутылочный ксилофон.
Теория.
«Физика звука».
Звуком обычно называют волны, которые воспринимаются человеческим ухом. Диапазон таких частот находится в пределах приблизительно от 20 до 20 тысяч Гц.
Волны, имеющие частоту менее 20 Гц - инфразвуковые, более 20 тысяч Гц - ультразвуковые.
Волны в пределе звукового диапазона могут распространяться не только в газах, но и в жидкостях (так называемые, продольные волны), и в твердых предметах (поперечные и продольные волны).
Особый интерес для нас представляют именно волны в в газообразной среде, так как это - наша среда обитания. Звуковые явления изучает специальный раздел физики - акустика.
В процессе распространения звуков в газах, атомы и молекулы колеблются по направлению направления распространения волн.
Быть глухим не означает не слышат ничего, а тем более это не говорит об отсутствии музыкального слуха. Всемирно известный композитор Бетховен, например, был глухим. Он прикладывал к роялю один конец трости, а другой - прижимал к зубам. Таким образом, звук доходил до его внутреннего уха, а оно было здоровым. Например, если взять в зубы идущие наручные часы и заткнуть уши, то тики станут очень сильными, тяжелыми ударами. Они станут во столько раз сильнее. Невероятно, но факт, что практически глухие люди могут говорить по телефону, прижимая трубку к виску. Глухие зачастую танцуют под музыку, так как звук попадает во внутреннее ухо через пол и кости. Именно такими удивительными способами доходит звук до уха человека, практически лишенного этого чувства. При этом музыкальный слух сохраняется.
«Что такое ксилофон».
Проанализировав полученную информацию из литературных и интернет источников, запишем следующие определения:
Ксилофон (от греч. ксило — дерево + фон — звук) — ударный музыкальный инструмент с определѐнной высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определѐнные ноты. По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками или специальными молоточками, похожими на небольшие ложки (на жаргоне музыкантов эти молоточки называют «козьими ножками»).
Тембр ксилофона резкий, щѐлкающий в форте и мягкий, булькающий в пиано.
«Немного из истории».
Ксилофон имеет древнее происхождение — простейшие инструменты подобного типа встречались и встречаются до наших дней у разных народов Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.
В Европе первые упоминания о ксилофоне датируются началом XVI века: Арнольт Шлик в трактате о музыкальных инструментах упоминает подобный инструмент под названием hueltze glechter. Вплоть до XIX века европейский ксилофон был достаточно примитивным инструментом, состоявшим из примерно двух десятков деревянных брусков, связывавшихся в цепочку и для игры раскладывавшихся на ровной поверхности. Удобство переноски такого инструмента привлекало к нему внимание бродячих музыкантов. Усовершенствование ксилофона относится к 1830-м годам. Польский музыкант Михоэл Гузиков расширил его диапазон до двух с половиной октав, а также изменил конструкцию, расположив бруски особым образом в четыре ряда. Такая модель ксилофона использовалась в дальнейшем в течение более ста лет.
Долгое время ксилофон и его разновидности использовались только в этническом музыкальном жанре, но в прошлом веке появились даже специальные классические произведения, написанные с учѐтом использования звуков, издаваемых этими инструментами. Так ксилофоны стали одним из музыкальных инструментов, входящих в симфонический оркестр. Существуют даже оригинальные ансамбли, использующие в качестве инструментов исключительно ударные, в том числе и ксилофоны.
«Современный ксилофон»
В настоящее время применяются, в основном, ксилофоны с пластинками, расположенными по принципу фортепианной клавиатуры, а также снабженные резонаторными трубочками.
Количество смонтированных на раме брусков влияет на звуковой объем ксилофона; наиболее типичный диапазон — от Фа - малой октавы до До - четвертой октавы. Первый известный случай применения ксилофона в оркестре — Семь вариаций Фердинанда Кауэра, написанные в 1810 году, в середине XIX века. Его партии в свои произведения включал французский композитор Кастнер.
Вывод: используя знания о музыкальном инструменте ксилофоне, создать свой бутылочный ксилофон, заменив деревянные бруски, на бутылки с водой.
Практика.
Оборудование.
Нам понадобится 8 стеклянных бутылок одинакового объема и формы (8 бутылок, потому что мы берем семь нот первой октавы и ноту ДО второй октавы); вода, окрашенная разными цветами; металлическая палочка, для игры; бумага; фломастер; клей; деревянная рейка для подвеса бутылок.
Сборка ксилофона.
Нальѐм в бутылки воду, в первую 1 см. воды, и каждый раз прибавлять количество воды на 5-10 мм.
Прикрепим к каждой бутылке лист бумаги с надписью ноты, в зависимости от ее звучания.
Ксилофон готов!
«Испытание ксилофона.
Усовершенствование музыкального инструмента».
Чтобы ксилофон издавал яркий, звонкий, красивый звук для этого нам нужна железная (металлическая) палочка и бутылки должны находиться в подвешенном состоянии.
Если у вас есть фортепиано и вас хороший музыкальный слух, вы можете настроить ксилофон по звучанию нот на инструменте.
После испытания бутылочного ксилофона в одну октаву, я столкнулась с проблемой: «Не хватает нот для игры музыкальных произведений ». Выход был найден! Добавлением ещѐ одного ряда бутылок второй октавы.
«Маленькой ѐлочке холодно зимой»
5- 3 -3-5-3-3-5-4-3-2-1-6-8-6-5-3-3-5-4-3-2-1
«Жили у бабуси»
432155
432155
46643553
234211
Каждой цифре соответствует нота на ксилофоне, от До (1) до Си (7) и До (8)
– второй отавы.
Вывод из проделанной работы.
1. Изучила звуковые явления;
2. Повторила материал сольфеджио;
3. Научилась изготавливать бутылочный ксилофон;
4. Продолжить работу по усовершенствованию музыкального инструмента.
Применение знаний о ксилофоне.
- Данный ксилофон можно использовать при выступлении ансамбля.
- Зная устройство и принцип действия ксилофона, из любых подручных средств можно создать музыкальный инструмент.
- При сдаче экзамена по физике тема «Звуковые явления».
Заключение.
Участвуя в данном проекте, я узнала много нового о музыкальных инструментах, звуковых явлениях. Разобралась в устройстве ксилофона и вспомнила уроки сольфеджио. Научилась создавать логически построенную презентацию для своего проекта, а самое главное изготовила бутылочный ксилофон своими руками.
Закончить, хотелось, совами из стихотворения:
Ксилофон: «Дин-дон, дин-дон» - Слышен нежный перезвон.
По бутылкам бью, дин-дон, Создаю мелодий звон.
Спасибо за внимание!
Используемые источники информации.
Печатные источники информации:
1. Пёрышкин А.В. «Физика-8», «Физика-9». - М.: Дрофа, 2000.
2. Остер Г. Физика. - М.: Росмэн, 1997.
3. Перельман Л.И.. Занимательная физика. Ч. 1,2. - М.: Наука,1972.
4. Гальперштейн Л. Здравствуй, физика! - М.: Детская литература, 1973.
5. Гальперштейн Л. «Занимательная физика». - М.: Росмэн, 1998.
Интернет источники:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F1%E8%EB%EE%F4%EE%ED
2. http://ethnocolocol.ru/load/ksilofon/6-1-0-462
3. http://www.qton.ru/22.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.