Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе

  • Лекции
  • docx
  • 08.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Принятие новых стандартов начального общего образования и введение их с 1 сентября 2011 года в учебный процесс образовательных учреждений во многом определяет направление деятельности учителя начальных классов использование новых программ, методик, технологий, форм и методов обучения детей требует определенного уровня компетентности учителя, позволяющего создать образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение планируемых образовательных результатов у ребенка. ИКТ-компетентность педагога означает способность осуществлять образовательный процесс в соответствии с целями, которые ставятся информационным обществом перед системой общего образования, и продуктивно использовать ИКТ в этом процессе. Она связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования. Уровень ИКТ-компетентности обучающихся напрямую зависит от деятельности преподавателей. Квалификация учителя влияет на уровень компетентности учеников: чем выше квалификация учителя, тем выше ИКТ-компетентность его учеников.
Иконка файла материала доклад.docx

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе

 

     В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Поэтому одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

      Принятие новых стандартов начального общего образования и введение их с 1 сентября 2011 года в учебный процесс образовательных учреждений во многом определяет направление деятельности учителя начальных классов использование новых программ, методик, технологий, форм и методов обучения детей требует определенного уровня компетентности учителя, позволяющего создать образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение планируемых образовательных результатов у ребенка. ИКТ-компетентность педагога означает способность осуществлять образовательный процесс в соответствии с целями, которые ставятся информационным обществом перед системой общего образования, и продуктивно использовать ИКТ в этом процессе. Она связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования. Уровень ИКТ-компетентности обучающихся напрямую зависит от деятельности преподавателей. Квалификация учителя влияет на уровень компетентности учеников: чем выше квалификация учителя, тем выше ИКТ-компетентность его учеников.

      Основная цель обучения в начальной школе – научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Мультимедийные технологии позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность обучающихся, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Применение ИКТ в учебном процессе позволяет учителю:

·         эффективно организовать учебный процесс:

·         представить обучающие материалы в текстовой форме;

·         представить обучающие материалы в мультимедийной форме, что разнообразит формы проведения уроков, вызывает интерес у обучающихся к изучаемому материалу;

·         автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний обучающихся;

·         автоматизировать процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий;

·         осуществить уровневую и профильную дифференциацию;

·         индивидуализировать обучение;

·         увеличить объем полученной информации;

·         формировать информационную культуру, в том числе, обучать обучающихся находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире;

·         организовать внеклассную учебную работу;

·         предоставить возможность моделирования и демонстрации процессов, недоступных наблюдению в условиях школы;

·         получить доступ к глобальным Интернет ресурсам.

В связи с этим я ставлю следующие цели и задачи использования компьютера в работе:

·         осуществление индивидуально-личностного подхода в обучении;

·         расширение кругозора;

·         развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного мышления;

·         пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.

Всю мою работу в этом направлении можно представить с помощью схемы.

http://gigabaza.ru/images/87/172338/4de0cf85.png

Ознакомившись с «Рекомендациями по использованию компьютеров в начальной школе», данными Министерством образования Российской Федерации, я прошла в 2010году курсы  «Информационные технологии». Своё педагогическое просвещение в данном направлении я продолжаю постоянно. В этом мне помогает Интернет, где я нахожу методические рекомендации по использованию компьютерных технологий, знакомлюсь с новинками литературы в этой области. Кроме того, мне интересны мнения педагогов по целесообразности использования компьютеров в начальной школе. У некоторых имеются возражения философского и чисто практического характера. Но я согласна с теми, кто убеждён, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретённых навыках работы на них, дети будут лучше подготовлены к жизни. Я считаю, что компьютер предоставляет новые возможности для творческого развития детей и учителей. Расширяются возможности в выборе материалов и форм учебной работы, уроки становятся яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.

Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. А именно:

·         значительно расширяются возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации.

·         усиливается мотивация ученика. Этому способствует возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности.

·         формируются самостоятельность и активность детей в учебной деятельности.

·         изменяются способы управления учебной деятельностью, которые погружают учащихся в определённую игровую ситуацию, излагают учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д.

·         качественно изменяется контроль за деятельностью учащихся. Учителю не нужно призывать учащихся к порядку и вниманию.

В своём коллективе я нашла единомышленников, заинтересованных людей. Мы обсуждаем возникающие проблемы, обмениваемся информацией по данной проблеме. Я, как руководитель ШМО, оказываю методическую помощь педагогам нашей школы при разработке уроков и внеклассных мероприятий с применением компьютерных технологий. В этом году я решила поделиться своими наработками с педагогами города. Была организована творческая группа «Компьютер в помощь учителю», на заседаниях которой мы стараемся решить всё ту же проблему: как, применяя современные технологии, повысить интерес к изучаемым предметам, развивать интеллектуальные способности детей. Самое главное, как повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в начальной школе при обязательном условии охраны и сохранения здоровья детей. В ходе обмена опытом работы разрабатываются рекомендации, фрагменты уроков, презентаций, упражнения, направленные на решение этих задач.

Я считаю, что в учебном процессе компьютер стал помощником учителя, а не заменяет его. В качестве такого помощника компьютер представляет собой:

·         источник учебной информации;

·         наглядное пособие;

·         тренажёр;

·         средство диагностики и контроля.

Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Разрабатывая уроки с применением мультимедийного оборудования, я тщательно продумываю каждый этап урока. Ведь ученику начальной школы нельзя работать за компьютером более 20 минут, поэтому и необходимо использовать это время с наибольшей эффективностью. Я делю это время на фрагменты по 2-3 минуты и использую на протяжении всего урока. Другое дело – интерактивная доска. Продолжительность работы с ней санитарными нормами не ограничена. Поэтому я, разрабатывая урок, полностью опираюсь на помощь интерактивной доски (приложение 1). Её свойства дают возможность применять разнообразные виды упражнений и заданий. Кроме того, она может выступать как демонстрационный экран для показа системы слайдов (презентации), созданных в программе Microsoft Power Point. Они легко охватывают учебный материал большой темы или её отдельных частей. При демонстрации некоторые слайды можно пропустить или очень быстро вернуться к уже просмотренным. Применение презентаций в начальной школе возможно при изучении любых учебных дисциплин. Но особенно эффективно оно при прохождении курса «Окружающий мир». Это обусловлено тем, что у младших школьников способность к абстрактному мышлению развита слабо, все изучаемые явления должны раскрываться с помощью наблюдений. Я думаю, что ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый ребёнок способен овладеть материалом школьной программы. Здесь нет скучающих. Так решается проблема развития познавательных интересов.

Овладеть компьютерной грамотностью ученикам начальных классов помогают и занятия в кружке, который я веду второй год. Здесь ребята знакомятся с программами Paint, Microsoft Office Word и Power Point. Дети учатся работать по алгоритму. У учащихся, работающих в программе Paint, развиваются эстетический вкус и творческие способности. Дети учатся работать с текстом, редактировать его, создавать презентации. Также ребята учатся использовать Интернет для получения необходимой информации. Всё это готовит наших учеников к обучению в среднем звене. У ребёнка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Для развития творческого, логического мышления, памяти, внимания я использую специальные упражнения из компьютерных образовательных программ. Так же применяю задания, которые разработала сама.

Работая с детьми в группе продлённого дня, я и здесь использую мультимедийное оборудование для показа мультфильмов и слайдов.

Применяю я компьютерные технологии и во внеклассной работе. Мероприятия становятся более зрелищными, яркими и оказывают большее воспитательное воздействие на личность ученика, чем традиционные праздники. Они воздействуют на эмоциональную и интеллектуальную сферу. Особенно детям нравятся анимация, которая акцентирует внимание на эмоциональном состоянии героев.

Таким образом, опыт показывает, что компьютер естественно вписывается в жизнь ученика и учителя начальной школы и является ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы.

«Технические достижения не стоят ровным счётом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» - отмечает Крейг Барретт, и я с этим полностью согласна.